МОДУЛЬ 3. Темперамент и характер

МОДУЛЬ 3. Темперамент и характер

1. К понятию «темперамент» НЕ относится определение

a) Динамическая характеристика психической деятельности индивида

b) Совокупность формальных и относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций

c) Совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение

D) Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения

2. Обладатель меланхолического темперамента в течение дня попадает во множество разнообразных ситуаций. Как он может себя в них вести?

a) В одних как сангвиник, в других как флегматик.

b) В одних как холерик, в других как меланхолик.

C) Во всех как меланхолик.

d) В одних как флегматик, в других как меланхолик.

3. Пассажиры прогулочного катера неожиданно услышали крики о помощи и увидели тонущую молодую женщину. Через секунду по направлению к ней уже плыл кто-то из пассажиров. Какое суждение о данной ситуации наиболее адекватно?

a) Продемонстрированная быстрота реакции указывает на то, что это либо холерик, либо сангвиник.

b) Этот человек не может быть флегматиком или меланхоликом.

C) Определяющим является характер человека, а не его темперамент.

d) В данном случае определяющим является умение хорошо плавать, а не темперамент.

Конституциональные особенности как основание классификации темперамента рассматривал

a) Павлов И.П.

b) Айзенк Г.

C) Кречмер Э.

d) Стреляу Я.

Если человека оставить в качестве наказания одного в комнате, то для кого это наказание окажется наименее слабым

a) Меланхолика

B) Флегматика

c) Холерика

d) Сангвиника

6. Пассажир обнаружил под сиденьем рядом с собой оставленный кем-то бумажник и, совершенно не интересуясь его содержимым, тотчас передал его водителю. С какой долей уверенности можно утверждать, что честность является чертой его характера?

a) 50 %

b) 25 %

c) 100 %

d) 0 %

e) 75 %

Выберите истинное суждение о смелости как качестве личности человека

a) Смелость в большей степени присуща холерику или сангвинику.

b) Смелость в большой степени присуща флегматику.

12 стр., 5813 слов

Человек как единство биологического, психического и социального. ...

... подчеркивает ее связь с природным миром. Под психическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы, характер, темперамент, переживания, эмоции и т.д. Социальный фактор ... процессе социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом принятых в обществе образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, ...

C) Смелость не может быть непосредственно детерминирована темпераментом.

d) Смелость не свойственная холерику.

Наиболее подходящий тип темперамента для деятельности учителя

a) Сангвиник

b) Холерик

c) Все типы

d) Меланхолик

e) Флегматик

9. Какое из суждений НЕ может служить критерием для отнесения психического явления к категории «темперамент»

a) Универсально и проявляется во всех сферах жизнедеятельности.

b) Характеризует меру энергетического напряжения.

c) Отражает формальный аспект деятельности человека.

D) Формируется в процессе жизнедеятельности человека

Верным суждением о связи темперамента и качества выполняемой работы является

a) Темперамент никак не влияет на качество выполняемой работы.

b) Темперамент оказывает влияние на качество выполняемой работы, только если к ней относятся с должной ответственностью.

c) Темперамент всегда оказывает влияние на качество выполняемой работы.

D) Темперамент не влияет на качество выполняемой работы, если относиться к ней с должной ответственностью.

11. Шеф знает, что только работник Петров может успешно справиться с поручением. Но он также знает и то, что сообщение о предстоящей через день командировке непременно выбьет его из колеи и помещает плодотворно трудиться сегодня. Какое из свойств темперамента Петрова беспокоит шефа?

A) Ригидность.

b) Реактивность.

c) Меланхоличность.

d) Интроверсия.

В наименьшей степени тщеславному, высокомерному человеку, не любящему выслушивать других, присуща черта

a) Скромность.

b) Обязательность.

c) Предупредительность.

D) Недоброжелательность.

Формирование какой из черт потребует наименьшего усилия у типичного представителя меланхолического темперамента

A) Обязательность.

b) Решительность.

c) Принципиальность.

d) Доверчивость.

14. Что бы произошло с темпераментами Д,Артаньяна и Портоса, если бы поменялись телами?

a) Темпераменты героев существенно изменятся.

b) Внешний образ человека составляет важную часть его самосознания, а поэтому изменения темперамента в этом случае неизбежны.

C) Поскольку темперамент детерминируется наследственностью, рано появляется в онтогенезе, то ожиданий изменений темперамента не следует.

Соотнесите между собой понятия и определения.

Экстраверсия ––– Направленность личности на окружающих людей, явления и события
Интроверсия ––– Направленность личности на ее внутренний мир
Нейротизм ––– Результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения

О изменении темперамента верным является суждение

a) Только сильные личности могут изменить свой темперамент, слабые обречены жить с тем типом темперамента, который они имели в детстве.

b) Темперамент меняется с возрастом. Например, в детстве можно быть сангвиником, а в подростковом возрасте стать холериком или даже меланхоликом.

C) Темперамент — весьма устойчивое биопсихическое образование, которое невозможно изменить.

d) Еще древние философы утверждали, что «все течет, все меняется»: меняются способы деятельности, мотивы поведения, характер и, естественно, темперамент человека.

Соотнесите между собой тип темперамента и его характеристику

Сангвиник   ––– Повышенная активность, возбудимость. Живо и с большим энтузиазмом откликается на всё, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредоточивает внимание, при выполнении какого-либо дела работает быстро, энергично принимается за новое дело. Быстрота ума, находчивость. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Азартен, склонен к риску. Может быть лидером и вести за собой, умеет увлекать других своими идеями. Не всегда чувствителен к переживаниям и проблемам окружающих, хорошо справляется лишь с той работой, которая для него интересна и важна. Не всегда ответственно выполняет то, что ему не очень нужно или неинтересно
Холерик   ––– Бывает несдержан, нетерпелив, вспыльчив, но так же легко отходит и забывает об обидах. Устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, высокая ответственность, переживает за результаты и последствия своих действий, не любит расстраивать окружающих. Общителен, открыт, умеет сопереживать, сочувствовать, энергичный, работоспособный, быстро переключается с одного дела на другое, но не всегда внимателен и организован. Тревожен, беспокоен, не всегда чётко определяет приоритеты
Флегматик   ––– Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечатать. Когда все смеются по какому-либо поводу, остаётся невозмутимым. При больших неприятностях остаётся спокойным. Мимика и движения не выразительны. Энергичен, отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп движений и речи, ненаходчив. Медленно сосредоточивает внимание. С трудом переключает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. С трудом сходится с новыми людьми и откликается на внешние впечатления
Меланхолик   ––– Повышенная чувствительность, незначительный повод может вызвать слёзы на глазах. Чрезмерно обидчив, раним, мнителен. Мимика и движения не выразительны. Голос тихий. Пониженная активность. Нерешителен, не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп. Обиды носит в себе, фиксируется на ошибках и неудачах

18. Какое из приведенных суждений НЕ может служить критерием для отнесения психического явления к категории «черта характера»?

a) Явление должно иметь достаточную степень выраженности.

b) Явление детерминируется наследственностью.

c) Явление тесно связано с другими аналогичными явлениями.

d) Явление должно систематически проявляться в различных видах деятельности.

Соотнесите между собой исследователей и их основные идеи относительно темперамента

Роль темперамента в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности Стреляу Я.
Темперамент — психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека Русалов В.М.
Существует зависимость между строением тела и психическими качествами Кречмер Э.
Темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма является преобладающей Гиппократ П.
Темперамент — основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума Павлов И.П.  
Темперамент — особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности Мерлин В.С.

Характер — это …

a) инобытие в сознании других людей, идеальная представленность и продолженность в эффектах преобразования жизнедеятельности других индивидов (в субъектных «вкладах» в других).

b) индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики человека.

C) совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обусловливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми

d) интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.

Соотнесите между собой названия блоков структуры темперамента (по Русалову М.В.) и их содержание

Предметная эргичность Желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил
Социальная эргичность Открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей
Предметная пластичность Вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию
Социальная пластичность Сдержанность или расторможенность в общении
Предметный темп Скорость моторно-двигательных операций
Социальный темп Речедвигательная активность, способность вербализации
Предметная эмоциональность Мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого
Социальная эмоциональность Ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении

Личность, которая по П. Гиппократу характеризуется как флегматик, по Г. Айзенку определяется как

a) нормальный экстраверт.

b) интроверт-невротик.

c) экстраверт-невротик.

D) нормальный интроверт.

Соотнесите название типа телосложения с названием темперамента, согласно исследованию У. Шелдона

Эндоморфия — преобладание шарообразных форм, вялые руки и ноги, большое количество жира на плечах и бедрах, но тонкие запястья и лодыжки Висцеротония — преобладание дружелюбия, жажда похвалы, любовь к комфорту, приветливость со всеми, расслабленность в осанке и движениях, легкость в выражении чувств, тяга к людям в тяжелую минуту
Мезоморфия — хорошо развита мускульная система, широкие плечи и грудная клетка, кубическая массивная голова Соматотония — уверенность в осанке и движениях, любовь к приключениям, скрытность в чувствах и эмоциях, тяга к действиям в тяжелую минуту, агрессивность и настойчивость при опьянении
Эктоморфия — слабое развитие внутренних органов и телосложения, долговязый человек с худым вытянутым лицом, узкая грудная клетка, тонкие длинные руки и ноги Церебротония — скованность в осанке, необщительность, социальная заторможенность, скрытность, устойчивость к действию алкоголя, тяга к одиночеству в тяжелую минуту, ориентация к поздним периодам жизни

Фрейд полагай, что энергетическим источником характера являются

a) Динамические тенденции.

b) Чувства.

C) Сексуальные тенденции.

d) Осознаваемые побуждения.

Динамические характеристики поведения человека определяются

A) Темпераментом.

b) Способностями.

c) Направленностью.

d) Характером.

Соотнесите описание и тип характера (по А.Е. Личко).

Отличается почти всегда хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Стремится к лидерству, авантюрам. Необоснованно оптимистичен и переоценивает свои возможности. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм. Для окружающих людей в нем неприемлемо: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность в кругу близких людей. Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого человека возникает гнев. Хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Для него характерно часто менять интересы, профессии и место работы.

a) Астено-невротический

b) Истероидный.

c) Лабильный.

d) Циклоидный.

e) Эпилептоидный.

f) Сензитивный.

g) Шизоидный.

h) Конформный.

i) Неустойчивый.

J) Гипертимный.

k) Психастенический.

Соотнесите описание и тип характера (по А.Е. Личко).

Циклически меняющиеся периоды подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как гипертимы, в период спада — депрессивны. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые смены душевного состояния утомляют человека, делают его поведения непредсказуемым, противоречивым. Склонным к смене профессии, места работы, интересов.

a) Астено-невротический

b) Истероидный.

c) Лабильный.

D) Циклоидный

e) Эпилептоидный.

f) Сензитивный.

g) Шизоидный.

h) Конформный.

i) Неустойчивый.

j) Гипертимный.

k) Психастенический.

Соотнесите описание и тип характера (по А.Е. Личко).

Повышенная раздражительность, склонность к агрессии, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям.
Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки ярости и гнева с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. На этих людей хорошо воздействует физический труд, атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль.

a) Астено-невротический

b) Истероидный.

c) Лабильный.

d) Циклоидный.

E) Эпилептоидный.

f)Сензитивный.

g) Шизоидный.

h) Конформный.

i) Неустойчивый.

j) Гипертимный.

k) Психастенический.

Соотнесите описание и тип характера (по А.Е. Личко).

Стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям.
Этот человек привлекателен для окружающих обходительностью, упорством, целенаправленностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарностью. Он имеет также черты: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликт с таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у него истерические реакции.

a) Астено-невротический

B) Истероидный.

c) Лабильный.

d) Циклоидный.

e) Эпилептоидный.

f)Сензитивный.

g) Шизоидный.

h) Конформный.

i) Неустойчивый.

j) Гипертимный.

k) Психастенический.

Соотнесите описание и тип характера (по А.Е. Личко).

Характеризуется малой общительностью, замкнутостью. Он находится в стороне ото всех и вступает в общение с другими людьми только но необходимости, чаще всего погружен в себя и свои мысли. Свойственна повышенная ранимость, но он ничего не рассказывает про себя и не делится своими переживаниями. Даже к своим близким он относится холодно и сдержанно. Его поведение и логику часто не понимают окружающие. Он любит одиночество и предпочитает находиться в уединении, а не в шумной компании. В конфликты вступает редко, только при попытке вторгнуться в его внутренний мир. Он склонен к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, фантастике, музыке.

a) Астено-невротический

b) Истероидный.

c) Лабильный.

d) Циклоидный.

e) Эпилептоидный.

f) Сензитивный.

