Содержание:
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1.История социально — психологических условий формирования имиджа успешного руководителя – женщины………………………………………………..6
1.1. Понятие и сущность имиджа……………………………………………………6
1.2. Участие женщин в сфере управления…………………………………………13
Глава 2. Формирование имиджа…………………………………………………..28
2.1.Технология формирования имиджа успешного руководителя – женщины……………………………………………………………………………28
2.2. Индивидуальный стиль в одежде деловой женщины………………………..32
2.3. Основные гендерные различия в стиле управления…………………………48
Глава 3. Технология успешного руководителя – женщины……………………..59
3.1. Анализ имиджа успешного руководителя — Татьяны Голиковой…………..59
3.2. Анализ деятельности Министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой и рекомендации…………………………………………69
Заключение………………………………………………………………………….71
Список используемой литературы…………………………………………………74
Приложение…………………………………………………………………………78
Введение
Актуальность темы исследования. Современная социальная ситуация развития нашего государства характеризуется изменениями в различных сферах жизни общества в целом и функционировании различных предприятий, в частности. Деятельность же любой организации определена профессионализмом его персонала и, в первую очередь, ее руководителя. Неслучайно, изучение психологических и социально-психологических основ профессионализма современных руководителей различного уровня вызывает повышенный интерес отечественных исследователей. Многочисленные публикации, выполненные в русле психологии управления, социальной психологии организации, отражают уровень разработанности данной проблематики и убедительно свидетельствуют, что именно от профессионализма руководителя зависит не только внешняя конкурентоспособность организации на рынке, но и уровень корпоративной культуры, мера приверженности сотрудников к своей организации, мотивация трудовой деятельности, имидж организации и др.
Имидж деловой женщины 2
... его развитие. 2. Показать из каких компонентов формируется имидж деловой женщины и в чем их сущность. В связи ... понимания друг друга; рационально структурированная система коммуникационного обеспечения деятельности организации. Переговоры – это процесс взаимодействия сторон с целью ...
Руководитель является, вне сомнений, имиджевой фигурой предприятия, его «визитной карточкой». Проблемы формирования и функционирования имиджа организации в целом и имиджа руководителя, в частности, и стали предметом современного научного анализа в отечественной психологической науке в последнее десятилетие
Актуальность исследования имиджа успешного руководителя — женщины как социально-психологического феномена обусловлена не только важностью проблематики в социальном и политическом смыслах, но и продолжающимся углублением интереса к ней со стороны социальных наук, и прежде всего –психологии.
К настоящему времени в социально-психологической науке сформировалось мощное русло идей и теорий, прямо связанных с психологией имиджа. Все это свидетельствует о том, что исследования, связанные с феноменом имиджа, на проблемном поле социальной психологии, продолжают оставаться в числе передовых и социально востребованных.
В российской психологической науке научные разработки, связанные с психологией имиджа успешного руководителя — женщины, первоначально касались преимущественно проблематики лидерства и были ориентированы на исследование имиджа общественного деятеля, имиджа кандидата в избирательной кампании и т.д. Проблема имиджа, его основных компонентов и особенностей формирования нашла место в работах В.Я.Белобрагина, А.А.Бирюкова, С.С.Владимирова, Е.Б.Карпова, А.Н.Орехова, Е.А.Петровой.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является выявление социально-психологических факторов динамики имиджа успешного руководителя – женщины.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Проанализировать историю социально — психологических условий;
2.Рассмотреть формирование имиджа успешного руководителя – женщины;
3. Изучить технологии успешного руководителя — женщины.
Объект и предмет исследования. В качестве объектов настоящего исследования выступает женщины-руководители. Предмет исследования: социально-психологические условия формирования имиджа успешных женщин-руководителей.
