Психические свойства личности и их влияние на деятельность человека. Темперамент

Темперамент является биологическим фундаментом личности человека, т.е. основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека (его конституцией), обменом веществ в организме. Представляет собой сравнительно целостное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, проявление эмоций и волевых качеств и др.).

У взрослого человека свойства темперамента, в основном, стабильны, но могут изменяться

под воздействием психических состояний и жизненных ситуаций.

В настоящее время под темпераментом понимается совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны ее деятельности и поведения и, наряду c информационно-психическими свойствами, обусловливающими взаимодействие личности со средой обитания:

У холериков — бурными реакциями, активностью, резкими сменами настроения, неустойчивостью и общей подвижностью, выраженной рациональностью;

У флегматиков — медлительностью, устойчивостью, замкнутостью,

Слабым внешним выражением эмоциональных состояний, логичностью суждений;

У сангвиников — подвижностью, впечатлительностью, отзывчивостью, повышенной эмоциональностью;

у меланхоликов — неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью, склонностью глубоко и эмоционально переживать даже незначительные события.

Особенности поведения

Холерика: обидчив, неспокоен, агрессивен, возбудимый, поддающийся настроениям, импульсивный, оптимистический, активный.

Флегматика: спокойный, размеренный, надежный, направленный, миролюбивый, вдумчивый, старательный, пассивный.

Сангвиника: общительный, открытый, разговорчивый, доступный, живой, беззаботный, любящий удобства, инициативный.

Меланхолик: необщительный, сдержанный, пессимистический, трезвый, ригидный, неподатливый, тревожный, раздраженный.

Решая широкий спектр профессионально-технологических задач, преподаватель обязан оптимизировать использование психологических ресурсов подчиненных ему работников. Эти ресурсы обусловлены, в том числе, темпераментом и сопутствующим ему информационно-психическим взаимодействием, опосредующим предрасположенность к решению определенного типа задач, преобладающую мотивацию эмоциональной сферы психики; свойствами нервной системы, проявляющихся в специфике реализации поведенческих актов; спецификой межличностных отношений, опосредующих успешное взаимодействие в ролях эффективных ведущих и продуктивных ведомых.

12 стр., 5785 слов

Дисгармонии в структуре характера и личности человека

... или личности, будь то проявление эмоций, отношение к людям или же поведение [ ... (психастеник), обладающий такими качествами, как эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе и своих переживаниях, ... 2) Социальный - нормы поведения и отношений, требующиеся для взаимодействия с обществом; 3) ... (времени, амплитуды, адекватности реакций), подвижность и гармоничность; - Напряженно-авторитарный характер ...

Что бы человек ни говорил, ни делал — все это реализуется им посредством конкретных функций. Одними функциями он реализует непосредственное взаимодействие со средой обитания, другими — опосредованное взаимодействие.

К числу основных функций относят:

1.Взаимодействие личности с материальной средой.

Содержание ее могут составлять роли непосредственного взаимодействия с предметами, умения определять их качество и производить с ними действия; опосредованного взаимодействия с предметами — умения определять отношения между объектами, структурировать отношения в иерархию, выявлять логические связи между отношениями,

Осмысливать эти связи теоретически.

Реализуя эти функции, человек выполняет роли непосредственного исполнителя или разработчика теоретических, организационных предпосылок для успешной деятельности исполнителей.

2.Взаимодействие с социальной средой.

Содержание данной функции: осуществление продуктивной коммуникативной деятельности непосредственно с окружающими; диагностирование характера межличностных отношений и создание условий для здорового морально-психологического климата в интересах профессиональной деятельности.

3.Ориентация пространстве (производственном, в том числе), в объективной среде и адекватное действие на их целенаправленное развитие.

Содержанием ее могут быть: оценка ситуации на рабочем пространстве, планирование и организация его продуктивного развития; проработка и создание условий подчиненным для системного и непосредственного взаимодействия в объектной среде.

4.Ориентация во времени, событийной среде. Осознание закономерностей происходящих процессов и адекватное целенаправленное влияние на них.

Содержанием этой функции может быть: оценка событийной ситуации в содержательном и временном аспектах. Прогнозирование развития ситуации, Улавливание духа времени, вычленение и планирование мер при формировании стратегии действий.

Психологические особенности личности оказывают влияние на ее ориентацию во взаимодействии со средой обитания. Взаимодействие может быть широкомасштабным и малым, непосредственным и дистанцированным, направленным на сближение или, наоборот, на удаление (отделение).

Разносторонность и полнота реализации перечисленных функций определяют ресурсы личности, относящейся к тому или иному типу (подтипу) темперамента и, соответственно, дают Основание вычленить сферы деятельности (работу), в которых человек (специалист) будет наиболее продуктивным и перспективным.

Подтип темперамента определяется с помощью теста Г. Айзенка.

Подтипы темпераментов и особенности поведения, деятельности, характерные для их носителей

Цифрами обозначены особенности деятельности и поведения, характерные для подтипов темперамента:

1-обидчивый; 2-неспокойный; 3- агрессивный;4- возбудимый; 5-поддающися настроениям;

6- импульсивный; 7-оптимистический; 8-активный; 9-общительный; 10-открытый; 11-разговорчивый; 12- доступный; 13- живой; 14- беззаботный; 15- любящий удобства; 16- инициативный; 17- спокойный; 18- размеренный; 19- надежный; 20- направленный; 21- миролюбивый; 22-вдумчивый; 23-старательный; 24- пассивный; 25- необщительный; 26- сдержанный; 27- пессимистический; 28- трезвый; 29- ригидный; 30- неподатливый; 31- тревожный; 32- раздраженный.

Темперамент

Сектор

Холерик

1-8

Сангвиник

9-16

Флегматик

17-24

меланхолик

25-32

Личностные ресурсы

“обидчивого” или “неспокойного” холерика

(сектор 1и2)

Подходит работа, позволяющая:

1.Разбираться в сложных концепциях, понятиях, продвигать новые идеи, способствующие духовному росту и личностному развитию людей и собственному самосовершенствованию.

2.Поддерживать на высоком уровне собственные профессиональные и квалификационные потенциалы, оказывать эксклюзивные услуги.

3.Детально и без суеты организовывать свою деятельность,

прогнозировать ее результат, воплощать его в конечном продукте и контролировать своевременность получения этого продукта.

4.Плодотворно работать в команде единомышленников, в которой можно создавать атмосферу взаимопонимания и получать психологическую поддержку.

5.Получать удовлетворение от деятельности, пользующейся признанием и способствующей переменам к лучшему, в которой можно проявлять способность предвосхищать, вдохновлять, убеждать, а также от решения задач на выявление типических особенностей, которые могут дать основание для выводов и от участия в деятельности, которой сопутствует интуитивная оценка потенциальных возможностей окружающей среды и процессов, происходящих в ней.

Болезненно реагирует на давление со стороны, если не удается создать условия для других продуктивно взаимодействовать, работать гармонично, системно.

Не всегда ориентируется в создании предпосылок для продуктивной и целесообразной технологической деятельности в предметной среде.

. Личностные ресурсы

“агрессивного” или ”возбудимого” холерика

(сектор 3и 4)

Подходит работа, позволяющая:

1.Устанавливать и укреплять теплые отношения с коллегами и дружеские с заказчиками и клиентами.

2.Проявлять решительность, активность, разрабатывать оригинальные ходы к решению проблем, а также принимать решения и нести ответственность за их выполнение.

3.Создавать и поддерживать в команде дух сотворчества.

4.Получать удовлетворение от административной деятельности, в которой можно

совершенствоваться, в том числе создавать атмосферу сотрудничества и поддержания гармоничных отношений, а также от решения задач на обнаружение и продолжение закономерных тенденций в каком-либо процессе и от участия в деятельности, которой сопутствует интуитивная оценка потенциальных возможностей окружающей среды.

Болезненно реагирует на давление со стороны за недостаточно результативную работу по созданию условий для успешного взаимодействия в работе.

Недостаточно способен создавать благоприятные условия другим для непосредственной коммуникативной деятельности.

Личностные ресурсы

“поддающегося настроению” или” импульсивного” холерика

(Сектор 5 и 6)

Подходит работа, позволяющая:

1.Проводить новаторские идеи и способствовать другим реализовывать свой личностный потенциал и расти духовно.

2.Выполняя обязательства, осуществлять деятельность по вдохновению, всесторонне развивая свои идеи и влияя при этом как на сам процесс их воплощения, так и на получение конечного продукта.

3.Работать в команде лишенной конфликтов, где можно сотрудничать с творческими людьми.

4.Получать удовлетворение от деятельности, связанной с проведением в жизнь идей и достижением целей, с образным восприятием действительности, а также от решения задач на обнаружение и продолжение закономерных тенденций в каком-либо процессе и от участия в гармоничном и непосредственном взаимодействию

Болезненно реагирует на давление со стороны из-за неэффективного создания Условий для понимания другими динамики развития ситуации.

Не всегда уверенно действует при создании условий другим для непосредственной коммуникативной деятельности.

Личностные ресурсы

“оптимистического” или “активного” холерика

(Секторы 7 и8)

Подходит работа, позволяющая:

1.Плодотворно, вдохновенно и творчески работать по многим направлениям с разнообразными партнерами, придумывать что-то новое (услуги, товары).

2.Самому определять свой ритм, действовать свободно, участвовать в проектах, имеющих особую ценность, работать масштабно, удовлетворять любознательность, заводить новые знакомства и устанавливать партнерские отношения.

3.Создавать в команде атмосферу, в которой возможны энтузиазм, изобретательность, использование других людей в решении задач, адекватных их способностям.

4.Получать удовлетворение от деятельности, успешность которой зависит от оптимизации использования человеческих ресурсов и связанной с частыми контактами, где важно заряжать других энергией и оптимизмом, а также от решения задач на выявление общих типических особенностей, которые могут составлять основание для выводов и от участия в гармоничном, непосредственном взаимодействии.

Болезненно реагирует на давление со стороны за неудачи в создании условий другим для понимания ситуации, динамики развития процесса.

Не всегда может создать условия другим для продуктивной технологической деятельности в предметной среде.

Личностные ресурсы

“общительного” или ”открытого”

(Секторы 9 и 10)

Подходит работа, позволяющая:

1.Заниматься конкретными делами или услугами, действовать сообразно обстоятельствам и независимо.

2.Проявлять способность к нахождению решения задач, используя практический

опыт и подвергая варианты решения критическому анализу, предшествующему

выбору оптимального решения.

3.Заводить новые знакомства, проявлять свою наблюдательность и способность воспринимать разнообразную информацию, запоминать факты.

4.Работать в команде в атмосфере, свободной от ограничений и правил, в которой

можно сотрудничать с энергичными и практическими людьми.

5.Получать удовлетворение от предпринимательской деятельности, связанной с текущим моментом, с трезвой оценкой сопутствующих ей результатов, переговорным процессом, а также от решения задач на сохранение обретенного ресурса в изменяющихся условиях и от участия в целесообразной технологической деятельности в предметной среде.

Болезненно реагирует на неудачи в создании условий для возникновения отношений, обеспечивающих другим возможность непосредственной коммуникативной деятельности в социальной среде.

Не всегда уверенно действует при создании предпосылок другим взаимодействовать непосредственно, гармонично.

Личностные ресурсы “разговорчивого” или “ доступного” сангвиника (секторы 11 и 12)

Подходит работа, позволяющая:

1.Брать на себя ответственность широкий круг обязанностей по ведению нескольких проектов, и особенно тех, где можно проявить эстетический вкус и, которые могут быть полезны нуждающимся людям.

2.Работать непосредственно с заказчиком или клиентом и учиться на практическом опыте.

3.Продемонстрировать трудолюбие, добросовестность и хорошие намерения.

4.Работать в команде, сплачивая ее и ориентируя на активную практическую деятельность и приспосабливаясь к переменам.

5.Получать удовлетворение от деятельности, которой сопутствует здравомыслие, контактность, энергичность и повышенный эмоциональный тонус, а также от решения задач на сохранение обретенного ресурса в изменяющихся условиях и от участия в непосредственной коммуникативной деятельности в социальной среде.

Болезненно реагирует на давление со стороны за недостаточно организованную возможность другим заниматься продуктивной деятельностью в предметной среде.

Неуверенно действует при создании предпосылок другим гармонично и непосредственно взаимодействовать.

Личностные ресурсы

“живого” или “беззаботного” сангвиника

(Секторы 13 и 14)

Подходит работа, позволяющая:

1.Иметь дело с конкретными объектами и практическими вещами, проявлять вкус и эстетическую интуицию, быть полезным, а также позитивно воспринимать изменения и адаптироваться к новым обстоятельствам.

2.Решать проблемы на месте, детально, в реальном времени и самостоятельно,

соответствовать внутренним убеждениям.

3.Развиваться профессионально и квалификационно, а также расти духовно.

4.Ответственно работать в команде, где коллективная деятельность осуществляется в атмосфере сотрудничества.

5.Получать удовлетворение от деятельности, связанной с оказанием помощи, проявлением контактности и предполагающей точность и неукоснительность воплощения замысла, а также от решения задач на адекватное дополнение к сложившейся целостности и от участия в непосредственной деятельности в социальной среде.

Болезненно реагирует на давление за недостаточную склонность заниматься Масштабными проектами, обеспечивающими другим возможность продуктивной деятельности в предметной сфере.

Неуверенно выполняет функцию по созданию возможностей понимания Другими динамики развития ситуации.

Личностные ресурсы

“любящего удобства” или “ инициативного” сангвиника

(Секторы 15 и 16)

Подходит работа, позволяющая:

  1. Системно и непосредственно использовать логические принципы, лежащие

В основе деятельности, применять свои знания и навыки в практическом решении задач по ходу их возникновения.

2.Выполнять задания в комфортных условиях и с теми, кто вызывает чувство симпатии и уважения.

3.Демонстрировать свое мастерство и повышать его уровень.

4.Работать в команде с теми, кто вызывает чувство уважения, и нести ответственность за самостоятельное решение конкретных задач.

5.Получать удовлетворение от решения масштабных задач на высоком уровне мастерства, имея дело с поставленными проблемами и материальными продуктами и исходя из наличествующих ресурсов, где отдается приоритет действиям, приносящим результат, а также от решения задач на адекватное дополнение к сложившейся целостности и от участия в продуктивной и целесообразной деятельности.

Болезненно реагирует на давление со стороны за непродуктивное создание возможностей другим для непосредственной коммуникативной деятельности в социальной среде.

Неуверенно ориентирует других людей в динамике развития ситуации, процесса.

Личностные ресурсы

“спокойного” или “размеренного” флегматика

(Секторы 17 и 18)

Подходит работа, позволяющая:

1.Применять новые решения, обусловливающие создание эффективных систем для объективного и детального анализа проблемных ситуаций.

2.Знакомиться и поддерживать теплые и дружеские отношения с людьми, вызывающими симпатию и уважение.

3.В команде работать преимущественно индивидуально и отвечать за определенный участок конкретной деятельности.

4. Получать удовлетворение от деятельности, в которой проблемные ситуации возникают одна за другой и где можно проявлять изобретательность, способность импровизировать, а также от решения задач на обнаружение и продолжение закономерных тенденций в каком-либо процессе и от участия в создании предпосылок, обусловливающих другим возможность гармонично, системно и непосредственно действовать в объектной среде.

Имеет ограниченные способности интуитивно оценивать потенциальные возможности, как процессов предметной среды, так и объектной среды.

Не уверен в коммуникативной деятельности в социальной среде.

Личностные ресурсы

“надежного” или “целенаправленного” флегматика

(Секторы 19 и 20)

Подходит работа, позволяющая:

1.Работать самостоятельно и разрабатывать новаторские идеи главным образом на теоретической стадии творческого процесса, уделяя при этом достаточно времени тому чтобы в ходе критического анализа продумывать свои идеи до конца.

2.Ограничиваться разработкой новаций, а работу по доводке их до практических результатов поручать компетентным исполнителям.

3.Постоянно наращивать профессиональный потенциал, сотрудничать с преуспевающими людьми и увеличивать собственное влияние.

4.Сотрудничать в команде соратников преимущественно в неформальной обстановке без ненужных правил и излишней регламентации.

5.Получать удовлетворение от самоуглубленного размышления, изобретательской и абстрактной мыслительной деятельности, направленной на разработку творческих идей и систем, а также от решения задач на выявление общих типических особенностей, которые могут составлять основание для выводов и от участия в создании предпосылок, дающих возможность другим гармонично и непосредственно взаимодействовать в объектной среде.

Имеет ограниченные способности интуитивно оценивать потенциальные возможности, как процессов предметной среды, так и объектной среды.

Не уверены в выборе целесообразной технологической деятельности в предметной среде.

Личностные ресурсы

» миролюбивого» или «вдумчивого» флегматика

(секторы 21 и 22)

Подходит работа, позволяющая:

1.Ставить конкретные цели, вырабатывая оригинальные решения и в то же время логичные подходы, творчески решать многообразные и трудные задачи в заданные сроки и при этом заниматься повседневной текущей работой.

2.Знакомиться с интересными, способными и влиятельными людьми, продвигаться по служебной лестнице, уделяя при этом большое внимание своему профессиональному росту.

3.Плодотворно работать в команде с высококвалифицированными, творческими, честолюбивыми людьми, ориентироваться на получение конечного продукта, при этом выявлять и использовать их сильные качества.

4. Получать удовлетворение от административной деятельности с сопутствующими ей ответственной объективностью, в которой нет места преувеличению своей собственной роли, и умением и умением мыслить логически, видеть цели как ближайшего развития, так и долгосрочные и успешно разрешать сложные проблемы, а также от решения задач на выявление общих типических особенностей, которые могут составлять основания для выводов и от участия в работе, связанной с созданием предпосылок для проявления другими собственной интуиции в оценке потенциальных ресурсов, имеющихся как в процессах предметной среды, так и в объектной среде.

Имеет ограниченные способности в деятельности, связанной с гармоничным, непосредственным общением в объектной среде.

Не уверены в выборе целесообразной технологической деятельности в предметной среде

Личностные ресурсы «старательного» или » пассивного» флегматика ( секторы 23 и 24)

Подходит работа, позволяющая:

  1. Осуществлять деятельность в обстановке доверия, где возможно достижение результата, который бы удовлетворял личным высоким требованиям, а упорство и усердие ценились бы по заслугам, а не по результатам конкурентной борьбы.

2.Разрабатывая оригинальные решения проблем, планомерно проводить свои идеи в жизнь в обстановке, которая дает возможность самостоятельно контролировать их внедрение в практическую деятельность.

3.Постоянно пользоваться новой информацией и повышать уровень своих знаний.

4.Работать в команде, где возможно сотрудничество в атмосфере свободной от конфликтов с добросовестными, которых можно ценить за высокий профессиональный уровень, интеллект, знания.

5. Получать удовлетворение от деятельности, связанной с проявлением дара видения и способностей разбираться в сложных концепциях, с решением особо творческих и теоретических проблем, с созданием различных систем, а также от решения задач на обнаружение и продолжение закономерных тенденций в каком-либо процессе и от участия в работе, связанной с возможностью создания благоприятных предпосылок для проявления другими собственной интуиции в оценке потенциальных ресурсов, имеющихся в окружающей среде.

Непродуктивно выполняет функции непосредственного, гармоничного, системного взаимодействия.

Неуверенна коммуникативная деятельность в социальной среде.

Личностные ресурсы «необщительного» или » cдержанного » меланхолика ( секторы 25 и 26)

Подходит работа, позволяющая:

1.Добиваться высоких результатов, отвечающих требованиям стандартов, достигать поставленных целей, обеспеченных ресурсами, используя для этого наиболее эффективные методы и средства.

2.Действовать самостоятельно и автономно, проявляя собственную одаренность, сосредоточивая свое внимание и концентрируя силы для решения конкретных задач или выполнения проектов, обусловливающих системное развитие объектов среды.

3.Работать в команде в роли специалистов по техническим вопросам, качественное решение которых способствует успеху общего дела.

4.Получать удовлетворение от деятельности, требующей сосредоточенности, основательности, детальной проработки, ответственности и простоты в обращении с другими людьми, а также от решения задач на адекватное дополнение к сложившейся целостности и от участия в создании благоприятных предпосылок, позволяющих другим успешно, непосредственно коммуникативно взаимодействовать в социальной среде.

Непродуктивно выбирают целесообразную технологическую деятельность в предметной среде.

Обладают ограниченными способностями интуитивно оценивать потенциальные возможности процессов и предметной и объектной среды.

Личностные ресурсы «трезвого» или » пессимистического» меланхолика ( секторы 27 и 28)

Подходит работа, позволяющая:

1.Продолжительное время концентрировать внимание на решении задачи, без помех и отвлечений сосредоточиваться на одном объекте и организованно доводить все до конца, включая и монотонную работу.

2.Работать в традиционной сфере, в стабильно функционирующей структуре, нацеленной на получение практических результатов.

3.Сопереживать, проявлять сострадание и поступать по совести, общаться наедине с теми, кому оказывается помощь.

4.Работать в команде преимущественно автономно и в качестве узкого специалиста, поддерживая ровные отношения со всеми членами команды.

5.Получать удовлетворение от ответственной деятельности, проявляя при этом свое трудолюбие и добросовестность, личное отношение и преданность делу, а также от решения задач на адекватное дополнение к сложившейся целостности и от участия в создании благоприятных теоретических и структурно-иерархических предпосылок, позволяющих другим продуктивно действовать в предметной среде.

Слабо реализует функцию непосредственной коммуникативной деятельности в социальной среде.

Обладает ограниченными способностями интуитивно оценивать потенциальные возможности процессов и предметной и объектной среды.

Личностные ресурсы «ригидного» или «неподатливого» меланхолика (секторы 29 и 30)

Подходит работа, позволяющая:

1.Проявлять умение действовать в заданных ограничениях, соблюдать существующие правила.

2.Для своевременного достижения общей цели создавать условия, обеспечивающие другим эффективное осуществление своих функций, а также строго контролировать выполнение своих обязанностей.

3.Обучиться необходимым технологиям, имеющим практическое значение, а также совершенствовать свое мастерство до уровня, достаточного для высококачественного выполнения поставленных задач.

4.Устанавливать и укреплять в команде искренние и теплые взаимоотношения, где люди с готовностью оказывают поддержку друг другу.

5.Получать удовлетворение от деятельности, в том числе монотонной, в которой можно оказывать практическую помощь другим, проявляя при этом свои трудолюбие и добросовестность, личное отношение и преданность к делу, а также от решения задач на сохранение обретенного ресурса в изменяющихся условиях и от участия в создании благоприятных теоретических и структурно-иерархических предпосылок, обусловливающих другим возможность целесообразной технологической деятельности в предметной среде.

Непродуктивны в коммуникативной деятельности в социальной среде. Ограничены способности гармонично, системно и непосредственно взаимодействовать в объектной среде.

Личностные ресурсы «тревожного» или «раздраженного» меланхолика (секторы 31 и 32)

Подходит работа, позволяющая:

1.Достигать, благодаря возможности действовать последовательно, эффективных результатов в объективно жестких условиях.

2.Иметь ясную иерархическую структуру отношений и возможность четкого определения функциональных обязанностей разных участников деятельности, а также руководства их действиями в предсказуемых обстоятельствах.

3.Работать в команде в сотрудничестве с добросовестными, трудолюбивыми людьми.

4.Получать удовлетворение от деятельности, связанной с ответственностью и ориентированной на практический и качественный результат, адекватный целям структуры, а также от решения задач на сохранение обретенного ресурса в изменяющихся условиях и от участия в создании атмосферы, обусловливающей другим возможность непосредственной коммуникативной деятельности в социальной среде.

Непродуктивны в выборе целесообразной технологической деятельности в предметной среде.

Недостаточны способности гармонично, системно и непосредственно взаимодействовать в объектной среде.

Характеристики личностных ресурсов рассмотренных подтипов темперамента представляют своего рода психологические портреты людей, относящихся к тому или иному подтипу.

Использование возможностей представителя того или иного подтипа темперамента требует очень тщательной диагностической, прогностической и организаторской деятельности менеджера торгового зала. При этом следует учитывать, что рекомендации и выводы психологического свойства имеют вероятностный, а не четко однозначный характер.

Поэтому рекомендации о том, как же действовать с человеком — носителем того или иного темперамента могут свестись к принципиальным, обобщенным вариантам:

1.»Ни минуты покоя». Это принцип подходит в отношении холерика. Он опирается на использование его плюсов энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность и нейтрализацию минусов: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпимость, конфликтность.

Холерик должен быть все время занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.

2.»Доверяй, но проверяй». Принцип продуктивный в отношении к сангвинику, имеющему такие плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо контролировать, выполнил ли он свое обещание.

3.»Не торопи». Это приемлемый подход в отношении флегматика, имеющего плюсы: устойчивость, активность, терпеливость, самообладание, надежность и минусы: медлительность, безразличие, сухость, неумение работать в дефиците времени. Рационально подобрать для него индивидуальный темп, не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.

4.»Не навреди». Принцип, применяемый к меланхолику, имеющему плюсы: высокая чувствительность, человечность, мягкость, доброжелательность, способность к сочувствию и минусы: низкая работоспособность, ранимость, застенчивость, мнительность. На него не следует слишком давить, а тем более — кричать.

Тест Айзенка

Вам предлагается несколько вопросов об особенностях вашего поведения и ваших чувств. На предлагаемом бланке после каждого номера вопроса вы должны ответить «да » или «нет» , что соответствует характерному для вас поведению или чувству . При удовлетворительном ответе на вопрос вы должны поставить «+», а при отрицательном ответе поставьте «-» . Работайте быстро не тратя много времени на обдумывание вопросов , так как наиболее интересна ваша первая реакция, а не результат долгих размышлений. Отвечать нужно на каждый вопрос , не пропуская ни одного. Здесь не может быть плохих или хороших ответов, это не испытание ваших способностей , а лишь выявление особенностей вашего поведения.

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям к тому .чтобы встряхнуться , испытать возбуждение?

2. Вы часто нуждаетесь в друзьях , которые вас понимают, могут одобрить и утешить?

3. Вы человек беспечный?

4. Не находите ли вы ,что вам трудно отвечать «нет» ?

5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что- либо предпринять ?

6. Если вы пообещали что-то сделать .всегда ли вы сдерживаете обещания?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно вы поступаете и говорите быстро , не раздумывая?

9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком, без достаточных на то причин?

10. Сделали бы вы все, что угодно на спор?

11. Возникает ли у вас чувство робости или смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной (-ным) незнакомкой (-цем) ?

12. выходите ли вы из себя, злитесь?

13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы книги встречам с людьми?

16. Легко ли вас обидеть?

17.Любите ли вы часто бывать в компаниях?’

18.Бывают ли у вас мысли .которые вы бы хотели скрыть от других?

19.Верно ли, что вы иногда полны энергии так ,что все горит в руках , а иногда — совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь меньше друзей , но зато особенно близких вам?

21. Часто ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и во все повеселится’в компании?

26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли вас человеком милым и веселым?

28. Часто ли вы сделав какое-нибудь важное дело .испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите , когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли ,что вам не спится от того, что вам в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете узнать об этом в книге, нежели спросить?

33. Бывают ли у вас сердцебиения?

34. Нравится ли вам работа, требующая от вас постоянного внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36.Всегда ли вы платили бы в транспорте за провоз багажа, если бы не опасались проверки?

37. Вам не приятно в обществе ,где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа , требующая быстроты действия?

40. Волнуетесь ли вы по поводу каких -либо событий .которые могли произойти?

41. Выходите медленно , не торопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или свидание?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли ,что вы так любите поговорить ,что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным ,если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых люди .которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать ,что вы весьма уверенный в себе человек?

50. Легко ли вы обижаетесь?

51. Вы считаете ,что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство ,что вы чем-то хуже других?

53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли ,что вы говорите о вещах ,в которых вы не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы от бессонницы.?

КЛЮЧ

«Экстраверсия — иртроверсия» +1,3,8,10.13,17.22,25,27.39,44,46.49,53,56.

-5,15,20,29,32,34,37,41,51.

«Устойчивость-неустойчивость» +2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,45,47,50,52,55,57.

«Правдивость» +6,24,36.

-12,18,30,42,48,54.

Формула темперамента

Тест позволяет определить процентное соотношение типов темперамента, присущее конкретному человеку.

Инструкция. Отметьте знаком «+» те качества темперамента, указанные ниже, которые для вас

Обычны, повседневны.

Вы холерик, если

Вы сангвиник, если

1.Неусидчивы, суетливы.

1.Веселы и жизнерадостны.

2.Невыдержанны, вспыльчивы.

2.Энергичны и деловиты.

3.Нетерпеливы.

3.Часто не доводите начатое дело до конца.

4.Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.

4.Склонны переоценивать себя.

5.Решительны и инициативны.

5.Способны быстро схватывать новое.

6.Упрямы.

6.Неустойчивы в интересах и склонностях.

7. Находчивы в споре.

7.Легко переживаете неудачи и неприятности.

8.Работаете рывками.

8.Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

9. Склонны к риску.

9.С увлечением беретесь за любое новое дело.

10.Незлопамятны.

10.Быстро остываете , если дело перестает вас интересовать.

11.Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.

11.Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.

12.Неуравновешенны и склонны к горячности.

12.Тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы.

13.Агрессивный забияка.

13.Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми.

14. Нетерпеливы к недостаткам.

14.Выносливы и трудоспособны.

15.Обладаете выразительной мимикой.

15.Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой.

16.Способны быстро действовать и решать.

16.Сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке.

17.Неустанно стремитесь к новому.

17.Обладаете всегда бодрым настроением.

18.Обладаете резкими порывистыми движениями.

18.Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

19.Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях.

20.Склонны к резким сменам настроения.

20.Склонны иногда «скользить по поверхно-

сти», отвлекаться.

Вы флегматик, если

Вы меланхолик, если

1.Спокойны и хладнокровны.

1.Стеснительны и застенчивы.

2.Последовательны и обстоятельны в делах.

2.Теряетесь в новой обстановке.

3.Осторожны и рассудительны.

3.Затрудняетесь устанавливать контакты с незнакомыми людьми.

4.Умеете ждать.

4.Не верите в свои силы.

5.Молчаливы и не любите попусту болтать.

5.Легко переносите одиночество.

6.Обладаете спокойной, равномерной речью,

с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

6.Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

7.Сдержанны и терпеливы.

7.Склонны уходить в себя.

8.Доводите начатое до конца.

8.Быстро утомляетесь.

9.Не растрачиваете попусту сил.

9.Обладаете тихой речью.

10.Придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе.

10.Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

11.Легко сдерживаете порывы.

11.Впечатлительны до слезливости.

12.Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.

12.Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

13.Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.

13.Предъявляете высокие требования к себе и окружающим.

14.Постоянны в своих отношениях со всеми.

14.Склонны к подозрительности, мнительно-сти

15.Медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое.

15.Болезненно чувствительны и легко ранимы.

16.Ровны в отношениях со всеми.

16.Чрезмерно обидчивы.

17.Любите аккуратность и порядок во всем.

17.Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.

18.С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

18.Малоактивны и робки.

19.Обладаете выдержкой.

19.Уступчивы , покорны.

20.Несколько медлительны.

20.Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих.

Обработка результатов

Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16-20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11-15, значит, качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если же положительных ответов 6-10, то качества данного темперамен-та присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу своего темпера-

мента:

Ф =

Где: Фт — формула темперамента;

Х — холерический темперамент;

С — сангвинический темперамент;

Ф — флегматический темперамент;

М — меланхолический темперамент;

А — общее число плюсов по всем типам;

Ах — число плюсов в «паспорте» холерика;

Ас — число плюсов в «паспорте» сангвиника;

Аф — число плюсов в «паспорте» флегматика;

Ам — число плюсов в «паспорте» меланхолика.

В конечном виде формула темперамента приобретает, например, такой вид:

Ф т = 35% Х + 30% С + 15% Ф + 20% М .

Это означает, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 15% флегматический, на 20% меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента у Вас доминирующий, если 30-39% — то качества данного типа выражены достаточно ярко, если 20-29% — то средне, если 10-19% — то в малой степени.

С особенностями темперамента связано такое свойство личности как характер.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения.

В характере проявляется отношение человека к труду (делу), вещам, к себе, к другим людям.

Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к труду, делу: добросовестность, исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, озабоченность своими результатами или недобросовестность, безответственность, пассивность.

Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к вещам: аккуратность, бережливость, экономность и т.п. и их антиподы.

Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к самому себе: самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность или — себялюбие, эгоцентризм, неуверенность в своих силах.

Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к другим людям: устойчивая или неустойчивая привязанность, принципиальность или беспринципность, общительность или замкнутость, отзывчивость, грубость и т.д.

Характер как и темперамент, зависит от физиологических особенностей личности, от типа высшей нервной деятельности. Но в отличие от темперамента, характер формируется на протяжении всей жизни человека. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, оказывается на границе нормы, то мы имеем дело с так называемой акцентуацией характера.

Под акцентуацией характера понимают усиление отдельных черт характера, при котором наблюдается на выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека (по данной проблеме см. работы Э.Кречмера, У. Шелдона, Э.Фромма, К. Леонгарда, А. Е. Личко и др.).

В работах К. Леонгарда, А.Е.Личко классификация типологий характера строится на основе выраженности акцентуаций, раскрытие содержания которых позволяет вычленить слабые и сильные стороны личности, ситуации, в которых акцентуированная личность работает продуктивно или наоборот — малопродуктивно.

Акцентуированность личности можно определить с помощью теста, разработанного К. Леонгардом.

«Характер-акцентуация»

Вам предлагаются утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+»(да), если не согласны-знак «-«(нет).

Над вопросами долго не думайте, правильных и не правильных ответов нет.

1.У Вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2.Вы чувствительны к оскорблениям?

3.Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино ,театре ,в беседе и т.п. ?

4.Сделав что-то, Вы сомневаетесь ,все ли сделано правильно ,и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5.В детстве Вы были таким же смелым ,как все ваши сверстники?

6.Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни ,к себе?

7.Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, в компании?

8.Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении ,что с вами лучше не разговаривать ?

9.Вы серьезный человек ?

10.Способны ли восторгаться ,восхищаться чем-нибудь ?

11.Предприимчивы ли Вы ?

12.Вы быстро забываете ,если вас кто-либо обидит ?

13.Мягкосердечны ли Вы?

14.Отпуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15.Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?

16.Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте?) ?

17.Стремитесь ли Вы во всем соблюдать порядок?

18.Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

19.Любят ли вас ваши знакомые?

20.Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды , неприятности?

21.У вас часто несколько подавленное настроение?

22.Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23.Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?

24.Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

25.Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

26.Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и Вы сразу же стараетесь поправить их?

27.Вы в детстве боялись остаться одни в доме?

28.Часто ли у в-ас бывают колебания настроения без причины?

29.Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30.Быстро ли Вы начинаете сердится или впадать в гнев?

31.Можете ли Вы быть абсолютно беззаботно веселым?

32.Бывает ли так ,что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?

33.Как Вы думаете .получился бы из вас ведущий в юмористическом спектакле?

34.ВЫ обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35.Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятных ощущений?

36.Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью?

37.Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

38.В темный подвал вам трудно .страшно спускаться?

39.Предпочитаете ли Вы работу такой ,где действовать надо быстро, но требования к качеству не высоки?

40.Общительны ли Вы?

41.В школе Вы охотно декламировали стихи?

42.Убегали ли Вы в детстве из дому?

43.Кажется ли вам жизнь трудной?

44.Бывает ли так , что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?

45.Можно ли сказать ,что при неудаче Вы теряете чувство юмора?

46.Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если вас кто-либо обидел?

47.Вы очень любите животных?

48.Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедится, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии ,что там ничего не случится?

49.Преследует ли вас иногда неясная мысль ,что с вами и вашими близкими может случиться что-то страшное?

50.Считаете ли Вы ,что ваше настроение очень изменчиво?

51.Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) пред большим количеством людей?

52.Вы можете ударить обидчика ,если он вас оскорбит?

53.У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54.Вы относитесь к тем ,кто при каких-либо разочарованиях впадают в глубокое отчаянье?

55.Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56.Настойчиво ли Вы добиваетесь цели, если на пути к ней приходится преодолевать препятствия?

57.Может ли трагический фильм волновать вас так, что на глаза выступают слезы?

58.Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того ,что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся у вас в ваших мыслях?

59.В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60.Потребуется ли вам большое напряжение воли ,чтобы пройти одному через кладбище?

61.Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была на одном и том же месте?

62.Бывает ли так ,что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленом, длящемся несколько часов?

63.Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64.Бывают ли у вас головные боли?

65.Вы часто смеетесь?

66.Можете ли Вы быть приветливым даже с тем ,кого явно не цените, не любите, не уважаете?

67.Вы подвижный человек?

68.Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69.Вы настолько любите природу ,что готовы назвать ее другом?

70.Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71.Вы очень боязливы?

72.Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73.В вашей молодости вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?

74.Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75.Часто ли вас тянет путешествовать?

76.Может ли ваше настроение изменится так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?

77.Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании?

78.Долго ли Вы переживаете обиду?

79.Переживаете ли вы долгое время горести других людей?

80.Часто ли будучи школьником, Вы переписывали страницу в вашей тетради, если случайно поставили в ней кляксу?

81.Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и с осторожностью, чем с доверчивостью?

82.Часто ли Вы видите страшные сны?

83.Бывает ли что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома .остерегаетесь того ,что можете внезапно выпасть из окна?

84.В веселой компании Вы обычно веселы?

85.Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86.Вы становитесь менее сдержанными и чувствуете себя более свободно ,приняв алкоголь?

87.В беседе Вы скудны на слова?

88.Если вам необходимо было играть на сцене, Вы могли бы войти в роль, чтобы позабыть о том ,что это только игра?

«характер»

При подсчете баллов , на каждой шкале опросника Леонгарда, для стандартизации результатов, значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в «ключе» к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением черт характера.

1. гипертимы -* 3(умножить значение шкалы на 3)

+: 1, 11, 23,33,45,55,67,77

— :нет

2. Возбудимые -* 2

+ : 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81

-: 12,46,59

3. эмотивные -* 3

+:3, 13,35,47,57,69,79

-:25

4. педантичные -* 2

+:4,14,17,26, 39,48,48, 58, 61, 70, 80, 83

-:3б

5. тревожные -* 3

+: 16,27, 38,49,60, 71, 82

— : 5

6. циклотимные -* 3

+: 6, 18,28,40,50,62,72,84

— :нет

7. демонстративные -* 2

+ : 7, 19, 22, 29, 41,44, 63, 66, 73, 85, 88

— : 51

8. неуравновешенные -* 3

+:8,20,30,42,52, 64, 74, 86

-:нет

9. дистимные -* 3

‘ +:9,21,43, 75, 87

— : 31, 53,65

10.экзальтированные -* 6

+: 10,32,54,76

  • :нет

Типы акцентуированных личностей и их характеристика

(по К. Леонгарду)

1. ГИПЕРТИМЫ.

+Ч Общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, эрудированность, легкое отношение к жизненным проблемам. — Ч Импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе и фразе.

+С Трудовое общение, множество поверхностных контактов, необходимость оперативных

решений без их глубинной проработки.

-С Необходимость спокойного анализа, ответственных решений, работа в неспешном ритме, вынужденное одиночество, однообразие обстановки.

2. Возбудимые.

+Ч Энергичность, деловитость, инициативность, домовитость, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным. — Ч Раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности других, способность «поднять руку», безудержность в увлечениях. +С Ситуация умственной и физической активности, работа в одиночестве. — С Ситуация обвинения, противодействия, морального и материального ущерба.

3. Эмотивные.

+Ч Добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность. — Ч Увязание в деталях, неумение видеть главного, всепрощенчество, крайняя

впечатлительность.

+С Общение в сфере искусств, необходимость субъективного проникновения в

переживания других, отсутствие формальных ограничений общения и труда и

объективного контроля.

-С Проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких людей и руководства.

4. Педантичные»

+Ч Обязательность, надежность, порядочность, ровное настроение. — Ч «Занудливость», буквоедство, ненужная дотошная перепроверка себя и других,

нерешительность в неопределенных ситуациях.

+С Возможность реализации заданий в соответствии с инструкциями или определенными

условиями обстановки, стабильность обстановки, отношений.

-С Требования самостоятельных и нестандартных решений в неопределенной обстановке.

5. Тревожные (боязливые)

+Ч Обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность, дружелюбность, надежность, постоянство привязанностей.. Ч Тенденция «прилипать» к обстоятельствам и людям, неумение дать отпор, растерянность

перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие на

несправедливое, но зато привычное течение событий.

+С Однозначные отношения с другими людьми, преимущественно благоприятные; точно

определенные права и обязанности, ненужность инициативы, лидерства и дополнительного общения.

-С Насмешки, несправедливые обвинения со стороны других, необходимость определиться в отношениях с новыми людьми.

6. Циклотимные.

+Ч Нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности. — Ч Погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок.

+С Индивидуальный темп труда, отшельнический образ жизни.

-С Ситуации лишения привычной обстановки, работа по заданию и в срок, необходимость в широком общении с людьми по условиям труда.

7. Демонстративные.

+Ч Эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств. — Ч Эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотложных вопросов, уходить в болезнь.

+С Возможность устроить «ШОУ», быть на сцене в широком смысле слова, торговать,

распоряжаться, «заботиться» о других.

-С Возможность раскрытия игры, недооценка «зрителями», ущемление права быть «звездой», равнодушие.

8. Застревающие (неуравновешенные).

+Ч Принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и долга, самопожертвование. — Ч Спонтанность привязанностей и обид, подозрительность, мстительность,

самонадеянность, непомерные требования к окружающим.

+С Ситуация признания заслуг, поощрения привязанностей, следования его примеру.

-С Сомнения в ценности идей и привязанностей, уличение в несправедливом отношении к другим, к миру.

9. Дистимные.

+Ч Серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости. — Ч Инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, неумение радоваться с окружающими, поддерживать группу.

+С Профессии типа «человек — знаковые системы», «человек — природа», не требующие,

однако, работы на скорость.

-С Необходимость быстро реагировать на изменения обстановки, менять способы работы, быстро принимать решения, сходиться с новыми сотрудниками, знакомиться с людьми.

10. ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЕ.

+ Ч Эмоциональность, выразительность оценок и действий. — Ч Несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм.

