Введение
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что до настоящего времени уровень развития двигательных качеств у детей, достигаемый в процессе физического воспитания в школе, в том числе на уроках физической культуры, относительно невысок и не удовлетворяет современным требованиям. В то же время тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья детей, повышением их функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности, является ведущим в программе начальных классов общеобразовательной школы.
Оптимальный уровень развития качественных сторон двигательной деятельности обеспечивает всестороннее гармоничное развитие, способствует успешному выбору вида спорта, наиболее отвечающего индивидуальным возможностям занимающихся.
Согласно Э.П. Позюбанова, в младшем школьном возрасте формируются основы жизненно важных двигательных действий, основы культуры движений, рациональное восприятие ведущих параметров физических упражнений, что способствует успешному решению поставленной двигательной задачи [14].
Как показывают материалы исследований Б.С. Сермиева, для младшего школьного возраста характерны наиболее высокие темпы прироста показателей точности при изучении новых двигательных действий [16].
Содержание школьных программ по физической культуре для учащихся 3 классов ориентирует на качественное усвоение физических упражнений как главного условия их эффективности. Учебный материал, предусмотренный программой по физической культуре, из года в год усложняется путем усвоения разнообразных вариантов изученных физических упражнений, а также введением более сложных двигательных действий, повышающих уровень развития двигательно-координационных. качеств, среди которых одно из ведущих мест принадлежит точности движений, отмечает В.М. Ченегин [25].
Цель работы — выявить особенности методики подбора упражнений при обучении двигательным действиям учащихся 3-х классов по разделу «Легкоатлетические упражнения».
Объект исследования — обучение двигательным действиям учащихся 3-х классов.
Предмет исследования — особенности методики подбора упражнений при обучении двигательным действиям учащихся 3-х классов по разделу «Легкоатлетические упражнения».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать источники по проблеме исследования;
— выявить особенности методик обучения двигательным действиям в 3-м классе по разделу «Легкоатлетические упражнения»;
Система физического воспитания на примере школьного образования
... учащиеся старших классов понимают значение физического воспитания. Многие из них ограничиваются только посещением обязательных уроков физкультуры. Это ни в коей мере не может компенсировать недостаточность двигательной ... в Древней Греции различали две основных системы занятий физическими упражнениями: гимнастику (упражнения, оказывающие общеразвивающее воздействие) и агонистику, представляющую собой ...
— определить показатели развития физических способностей учащихся 3-х классов МБОУ СОШ № 19.
При написании работы использовались следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое тестирование.
3. Контрольный эксперимент.
4. Метод математической статистики.
Глава 1. Анализ научно-методической литературы
1.1 Сущность понятия «двигательные действия»
Движение в широком, философском понимании слова — это форма существования материи. Изучая движения человека, и особенно методы их совершенствования, необходимо рассматривать и учитывать не только простейшую, механическую форму движения — перемещения тела и его звеньев в пространстве, но и метаболическую, являющуюся источником механических перемещений, а также психическую, порождающую мотивы и цели двигательных действий, отмечает Н.В. Зимкин [23].
Согласно И.В. Аулик, двигательные действия — это целенаправленная деятельность человека, осуществляемая посредством системно-организованного комплекса движений для достижения заданной результативности [3]. школьник физический воспитание двигательный
Действия человека всегда имеют цель. Из действий человека складывается его двигательная деятельность.
А.С. Солодков отмечает, что в практике физического воспитания особенности проявления двигательной деятельности принято называть двигательными (физическими) качествами [20].
Способность двигаться дана человеку от природы. Эту врожденную и генетически обусловленную способность человека к движениям принято называть двигательной функцией.
По отношению к понятию «двигательная функция» применимы такие термины, как «развитие», «ослабление», «частичная или полная утрата», «восстановление».
В детском и юношеском возрасте наблюдается значительная перестройка движений, их совершенствование. Это объясняется в первую очередь возрастными изменениями растущего организма. В этом возрасте происходит естественное развитие двигательных возможностей, под которыми понимается комплекс морфофункциональных особенностей организма, физических качеств, двигательных навыков, умений и состояния здоровья, позволяющий производить двигательные действия с желаемыми количественными и качественными характеристиками.
А.С. Мозжухин указывает, что по отношению к понятию «двигательные возможности» подходят такие термины, как «развитие», «сохранение», «восстановление», и даже «раскрытие» [13].
Естественное развитие (двигательных возможностей, физических качеств) — это процесс их возрастного преобразования в определенных условиях жизни (социальные, бытовые условия, трудовая и двигательная активность, уровень физического воспитания, режим труда и отдыха).
На ранних этапах онтогенеза естественное развитие часто дополняется целенаправленным (стимулированным) развитием двигательных возможностей посредством систематического организованного процесса обучения и тренировки.
Процесс развития двигательных возможностей и проявление их в спортивном результате зависят от двигательного потенциала.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... Усовершенствование духа идет параллельно с утончением и усовершенствованием тела… «…К семеричному подразделению (человека) я сделала малые добавления, – ... становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так и психического, зависит успех его продвижения в эту чудесную область беспредельных возможностей духа. ...
Согласно мнению А.Б. Гандельсмана, двигательный (кинезиологический) потенциал — это морфофункционально, биомеханически и психологически обеспеченный системно-функциональный комплекс умений и навыков производства целенаправленных двигательных действий с заданными количественными и качественными характеристиками [15].
Двигательное умение — это сознательно организуемое и контролируемое действие, обеспечивающее достижение желаемой двигательной цели.
Двигательный навык — это произвольное действие, способы выполнения которого протекают автоматически.
Важно рассмотреть взаимоотношения понятий «двигательная функция», «двигательные возможности» «двигательные (физические) качества», «двигательные способности».
Понятие «двигательная функция», как правило, отражает лишь качественную сторону способности человека к движению. Двигательная функция или «ослаблена», или «усилена», «утрачена», или «восстановлена».
Двигательные возможности в отдельных случаях могут иметь и количественное выражение, особенно если говорить о конкретном виде деятельности.
Понятие «двигательные возможности» близко по своему значению к понятию «двигательный потенциал», но несколько шире последнего.
Например, в спортивной практике известно, что в результате микротравмы спортсмен может настолько снизить свои двигательные возможности, что даже не может выступать в соревнованиях. При этом его двигательный потенциал остался тем же. Часто вмешательство врача (например, «заморозка») позволяет быстро восстановить двигательные возможности, и спортсмен удачно выступает.
Поэтому состояние здоровья является составной частью двигательных возможностей. Здоровье — это психофизическое состояние человека, характеризующееся отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания, отмечает Н.В. Зимкин [23].
Я.М. Коц указывает, что в теории и методике физического воспитания чаще оперируют термином «физическое состояние», которое характеризуется телосложением и составом тела, состоянием здоровья, уровнем развития физических качеств [19].
Двигательные способности, по В.И. Ляху [12], — это индивидуальные особенности, определяющие двигательные возможности. О способностях судят по достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо деятельности. Если человек быстрее овладевает движением, более качественно его выполняет, то у него двигательные способности выше. Таким образом, способности — это не только умения и навыки, это характеристика того, как быстро и легко человек может приобретать эти навыки.
Двигательные (физические) качества — искусственно выделенные с помощью математического и логического аппарата в «чистом» и обобщенном виде возможности человека проявлять силу, быстроту, подвижность, выносливость, координацию и др.
По отношению к физическим качествам применимы понятия «развитие», «совершенствование». А вот термин «воспитание» больше подходит к личности.
Двигательные качества взаимосвязаны и совместно с морфофункциональными особенностями и навыками составляют единый комплекс двигательных возможностей человека.
Физиологические основы двигательной координации человека
... конечностей для совершения тонких движений, использования двигательного аппарата для коммуникации (речь, письмо). В управление движениями человека включены высшие формы деятельности мозга, связанные с сознанием, что ... нет существенных разногласий в их определениях. Разные авторы называют двигательными координациями или координационными способностями одни и те же качества, часто вкладывая в них ...
Таким образом, резервы двигательных возможностей человека в наибольшей мере могут быть вскрыты при выполнении таких действий, которые не являются повторением естественных, повседневно встречающихся в ходе эволюции движений, а представляют собой синтез новых двигательных актов.
1.2 Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста
К детям младшего школьного возраста относятся школьники от 7 до 11 лет. В этот период улучшаются память ребенка, координация движений. В связи с этими физиологическими особенностями у ребенка появляются возможности к обучению: письму, чтению, счету, отмечает О.Н. Галеева [9].
С началом учебы возникают и некоторые проблемы: ребенок меньше времени проводит на воздухе, изменяется и нарушается режим дня ребенка, в том числе и режим питания. Вследствие этого повышается вероятность таких заболеваний, как инфекционные, аллергические, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные. Также в данном возрасте велики вероятность и опасность детского травматизма.
После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего — в среднем 145 см.
Согласно Э.П. Позюбанова, масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего — 37 кг. К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям. Сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа — письмо, лепка [14].
К числу анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста относятся следующие.
1. Стабилизируется скорость роста: рост ребенка в 8 лет составляет 130 см, в 11 лет — около 145 см.
2. Появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области груди и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести к ожирению. Менее опасными становятся переохлаждения и перегрев, так как заканчивается формирование потовых желез.
3. Увеличивается в размерах и укрепляется мышечная система ребенка. Теперь школьник становится физически более сильным и работоспособным. Его пальцам подвластна более тонкая работа: письмо, лепка.
4. Продолжаются рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение еще не произошло, в связи с чем остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета мальчиков и девочек: таз у девочек более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.
5. Завершается формирование структуры легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов).
Увеличение слизистой оболочки перестает создавать серьезную опасность при заболеваниях дыхательной системы. Частота дыхания уменьшается в 10 лет до 20 раз в минуту.
6. В сердечно-сосудистой системе продолжается тенденция к уменьшению частоты пульса (с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту) и увеличению артериального давления (110/70 мм рт. ст.).
7. Органы пищеварения и пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, процесс пищеварения практически не отличается от пищеварения взрослых. Частота опорожнения кишечника — 1-2 раза в день.
8. Строение почек и других органов мочевыделения почти как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи.
9. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели иммунной системы практически соответствуют аналогичным показателям взрослых.
10. Заканчивается развитие эндокринной системы. Появляются признаки полового созревания. У девочек в 9-10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10-11 лет набухает грудная железа. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост половых органов.
11. Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих. Однако в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые дети, особенно те из них, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера, отмечает Я.М. Коц [17].
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что все анатомо-физиологические особенности органов становятся как у взрослого человека. Ребенок начинает осваивать школьную программу, формируются сложная координация мелких мышц. Еще больше развиваются интеллект, трудовые навыки. Следует отметить, что именно в этом возрасте формируется мышечная система.
1.3 Анализ «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича
Согласно «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича, в начальной школе выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазанье, ползание, перелезание, передвижение на лыжах, плавание) выполняются различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности.
В начальной школе закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время. Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног
Легкоатлетические упражнения в начальной школе рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов.
В основной школе игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности).
В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.
В среднем школьном возрасте техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику прежде всего правильно (т.е. адекватно и точно).
Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. В этой связи педагог должен умело переходить от стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам.
При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. Важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно взаимосвязаны. Умелое сочетание на уроке развития координационных и кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам — отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере того как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода.
Для обучения двигательным действиям учащихся начальной школы используются следующие методы:
— игровой;
— соревновательный;
— стандартно-повторный;
— вариативный.
Согласно «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича, для учащихся 1-4 классов, основными двигательными действиями, рассматриваемыми в разделе «Легкоатлетических упражнений» для 3 класса являются:
— бег;
— прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание»;
— метания.
Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений’ занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнении и меняя условия их проведения. В результате освоения раздела «Легкоатлетические упражнения» ученики приобретают основы умений бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность.
Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие, прежде всего, координационных способностей.
Одновременно велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости).
Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие в этом возрасте на умения или способности определяется только методической направленностью.
Легкоатлетические упражнения с учащимися 3-х классов рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов.
Все это в совокупности будет содействовать формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких, как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.
Легкоатлетические упражнения с учащимися 3 классов рекомендуется проводить преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.
Для развития двигательных действий учащихся начальной школы согласно программы В.П. Дементьева, используется комплекс упражнений, который рекомендуется выполнять на уроках физической культуры после общей разминки.
Особенности подбора упражнений при обучении двигательным действиям учеников 3-х классов заключаются в необходимости гармоничного развития всех двигательных действий учащихся начальной школы.
Для развития двигательных действий учащихся 3-х классов в разделе «Легкоатлетические упражнения» предлагается использовать ряд упражнений, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Упражнения для развития двигательных действий учащихся 3 классов (по В.И. Ляху, А.А. Зданевичу)
Направленность упражнений |
Содержание упражнений |
|
На освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей |
Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе под звуковые сигналы |
|
На освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей |
Бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым, боком вперед, с захлестыванием голени назад |
|
На совершенствование навыков бега и развитие выносливости |
Равномерный медленный бег в течение 5 минут |
|
На совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей |
Бег в коридорчике 30-40 см из различных и.п. с максимальной скоростью до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через условные рвы под звуковые и световые сигналы. Бег с вращением вокруг своей оси на полусогнутых ногах, зигзагом, в парах «Круговая эстафета» (расстояние 15-30 м), «Встречная эстафета» (расстояние 10-20 м) Бег с ускорением от 20 до 30 м |
|
На освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей |
Прыжки с поворотом на 180°, по разметкам; в длину с места, стоя лицом, боком к месту приземления; в длину с разбега с зоны отталкивания 30-50 см; с высоты до 60 см; в высоту с прямого разбега, с хлопками в ладоши во время полета; многоразовые (до 10 прыжков); тройной и пятерной с места |
|
На закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей |
Эстафеты с прыжками на одной ноге (до 10 прыжков). Игры с прыжками и осаливанием на площадке небольшого размера |
|
На овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей |
Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5×1,5 м) с расстояния 4-5 м. |
|
Таким образом, средствами развития двигательных действий учащихся 3-х классов являются различные упражнения, среди которых можно выделить бег, метания, прыжки в длину и высоту по разделу «Легкоатлетические упражнения». Для обучения двигательным действиям учащихся начальной школы используются следующие методы: игровой; соревновательный; стандартно-повторный; вариативный.
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
Для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы проводился с целью выявления сущности понятия «двигательные действия» и выявлению особенностей подбора упражнений для развития двигательных действий учащихся 3-го класса при изучении раздела «Легкоатлетические упражнения». Анализ литературы показал, что резервы двигательных возможностей человека в наибольшей мере могут быть вскрыты при выполнении таких действий, которые не являются повторением естественных, повседневно встречающихся в ходе эволюции движений, а представляют собой синтез новых двигательных актов. Младший школьный возраст характеризуется тем, что все анатомо-физиологические особенности органов становятся как у взрослого человека. Ребенок начинает осваивать школьную программу, формируются сложная координация мелких мышц. Еще больше развиваются интеллект, трудовые навыки. Следует отметить, что именно в этом возрасте формируется мышечная система. Средствами развития двигательных действий учащихся 3 класса при изучении раздела «Легкоатлетические упражнения» являются общие и специальные упражнения, направленные на развитие прыжковых навыков учащихся. При этом используются игровой, соревновательный, а также метод строго регламентированного упражнения.
2. Педагогическое тестирование.
Нами были подобраны контрольные тесты для выявления показателей развития двигательных действий учащихся 3-х классов при изучении раздела «Легкоатлетические упражнения» (Таблица 2).
Таблица 2. Показатели двигательной подготовленности учащихся 3-х классов при изучении раздела «Легкоатлетические упражнения» (по В.И. Ляху)
Контрольные упражнения |
Мальчики |
Девочки |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
||
Прыжок в длину с места (см) |
150-160 |
131-149 |
120-130 |
143-152 |
126-142 |
115-125 |
|
Прыжок в высоту |
80 и выше |
70-75 |
60-65 |
75 и выше |
65-70 |
55-60 |
|
Бег 30 м с высокого старта (с) |
5.8-5.6 |
6.3-5.9 |
6.6-6.4 |
6.3-6.0 |
6.5-5.9 |
6.8-6.6 |
|
Бег 1000 м (мин. с) |
5.00 |
5.30 |
6.00 |
6.00 |
6.30 |
7.00 |
|
1. Прыжок в длину с места выполняется в средней части учебного занятия. Исходное положение стоя, после чего осуществляется одновременное отталкивание ногами от линии старта и отмах руками. Прыжок выполняется способом «согнув ноги в коленях». Учитывается дальность прыжка, которая измеряется в сантиметрах.
2. Прыжок в высоту выполняется в средней части учебного занятия. Осуществляется с разбега 4-5 шагов, осуществляется способом «перешагивание». Учитывается преодоление верхней планки без задевания ее. Высота прыжка измеряется в сантиметрах.
3. Бег на 30 м осуществляется во второй трети учебного занятия из положения стоя, высокий старт. Оценивается время преодоления дистанции, которое измеряется в секундах.
4. Бег на 1000 м выполняется во второй трети учебного занятия. Осуществляется из высокого старта. Оценивается время преодоления дистанции, которое измеряется в минутах и секундах.
3. Контрольный эксперимент.
В ходе контрольного эксперимента были проведены контрольные испытания на выявление показателей развития двигательных действий учащихся 3-х классов.
4. Метод математической статистики. Данный метод использовался для определения средних значений полученных результатов и расчета стандартной ошибки среднего арифметического значения. В работе мы использовали формулы для вычисления средней арифметической величины:
(1)
где хi — значение отдельного измерения; n — общее число измерений в группе.
Стандартное отклонение определяли по следующей формуле:
(2)
где хimin — наименьший показатель; хimax — наибольший показатель; К — табличный коэффициент (в данном случае К=2,1314).
Стандартную ошибку среднего арифметического значения находим по формуле:
(3)
2.2 Организация исследования
Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 19 г. Абакана. В ходе исследования было выбрано две группы из учащихся 3-х классов по 10 человек в каждой — группа № 1, состоящая из 5 мальчиков и 5 девочек, и группа № 2 — 5 мальчиков и 5 девочек аналогично. Эксперимент проходил при выполнении условий идентичности, т.е. равенство начальных данных и условий работы.
На первом этапе, проходившем с сентября 2013 г. по март 2014 г. осуществлялся анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, были сформированы группы для проведения педагогического тестирования, а также подобраны контрольные тесты для определения показателей развития двигательных действий учащихся 3-х классов.
На втором этапе, проходившем в апреле-мае 2014 г. были проведены контрольные тесты для определения показателей развития двигательных действий учащихся 3-х классов на примере изучение раздела «Легкоатлетические упражнения».
На третьем этапе, проходившем в мае 2014 г. были подведены итоги и оформлена курсовая работа по теме исследования.
2.3 Результаты исследования и их обсуждение
Результаты педагогического тестирования показателей развития двигательных действий учащихся 3-х классов представлены в таблице 3 и на рисунке 1.
Таблица 3. Сравнительные результаты показателей развития двигательных действий групп № 1 и № 2
№ |
Контрольные упражнения |
Группы |
n |
||
1 |
Прыжок в длину с места (см) |
1 |
10 |
134,50,3 |
|
2 |
10 |
132,50,3 |
|||
2 |
Прыжок в высоту (см) |
1 |
10 |
65,40,13 |
|
2 |
10 |
64,90,13 |
|||
3 |
Бег 30 м с высокого старта (с) |
1 |
10 |
6,40,02 |
|
2 |
10 |
6,20,02 |
|||
4 |
Бег 1000 м (мин. с) |
1 |
10 |
6,150,03 |
|
2 |
10 |
6,20,03 |
|||
Данные, представленные в таблице 3, позволяют говорить об идентичности развития двигательных действий в выбранных группах. Причем, представители каждой группы продемонстрировали низкие показатели развития двигательных действий. Наглядно, данные представленные в таблице 3, изображены на рис. 1.
Рис. 1. Сравнительные результаты показателей развития двигательных действий групп № 1 и № 2
Таким образом, при проведении педагогического тестирования было выявлено, что выбранные группы идентичны по уровню развития двигательных действий и продемонстрировали низкие показатели развития двигательных действий.
Выводы
В заключении можно сказать, что цель работы была достигнута посредством решения следующих задач:
— проанализировано, что в источниках по проблеме исследования резервы двигательных возможностей человека в наибольшей мере могут быть вскрыты при выполнении таких действий, которые не являются повторением естественных, повседневно встречающихся в ходе эволюции движений, а представляют собой синтез новых двигательных актов. Младший школьный возраст характеризуется тем, что все анатомо-физиологические особенности органов становятся как у взрослого человека. Ребенок начинает осваивать школьную программу, формируются сложная координация мелких мышц. Еще больше развиваются интеллект, трудовые навыки. Следует отметить, что именно в этом возрасте формируется мышечная система;
— выявлено, что особенностями методик обучения двигательным действиям в 3-м классе по разделу «Легкоатлетические упражнения» являются общие и специальные упражнения, направленные на развитие прыжковых навыков учащихся. При этом используются игровой, соревновательный, а также метод строго регламентированного упражнения;
— определено, что показатели развития физических способностей учащихся 3-х классов МБОУ СОШ № 19 низкие, а также что группы № 1 и № 2, выбранные для педагогического тестирования и контрольного эксперимента идентичны по развитию физических способностей.
Библиографический список
1. Алисов, Н.Я. Исследование физических способностей [Текст] / Н.Я. Алисов. — СПб.: Питер, 2007. — 388 с.
2. Анатомия и физиология [Текст] / Под ред. Е.А. Воробьевой, А.В. Губарь, Е.Б. Сафьянниковой. — М.: Медицина, 2007. — 348 с.
3. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте [Текст] / И.В. Аулик. — М.: Медицина, 2008. — 236 с.
4. Ахмедов, К.Б. Методические указания по исследованию физической работоспособности человека [Текст] / К.Б. Ахмедов. — Алма-Ата: КИФК, 2008. — 318 с.
5. Брыкин, А.Т. Гимнастика [Текст] / А.Т. Брыкин. — М.: ФиС, 2008. — 288 с.
6. Васильев, Е.П. Исследование физических способностей [Текст] / Е.П. Васильев. — М.: ФиС, 2008. — 328 с.
7. Власенко, С.Н. Развитие физических способностей [Текст] / С.Н. Власенко. — М.: Инфра-М, 2008. — 328 с.
8. Галеева, О.Н. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / О.Н. Галеева. — Абакан, 2011. — 69 с.
9. Годик, М.А. Спортивная метрология [Текст] / М.А. Годик. — М.: ФиС, 2009. — 142 с.
10. Дементьев, В.П. Физическая культура для учащихся 1-4 классов [Текст] / В.П. Дементьев. — Абакан, 2011. — 60 с.
11. Кузнецов, В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена [Текст] / В.В. Кузнецов. — М.: Проспект, 2008. — 142 с.
12. Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. — М.: Учитель, 2012. — 80 с.
13. Методические указания по общей физиологии [Текст] / Под ред. А.С. Мозжухина, Е.Б. Сологуб. — СПб: ГДОИФК, 2010. — 282 с.
14. Позюбанов, Э.П. Методика развития физических способностей на уроках физической культуры [Текст] / Э.П. Позюбанов. — М.: Инфра-М, 2007. — 268 с.
15. Практикум по общей физиологии и физиологии спорта [Текст] / Под ред. А.Б. Гандельсмана. — М.: ФиС, 2008. — 188 с.
16. Сермив, Б.С. Развитие физических способностей [Текст] / Б.С. Сермив. — М.: ФиС, 2010. — 324 с.
17. Спортивная физиология [Текст] / Под ред. Я.М. Коца. — М.: ФиС, 2007. — 168 с.
18. Физиологические методы исследования в спорте [Текст] / Под ред. С.Н. Кучкина, В.М. Ченегина. — Волгоград: изд. В.Г.И.Ф.К., 2009. — 328 с.
19. Физиология мышечной деятельности [Текст] / Под ред. Я.М. Коца. — М.: ФиС, 2010. — 366 с.
20. Физиология спорта [Текст] / Под ред. А.С. Солодкова, Е.Б. Сологуба. — СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2009. — 304 с.
21. Физиология спорта. Физиологические особенности спортивных упражнений скоростно-силового характера [Текст] / Под ред. Н.А. Масальгина. — М.: ВЛАДОС, 2009. — 256 с.
22. Физиология человека [Текст] / Под ред. В.В. Васильевой. — М.: ФиС, 2008. — 262 с.
23. Физиология человека [Текст] / Под ред. Н.В. Зимкина. — М.: ФиС, 2007. — 404 с.
24. Холодов, Ж.К. Методы определения развития физических способностей [Текст] / Ж.К. Холодов. — М.: Инфра-М, 2009. — 323 с.
25. Ченегин, В.М. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта [Текст] / В.М. Ченегин. — СПб.: Феникс, 2009. — 206 с.