Общая гипотеза исследования заключается в том, что имидж женщины — успешного руководителя отражает профессионально значимые с позиции общественного сознания особенности ее личности, деятельности, общения, поведения и внешнего облика и является позитивным при соблюдении ряда основных социально-психологических условий. Во-первых, восприятие женщины-руководителя максимально приближено к господствующему в массовом сознании стереотипу «идеального руководителя» вне зависимости от половой принадлежности его носителя. Во-вторых, женщина-руководитель обладает высоким уровнем успешности деятельности, социальной зрелости и развития ряда профессионально важных социально-психологических качеств.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы системности, целостности, единства, а также психологическая теория деятельности и деятельностного опосредствования психического развития (Аверченко Л. К., Катунин В. С., Комаров Е.И., Ладанов И.Д., Михеев В. А., Омаров А. М., Терентьева И.В., Яновский Р.Г., Швальбе Б., и др.).
Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех разделов,списка используемой литературы и приложений.
Имидж женщины-руководителя
... речь, жесты, привычки, стиль общения имеютнепосредственное отношение к имиджу женщины. Собеседники, клиенты, партнеры,покупатели получают от тебя, так ... оттенки будутиграть только против вас. Зато известно, что женщина-руководитель с темнымиволосами невольно вызывает уважение к себе, ... природноеобаяние, но и стать одним из факторов успешной карьеры. Избегайте кричащихцветов и обилия косметики. Ни ...
Глава 1. История социально — психологических условий формирования имиджа успешного руководителя — женщины
1.1. Понятие и сущность имиджа
Смена экономической формации в России, стремительное развитие института частной собственности, изменения в политике послужило толчком к формированию новой социальной категории людей, добившихся успеха во многом, благодаря своим личным и профессиональным качествам. Это предприниматели, менеджеры, политические лидеры, активно влияющие на экономические и политические процессы в стране. С появлением представителей новой бизнес-элиты в обществе возрос интерес к проблемам карьерного роста. Успешная социальная реализация отдельных руководителей привлекла общественное внимание к механизмам ее осуществления, так появился социальный заказ на исследования в области психологии управления, разработки моделей успешной самопрезентации личности в рамках психологии имиджа. В ситуации некоторой стабилизации экономики в стране, в условиях перехода системы управления из условий «дикого рынка» к «либеральной стабильности», в бизнес кругах, вновь стали значимы представления о морально-этических ценностях, таких как «безупречная репутация» и «позитивное общественное мнение». На сегодняшний момент в обществе сложились уникальные возможности для всестороннего раскрытия потенциала личности руководителя, проведения работ по изучению формирования новых имидж-технологий, позволяющих создавать позитивный имидж субъекта, в особенности женщины-руководителя, т.к. вопреки конституционным нормам, провозглашенным нашим обществом, и демографическим изменениям, положение женщины в профессиональной сфере продолжает оставаться приниженным, ущемляющим права женщин на рынке труда, не позволяющим ей осуществлять карьерный рост на равноправных позициях с мужчиной.
Поэтому проблема карьерного роста женщины в целом и позитивного имиджа женщины-руководителя в частности, как фактора, способствующего профессиональному продвижению, является социально значимой на данном этапе развития современного общества.
Рассмотрим понятие имиджа. В современной российской науке «имидж» стал предметом социального интереса и научно-психологического исследования в середине 80-х гг. XX века. Возникновению повышенного интереса к проблеме имиджа способствовали изменения социально-экономических условий жизни общества в конце XX века, развитие в стране рыночной экономики, составляющими которой являются конкуренция и борьба за рынки сбыта, что в свою очередь привело к бурному развитию PR-технологий, практического имиджмейкинга, дизайна и других прикладных направлений, связанных с продвижением товаров и услуг в условиях конкуренции.
Практический запрос на разработку проблем имиджа и породил новую науку — «имиджелогию», которая возникла на стыке философии, психологии, социологии, политологии, культурологии, экономики, костюмологии, истории и других дисциплин. Предметом имиджелогии является «изучение роли и функций имиджей в общественном бытие, их филогенетических и онтогенетических предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования, управления, а также описание и раскрытие причинно-следственных взаимосвязей между различными имиджами (людей, организаций, общественных и политических движений, товаров, услуг и др.)».
По мнению Е.А. Петровой, «к ее истокам можно отнести работы 60-70-х годов, выполненные в рамках социально-перцептивного подхода» (А.Л. Бодалев, В.А. Лабунская, В.Н. Панферов и т.д.) [41, С. 10-12].
Формирование здорового образа жизни трудных подростков как социально-педагогическая ...
... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕСТ Введение Такая социально-педагогическая проблема, как формирование здорового образа жизни трудных подростков, является очень актуальной на ... анализ и обобщение изученной педагогической, социально-педагогической, психологической литературы. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Содержание ...
В современной отечественной психологии исследования, посвященные проблемам имиджа, представлены следующими работами:
а) это работы, посвященные проблематике лидерства и преимущественно ориентированные на изучение имиджа политиков, общественных деятелей и кандидатов во время избирательной кампании;
б) работы, посвященные проблемам формирования профессиональных имиджей: государственных служащих, руководителей, телеведущих, учителей;
в) педагогов высшей школы;
в) исследования, посвященные проблемам корпоративного имиджа (в частности: политических партий и объединений, муниципальной власти, учебных заведений, организаций);
г) работы, посвященные проблемам функционирования имиджа торговой марки, бренда, образования и образовательных услуг.
В 80-е годы XX столетия появились и первые научные разработки по имиджированию, посвященные различным аспектам управления имиджем (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б.Г. Ушиков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.).
Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как «целенаправленно формируемый образ; как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ»; как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью» или как «мысленное представление чего-то ранее видимого конкретного или абстрактного, сильно напоминающего в представлении о другом» [41, С. 13-15].
Имидж всегда создается в процессе деятельности как специально организованной (проводимой специалистами-имиджмейкерами на основе профессионально выработанных стратегий и методов), так и стихийной, но в любом случае имидж — это результат целенаправленной активности субъекта общения или субъект-субъектного взаимодействия.
Формирование имиджа происходит путем воздействия на сознание и подсознание человека. Воздействие на подсознание наиболее эффективно, когда оно осуществляется путем апеллирования образами т.к. информация не поддается контролю сознания и менее подвержена «фильтрации».
На сегодняшний момент в психологии нет однозначного определения имиджа, разные исследователи предлагают различные трактовки этого понятия. Так, например, в представлении А.Ю. Панасюка имидж — это мнение, используемое в качестве оценочного суждения людей о чем либо, а Г.Г. Почепцов, считает, что это образ, который складывается в массовом сознании. В представлении В.М. Шепеля — это индивидуальный облик, обаяние личности, А.Ю. Кошмаров рассматривает имидж в контексте репутации, а Е.Б. Перелыгина считает, что это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия. По мнению В.И. Дерюгина: имидж — это культурные социально обусловленные телесно-эстетические характеристики человека. П.С. Гуревич рассматривает имидж как естественную часть облика человека, характеризуя его с точки зрения философской антропологии, как феномен, вбирающий телесность, психологию, социально-культурные факторы. У П.С. Гуревича понятие имидж синонимично «персонификации», но более обобщённо, оно включает не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные, он связывает это понятие и с внешним обликом, и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества, О.Л. Феофанов определяет имидж как «образ-представление», наделяющий через ассоциации объект дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего.
Образ вожатого
Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...
Е.А. Петрова определяет имидж как образ-представление, в котором в сложном и определенном взаимодействии соединены внешние и внутренние характеристики объекта. «Имидж выражает впечатление, которое производит его носитель. Проявляясь как феномен индивидуального, группового или массового сознания, имидж является комплексным образом, включающим семиотические, когнитивные и образные составляющие, и обладает рядом свойств».
