ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Ориентация на деидеологизацию школы существовала с начала реформ в системе образования в 90-х годах 20

ВВЕДЕНИЕ

Ориентация на деидеологизацию школы существовала с начала реформ в системе образования в 90-х годах 20 века. Лозунгом этого являлась гуманизация и демократизация образования. Причиной этого стало резкое снижение внимания к различным процессам воспи­тания. Начала проявляться гиперболизация идеологии индивидуально-личностного подхода в обучении, удовлетворение интересов и запросов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, таких как патриотическое чувство.

Свойственной чертой духовной жизни нынешней России считается неимение идеологической общности практически у всех жителей державы. Разнообразие идей внешне считается выражением демократии, а по существу — отблеском глубочайшего внутреннего упадка, мешающего российскому населению выкарабкаться из состояния сильного духовно­го кризиса.

В таком случае обусловлено обраще­ние современных и здравомыслящих людей, настоящих граждан собственной державы, к патриотической мысли, не раз спасавшей Рос­сию в самые трудные времена. Эта самая идея все­гда считалась тем фундаментом, на котором во все времена группировались все слои российско­го общества.

Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного становления страны в дальнейшем. Данный процесс достаточно долгий по времени, непростой по содержанию и довольно разбалансированный исходя из убеждений методического воплощения. Уроки эстетического цикла всегда были и есть необходимыми в целостном педагогическом процессе. Формирование патриотических чувств находится в зависимости от становления эмоциональной сферы учащихся.

Благоприятным фундаментом для развития патриотического чувства имеет возможность выступить формирование эмоционально-ценностного отношения к истории, искусству, обычаям, культуре своей страны в целом и других государств мира в ходе нравственно-эстетического воспитания при освоении предметов гуманитарного цикла, таких, как литература, музыка, история, изобразительное искусство. Информация, приобретенная вследствие эмоционально-чувственного переживания в процессе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, интересными историческими фактами, воспринимается человеком на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубочайшие внутренние, высоконравственные убеждения.

Цель работы — выявить понятие патриотического воспитания средствами музыки.

Объектом является патриотическое воспитание.

Предмет работы — музыкальное искусство как средство патриотического воспитания.

16 стр., 7746 слов

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

... важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, ... прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача образования собрать ... области литературы, музыки, театра и других видов искусства - достойное проявление своих возможностей и способностей как ...

Исходя из предмета работы, необходимо решить следующие задачи:

· изучить теоретические основы патриотического воспитания

· через рассмотрение понятия патриотического воспитания и возможности искусства в воспитании чувства патриотизма.

· охарактеризовать использование музыки в воспитании через рекомендации по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей страны.

Довольно широко раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм — это любовь к своему Отечеству; к родным местам («отцовской земле»), к своему языку, к главной культуре и традициям, к результатам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм — это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» [1].

И.Ф. Харламов, исследуя термин «патриотизм», рассматривал его, как взаимосвязанную совокупность морельно-нравствен­ных чувств и норм поведения, включающую любовь к Отчизне, деятельность на благо Родины, соблюдение и умножение трудовых обычаев и традиций, трепетное отношение к памятникам, которые связаны с нашей историей, и традициям родного государства т.д.[2]

Т.Н. Мальковская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в него любовь и преданность Отечеству, готовность к его обороне, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к различным проявлениям национализма и шовинизма.[3]

Я.А. Коменский отмечал, что одним из ключевых направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами большему чис­лу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» [4].

2 стр., 979 слов

Приемы воспитания патриотизма у детей с нарушениями слуха

... Методические приемы воспитания патриотизма у детей с нарушениями слуха 27 2.1. Тематические направления по развитию патриотического воспитания 27 2. ... этого данная работа включает целый комплекс задач: — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду ... , отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п. Термин «патриотизм» употребляется не только ...

А.С. Макаренко утверждал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучи­тельная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная [5].

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания данного периода имеют работы В.Л. Сухомлинского, который считал, что среднее учебное заведение обязано воспитывать у молоде­жи стремление к служению своей Родине, к интенсивной трудовой и социальной дея­тельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству» [6].

