В современных теоретических и прикладных исследованиях все больший интерес вызывает феноменология профессионального развития, что обусловлено, по мнению автора Ю.А Афонькиной, двумя основаниями.
Во-первых, реализацией акмеологического подхода к проблеме становления и функционирования психики человека, которым занимались А.А. Бодалев и Н.В. Кузьмина[31; 26].
Профессиональное развитие, по мнению М.Р. Гинзбурга,должно рассматривается в структуре личностного развития [10].
Профессиональный труд является общепризнанным фактором становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности, формирования индивидуальности во всех ее проявлениях. В современном мире профессиональная деятельность стала не только средством удовлетворения материальных потребностей человека, но и способом его самовыражения, развития личностного потенциала, продуцирования способностей, сферой активизации творческой активности. Освоение и выполнение профессии является одним из средств целостного развития личности, а профессиональноестановление – частным случаем становления человека в процессе его жизненного пути. Во-вторых, важность изучения профессионального пути личности, ресурсов в сфере ее способности к саморазвитию в профессии и возможностей профессионального роста определяется существенным изменением требований к человеку как к профессионалу в современных социально-экономических и общественных условиях. Проблема профессионального развития является междисциплинарной. Она традиционно рассматривалась среди задач психологии труда, возрастной и педагогической психологии. Например, Н.Д Левитов вводит проблему профессионального развития в контекст изучения профессиональной пригодности, профессионально-трудового обучения, профориентации, профессиональной консультации и тому подобное[32].
Он замечает, что психология труда имеет много материала, смежного с детской и педагогической психологией, поскольку производительным трудом занимаются не только взрослые, но и подростки и юноши. По его мнению, психология труда соприкасается с детской психологией в вопросах производственного обучения одному и тому же виду труда взрослых и подростков, в выявлении общих закономерностей формирования качеств личности. В целом, можно утверждать, что в процесс профессионального развития включались отдельные периоды онтогенеза. Они рассматривались не с точки зрения своей специфики, а с позиции требований профессиональной деятельности.
В современных исследованиях М.К. Тутушкиной, Ю.А. Афонькинойкатегория профессиональной направленности предстает в качестве системообразующей в понятийном аппарате психологии труда, а изучение ее генезиса рассматривается в качестве центральной задачи данной отрасли психологического знания [46].
Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека
... и выбора эффективных средств и методов его тренировки. Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека В литературе можно встретить различные мнения по поводу факторов, ... преимущественно определяющих развитие силы мышц человека. Считается, что для увеличения мышечной силы более важными являются нервные факторы, ...
А.К. Осницкий, Н.В. Бякова, С.В. Истомина рассматривают способность к самостоятельной организации деятельности и управлению ею как необходимое условие успешного профессионального становления на этапе профессионального самоопределения и на этапе профессионального обучения. Авторы вводят понятие «регуляторность опыта», понимая в качестве него подсистему целостного опыт человека, динамическую систему, включающую информацию о внешнем и внутреннем мире, которая получена непосредственно- чувственным путем, наполнена личностным смыслом и определяет направленность активности человека. Авторы экспериментально доказывают, что при переходе к профессиональному обучению отчетливее становятся профессиональные интересы и склонности, снижается количество ошибок рефлексии, увеличивается стабильность в работе и способность к переносу действий в новые условия, повышается адекватность самооценки себя как предпочитаемого участника сотрудничества. Уровень сформированности компонентов регулярности опыта влияет на процесс профессионального становления. А именно, на успешность выбора профессии старшеклассниками влияют ценностный, операциональный компоненты и компонент первичной активации; на начальном этапе профессионального обучения – ценностный и рефлексивный компоненты; на старших курсах – ценностный, рефлексивный и компонент привычной активации. Постепенно устанавливается связь между компонентами опыта, он приобретает целостность, проявляется взаимозависимость его составляющих[ 35].
Для современного понимания процессов профессионального развития научный интерес имеет анализ теорий, в которых рассмотрены преемственные этапы профессионального развития в широком онтогенетическом контексте.
В теориях Л.А.Головей, Ю. П. Поваренкова, А.Т. Ростунова, А.Р. Фонарева представлены стадии профессионального развития, начиная с этапа профориентации, выбора профессии. Разрабатываются критерии личности специалиста-профессионала.Так, А.Р. Фонарев в качестве критериев выделяет профессиональную идентичность (соответствие между индивидуальными и социальными представлениями о профессии, о ее значимости для субъекта), профессиональную зрелость (сформированность регулятивных механизмов профессиональной деятельности и механизмов профессионализации в целом), производительность и надежность [13; 38; 42; 41].
Л.М. Митина справедливо замечает, что на сегодняшний день в психологии нет целостного представления о профессиональном развитии личности в онтогенезе, начиная с первых предпочтений и предрасположенностей в детстве до профессиональной самореализации в зрелых формах. Теоретико-эмпирических исследований, изучающих соотношение содержательно- динамических характеристик личностного и профессионального развития человека на ранних этапах онтогенеза явно недостаточно. Без такой доказательной базы затруднена проработка концепции профессионального развития личности, а осуществляемый в настоящее время переход общеобразовательных школ к профильному обучению может оказаться преждевременным и малоэффективным. Для решения обозначенных противоречий, по мнению Л.М. Митиной, необходимо объединение личностно-развивающего и возрастного подходов к изучению профессионального развития личности в онтогенезе. Определение закономерностей профессионального становления личности в старшем возрасте продолжают сохранять свою актуальность. Однако в качестве альтернативой традиционным закономерностям профессионализации задачи является необходимость формирования основных сфер личности в наиболее сензитивные периоды для их развития, начиная с поступления в школу.
Факторы профессионального развития личности
... способностей человека. Потребность в достижениях и успехе мы можем обозначить как один из важнейших внутренних факторов, влияющих на профессиональное развитие личности. ... Профессиональная успешность выступает в качестве высоко позитивного фактора, гарантирующего экономическую и социальную стабильность человека, личностную самостоятельность и возможность реализовать существующие в структуре личности ...
Л.М. Митина определяет механизм профессионального развития как преодоление противоречия между спонтанной активностью и внешней регуляцией (воспитанием и обучением).
По мере взросления источник развития должен перемещаться внутрь личности, обусловливая новый уровень самосознания, выработку собственного мировоззрения, активизируя процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение определенного уровня личностного и профессионального самосознания. Самосознание выступает в единстве личностной и профессиональной направленности уже с момента поступления ребенка в школу, поскольку осознание себя в мире неразрывно связано с осознанием своих способностей и возможностей, приложимых к какой-либо области человеческой деятельности. Вместе с переходом личностного и профессионального самосознания на более высокий уровень, не исчерпывает всех составляющих развития. Психологическим фундаментом личности будущего или состоявшегося профессионала вступают такие базовые характеристики личности как направленность, компетентность, гибкость, чем и определяется модель профессиональной жизнедеятельности человека: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития.
Этапность профессионального развития под влиянием образовательных условий в теории Л.М. Митиной предстает следующим образом. В результате реализации программ личностного и профессионального развития у учащихся начальной школы и младших подростков формируется такое психологическое новообразование как предрасположенность, то есть склонность к чему-либо, к видам деятельности, наличие индивидуально-психологических особенностей для развития чего-либо. У старших подростков на предпрофильной ступени обучения формируется профессиональное намерение – выбор стратегии профессионального развития и профиля обучения в школе, и профессионального пути, что дает возможность в дальнейшем осуществлять непрерывный процесс самопроектирования личности и последовательно переходить одной стадии психологической перестройки личности на другую: самоопределение, самовыражение, самореализация. Личностное и профессиональное развитие в школьном возрасте представляет собой процесс неравномерного преобразования структур личности и самосознания с преимущественным изменением на разных возрастных этапах их отдельных сторон. Последовательность этапов развития фиксирует общее направление и уровни становления субъектности человека в онтогенезе. Начало каждого этапа – это всегда новое рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую, а объемлющую ее и сохраняющую ее фазы и достижения. Сам последующий этап есть смена режима индивидуальной жизни, характеризующийся психологическими новообразованиями возрастных периодов.
Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву
... возникновениечеловеческой психики является частью развития животного мира, психика человекасущественно отличается ... к уровнюразвития человека. Это, с моей точки зрения, ставит под сомнение теорию Дарвинао происхождении человека от обезьяны. Но, верн мся к развитию психики человека.Хотя ...
Важным для научного понимания феноменологии профессионального развития является определение источников предпочтений человека в сфере профессий.
В.П. Парамзин намечает онтогенетическую динамику источников профессиональных предпочтений, которая выражается следующим образом. Уже в раннем возрасте ребенок слышит от родителей, узнает из книг, от различных лиц, из различных источников о людях различных профессий и специальностей. Постепенно он начинает интересоваться той или иной областью человеческой деятельности, появляется повышенный интерес к чему-либо. Он конструирует, моделирует, больше читает, делает первые трудовые пробы в интересующем его виде деятельности. У ребенка формируются персональные интересы, которые приводят при руководстве взрослых (педагогов, родителей) к обоснованному, сознательному, правильному с точки зрения общества и личности, выбору профессии, а также к пониманию необходимости продолжения образования. В исследовании Е.С. Романовой делается попытка оценить последствия влияния психологически обоснованного воздействия на развитие и профессиональное становление человека. Очевидным становится тот факт, что профессиональнее развитие происходит под действием фактов жизнедеятельности человека, его тенденции связаны с широкой ориентировкой в разнообразных сферах действительности, специфическими для каждого возраста видами активности. Подготовку личности к профессионально-производственной деятельности уместно рассматривать в определенном смысле как ее всестороннее развитие. Итак, разработка проблемы становления профессионала реализуется исследователями по двум приоритетным направлениям. Во- первых, разработка преемственных стадий профессионального развития. Во-вторых, определение источников, механизмов и условий развития человека как субъекта труда на каждой стадии [37; 41].
Проведенный теоретический анализ теорий профессионального развития позволяет выделить идеи, которые могут быть положены в основу современных исследований феноменологии профессионального развития.
1. Профессиональное развитие выступает как процесс, протекающий периодично и характеризующийся в каждом периоде специфическими показателями и достижениями.
2. Профессиональное развитие начинается задолго до того, как человек приступает к осуществлению профессиональных функций. Исследование ранних этапов профессионального развития в их преемственности с отногенетически более поздними этапами позволит обогатить научные представления о его зрелых формах.
3. Профессиональное и личностное развитие имеют сложные диалектические взаимосвязи, отражающие процесс целостного развития человека в онтогенезе.
4. Профессиональное развитие происходит в связи с развитием основных потребностей личности, взаимоотношений с другими людьми в специфических для каждого возраста видах деятельности.
Психологический анализ профессиональной юридической деятельности
... внимание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т.д. Психологический анализ профессиональной юридической деятельности позволяет выделить ряд этапов, через которые происходило ... морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью. Особенностью профессиональной деятельности юриста является гласность ее осуществления или ...
5. Психологическую основу профессионального развития составляет саморазвитие, протекающее под влиянием складывающихся мотивационных тенденций, их иерархизации. Саморазвитие выступает как процесс превращения собственной жизнедеятельности в предмет практического преобразования в связи с требованиями профессиональной деятельности, приводящий к творческой самореализации в профессии.