+С Возможность иметь «пищу» для чувств, работа «на износ».

-С Монотонная работа, требование взвешенных оценок окружения, ограничение инструкциями, неприятие чувств и «глубины» ситуации.

Условные обозначения:

+Ч продуктивные человеческие качества;

— Ч непродуктивные человеческие качества;

+С ситуации, способствующие успешной деятельности;

-C ситуации, не способствующие успешной деятельности.

Задание обучающимся:

Интегрируйте полученные результаты самодиагностики и на этой основе смоделируйте свой нынешний (сегодняшний) психологический портрет.

Сформулируйте главные направления вашей работы по становлению и развитию в себе качеств специалиста.

Литература:

  1. Грановская Г. С. Элементы практической психологии. — Л., 1988.
  2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М. , Академия, 1997.
  3. Авдеев В. В. Формирование команды. — М., Сфера, 1999.
  4. Лучшие психологические тесты. — Петрозаводск, 1992.

К темпераменту

пара

каре

Пара/тип отношений

1

I

5

14

13

7

4

9

12

2

1

8

9

1

8

12

16

5

7

14*

15

7*

2

11

10

3

3

10

11

4

6

13

14

6

9

5

7

13

14

4

2

12

9

1

1

9

8

8

5

16

12

7

7*

15

14*

2

3

10

11

3

4

11

10

6

6

14

13

8

5

11

13

3

4

14*

12

7*

1

12

9

5

8

8

16

1

7

9

15

2

2

14

10

7

3

13

11

6

6

10

14

4

16

5

3

13

11

4

7*

12

14*

1

5

9

12

8

1

16

8

7

2

15

9

2

7

10

14

3

6

11

13

6

4

14

10

7

II

5

10

13

4

4

13

12

6

1

14

9

7

8

9

16

2

7

8

15

1

2

12

10

5

3

14*

11

7*

6

11

14

3

15

5

4

13

10

4

6

12

13

1

7

9

14

8

2

16

9

7

1

15

8

2

5

10

12

3

7*

11

14*

6

3

14

11

2

5

13

13

6

4

10

12

4

1

11

9

3

8

14*

16

7*

7

12

15

5

2

1

10

8

3

2

11

9

6

7

14

14

10

5

6

13

13

4

4

12

10

1

3

9

11

8

7*

16

14*

7

5

15

12

2

1

10

8

3

2

11

9

6

7

14

14

3

III

5

14*

13

7*

4

11

12

3

1

10

9

4

8

13

16

6

7

14

15

7

2

9

10

2

3

8

11

1

6

12

14

5

11

5

7*

13

14*

4

3

12

11

1

4

9

10

8

6

16

13

7

7

15

14

2

2

10

9

3

1

11

8

6

5

14

12

6

5

9

13

2

4

14

12

7

1

13

9

6

8

10

16

4

7

11

15

3

2

14*

10

7*

3

12

11

5

6

8

14

1

14

5

2

13

9

4

7

12

14

1

6

9

13

8

4

16

10

7

3

15

11

2

7*

10

14*

3

5

11

12

6

1

14

8

5

IV

5

8

13

1

4

12

12

5

1

14*

9

7*

8

11

16

3

7

10

15

4

2

13

10

6

3

14

11

7

6

9

14

2

13

5

1

13

8

4

5

12

12

1

7*

9

14*

8

3

16

11

7

4

15

10

2

6

10

13

3

7

11

14

6

2

14

9

4

5

12

13

5

4

8

12

1

1

9

9

2

8

14

16

7

7

13

15

6

2

10

10

4

3

11

11

3

6

14*

14

7*

12

5

5

13

12

4

1

12

8

1

2

9

9

8

7

16

14

7

6

15

13

2

4

10

10

3

3

11

11

6

7*

14

14*

Типы отношений между парами и эффективность межличностных отношений (по темпераменту)

  1. отношения полного дополнения
  2. отношения, дополняющие наполовину
  3. иллюзорные отношения
  4. отношения полной противоположности
  5. зеркальные отношения
  6. отношения конфликта
  7. отношения ревизии, проявляющиеся в роли «Ревизора»

7* отношения ревизии, проявляющиеся в роли «Ревизуемого»

  1. тождественные отношения
  2. родственные отношения
  3. отношения суперконтроля
  4. деловые отношения
  5. отношения активации
  6. отношения квазитождества
  7. отношения социального заказа, проявляющиеся в ролевом поведении «Заказчика»

14*отношения социального заказа, проявляющиеся в ролевом поведении «Подзаказного»

А) Личность – представитель пары, у которой с представителями других пар складываются отношения типа 1, 5, 12 — могут развиваться высокоэффективные межличностные отношения (типа КОЛЛЕКТИВ).

Эти представители могут составить ядро ее команды, с ними она сможет взаимодействовать на орбите близкого общения.

Б) Личность – представитель пары, у которой с представителями других пар складываются отношения типа 2, 9, 11 – могут развиваться отношения средней эффективности (типа ассоциация).

С ними личности целесообразно взаимодействовать на орбите периодического общения.

В) Личность – представитель пары, у которой с представителями других пар развиваются отношения по типу 3, 4, 6, 7, 7*, 8, 10, 13, 14, 14* — могут развиваться отношения пониженной эффективности (диффузного типа).

При общении с ними следует уделять повышенное внимание учету специфики их информационно – психических свойств при построении межличностных отношений, корректно взаимодействовать на орбите событийного общения.

Рекомендации имеют вероятностный характер при отсутствии диагностики другими средствами (батареями тестов и проведения их профессионально подготовленными диагностами).

Источник: Авдеев В.В. Формирование команды. М., Сфера, 1999.

( Излагаются рекомендации по формированию эффективной, психологически совместимой команды).

Некоторые разъяснения применяемой терминологии:

— пара – соседние секторы круга Айзенка (1-2 сектор – это 1-я пара, 5-6 сектор – это 3-я пара, 31-32 сектор – это 16-я пара).

-каре – группы пар, представители которых имеют возможность максимально эффективно взаимодействовать между собой, имея взаимодополняющие потенциалы. ( Подробно см. Авдеев В.В. Формирование команды. Стр. 10 — 16, 66 — 67).

Составитель материала: доцент е. Носов

21