В.А. Сухомлинский фиксировал, что одной из ключевых воспитательных задач среднего учебного заведения является подготовка учеников к несложному, будничному, ежедневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, при этом сама деятельность ребят, организуемая педагогом с представленной целью, дает движущую мощь в формировании личности растущего гражданина. В собственных работах В.А. Сухомлинский указывал и на сложности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не сталкиваемся с мерой, с помощью которой возможно было бы замерить эту «трудно постижимую ценность» — патриотизм. Приверженность к Родине становится силой духа только в том случае, если у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда по­является чувство гордости от того, что все это – твое Отечество [7].

Недавно на замену воспитанию коллекти­визма пришла идеология воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание непочтительного отно­шения к родной истории, к своим соотечественникам. Это приводит к тому, что понятия «патрио­тизм», «патриот» приобретают негативный окраску. В.В. Путин в одном из интервью с сожале­нием говорил, что слово «патриотизм» часто используется в ироническом или даже ругатель­ном смысле. В прочем для многих россиян это слово сохранило свое первоначальное, абсолютно позитивное значение. [8]

6 стр., 2866 слов

3759 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

... патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в Дошкольном Общеобразовательном Учреждении. В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных ... к большой Родине. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это ...

 

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Причинами частичной утраты патриотизма в российском обществе, а осо­бенно среди молодежи, являются:

· большая часть населения, которая не имеет возможности, не может или даже не хочет работать, осо­бенно заниматься производственным трудом» [9];

· резкое стремление финансового статуса молодежи, важная доля которой нахо­дятся на грани бедности и нищеты в силу упадка жизненного уровня, уменьшения затрат на питание, развлечения, образования и т.д. [10];

· ухудшение здоровья (как физического, так и психического), демографической ситуации в обществе, что, собственно, привело к деградации генофонда, снижение нравственного потенциала.[11]

Но, как отмечает А.В. Усова, «если мы хотим сохранить собственную страну, если мы желаем возро­дить прежнее величие своего Отечества, нам нужным коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию подрастающего поколения нашей страны».[12]Настоящий, духовный патриотизм подразумевает безвозмездное, беззаветное служение Отечеству[13].

Е.А. Ануфриев отмечал, что постоянное основательное обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием является необходимым условием воспи­тания патриота [14].

Становление патриотического воспитания базируется на перечне принципов. Вот некоторые из них:

· обусловленность содержания, форм и способов, средств патриотического воспи­тания, с персональными особенностями подрастающего поколения;

· объединения патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной рабо­ты;

· опора на положительное в личности учащегося и создание благоприятных психологи­ческих условий в процессе педагогического взаимодействия;

· координация взаимодействия среднего учебного заведения, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

Цель этого процесса определяется как воспитание патриота, любящего собственную Родину, преданного Отечеству, готового стоять за его интересы и служить ему собственным трудом.

11 стр., 5362 слов

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

... должны приобщать учащихся к музыке, быть занятием музыкальным искусством. Поэтому обязательным качеством уроков музыки являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, ... : «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки». ЦЕЛЬ Выявить педагогические условия  патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки. ОБЪЕКТ  Патриотическое воспитание  ...

Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «пат­риотизм», а оно имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, прин­ципов и качеств личности.

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА

А.С. Пушкин писал: «…Цель художника – есть идеал, а не нравоучение».[15]Подрастающему поколению присущи поиски в художественном образе героя для подражания.

Стихи, песни, спектакли, живописные полотна, кинофильмы, посвященные Родине, Отечеству, родному краю, способны вызвать светлую радость, восторг, восхищение, глубокое чувство любви к ее красоте и величию. Через произведения литературы и искусства молодые люди как бы лично соприкасаются с событиями прошлого, участвуют в боях за свободу Родины, становятся сопричастными культурным и научным достижениям своих соотечественников. Тем самым они компенсируют недостаточность своего жизненного опыта, расширяют исторический кругозор, вырабатывают чувство ответственности за то, что завоевано прежними поколениями.

Воздействуя на разум и чувства людей, искусство вместе с тем способствует выработке у них жизненных ориентаций, установок и мотивов деятельности. Это, прежде всего, относится к подростковому и юношескому возрасту, когда происходит становление мировоззрения человека.

Искусство может сыграть огромную роль в формировании сознания и поведения подрастающего поколения, может повлиять на патриотическое воспитание лишь в том случае, если оно используется в определенной системе, а не от случая к случаю. Фундаментом для построения подобной системы, являются виды деятельности учащихся. Такими видами являются: учение, игра, общественная деятельность.

Подводя итоги, следует сказать:

· искусство и литература представляют собой подлинную духовную сокровищницу идей, мыслей и фантазий о Родине, Отечестве, образов различных героев своей страны;

· задача преподавателя – продумать процесс привлечения средств искусства к системе патриотического воспитания.

ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКОЙ

Музыкальное воспитание может быть как в широком, так и в узком смысле. В широком значении музыкальное воспитание – это становление духовных потребностей личности, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. Это воспитание человека.

13 стр., 6292 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки (функции, содержание) как средство развития музыкальных способностей

... первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ... являются такие основные категории музыкального искусства, как жанровая основа музыки, интонация, музыкальный образ, музыкальная драматургия, стиль, а также взаимосвязи музыки с другими видами искусства [6]. Вторая ...

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки.

Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

В. Н. Шацкая ясно и понятно определила цели массового музыкального воспитания на основании большого педагогического опыта. Она писала: «Массовое музыкальное воспитание должно внести свою долю в формирование мировоззрения советских школьников, в воспитание их моральных качеств, воли, характера. Необходимо привить детям интерес и любовь к музыке, расширить их музыкальный кругозор, воспитать их музыкальный вкус и научить понимать музыкальную речь» [16].

Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Красота музыкального воспитания – это искусство одухотворения души.

Из вышеизложенного мы можем прийти к выводу: патриотизм рождается в индивиде под воздействием культурно-нравственного окружения; искусства и творчества, порождённого на основе сплочённости народа, любви к родине; рассказов ветеранов о подвигах во имя родной земли и своих соотечественников. Не смотря на то, что все те, кто воевали за нашу Родину, однажды покинут нас, мы обязаны помнить и чтить их героические поступки, благодаря которым мы с вами живём, и передавать память об их духовной нравственности нашим потомкам из поколения в поколение.

Темы войны, героизма актуальны по сей день, в мирное время. Самое главное подтверждение этому – кинофильмы, которые вышли не так давно: «А зори здесь тихие»(2015г.), «Батальон»(2015г.), «Битва за Севастополь»(2015г.), «Истребители. Последний бой»(2015г.), «Привет от Катюши»(2013г.).

3 стр., 1401 слов

Воспитание здорового образа жизни обучающихся 1-2классов во внеурочной деятельности

Государственное бюджетное образовательное учреждение Иркутской области «Братский педагогический колледж» КУРСОВАЯ РАБОТА По теме: Воспитание здорового образа жизни обучающихся 1-2классов во внеурочной деятельности Выполнена студенткой ***** 391Н группы Основная профессиональная образовательная программа по специальности: специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Форма обучения: очная ...

Огромную популярность, как среди взрослых, так и среди детей, имеют военные песни и песни с патриотической тематикой: «Кукушка» Виктора Цоя, «Ты же выжил, солдат» (Автор слов: Агашина М., композитор: Мигуля В.).

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Музыкальное воспитание не ограничивается только уроками музыки, оно находит свое продолжение во внеклассной работе, деятельности музыкальных кружков, дополнительных занятиях. Через эмоционально-чувственное воспитание подрастающего поколения в процессе подобных занятий складываются ценностные установки, которые лежат в основе патриотического чувства.

Патриотическое воспитание средствами музыкального искусства действенно проводится педагогами в цикле музыкальных предметов и музыкальных мероприятий. Нравственно-эстетическим содержанием является художественно-педагогическая идея раскрытия наиболее значимых для формирования личностных качеств человека «вечных тем» искусства: добро и зло, отцы и дети, жизнь и смерть, война и мир, любовь и ненависть.

В процессе планирования педагогам необходимо ставить перед собой такие цели:

· воспитание музыкального вкуса;

· становление моральных и эстетических чувств (любви к своему народу, защита своей Отчизны);

· воспитание почтения истории, традиций, музыкальной культуры разных государств мира;

· становление эмоционально–ценностного отношения к искусству.

Нужно акцентировать свое внимание на следующих задачах:

· постижение ведущих пластов мирового музыкального искусства (произведений композиторов классической музыки, народного творчества);

· знакомство с обычаями и традициями народа;

· знакомство с историей Родины во взаимосвязи с музыкой, символикой, литературой.