Исследования Е.А. Петровой показывают, что имидж как феномен индивидуального, группового и общественного сознания всегда в той или иной степени может быть отдален от инципиента. Он может совершенно не отражать ее истинную сущность, т.е. максимально отдален от личности (например, в ситуации опосредованной подачи информации об имиджируемом), а может максимально приближаться к ней (например, в ситуации межличностного общения).
Имидж может изменяться и улучшаться, в то время как сама личность может остаться практически неизменной [41, С. 18].
Учитывая, что символическая характеристика имиджа является «отправной точкой» при определении «плана» формирования имиджа, т.е. символьная нагрузка имиджа подчиняет себе все остальные элементы его структуры — она определяет то, на каких персональных и социальных характеристиках будет делаться акцент при создании или преобразовании имиджа. Принимая во внимание вышесказанное, следует несколько подробнее рассмотреть символическую природу имиджа.
Символическая природа имиджа может быть рассмотрена в рамках теории «символического интеракционизма», основателем которой является Дж. Мид и в центре внимания которой находится феномен символической
коммуникации, т.е. социальное общение, осуществляемое посредством символов. Включенность символа в социальное поведение человека позволяет, по мнению Е.Б. Перелыгиной, рассматривать имидж как символический образ. Символический образ — это образ условный, по ее мнению, требующий оформления при помощи «некоторого языка, понимаемого в самом широком смысле как синтаксического (включающего невербальные знаки), так и семантического (включающего не только предметные, но и оценочные значения)». «Именно с этой точки зрения обусловлена правомерность применения к имиджу семиотического подхода», т. к. существенным свойством символа является то, что его значением может быть идеальный объект (не существующий в физическом мире), поэтому символы пригодны для выражения ценностей и установок, как индивидуальных, так и групповых. Интерпретация символов в процессе их восприятия целевой аудиторией (социальная группа, для которой создается имидж) или отдельным человеком определяется имеющимся у них социальным опытом, реципиент «домысливает» или достраивает предлагаемый ему образ исходя из собственного жизненного опыта. Говоря о символической структуре имиджа, исследователь рассматривает ее как совокупность семантических (свойств субъекта-прообраза имиджа) и синтаксических элементов (чувственно воспринимаемые реципиентом качества) (например, любовь к детям является имиджеобразующим свойством, семантическим элементом имиджа политика, а фотография его детей — синтаксическим элементом), но, по утверждению А.Б. Перелыгиной, в современной имиджелогии таких разграничений пока не делают.
Имидж профессии психолог
... которые относятся к имиджформирующим. В работе затрагивались результаты исследования имиджа профессии психолога, проведенного на «Сервере виртуальных исследований» [5] ... : Международная научно-практическая конференция. – 2002. - №2. 5. Имидж профессии психолога// Сервер виртуальных исследований [Электронный ресурс] virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/research.cgi?mode=qresults&ac=2376 6. Кондратьев ...
Число женщин, участвующих в принятии решений на различных уровнях мировой экономической среды, постоянно увеличивается. Так, в США, Канаде и Германии число женщин, возглавляющих фирмы, растет быстрее, чем мужчин, но они концентрируются в сферах с более низким уровнем дохода (оборота).
В Европейском регионе женщин сравнительно мало среди предпринимателей, собственниц фирм (с собственными банковскими счетами) и собственниц, нанимающих других работников. И хотя сейчас они больше, чем раньше, организуют свой собственный бизнес, подавляющее большинство работают без наемных работников.
Женщина-руководитель в некоторых странах Западной Европы в частном секторе больше, чем в государственном. Вместе с тем, по данным Международного центра торговли, число женщин-руководителей и предпринимательниц все еще невелико, особенно в секторе международной торговли [19, С. 187].
1.2. Участие женщин в сфере управления
В России при переходе к рыночной экономике доступ женщин в сферу управления и предпринимательства, увы, даже несколько уменьшился.
