11
3.4 Профотбор, профпригодность и психологическая диагностика личности
Профотбор — это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности.
Профессиональная пригодность — это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.
Основными структурными компонентами пригодности человека к работе являются:
— гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу).
В некоторых профессиях недостаточное развитие именно этих качеств делает человека профессионально непригодными (учитель, воспитатель, судья, руководитель);
— отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда, так называемая профессионально-трудовая направленность личности;
— общая дееспособность (физическая и умственная): широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность;
— единичные, частные, специальные способности, т. е. качества, необходимые в определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, для конструктора — пространственное мышление и т. п. Сами по себе они не делают из человека аса, но необходимы в общей структуре профпригодности;
— знания, навыки, опыт, выучка в данной профессиональной области.
Из сказанного следует, что творцом профпригодности является сам субъект при условии его высокой активности.
В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям:
- по медицинским показателям — внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью. К ним относятся: противопоказания в отношении психического здоровья, в отношении состояния нервной системы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д. (например, к водителям предъявляются требования в отношении нервно-психического здоровья, остроты зрения, цветоощущения);
- отбор по данным образовательного ценза, по конкурсным экзаменам направлен на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей;
- психологический отбор предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности.
В процессе отбора можно выделить несколько этапов.
Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или кому-либо
... мотивы деятельности Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится ... зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма ... сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются ...
Первый этап включает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических процессов, которые необходимы для выполнения данной деятельности, а показана целостная картина их взаимосвязи.
Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерять так же, как мы видим, оцениваем большинство окружающих нас предметов. Этот ряд качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но, в то же время, разные профессии предъявляют конкретные требования к психологическим, а также физиологическим особенностям личности.
Психофизиологические особенности человека — это особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Каждый человек имеет определенные психофизиологические качества. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим естественным данным более или менее подготовленный к успешному овладению профессией или группой профессий. Но в связи с этим возникает вопрос: как же правильно определить эти особенности и свойства личности? Ведь вся трудность складывается именно в том, что особенности психики ученика не могут быть полностью определены педагогом, так как далеко не всегда в учебной и внеклассной деятельности учеников можно создать условия, которые подходят для их проявления. Учебная деятельность лишь в некоторой степени моделирует условия работы, поэтому не все профессионально важные особенности могут быть полностью выявлены.
С другой стороны, трудность состоит в том, что необходимо определить не только существующий уровень развития, но и возможности его развития (видеть перспективу).
Изучения учеников с целью содействия профессиональному самоопределению, составляет один из важнейших составленных компонентов профориентации. На этом этапе следует выучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека
... отношение к игровой деятельности. Предмет исследования - социально - психологические особенности игровой деятельности личности. Цель исследования: изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека. Исходя из цели ... как полноценной сферы жизнедеятельности взрослых людей. Попытки очертить контуры данной проблемы и послужили мотивом выбора изучаемой тематики и рассмотрения ...
Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профессиональной работы.
Ценностные ориентации. Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловленные. Поэтому ценностные ориентации можно определить «как направленность личности на усвоение (создания) общественных ценностей соответственно конкретным потребностям». Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия «ценностные ориентации» следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями».
Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые более всего отвечают ее целям и интересам. Относительно профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:
- самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;
- авторитет в трудовом коллективе;
- признания родных, знакомых, друзей;
- самосовершенствование и самовыражение — интересная работа;
- применения своих знаний, умений, способностей;
- творческий характер работы;
- материально-практические, утилитарные ценности — хороший заработок;
- должность, которая удовлетворяет личность, перспектива продвижения по службе.
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.
- по виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:
- общее мотивирование;
- романтика профессий;
- мотивы познавательного характера;
- мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии;
- ссылка на пример;
- немотивированный выбор.
По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:
- мотив, четко и аргументированный обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
- мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;
- мотивация неуверенная, неаргументированная;
- никак неаргументированная мотивация.
Выявления мотивов выбора профессии разрешает узнать, что именно побудило человека избрать данный вид работы и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.
Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно определить таким образом: потребности — интересы — объективные ценности — мотивы — цели — выбор.
Психологическое сопровождение деятельности человека
... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...
Склонности — это побуждения, которые имеют в своей основе активное, творческое отношение к объекту.
Как правило, на занятия, к которым ученик больше склонен, он тратит больше времени и вдобавок трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности, то можно говорить о способности к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и скорость совершенствования умений, достижения высоких результатов деятельности. Говоря о выявление способностей учеников с целью профопределения, имеются в виду склонности к овладению не только знаниями учебной программы, но и определенными профессиями.
Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успеваемость приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Относительно знаний, умений и навыков способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от великого множества условий, например, от окружения, от того, как его будут учить, как будет организована его трудовая деятельность и т.д..
Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативные и стойкие.
В психологии под темпераментом понимают личностно-своеобразные свойства, которые определяют динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными до периода зрелости.
Типы нервной системы лежат в основе четырех типов темперамента.
- Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и нарушения.
- Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс нарушения и относительно слабое торможение.
- Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- Флегматик. Сильный, уравновешенный, но с инертными процессами.
Человек может иметь любое соединение силы, уравновешенности и подвижности нервной системы (общий тип) и принадлежать к каждому из типов высшей нервной деятельности. К индивидуальным особенностям личности относится также характер.
В психологии под характером понимают совокупность личностно-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам.
В психологии различают четыре системы свойств характера:
- Свойства, которые выражают отношения к коллективу и отдельных людям (доброта, чуткость, требовательность и т.д.);
- Свойства, которые выражают отношения к работе (трудолюбие, линь, добросовестность, ответственная или безответственное отношение к работе и др.);
- Свойства, которые выражают отношения к вещам (аккуратность, неопрятность, заботливое или небрежное обращения к вещам и т.п.);
- Свойства, которые выражают отношения к самого себе (самолюбие, честолюбие, гордость и т.д.).
Характер человека не представляет собой некоторую случайную совокупность разных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, образуют одно целое.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Еще одним важным фактором профессионального выбора есть умственные способности, и потому есть много причин.
Во-первых, интеллект является важным фактором, который определяет способность человека принимать решение.
Во-вторых, интеллект оказывает большое влияние на уровень стремлений ученика. Ученики, которые проявляют высокие способности к приобретению знаний, как правило, ставят перед собою более высокие цели, чем менее способные.
В-третьих, способность индивида достичь успеха или потерпеть неудачу в избранной работе зависит от уровня его интеллекта. По этой причине профконсультант, прежде чем приступить к оценке профессиональной пригодности конкретного человека, обычно определяет уровень его интеллекта, так как некоторые профессии требуют более высоких интеллектуальных способностей, чем другие. Но высокий коэффициент интеллекта (ІQ) еще не гарантирует профессионального успеха, равно как и низкий ІQ не предвещает неминуемой неудачи. Интерес, мотивация, другие способности и личные качества индивида определяют его успех не в меньшей мере, чем интеллект. Высокий ІQ доказывает только то, что данный индивид имеет способность достичь успеха в решении интеллектуальных задач определенного уровня, но для большей объективности следует принять во внимание и реальные достижения конкретного человека. Способные и целенаправленные люди обычно отличаются более рациональным подходом к изучению материала, ставят перед собою более высокие цели в профессиональной деятельности и карьере в сравнении с людьми способными, но не целенаправленными.
Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников:
- изучение инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность;
- наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов;
- беседа со специалистами об особенностях профессии, фотографирование, киносъемка, хронометраж профессиональной деятельности.
Информация о профессии обобщается в профессиограмме, в которой указываются особенности данной профессиональной деятельности, основные действия, операции, их последовательность, необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и умения, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотонность, утомление, эмоциональная напряженность), объем и характер перерабатываемой информации, физическая и интеллектуальная тяжесть труда, используемое оборудование, алгоритмы и психологическая структура выполняемых человеком действий.
Затем оценивают степень значимости различных психических свойств и качеств личности для эффективного выполнения данной деятельности. Для этого в соответствии с проведенным описанием профессиональных действий определяются свойства личности, которые обеспечивают реализацию каждого такого действия и определяют степень важности различных психических функций для достижения конечного эффекта трудового процесса; продолжительность загрузки психической функции в течение всего трудового процесса. Такой анализ позволяет получить среднюю оценку значимости каждой психической функции в обеспечении отдельных рабочих операций и трудового процесса в целом, необходимую для ранжирования функций по степени их важности для изучаемой деятельности, и сформулировать требования к профессионально важным качествам, функциям личности.
Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...
... социально-профессиональных деятельностей. К ним следует отнести познавательные, регуляторные и коммуникативные; - узкого радиуса действия — метапрофессиональные качества, необходимые при выполнении групп профессий: «человек—человек», «человек—техника», «человек—природа» ...
Другой подход к оценке личностных качеств состоит в определении одного или нескольких интегральных показателей, характеризующих способности человека по выполнению наиболее ответственных сторон профессиональной деятельности. Например, для машиниста тепловоза — способность человека сохранять в условиях длительного монотонного воздействия высокий уровень готовности к экстренным действиям, сохранять бдительность, а для водителя — психофизиологические качества, наиболее сильно влияющие на безопасность движения: внимательность, быстрота ориентировки и предвидения.
Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность.
К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования:
- прогностическая ценность методики — характеризует возможность методики, теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности;
- надежность методики — характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследованиях одного и того же человека;
- дифференцированность методики — означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человека.
Существуют самые различные тесты, например, тесты для выявления интересов, склонностей, предпочитаемых форм деятельности, тесты для установления принадлежности человека к тому или иному психологическому типу или типу нервной системы, темперамента; тесты для выявления уровня развития определенных способностей памяти, мышления, внимания, восприятия человека, для выявления одаренности.
Примером теста для изучения способностей может служить американский комплекс тестов ГАТБ — это батарея тестов для определения общих способностей человека. Он состоит из 12 тестов, измеряющих 9 различных способностей:
- общий уровень интеллекта — умение понимать указания: способность воспринимать абстрактные принципы, умение рассуждать и оценивать;
- владение словом — способность быстро понимать значение слов и эффективно пользоваться ими;
- владение числом — умение быстро и точно производить арифметические действия;
- пространственная ориентация — мысленное восприятие геометрических фигур в двухмерном и трехмерном пространстве, представление движений объектов в пространстве;
- восприятие формы;
- восприятие и выделение существенных деталей в речи и табличных материалах; моторная координация глаз, рук, пальцев — подвижность пальцев, ловкость рук.
Этой батареи тестов достаточно для установления возможностей использования того или иного человека в той или иной профессиональной деятельности. Однако для точного определения профпригодности человека к какой-либо конкретной профессии более эффективно использование специализированной батареи тестов, подобранных для выявления уровня развития именно тех психологических качеств и способностей человека, которые профессионально необходимы для данной специальности.
Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека
... или иные профессионально важные качества, позволяющие человеку соответствовать требованиям выбранной профессии; и охарактеризовать психофизиологию сознания в профессиональной деятельности человека. Работа состоит из введения, двух глав ... определенное состояние мозга или уровень реактивности мозга. Обобщение этих двух подходов находит отражение в определении сознания, под которым понимается высшее ...
Французский психолог Бонардел, применяя различные психологические тесты и методики (практический интеллект, время реакции, ловкость, управление сложными механизмами и т. п.), пришел к выводу, что средние показатели группы рабочих с травмами во всех заданных тестах ниже, чем средние показатели контрольной группы, т. е. группа травмированных рабочих отличается выраженной неполноценностью по всем методикам эксперимента.
Анализ зарубежной практики показывает, что профотбор, осуществляемый на современной научной основе, позволяет обеспечить надежность и безопасность работы людей различных профессий.
Третий этап отбора предполагает психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятность адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.
Выделяют два типа профессиональной пригодности:
- абсолютную (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности)
- относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека).
Оценивая профпригодность, в профотборе иногда ориентируются прежде всего на поиск лиц с высоким уровнем развития психологических качеств, наиболее важных для достижения успехе в обучении и выполнении профессиональной деятельности (подход по максимуму). Порой более эффективным является иной подход, когда стараются главным образом выявить и устранить лиц с низкими показателями по профессионально важным качествам (подход по минимуму). Выявление лиц с показателями «ниже среднего» уровня позволяет вероятностно прогнозировать их неудачи в обучении и деятельности и рекомендовать им специальную психофизиологическую тренировку или выбор другой профессии. При реализации подхода по минимуму минимально допустимые показатели тестов могут быть четко определены требованиями профессии (например, лучше не добрать абитуриентов при обучении летчиков, чем принимать лиц с показателями, на основании которых можно вероятностно прогнозировать их низкую успешность и надежность в работе).
Важно, чтобы результаты отбора не вызывали ложного толкования о неполноценности лиц, получивших невысокие оценки. Невысокие результаты, показанные кандидатами при отборе для одной группы специальностей, не исключают, а порой и предполагают успешное прохождение ими отбора для других специальностей, где требуются иные психологические качества.
Исследование cвязи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента
... гипотезы исследования было выдвинуто предположение о существовании связи между типом высшей нервной деятельности и свойствами темперамента. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы ... ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА. § 1.1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие ...
Применение тестов с целью прогнозирования профессиональной пригодности может осуществляться только на основании аналитического, синтетического и комплексного подходов.
Аналитический подход предусматривает изучение и оценку отдельных Психологических показателей (например, внимания, памяти, двигательной координации и т. п.), важных для успешности обучения и деятельности в избранной профессии.
Синтетический подход предусматривает изучение целостной деятельности или важных ее элементов, и поэтому в рамках этого метода применяются различные аппараты, с помощью которых моделируются такие элементы и целые профессиональные операции.
Комплексный подход заключается в объединении аналитического и синтетического методов и в изучении некоторых психических процессов как в раздельном их проявлении, так и в условиях целостной деятельности, где они могут выступать с иными качественными и количественными показателями.
Отечественный и зарубежный опыт профессионально-психологического отбора продемонстрировал его высокую производственную и экономическую целесообразность: использование отбора позволяет снизить отсев обучающихся в учебных заведениях из-за профессиональной неспособности на 30-50% , увеличить надежность работы систем управления на 10-25%, сократить аварийность на 40—70%, уменьшить стоимость подготовки специалистов на 30-40%.
Следует учитывать, что профпригодность — интегральное качество, которое необходимо выявлять, развивать. В этой связи встает проблема психологического сопровождения, связанного с выбором профессии, определением профессиональной пригодности и созданием условий для успешного овладения человеком той или иной сферой профессиональной деятельности.
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения имеет целью оказание помощи, в которой нуждается подавляющее большинство выпускников. Одной из задач психологического сопровождения выпускников является система профориентационной работы.
Принято выделять следующие функции в системе профориентации:
- социальную — усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного и полноценного члена общества;
- экономическую — улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
- психолого-педагогическую — выявление, формирование и учет индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию;
- медико-физиологическую — учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.
- справочно-информационную, представляющую информацию о каналах трудоустройства, требованиях к приему на работу и учебу, возможностях освоения различных профессий, перспективах профессионального роста;
- диагностическую, направленную на изучение личности субъекта выбора, профессии с целью выявления соответствия ее особенностей тому или иному виду профессиональной деятельности;
- формирующую, подразумевающую коррекцию выбора профессии с целью выявления соответствия возможностям и интересам субъекта.
Психологическая диагностика
Понятие о темпераменте и его типах
... то медлительный и застенчивый. Именно в этих особенностях проявляется темперамент. Темперамент проявляется в любом виде деятельности (игровой, учебной, трудовой), в походке, в жестах и ... и теории изучения темперамента; 2.Дать общую характеристику понятию «темперамент»; .Рассмотреть основные свойства и типы темперамента. Глава 1. История изучения темперамента Учение о темпераментах возникло ещё в ...
Важную роль в психологическом сопровождении, связанном с профессиональным самоопределением, выполняет психологическая диагностика, имеющая целью изучение индивидуально-психологических особенностей как учащихся школ, так и тех, кто уже выбрал профессию и обучается в учреждениях профессионального образования. Профессиональная пригодность при этом диагностируется как изначально присущее человеку качество. Но оно подкрепляется интересами, способностями субъекта, его профессиональными намерениями.
Наиболее распространенными психодиагностическими методиками, направленными на выявление общей профессиональной направленности, являются: «Карта интересов»; методика «Ценностные ориентации» Рокича; методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник); опросник Холланда.
Таким образом, профессиональное самоопределение, охватывающее такие психологические проблемы, как выбор профессии, профессиональная ориентация, информированность в вопросах профессиональной подготовки, обеспечивает благоприятные условия для получения профессионального образования. Важно подчеркнуть, что вопросы выбора профессии, профессионального самоопределения нельзя отнести к компетентности школы. Часто, поступив в учебное заведение, подросток или юноша сталкивается с ситуацией несоответствия своих ожиданий и той системы профессиональной подготовки, которая реализуется в учебном заведении. Поэтому необходимо психологическое обеспечение выбора профессии и адаптации к условиям организации обучения в системе профессионального образования, а затем адаптации к условиям профессионального труда и выработки индивидуального профессионального стиля трудовой деятельности с учетом своих психологических особенностей, в частности типа темперамента.
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди:
- холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»),
- сангвиники — для организаторской деятельности («политики»),
- меланхолики — для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»),
- флегматики — для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»),
Для некоторых видов деятельностей, профессий противопоказаны определенные свойства человека. Например, для деятельности летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы, следовательно, флегматики и меланхолики психологически мало пригодны для подобной деятельности.
3 — Стр 2
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоцкогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).
Существует четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют только лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля.
Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешных результатов деятельности.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
И.П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.
У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей».
Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике.
Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека, на его профессиональные склонности и индивидуальный стиль профессиональной деятельности.