ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Профессиональное саморазвитие личности»
Для студентов 6 курса
Составитель:
к.п.н., доцент Захарова О.В.
2012 г.
Лекция 1.
Тема: «Личностный потенциал»
Вопросы:
1. Идея личностного потенциала в науке о человеке.
2. Профессиональное саморазвитие и самопознание педагога.
3. Управление личностным саморазвитием.
Литература:
1. Белова С.В. Педагогика диалога: Теория и практика построения гуманитарного образования. – М.: АПКиПРО, 2006. – 380 с.
2. Введение в педагогическую специальность: учеб. пособие. 4-е изд. стер. / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; под ред. А. С. Роботовой. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 208с.
3. Голованова Н. Ф. Общая педагогика: учеб. пособие. СПб.: Речь. 2005. 317 с.
4. Личностный потенциал: структура и диагностика / под. Ред. Д.А. Леонтьева. — М.:2011, 600 с.
5. Поташник М.М. «Обмиллионенные» школы или «обстотысяченные» учителя, или Много шума из ничего? // Народное образование. – 2010.-№ 9
6. Психология и педагогика: пространства взаимодействия. Материалы «круглого стола» «Психология и педагогика современного образования: возможности и границы взаимодействия». – М.: Школьные технологии, 2010.
I. ИДЕЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В НАУКЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
Под потенциалом понимается возрастание степеней возможного к самой реальности, процесс превращения фактов в вероятности. В отличие от физического, возможное направлено на будущее и определяется через него. Будущее обладает для нас психологической реальностью, поскольку оно в той или иной форме психологически присутствует в настоящем. Рост достигнутого влечет за собой умножение неосуществившихся вариантов развития. Границы человеческой деятельности задаются адъективными условиями и личностными особенностями субъекта (способности, мотивации).
Способы реализации деятельности, закрепляющие содержащиеся в поведенческом поле возможности и шансы, играют важную роль в социальной дифференциации. Другое важное следствие в жизни в мире возможного – вынужденность преодолевать неопределенность. В силу глубокой специализации труда человек должен обращаться к экспертам – к носителям высококвалифицированного знания, носителям умения прогнозирования и оценки ситуации в своей профессиональной области.
Элиты (инженерные, научные…) являются носителями специфических знаний, систем социальных отношений.
Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию.
... понятие дефекта. В специальной психологии и коррекционной педагогике он рассматривается как временный или постоянный недостаток в развитии и/или функционировании либо органов тела человека вследствие длительного соматического или ...
Человек, взятый в аспекте его возможностей, оказывается менее уникальным, чем в аспекте его действительности.
В общем смысле потенциал представляет собой силу, проявляющуюся в известных условиях, помогающую достичь успеха, желаемого уровня жизни, выполнение деятельности.
Гуманитарные науки рассматривают потенциал как источник скрытых возможностей для достижения поставленной цели.
Потенциал человека – способность индивида к самовыражению, самоактуализации и самореализации. Реализуется потенциал человека в защите ценностей: справедливость, доброта, искренность, красота, оптимизм, правдивость, порядочность, организованность, дисциплинированность, постоянное самосовершенствование, саморазвитие, продуктивность деятельности.
Проблема потенциальных возможностей человека приобретает новое звучание в связи с ростом темпа изменений во всех сферах жизни, по-новому подходить к решению проблем на основе динамических аспектов личности – готовность к желательным изменениям и устойчивость к нежелательным.
Потенциал личности рассматривается через пять основных видов человеческой деятельности: гносеологический (познавательный), аксеологический (ценностный), творческий, коммуникативный, художественный (эстетический).
Гносеологический потенциал личности включает в себя такие психологические качества, которые реализуются в познавательной деятельности человека. Аксеологический потенциал личности определяется системой ценностных ориентаций личности в различных сферах жизни. Творческий потенциал определяется способностью к созидательной деятельности в различных аспектах труда. Коммуникативный потенциал определяется возможностями личности в сфере межличностного взаимодействия. Художественный потенциал реализуется в области эстетической деятельности.
Рассматривая потенциал личности как ее адаптацию к общественным требованиям, выделяют следующие личностные качества, способствующие его реализации: культура системного мышления, культура организованного поведения, коммуникативная культура, умение работать в команде, толерантность, стремление к самообразованию и саморазвитию, высокая профессиональная ответственность, организаторские и лидерские качества, устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам, гибкость и креативность мышления, оптимальный стиль поведения, умение представлять свои профессиональные и личностные качества, культура здоровья и здорового образа жизни.
Личностный потенциал составляет ядро личности, минимально подвергается влиянию социальной среды и позволяет человеку преодолевать сложные ситуации.
II. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОПОЗНАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Важным фактором, определяющим развитие современного общества, является образование. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии.
Личность, по мнению А. Н. Леонтьева, не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не родятся, а становятся».
Личность педагога, его мастерство, раскрывается в профессиональной деятельности. Если говорить о будущих педагогах, то первый опыт мастерства они приобретают в студенческие годы.
Современная образовательная ситуация объективно требует становления педагога субъектом собственного профессионального развития. В связи с этим, В. А. Сластенин профессиональное саморазвитиерассматривает какпроцесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека.Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию личностный смысл профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процессами профессионального саморазвития.
Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей
... психологии и философии. 1. Мотивационная сфера личности Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к ... роль в активности и регуляции поведения человека. Установка — неосознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности. Установка чаще всего складывается в результате ...
Профессиональное саморазвитие, считает ученый, складывается из двух компонентов: внешних условий (которые создаются определенными позициями) и внутренних способностей (ими овладевает сам учитель), которые предполагают наличие: а) потребностей — потребность в обновлении, развитии, самопознании, понимании своих действий; б) целей; в) средств.
Саморазвитие имеет различные формы. На первых этапах одна из форм саморазвития «подталкивает», запускает «самопроцессы» (является механизмом), на следующем этапе саморазвития «самопроцессы» порождают, способствуют возникновению, поддерживают новую форму саморазвития (становятся механизмами).
В качестве критериев профессионального саморазвития педагога В. А. Сластенин выделяет:
a)самоорганизацию качественных изменений в личности и деятельности;
b)доминирование в структуре педагогической деятельности действий педагога, направленных на профессиональное самообновление. Изменение своих способов работы;
c)постановка и решение по отношению к самому себе и своей деятельности педагогических, психологических, организационных, предметных задач;
d)способность педагога воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития.
К числу механизмов, обеспечивающих профессиональное саморазвитие педагога, относятся:
· самосознание, ассоциированное с пониманием, признанием, принятием своего Я;
· самоопределение, показанное обозначением границ своего Я;
· самоактуализация,связанная с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в Я человека;
· самореализация, представленная с выражением потенциала Я;
· самодеятельность, которую человек осуществляет как субъект и в которой он объективирует и развертывает свое Я;
· саморегуляция, соединенная с управлением человеком различными сторонами своей личности и с их интеграцией;
· самостроительство, связанное с целенаправленным культивированием и развитием определенных (целостно значимых) способностей, сторон и качеств личности;
· самоидентификация, представленная с отождествлением и разотождествлением себя с какой-либо позицией, ролью;
Направленность и мотивы деятельности личности
... личности являются потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, ... активный, целенаправленный процесс овладения человеком такой формой деятельности, которая определяется уровнем общественного развития. Потребности человека имеют общественно-личный характер, ...
· самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным шкалам.
Как показывают исследования педагогов и психологов В. И. Андреева, А. Адлера, Б. Г. Ананьева, У. Джеймса, Д. Д. Леонтьева, А. Ф. Лосева, А. Маслоу, Г. Мэрфи, Г. Оллпорта, К. Роджерса, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, С. А. Смирнова, В. А. Сухомлинского, Е. Н. Шиянова, К. Юнга и др., потребность в самовыражении является одной из основных для человека.
В связи с этим образование является непрерывным процессом саморазвития, самопознания и самосовершенствования самого себя.
Осуществляемые изменения самого человека недостаточно исследованы. И хотя количество антропоцентрически направленных работ, в том числе посвященных вопросам самости растет, но острота проблемы не снижается.
Слова «самость» книжного происхождения, которое встречалось еще в логике XVIвека. В XVIII веке оно употреблялось в русском литературном языке. В. Г. Белинский употреблял его в значении самобытность, индивидуальность, самостоятельность, личность.
В словаре В. И. Даля «самость» означает «подлинность, одноличность». Некоторые авторы не проводят различия между самостью и «Я». Понятие («самость») введено в оборот К.Г. Юнгом, но ни в его работах, ни в трудах его последователей оно не имело однозначного определения. Существует определенный набор представлений, которыми человек пользуется для определения самого себя. Различают индивидуальное «Я» (биологическое, физическое, физиологическое, психологическое) и социальное «Я».
