Конспект занятия по психологии в педагогическом колледже

  Конспект проведения урока

По общей психологии

В педагогическом колледже

Дата проведения:

Время проведения: 8.00

Дата подписи конспекта: _____________

Подписи: ___________________________

     

Раздел курса: Общая психология

Тема урока: Характеристика памяти

Тип урока: сообщение новых знаний

Длительность урока: 80 минут.

Цель урока

1. Дать учащимся знания об особенностях памяти. Познакомить с физиологическими основами памяти.

2. Развивать мыслительную деятельность учащихся, умение применять на практике ранее полученные знания, а так же при изучении нового материала, делать выводы.

3. Приучить учащихся к систематической работе над учебным материалом, укрепить у них ответственное отношение к учебе как разновидности труда.

Список литературы:

Дубровина И.В. Психология.

Крутецкий В.А. Психология

Общая психология под ред. В.В. Богословского

Общая психология под ред. А.В. Петровского

Щербакова А.И. Практикум по общей психологии.

17 стр., 8250 слов

Вопросы к курсу общей психологии: 1. Предмет общей психологии

... направления для исследования поведения — проведение экспериментов в лабораторных, искусственно создаваемых ... среде. Гештальтпсихология - направление в зарубежной психологии, исходящее из целостности человеческой психики, ... во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем ее. Но если ... предметное отражение действительности. Свойства ощущений Общими свойствами ощущений является качество, интенсивность, ...

Наглядные пособия, дидактический материал: презентация, схемы, карточки с заданиями, учебники.                  

Структура урока.

1.Организационная часть-5 мин.

2.Сообщение цели урока-1 мин.

3.Объяснение нового материала — 65 мин

4.Первичное закрепление материала – 13 мин.

5.Разъяснение домашнего задания-2 мин.

6. Окончание урока – 4 мин.

                                                                                                                                                 

Ход урока.

Орг.момент.- 5 мин.

— Здравствуйте, уважаемые студенты! Садитесь. Сегодня урок по общей психологии у вас буду вести я – Сираева Алина Мингаязовна. Я студентка – практикантка из НГПИ. Отметим отсутвующих.

Сообщение цели урока-1 мин.

Сегодня мы с вами изучим новую тему, которая называется «Характеристика памяти».

Цель урока – дать знания об особенностях памяти. Познакомить вас с физиологическими основами памяти. Тема очень интересна тем, что память имеет свои особенности. Вы узнаете про виды и процессы памяти. И чем они отличаются друг от друга. Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Запишите тему и план. (начинается показ презентации)

План урока следующий:

Общее понятие о памяти. Ее значение.

Теория памяти.

Процессы памяти:

а) запоминание,

б) сохранение,

в) узнавание,

г) воспроизведение.

4. Виды памяти и их характеристика.

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга. Платон первый среди ученых заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дал определение: Память – это отпечаток перстня на воске. Он считал память хранилищем всех знаний.

12 стр., 5650 слов

Использование инновационных технологий на уроках «Человек и мир»

... 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА "ЧЕЛОВЕК И МИР" 1.1 Виды инновационных технологий на уроках "Человек и мир" В ... определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего ...

Вопрос. Что такое память? Кто как думает? (отмечаю студентов, которые ответили верно, в своем журнале поурочного балла)

П=ЗСУВ (опыт)

Запишем определение. Память — форма психического отражения, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»).

По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

Вопрос. Как вы думаете, в чем значение памяти? Кто как считает, пожалуйста. Может, кто то думает по-другому? Каким вы представляете человека без памяти? Представьте, что все люди потеряли память. Что при этом с нами случится? (отмечаю студентов, которые ответили верно, в своем журнале поурочного балла)

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,— уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

17 стр., 8065 слов

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека 3

... нервных связей (ассоциаций); - Биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур; - Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и ... всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер. 5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой ...

Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.

Представим себе человека, который утратил память. Студента утром разбудили, сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия. Скорее всего он не пришел был на учебу, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ни слова. Прошлого для него больше не существовало бы, настоящее бесперспективно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.

Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.

Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

Итак, теперь запишите что вы запомнили из моих слов о значении памяти.

(самостоятельно записывают – даю 5 минут)

Кто не закончил? Итак, кто прочитает свои записи? Люба, прочитай. Спасибо. Кто еще прочитает? Катя, пожалуйста. Спасибо, девушки. (отмечаю в журнале поурочного балла)

Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

Мы с вами закончили изучение первого вопроса. У кого есть вопросы, поднимите руку.

Перейдем ко второму вопросу. Он называется «Теория памяти».

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Разумеется, следы прежних воздействий нельзя понимать как какие-то отпечатки, наподобие следов человека на влажном песке. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах (прочность следов и зависит от того, какие изменения, электрохимические или биохимические, имели место).

Эти следы могут при определенных условиях оживляться (или, как говорят, актуализироваться), т. е. в них возникает процесс возбуждения в отсутствие  раздражителя,  вызвавшего указанные  изменения.

Образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую. основу ассоциаций. Об этом и говорил И. П. Павлов: «Временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей».

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... то, включить что подлежит запоминанию, в контекст уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Чтобы ассоциация закрепилась необходимо совпадение ... использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и ... использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Восприятие, в которых человек познает окружающий действительность, обычно не исчезают бесследно. ...

В настоящее время нет единой теории механизмов памяти.

Более убедительна нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменение в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов не соответствует той или иной закрепленной информации.

Другая теория —  молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых «записывается» поступающая в мозг информация (примерно так, как на магнитофонной ленте записываются слова и музыка).

Ученые даже пробуют извлечь из мозга умершего животного эти, как они называют, «молекулы памяти».

Многие столетия разрабатывалась ассоциативная теория механизмов памяти.

Запишем определение. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в памяти, называют ассоциацией (в переводе с греческого — «соединение», «связь»). Без этих связей, ила ассоциаций, невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.

Сущность ассоциативной связи заключается в том, что появление в сознании одного элемента этой связи вызывает появление в сознании другого элемента этой связи. Я слышу фамилию человека,  у меня в сознании возникает его образ. Я   читаю  английское   слово   «thе  tаblе»,   и  у  меня  всплывает понятие «стол». Ассоциативные процессы обеспечивают запоминание и воспроизведение различных явлений действительности в определенной связи и последовательности.

Ассоциации, или связи, бывают разного рода. Следует различать  три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля): ассоциации по смежности, ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту.

В основе ассоциаций по смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Если какие-то предметы человек воспринимал расположенными близко друг к другу в пространстве или следующими непосредственно друг за другом во времени, то между ними возникает ассоциация. Ассоциации по смежности возникают, например, при заучивании иностранных слов, алфавита, таблицы умножения (временная ассоциация), расположения фигур на шахматной доске (пространственная ассоциация).

6 стр., 2870 слов

Развитие музыкальной памяти

... первичных функций сна является консолидация информации.   Закономерности памяти   Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им ... никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.). В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии слогов забывание идет вначале очень ...

Или, например, «в прошлом году я после празднования нового года ездила в Казань» — вспомнил кто-то в Новый год этого года.

Ассоциации по сходству возникают в тех случаях, когда предметы и явления чем-то похожи друг на друга». Вид плакучей ивы может вызвать в сознании образ женщины в горе; рассказ о великом полководце Кутузове может вызвать образ Суворова. Или, например, «Ваше и имя отчество, Александр Иванович, я легко запомню. У нас в школе математику преподавал Александр Иванович».

По контрасту ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления. Получив плохую отметку, ученик вспоминает, как он раньше получал по этому предмету хорошие отметки. Читая в книге о, смелом поступке человека, можно вспомнить о трусости, проявленной другим человеком в подобной ситуации.

Конкретное содержание ассоциации определяется целым рядом условий, в частности большую роль играют интересы, профессия человека. Например, нетрудно догадаться, какого рода образы по ассоциации вызовет слово «корень» у математика, ботаника, зубного врача и словесника.

Ассоциативные механизмы несомненно имеют место в памяти. Используя их, можно организовать запоминание и воспроизведение.

У кого-нибудь есть вопросы по материалу? Кому не ясно?

Перейдем к 3 вопросу нашей темы, который называется Процессы памяти.

Память — сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них —запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.

П=ЗСУВ 

 Запишем их.

Вопрос. Как вы думаете, с чего начинается деятельность памяти? Кто как думает? Правильно. Оно начинается с запоминания, т. е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание — это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения.

Процесс запоминания протекает в трех формах:

-запечатление

-непроизвольное запоминание

-произвольное запоминание.

Запишем. Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.

6 стр., 2980 слов

ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛА

... информацию о: 1) понятии вида памяти; 2) феноменологии памяти (особенности обрабатываемого материала, коды памяти) 3) механизмах памяти; 4) факторах, влияющих на эффективность запоминания и сохранения содержания памяти; 5) основных фактах, законах, ...

Запечатление происходит сразу по всем каналам восприятия — запечатлеваются звуки, картинки, ощущения.

Обязательным условием запечатления является эмоциональное впечатление. (художники, композиторы)

Вопрос. Как вы думаете, что такое непроизвольное запоминание? Кто ответит? Кто-то хочет добавить? А кто думает иначе?

Непроизвольное запоминание — сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события. Например, Учитель в школе через какое-то время начинает запоминать учеников, которых не учит, но с которыми несколько раз сталкивался в коридоре школе.

Вопрос. А кто мне скажет, что такое произвольное запоминание?

Ведущей формой запоминания у человека является произвольное. Оно возникло в трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.

Вопрос. В обучении, когда объем запоминаемого материала большой, или при необходимости удержать большой объем информации в соответствии с целью деятельности человек прибегает к чему? Кто как думает? Правильно, к заучиванию.

Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. Заучивание представляет мнемическую деятельность, направленную на сохранение в сознании того, что с связано с целями намерениями личности (учитель, начиная работать с классом, ставит цель запомнить учеников).

Рассмотрим некоторые закономерности запоминания.

Зависимость запоминания от цели, которую поставил человек.

(учебный предмет, который учат студенты для того, чтобы только сдать экзамен, забывается сразу после экзамена).

Цель, более значимая эмоционально или практически, способствует более прочному запоминанию. Например, в одной группе дети заучивали слова, в другой заучивание этих слов было включено в игру «магазин». Как вы думаете, в какой группе слова запомнились лучше? Правильно, во второй, так как в игре абстрактная цель запомнить превращалась в жизненно важную.

Зависимость запоминания от организации процесса заучивания. Эта закономерность проявляется в продуманной последовательности заучивания и распределения заучиваемого материала во времени.

При работе студенту и школьнику приходится учить одновременно ряд разных учебных дисциплин. Следует организовать заучивание так, чтобы два сходных предмета не учить один за другим. Труднее дифференцировать и удержать в памяти сходный материал. Прочнее и легче будет запоминание, если учить математику, стихотворение по литературе при такой последовательности: сначала математику, а затем стихотворение. Не стоит учить друг за другом схожие предметы. Например, иностранный язык и татарский, математику и физику.

13 стр., 6227 слов

Практические рекомендации по улучшению памяти, мнемотехнические ...

... Память -- это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Память ... механизмы забывания, узнавания, припоминания. Нейрофизиологическая гипотеза о механизмах памяти состоит ... памяти. Виды памяти Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания ...

Заучивание следует распределять по времени. Продуктивнее возвратиться к материалу через 2-3 часа, чем читать подряд 2-3 раза.

При запоминании, близком к тексту, большой по объему материал следует разбить на логические части и заучивать по частям, возвращаясь через некоторое время к повторению его в целом.

В запоминание следует включать все виды памяти. В учении всегда следует опираться на зрение, слух и двигательную память. Поэтому, запоминая материал, его следует записывать, конспектировать, читать, повторять вслух или про себя.

Запоминая сложный материал, его следует воспроизводить вслух. Воспроизводя про себя, человек вспоминает опорные положения. Воспроизводя вслух, он воспринимает свой развернутый ответ и точно фиксирует, что он запомнил, а что ему следует еще повторить.

При запоминании материала, в котором преобладают механические связи, следует применять мнемические, или мнемотехнические приемы запоминания — специальные приемы для облегчения запоминания.

Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (» Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый — Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп и т.д.)

Ритмизация- перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Вопрос. Кто может привести пример? (Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Медиана — это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну.)

Находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук — запомнить это будет легко, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма. Чтобы повысить эффективность запоминания по «методу связок», полезно сильно искажать пропорции ( огромный «жук»); представлять предметы в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» на даме «люстре»).

Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив квартиру, — все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

21 стр., 10178 слов

Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников ...

... при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Главная мысль - при запоминании, и при воспроизведенении материал обычно выступает в ... подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контексте определенных смысловых связей [22]. Деятельностный подход . В контексте этой теории память выступает как особый ...

При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы:

Выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89= 35+ 54;

Выделить знакомые числа — например, в числе 859314 выделить 85- год рождения брата, 314- первые цифры числа «пи» и т.д.

Эффективным приемом является запоминание опорных слов, дат с которыми увязывается вновь заученное. Этот прием называют «вешалкой». Например, даты исторических событий легче запомнить, если заучивать не каждый год, в отдельности, а запомнить одну дату и, отталкиваясь от нее, запоминать следующие события, как бывшие через 2, 3, 5 лет после нее. (Пушкин родился в 1799г., Гоголь – 1809 г. Лермонтов -1814; Лермонтов родился в 1814, умер – 1841; И.С.Тургенев родился в 1818 г. (18-18), А.С. Пушкин родился на один год раньше XIX столетия (1799))

Экспериментально доказано, что всякое запоминание, в том числе и непроизвольное, есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. В одном опыте испытуемым предлагали расклассифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой карточке, кроме предмета, было изображено число. После опыта испытуемых просили вспомнить, что они видели на карточках. Оказалось, что в этом случае хорошо запомнились предметы. Что же касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что вообще их не видели. В другом опыте надо было разложить карточки по порядку изображенных на них чисел. В этом случае все обстояло наоборот: хорошо запоминались числа и почти не замечались картинки.

Таким образом, запоминается то, с чем человек действует. Эта закономерность обнаружена и в опытах с практическими, трудовыми действиями.

Следующие процессы памяти — Сохранение и забывание. Сохранение — это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание — исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание — это плохое сохранение материала памяти. Поэтому сохранение — это не что иное, как борьба с забыванием.

Вообще говоря, забывание — весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации.

Вы можете задать вопрос: а почему же мы тогда говорим о необходимости борьбы с забыванием? Дело в том, что человек, к сожалению, часто забывает то, что ему нужно и важно помнить.

Поэтому и речь идет не о борьбе с забыванием вообще, а о борьбе с забыванием нужного, важного, полезного материала. Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавания. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкреплении.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное ила частичное) забывание характеризуется тем, что человеку  на  протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но/спустя некоторое время все же воспроизводит его. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание — их распадом. И то и другое — результат отсутствия подкрепления этих связей в течение’ меньшего или большего времени.

Чтобы уменьшить забывание, необходимо выполнить ряд операций. Во-первых, понять, осмыслить информацию (механически выученная, но не понятая до конца, она забывается быстро и почти полностью — кривая забывания Эббингауза Iа (рис.).

Во-вторых, повторять информацию (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).

а- бессмысленный материал

б- материал, который прошел логическую обработку

в- при систематическом повторении.

Нужно чаще повторять в первые дни после заучивания, потому что тогда потери от забывания максимальны. Лучше действовать так: в первый день — 2-3 повторения, во второй — 1-2, с третьего по седьмой — по одному повторению, после этого одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и приводящее к почти полному забыванию информации через неделю после сессии.

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и следующей за ним. Отрицательное влияние первой получило название проактивного торможения, а второй — ретроактивного торможения. Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если она требует значительных усилий.

Изучение процесса забывания выявило одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение (особенно обширного материала) обычно бывает не сразу после окончания заучивания, а через 1—2 дня, когда материал как бы закрепится в памяти.

Запишем. Такое отсроченное воспроизведение того, что казалось не закрепившимся в памяти, называют реминисценцией (от латинского слова, означающего «вспоминание»). Реминисценция чаще встречается у детей, чем у взрослых, и возникает в результате отдыха и снятия торможения, вызванного утомлением нервных клеток мозга. Из этого вытекает важная рекомендация: непосредственно перед ответом или экзаменом загружать свой мозг заучиванием не следует. Гораздо лучше можно ответить, если закончить подготовку хотя бы за день.

Роль повторений. Важное средство против забывания — повторение. «Повторение — мать учения» — гласит пословица. Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти. Учитывая, что забывание происходит особенно быстро в первое время, начинать повторять нужно как можно раньше, чтобы предупредить забывание, а не тогда, когда учебный материал уже почти забыт. В этом случае мы, по выражению великого русского педагога К. Д. Ушинского, будем «укреплять здание», иначе же нам придется «чинить уже развалившееся здание». Чем раньше мы приступаем хотя бы к беглому повторению материала, тем легче он полностью восстанавливается и тем меньше требуется для этого повторений.

