Психологическое здоровье семьи. Критерии психологического здоровья семьи

Время проведения: урок (90 минут).

 

 

Ход урока:

1.Организационный момент:   План урока:   2. Повторение пройденного материала:     3.Изложение нового материала:   Слушаем и записываем:     Слушаем:     Слушаем и записываем:   Индивидуальная письменная работа для студентов:     Слушаем:     Записываем:   Записываем:     4. Заключительный этап: Приветствую студентов, представляюсь, начинаем подготовку к уроку . Нам понадобится ручка и тетрадь. Отмечаем отсутствующих. 1. Различные категории современной семьи и брачно-семейных отношений. 2. Формы брачно-семейных отношений. 3. Современная модель семьи, ее особенности (доминирование-подчинение), отличительные черты. 4. Семейные мифы. 5. Психологическое здоровье семьи. Критерии психологического здоровья семьи.   Повторение пройденного включит в себя повторение основных понятий в психологии семьи, пройдет в форме опроса. Вопросы студентам: Что такое психология семьи? Что является объектом и предметом психологии семьи? Какие задачи включает психология семьи?   Приступаем к изучению новой темы «Характеристика современной семьи».   Различные категории современной семьи и брачно-семейных отношений. В.С. Торохтий предлагает данную классификацию современных семей:

По количеству детей Бездетная, однодетная, малодетная, многодетная
По составу Неполная, отдельная, нуклеарная (простая), сложная(несколько поколений),большая, материнская, семья повторного брака.
По структуре С одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов или родственниками, с двумя или боле брачными парами и пр.
По типу главенства в семье Эгалитарные и авторитарные
По семейному укладу Семья-отдушина, семья детоцентрического типа, семья у которой на первом месте порядок, комфорт, здоровье и пр.
По однородности соц.состава Социально гомогенные (однородные) и социально гетерогенные (неоднородные).
По семейному стажу Молодожены, молодая семья, зрелая семья и пр.
По качеству отношений и атмосфере в семье Благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная.
По географическому признаку Городская, сельская, отдаленная.
По типу потребительского поведения Семьи с физиологическим типом потребления, с интеллектуальным типом и со смежным типом.
По особым условиям сем.

жизни

Студенческая, дистантная, внебрачная семья и пр.
По характеру проведения досуга Открытая, закрытая.
По соц.мобильности Реактивные, средней активности, активные
По степени совместной деятельности Традиционные, коллективистские, индивидуалистические.
По состоянию психологич. здоровья Здоровые, невротические, виктимогенные

Формы брачно-семейных отношений.

1. Брачно-семейные отношения на основе ЧЕСТНОЙ КОНТРАКТНОЙ системы. Оба супруга представляют, чего они хотят от брака и рассчитывают на определенные материальные выгоды.

2. Брачно-семейные отношения на основе НЕЧЕСТНОГО КОНТРАКТА. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака одностороннюю выгоду и тем самым наносят урон партнеру.

3. Брачно-семейные отношения ПО ПРИНУЖДЕНИЮ. Один из партнеров «осаждает» другого, и тот в силу определенных обстоятельств или из жалости, соглашается а брак.

4. Брачно-семейные отношения как РИТУАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ социально-нормативных установок. Брак как следование определенным общественным стереотипам.

5. Брачно-семейные отношения, ОСВЯЩЕННЫЕ ЛЮБОВЬЮ.

Современная модель семьи

А.И.Антонов (отечественный социолог) анализируя современные модели семьи выделяет следующие закономерности:

1. Произошел перевес личных выгод индивида и экономической деятельности как таковой над ценностями родства, отделение родства от социально-экономической деятельности.

2. Современной модели семьи характерно разделение дома и работы. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие во внесемейном труде продолжают вести домашнее хозяйство.

3. Произошло размежевание дома и внесемейного мира, первичности семьи и обезличенности отношений во внешнем окружении.

4. Система «семьецентризма» с ориентацией на материальные блага, рождение и воспитание детей, заботы о стариках и пр. уступает место системе эгоцентризма с ценностями индивидуализма, личных достижений, независимости и пр.

5. современной семье свойственна социальная и географическая мобильность, связанная с независимым профессиональным и личностным самоопределением детей без наследования социального статуса.

6.Происходит переход от расширенной семейно-родственной системы к нуклеарным семьям, в которых супружеские семьи становятся крепче родственных.

7.Развод по инициативе мужа сменяется разводом вызванным межличностной несовместимостью.

8.Происходит переход от закрытой системы выбора супруга к открытой, на основе межличностной избирательности.

9. На смену культуре бездетности с жестким табу на применение контрацепции приходит планирование семьи.

10. Нормы связные с феноменом многодетной семьи исторически изживают себя, происходит сокращение числа детей в семье, увеличиваются разводы.

 

Составление собственной модели семьи.

 

Семейные мифы.

Семейные мифы (легенды) представляют собой совокупность хорошо интегрированных, хотя неправдоподобных. Убеждений, разделяемых всеми членами семьи.

Они имеют четкую связь с культурными мифами о браке и семье преподносимыми в литературе, фильмах, фольклоре и пр.

Наиболее распространенные мифы:

· миф о вечной любви;

· миф о необходимости жертвовать друг для друга;

· миф о том, что пространственная близость необходима для сплочения семьи (с глаз долой из сердца вон).

· миф о том, что благополучные супруги все рассказывают друг другу;

· миф о том, что люди, которые действительно любят друг друга, должны знать все о желаниях и потребностях друг друга;

· миф о том, что счастливые супруги не спорят

· миф о «злой судьбе», «злой воле» и пр.

 

 

Психологическое здоровье семьи. Критерии психологического здоровья семьи.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности.

Критерии психологического здоровья семьи.

1. Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношение членов семьи к общечеловеческим нормам.

 

2. Функционально-ролевая согласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия как взаимопонимание, взаимодоверие. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи.

3. Социально-ролевая адекватность обуславливается ролевой структурой семьи. Она отражает уровень реализации межличностных внутрисемейных ожиданий. От каждого члена семьи ожидают выполнения определенной роли.

4. Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоционального принятия друг друга составляет особое качество здоровой семьи.

5. Адаптивность в семейных отношениях характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере после трудового дня. Семья может успешно решать одну из главных психологических задач – эмоциональную разрядку лишь в том случае, когда каждый член семьи будет стремиться сохранить в ней комфортность эмоционального фона отношений.

6. Устремление на семейное долголетие представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям. Неотъемлемым атрибутом здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели.

7. Идентичность и стабильность семьи. Идентичность – содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог разделяемых членными семьи или взаимодополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей. Семейная идентичность это эмоциональное и когнитивное « Мы» данной семьи.

 

 

Подводим итог занятия:

Таким образом, современная семья и брачно семейные отношения подразделяются по:

¾ По количеству детей;

¾ По составу;

¾ По структуре;

¾ По типу главенства в семье;

¾ По семейному укладу;

¾ По однородности соц. Состава;

¾ По семейному стажу;

¾ По качеству отношений и атмосфере в семье;

¾ По географическому признаку;

¾ По типу потребительского поведения;

¾ По особым условиям семейной жизни;

¾ По характеру проведения досуга;

¾ По социальной мобильности;

¾ По степени совместной деятельности;

¾ По состоянию психологического здоровья.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности.

Итак, надеюсь, вам было интересно! Жду ваших вопросов! Всего доброго!