раскрыть понятие темперамента, охарактеризовать его свойства и виды

Содержание

Основные данные о работе 1

Содержание 2

Введение 3

Основная часть 5

1. Общетеоретические аспекты изучения темперамента 5

2. Темперамент и обучение 18

Заключение 26

Глоссарий 28

Список использованных источников 30

Приложения 32

Введение

Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личность каждого человека неповторима.

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства.

Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением людей, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы — другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторона характеризует понятие «темперамент».

Темперамент — совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

Цель данной работы — раскрыть понятие темперамента, охарактеризовать его свойства и виды, а так же выяснить какую роль играет темперамент ребенка в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

19 стр., 9397 слов

Исследование cвязи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента

... НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА. § 1.1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по ... со свойствами темперамента. 18-20 §1.7Темперамент и личность. 21-23 §1.8Темперамент и деятельность §1.8.1Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента. 23 ...

Проблема темперамента занимает человечество двадцать пять столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми.

Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своём роде композицией социальных связей и контрактов.

К биологически обусловленным подструктурам личности относятся, прежде всего темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остаётся спорной и нерешённой проблемой.

Основная часть

1. Общетеоретические аспекты изучения темперамента

1.1 Историко-теоретические аспекты учения о темпераменте

Тенденции развития современного общества, в числе которых повышение значимости человеческого фактора в экономике, усиление влияния человека на общество в целом, побуждают научную мысль к поиску источников оптимизации профессионального самоопределения и становления. Одним из таких источников является использование ценностного потенциала учения о темпераменте.

Неоценима роль темперамента в труде и учебе: от него зависит влияние на деятельность различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения; актуальных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими и управленческими воздействиями. При взаимодействии для предотвращения конфликтов и стресса человеку также необходимо учитывать темперамент своего партнера. Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Таким образом, продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Отсюда вытекает цель данной статьи: исследование теоретических аспектов учения о темпераменте, сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований.

17 стр., 8233 слов

Учение о темпераменте (психологические свойства)

... темперамента человека сохранилось до сих пор. К нему в XX в. добавились знания, касающиеся органических основ темперамента, а также методики, позволяющие проводить психодиагностику свойств темперамента ... политологии Контрольная работа по курсу «Основы психологии и педагогики» Учение о темпераменте (психологические свойства) Выполнила: Проверила: Днепропетровск 2008 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Понятие о ...

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) есть свойства нервной деятельности, характеризующие динамику и соразмерность нервных процессов.

Он определяет динамику психической жизни через психические свойства: реактивность, активность, чувствительность, или сенситивность, эмоциональность, пластичность и ригидность, направленность вовне или на себя. Темперамент влияет на скорость возникновения реакции (возбуждение); ее силу и скорость погасания (торможение); темп, направленность и интенсивность деятельности; активность поведения при взаимодействии; устойчивость к смене ситуаций; эмоциональность при изменении состояния. Темперамент можно считать неким шаблоном, «формой», из которой «отливаются» определенные особенности характера. В зависимости от свойств нервной системы темпераменты делятся на несколько типов. Важно иметь в виду, что в каждом человеке одновременно проявляются в различных пропорциях нескольких типов темперамента.

Первая попытка объяснить отличие одного человека от другого была сделана в V в. до н. э. Гиппократом. Древнегреческая медицина считала, что главные особенности людей зависят от сочетания жидкостей в организме (крови, лимфы, желчи).

Под темпераментом Гиппократ понимал красис, т. е. нарушение в пропорции в теле четырех жидкостей: желтой желчи (др.-греч. холе — желчь, яд) — делает человека импульсивным, вспыльчивым; холерик; крови (др.?греч. сангуа — кровь) — подвижным и веселым — сангвиник; черной желчи (др.?греч. мелэна холе — черная желчь) — делает осторожным, грустным и вдумчивым — меланхолик; лимфы (др.?греч. флегма — мокрота) — делает спокойным и медлительным — флегматик.

1 стр., 448 слов

Понятие личности в психологии. Человек, индивид, личность, индивидуальность

Понятие личности в психологии. “Человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность” Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать ... его своеобразие и его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. ...

Римский врач Гален (II в.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами.

Немецкий философ И. Кант в конце XVIII в. рассматривает темперамент только как психические свойства.

У Вундта (конец XIX в.) темперамент — это соотношение скорости и силы «душевных движений». В процессе развития учения о темпераменте изменяется характеристика четырех основных типов темперамента. Пересматривается представление об их количестве. Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных психических свойств (характера личности).

