А) Виды профессионально важных качеств:
1) индивидуально-психологические качества:
• индивидуально-типологические свойства — сила, подвижность, динамичность и лабильность нервной системы;
Эмоциональная лабильность – особенность нервной системы человека, для которой характерно неустойчивое настроение. Те люди, у которых наблюдается эта черта, боятся любых трудностей и излишне эмоционально на них реагируют, хотя события вовсе не подразумевают такой яркой реакции.
• сенсорные (чувство, ощущение) и перцептивные (восприятие) свойства, главным среди которых является уровень чувствительности анализаторов, «технический слух», дифференциальный порог цветоразличения;
Сенсорные процессы(чувство, ощущение) предполагают отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сенсо-моторика обеспечивает начальную стадию конкретно-чувственного (эмпирического) познания и предметно-деятельностного взаимодействия человека с объектами внешнего мира.
Перцептивные процессы, (восприятие) ответственны за целостное отражение предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма при их непосредственном воздействии на органы чувств
• свойства внимания;
2) психомоторные свойства — особенности статики, например профессиональный тремор, скорость реакций;
Тремор — непроизвольные ритмичные движения конечностей, головы, языка и других частей тела, возникающие вследствие поочередного сокращения определенных мышц. Тремор определённого положения. Этот тремор проявляется во время работы определенных, узкоспециализированных моторных действий.
3) свойства воображения и мыслительные особенности — включенное в трудовую деятельность мышление;
4) волевые качества — умение преодолевать сложности в процессе труда.
Типы профессионалов, использующих различные стратегии принятия решения
Левополушарные конкретные решают проблемы логически, исходя из объективных фактов | Правополушарные конкретные представлены в большинстве, интуитивно ориентированы на общество, опираются на опыт и стремятся принимать решение на основе общих впечатлений, а не отдельных фактов |
Левополушарные абстрактные. Теоретики, способные решать глобальные проблемы детальным образом | Правополушарные абстрактные предпочитают решать глобальные проблемы без детализации |
Люди умственного труда (типы расположены по убыванию творческого мыслительного содержания труда и одновременному возрастанию опоры на память и внимание):
• прометеи (творчески мыслящие личности, генераторы идей);
• эрудиты (хранители информации, тактические противники прометеев);
• систематизаторы фактов (анализирующие и упорядочивающие информацию);
• регистраторы фактов (собиратели информации, мастера описания);
• рядовые исполнители (работники, использующие готовые инструкции и методики).
Б) Виды профессионально недопустимых качества:
1) авторитарный стиль управления — упрямство, жесткость, агрессивность, догматичность, диктат, нетерпимость к другим мнениям;
(догматичность — склонность к следованию догме, консерватизм)
2) конфликтность — вспыльчивость, неуправляемость, грубость, эмоциональная неустойчивость;
3) внутренняя противоречивость — безволие, суетливость, внушаемость, неуверенность, низкий самоконтроль, проблемы с концентрацией внимания и памятью;
4) демагогический стиль обсуждений — пустое многословие, индивидуалистичность, пассивность, равнодушие, неконструктивность;
5) интриганство — разжигание конфликтов, лживость, лицемерие, обострение противоречий, манипулирование людьми.
В обобщенном виде для социальной сферы и сферы криминогенных опасностей выделяют типы личности:
• тип жертвы — виктимный (от англ. victim — жертва) тип личности. Личность, подверженная риску стать жертвой опасности в связи с бездействием, недальновидностью, неспособностью предвидеть, избегать опасности и если надо действовать;
• безопасный тип личности — личность, способная анализировать риски, предвидеть, опасности и угрозы, зависящие и независящие от его деятельности, избегать опасности и опасные ситуации, и в случае необходимости действовать рационально и со всей ответственностью и пониманием происходящего;
• личность агрессорного типа (социально опасный тип личности) — личность, деятельность, которой отчасти является причиной опасной ситуации и носит социально опасный характер, воздействие направлено на других членов социума, например, хулиганство (в данном случае агрессоры — преступники (хулиганы) и жертвы (потерпевшие)).
Также есть типологии:
1. Типология Майерс-Бриггс (MBTI)
2. Модель «Большая пятерка»
3. Типология характеров К. Леонгарда
4. Социальная типология характеров Э. Фромма: отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям
5. Классификация сотрудников по отношению к работе и месту в организационной иерархии (классификация С. Занина)
6. Классификация потенциальных предателей, Артхашастра
Конфликтные личности в организации
— Почему вы ушли с предыдущего места работы?
— По причине усталости.
— Какой усталости?
— Не знаю, просто они сказали, что очень от меня устали.
Анекдот
Конфликтная личность —личность, стремящаяся обострить любую ситуацию вокруг себя.
Причины:
1) завышенная самооценка, самомнение при застывшей системе ценностей, приводящие к:
2) чрезмерной требовательности, жесткости системы оценки других и излишней категоричности в оценках и:
3) абсолютному нежеланию сблизить позиции и подстроиться к мнению группы;
4) на этом фоне возникает агрессивная неудовлетворенность всем окружающим и желание навязать другим свои ценности,
5) что и реализуется в агрессивной манере в результате отсутствия культуры общения.
Типы конфликтных личностей.
Конфликтная личность демонстративного типа.
— стремится постоянно быть в центре внимания.
— отношение к людям определяется тем, как к ней относятся другие.
– легко себя чувствует в поверхностных конфликтах, приспосабливается к иным конфликтам, не уходит от них .
— эмоциональное поведение.
— планирования своей деятельности почти нет.
— кропотливой, систематической работы избегает.
— часто сам оказывается источником спора, но так не считает.
Конфликтная личность неуправляемого типа.
— человек импульсивный, недостаточно себя контролирующий, поведение трудно предсказуемо.
— часто ведет себя вызывающе, агрессивно, в запале не обращает внимания на нормы поведения.
— завышенная самооценкой, требует подтверждения своей значимости.
— в неудачах склонен обвинять других.
— не может спланировать свою деятельность.
— недостаточно развита способность соотносить свои поступки с общими целями группы и обстоятельствами.
— из прошлого опыта мало извлекает уроков.
Целенаправленно конфликтный тип личности (наиболее опасный).
— конфликт как средство достижения собственных целей.
— часто активная сторона в развязывании конфликта.
— склонен к манипуляциям, психологическим играм во взаимоотношениях.
— рационально действует в конфликтной ситуации, способен просчитывать варианты ее развития, оценивает сильные и слабые стороны в позициях сторон.
— владеет техникой общения в горячем споре.
Конфликтоустойчивость личности :
-способность организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия,
— бесконфликтно решать проблемы в отношениях с людьми,
— в конфликтной ситуации приходить к оптимальному разрешению конфликта.
Высокий уровень конфликтоустойчивости:
— грамотные действия и поведение в конфликтных ситуациях,
— оптимизация взаимодействия в конфликте,
— недопущение втягивания себя в эскалацию конфликта,
— сосредоточение усилий на конструктивных действиях.
Толерантность личности— терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо. ТЛ отличается психологической устойчивостью (стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью).
Выделяют:
• внешнюю толерантность —допускает наличие у других собственной позиции, способна рассматривать конфликтную ситуацию с различных точек зрения, учитывать различные аспекты и аргументы;
• внутреннюю толерантность— способность сохранять равновесие в конфликтной ситуации, принимать решение и действовать.
Выявление опасного сотрудника
По подчерку.
Опасного человека могут характеризовать следующие признаки.
1. Строчка поднимается довольно круто вверх — человек энергичный, которого трудно и даже невозможно в его стремлениях остановить. Психофизиологически это означает преобладание и застойность — инертность процесса мозгового возбуждения.
2. Буквы вытянуты вверх, их высота заметно больше ширины — признак высокой эмоциональности, которая может доходить до истеричности и совместно с другими признаками сообщает нам о истероидно-демонстративной акцентуации характера, характера очень опасного для окружающих.
Истероидно-демонстративный тип акцентуации — его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. (напр. в подростковом возрасте демонстративная суицидальность)
3. В почерке встречаются буквы, написанные единым движением и их невозможно прочесть вне слова (например, буква «д» как восьмерка) — человек сообразительный, развито комбинаторное мышление (психологическая родня Остапа Бендера), может отбросить для достижения своих целей общепринятые нормы, проявить беспринципность.
4. Поднимающиеся последние буквы в слове- человек стремится жить за чужой счет.
5. Почерк простой, школьный («невыработанный почерк») — признак невысокого психологического развития, человек примитивных жизненных представлений, невысокого уровня интеллектуального развития.
6. Неровное выписывание букв, буквы как бы танцуют — признак психического расстройства.
7. Послание начинается с собственного имени писавшего — он ищет признания и внимания к себе, которого не находит. Ведь собственное имя как подпись ставят в конце изложенного письменно. «Асоциальность».
8. Строчки в общем-то ровные и даже немного поднимаются вверх, а слово собственного имени очень заметно сползает вниз —признак глубокой депрессии, комплекс неполноценности, очень опасная и очень мучительная особенность характера. Эволюционирующий комплекс неполноценности кончается для личности чаще всего драматически и даже трагически.
9. Соединения букв в слове может быть тесным (буквы пишутся близко друг к другу), сплошная связность, без перерывов, буквы пишутся слитно и соединяются «углом», без закругления. Совместное проявление данных признаков означает озлобленность, внутреннюю агрессивность.
На основании графологического анализа составляется психологический портрет работника и таблица его соответствия выбранному виду деятельности.
С помощью детектора лжи — полиграфа.
Современные полиграфы могут фиксировать до 50 физиологических параметров: покраснение лица или его отдельных частей, подрагивание губ, расширение/сужение зрачков, учащенное моргание и другие изменения, которые могут свидетельствовать о лжи.
Например, приборы фиксируют изменение расширения капилляров. Это простейший рефлекторный ответ, так называемый «стыд» или «краска смущения» — реакция на шокирующий вопрос. Она не контролируется силой воли так, как можно контролировать дыхание.
Расшифровка данных полиграфа — зависит от квалификации, опыта и интуиции полиграфолога.
Применение полиграфа в бизнесе:
1) обследование благонадежности кандидатов при приеме на работу;
2) изучение лояльности сотрудников для профилактики служебных нарушений;
3) проведение служебного расследования.
ТЕСТ. КОНФЛИКТНАЯ ли вы личность?
1. Представьте, что вы едете в метро, где началась ссора между пассажирами. Что вы предпринимаете?
а) не будете вмешиваться;
б) может быть, вмешаетесь, встав на сторону правого;
в) вмешаетесь обязательно.
2. Критикуете ли вы на собраниях руководство за допущенные ошибки?
а) нет;
б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к руководителю;
в) всегда критикуете за ошибки.
3. Ваш непосредственный руководитель излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который вам кажется лучшим?
а) если другие вас поддержат, то да;
б) разумеется, вы предложите свой план;
в) нет, так как за это могут наказать.
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами и друзьями?
а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят наши отношения;
б) да, только по принципиальным вопросам;
в) спорите со всеми по любому поводу.
5. Кто-то пытается пройти перед вами вне очереди. Что вы делаете?
а) следуете его примеру;
б) возмущаетесь, но про себя;
в) открыто высказываете свое негодование.
6. Рассматривается проект вашего коллеги, содержащий смелые идеи и ряд ошибок. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим, как вы поступите?
а) выскажитесь о положительных и об отрицательных сторонах проекта;
б) выделите положительные стороны и предложите предоставить возможность продолжить эту работу;
в) станете критиковать ее, так как в серьезном проекте ошибки недопустимы.
7. Муж (жена) постоянно говорит вам о необходимости экономии, а сама покупает слишком дорогие, на ваш взгляд, вещи. Что вы ему (ей) скажете?
а) что одобряете покупку, если она доставила удовольствие;
б) говорите, что эта вещь бесполезна или безвкусна;
в) ссоритесь.
8. Вы встретили подростков, которые курят в неположенном месте. Как вы реагируете?
а) думаете: «Зачем мне портить настроение из-за чужих невоспитанных детей?»;
б) делаете им замечание;
в) если бы это было на территории института, вы бы их отчитали.
9. В ресторане вы заметили, что официант обсчитал вас. Что вы делаете?
а) не даете ему чаевых, которые заранее приготовили;
б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;
в) устроите скандал.
10. Вы приехали в дом отдыха. Администратор занимается посторонними делами, развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности. Как вы себя поведете?
а) вы понимаете, что если вы выскажете ему свое возмущение, то это вряд ли что-то изменит;
б) вы находите способ пожаловаться на него, чтобы его наказали;
в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале — официантках, горничных и др.
11. Вы спорите с сыном (младшим братом) и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?
а) трудно сказать;
б) да, разумеется;
в) конечно, нет. Какой же у вас будет авторитет, если вы признаете неправоту перед младшим?
Интерпретация результатов
Каждый ответ по варианту «а» равен 4 баллам; по варианту «б» — 2 баллам; «в» — 0 баллов.
От 44 до 34 баллов — конфликтность ниже нормы, нерешительность повышенная. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется ваша помощь, вы не всегда ее оказываете. Поэтому вы можете потерять их уважение.
От 32 до 16 — нормальная конфликтность. Вы вступаете в конфликт исходя из ситуации: если конфликт не затрагивает ваших прямых интересов, вы стараетесь его обойти.
Ниже 14 баллов — повышенная конфликтность. Вы конфликтуете по поводу и без повода, мешая себе и окружающим. Возможен комплекс неполноценности.