· изучение русского фольклора (гадания и заговоры, трудовые песни, былины, баллады и т.д.);

· знакомство с традициями, обычаями, музыкой малых народов.

В ходе приобщения юных слушателей к миру прекрасного в сотрудничестве с преподавателем происходит осмысление музыки сквозь призму общепринятых человечеством ценностей. Это становится возможным только тогда, когда урок расписан в форме, так сказать, художественной целостности. Исходя из этого, в процессе воспитания и обучения активно используются нетрадиционные занятия:

· уроки, построенные с опорой на уроки-путешествия, уроки-синестезии;

· уроки творческого характера: интервью, рецензии, уроки-презентации уроки-концерты;

· уроки с имитациями публичных форм коммуникации: пресс-конференции, дискуссии, телепередачи, репортажи, круглые столы;

· уроки-фантазии: «машина времени», маскарады, театральные постановки, исповеди, сочинения сказок на ходу и др.

Методы и приемы музыкального воспитания носят развивающий характер, побуждают учеников к проявлениям разнообразным формам активности речевого и эстетического склада. Существует три основных метода – наглядный, словесный и практический. Они применяются с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (рассказ, объяснение) к самостоятельному поиску способов деятельности (игра, дискуссия).

Особые приемы, которые пробуждают к поиску аналогий, обобщению, формирующие музыкальное мышление детей, способность к оценочным суждениям способствуют созданию проблемных ситуаций.

Следующие приемы и методы музыкального воспитания являются особо важными для работы:

· метод эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский) – подразумевает «режиссуру» урока по принципу последовательного насыщения эмоционального тона занятия, развития, обогащения, кульминации и завершения, очищения, которое происходит испытываемым под воздействием музыки;

· метод музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский) – подразумевает развитие осознанного отношения к музыкальному искусству; активизацию жизненного опыта учащихся с целью соотнесения с музыкальным образом; ознакомление с новым знанием посредством поставленной преподавателем задачи, общего решения и формулирования учащимися вывода;

· метод сопереживания (Н.А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев) – суть этого метода заключается в том, что эмоционально-чувственный опыт слушателя предшествует осознанию понятий, терминов, законов музыкального искусства. Юные слушатели находят схожести духовному содержанию музыки в личном внутреннем опыте;

· метод уподобления характеру звучания музыки (О.П. Радынова) – заключается в активизации различных творческих деяний, которые направлены на осознание целостности музыкального образа, нахождение «эмоционального унисона» (термин О.П. Радыновой).

Существуют разнообразные виды уподобления звучанию музыки: моторно-двигательные, тактильные, словесные, вокальные, мимические и т.д;

· метод суггестивного погружения. Данный метод подразумевает активное обучение с элементами внушения, релаксации. В данном методе педагог может использовать приемы игры голосом, персонификации, моделирования ситуации («Представьте, что вы находитесь…»).

Традиционно в построении уроков используют два подхода.

Первый можно охарактеризовать активным использованием бесед с воспитанниками, словесных объяснений, которые будут направлены на то, чтобы заинтересовать детей историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Родины, его историческим наследием. Подопечные разучивают патриотические, военные песни, слушают рассказы, легенды, былины и предания о славных сынах и героях нашей великой Родины, знакомятся с популярными музыкальными произведениями композиторов-классиков, которые отражают различные исторические события родного государства.

Учащиеся знакомятся с операми М.И. Глинки «Жизнь за царя», А.П. Бородина «Князь Игорь», М.П. Мусоргского «Борис Годунов», с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский», с Седьмой («Ленинградской») симфонией Д.Д. Шостаковича. Большое удовольствие школьники получают во время видео-уроков, где показываются фрагменты из отечественных кинофильмов о войне, о развитии Российского Флота, о подвигах героев наших, о жизни наших соотечественников в прошлом, в частности, знаменитые ленты С. Эйзенштейна «Александр Невский», «Иван Грозный», которые, к сожалению, очень редко можно увидеть на экранах нашего телевидения.

Второй подход имеет связь со становлением «национальной широты» (термин Н.А. Саниной) музыкального вкуса. В речи педагога исключаются высказывания искаженного характера, содержащие примесь шовинизма, национализма, превосходства своей нации над другими. Одной из отличных, на мой взгляд, обычаев и традиций музыкальной классики является уважение к другим национальным культурам, стремление содействовать сближению и единству всех народов.

 

 

Таким образом, М.И. Глинка вложил в оперу «Руслан и Людмила» патриотическую идею защиты отчизны и мысль о возможности и желательности мирного, дружеского единения восточных и российских народов. Неспроста в финале оперы в гимн Руслану, Людмиле и всей русской земле вплетаются мотивы кавказской «Лезгинки». А.П. Бородин в симфонической картине «В Средней Азии», соединил темы русского и восточного. В опере «Князь Игорь» в конце увертюры гармонично сливаются темы Ярославны и Кончаковны. Задача педагога в процессе знакомства с подобными произведениями подвести учеников к идеологическому обобщению той мысли, что люди из разных стран, разных культур могут найти общий язык, если в их сердцах живут светлые и добрые чувства друг к другу.

Очень богатые возможности в деле патриотического воспитания скрываются в фольклоре. Русское народное творчество – это огромная книга истории духовной жизни народа. Труды русского фольклора – бесценный источник развития чувства прекрасного в человеке, эти произведения оказали огромное влияние на всю русскую культуру. На основе народной поэзии и музыки развивалась русская классическая литература, музыка, а многие русские художники (И.Е. Репин, В.М. Васнецов) использовали для своих картин поэтические сюжеты народных сказок и песен.

Думаю, на занятиях педагоги должны активно использовать материал русских народных песен как в обработке композиторов-классиков (М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и др.), так и в исконном аутентичном варианте. Благодаря подключению учащихся к выполнению разнообразных по характеру творческих заданий, помогающих глубже воспринять различные особенности музыкального языка произведений (ритм, тембр и мелодию, гармонию т.д.) формируется интерес к народной музыке. К примеру, изначально простые народные попевки использовались для вокально-интонационных упражнений. Ученики сосредотачивали свое внимание только на мелодической линии, затем ритмической и т.д. В дальнейшем прослушиваются разнообразные варианты интерпретаций известных песен с прибавлением различных инструментов. Слуховое внимание фиксируется на тембровых особенностях звучания инструментов, на построение мелодической линии и развитие, наконец, на подголосочную полифонию русского многоголосия. Подобные приемы мобилизуют музыкально-слуховые представления учеников, развивают навыки, уменя, пробуждают интерес к усвоению фундаментальных характерных признаков музыкального языка народных песен.

Н. Сорока-Росинский отмечал: «Народная песня способна дать школьнику почувствовать основные моменты всей исторической жизни его Отечества и то великое и высшее, что заключается в национальной индивидуальности каждого народа, это всегда внушало человеку благоговейное преклонение и у всех народов превращало понятие Отчизны в нечто священное, требовавшее, подобно божеству, жертвы, подвига и самоотвержения».[17]

Эффективнейшей формой работы выступает проведение праздников по тематике народных традиций: дети становятся жителями деревень и в хороводах, песнях, народных играх показывают фольклорные традиции и обычаи. Такие праздники привлекательны возможностью общей деятельности, свободным общением. Они сразу исключают конфликтность, и, наоборот, рождают чувство целостности и единства. Эти события можно назвать особой формой духовного самовыражения, духовного обогащения, они имеют очень яркую эмоциональную окраску. К сожалению, на данном этапе развития среднего учебного заведения не получается провести эту форму работы в масштабах всего учебного заведения.

Эффективность формирования патриотических чувств в ученике, во многом определяется профессионализмом и личной увлеченностью педагога. Только своим примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной Отчизне, можно приобщить девушек и парней к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Воспитанники должны видеть, что музыкальное искусство приносит их преподавателю радость, что он относится к музыке с волнением и переживанием.

Мастерство учителя заключается в умении преподнести музыкальное произведение так, чтобы учащиеся были предельно заинтересованы им, нужно уметь пробуждать в них эмоциональную отзывчивость, активность слушания музыки, размышлений о ней. В данном случае эмоциональное восприятие учеников перельется в обобщение жизненного опыта.

Примером переживания учащимися нравственного содержания музыки приведем анализ образа Ивана Сусанина (из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки).

С первого момента мы ставим перед учащимися вопрос о проблеме героизма – родился ли этот простой костромской парень героем или стал им? Исходя из вышесказанного, вся методика работы с музыкальным материалом направлена на осознание того, что Сусанин – обычный человек со своими заботами.

Для учащихся не составляет особого труда понять, что Сусанин не родился героем, а стал таким потому, что им в жизни двигало самое священное чувство – чувство родины. Понятно, что если человек действительно носит в себе великую общечеловеческую идею, то он способен на подвиг, потому что тогда душа его уже предуготована для героических деяний. Многие считают себя патриотами, но далеко не все способны сделать то, что сделал Сусанин.

Ученики должны понимать, что в большей мере он был наделен тем, что присуще русскому народу – совестью и жертвенностью. В этом рассуждении ария Сусанина представлена как момент кульминации «Жития Ивана». Этот кульминационный момент является предсмертной молитвой.

В данном утверждении большое количество правды, поскольку российское бытие того времени нельзя было представить без православия и его определяющей роли в важных моментах жизни. Самое важное: русский человек всегда считал себя ответственным за все, что происходит с его отечеством, – это состояние души для Сусанина было ежедневным и естественным. Все, что касалось обороны Родины, считалось работой, само собой разумеющимся делом. Возвращаемся к той же вечной проблеме – в чем смысл жизни и как нужно жить. Но при этом вносим некоторые уточнения: жить в готовности к подвигам ради людей, или жить во имя людей каждый день и считать это, как и Сусанин, обычным образом своей жизни.

Еще один пример яркого воплощения патриотических идей в музыкальном искусстве ­­­- Седьмая («Ленинградская») симфония Д.Д. Шостаковича. Сила ее воздействия состоит в правдивости, яркости, зримости музыкальных образов симфонии, а также в их борьбе и развитии. Знакомство с этим произведением требует некоторой подготовки учеников как в области музыкальной грамоты (необходимы знания особенностей сонатно-симфонического цикла в его жанровом инварианте, традиционного строения сонатной формы и т.п.), так и в сфере истории России 30-50гг.

Яркое, образное, эмоционально насыщенное вступительное слово преподавателя перед прослушиванием Седьмой симфонии, повествующее об истории создания данного произведения позволяет в рамках приема суггестивного воздействия подвести учащихся к кульминации эмоциональной отзывчивости на музыку. Беседы, необходимые с учениками после уроков, посвященных Седьмой симфонии покажут, что учащиеся испытают чувство гордости за Отечество, восхищения героизмом исполнителей симфонии в блокадном Ленинграде и т.п.

В целом, патриотическое воспитание на уроках музыкальной грамоты и музыкальной литературы несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры , что является общей целью образования. Поэтому данные приемы могут быть рекомендованы преподавателям музыкальных школ, учителям музыки общеобразовательных школ, а также может помочь им в организации внеклассной работы.

Вывод:Музыка может влиять на образ жизни. Трудно провести научное исследование, которое убедительно и окончательно доказало бы, что популярные песни плохо влияют на того, кто долго слушает их, и все же очевидно, что постоянное пребывание в атмосфере цинизма и разрушения , особенно если все это не уравновешивается влиянием родительской любви и доброго совета, понижает у детей порог чувствительности к жестокости и способствует деградации личности. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Удивительно, но некоторые дети могут почувствовать музыку гораздо тоньше, чем взрослые, и совершенно с неожиданной стороны. «Какая русская музыка!» — воскликнула пятилетняя девочка во время слушания увертюры к «Майской ночи» Римского-Корсакова. — «Почему ты думаешь, что русская? Ты же не слышала еще ни одной русской песни?» — «Взрослые этого не чувствуют. Дети — они все знают». — «Но все-таки: почему русская?» — «Потому что добрая». Не зря говорят: устами младенца глаголет истина[18].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной на всех этапах развития челове­ческого общества. В настоящее время в связи с кардинальными преобразованиями во всех сферах жизни нашего общества данная проблема приобретает особое значение.

Изменения, происходящие в политике, экономике, образова­нии, требуют специального анализа сущности и содержания понятия «патриотизм».

С учетом современных философских, психолого-педагоги­ческих исследований патриотизм рассматривается как сложное явление, как неотъемлемая часть социально-нравственной направленности личности.

В содержании патриотизма в единстве отражаются ключевые понятия — Родина и Отечество, что обусловлено, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой — социально-политическими, экономичес­кими и другими особенностями конкретного общества. Важными особенностями содержания патриотизма в современ­ных условиях являются усиление личностной значимости патриотизма при сочетании с коллективизмом; направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее; развитие национального самосознания в единстве с интернациона­лизмом; выявление в качестве ключевого понятия «Родина», что обусловливает отнесение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей.

Разноаспектный анализ патриотизма дает основание выделить в его структуре несколько составляющих элементов: интеллектуальный, эмоционально-волевой, действенно-практический.

Такой подход позволяет рассматривать патриотическое воспитание как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения воспитанников.

Процесс патриотического воспитания осуществляется на основе принципов, отражающих общие закономерности целостного педагогического процесса и особенности данного направления воспитательной работы: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходя­щими в нем событиями; обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов патриотического воспитания историческими традициями народа; органическая взаимосвязь учебного материала и содержания внеклассных и внешкольных мероприятий; зависимость содержания, форм и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; опора на положительное; гибкость и вариативность.

В осуществлении патриотического воспитания подрастающего поколения ведущую роль играют педагоги, поэтому особо актуальной в современных условиях становится разработка проблемы подготовки будущих учителей к данному направлению воспитательной работы. Использование материалов данного пособия позволяет повысить качество профессионально-педагогической подготовки учителей к осуществлению патриотического воспитания учащихся и повысить эффективность данного направления воспитательной работы.

Список литературы

1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / Народное образование. — 2005. — №4.

2. Актуальные проблемы воспитания и образования / Сб. науч. ст. — Самара: Самар. ун-т. – 2003. — Вып. 3. — 125 c.

3. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи / Материалы IV гор. науч.-практ. конф. — Ханты-Мансийск: Б.и., 2003. – 140с.

4. Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. – 300 с.

5. Алешина З.И. Проблемы музыкального образования в настоящее время / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2001. – с.40-42.

6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.: Музыка, 1973. – 452с.

7. Баландина Е.Ю. Народная музыка и патриотическое воспитание. / Музыка в школе — 2003. — № 2. — C. 89.

8. Балыхин Г.А. Дело государственной значимости, дело чести каждого гражданина / Народное образование. – 2005. — №4.

9. Бодина Е. А. Воздействие музыки на воспитание личности. / Педагогика, — 1992, — № 5, 6.

10. Вендрова Н. Воспитание музыкой. – М.: Просвещение, 1991. – 248с.

11. Внеклассные формы музыкально-эстетического воспитания детей и юношества / Практ. рекомендации. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. — Вып. 3. — 41 c.

12. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.5 / Сб.статей //Ред.-сост. В.А. Натансон, Л.В. Рощина. – М.: Музыка, 1984. – 134с.

13. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности / Материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. (14-15 нояб. 2001).

— М.: Моск. центр воспитания культуры межнац. общения М-ва образования России. — 2003.

14. Восприятие музыки / Сборник статей //Ред. – сост. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980. – 256с.

15. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. – М.: Парсифаль, 1998. – 160с.

16. Гембицкая Е. Пробема взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся / Музыкальное воспитание в школе. Вып.8 //сост. О. Апраксина. – М., «Музыка», 1972. — с.14 — 19.

17. Горюнова Л. и др. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. / Музыка в школе. – 1991. — № 3.

18. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество. /Искусство в школе. — 1993. — № 1.

19. Горюнова Л.В. Музыка – язык общения. /Искусство в школе. — 2004г. — № 3. — с.55-59.

20. Григорьев Д. Патриотизм великодушия /Народное образование. – 2005. — №2.

21. Ермолаева М.В. Психология развития. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 336с.

22. Жавинина О. Музыкальное воспитание: поиски и находки / О. Жавинина, Л. Зац // Искусство в школе. — 2003. — №5. — C. 49-52.

23. Жданова С. и др. Мировая музыкальная культура / Программа //Учительская газета. – 1991. — № 26.

24. Здерева Г.В. Патриотизм и его развитие. — Тольятти: ТГУ, 2003. – 191с.

25. Здерева Г.В. Патриотическое воспитание молодежи. — Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2003. – 134с.

26. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников / Под ред. А.И. Бурова. – М., «Просвещение», 1975. – 334с.

27. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М., 1984.

