Личностные качества работника и типологии личности

 

А) Виды профессионально важных качеств:

1) индивидуально-психологические качества:

• индивидуально-типологические свойства — сила, подвижность, динамичность и лабильность нервной системы;

 

Эмоциональная лабильность – особенность нервной системы человека, для которой характерно неустойчивое настроение. Те люди, у которых наблюдается эта черта, боятся любых трудностей и излишне эмоционально на них реагируют, хотя события вовсе не подразумевают такой яркой реакции.

• сенсорные (чувство, ощущение) и перцептивные (восприятие) свойства, главным среди которых является уровень чувствительности анализаторов, «технический слух», дифференциальный порог цветоразличения;

Сенсорные процессы(чувство, ощущение) предполагают отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сенсо-моторика обеспечивает начальную стадию конкретно-чувственного (эмпирического) познания и предметно-деятельностного взаимодействия человека с объектами внешнего мира.

Перцептивные процессы, (восприятие) ответственны за целостное отражение предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма при их непосредственном воздействии на органы чувств

 

• свойства внимания;

 

2) психомоторные свойства — особенности статики, например профессиональный тремор, скорость реакций;

 

Тремор — непроизвольные ритмичные движения конечностей, головы, языка и других частей тела, возникающие вследствие поочередного сокращения определенных мышц. Тремор определённого положения. Этот тремор проявляется во время работы определенных, узко­специализированных моторных действий.

 

3) свойства воображения и мыслительные особенности — включен­ное в трудовую деятельность мышление;

 

4) волевые качества — умение преодолевать сложности в процессе труда.

 

 

Типы профес­сионалов, использующих различные стратегии принятия решения

Левополушарные конкретные решают проблемы логически, исходя из объективных фактов Правополушарные конкретные представ­лены в большинстве, интуитивно ориен­тированы на общество, опираются на опыт и стремятся при­нимать решение на основе общих впечат­лений, а не отдельных фактов
Левополушарные абстрактные. Теоретики, способные решать глобальные проблемы деталь­ным образом Правополушарные абстрактные предпо­читают решать глобальные проблемы без детализации

Люди умственного труда (типы расположены по убыванию творческого мыслительного содержания труда и одновременному возрастанию опоры на память и внимание):

• прометеи (творчески мыслящие личности, генераторы идей);

• эрудиты (хранители информации, тактические противники прометеев);

• систематизаторы фактов (анализирующие и упорядочивающие информацию);

• регистраторы фактов (собиратели информации, мастера описания);

• рядовые исполнители (работники, использующие готовые инст­рукции и методики).

 

Б) Виды профессионально недопустимых качества:

1) авторитарный стиль управления — упрямство, жесткость, агрессивность, догматичность, диктат, нетерпимость к другим мнениям;

 

(догматичность — склонность к следованию догме, консерватизм)

 

2) конфликтность — вспыльчивость, неуправляемость, грубость, эмоциональная неустойчивость;

3) внутренняя противоречивость — безволие, суетливость, вну­шаемость, неуверенность, низкий самоконтроль, проблемы с концен­трацией внимания и памятью;

4) демагогический стиль обсуждений — пустое многословие, индивидуалистичность, пассивность, равнодушие, неконструктивность;

5) интриганство — разжигание конфликтов, лживость, лицеме­рие, обострение противоречий, манипулирование людьми.

 

В обобщенном виде для социаль­ной сферы и сферы криминогенных опасностей выделяют типы личности:

• тип жертвы — виктимный (от англ. victim — жертва) тип лично­сти. Личность, подверженная риску стать жертвой опасности в связи с бездействием, недальновидностью, неспособностью предвидеть, из­бегать опасности и если надо действовать;

 

• безопасный тип личности — личность, способная анализировать риски, предвидеть, опасности и угрозы, зависящие и независящие от его деятельности, избегать опасности и опасные ситуации, и в случае необходимости действовать рационально и со всей ответственностью и пониманием происходящего;

 

• личность агрессорного типа (социально опасный тип личности) — личность, деятельность, которой отчас­ти является причиной опасной ситуации и носит социально опасный характер, воздействие направлено на других членов социума, напри­мер, хулиганство (в данном случае агрессоры — преступники (хули­ганы) и жертвы (потерпевшие)).

 

Также есть типологии:

1. Типология Майерс-Бриггс (MBTI)

2. Модель «Большая пятерка»

3. Типология характеров К. Леонгарда

4. Социальная типология характеров Э. Фромма: отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям

5. Классификация сотрудников по отношению к работе и месту в организационной иерархии (классификация С. Занина)

6. Классификация потенциальных предателей, Артхашастра

 

Конфликтные личности в организации

 

— Почему вы ушли с предыдуще­го места работы?

— По причине усталости.

— Какой усталости?

— Не знаю, просто они сказали, что очень от меня устали.

Анекдот

Конфликтная личность —личность, стремящаяся обострить любую ситуацию вокруг себя.

Причины:

1) завышенная самооценка, самомне­ние при застывшей системе ценностей, приводящие к:

2) чрезмерной требовательности, жесткости системы оценки других и излишней ка­тегоричности в оценках и:

3) абсолютному нежеланию сблизить пози­ции и подстроиться к мнению группы;

4) на этом фоне возникает агрессивная неудовлетворенность всем окружающим и желание навя­зать другим свои ценности,

5) что и реализуется в агрессивной мане­ре в результате отсутствия культуры общения.

 

Типы конфликтных личностей.

Конфликтная личность демонстративного типа.

— стремится постоянно быть в центре внимания.

— отношение к людям определяется тем, как к ней относятся другие.

– легко себя чувству­ет в поверхностных конфликтах, приспосабливается к иным конфликтам, не уходит от них .

— эмоциональное поведение.

— планирования своей деятельности почти нет.

— кропотливой, систе­матической работы избегает.

— часто сам оказывается источником спора, но так не считает.

Конфликтная личность неуправляемого типа.

— человек им­пульсивный, недостаточно себя контролирующий, поведение трудно предсказуемо.

— часто ведет себя вызывающе, агрессивно, в за­пале не обращает внимания на нормы поведения.

— завышенная самооценкой, требу­ет подтверждения своей значимости.

— в неудачах склонен обвинять других.

— не может спланировать свою деятельность.

— недостаточно развита способность соотносить свои поступ­ки с общими целями группы и обстоятельствами.

— из прошлого опыта мало извлекает уроков.

 

Целенаправленно конфликтный тип личности (наиболее опасный).

— конфликт как средство достижения собственных целей.

— часто активная сторона в развязывании конфликта.

— склонен к мани­пуляциям, психологическим играм во взаимоотношениях.

— рацио­нально действует в конфликтной ситуации, способен просчитывать варианты ее развития, оценивает сильные и сла­бые стороны в позициях сторон.

— владеет тех­никой общения в горячем споре.

 

Конфликтоустойчивость личности :

-способность организовать свое поведение в трудных ситуациях соци­ального взаимодействия,

— бесконфликтно решать проблемы в отно­шениях с людьми,

— в конфликтной ситуации приходить к оптимальному разрешению конфликта.

Высокий уровень конфликтоустойчивости:

— грамотные действия и поведение в конфликтных ситуациях,

— оптимизация взаимодействия в кон­фликте,

— недопущение втягивания себя в эскалацию конфликта,

— со­средоточение усилий на конструктивных действиях.

Толерантность личности— терпимость, снисходительность к ко­му-либо, чему-либо. ТЛ отличается пси­хологической устойчивостью (стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью).

Выделяют:

• внешнюю толерантность —допускает наличие у других собственной позиции, способна рассматривать конфликтную ситуацию с раз­личных точек зрения, учитывать различные аспекты и аргументы;

• внутреннюю толерантность— спо­собность сохранять равновесие в конфликтной ситуации, принимать решение и действовать.

 

 

Выявление опасного сотрудника

По подчерку.

Опасного человека могут характеризовать следующие признаки.

 

1. Строчка поднимается довольно круто вверх — человек энергичный, которого трудно и даже невозможно в его стремлениях остановить. Психофизиологически это означает преобладание и застойность — инертность процесса моз­гового возбуждения.

 

2. Буквы вытянуты вверх, их высота заметно больше ширины — признак высокой эмоциональности, которая мо­жет доходить до истеричности и совместно с другими признаками со­общает нам о истероидно-демонстративной акцентуации характера, характера очень опасного для окружающих.

Истероидно-демонстративный тип акцентуации — его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. (напр. в подростковом возрасте демонстративная суицидальность)

 

3. В почерке встречаются буквы, написанные единым движе­нием и их невозможно прочесть вне слова (например, буква «д» как восьмерка) — человек сообразительный, развито комбинаторное мышление (психологическая родня Остапа Бендера), может отбросить для достижения своих целей общепринятые нормы, проявить беспринципность.

 

4. Поднимающиеся последние буквы в слове- человек стремится жить за чужой счет.

 

5. Почерк простой, школьный («невыработанный почерк») — признак невысокого психологического развития, человек примитивных жизненных представлений, невысокого уровня интеллектуального развития.

 

6. Неровное выписывание букв, буквы как бы танцуют — признак психического расстройства.

 

7. Послание начинается с собственного имени писавшего — он ищет признания и внимания к себе, которого не находит. Ведь собственное имя как подпись ставят в конце изложенного письменно. «Асоциальность».

 

8. Строчки в общем-то ровные и даже немного поднимаются вверх, а слово собственного имени очень заметно сползает вниз —признак глубокой депрессии, комплекс неполноценности, очень опасная и очень му­чительная особенность характера. Эволюци­онирующий комплекс неполноценности кончается для личности чаще всего драматиче­ски и даже трагически.

 

9. Соединения букв в слове может быть тес­ным (буквы пишутся близко друг к другу), сплошная связность, без перерывов, буквы пишутся слитно и соединяются «углом», без закругления. Совместное проявление данных признаков означа­ет озлобленность, внутреннюю агрессивность.

 

На основа­нии графологического анализа составляется психологический портрет работника и таблица его соответствия выбранному виду деятельности.

 

С помощью детектора лжи — полиграфа.

Современные полиграфы могут фиксировать до 50 физиологиче­ских параметров: покраснение лица или его отдельных частей, подра­гивание губ, расширение/сужение зрачков, учащенное моргание и другие изменения, которые могут свидетельствовать о лжи.

 

Напри­мер, приборы фиксируют изменение расширения капилляров. Это простейший рефлекторный ответ, так называемый «стыд» или «кра­ска смущения» — реакция на шокирующий вопрос. Она не контроли­руется силой воли так, как можно контролировать дыхание.

 

Расшифровка данных полиграфа — зависит от квалификации, опыта и ин­туиции полиграфолога.

 

Применение полиграфа в бизнесе:

1) обследование благонадежности кандидатов при приеме на ра­боту;

2) изучение лояльности сотрудников для профилактики служеб­ных нарушений;

3) проведение служебного расследования.

 

ТЕСТ. КОНФЛИКТНАЯ ли вы личность?

1. Представьте, что вы едете в метро, где началась ссора между пасса­жирами. Что вы предпринимаете?

а) не будете вмешиваться;

б) может быть, вмешаетесь, встав на сторону правого;

в) вмешаетесь обязательно.

2. Критикуете ли вы на собраниях руководство за допущенные ошибки?

а) нет;

б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к руководителю;

в) всегда критикуете за ошибки.

3. Ваш непосредственный руководитель излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, ко­торый вам кажется лучшим?

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется, вы предложите свой план;

в) нет, так как за это могут наказать.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами и друзьями?

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят наши от­ношения;

б) да, только по принципиальным вопросам;

в) спорите со всеми по любому поводу.

5. Кто-то пытается пройти перед вами вне очереди. Что вы делаете?

а) следуете его примеру;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

6. Рассматривается проект вашего коллеги, содержащий смелые идеи и ряд ошибок. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим, как вы по­ступите?

а) выскажитесь о положительных и об отрицательных сторонах про­екта;

б) выделите положительные стороны и предложите предоставить возможность продолжить эту работу;

в) станете критиковать ее, так как в серьезном проекте ошибки недо­пустимы.

7. Муж (жена) постоянно говорит вам о необходимости экономии, а сама покупает слишком дорогие, на ваш взгляд, вещи. Что вы ему (ей) скажете?

а) что одобряете покупку, если она доставила удовольствие;

б) говорите, что эта вещь бесполезна или безвкусна;

в) ссоритесь.

8. Вы встретили подростков, которые курят в неположенном месте. Как вы реагируете?

а) думаете: «Зачем мне портить настроение из-за чужих невоспитан­ных детей?»;

б) делаете им замечание;

в) если бы это было на территории института, вы бы их отчитали.

9. В ресторане вы заметили, что официант обсчитал вас. Что вы делаете?

а) не даете ему чаевых, которые заранее приготовили;

б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

в) устроите скандал.

10. Вы приехали в дом отдыха. Администратор занимается посторон­ними делами, развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанно­сти. Как вы себя поведете?

а) вы понимаете, что если вы выскажете ему свое возмущение, то это вряд ли что-то изменит;

б) вы находите способ пожаловаться на него, чтобы его наказали;

в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале — официант­ках, горничных и др.

11. Вы спорите с сыном (младшим братом) и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?

а) трудно сказать;

б) да, разумеется;

в) конечно, нет. Какой же у вас будет авторитет, если вы признаете неправоту перед младшим?

Интерпретация результатов

Каждый ответ по варианту «а» равен 4 баллам; по варианту «б» — 2 баллам; «в» — 0 баллов.

От 44 до 34 баллов — конфликтность ниже нормы, нерешитель­ность повышенная. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется ваша помощь, вы не всегда ее оказываете. По­этому вы можете потерять их уважение.

От 32 до 16 — нормальная конфликтность. Вы вступаете в кон­фликт исходя из ситуации: если конфликт не затрагивает ваших пря­мых интересов, вы стараетесь его обойти.

Ниже 14 баллов — повышенная конфликтность. Вы конфликтуе­те по поводу и без повода, мешая себе и окружающим. Возможен комплекс неполноценности.