Кафедра общей и дифференциальной психологии 2

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России)

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___"__________20___ г.

Заведующий кафедрой,

д-р психол. н., профессор

______________ Л.Ф. Алексеева

Для студентов 1 курса факультета клинической психологии,

психотерапии и социальной работы

Специальность «клиническая психология»

Методические указания

Для прохождения ознакомительной практики

Составила:

Ассистент А.П. Шустикова

Томск — 2012

I. Учебные цели практики

1. Знакомство студентов с основным содержанием работы учреждений и служб социально-психологической направленности, с особенностями профессиональной деятельности психологов, с различными категориями населения, нуждающихся в социально-психологической помощи, и их проблемами.

2. Формирование психодиагностических навыков.

3. Формирование чувства ответственности за результат проведенного психологического обследования, так как в практической работе цель диагностического процесса — ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы.

4. Осознание того, что качество психологической работы определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психолога, психодиагноста, для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности, поведения, межличностных взаимоотношений.

5. Создать условия для формирования у студентов диагно­стических, коррекционно-терапевтических умений, обеспечивающих деятельность клинического психолога.

6. Совершенствовать коммуникативные и аналитические умения будущего специалиста, его профессионально значи­мые личностные качества, способствовать формированию профессиональных компетенций.

Задачи:

1. Ознакомиться с содержанием и основными направлениями работы медицинских, образовательных, научно-исследовательских учреждений, служб социально-психологической помощи населению, нормативно-правовой доку­ментацией, проблемами становления этих учреждений и развития их на современном этапе.

2. Ознакомиться с особенностями организации, структуры, особенностями функционирования и опытом деятельности данных учреждений.

3. Освоить и закрепить необходимый теоретический материал, выполнив контрольные задания к практике (основное задание — работа с тестовыми методиками, на примере социометрического теста).

4. Установить взаимодействие с коллективом сотрудников, с клиентами учреждения и прочее (представить содержательную характеристику интересного случая в период прохождения практики, с профессиональной точки зрения).

5. Освоить методику проведения психологической диагностики (на примере социометрии, а также, используя различные психодиагностические методики), углубить навыки наблюдения и беседы, описать в отчете по практике примеры психодиагностических процедур, включая описание методик (и), форму и порядок проведения, полученные результаты, выводы. Научиться анализировать и интерпретировать полученные данные.

6. При необходимости выполнить порученную работу по заказу психолога базового учреждения (или лица, его заменяющего).

7. Составить отчет о прохождении ознакомительной практики и защитить его.

II. В результате прохождения практики студенты должны:

«Иметь представление»:

  1. Об основных направлениях работы медицинских, образовательных, научно-исследовательских учреждений, служб социально-психологической помощи населению, нормативно-правовой доку­ментации, проблемах становления этих учреждений и развития их на современном этапе.
  2. Об особенностях организации, структуры, особенностях функциониро­вания и опыте деятельности данных учреждений.

«Знать»:

1. Основы гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

2. И уметь использовать этикетные формы поведения, необходимые для клинического психолога.

3. Основные требования профессионального и делового общения.

4. Специфику проведения психолого-диагностического обследования.

«Уметь»:

1. Применять полученные теоретические знания в процессе ознакомительной практики.

2. Анализировать ситуации профессиональной деятельности и находить нарушения профессиональной этики.

3. Использовать этикетные формы поведения, необходимые для специалиста в области межличностных взаимоотношений.

4. Проводить социометрическое исследование.

5. Обеспечивать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) информацией о результатах психологической диагностики.

«Иметь навык»:

1. Практического решения профессиональных задач с учетом морально-этических норм.

2. Проведения психологического обследования с соблюдением очередности всех диагностических этапов.

3. Обработки экспериментальных данных в соответствии с поставленными задачами.

III. Методические указания студентам по прохождению ознакомительной практики

Для прохождения ознакомительной практики студенты используют материалы лекций и практических занятий по дисциплинам: общая психология, общепсихологический практикум, профессиональная этика и других дисциплин, преподаваемых в семестре, а также материалы учебников (фонд НМБ СибГМУ).

В ходе сдачи зачета, студент должен быть готов к самостоятельному обоснованию используемого методического инструментария, а также должен ответить на вопросы теоретического обоснования методов и методик, используемых для выполнения заданий на практику.

Пояснительная записка

Подготовка специалистов по направлению «клиническая психология» предполагает последовательную реализацию принципа непрерывности интеграции теории и практики в течение всего периода обучения. Студенты, опираясь на полученную в университете теоретическую общепрофессиональную подготовку, в период практики должны непосредственно включиться в работу учреждений, освоить конкретный опыт их деятельности, специфику работы, умения и навыки профильных специалистов, проявить собственную профессиональную активность с целью выполнения практических заданий. Ознакомительная практика студентов является промежуточным этапом обучения и проводится для овладения ими первоначальным профессиональным опытом, с целью ознакомления студентов с основным содержанием работы учреждений и служб социально-психологической направленности, с особенностями профессиональной деятельности психологов, с различными категориями населения, нуждающихся в социально-психологической помощи, и их проблемами. Период практики это теоретико-аналитическая и практическая работа, в которой студент овладевает экспериментальными методами, и делает отчет о практике, пройденной на соответствующем этапе своего обучения. В отчете по практике дается описание базового учреждения, а также характеристика проведенной по заданию руководителя работы (сбор теоретического и практического материала), решенных в процессе прохождения практики задач, методологического, методического и информационного характера. Степень включенности студентов в производственный процесс дифференцируется учебными планами и имеет свои особенности по форме и содержанию в зависимости от проблематики изучаемых теоретических курсов, что находит отражение в программах каждого вида практики.

Программа ознакомительной практики по специальности «клиническая психология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 30 401 Клиническая психология, утвержденного 24.12.2010 г., а также в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32−2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе — структура и правила оформления».

Область применения

Настоящие методические указания устанавливают общие требования к прохождению ознакомительной практики по специальности «клиническая психология», требования к структуре и правилам оформления отчетов о прохождении практики.

Общие положения

1. Ознакомительная практика является одной из важнейших частей системы профессиональной подготовки будущих клинических психологов.

2. Прохождение практики организуется с целью проверки качества общепрофессиональной теоретической подготовки студентов по специальности «клиническая психология», учитывает требования к содержанию отдельных дисциплин, а также общие требования к знаниям и умениям студента, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности «Клиническая психология». Целью практики является формирование навыка проведения психодиагностических процедур, также подбор и обобщение материала, необходимого для выполнения практического задания.

3. База практики определяется профилирующей кафедрой, а также студенты выбирают ее, согласно, своих перспективных планов на трудоустройство после окончания вуза. Кроме того, базами практик могут выступать ведомственные учреждения по месту проживания студентов (иногородних), отвечающие условиям прохождения практики. Для прохождения практики по месту жительства иногородний студент должен предоставить ходатайство с места прохождения практики не позднее 1 месяца до начала прохождения практики (Приложение 1).

4. Отчет о прохождении ознакомительной практики — научно-методический документ, который содержит систематизированные данные о самостоятельной теоретической и практической работе студента, согласно целям и задачам практики.

5. Во время нахождения в учреждении студент обязан безоговорочно выполнять правила внутреннего трудового распорядка данного учреждения и все указания руководителя практики. Продолжительность нахождения студента в учреждении в течение рабочего дня устанавливается совместно с руководителем практики в учреждении, руководством учреждения.

6. Студент ежедневно ведет дневник, в котором фиксирует выполненную работу. Объем дневника не регламентируется, вместе с тем он должен отражать информацию по вопросам, предусмотренным данными методическими указаниями. Дневник может быть оформлен в рабочей ученической тетради в рукописном варианте или путем компьютерного набора (текст на одной стороне листа) со стандартными полями (левое — 3 см, правое — 1,5 см, верхнее — 2 см, нижнее — 2,5 см).

По окончании практики студент сдает зачет о прохождении практики, по практическим навыкам университетскому руководителю практики, критерий оценки приобретенных навыков — зачтено, не зачтено.

7. Порядок аттестации по практике. По окончании практики студент-практикант составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от университета одновременно с дневником, подписанным непосредственным руководителем практики от организации. Кроме того, к отчету и дневнику прилагается отзыв с места прохождения практики (Приложение 2).

Таким образом, в качестве основной формы и вида отчетности устанавливается дневник практики и письменный отчет. Форма контроля прохождения практики — зачет. Зачет о прохождении практики приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. После завершения практики студент сдает зачет комиссии, назначенной заведующим кафедрой. В состав комиссии входят руководитель практики от университета, ведущий профессор, доцент или преподаватель кафедры и, по возможности, руководитель практики от организации.

8. Программа практики рассчитана на 180 часов (5 ЗЕТ).

Структурные элементы отчета по практике

Структурными элементами отчета о прохождении практики являются:

— титульный лист;

— содержание отчета;

— определения;

— обозначения и сокращения;

— введение;

— основная часть;

— заключение;

— список использованных источников;

— приложения;

— отзыв на студента с места прохождения практики.

Требования к содержанию структурных элементов отчета

Титульный лист

1. Титульный лист является первой страницей отчета и служит источником информации о том учреждении (организации, подразделении), в котором проходила практика студента (Приложение 3).

2. На титульном листе приводят следующие сведения:

— наименование высшего учебного заведения;

— наименование факультета высшего учебного заведения;

— наименование выпускающей кафедры вуза;

— наименование организации, в которой студент проходил практику;

— Ф.И.О. студента-практиканта;

— Ф.И.О., должность, вузовского руководителя практики;

— Ф.И.О., должность, звание специалиста, курирующего студента в период прохождения практики в учреждении;

— город и год выпуска отчета.

Содержание отчета

1. Содержание отчета включает введение, основную часть, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета о прохождении практики.

Определения

1. Структурный элемент «Определения» содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в отчете. Данный раздел отчета не является обязательным и включается в отчет лишь в том случае, если в этом есть необходимость и целесообразность.

2. Перечень определений начинают со слов: «В настоящем отчете применяют следующие термины с соответствующими определениями…».

Обозначения и сокращения

1. Структурный элемент «Обозначения и сокращения» содержит перечень обозначений и сокращений, применяемых в отчете о прохождении практики.

2. Запись обозначений и сокращений проводят в порядке приведения их в тексте отчета с необходимой расшифровкой и пояснениями.

3. Допускается определения, обозначения и сокращения по усмотрению студента приводить в одном структурном элементе «Определения, обозначения и сокращения».

Введение

1. Во введении необходимо указать, в какой организации/учреждении, и в какой период времени проходила практика. Там же описывается задание на практику (Приложение 4), обобщаются собранные материалы и раскрываются вопросы, которыми был озадачен студент в период прохождения практики.

2. Во введении должна быть обозначена степень решенности задач, стоящих перед студентом в период прохождения практики (внешних — поставленных перед студентом руководителем практики в учреждении и внутренних — обозначенных в методических указаниях).

Основная часть

1. В основной части отчета приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.

Это может быть:

— описание целей и задач, стоящих перед организацией, в которой проходила практика студента;

— описание структуры организации и того отдела (подразделения), в котором студент практиковался;

— описание видов деятельности организации (приводится пояснение, на основании каких документов оно действует);

— анализ деятельности организации и структурного подразделения, в котором проходила практика;

— оценка эффективности деятельности организации в целом и её структурных подразделений. Описание проблем в социальном взаимодействии с другими профильными учреждениями;

— анализ методической и методологической базы структурного подразделения, форм и методов работы специалистов.

2. В основной части приводятся аналитические данные, наработанные студентом при проведении экспериментальных методов, социометрии. (Приложение 7).

3. Основная часть должна содержать:

а) обоснование выборки исследования (характеристика изучаемого объекта);

б) в каких ситуациях происходило исследование, динамические характеристики изучаемого явления, контингента и т. д., план проведения социометрического исследования.

Итогом проводимой психодиагностической деятельности студента должны стать особенности эмоциональной структуры малой социальной группы (Приложение 7).

Заключение

1. В заключение отчета необходимо подвести итоги проделанной работы, сделать общие выводы по результатам диагностики. Оценить рефлексивно процесс прохождения практики, обозначить имеющиеся ресурсы, дефициты (внешние, внутренние).

2. Заключение должно содержать:

а) краткие выводы по результатам выполнения работы и заданий на практику;

б) оценку полноты решения поставленных задач ознакомительной практики.

Список использованных источников

Список должен содержать сведения об источниках, используемых студентом в период прохождения практики, а также перечень материалов, использованных при составлении отчета (Приложение 5).

Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5−2008 «Библиографическая ссылка».

Приложения

1. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой по практике, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в другие структурные элементы отчета.

2. В приложения могут быть включены:

  • копии нормативно-правовых документов;
  • инструкции, указы, распоряжения с места прохождения практики;
  • выписки из должностных инструкций психолога, медицинского работника, воспитателя;
  • описание применяемых методик и пр.

3. Приложения следует оформлять в соответствии с Приложением 6 настоящего документа.

Отзыв на студента с места прохождения практики

1. Отзыв пишется на фирменном бланке, на котором должны быть указаны реквизиты организации (учреждения), а именно название, адрес, телефон, ИНН, расчётный счёт, адрес сайта и электронной почты (если имеется).

2. В этот бланк вписывается Ф.И.О. студента. Затем указывается продолжительность практики (в днях или неделях).

Далее пишется описание выполненной студентом на практике работы и характеризуется качество её выполнения.

3. Обязательно должно быть перечислено какая работа выполнялась лично студентом (изучение структуры организации, ознакомление с внутренними документами, анализ деятельности и прочее), а какая в составе коллектива.

4. В отзыве с места прохождения практики должна быть дана оценке деятельности студента. Оценивается отношение студента к выполняемой им на практике работе, оценивается его исполнительность и дисциплинированность, его знания, умения и навыки.

5. В отзыве с места прохождения практики может быть поставлена итоговая оценка за прохождение практики при условии соответствующей защиты отчета о прохождении практики на кафедре (Приложение 2).

Приложение 1

На фирменном бланке учреждения, либо заверяется штампом учреждения

(адрес учреждения (организации), реквизиты)

____________№______ Декану факультета

клинической психологии, психотерапии

на №_______от_______ и социальной работы

ГБОУ ВПО СибГМУ

Минздравсоцразвития России

А.Н. Корнетову, д.м.н.

ХОДАТАЙСТВО

Уважаемый Александр Николаевич!

Просим Вас направить студента (-ку) 1 курса специальности «клиническая психология» ФИО студента для прохождения ознакомительной практики с 29 июня по 21 июля 2012 года (3 недели) в … Указывается наименование учреждения, расположенного по адресу…, контактный телефон/факс с кодом…

Условия прохождения практики и руководство гарантируется.

Директор учреждения ______________ ______________

(подпись) (И.О. Фамилия)

печать

Приложение 2

Пишется на фирменном бланке, либо заверяется штампом учреждения

Отзыв на студента с места прохождения ознакомительной практики (это исключительно образец!!!)

ФИО _________ проходил (а) ознакомительную практику в _______________________________________________________________.

В период прохождения практики ФИО ____________ освоил (а) …(что именно), какие формы работы были использованы, какие личные результаты были получены (знания, умения, навыки).