Рис.1. Положение российских женщин на рынке труда
Некоторые исследователи считают, что снижение уровня занятости женщин в России — процесс неизбежный, который определяется переходом к более эффективной рыночной экономике. Исследования, проведенные в нашей стране, помогают представить положение женщин в менеджменте и предпринимательстве в России.
Так, только 7% женщин с высшим и средним специальным образованием становятся руководителями, в то время как среди специалистов-мужчин руководителем становится каждый второй. Во второй половине 90-х гг. распределение данных по объединенному мониторингу показало, что владельцев и совладельцев частного предприятия, собственного дела и организации среди женщин — 2,9%, мужчин — 5,6%. Среди работающих индивидуально, имеющих собственную фирму, женщин — 1,7%, мужчин — 3,8%.
Диаграмма 1. Гендерные различия по наличию собственной фирмы
К руководителям, главным специалистам предприятия, организации, органов управления отнесли себя 2% женщин и 4% мужчин.
Диаграмма 2. Гендерные различия руководителей, главных специалистов предприятия, организации органов управления
Руководителями структурных подразделений являются 3,6% женщин и 5,6% мужчин. Такие цифры сохранились и на конец 90-х гг [19, С. 192].
Диаграмма 3. Гендерные различия руководителей структурных подразделений
По данным Госкомстата РФ, уже сейчас среди совладельцев товариществ с ограниченной ответственностью 39% женщин, кооператоров — 23%, предпринимателей, использующих труд наемных работников, — 17-19%, среди фермеров — до 1/5; доля женщин в индивидуально-трудовой деятельности — более трети.
Женская молодежь предпочитает занятость в предпринимательском секторе, однако на наемных должностях преобладают женщины с высшим образованием (0,9% — со средним, 34,9% — со специальным и 64,2% — с высшим образованием), т. е. группа, наиболее угрожаемая по безработице.
Психологические особенности женщины руководителя 2
... как вести себя с женщиной-начальником. Зато женщины прекрасно знают, как вести себя с мужчиной-начальником. Безусловно, многие профессии гораздо лучше "даются" женщинам в силу их ... лет назад. И конечно, существуют некоторые особенности, которые отличают женщину-руководителя от руководителя-мужчины. Женщины ломают стереотипы, присущие лидерам, руководителям, приносят в деловую жизнь ...
Диаграмма 4. Статистика образования женщин занятых в предпринимательском секторе
Профессиональный профиль женского предпринимательства в основном традиционен: легкая промышленность, ремесла и промыслы, консультативная, учебная деятельность, народная медицина, косметологические услуги и пр. Большинство женщин предпочитают трудиться за гарантированную заработную плату в государственном секторе. При этом почти 15% женщин хотели бы создать свое дело, организовать свое предприятие.
Сами женщины указывают причины, мешающие созданию собственного дела. К ним относятся:
— отсутствие правовых гарантий и несовершенство системы законодательства;
— нестабильная экономическая обстановка в стране;
— риск столкновений с рэкетом, отсутствие безопасности;
— заниженная самооценка [9, С. 226-229].
Еще в начале XIX в. многие ученые считали, что реальные способности женщин могут быть раскрыты только при условии их равных с мужчинами возможностей для выбора между карьерой и семьей. На основе анализа и обобщения литературных источников [20, С.231-232], можно выделить две группы факторов, препятствующих выбору нетрадиционной профессиональной карьеры (к которой относится менеджмент, участие в различных группах бизнес-слоя): внутренние и внешние. Так, и те и другие основаны на тендерных предубеждениях. Тендерные предубеждения включают любые факторы, которые ограничивают выбор и развитие карьеры исключительно на том основании, является ли человек мужчиной или женщиной.
К внешним факторам, которые представляют, в сущности говоря, окружающую человека общественную среду — экономическую, социальную, образовательную и политическую, относится гендерная социализация и институциональный сексизм (и то и другое — это дискриминация по признаку пола).