Соотнесите описание и тип характера (По А.Е. Личко)

С детства нередко обнаруживаются признаки невропатии – беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и т. п. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения оказываются невыносимыми. Раздражение, нередко по ничтожному поводу, легко изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются осмотрам.

A) Астено-невротический

b) Истероидный.

c) Лабильный.

d) Циклоидный.

e) Эпилептоидный.

f) Сензитивный.

g) Шизоидный.

h) Конформный.

i) Неустойчивый.

j) Гипертимный.

k) Психастенический.

52. Соотнесите описание и тип характера (по А.Е. Личко).

С детства проявляется пугливость и боязливость. Отличаются послушанием, часто слывут «домашним ребенком». Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают главные качества типа: впечатлительность и выраженное чувство собственной недостаточности. Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Сверстники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Чувство собственной неполноценности делает выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность. Самооценка отличается довольно высоким уровнем объективности. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям…

a) Астено-невротический

b) Истероидный.

c) Лабильный.

d) Циклоидный.

e) Эпилептоидный.

Соотнесите описание и тип характера (по А.Е. Личко)

Главной чертой является безволие в поведении. Их безволие отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. В детстве они отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части из них встречаются симптомы невропатии (заикание, ночной энурез и т. д.).

С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Все дурное словно липнет к ним. Склонность к имитации у неустойчивых подростков отличается избирательностью: образами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни проводить в уличных компаниях. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, их уже не удовлетворяют, и они дополняют их более сильными и острыми ощущениями – в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, наркотики…
Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять в них место лидера. Обычно они становятся орудиями таких групп. Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби, да азартными играми. К спорту они испытывают отвращение. Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только в силу крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий.

a) Астено-невротический

b) Истероидный.

c) Лабильный.

d) Циклоидный.

e) Эпилептоидный.

f) Сензитивный.

g) Шизоидный.

h) Конформный.

I) Неустойчивый

j) Гипертимный.

k) Психастенический.

Определите прилагательные, характеризующие двигательную сферу человека, и описывающие характер

A) Аккуратный.

b) Подвижный.

c) Резкий.

D) Расхлябанный.

e) Быстрый.

f)Вялый.

G) Организованный.

H) Собранный.

Определите, какие прилагательные, характеризующие эмоциональную сферу человека, описывают темперамент

a) Замкнутый.

B) Чувствительный.

c) Недоверчивый.

D) Импульсивный.

E) Вспыльчивый.

f) Добродушный.

Определите последовательность степени выраженности характера у человека

1) «Средний» характер.

2) Скрытая акцентуация.

3) Явная акцентуация.

4) Психопатия.

58. Крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида — избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям

a) Психопатия.

b) Характер.

C) Акцентуация.

d) Гиперкомпенсация.

Критерии психопатий Ганнушкина-Кербикова

A) Относительная стабильность.

b) Социальная адаптация.

C) Тотальность проявлений.

d) Изменчивость с течением времени.

E) Социальная дезадаптация.

f) Акцентуированность.

Возраст, в котором интенсивно проявляются акцентуированные черты характера

a) Молодость.

b) Младший школьный.

c) Зрелость.

d) Юношеский.

E) Подростковый.

f) Пожилой.

g) Дошкольный.

Структура и содержание характера человека определяются (по Н.Д. Левитову)

A) Волевыми особенностями.

b) Особенностями высшей нервной деятельности.

c) Наследственностью.

d) Внешностью человека.

E) Интеллектуальными особенностями.

F) Спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона.

Соотнесите типы характера по К. Леонгарду и по А.Е. Личко

Лабильный ––– Лабильный циклоид
Эмотивный ––– Лабильный
Демонстративный ––– Истеродный
Сверпунктуальный ––– Психастенический
Ригидно-аффективный ––– Эпилептоидный
Интровертный ––– Шизоидный
Боязливый ––– Сензитивный
Неврастенический ––– Астено-невротический
Экстравертный ––– Конформный
Слабовольный ––– Неустойчивый
Гипертимный ––– Циклоидный

Патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде

a) Акцентуация.

b) Дезадаптация.

C) Психопатия.

d) Социопатия.

Неадекватное развитие эмоционально-волевых черт характера человека, в большой степени детерминированное врожденной неполноценностью нервной системы (энцефалит, травма головы), отличающееся неадекватностью эмоциональных переживаний, склонностью к депрессивным и навязчивым состояниям

a) Акцентуация.

b) Безволие.

c) Невропатия.