Объект исследования: учащийся подросткового возраста.
Цель: Исследование особенностей индивидуально-типологических свойств личности школьника.
Задачи:
— изучение индивидуальных особенностей личности подростка;
— развитие навыков эмпатийного взаимодействия с учащимися;
— закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения курсов «Психология человека» и «Психология развития»;
— обобщение знаний, полученных в ходе индивидуальной исследовательской работы – составление общей психолого-педагогической характеристики учащегося;
— разработка индивидуальных рекомендаций с учетом полученных результатов.
Этапы работы:
-
Ведение наблюдения за учащимся в учебно-воспитательном процессе.
- Диагностика индивидуально-типологических свойств личности (самооценка, темперамент, основные черты характера).
- Обработка полученных результатов.
- Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.);
- Оформление и предоставление отчета о работе вместе с выводами, рекомендациями и исследовательскими материалами.
Необходимую информацию для составления характеристики можно получить при помощи следующих методов исследования:
— наблюдение (изучается внешняя сторона поведения ученика на уроке и вне его; полученные факты обязательно фиксируются в дневнике наблюдений);
— тестирование (объективное изучение конкретных психологических особенностей) – могут быть использованы методики для исследования самооценки, уровня притязаний и т.д.
— беседа (позволяет получить дополнительные или уточняющие данные; запись результатов беседы проводится сразу же после ее проведения, но в отсутствие ученика);
— анализ продуктов деятельности (позволяет получить дополнительные данные, которые могут характеризовать личность ученика) – анализ рисунков, сочинений;
— работа со школьной документацией (для получения дополнительных данных может использоваться личное дело, классный журнал).
Личность ученика как субъекта образования и развития
... и обучение; активность самой личности в собственном развитии. Генотип – (от греч. genos – происхождение, typos – форма, образец) совокупность генов данного организма, полученная в наследство от родителей ... преобразования (как было показано выше). 4. Внешние и внутренние факторы развития личности Развитие личности осуществляется под влиянием факторов. В педагогике выделяют внешние и внутренние факторы ...
Методические рекомендации.
Содержание задания базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курса «Психология человека» и «Психология развития». Его выполнение нацелено на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется в педагогической деятельности, на закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.
Отчет может быть оформлен в произвольной форме. Но он должен отражать весь комплекс вопросов, изученных и отработанных студентом за период практики. А именно:
-
Общие сведения об ученике (школа, класс, имя, состав семьи, другие сведения, важные с точки зрения студента).
Обращаем внимание, что в целях соблюдения принципа конфиденциальности, фамилия ученика не пишется.
- Описать собственные мотивы, обусловившие выбор данного ученика.
- Дать характеристику самооценки и уровня притязаний школьника, предположить, что повлияло на их формирование:
а) Наблюдая за учеником во время уроков и на перемене, отметить, какие характеристики наблюдаются у данного ученика (Табл. 1).
Определить его самооценку.
Таблица 1.
Поведенческие проявления самооценки школьника
Самооценка школьника |
||
Адекватная |
Неадекватная |
|
Пониженная |
Повышенная |
|
Бодр, активен |
Замкнут, держится обособленно, избегает контактов со сверстниками |
Высокомерен, пренебрежительно относится к товарищам |
Уравновешен, быстро приспосабливается к новым условиям |
Испытывает пренебрежительное отношение со стороны одноклассников |
По причине больших учебных успехов постоянно ставится в пример |
Берется за выполнение тех заданий, с которыми в состоянии справиться |
Робок, повышенно раним |
Демонстрирует и всячески подчеркивает свою внешнюю красоту |
Почти всегда пребывает в хорошем настроении |
Переживает по поводу своей устойчиво слабой успеваемости |
Переоценивает свои возможности |
Прислушивается к замечаниям |
Тревожен, легко теряется в изменяющихся условиях |
Любит выступать перед аудиторией |
Адекватно реагирует на похвалу в свой адрес |
Выступление перед товарищами – пытка для него |
Испытывает большое удовольствие от лести в свой адрес |
Учится стабильно |
Играет роль классного шута |
Не любит критики в свой адрес |
б) Подтвердить свои предположения, сделанные на основе наблюдения, проведя диагностическую методику по определению самооценки и уровня притязаний.
4. Описать эмоционально-волевое развитие данного подростка:
Наблюдая за школьником на уроке и вне учебной деятельности, определить:
— преобладающее самочувствие, состояние активности ученика;
— типичное для школьника настроение;
— факторы, определяющие настроение.
Также можно провести методику САН (Самочувствие, активность, настроение).
5. Охарактеризовать тип темперамента:
а) Наблюдая за поведением ученика, выявить особенности в поведении по основным показателям, предложенным в таблице 2. На основе этого наблюдения сделать вывод об особенностях высшей нервной деятельности данного ученика и типа его темперамента.
Таблица 2.
Поведенческие проявления свойств высшей нервной деятельности
1. Сила протекания нервных процессов |
2. Уравновешенность нервных процессов |
3. Подвижность нервных процессов |
Способен ли выносить действие сильных раздражителей (громкие звуки, резкий тон в обращении и т.д.) |
Преобладающее состояние ученика: спокойное, заторможенное или возбужденное, деятельное. Равновесие этих состояний |
Темп движения при ходьбе, выполнении трудовой деятельности, учебных заданий |
Может ли выполнять трудные поручения или ответственные задания без дальнейшего нарушения хода нормальной психической деятельности |
Особенность смены возбуждения торможением и, наоборот, (во время учебной деятельности) |
Темп смены тормозного состояния возбуждением и, наоборот, при переходе от деятельности к пассивному состоянию, от пассивного состояния к деятельности |
Умеет ли длительное время сосредотачиваться на одном занятии, не проявляя признаков утомляемости |
Степень проявления энергичности, активности по отношению к деятельности (торопливость при выполнении поручений или быстрота без торопливости) |
Быстрота и легкость перехода каждого ученика от одного вида деятельности к другому, скорость смены одного настроения (положительного) другим (отрицательным) |
Проявляет ли активность, бодрость в действиях или, наоборот, робость, неуверенность в себе |
Умение сдерживать себя, свои чувства или несдержанность, порывистость, резкость |
Быстрота возникновения чувств в ответ на внешние воздействия |
Меняется ли поведение при задержке ожидаемого или привычного занятия (начало какого-то мероприятия, развлечения и т.д.) |
|
Легкость приспособления к новым условиям (быстро или медленно привыкает или отвыкает, знакомится с новыми людьми, широкая или избирательная общительность) |
б) Исходя из наблюдения за учеником и беседы с ним, по предложенным признакам определить тип темперамента (таблица 3).
Таблица 3.
Поведенческие проявления типов темперамента
Сангвиник |
Флегматик |
Холерик |
Меланхолик |
Подвижен, находчив, легко привыкает к новой обстановке, остроумен в общении со сверстниками, легко устанавливает дружеские отношения, поэтому пластичен в поведении. |
Трудно переключается с одной работы на другую и приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. В установлении отношений с новыми людьми затрудняется. |
Нередко вспыльчив, несдержан, поэтому бывает недостаточно пластичен во взаимоотношениях с товарищами. |
Легко теряется при изменении обстоятельств, подвержен стрессовым состояниям. Так, спрошенный на уроке в присутствии завуча, начал говорить слабым голосом, но осекся и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал. |
Активен на уроках в тех случаях, когда работа представляется интересной. Если это не так, то легко отвлекается. |
Экспрессивность низкая, по внешнему виду трудно судить о настроении и отношении; может показаться, что на уроке он равнодушен к изучаемому материалу. Его трудно рассмешить или вывести из себя. |
Может просидеть над трудной задачей долго, раздражаясь при попытках его отвлечь. |
Очень чувствителен. Это касается и малейших неприятностей. Долго переживает замечания учителя, неудачи легко вызывают слезы. |
Экспрессивен, по внешнему виду легко угадать отношение к событию и настроение, которое, кстати сказать чаще бывает приподнятым. |
Высокая работоспособность, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, терпелив, на уроках внимателен. |
Нетерпелив, плохо переносит кропотливую работу и ожидания. |
Задумчив, мечтателен, к подвижным и шумным играм не тяготеет, в себе не уверен, в коллективе класса пассивен, от выступлений перед товарищами уклоняется. |
Расстраивается редко и ненадолго. |
Спокоен. |
В отношениях с товарищами слишком прямолинеен. |
Настроение чаще пасмурное. |
в) Провести с учеником тестирование по методике Айзенка для определения типа темперамента (вариант методики выбирается с учетом возраста испытуемого).
Подтвердились ли выводы, сделанные на основе наблюдения и беседы с учеником, результатами теста?
- Описать основные черты характера подростка, проявляющиеся в отношении: а) к труду; б) к учению; в) к сверстникам и взрослым; г) к самому себе.
- Охарактеризовать отношения ученика с учителями, его участие в общественной жизни школы.
- Описать положение ученика в коллективе: отношения с одноклассниками, типичные конфликты, друзья (привести примеры из наблюдения).
- На основании проведенного исследования сделать окончательный вывод об особенностях личности данного школьника:
— степень адаптации ученика к школе и классу;
— состояние общего личностного развития, в чем успешность становления личности;
— какие имеются проблемы личностного характера;
— каковы перспективы дальнейшего развития.
- Разработать психологически грамотные педагогические рекомендации (школьнику, учителям, родителям): определить пути индивидуального подхода к данному ученику в процессе обучения и воспитания с учетом полученных результатов, на какие сильные стороны личностного развития, следует опираться, какие особенности затрудняют жизнедеятельность подростка (или таковых нет) и т.д.
- Анализ собственной деятельности: описать чувства, эмоции, которые возникли как при выполнении задания по психологии, так и практики в целом, проанализировать возникшие затруднения и возможные способы их преодоления.
В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.
Критерии оценки качества выполнения задания:
-
Подтверждение характеристики фактическими материалами (фактами, событиями школьной жизни, признаками поведения ученика, опыта общения с ним и т.д.).
- Логичность, доказательность рассуждений о личности ученика.
- Психологическая аргументация выводов.
- Полнота раскрытия своеобразия личности подростка.
- Психологическая содержательность педагогических рекомендаций (усмотрение проблемы в личности учащегося, развертывание ее решения).
- Грамотность в оформлении отчета.
- Своевременное предоставление отчета.
Литература для теоретического обзора при подготовке к исследованию и его выполнению:
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М., 1992.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии.- М.: 2001.
- Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека.- М., 1995.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д, 2003.
Литература для методической подготовки к исследованию и его выполнению:
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2006.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 3:Психодиагностика.- М., 2001.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста — М., 2003.
Изучение познавательных и личностных особенностей ученика, обеспечивающих успешность/неуспешность в учебном предмете.
Объект исследования: учащийся подросткового возраста.
Цель: Исследование интересов и склонностей школьника к учебному предмету, мотивации учебной деятельности, когнитивных свойств.
Задачи:
— изучение проявления возрастных и индивидуальных особенностей познавательной сферы подростка, сферы направленности;
— освоение психодиагностических умений;
— развитие навыков эмпатийного взаимодействия с учащимися;
— определение взаимосвязи между уровнем развития познавательных процессов школьника, мотивации учебной деятельности, интересами и его успеваемостью в школе;
— знакомство со спецификой деятельности педагога – предметника;
— обобщение знаний, полученных в ходе индивидуальной исследовательской работы – составление психолого-педагогическую характеристику учащегося как субъекта учебной деятельности;
— формирование профессиональной позиции педагога – развитие умения оценивать собственные действия в осваиваемой профессионально-педагогической деятельности.
Этапы работы:
1. Ведение наблюдения за учащимся в учебно-воспитательном процессе.
2. Диагностика индивидуальных и возрастных особенностей познавательной сферы учащегося (память, внимание, мышление, речь).
3. Исследование направленности личности.
4. Обработка полученных результатов.
5. Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.);
6. Оформление и предоставление отчета о работе вместе с выводами и рекомендациями.
Методы исследования:
— наблюдение;
— тестирование;
— беседа и другие вспомогательные методы (анализ продуктов деятельности ученика и т.д.).
Методические рекомендации
Содержание задания базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курсов «Психология человека», «Психология развития» и «Педагогическая психология». Его выполнение нацелено на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется в педагогической деятельности.