Существует много теорий темперамента. Древнейшими из них являются гуморальные теории, так же существует нейродинамические и конституциональные теории темперамента, описанные в данной работе.

Гуморальные теории, связывают темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Несмотря на то, что некоторые исследователи считают гуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понял психосоматическое единство индивида, то есть единство души и тела.

Надо отметить, что Гиппократ был материалистом, поэтому объяснял психосоматическое единство материальной основой — смесью «соков» в организме индивида.

В XX веке также пытались установить связь телосложения и свойств личности. Все конституциональные теории основываются на двух положениях, называемых «конституциональной гипотезой»: во-первых, телосложение и поведение значимо связаны друг с другом, во-вторых, эта связь имеет «конституциональную» природу, т. е. скорее всего основанную на наследственности. Эрнст Кречмер заметил, что в зависимости от типа сложения человек, оказывается, склонен к одному из психиатрических заболеваний. Он выделил основные группы психических качеств, которые, по его мнению, и составляют основное содержание темперамента. Это психостезия, фон настроения, психический темп, общий двигательный темп или психомоторную сферу. А с точки зрения морфологии Э. Кречмер выделил четыре психосоматических типа, пикник, астеник, атлетик, диспластик.

3 стр., 1308 слов

Определение темперамента. Теории темперамента

... изменением) протекания психических процессов (Щербатых Ю. В. Общая психология). В истории психологии известны разные теории темперамента: Ø Гуморальные (Гиппократ, Гален) Ø Конституциональные (Э.Кречмер, У. Шелдон ...

Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент — это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа:

? Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы).

? Мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань).

? Эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).

Особый вклад в изучение темпераментов сделал И. П. Павлов. Он разработал учение о типах нервной системы — определенных комплексах основных свойств нервных процессов, общих для высших млекопитающих и человека; обосно…

Список использованных источников

1. Влияние темперамента на практическую деятельность человека [Электронный ресурс]. URL: http//odiplom.ru.

2. Выготский Л. Психология. — М.: Апрель Пресс; М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. — 106 с.

3. Гилева О.Б. Влияние социальных условий на структуру темперамента // Вопросы психологии. — 2010. — № 4. — С. 73−75.

4. Грушева О.А. Теории темперамента // Научные исследования и разработки молодых ученых. — 2014. — № 1. — С. 39−42.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций. — М.: Деловая книга, 2013. — 240 с.

6. Казанская В. Г. Психология и педагогика: краткий курс. — СПб., 2013.

7. Как темперамент влияет на учебу? // Блог ассоциации репетиторов [Элек-тронный ресурс]. — Режим доступа: 2015/04/10/kak-temperament-vliyaet-na-uchebu/

13 стр., 6350 слов

РП психология темперамента 2015 заочка

... 1 к рабочей программе дисциплины «Психология темперамента» Аннотация рабочей программы Дисциплина «Психология темперамента» является частью цикла дисциплин подготовки ... способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами,справочной и энциклопедической литературой, не полный или ... .Н. Психофизиология / Н.Н.Данилова. - М.: Аспект Пресс. 2009.-367с. 2.Малых, С. Б. Основы психогенетики: ...

8. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. — М.: Academia, 2013. — 512 с.

9. Кейн С. Как использовать особенности своего характера. — М.: Манн, 2013. — 384 с.

10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Academia, 2013. — 304 с.

11. Кречмер Э. Строение тела и характер / Перевод с немецкого. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010.

12. Педагогика. Учебник для бакалавров / Под ред. Крившенко Л.П. — М.: Проспект, 2015. — 496 с.

13. Пряжников И.С. Психология труда. — М.: Academia, 2013. — 480 с.

14. Рева А.В. Теоретические аспекты учения о темпераменте: сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. — 2014. — № 11. — С. 560−563.

15. Сергадеева А.А., Нестеренко А.А. Особенности обучения детей дошкольного возраста с разными типами темперамента // Студенческая наука XXI века. — 2016. — № 1−1(8).

— С. 222−224.

16. Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях. — М.: Academia, 2013. — 256 с.

17. Соколков Е.А. Профессиональное становление личности специалиста. — М.: Университетская книга, 2012. — 341 с.

18. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология. — М.: 2013. — 384 с.

19. Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента среди других теорий темперамента. — 1993. — Т. 1. — № 2. — 79 с.

20. Темперамент и особенности его влияния на профессиональную деятельность [Электронный ресурс]. URL: >21. Характер и темперамент [Электронный ресурс]. URL: >

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector