Содержание:
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы использования произведений татарских поэтов и писателей при формировании у дошкольников интереса к родному краю………5
1.1. Психолого-педагогические основы формирования интереса к родному краю у детей дошкольного возраста………………………………………………………5
1.2. Произведения татарских поэтов и писателей, как средство формирования интереса к родному краю у детей дошкольного возраста……………………….11
Выводы по первой главе……………………………………………………………15
Глава II. Практическая работа по разработке развлечения по формированию интереса к родному краю с использованием произведений татарских поэтов и писателей……………………………………………………………………………16
2.1. Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста к родному краю…………………..16
Заключение…………………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………………24
Введение
Воспитание у детей чувства гордости за свою Родину, любви и уважительного отношения к Родине, к родному краю, развитие мотивации к его познанию является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие патриотических чувств.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Важнейшей составляющей частью патриотических чувств у человека является любовь к малой родине. Первооснову воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста составляет привязанность и любовь к родным людям и ближайшему окружению.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста ... содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма. Помимо процесса создания ...
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке накоплен богатый опыт в области теории воспитания патриотических чувств, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме (К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова, А.С. Мерлина, Н.Ю. Ясева, Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова и др.).
Во взглядах на развитие патриотических чувств у личности существуют различные подходы, и авторы предлагают свои технологии воспитания любви детей к родному краю. С конца прошлого столетия методистами подчёркивается необходимость регионального подхода в образовательном и воспитательном процессе, т.е. использование материала, отражающего специфику того или иного региона России. Башкортостан имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические особенности, которые нашли отражение и в произведениях татарских поэтов и писателей.
В дошкольном образовательном учреждение систематически ведется работа по формированию у дошкольников интереса к родному краю, но воспитатели не используют при этом произведения татарских поэтов и писателей. Исходя из этого выбрана тема исследования: Использование произведений татарских поэтов и писателей при формировании у дошкольников интереса к родному краю.
Объект исследования: процесс формирования у дошкольников интереса к родному краю.
Предмет исследования: произведения татарских поэтов и писателей как средство формирования у дошкольников интереса к родному краю
Цель исследования: выявить влияния произведения татарских поэтов и писателей на процессе формирование у дошкольников интереса к родному краю
Гипотеза исследования: воспитание у дошкольников интереса к родному краю в ДОУ будет эффективным, если целенаправленно и систематически использовать произведения татарских поэтов и писателей.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Раскрыть психолого-педагогические основы формирование интереса к родному краю у дошкольников.
3. Выявит возможности произведениях татарских поэтов и писателей на процессе формирования у дошкольников интереса к родному краю.
Методы исследования:
теоретические (анализ литературы).
эмпирические (разработка конспектов).
База практики: МАДОУ «Детский сад — № 81 ОВ»
Глава I. Теоретические основы использования произведений татарских поэтов и писателей при формировании у дошкольников интереса к родному краю.
1.1. Психолого-педагогические основы формирования интереса к родному краю у дошкольников.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача сегодня особенно актуальная. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, без стихов, рассказов, сказок и песен о родном крае. Воспитание любви к своей Родине — это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение [7, с. 46].
Формирование у младших школьников представлений и понятий о природных ...
... которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель ... нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и ...
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими компонентами гражданского воспитания. Дошкольное детство — яркий период жизни человека, из которого ребёнок вынесет, конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений, которую надо передать детям, наполнив их сердца неугасаемым светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, посёлка, села, деревни [23, c. 36.].
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано [3, c. 51].
О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов [3, с. 29].
Патриотическое воспитание дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Оно начинается у ребенка с отношения к семье и самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, посёлком, а затем и с районом, и его символами [15, c. 117].
Нравственно-эстетическое воспитание детей
... является: теоретически обосновать значение художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Объект: процесс нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет: художественная литература как средство нравственно ...
Для формирования интереса к родному краю очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение [11, c. 37].
В современной педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином [11, c. 288].
……..
для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. — М. : Академия, 2011. — 192 с.
14. Коломийченко Л. В. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников. Детский сад от А до Я №3 / Л. В. Коломийченко, 2012. — С 12.
15. Коломинская Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Я. Л. Коломинская. — Минск. : ТетраСистемс, 2012. — 91 с.
16. Миннуллин Р. М. Детская литература / Р. М Миннуллин. — Казань, 2010. — 25 с.
17. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. — М. : Просвещение, 2009. — 200 с.
18. Панько Е. Н. Пралеска Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации / Е. Н. Панько. — Минск, 2009. — 304 с.
19. Радина Н. К. Изучение само-принятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье / Вопросы психологии №3 / Н. К. Радина, 2010. — 347 с.
20. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова — М. : Издательский центр Академия, 2011. — 160 с.
21. Татарская художественная литература: Хрестоматия для чтение детей 5-6 лет. — УФА: Восточный университет, 2009. — 80 с.
22. Ушинский К. Д. Воспитание человека / К. Д. Ушинский — М. : Карапуз, 2009. — 256 с.
23. Ясева Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольника / Н. Ю. Ясева — Могилёв, 2011. — 96 с.
24. < pedagogics/00150011_0.html>
25.