«Я-концепция» работает как целостная социальная установка, определяющая всю систему отношений личности к себе, ее внутреннюю позицию. Именно на уровне «Я-концепции» происходит противостояние реального поведения человека и некоего «внутреннего» эталона, представлений о себе, которые выстроены в образе «Я». Опытные педагоги знают, заявляет Н.Ф. Голованова, что изменение представления о себе (своей внешности, учебных достижениях, способностях) решающим образом влияет на поведение обучающихся, их успехи в учении, спорте, творчестве.
Тема самости, осуществляющая характеристику целостности человека, используется в философии, социологии, педагогики и психологии. Ее определение и понимание раскрывается в работах педагогов и психологов К. А. Абдульхановой, Б. Г. Ананьева, В. И. Андреева, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, Г. Мэрфи, В. В. Мясищева, Г. Оллпорта, К.К. Платонова, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, С. А. Смирнова, В. А. Сухомлинского, Д. Н. Узнадзе, Д. И. Фельдштейна, Е. Н. Шиянова и др.).
Ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание на многосторонность феномена «самости» как системы и результата. Совершенно очевидно, что реализация всех этих аспектов образования связана с личностью педагога, с необходимостью постоянного ее совершенствования и повышения уровня профессионализма. Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его мастерство.
Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходится менять поле деятельности. Особенно важно это для педагога потому, что учитель живет до тех пор, пока учится.
Преподавателю необходимо выстроить свою профессионально-педагогическую стратегию, которая учитывала бы конкретные индивидуальные особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения мастерства. Ибо образовательная траектория — возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... сумма баллов, которую может набрать учитель, - 15-30, она свидетельствует об отрицательном отношении ученика к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
В связи с этим самость представляет собой интегральное качество личности, осуществляющая способность педагога к профессиональному саморазвитию, самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и самосовершенствованию.
Таким образом, личность, по утверждению В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева — есть высшая инстанция самости, персонализированная, самоопределившаяся среди других, для других и тем самым для себя.
Самопознание— это процесс познания самого себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского оракула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции: «Познай самого себя».
Самопознание невозможно без осознания и оценки педагогом, студентом своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоление себя, социальная активность возникают у человека из переживаний противоречия между требованиями жизни и собственным несовершенством. Но недовольство собой не может постоянно «питать» стремление к самосовершенствованию. Человек должен одновременно и позитивно посмотреть на себя, осознать свою уникальность, отличие от окружающих, опереться на чувство собственного достоинства.
Самопознание организуется способами педагогической технологии: самонаблюдение (наблюдение за собой в деятельности); сравнение себя с другими (психологические игры), здесь важна логика: от сравнения себя с идеалом — к сравнению с реальным человеком и от него – к сравнению себя я самим собой по формуле «был — стал»; самоанализ (творческая деятельность), три «Я»: «Я» в моем представлении (Что я знаю о себе?), «Я» идеальное (Каким я хочу быть?), «Я» зеркальное (Что обо мне думают другие люди?).
Эти способы, считает Н.Ф. Голованова, осуществляются в индивидуальных и групповых беседах, тренингах. Ибо самопознание — это деятельность «Я» как субъекта по познанию (или созданию) образа «Я» (Я концепции).
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. полагают, что самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, выступая также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.
Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека.
Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т. п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта
... «Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога», « Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся», «Определение вида индивидуального стиля деятельности», «Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта», 5. ...
Поэтому так важно для педагога и студента, будущего учителя, овладеть такими способами саморегуляции и самоуправления своей деятельностью как самоконтроль, самоприказ, самоограничение, самостимуляция, самоодобрение, самоубеждение и самовнушение.
Саморегуляцияоснащается с помощью тренингов или практических занятий. Здесь осваиваются более сложные способы саморегуляции и самоуправления своей деятельностью: самоконтроль, самоприказ, самоограничение, самостимуляция, самоодобрение, самоубеждение, самовнушение.
Деятельность самореализации студентов связана с освоением метода самообязательства: самоанализ (в общении, учебе, деятельности); «очерчивание границ» поведения и деятельности; самоконтроль и самоотчет (ведение дневника).
Самообязательства, по утверждению Н. Ф. Головановой, позволяют организовать своеобразный «каркас» для действий будущего педагога по самоопределению и иметь форму «Задания самому себе». Так, например, в школе В. А. Сухомлинского действовали «Десять Нельзя», «Десять Недостойно», «Законы Дружбы». Убедительные, четкие и вместе с тем яркие нравственные правила, считал В. А. Сухомлинский, помогают обучающимся управлять своими желаниями в ежедневном поведении.
Известно, что Л. Н. Толстой в юности составил себе программу самосовершенствования, где было три раздела: совершенствование качеств ума, чтобы стать себе культурным человеком; приобретение качеств души, чтобы служить людям с пользой; искоренение нравственных пороков (бесхарактерность, раздражительность и лень), чтобы уважать себя.
Создание программы самосовершенствования на основе самопознания «Я-концепции» предлагает картину ожиданий обучающегося относительно собственного поведения и личностных качеств, своеобразный «проект самого себя».
Итак, профессиональное развитие, стимулируя определенные мотивы, осуществляет самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Оно в свою очередь способствует выделению четырех типов педагогов: самоактуализирующийся, самодостаточный, самоутверждающийся и внутренне-конфликтный. Наличествуют внешние и внутренние барьеры саморазвития, которые определяются как объективными, так и субъективными факторами.
Результативными формами содействия самопознания и саморазвития являются: теоретические семинары, семинары-практикумы, научно-практические семинары, индивидуальные консультации и помощь в построении индивидуальной программы саморазвития, деловые игры, специальные социально-психологические тренинги и др.
Профессиональное мастерство педагога предполагает наличие определенных умений и навыков, к которым относятся и феномены самости. Образование — это то, что обучающийся делает сам.
Итак, общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности педагога. Успешное становление личности педагога возможно лишь в случае принятия его самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера и своего места в профессии.
Ведь каждый педагог стремиться самоутвердиться в своей профессиональной деятельности, поэтому так важно, чтобы эти процессы не становились демонстрацией индивидуализма и эгоцентризма, противопоставления себя другим.
Необходимо учить будущих педагогов не знаниям и дисциплинам, а мысленной деятельности.
Лекция 3. Учитель как субъект педагогической деятельности
... высшей ступени педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников); - формально педагогическая (мотивация к педагогической деятельности смещена в сторону увлеченности преподаванием конкретного предмета, однако учитель в ...
III. Управление личностным саморазвитием
В последнее время много говорят и пишут о рисках профессии учителя: «эмоциональное сгорание», «старение учительского корпуса» и др. Один из таких рисков обозначил академик В.А. Ясвин, назвав его «эффектом педагогического блефа». Речь идёт о том, что у многих педагогов не сформировано отношение к предмету работы, к тому, с кем он работает. Внутри него нет интереса, но он старается изображать, демонстрировать то, чего в нём нет.
К.М. Ушаков в одной из своих работ приводит обескураживающие результаты исследований 25-ти наиболее успешных образовательных систем в различных частях света: Европе, Азии, Северной Америке. Вот каковы результаты исследований. Первое: не обнаружено сколько-нибудь заметной связи между стоимостью обучения одного ребёнка в школе и качеством (результатами) обучения. Второе: не заметно зависимости качества обучения от количества детей в классе. Третье: на качество обучения особенно не влияет количество заработной платы учителя. Вывод банален: «единственным фактором, определяющим качество образования, является квалификация педагогов, единственный параметр, который определяет успехи детей и от которого зависит качество образования – качество взаимодействия учителя и ученика на уроке».
По данным исследования, если в девятилетнем возрасте два среднеуспевающих школьника получали двух разных учителей, соответственно «сильного» и «слабого», то уровень их успешности через три года различался на 50 %. Ещё один факт из педагогической практики. ЕГЭ по математике в этом году выпускники сельских школ Волгоградской области сдали лучше городских, несмотря на то, что городские школы оснащены лучше. А вот худший результат ЕГЭ в области — по информатике. Как бы ни оснащали школы компьютерами, они не решат проблему информационной грамотности и «гуманитарной информатизации», если не будут выступать в качестве средства педагогической деятельности учителя-мастера. Но, к сожалению, в школе нередко наблюдается, по словам С.В. Беловой, удручающая картина: «сгоревший» учитель на фоне «живого» компьютера. Итак, вывод ясен: всё зависит от учителя!
Проблемы профессионализма учителя, его личностного развития и готовности к решению сложных задач, стоящих сегодня в образовании, нуждаются в самом пристальном внимании на всех уровнях управления.
В современной социокультурной ситуации, когда уходит в прошлое функция учителя, заключающаяся в том, чтобы быть источником новой информации и предметных знаний. Современному педагогу необходимо уметь быстро перестаивать не только формы и методы своей работы, но и собственное сознание в соответствии с гуманитарными смыслами и антропологическими идеями образования. Это предполагает наличие у него «синтезированной системы разнотипологических знаний о практике выращивания собственно человеческого в человеке» (В.И. Слободчиков), готовности помочь ребенку осваивать универсальные учебные действия и формировать собственную идентичность (А.Г. Асмолов).
Психологические требования к профессиональной деятельности учителя
... управления со стороны учителя психическим развитием школьников. 4. Педагогический самоанализ учителя Стремление к постоянному и конструктивному самооцениванию характеризует зрелую педагогическую деятельность учителя. Оно определяется самой сутью труда учителя: ... этого труда. 1. Педагогическая деятельность учителя Педагогическая деятельность – это профессиональная активность учителя, в которой с ...
В связи с этим возрастает роль управленческой поддержки таких процессов, которая предполагает стимулирование субъектной активности педагогов и их внутренней мотивации. Важно создание условий для творческой самореализации педагога, проектирование пространства его движения в профессии от «стратегии адаптации» к «стратегии развития» (Л.М. Митина).
К сожалению, как показывает обследование учителей, «в индивидуальном профессиональном сознании многих педагогов так и не укрепился приоритет воспитанника, когда и смыслом, и ценностью, и целью деятельности становится конкретный ребенок во всей полноте его неповторимой индивидуальности» (М.И. Лукьянова).
Остается нерешенной проблема «психологии думающего учителя», который способен планировать свои действия, учитывая их эффект на другого человека (А.А. Биязева).
Многие исследователи (С. В. Белова, М.Р. Битянова, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, В. И. Слободчиков, Т. В. Черникова, Е.А. Ямбург и др.) отмечают, что в профессиональной педагогической среде наблюдаются: низкий уровень интереса к своей профессии; невладение гуманитарными педагогическими технологиями; высокая степень конфликтности и агрессивности; недостаточность знаний о психологии личности и о целостном развитии ребенка; синдром профессионального выгорания; неумение выстроить программу своего профессионально-личностного саморазвития; низкий уровень профессиональной рефлексии; отсутствие концептуальности в профессиональной работе.
Внешне в школах проводится работа, которая призвана исправить настоящее положение дел: прохождение учителями курсовой переподготовки, повышение квалификационной категории, занятие инновационной деятельностью, участие в профессиональных конкурсах и т.д. И, тем не менее, следует констатировать, что существует противоречие между потребностью в новом типе педагога, способном осуществлять гуманитарную педагогическую деятельность, и реальным уровнем подготовки такого специалиста.
Уровень подготовки подавляющего большинства педагогов остается недостаточно высоким. По результатам проведенного в рамках исследования опроса учителей (250 человек), большинство из них (76%) проходят профессиональную переподготовку сугубо ради получения сертификата или свидетельства. По данным Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, 50 % опрошенных руководителей муниципальных органов управления (около 2 тысяч из 2440 организаций) испытывают серьезные затруднения в прогнозировании, в определении перспектив развития муниципальной системы образования (Л. Филатова).
Конечно, причина такового положения дел складывалось не один год, в том числе и вне педагогической среды. «Общая неподготовленность людей к жизни в условиях свободы, стремительная дифференциация общества, искажённый ход экономических реформ, заложницей которых оказалась социальная сфера – всё это вместе взятое подготовило новый серьёзный сдвиг в общественном и педагогическом сознании, предопределило вектор доминирующих настроений» (Е.А. Ямбург).
Тем не менее, есть другие причины, которые не позволяют в полной мере придти к серьёзным изменениям в самосознании учителя, его способности изменяться. В первую очередь, это причины, связанные с отсутствием научного знания об управленческой поддержке «на местах» личностно-профессионального саморазвития педагога. Анализ управленческой деятельности на муниципальном и школьном уровнях позволил сделать выводы о необходимости перестройки такой деятельности. В частности, обнаружены: слабая обратная связь субъектов управления; несистемность повышения квалификации педагогических кадров; отсутствие единой гуманитарно-информационной среды и научно-методической поддержки развития образовательных учреждений; отсутствие в школах командной работы.
Психология личности педагога профессионального обучения. Психологические ...
... качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, то есть для решения образовательно-воспитательных задач в любой педагогической системе (в любом образовательном учреждении). Профессиограмма (пример) Педагог профессионального обучения (Экономические дисциплины) Содержание ...
Саморазвитие педагогов, которое определяется их способностью осуществлять саморегуляцию и самопознание, создавать Я-концепцию и стратегию своего непрерывного образования, эффективно происходит в специальной образовательной системе совместной проектной деятельности. В таких условиях саморазвитие педагогов осуществляется как процесс и проявляется как результат интеграции различных форм и видов совместной деятельности педагогов, направленной на совершенствование педагогической реальности. Это вопрос о создании сильной команды профессионалов. И, наоборот, в «слабой команде у большинства учителей отмечается вялое развитие процесса личностно-профессионального развития» (Б.Е. Фишман).
Идеи положены в основу разработки модели управленческой поддержки личностно-профессионального саморазвития педагогов. Такая поддержка означает: стимулирование внутренней активности учителей; актуализацию их управленческих (соуправленческих) функций; создание корпоративной культуры саморазвивающегося профессионального сообщества; проектирование гуманитарной среды с широким спектром внутренних и внешних связей. В рамках проекта апробируется разработанная на основе гуманитарно-антропологического подхода (К.Д. Ушинский, Б.Г. Ананьев, М.К. Мамардашвили, Б.М. Бим-Бад, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и др.) и текстуально-диалогического принципа (С.В. Белова) модель управления гуманитарными системами, способствующая личностно-профессиональному саморазвитию педагогов в условиях формирования педагогических команд как творческих сообществ профессионалов. Учителям предоставляется возможность широкого проявления инициатив и участия в управлении инновационными процессами в общеобразовательных учереждениях.
Эта стратегия предполагает баланс прямых и обратных связей, единство инициатив «сверху» и «снизу». Все вопросы, касающиеся содержания и организации проектной деятельности, открыты для обсуждения. Сквозной линией управления является деятельность, способствующая включению педагогов в процесс соуправления, создания насыщенной гуманитарной образовательной среды с широкой системой внутренних и внешних связей.
Поиск инструментов работы педагога над собой и собственным имиджем. Все это говорит о том, что учителям предоставляется возможность взгляда на свою профессию и самих себя из других «пространств», возможность расширения представлений о школе не только как о месте получения знания, но и, главным образом, как о центре культуры.
Педагоги включены в создание специфической профессиональной среды, в которой происходит естественная эволюция сознания (самосознания) педагога, рост профессионализма и мастерства. Это среда «живых» сетевых связей, в которой отдельные системы не замкнуты в самих себе, а сосуществуют в широком образовательном пространстве.
Реализации модели корпоративного обучения педагогом ставятся задачи:
1) обучающая: овладение гуманитарными образовательными технологиями;
2) воспитательная: формирование способности влияния на ценностно-смысловую сферу учащихся посредством разработки совместно с ними социально-воспитательных проектов;
3) коммуникативная: формирование диалогичности как способа и формы педагогического взаимодействия;
4) управленческая: обучение командным методам работы в коллективе и деятельности по соуправлению инновационным развитием своего образовательного учреждения;
5) саморазвивающая: овладение методами педагогической рефлексии и самоуправления, накопления опыта самоидентификации и самоинтеграции.
Стратегия отражает процесс теоретического и практического освоения педагогом гуманитарно-антропологической модели образования, гуманитарных педагогических технологий. Собственно-человеческое (подлинно гуманитарное) образование может быть обеспечено посредством особого типа деятельности — диалога с субъективной реальностью, в результате которого личность накапливает опыт целостного восприятия и понимания ценностей и смыслов, опыт самоосознавания, культуротворчества. Это опыт распознавания личностью себя и научения себя через понимание индивидуального языка самовыражения. Личность (ученика, учителя) в образовательном процессе выступает как автор своего образования и соавтор в организации педагогического процесса. Урок, образовательный процесс, продукты деятельности рассматриваются с этих позиций как авторское (соавторское) «произведение искусства». Педагоги, исследуя свои возможности создания таких занятий, участвуют в тренингах и семинарах, позволяющих им изучать феномены педагогической практики как субъективной реальности.