Институциональный сексизм -это узаконенная обществом дискриминация женщин в политической, экономичекой, образовательной, законодательной, профессиональной и религиозной сферах. Суть ее сводится, грубо говоря, к трем следующим положениям: женщины, оказывается, не так ценны и не так компетентны, как мужчины («женщины не могут»); не принято чтобы женщины продолжали традиционную «мужскую» карьеру в традиционных для мужчин профессиональных сферах (т. е. «женщины не должны»))[28, С.13-17]. Наконец, даже если женщины компетентны и действительно развивают свою карьеру в нетрадиционной сфере, они могут не получить соответствующего вознаграждения и могут быть даже «наказаны» (например, отсутствием детей и семьи, разводом, одиночеством).
Таким образом, данные скрытые и явные барьеры являются очевидным препятствием для выбора, освоения и развития карьеры женщинами в нетрадиционных профессиональных сферах, к которым относится менеджмент в экономике и политике на разных уровнях, предпринимательство.
Одной из наиболее распространенных форм дискриминации женщин является профессиональная. Такие черты и поведение, стереотипно приписываемые исключительно мужчинам, как компетентность, логическое мышление, инициативное поведение, заставляют работодателей и менеджеров по кадрам рассматривать именно мужчин подходящими для таких профессий, где требуется лидерство, профессиональные и технические навыки. Стереотипные черты, приписываемые (всем) женщинам, например, заботливость, кооперативность, нежность, ассоциируются с обслуживанием и заботой, т. е. с кругом низкостатусных и низкооплачиваемых профессий. Фоксли констатирует, что женщины поэтому уже социально настраиваются быть матерями и женами, и если их работа находится вне дома, то предпочитается выбор карьеры, который является продолжением их домашней роли) [19, С.206-208].
Психологические особенности женщины-руководителя 2
... социальной психологии, в психологии управления, актуальна не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника ... чертах, как мужественность и женственность. Женщине теперь в большей мере присущи такие образцы поведения, которые ранее закреплялись за мужчинами, например, навык и способность принимать ...
Распространенная также полоролевая типизация профессий связана с мнением о существовании «соответствующих» профессий для мужчин и женщин. Половая типизация профессий проявляется в:
— полотипизированных ярлыках (половая типичность профессий милиционера, стюардессы, офицера, няни, учительницы);
— неравном распределении мужчин и женщин среди разных профессий;
— неравной экономической компенсации, получаемой мужчинами и женщинами (например, исключение из пенсионного стажа времени по уходу за ребенком) )[34, С.154-156].
В бывшем СССР женщины наравне с мужчинами были включены в производственный оплачиваемый труд и приобретали нетрадиционные для женщин профессии. Но статистический анализ показывает, что они были заняты только в сфере низкооплачиваемого, полотипизированного труда — в низшем и среднем звене здравоохранения, образования, культуры, легкой промышленности и др. И, если рассмотреть это неравенство по существу каждой профессии, то окажется, что в каждой стране и каждом регионе мира есть профессии, которые специально определяются как «женские». В настоящее время работа мужчин чаще высоко оплачивается и более уважаема, и женщинам необходимо затратить много времени и усилий, чтобы войти в этот круг и занять ту же позицию. Ведь даже для элементарного продвижения по службе от женщины требуются, по сравнению с мужчиной, более высокие квалификация и уровень знаний.
Желательность той или иной карьеры обуславливается распределением мужчин и женщин в профессии и воспринимаемой приемлемостью этой профессии. Ведь интерес к профессии может складываться под влиянием информации доминировании в ней мужчин или женщин. Так, интерес мужчин к профессии юриста снижался, когда их информировали, что скоро женщины займут более 50% должностей во всех юридических профессиях. Комаров В.И обнаружил, что наивысший интерес женщины проявили к профессиям, которые были описаны им как имеющие хорошие возможност…
**************************************************************