Основной путь предупреждения забывания — это применение усвоенных знаний на практике. Школьник, систематически применяющий в упражнениях и диктантах выученные правила правописания, не, забывает их. Решая задачи на определенные правила, учащиеся прочно запоминают эти правила.

Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. В чем же отличие этих процессов друг от друга?

Вам, несомненно, знакомы такие факты, когда вы хотите и никак не можете вспомнить услышанную когда-то мелодию, фамилию человека, содержание прочитанного рассказа, материал учебного предмета. Не можете вспомнить — значит забыли? Но вот вы снова слышите эту мелодию или фамилию человека, читаете рассказ или раздел учебника, и у вас возникает своеобразное чувство знакомости, т. е. вы осознаете, что все это уже воспринимали раньше. Значит, это не совсем было забыто, иначе чувство знакомости не появилось бы.

Итак, воспроизведение — процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновения в них возбуждения. Узнавание — появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).

Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Физиологически это означает наличие различных следов — стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных «(узнавание).

Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести. Об этом свидетельствуют простые опыты. Человеку предъявляли 50 различных объектов (слов, рисунков).

После основательного знакомства с ними испытуемый должен был воспроизвести (назвать) все запомнившиеся объекты. После этого ему предъявили уже 100 объектов (тоже слов, рисунков), среди которых 50 были те же самые, которые предъявлялись раньше, а 50 —новых, незнакомых. Нужно было среди  этих 100 объектов узнать те, которые предъявлялись раньше. Средний показатель воспроизведения составил 15 объектов, узнавания — 35 объектов.

Отсюда следует, что узнавание  не может быть показателем прочности запоминания, и при оценке эффективности запоминания надо ориентироваться только на воспроизведение. Непониманием этого объясняются частые случаи неудачного ответа ученика по материалу, который он, как ему кажется, добросовестно учил. Дело в том, что, решая вопрос об усвоении материала, ученик ориентировался на узнавание. Он читает материал по учебнику еще раз, и ему все знакомо. Знакомо — значит, усвоено, считает ученик. Но учитель-то требует от ребенка не узнавания, а воспроизведения. Поэтому при заучивании необходимо проверять себя на воспроизведение и считать материал усвоенным только тогда, когда, закрыв учебник, можешь безошибочно рассказать содержание соответствующего раздала, доказать теорему, решать задачу.

Когда ученик вспоминает хорошо знакомый материал, например выученное наизусть стихотворение, грамматическое или математическое правило, то он воспроизводит его легко, без всяких волевых усилий. В тех же случаях, когда ученик не очень четко усвоил учебный материал или давно не повторял его, воспроизводить его уже трудно. Здесь пробегают к припоминанию.

Припоминание — наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти. Когда школьник припоминает тот или иной забытый им исторический факт, он легче воспроизводит его в связи с другими фактами и событиями. Успех припоминания зависит, таким образом, от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти. Важно также попытаться вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. Припоминая, где забыл, книгу, мальчик старается вспомнить все, что происходило с ним в течение дня, где он в последний раз был, когда книга находилась у него в руках, с кем он при этом разговаривал, о чем думал. Припоминая все эти обстоятельства, мальчик активно воспроизводит те ассоциации, которые воссоздают последовательность событий и облегчают припоминание забытого.

Учитель должен помнить совет К. Д. Ушииского — не подсказывать нетерпеливо, ученику, старающемуся, припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания—то, что удалось припомнить самому ученику, будет в дальнейшем помниться хорошо.

Итак, мы с вами разобрали 3 вопрос.

А теперь староста, раздайте пожалуйста учебники. Откройте страницу… вам нужно будет самостоятельно законспектировать виды памяти.

Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека.

В основу видовой классификации памяти положены три основных- критерия (признака):

1) объект запоминания, т. е. то, что запоминается. Что же запоминается человеком? Предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная;

2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память;

 3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память

Короче  говоря,   виды  памяти  различают  в  зависимости  от того,- что  запоминается,   как  запоминается  и  насколько  долго помнится.

Итак, охарактеризуем данные виды памяти.

Память

Что?                                                Как?              Насколько долго

НП                 ПП

образная

моторная                                                                                        

эмоциональная                        кратковремен.     оперативная

                                               

словесно-                                                                                            долговремен.

логическая

Перерисуйте пожалуйста схему.

Образная память. Образная память это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности,.

Различают подвиды образной памяти

зрительную,

слуховую,

осязательную,

обонятельную

 вкусовую.  

Зрительная  и  слуховая   память  наиболее  отчетливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой  промышленности,  специалистов  парфюмерного производства) или наблюдается у людей, лишённых зрения и слуха.

Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Некоторые художники, например, могут писать портреты по памяти, не нуждаясь в том, чтобы люди позировали им. Композиторы Моцарт М. А. Балакирев, С. В. Рахманинов могли запомнить сложное музыкальное произведение, прослушав его всего один раз.

Некоторые люди обладают очень ярко выраженной образной памятью, называемой эйдетической памятью (от греческого слова «эйдос» —образ).

Эйдетические образы — следствие длительной инертности возбуждения центрального коркового звена зрительного или слухового анализатора. Поэтому человек-эйдетик некоторое время после восприятия продолжает совершенно отчетливо, во всех деталях видеть только что воспринятую картину, слышать прослушанную мелодию и т. д.

Точность воспроизведения, т. е. соответствие образа оригиналу, существенно зависит от участия речи при запоминании. Самую важную роль здесь играет правильное объяснение и понимание того, что воспринимается. Школьники, воспринимающие предмет вне словесного объяснения, как правило, воспроизводят его образ неточно фрагментарно (отрывочно).

Словесно-логическая память. Словесно-логическая память выражается, в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому и вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим.

Этот вид памяти специфически человеческий. Животные обладают остальными тремя видами, памяти, но словесно-логическая память у них отсутствует.

Воспроизведение мыслей не всегда происходит в том же словесном выражении, в каком они были первоначально выражены. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл учебного материала, суть мыслей, а буквальное словесное воспроизведение их не требуется. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения и т. д.).

Однако буквальное воспроизведение словесного материала может происходить без понимания его смысла, тогда его заучивание будет уже не логическим, а механическим запоминанием. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем менее развита речь школьника, тем труднее ему выразить смысл своими словами. Но в этом случае как раз и важно побуждать его пересказывать учебный материал своими словами.

Запоминание смысла — это запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нем наиболее важное и значимое, а что второстепенное. Следовательно, запоминание и воспроизведение смыслового материала тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Дети, особенно младшего школьного возраста, самостоятельно выделяют существенные признаки с большим трудом, им необходима помощь учителя. Что касается деталей, то дети запоминают и воспроизводят их нередко очень хорошо, придают им непропорционально большое значение, особенно когда эти детали обладают яркой наглядностью, конкретностью и эмоциональным воздействием.

Двигательная (моторная) память.  Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т. д.).

Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте, гимнасту мысленно «ощутить» порядок движений в разученной комбинации.

Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными движениями соответствующих мышц. Напряженно представляя себе движение, мы незаметно для самих себя осуществляем его.

Эмоциональная память. Эмоциональная память память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определенных условиях — человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх.

Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Пережитые в сохраненные в памяти чувства выступают как побудительные силы либо к совершению того или иного действия, либо к отказу от действия, если с ним связаны отрицательные переживания в прошлом. Эмоциональная память —важнейшее  условие духовного развития человека. Если бы человек забывал чувство радости и удовлетворения от совершения благородного и морального поступка, так же как и угрызения совести, вызванные дурным поступком, то он имел бы слабое побуждение к новому свершению благородных дел и воздержанию от дурных, аморальных.

Воспроизведение ранее пережитого чувства возможно при определенном условии: повторном восприятии или припоминании того, что связано с ним в прошлом.

Следующие виды памяти — Произвольная и непроизвольная память. Эти виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если  не ставят специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов,  без волевых усилий, то это память непроизвольная. Так, ученик запоминает интересную книгу, кинофильм, события, произведшие на него большое впечатление, интересный рассказ учителя. Однако запоминается само собой далеко не все, что надо человеку помнить. Если ставят специальную цель запомнить, применяют .соответствующие мнемические (от греческого слова «мнем«» — память) приемы, производят волевые усилия, то это память произвольная.

Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка вначале строится в основном на непроизвольной памяти и приобретается ребенком без специального намерения запомнить и без специальных усилий. Однако в сознательной, активной деятельности, при усвоении системы знаний, умений и навыков (например, в учении) произвольная память занимает ведущее место.