Отчет может быть оформлен в произвольной форме. Но он должен отражать весь комплекс вопросов, изученных и отработанных студентом за период практики. А именно:
- Общие сведения об ученике (без указания фамилии).
- Описать мотивы, обусловившие выбор данного ученика студентом (успеваемость/неуспеваемость подростка по данному предмету).
- Дать характеристику мотивации учебной деятельности школьника.
- Определить преобладающий уровень успеваемости по данному предмету (работа со школьной документацией).
- Описать интересы подростка к данному предмету (используя данные, полученные в ходе беседы с подростком, анкетирования или тестирования).
- Определить состояние дисциплины и ответственности подростка в учебной деятельности, исходя из наблюдения и беседы с ним (дисциплинирован или нет, насколько переживает промахи и т.д.).
- Охарактеризовать познавательный аспект:
— интеллектуальная восприимчивость, полнота, прочность, систематичность восприятия и наблюдения;
— внимательность на уроках (умение концентрировать, распределять внимание, устойчивость, объем внимания);
— быстрота, точность, прочность запоминания учебного материала, владение приемами осмысленного запоминания;
— владение приемами умственной деятельности: анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование;
— наличие интеллектуально-творческих качеств (творческое воображение, оригинальность, ассоциативность мышления, интуиция).
8. Охарактеризовать особенности взаимоотношений подростка с учителем – предметником (на основе наблюдения и беседы с учащимся).
9. На основании проведенного исследования сделать окончательные выводы: рассуждения об успеваемости/неуспеваемости подростка по данному учебному предмету в целом с учетом результатов проведенного исследования. Также необходимо показать взаимосвязь между учебной мотивацией, интересами, возрастными и индивидуальными особенностями познавательных процессов, особенностями взаимоотношений с учителем – предметником, — и успеваемостью ученика при обучении, успешностью овладения учебным предметом.
10. Разработать психологически грамотные педагогические рекомендации (ученику, родителям, учителю – предметнику).
11. Провести анализ собственной деятельности: описать чувства, эмоции, которые возникли как при выполнении задания по психологии, так и во время практики в целом, необходимо проанализировать возникшие затруднения и возможные способы их преодоления.
В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.
Критерии оценки качества выполнения задания:
1. Подтверждение теоретических предположений фактическим материалом (обоснованность гипотез результатами наблюдений, фактами, событиями школьной жизни, признаками поведения ученика, опыта общения с ним и т.д.).
- Психологическая аргументация выводов.
- Психологическая содержательность педагогических рекомендаций (усмотрение причин успеваемости/неуспеваемости по учебному предмету, их раскрытие и т.д.).
- Грамотное оформление отчета.
- Своевременное предоставление отчета.
Литература для теоретического обзора при подготовке к исследованию и его выполнению:
1. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001.
4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова.- М., 1990.
Литература для методической подготовки к исследованию и его выполнению:
1. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика.- М.: 2001.
2. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб, 2001.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста — М., 2003.
Психологическое изучение и составление
психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
Объект исследования: Класс учащихся подросткового возраста.
Цель: Исследование межличностных отношений в классном коллективе.
Задачи:
— изучение проявления взаимоотношений в классном коллективе;
— развитие навыков эмпатийного взаимодействия с учащимися;
— освоение психодиагностических умений;
— обобщение знаний, полученных в ходе индивидуальной исследовательской работы – составление психолого-педагогическую характеристику классного коллектива, на основе которой в дальнейшем можно планировать воспитательные мероприятия;
— формирование профессиональной позиции педагога – развитие умения объективно оценивать собственные действия в осваиваемой профессионально-педагогической деятельности.
Этапы работы:
1. Ведение наблюдения за учащимися в учебно-воспитательном процессе.
2. Изучение классного коллектива с помощью разнообразных методов исследования.
3. Обработка полученных эмпирических материалов.
4. Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.).
5. Оформление и предоставление отчета о проделанной работе вместе с выводами и рекомендациями.
Методы исследования:
— наблюдение за общением и поведением учащихся;
— тестирование (использование следующих диагностических методик: «Социометрия» Я. Л. Морено; карта – схема для определения психологического климата в коллективе Л.Н. Лутошкина; ЦОЕ; методика Сишора для определения индекса групповой сплоченности);
— беседа и другие вспомогательные методы.
Методические рекомендации
Содержание задания базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курсов «Психология развития» и «Социальная психология», которые дают представление студентам о социуме и взаимоотношениях в нем, движущих силах его развития и влиянии на формирование личности, особенностях межличностного общения в подростковом возрасте. Центральное звено данной практики – изучение влияния группового и межличностного взаимодействия на формирование отношений в классе. Учебная работа студентов предполагает проведение целенаправленного изучения межгрупповых и межличностных отношений в классе.
Отчет может быть оформлен в произвольной форме. Но он должен отражать весь комплекс вопросов, изученных и отработанных студентом за период практики. А именно:
- Общие сведения о классе (количество учащихся, половозрастной состав и другие сведения, важные с точки зрения студента — практиканта).
- История формирования коллектива.
- Охарактеризовать взаимоотношения, возникающие в учебной деятельности: успеваемость, поведение на уроке, общение, взаимопомощь, уровень умственного развития, ведущие мотивы учения (на основе наблюдения, беседы, работы со школьной документацией).
- Описать психологический климат в коллективе: наблюдая за данным классом, заполнить карту – схему Л.Н. Лутошкина для общей оценки основных проявлений психологического климата. Определить коэффициент взаимности и коэффициент удовлетворенности (по результатам социометрии), которые также помогут охарактеризовать психологический климат, эмоциональное благополучие учеников в данном классе.
- Охарактеризовать межличностные отношения в коллективе:
Дать характеристику официальной структуры класса. Провести социометрический эксперимент, построить социоматрицу и социограмму.
Дать характеристику статусных положений учеников данного класса («Звезды», «Предпочитаемые», «Принятые», «Непринятые», «Пренебрегаемые»).
Показать дифференциацию класса на группы учеников, занимающих разное место в системе личных взаимоотношений. Особое внимание обратить на лидеров и изолированных детей. Показать лидера (лидеров) данного класса, его направленность, отношения лидера с членами своей группы, отношения лидеров друг с другом, совпадает ли реальный и формальный лидер.
Определить причины неблагоприятного положения ученика в данном классе.
Определить коэффициент благополучия взаимоотношений и индекс изолированности.
Есть ли связь между положением ученика в системе личных взаимоотношений и его успеваемостью.
Охарактеризовать групповую структуру (центрирование или децентрирование), выявить количество подгрупп и их взаимосвязи.
- Определить уровень развития группы как коллектива:
Пользуясь данными, полученными в ходе проведения социометрии, описать уровень развития группы как коллектива. С подростками для этой цели можно провести методику СПСК (социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива), построить социально-психологический рельеф группы как коллектива.
7. Охарактеризовать эмоционально-волевую сферу класса; охарактеризовать отношения между юношами и девушками. На основе наблюдения и данных социометрии определить, насколько общими являются взаимоотношения юношей и девушек; кто чаще выбирает противоположный пол; существует ли боязнь юношей обнаружить свою симпатию к девушке, и наоборот, и т.д. Связать полученные данные с возрастными особенностями подростков.
- Охарактеризовать жизнь коллектива вне учебных занятий, показать связь родителей с жизнью класса.
- Охарактеризовать личностные и профессиональные качества классного руководителя, его способы управления коллективом.
- Описать статус, достижения, особенности класса в масштабе школы, его участие в общественной жизни школы.
- Дать характеристику конфликтов среди учащихся, описать их психологическую природу, способы разрешения.
- На основе проведенного исследования сделать окончательный вывод об особенностях межличностных отношений в данном классе.
- Разработать психологически грамотные педагогические рекомендации (прежде всего, классному руководителю), определить тематику воспитательных мероприятий, направленных на разрешение выявленных проблем, и т.д.
- Провести анализ собственной деятельности: описать чувства, эмоции, которые возникли как при выполнении задания по психологии, так и во время всей практики в целом, проанализировать возникшие затруднения и возможные способы их преодоления.
В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.
Критерии оценки качества выполнения задания:
- Наличие в характеристике фактического материала (обоснованность гипотез результатами наблюдений, фактами, событиями школьной жизни, общением и поведения учеников, опыта общения с ними и т.д.).
- Логичность, доказательность рассуждений о классном коллективе.
- Психологическая аргументация выводов.
- Раскрытие своеобразия, неповторимости данного класса учащихся.
- Психологическая содержательность педагогических рекомендаций (усмотрение проблемы в межличностных отношениях, развертывание ее решения и т.д.).
- Грамотное оформление отчета.
- Своевременное предоставление отчета.
Литература для подготовки к исследованию и его выполнению:
-
Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М., 1988.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. — М., 2001.
- Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – Т. 2. — М., 2003.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999.
Рефлексия педагогического общения и психологический самоанализ урока.
Объект исследования: собственная профессиональная деятельность.
Цель: Исследование особенностей собственной профессиональной деятельности.
Задачи:
— изучение собственного стиля педагогического общения;
— развитие навыков эмпатийного взаимодействия с учащимися;
— формирование профессиональной позиции педагога, стиля поведения;
— освоение профессиональной этики;
— изучение эффективности профессиональной деятельности;
— освоение психодиагностических умений;
— развитие умения объективно оценивать собственные действия в осваиваемой профессионально-педагогической деятельности.
Этапы работы:
- Самонаблюдение педагогического общения и зарождающегося стиля педагогической деятельности.
- Изучение студентом – практикантом того, как он фактически воспринимается учащимися, с помощью специальных методик.
- Обработка полученных результатов.
- Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.).
- Оформление и предоставление отчета о проделанной работе вместе с выводами и рекомендациями.
Методы исследования:
— наблюдение;
— самонаблюдение;
— тестирование (методика типа семантического дифференциала Ч. Осгуда).
Методические рекомендации.
Задание по психологии для педагогической практики студентов базируется на изучении курса “Педагогическая психология”, который дает представление студентам о психологических особенностях организации учебно-воспитательного процесса, структуре педагогической деятельности, стилях педагогического общения и педагогической деятельности. Центральное звено данной практики – подготовка будущих учителей к эффективной работе в образовательном учреждении с опорой на фундаментальные знания педагогической психологии и методов активного социально-педагогического обучения общению.
В отчете студенту – практиканту необходимо указать следующее:
1) Место прохождения практики (школа, класс, количество учащихся и т.д.).
2) Наиболее интересные, информативные записи педагогического общения по самонаблюдению, которые могут носить следующую форму:
— акты взаимодействия,
— их анализ,
— самооценка.
3) Гипотетически заполнить таблицу 1.
Таблица 1.
Форма для самостоятельного заполнения данных по методике типа семантического дифференциала ч. Осгуда, адаптированной а.Э. Штейнмец
№ |
|
+3 |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
|
А |
Я открыт в общении с учениками, свободен и искренен в выражении своих чувств |
|
|
|
|
|
|
|
Я держусь за свою социальную роль, у меня жесткий самоконтроль, не допускающий проявления чувств |
Б |
Я уравновешен, мне свойственна лишь зрелая эмоциональность |
|
|
|
|
|
|
|
Я расстраиваюсь из-за пустяков, импульсивен, раздражителен |
В |
Я пластичен и гибок в общении с учениками, легко схватываю и решаю ситуативные задачи |
|
|
|
|
|
|
|
Я не гибок, теряюсь в неожиданно меняющихся условиях, не находчив |
Г |
Мое общение с учениками индивидуализировано, строится с учетом их личностных особенностей |
|
|
|
|
|
|
|
Мое общение не дифференцируется индивидуальными особенностями школьников, я со всеми одинаков |
Д |
Я интеллектуально и эмоционально понимаю школьников, всегда могу взглянуть на проблему их глазами |
|
|
|
|
|
|
|
Я плохо понимаю школьников, склонен видеть ситуации и проблемы только «со своей колокольни» |
Е |
Я доверяю учащимся и этим помогаю им поверить в себя |
|
|
|
|
|
|
|
Я не склонен проявлять доверие, считаю, что дети всегда нуждаются в основательном контроле |
Ж |
Я справедлив в общении с учащимися |
|
|
|
|
|
|
|
Я не справедлив |
З |
Я в целом демократичен, стимулирую инициативу, считаюсь с мнением школьников |
|
|
|
|
|
|
|
Я авторитарен, не люблю возражений, слишком склонен добиваться, чтобы все было по-моему. |
Пространство каждой шкалы между противоположными значениями – континуум градаций выраженности признака от +3 до -3. Так, если практикант оценивает себя в целом положительно, то надо еще решить, насколько положительно. Если он считает, что его открытость в общении весьма выражена, ставится знак в колонку «+3»; выражена – «+2»; слабо выражена – «+1»; не выражена – «0». В случае отрицательной оценки себя по данной шкале следует поступить аналогично, но ставить знак уже в колонке с отрицательными значениями признака.
Обязательно необходимо связать результаты самонаблюдения и гипотетической работы со шкалами. Особую ценность представляют суждения студента о том, почему он именно таким образом оценивает себя по данной шкале.
4) Предоставить данные, полученные в результате проведения методики определения стиля педагогического общения Ч. Осгуда с учащимися (цель данной методики – изучение того, как школьники фактически воспринимают студента – практиканта) – таблица 2.
Таблица 2.
Форма для заполнения учащимися данных по методике типа семантического дифференциала ч. Осгуда, адаптированной а.Э. Штейнмец
№ |
|
+3 |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
|
А |
Я открыт в общении с вами, свободен и искренен в выражении своих чувств |
|
|
|
|
|
|
|
Замкнут, у меня жесткий самоконтроль, не допускающий проявления чувств |
Б |
Я уравновешен, мне свойственна лишь зрелая эмоциональность |
|
|
|
|
|
|
|
Я расстраиваюсь из-за пустяков, импульсивен, раздражителен |
В |
Я пластичен и гибок в общении с вами, легко схватываю и разрешаю проблемы |
|
|
|
|
|
|
|
Я не гибок, теряюсь в неожиданно меняющихся условиях, не находчив |
Г |
Мое общение с вами индивидуализировано, строится с учетом ваших характеров |
|
|
|
|
|
|
|
Мое общение с вами не индивидуализированно, я со всеми одинаков |
Д |
Я хорошо понимаю ваши мысли и чувства, всегда могу взглянуть на проблему вашими глазами |
|
|
|
|
|
|
|
Я плохо понимаю вас, склонен видеть ситуации и проблемы только «со своей колокольни» |
Е |
Я доверяю вам и этим помогаю вам поверить в себя |
|
|
|
|
|
|
|
Я не склонен проявлять доверие и не помогаю вам поверить в себя |
Ж |
Я справедлив в общении с вами |
|
|
|
|
|
|
|
Я не справедлив |
З |
Я в целом демократичен, стимулирую инициативу, считаюсь с вашим мнением |
|
|
|
|
|
|
|
Я авторитарен, не люблю возражений, жестко ограничиваю ваше поведение. |
Студент обращается к классу, в котором он выполнял обязанности классного руководителя (или просто к классу, в котором он работал больше, чем в других), приблизительно со следующими словами: «Я нахожусь в самом начале своей педагогической деятельности, поэтому мне очень хотелось бы узнать ваше мнение обо мне. Оно, несомненно, будет для меня очень полезным. Сейчас я попрошу вас оценить меня по нескольким признакам. Прошу также учесть, что ваше мнение будет для меня тем полезнее, чем оно искреннее. Сейчас я предложу вам таблицу и дам соответствующие пояснения».
Необходимые пояснения даются после раздачи учащимся копий таблицы.
Обработав полученные результаты, студенты получают средние значения по шкалам.
5) Провести сравнительный анализ своей профессиональной самооценки и оценки, полученной от учащихся. Удобно построить график, в котором оба результата совмещены.
6) Психологический самоанализ одного из уроков по следующей схеме.
1. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами.
1.1. тема, цель и задачи урока.
1.2. структура урока и его психологическая целесообразность.
2. Психологическая оценка содержания урока.
2.1. Психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, абстрактности и обобщенности).
2.2. Познавательные стороны деятельности учащихся, активизирующиеся посредством учебного материала (образная или словесно-логическая память, абстрактное мышление, воображение и др.), вызываемые эмоции.
2.3. Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.
2.4. Методы и приемы доступности восприятия учащимися данного возраста учебного материала (ясность и прочность изложения, использование наглядных средств, связь с жизнью и т.д.).
2.5. Воспитательное воздействие учебного материала.
2.6. Степень реализации возможностей учебного материала учителем.
3. Управление познавательной деятельностью.
3.1. организация внимания:
— пути организации внимания на всех этапах урока,
— виды внимания, имевшие место на уроке, форма их проявления у отдельных школьников,
— способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на другую,
— виды деятельности, требующие распределения внимания (какие виды деятельности были предложены и как учащиеся с этим справились).
3.2. Организация восприятия и его характер:
— объект восприятия учащихся (речь учителя, текст учебника, наглядные средства и т.д.),
— качество материала восприятия,
— использование наглядных средств, их функция на уроке,
— осмысленность восприятия материала.
3.3. Активизация памяти и ее развитие:
— обращение учителя к памяти школьников (с какой целью оно проводилось),
— виды памяти на уроке,
— приемы запоминания, используемые учителем на уроке (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность повторение).
3.4. Активизация мыслительной деятельности учащихся:
— использование наглядных средств при формировании научных понятий,
— связи, устанавливаемые между понятиями,
— использование методов (индуктивного или дедуктивного) усвоения определенных понятий,
— уровни усвоения понятий, ошибки при усвоении,
— активизация самостоятельного творческого мышления школьников (проблемная направленность построения урока, степень заинтересованности учащихся в проблеме),
— мыслительные действия, необходимые ученику для решения поставленной проблемы,
— подготовленность класса к проблемному обучению,
— обучение учеников готовым приемам рационального мышления,
— логичность построения урока,
— логика рассуждений учащихся, ошибки в рассуждении.
3.5. Учет индивидуальных особенностей учеников.
4. Организация обратной связи.
4.1. Обращение к школьникам (этапы урока, на которых происходило обращение, цель обращения).
4.2. Уровни усвоения знаний учащимися.
4.3. Характер обратной связи (контролирующий или обучающий), ее проявления.
4.4. Восприятие учениками оценок и комментариев к ним на уроке.
4.5. Характеристика собственных действий студента в зависимости от ответов учеников.
5. Воспитательное воздействие на учеников на уроке:
5.1. Воспитательное воздействие учителя (внешность, речь, манеры, характер общения).
Эмоциональный климат урока.
5.2. Требования учителя и их значение для формирования волевых и моральных качеств учеников.
5.3. Воспитательное значение методов и премов обучения, использованных на уроке.
6. Результаты урока.
7) Дать характеристику себе как педагогу с учетом полученных данных.
8) Разработать рекомендации самому себе для профессионального и личностного роста с учетом результатов проведенного исследования.
9) Провести анализ процесса выполнения задания: описать чувства, эмоции, которые возникли как при выполнении задания по психологии, так и во время всей практики в целом, проанализировать возникшие затруднения и возможные способы их преодоления.
В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.
Критерии оценки качества выполнения задания:
-
Содержательность записей самонаблюдения.
- Четкость, полнота и правильность проведения диагностической процедуры с учащимися.
- Качество сравнительного анализа самооценки будущего учителя и оценки учащимися.
- Наличие фактического материала (примеры из реального взаимодействия с учащимися и т.д.).
- Психологическая аргументация выводов.
- Содержательность рекомендаций, намеченных самому себе.
- Грамотное оформление отчета.
- Своевременное предоставление отчетной документации.
Литература:
1.Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль, педагогическое мастерство учителя.- Пермь, 1979.
2.Маркова А.К. Психология труда учителя.- М., 1993.
3.Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии.- 1987.- №5.
4.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал.- М., 1994.
5.Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн.2: Психология образования.- М.: 2001.
6.Психологические задания к педагогической практике студентов / Под ред. В. Э. Штейнмеца.- М., 2002.
7.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- СПб., 1999.
8.Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности.- Ростов н/Д., 1994.