28. Как научить детей любить Родину / Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2010 годы» // Авт.-сост. Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.: Аркти, 2003. – 166 с.

29. Каргапольцев С.М. Музыка и нравственное воспитание школьников / Сов. Педагогика. — 1990. — № 12.

30. Килина С.А. Новые музыкально-образовательные технологии и ломка стереотипов: опыт соприкосновения / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2000. – с. 29-32.

31. Кургуз А.Б. проблемы музыкального воспитания на современном этапе / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2000. – с. 76-79.

32. Лебедева О.В.Патриотическое воспитание — верноподданническое или гражданское? / Педагогика. – 2003. — № 9. – С. 77-82.

33. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. – Л.: Музыка, 1988. – 88с.

34. Методические записки по вопросам музыкального образования / Ред.-сост. Н.Л. Фишман. – М.: Музыка, 1966. – 353с.

35. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль «Академия развития», 1994.

37. Португалов К. Серьезная музыка в школе. – М., 1980.

38. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592с.

39. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. – М., 2000. – 80с.

40. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М., 1980.

41. Рахаев А.И. Художественное образование: проблемы и перспективы развития / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2001. – с.6-13.

42. Роль и значение интеграции в контексте музыкальной педагогики / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2001. – с.53-57.

43. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Сб. статей // ред. – сост. А. Готсдинер. – Л.: Музыка, 1980. – 104с.

44. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова. – М.: Педагогика, 1983. – 264с.

45. Современные технологии в музыкальном образовании / Материалы Второй международной научно-практической конференции. – Омск – 2003, 256с.

46. Сорока-Росинский В.Н. Национальное и героическое в воспитании /Народное образование. — 2005. — №4.

47. Сохор А. Воспитательная роль музыки. – Л.: Музыка, 1975. – 64с.

48. Сохор А.И. Музыка как вид искусства. — М., 1970.

49. Столяров В.И. Музыкальный клуб старшеклассников / Музыкальное воспитание в школе. Вып.17 //Сост. О. Апраксина. – М.: Музыка, 1986. – с.71-76.

50. Суржко Г. Патриотическое воспитание в России: только факты /Народное образование. — 2005. — №4.

51. Тельчарова Р.А. Музыка и культура (личностный подход).

– М.: Знание, 1986. – 64с.

52. Терентьева Л. А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию. / Педагогика. — 1992. — № 1, 2.

53.ХалабузарьП., « Методика музыкального воспитания», М.:- «Музыка», 1990 г., с.167

54.Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма.- М.: 2003.-190.с.

55.Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. – М., 1947г с.143.

56. Школяр Л. Музыкальное образование – культуросообразное и развивающее /Искусство в школе. — 2004. — №2.

57. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

 

[1] Алешина З.И. Проблемы музыкального образования в настоящее время / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2001. – с.41

[2] Горюнова Л.В. Музыка – язык общения. /Искусство в школе. — 2004г. — № 3. — с.56

[3] Балыхин Г.А. Дело государственной значимости, дело чести каждого гражданина / Народное образование. – 2005. — №4. с.45

 

[4] Горюнова Л. и др. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. / Музыка в школе. – 1991. — № 3. с.35

[5] Баландина Е.Ю. Народная музыка и патриотическое воспитание. / Музыка в школе — 2003. — № 2. — C. 28

[6] Восприятие музыки / Сборник статей //Ред. – сост. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980. – с. 153

[7] Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. – М.: Парсифаль, 1998. – с.124

[8] .Суржко Г. Патриотическое воспитание в России: только факты /Народное образование. — 2005. — №4. с.24

[9] Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – с.456

[10] Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.; Аспект-пресс; 2009. — с.256.

[11] Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург: Отделение пед. Общества.2006.-с.35

[12] Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993. с.214

 

[13] Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.: Музыка, 1973. – с.316

[14] Балыхин Г.А. Дело государственной значимости, дело чести каждого гражданина / Народное образование. – 2005. — №4.с.34.

 

[15] Гембицкая Е. Проблема взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся / Музыкальное воспитание в школе. Вып.8 //сост. О. Апраксина. – М., «Музыка», 1972. — с.14

[16] Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. – М., 1947г. с.73

[17] Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Сб. статей // ред. – сост. А. Готсдинер. – Л.: Музыка, 1980. – с.76

 

[18] Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль «Академия развития», 1997 с.69