Кратковременная, долговременная и оперативная память. Наблюдениями и экспериментальными исследованиями последних лет установлено существование двух основных с точки зрения длительности сохранения видов памяти: кратковременной памяти, (КП) и долговременной памяти (ДП). Кратковременная память (КП) — процесс относительно не большой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Такова память машинистки, которая печатает текст. Каждое слово, фразу она помнит точно, но всего несколько секунд. Переводчик точно сохраняет в памяти фразу, пока ее переводит. При переходе к новой фразе точная формулировка предыдущей тут же забывается. Аналогичные проявления кратковременной памяти наблюдаются в работе стенографистки, оператора и представителей других видов скоротечной деятельности. В этом явлении, видимо, имеется своя целесообразность. Если бы вся старая информация оставалась в памяти, внимание не могло бы переключиться на восприятие и удержание новой информации.

Что такое КП, легко понять из следующего простого опыта. Представьте, что я прошу вас немедленно повторять за мной слова, которые я буду произносить в случайном порядке. Вы будете это делать безошибочно в течение часа и более. Затем я попрошу вас повторить весь ряд слов заново. Разумеется, никто этого сделать не сумеет. Почему? Потому что вы, повторив слово (а для этого надо было запомнить его хоть на несколько секунд), немедленно забывали его. Иначе говоря, деятельность ваша осуществлялась по принципу: воспринял — воспроизвел — забыл. Это и есть проявление КП.

Долговременная память (ДП) характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В ДП происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде — в более обобщенном и систематизированном. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. Поэтому человек каждый момент и не осознает всего, что хранится в его ДП — своеобразной «кладовой» его знаний. Понять это легко на следующем примере. Я задам вам вопросы, ответов на которые в вашем сознании сейчас не существует. Вы об этом просто не думаете. Итак, вопрос: «Ваша фамилия?» Или: «Чему равна сумма внутренних углов треугольника?» Или: «Какой город является столицей Украины?». Вы ответили правильно. Но где были эти знания минуту назад? В ДП,  откуда вы их «извлекли» в нужный момент.

Однако уже сейчас известно, что при кратковременной памяти воспроизведение материала происходит в той «фотографической» форме и последовательности, в которой он воспринимался, на переработку материала просто нет времени. При долговременной памяти воспринятый материал, как уже отмечалось, реконструируется.

Помимо указанных двух видов, выделяется еще и третий вид памяти. Какой? Да, это — оперативная память (ОП).

Оперативной памятью (ОП) называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности.

Например, в процессе решения задачи или математического действия необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операций, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно — использованную информацию, утратившую свое значение, помнить нерационально — ведь ОП должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Таким образом, мы закончили изучение 3 вопроса. У кого есть вопросы по теме?

Мы с вами изучили тему «Память. Ее характеристика». Я вам даю 5 минут чтоб вы прочитали свои записи.

Первичное закрепление материала – 10 мин.

Что такое память?

Какие существуют теории памяти?

Перечислите виды памяти в зависимости от того, что запоминается.

Перечислите виды памяти в зависимости от того, как запоминается.

Перечислите виды памяти в зависимости от того, на сколько долго запоминается.

Назовите процессы памяти.

(отмечаю студентов, которые ответили верно, в своем журнале поурочного балла)

Разъяснение домашнего задания – 2 мин.

— Запишите домашнее задание к следующему уроку. Дома прочитать тему «Память» по учебнику Дубровиной. На следующем уроке будет лабораторная работа по данной теме. Поэтому вам необходимо закрепить данный материал. Законспектировать индивидуальные различия памяти и особенности памяти школьников.

Найти игры и упражнения, как развивать память.

(Жукова О.С., Ступеньки к школе. Игры и упражнения для развития памяти будущего отличника.

Сунцова, Курдюкова: Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста

Петухова Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет)

Окончание урока-4 мин.

     За работу на уроке я ставлю «5»…,…,…,…, За глубокое и полное овладение учащимися учебной программы содержанием, умение выделить теоретическое и практическое в учебном материале, умение самостоятельно построить свой ответ. «4»…,…,…,…,…, за глубокое и полное усвоение содержанием материала, за умение правильно изложить и доказать изученное понятие, определение, теоретическое положение.

Остальные учащиеся были менее активны. На следующем уроке буду спрашивать, задавать вопросы, проверять домашнее задание у Вас …! Подготовьтесь, пожалуйста!

-На этом наш урок закончился. Спасибо за внимание, все свободны.