Таким образом, ФИО студента сумел (а) применить полученные теоретические знания на практике.

В ходе выполнения заданий и поручаемой работы ИО студента продемонстрировал (а) высокий уровень заинтересованности, психологической компетентности, методологической грамотности, исследовательской культуры (и прочие другие общекультурные и профессиональные компетенции).

Проявил (а) высокую степень личной ответственности, заинтересованности, самостоятельность и последовательность.

Полагаем, что проделанная работа ФИО студента в период прохождения практики дают полные основания для отличной оценки работы. Несомненно, что рекомендуемая оценка должна подтвердиться соответствующим уровнем представления и защиты отчета о прохождении данного вида практика в образовательном учреждении.

Должность ____________ _____________

Печать (подпись) (И.О. Фамилия)

Приложение 3

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России)

Факультет клинической психологии, психотерапии

и социальной работы

Кафедра общей и дифференциальной психологии

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Студента (ки) 1 курса _______ гр. ________________________________

(Ф.И.О.)

Место прохождения практики: _______________

Сроки прохождения практики: 29.06.2012 г. — 21.07.2012 г.

Базовый руководитель практики: _______________________ _____________ ______________

(дата) (подпись)

Университетский руководитель: ассистент А.П. Шустикова _____________ ______________

(дата) (подпись)

Томск — 2012

Приложение 4

Задание на ознакомительную практику для студентов специальности «клиническая психология»

1. Студенту необходимо ознакомиться со структурой учреждения, с внутренними инструкциями организации, диагностическим инструментарием, относящимися к деятельности организации в том аспекте работы, где студент практикуется (положения, приказы, кодексы, распоряжения и пр.).

Данные документы (их копии) могут стать приложениями к отчету. Возможнооформление, собранных студентом данных в виде паспорта учреждения (табл. 1).

2. Самостоятельно разработать процедуру проведения (план), структурные элементы (социометрические критерии) и провести социометрический тест. Краткое описание представлено в Приложении 7, план проведения согласовать со специалистом учреждения, курирующим практику.

3. Составить отчет о прохождении практики.

Таблица 1

Паспорт учреждения (организации)

  1. Полное наименование учреждения.
  2. Вышестоящая организация.
  3. Дата создания, место регистрации.
  4. Полный адрес (индекс, адрес, тел.).
  5. Организационная структура заведения, его подразделения.
  6. Основные органы управления: административная структура.
  7. Территория действия (по уставу, положению).
  8. Цели деятельности (по уставу, положению).
  9. Принципы деятельности.
  10. Направления деятельности.
  11. Основные формы работы (очная, заочная, стационарная, комплексная).
  12. Число сотрудников, из них:

— социальных педагогов,

— социальных работников,

— психологов,

— психиатров,

— медиков,

— воспитателей.

13. Специфика деятельности психолога учреждения: функциональные обязанности психолога, должностные обязанности психолога.

Приложение 5

Список использованной литературы

1. Тертель, А.Л. Психология. Курс лекций [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «психология» и специальностям «Клиническая психология», «общая психология» / А.Л. Тертель. — М.: Проспект, 2006. — 248 с.

2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2007. — 320 с.

3. Клиническая психология [Текст]: учебник для студентов медицинских вузов и факультетов клинической психологии / ред.: Б. Д. Карвасарский. — 3-е изд., стереотип. — СПб.: Питер, 2008. — 960 с.

4. Лучинин, А. С. Психодиагностика [Текст]: конспект лекций / А. С. Лучинин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 256 с.

5. Никишина, В. Б. Психодиагностика в системе социальной работы [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350 500 «Социальная работа» / В. Б. Никишина, Т. Д. Василенко. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 208 с.

6. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А. Л. Свенцицкий. — М.: Проспект, 2006. — 336 с.

7. Социальная психология [Текст]: словарь / ред. М. Ю. Кондратьев. — М.; СПб.: ПЕР СЭ: Речь, 2005. — 176 с.

8. Сухов, А. Н. Реальная социальная психология [Текст]: учебно-методическое пособие / А. Н. Сухов; Российская академия образования (М.), Московский психолого-социальный институт (М.).

— М.: МПСИ, 2004. — 350 с.

9. Титова, Н. М. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / Н. М. Титова; Российская академия образования (М.), Московский психолого-социальный институт (М.).

— 2-е изд., испр. — М.; М.: Флинта: МПСИ, 2007. — 248 с.

10. Хьелл, Л. Теории личности [Текст]: основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — Спб.: Питер, 2006. — 608 с.

* Примечание.

1. Первыми в списке литературы идут издания, названия которых начинаются с чисел.

2. Далее литература (монографии, статьи из периодических изданий) указывается в алфавитном порядке.

3. Затем указывается литература на иностранных языках, также в алфавитном порядке.

4. В конце списка указываются авторы, чьи книги, научные публикации были заимствованы из Интернета (в алфавитном порядке), т. е. электронные ресурсы вместе с режимом доступа.

Приложение 6

Оформление приложений

1. Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах.

2. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

3. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу страницы слова «Приложение», его порядковый номер. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста отдельной строкой.

4. Допускается обозначение приложений заглавными буквами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

5. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Приложение 7

Социометрический метод в психологической практике

Краткая характеристика метода

Особое место среди различных методик проведения опроса занимает социометрический метод. Социометрические процедуры исследования уровня и характеристики межличностного общения в малых группах, разработанные и предложенные Д. Морено, прочно вошли в практику социально-психологического эксперимента. Сторонники социометрии считают несомненным ее достоинством количественное определение предпочтений, выраженных во взаимоотношениях людей друг к другу. Социометрический метод позволяет дать снимок с динамики внутренних отношений в коллективе, установить близость взаимоотношений, группировки, авторитетность членов в группах и т. д. С помощью социометрического метода можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе. Одним из первых социометрические методики для изучения школьного коллектива применил в СССР Я. Л. Коломинский. Ему же принадлежит ряд работ, в которых он дает оценку этому методу и его возможностям. Только творческий подход к социометрии позволяет избежать ограниченности данного метода. В настоящее время доказано, что известная ограниченность, присущая социометрическим процедурам, может быть успешно преодолена, если социометрию, направленную на выявление симпатий и антипатий в группе, дополнить другими видами измерений внутригрупповой дифференциации, направленной на выявление значимых связей в группе.

Метод социометрических измеренийиспользуется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Метод социометрических измерений позволяет получить информацию о:

  • социально-психологических отношениях в группе;
  • статусе людей в группе;
  • психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура).

Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Основные положения теории Морено

  • Социальный атом общества — это не отдельный индивид, а их сосуществование;
  • Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
  • Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
  • Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

Процедура проведения:

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерииформируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

  • формальные/неформальные- Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные — изучают неформальные отношения.
  • двойные/одинарные- Двойные — изучают отношения партнёрства. Одинарные — изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
  • прогностические- позволяют измерить, насколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
  • сильные (или значимые)/слабые (незначимые) — Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования к критериям

  1. ограниченное количество (3−4);
  2. логическая связь между собой;
  3. критерии должны вызывать интерес;
  4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
  5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:

Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т. е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано N=?, где N — количество человек в группе.

Достоинства непараметрической процедуры:

  • позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
  • при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.

Недостатки непараметрической процедуры:

  • при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
  • существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.

Параметрическая процедура

Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22−25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4−5 выборов).

Величина ограничения — d- называетсясоциометрическое ограничениеилилимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности.

Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп

Социометрическое

ограничение d

5−7

8−11

12−16

17−21

22−26

27−31

32−36

1

2

3

4

5

6

7

Достоинства параметрической процедуры:

  • повышает надёжность полученных данных;
  • облегчает статистическую обработку;
  • позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
  • как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.

Недостатки непараметрической процедуры:

  • не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
  • социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

4-й этап

Разработка социометрической карточкиилисоциометрической анкеты.

При проведении социометрии, возможны два варианта:

  • I вариант- Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
  • II вариант- Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
    • готовятся списки членов группы;
    • каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером — этот номер становится его шифром.

Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:

  • заголовок;
  • инструкцию — количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
  • подписание карточки (разборчиво).

В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Пример социометрической карточки

Социометрическая карточка

Тип

Критерии

Выборы

1.

Работа

а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?

б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

2.

Досуг

а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?

б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе.

5-й этап

Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает число уточняющих вопросов.

В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.

Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.

Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.

  • необходим доверительный контакт с группой.
  • стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
  • мягкое формулирование целей тестирования.

В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:

  • каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
  • при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);
  • при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.

Варианты инструкций

Инструкция для школьников"Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, коллективе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще, работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Конечно, я могу пометить раздаваемые вам листы или провести графологическую экспертизу, но это недостойные методы. Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании, на консилиуме педагогов мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.

Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все выполнение задания вам дается десять минут. Кто справится раньше — отдавайте мне лист и сразу выходите из класса".

Инструкция для студентов"Уважаемые студенты. Ваша группа создана недавно, при её формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учётом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат".

6-й этап

Непосредственно обработка и интерпретация результатов

Обработка

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются:

  1. табличный (социометрическая матрица),
  2. графический (социограмма)
  3. индексологический (социометрические индексы).
  1. Социометрическая матрица

Социоматрица — это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

  1. Социограмма

Социограмма — схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков.

Социограммы бывают двух типов:

  • групповые
  • индивидуальные

Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые — систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповые социограммыв свою очередь могут быть представлены в виде:

  • конвенциональной социограммы — индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
  • «социограммы-мишени» — представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Индивидуальные социограммыприменяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

  1. Социометрические индексы

Выделяют два типа социометрических индексов:

  • персональные социометрические индексы;
  • групповые социометрические индексы.

Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными персональными социометрическими индексами являются:

  • индекс социометрического статуса i-члена;
  • индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
  • индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.

Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:

  • i — объект выбора;
  • j — субъект выбора;
  • ij — совмещение ролей.

Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:

  • индекс эмоциональной экспансивности группы;
  • индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);

Подробнее о социометрических индексах

Интерпретацию данных социометрии проводят, анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.

Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «-» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, -, +, -» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:

Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд= 0/3= 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека — эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем — уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ).

УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»).

Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» — процент людей, лишенных выборов в группе.

Социометрические критерии

Ниже даются вопросы, которые могут быть использованы при проведении социометрии.

  • Если бы Ваша смена формировалась заново, с кем Вы хотели бы работать вместе?
  • Если бы Ваша смена формировалась заново, с кем Вы не хотели бы работать вместе?
  • Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром (руководителем, начальником)?
  • Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром (руководителем, начальником)?
  • С кем из Ваших коллег Вам легко строить деловые отношения и работать вместе?
  • С кем Вам сложнее работать вместе?
  • Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
  • Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?
  • Кого из членов вашей группы вы хотели бы видеть в составе вновь организованной группы?
  • Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в составе вновь организованной группы?
  • Кто, по вашему мнению, выберет вас?
  • Кто, по вашему мнению, вас не выберет?
  • С кем из членов Вашей группы Вас связывают дружеские отношения?
  • Кто из членов Вашей группы был у Вас в гостях в прошлом месяце?
  • С кем из членов Вашей группы Вы согласились бы жить в одной квартире в первую очередь? Во вторую очередь? В третью очередь?
  • С кем из членов вашей группы вы (не) пошли бы в разведку?
  • С кем из членов вашей группы вы (не) пошли бы в ресторан?
  • Кого из членов вашей группы вы бы (не) позвали на день рождения?

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector