Этиология и клинические типы ОНР

Дополнительный материал к лекциям Е.А. Логиновой по теме: АЛАЛИЯ, ОНР

ЭТИОЛОГИЯ ОНР И КЛИНИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

(неречевая: неврологическая и психопатологическая симптоматика) по Е.М. Мастюковой

ОНР может возникать вследствие сочетания генетических факторов с неблагоприятными внешними воздействиями. Часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга в ранние периоды развития ребенка. Нередко в анамнезе детей с ОНР отмечается наличие перинатальной энцефалопатии – внутриутробного и/или в период родов поражения мозга.

Наиболее выраженным (речевая, неврологическая и психопатологическая симптоматика) и стойким является ОНР, обусловленное ранним органическим поражением ц.н.с. Резидуально-органическое поражение ц.н.с. (состояние, которое явл-ся результатом законченного патологического процесса) возможно по типу дизонтогенетического нарушения (следствие недоразвития или отставания в развитии) и / или энцефалопатического нарушения (следствие повреждения структур цнс).

И то и другое возможно в результате инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозов, родовых травм, асфиксии, несовместимости крови, заболеваний ц.н.с., травм мозга в раннем периоде жизни…

С учетом этиологии ОНР и клинических особенностей детей, Е.М. Мастюкова выделила три основные группы детей с ОНР.

1 группа – это дети с неосложненным (клиническими проявлениями) дизонтогенетическим вариантом ОНР, т.е. в синдроме ОНР ярко выражены только симптомы недоразвития речи.

В анамнезе этих детей возможны лишь негрубые отклонения от нормы: нерезко выраженный токсикоз 2-й половины беременности матери, недлительная асфиксия в родах, недоношенность, соматическая ослабленность в раннем периоде развития…

Выраженных нарушений нервно-психической деятельности у этих детей нет. Однако со стороны неврологической симптоматики возможны малые дисфункции по типу нарушения регуляции мышечного тонуса, недостаточности со стороны тонкой моторики. В психическом облике детей отмечаются черты эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

15 стр., 7118 слов

Игровые упражнения как способ коррекции коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ранним детским аутизмом

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ‹‹КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА›› КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ ...

2 группа — это дети с неблагополучным анамнезом, с осложненным вариантом ОНР церебрально-органического генеза. Недоразвитие речи у них сочетается с неврологическими и психопатологическими симптомами. (Возможен симптомокомплекс дизонтогенетически-энцефалопатических нарушений).

У детей 2-й группы могут отмечаться неврологические синдромы:

— Гипертензионно-гидроцефальный: синдром повышенного в/черепного давления (нарушены умственная работоспособность, произвольная деятельность, поведение; характерны головные боли и головокружения; быстрая истощаемость в деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная и эмоциональная расторможенность…)

— Церебрастенический синдром — проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости. (Характерны: эмоциональная неустойчивость, нарушение функций активного внимания, памяти. Синдром может сочетаться с проявлениями гипервозбудимости — признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; в других случаях — преобладанием заторможенности, вялости, пассивности…)

— Синдромы двигательных расстройств: характеризуются изменениями мышечного тонуса (а также: легкими геми- и монопарезами, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. (Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка, обусловливающие проявления стертой дизартрии.)

— Неврозоподобные синдромы могут проявляться в виде тиков мышц лица, преходящего или стойкого энуреза, субклинических эпилептических проявлений (судорожные реакции на высоте температуры, вязкость и инертность эмоциональных реакций и поведения, характерные изменения на ЭЭГ).

19 стр., 9222 слов

Коррекция недоразвития речи у детей с моторной алалией

... особенности недоразвития речи у детей с моторной алалией. Глава I. Общее недоразвитие речи у детей с моторной алалией I.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с моторной алалией. II уровень речевого недоразвития Моторная алалия -- это ...

Многие дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Для многих из них характерны нарушения общего и орального праксиса.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. Исследование высших психических функций этих детей показывает локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса, недостаточность фонематического восприятия. Дети этой группы обычно испытывают выраженные затруднения в усвоении математики.

Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда — двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, нередко с чертами дурашливости и преобладанием повышенного фона настроения по типу эйфории.

Для некоторых из них, напротив, характерны повышенная тормозимость, неуверенность, медлительность, несамостоятельность. Эти дети обычно вялы и безынициативны, бездеятельны. Их деятельность носит непродуктивный характер.

3 группа – это дети с моторной алалией — наиболее стойким, резко выраженным, специфическим нарушением формирования речи.

При алалии недоразвитие речи (или её патологическое развитие) связано, прежде всего, с органическим поражением мозга ребенка в доречевой период. (Проблема локализации поражения мозга при моторной алалии продолжает обсуждаться в литературе.)

При моторной алалии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Поэтому синдром ОНР, »включенный» в алалию, а также неврологические и психопатологические симптомы при алалии наиболее выражены. В каждом конкретном случае они имеют индивидуальные особенности.

Алалия считается клиническим расстройством и имеет соответствующее описание в неврологической литературе. Для детей с моторной алалией характерны и психопатологические нарушения (расстройства внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения).

5 стр., 2091 слов

процесс коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

Содержание Введение 3 Глава 1. Понимание сущности фонетико-фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией в современных теоретических исследованиях 7 1.1. Понятие фонетико-фонематических процессов 7 1.2. Онтогенез фонетических и фонематических процессов в дошкольном возрасте 27 1.3. Фонетико-фонематические процессы у детей в старшем дошкольном возрасте с моторной ...

Однако для логопедов алалия – это, прежде всего, тяжелое нарушение формирования речи, и на первое место выступают симптомы языкового недоразвития детей.

При алалии, как правило, наблюдается полное отсутствие спонтанной компенсации речевого дефекта, выражено недоразвитие всех сторон речи — фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи.

При моторной алалии у детей не формируется динамический речевой стереотип. Поэтому, несмотря на то, что у них со временем накапливается определенный набор языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур), они с трудом овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса.