«Психология личности и индивидуальности»

Контрольная работа

«Психология личности и индивидуальности»

Задание 1.

В психологии существует несколько проекций понимания человека: индивид, субъект, личность, индивидуальность. Данные проекции возникали на определенном этапе познания человека, описания различных свойств.

Как Вы считаете, для решения каких вопросов о человеке были выделены данные понятия?

Как соотносятся выделенные проекции между собой (в развитии представлений о личности в психологии было предложено несколько вариантов соотнесения данных понятий)?

Приведите примеры ситуаций, в которых человек представлен как физический объект, индивид, субъект, личность и индивидуальность (по три примера на каждую проекцию понимания человека).

Задание 2.

Описание личности часто связано с выделением ее структурных компонентов. Предложено достаточно большое количество структур личности: каждая теория на основе базовых принципов и положений предлагает свою структуру личности. Рассмотрите основные концепции личности (например, В. Джеймс, З. Фрейд, К.Г.Юнг, Г. Айзенк, Г. Олпорт, Р. Кеттелл, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, концепция «TheBigFive» (Большая пятерка личностных черт), Д.А.Леонтьев и др.).

Выделите общие характеристики, свойственные разным структурам, различия в структурах. Что определяет многообразие представленных структур?

Какая структура, на Ваш взгляд, позволяет описать наиболее полно личность (аргументируйте свой ответ)?

Задание 3.

Для изучения личности применялись методы, взятые из других наук, а также разрабатывались специальные методы исследования. Сложность изучения связана с ограниченностью естественнонаучного подхода к исследованию личности. В связи с этим Ш. Бюлер, Г. Олпорт начали обсуждать применение новых методов, получивших название идеографические методы. Это привело к появлению нескольких стратегий исследования личности: номотетического и идеографического подхода, статистического и клинического.

Какие преимущества и недостатки можно выделить каждого подхода при изучении личности? В каком случае, для решения каких задач могут быть использованы данные подходы? (Для рассмотрения данных вопросов можно обратиться к книге Я. тер Лаака «Психодиагностика: проблема содержания методов», электронный вариант).

6 стр., 2724 слов

Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы социально-психологического воздействия

... аргументов, ориентированных на критически настроенную личность. Убеждения - активная жизненная позиция человека. Оно построено на том, ... Отсутствие одного из этих элементов делает такой подход неэффективным. Стиль сотрудничества является наиболее трудным, ... Психологическая совместимость. Психология конфликта и основные стилевые методы его разрешения При рассмотрении понятия психологической совместимости ...

Представьте ответы на эти вопросы в виде таблицы.

Подход

Описание

Для решения каких задач может быть применен

Преимущества

Недостатки, ограничения

Как, на Ваш взгляд, может быть изучена личность?

Задание 4.

Проблема индивидуальности, индивидуальных различий является одной из важных проблем в понимании человека. В истории психологии проблема индивидуальности человека решалась с различных позиций: первоначально в рамках дифференциальной психологии, потом в психологии индивидуальности как интегрированного показателя системы психологических черт, в гуманистическом подходе и акмеологии.

Выделите различия в понимании личности в данных подходах.

Каким образом можно описать индивидуальные особенности человека?

Возможно ли изучение индивидуальности человека либо ее невозможно описать?

Задание 5.

Одним из основных свойств личности является темперамент. При рассмотрении темперамента, в основном опираются на концепцию и типологию темпераментов И.П.Павлова, который рассматривал темперамент через свойства нервной системы. При таком понимании возникает вопрос о том, является ли темперамент физиологическим или психическим образованием. В конце 90-х гг. ХХ в. развернулась дискуссия о природе темперамента и рассмотрении его как психологического образования.

Как Вы считаете, темперамент — это физиологическое или психологическое образование, его должна изучать физиология или психология?

Рассмотрите современные концепции темперамента (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, Е.А.Климов, В.М.Русалов, С.Л.Рубинштейн, Я. Стреляу и др.).

На основе данных концепций дайте описание темперамента.

Какие функции темперамента можно выделить? Каким образом можно учитывать свойства темперамента при организации деятельности?

Меняется ли темперамент на протяжении жизни? Может ли личность изменить темперамент?

Задание 6.

При описании личности выделяет различные черты характера. Характер является также одним из основных свойств личности.

Как понимается характер? Каким образом различается характер и личность?

Какие механизмы формирования характера можно выделить?

Характер достаточно часто сопоставляют с темпераментом. Темперамент в некоторых концепциях рассматривается как биологическая основа характера. Как связаны эти образования? Определяют ли свойства темперамента черты характера? Почему черт характера больше, чем свойств темперамента?

Задание 7.

Еще одним свойством личности рассматриваются способности. Способности рассматриваются и как природные и как формируемые образования. На Ваш взгляд, способности являются врожденными или появляются в течение жизни человека? Что необходимо, чтобы способности были актуализированы?

В классификации способностей выделяют общие и специальные способности. Что понимается под общими способностями? Какие способности можно отнести к общим?

Ниже представлены способности. Обозначьте, в каких видах профессиональной деятельности они необходимы.

  1. Манипулирование зрительными образами.
  2. Прогнозирование вариантов поведения людей в различных ситуациях.
  3. Удерживание в оперативной памяти массивы чисел.
  4. Различение цветовых оттенков.
  5. Дифференцирование звуков и шумов.
  6. Быстрое и точное запоминание предметных ситуаций.
  7. Быстрое оценивание намерений людей.

Задание 8.

Описание личности возможно через описание тех ролей, которые она осуществляет во взаимодействии с другими людьми. Очень часто при обращении к этимологии слова «личность» связывают его со словом личина, маска, роль. В ХХ в. появилось много теорий личности, которые рассматривают ее через ролевой набор, через освоение ролей в течение жизни, так называемые ролевые теории личности (Дж.Мид, Т. Парсонс, И. Гоффман и др.).

Можно ли личность рассматривать как набор ролей, которые она осуществляет в обществе?

Как через роль можно понять личность?

Каким образом роль и личность связаны?

Какое значение имеет роль в развитии человека?

Задание 9.

Рассмотрение личности связано не только с выделением свойств, через которые она может быть описана, но также через выделение образований, которые определяют направленность личности, особенности личности. Обращение к мотивационно-смысловой сфере позволяет понять отношения, которые выстраивает личность с миром, другими людьми, собой.

Что понимается под смыслом? Какие смысловые образования могут быть выделены? Какое значение несут смысловые образования для понимания личности? Почему смыл, мотив, направленность личности были выделены отечественными психологами как единица анализа личности?

Рассмотрите структуру смысловой сферы Б.С.Братуся («Аномалии личности» Глава 2, § 1).

Выделите уровни смыслов и степень их принятия личностью. Приведите примеры из собственного жизненного опыта для каждого уровня смысловой сферы.

Рассмотрите работы Д.А.Леонтьева и В.А.Иванникова. Выделите основные механизмы смыслообразования. Приведите примеры «создания» новых смыслов в какой-то конкретной ситуаций (например, ребенок не хочет есть кашу, необходимо написать контрольную работу при отсутствии желания и т. п.).

А.Н.Леонтьев выделил стихийный механизм образования мотива, который назвал «сдвиг мотива на цель». В чем особенность данного механизма? Приведите примеры, когда данный механизм приводил к появлению новых мотивов.

Задание 10.

В рамках экзистенциальной и гуманистической психологии были подняты вопросы о духовности, свободе и ответственности личности.

Как Вы считаете, почему эти вопросы получили свое рассмотрение в психологии?

Что понимается под духовностью в психологии? Как она позволяет понять личность, личностный способ существования человека?

Задание 11.

Проблема свободы является одной из базовых при обсуждении личностной регуляции поведения.

Какие подходы к пониманию свободы можно выделить?

Э.Фромм предложил два вида свободы: негативная свобода и позитивная свобода. Приведите примеры для каждого из этих видов.

В отечественной психологии В.А.Петровским проводились исследования надситуативной активности, которые тесно связаны с проблемой свободы. Что называется надситуативной активностью? Чем она отличается от других видов активности? Приведите примеры из собственной жизни, когда Вы наблюдали или сами осуществляли надситаутивную активность.

Задание 12.

Рассмотрение свободы тесно связано с рассмотрением проблемы ответственности. Существует достаточно много исследований, посвященных проблеме ответственности (Ж.Пиаже, Л. Кольберг, Дж. Роттер, К. Муздыбаев, С.Л.Рубинштейн, Л.И.Дементий, К.А.Абульханова и др.).

Как Вы понимаете, что такое ответственность? Ответственность перед чем или кем, за что должна нести личность?

Чем отличается ответственность от исполнительности?

Ж.Пиаже выделил объективную и субъективную ответственность. В чем разница этих видов ответственности. Приведите примеры, когда наблюдали объективную и субъективную ответственность.

Задание 13.

Рассмотрение личности невозможно без обращения к образованиям, через которые личность переживает и познает себя, открывает себя для самой себя. Существует несколько понятий, в которых данная форма переживания личности себя определяется: самосознание, образ Я, Я-концепция.

Рассмотрите данные понятия, выделите общие характеристики, которые входят в структуру данных образований. Можно ли данные понятия рассматривать как равнозначные? Чем они отличаются?

Задание 14.

Рассмотрение личности необходимо в контексте ее жизни. Понимание личности как субъекта собственного жизненного пути позволит раскрыть особенности ее отношения с миром, собой.

С.Л.Рубинштейном было выделено два способа существования личности. Опишите эти способы существования, дайте им характеристику. При каком способе личность выступает как субъект собственного жизненного пути?

Ф.Е.Василюк выделил жизненные миры. Дайте характеристику этих жизненных миров. Опишите способы поведения, особенности мотивационной сферы личности, которые свойственны каждому из жизненных миров.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector