Результаты психолого-педагогического изучения личности учащегося
№ п/п
|
Показатель психолого-педагогической диагностики |
Критерии изучения показателя |
Используемые методики |
Результаты исследования |
Психолого-педагогические рекомендации |
1. |
Познавательная сфера |
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на предметах и явлениях окружающего мира. Память — это активный процесс отбора, сохранения и воспроизведения информации в соответствии с ее значением для регуляции последующего поведения человека. Мышление — является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Модальности: визуал — этому нужно увидеть, посмотреть.Основной способ восприятия – зрительный; аудиалу нравится слушать. Любит аудио-книги, материал легко запоминает на лекциях; кинестетик — человек, который преимущественно чувствует, телесно ощущает. У кинестетика развиты в первую очередь осязание (тактильная чувствительность), вкус, боль, тепловые, вибрационные и мышечные ощущения.
|
Диагностика объема внимания ребенка Методика исследования типов памяти.
Методика «Закономерности числового ряда»
Методика на определение ведущей модальности
|
Низкий объем внимания
Преобладает зрительная память
Средний уровень логического аспекта мышления
Визуал
|
Создайте ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления Развитие других видов памяти; использование любых наглядных материалов
Информацию следует излагать постепенно, чтобы дать ему возможность зафиксировать все необходимое. Очень полезно использование любых наглядных материалов (схемы, рисунки и т.д.).
|
2. |
Мотивационно-потребностная сфера |
Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Потребности — называются внутренние состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо. |
«Мотивация к избеганию неудач» Т. Элеса
Тест “Потребности в достижениях”Е.Н. Прошицкая, С.С. Гриншпун |
Средний уровень мотивации к защите Средний уровень потребностей |
|
3. |
Социальная сфера |
Коммуникативные способности – это способности человека, которые проявляются в его общении с людьми, включают в себя умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения. Социальный статус в коллективе – это положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Взаимоотношения с родителями
|
Тест оценки коммуникативных умений «Q-сортировка» Б. СтефансонаВыявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье (Т.Шрайбер) |
Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании.
Истинное преобладание независимого поведения Низкая оценка состояния жизни в семье |
Развитие таких навыков как толерантность, эмпатия и умение слушать
Сохранив суть своих требований к детям, родители с учетом возраста и уровня психологической незрелости детей, а также с учетом недостатка у детей жизненного опыта должны отыскать иные средства педагогического воздействия на них. Необходимо, в частности, отказаться от применения методов прямого психологического давления и принуждения, от обращения со старшеклассниками как с малыми детьми |
4. |
Ценностно-смысловая сфера |
Ведущие ценности – это то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме.
Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле. |
Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнов) Диагностика нравственной самооценки
|
Ценности: здоровье, любовь
Средний уровень нравственной самооценки.
|
|
5. |
Направленности личности |
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Интересы – это положительно окрашенный эмоциональный процесс (чувство), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему. Креативность – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
|
Тест «Определение творческих способностей» (Х.Зиверт)
Методика Г.Дэвиса (определения творческих способностей учащихся)
|
Средний результат
Высокий уровень креативности
|
|
6. |
Эмоциональная сфера |
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Агрессивность – это устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость). |
Методика «Шкала тревожности» (Кондаш) Диагностика состояния агрессии (Опросник Басса-Дарки)
|
Низкий уровень общей тревожности
Высокий уровень физической агрессии |
1. Демонстрировать модель неагрессивного поведения. 2. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные проступки 3. Наказания не должны унижать ребенка. 4. Обучать приемлемым способам выражения гнева, лучше всего собственным примером. 5. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после провоцирующего агрессию события. 6. Обучать распознаванию собственного эмоционально состояния и состояния окружающих людей. 7. Развивать способности к сопереживанию. 8. Расширять поведенческий репертуар ребенка. 9. Обрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. 10. Учить брать ответственность на себя.
|
7. |
Волевая сфера |
Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути. Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. |
Диагностика волевого потенциала личности
Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера
|
Низко развиты волевые качества
На низком уровне |
Развитие волевых качеств с помощью тренингов и индивидуальных заданий |
8. |
Личностная сфера |
Темперамент – это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.
Характер – это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. |
Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н.Даниловой, А.Г.Шмелева)Характерологический опросник К. Леонгарда
|
Высокий уровень подвижности нервных процессов
Истерический тип акцентуации |
. Исключите из обстановки то, что перевозбуждает нервную систему ребёнка. Контролируйте бурные проявления холериков, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби. Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости. Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребёнка. Кропотливо приучайте ребенка доводить до конца начатое дело Использовать естественные ситуации, где ненавязчиво учить осмысливать свои мотивы; рассказывать о достижениях его и других детей; делать замечания только наедине; рекомендовано посещение литературных и театральных кружков; участие в КММ |