Введение
театрализация артистизм педагог культура
В существующей системе профессиональной подготовки учителей недостаточно уделяется внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития. Но ведь роль педагога сегодня значительно возрастает. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Педагог должен уметь быть интересен ребенку, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание культуры, которое педагог передает ребенку, будет последнему неинтересно. Однако к этой новой роли он не готов и не будет готов, если не изменится система его профессиональной подготовки, поскольку одной теорией и декларированием идей гуманизации не обойтись.
Цель данного исследования — рассмотреть артистизм как компонент индивидуальности в педагогике.
Поставленная цель позволила сформулировать задачи исследования:
теоретически обосновать роль театральной педагогики в профессии учителя;
изучить педагогический артистизм как компонент профессиональной культуры педагога;
дать характеристику компонентам артистизма.
1. Теоретические основы театральной педагогики
1.1 Место театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя
Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке и процессе саморазвития учителя обусловлена тем, что: [4, c. 56]
в силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как с учениками, так и с коллегами. Кроме этого в основе содержания его учебного предмета практически всегда лежит исследование взаимодействия, будь то взаимодействие химических элементов, законы физики, музыкальная драматургия или отношения героев литературного произведения; вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира, а именно их в первую очередь посредством игры исследует театр
Профессиональное мышление педагога и пути его развития
... работы: проанализировать структуру профессионального мышления педагога; провести диагностику профессионального мышления педагога и предложить пути его развития. 1. Структура и формирование профессионального мышления .1 Структура профессионального мышления учителя Современного учителя должны отличать инициатива ...
профессия учителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера. Публичность — специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации. Как актер, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей — учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Как режиссер в процессе репетиций, так и учитель на уроке должны обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актеров или учеников. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Режиссер также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.
1.2 Проблема театрализации в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов
Проблема театрализации, на наш взгляд, тесно связана с теорией проблемного обучения, с его развивающим потенциалом (В. Оконь, А.В. Брушлинский, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин и др.).
Учение, значимое для учащихся, имеет обыкновенно место в ситуациях, воспринимаемых как проблемные (К. Роджерс), поэтому важно, чтобы учащиеся на любом уровне соприкасались с важными проблемами своей жизни, которые они хотят разрешить, ибо «…современный уровень развития естественных наук выдвигает перед каждым в отдельности и перед культурой в целом настоятельное требование творческой адаптации к новому миру». К. Роджерс разрабатывает теорию творчества (природа творческого акта, условия его осуществления, средства, способствующие его успешному развитию).
Творческий процесс, по Роджерсу, есть создание с помощью действия нового продукта. Главный побудительный мотив творчества — стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Такое стремление есть в каждом индивиде и оно лишь ожидает подходящих условий для освобождения и проявления. В теории творчества Роджерс раскрывает его внутренние условия: [9, c. 56]
открытость опыту (терпимость к неоднозначности, способность принимать массу противоречивой информации, не отвергая при этом всю ситуацию);
источник оценивания находится внутри индивида (ценность произведения не зависит от похвалы или критики других, а устанавливается самим творческим человеком);
способность к необычным сочетаниям элементов и понятий (спонтанная игра с идеями, оттенками, формами, отношениями — жонглирование элементами и составление из них невероятных сочетаний, выдвижение «безумных» гипотез, нахождение проблем в общеизвестном, выражение нелепого, «превращение» одной формы в другую и т.п.).
При этом Роджерс замечает, что созидательному творчеству может способствовать:
признание безусловной ценности индивида;
создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание;
понимание, сопереживание; психологическая свобода.
И.Д. Чечель пишет, что «театрализация образования непосредственно связана с театральной педагогикой, элементы которой постепенно входят в арсенал школьной и вузовской педагогики. Педагоги не могут пройти мимо проверенных способов развития памяти, внимания, эмоций, фантазии, воли, развития творческого мышления и др., разработанных К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко, В.Э. Мейерхольдом, Е.Б. Вахтанговым, М.О. Небель, Г.А. Товстоноговым и др.».
Педагогика А. Нейла
... гуманизации личности и актуализации ее творческого потенциала. В способности ребенка к художественному творчеству Нейл видел незаменимый, документально ... интересных пред-ставителей свободного воспитания - течения в педагогике, оформив-шегося на Западе и в России к ... на исключительно интеллектуальном поприще. Хотя посещение уроков было добровольным, сами уроки в школе велись довольно строго. Кроме ...
В.А. Ильев, опираясь на теорию и практику театральной педагогики, указывает на метод, способствующий раскрытию, раскрепощению творческих возможностей будущих учителей и творческих способностей детей (всех без исключения).
Но здесь невозможно механическое заимствование, «необходима психологическая сопричастность к опыту, если речь идет о внедрении метода театральной педагогики в школьный урок». В.А. Ильев призывает обратиться к игровой природе актерского искусства и к основам режиссуры для проявления закономерностей самостоятельного творческого мышления учеников в условиях школьного урока. Он разработал методику организации открытого режиссерского действия, суть которой в превращении школьного урока в своеобразный импровизированный спектакль со сквозным действием процесса коллективного творчества, и методику организации взаимодействия учителя с учащимися в опоре на основы театральной педагогики. [14, c. 56]
Изучению феномена импровизации учителя на уроке посвящены работы В.Н. Харькина. Определяя импровизацию (от лат. «неожиданное, непредвиденное») как «кроки», набросанные под первым впечатлением, как сценическую игру, не обусловленную твердым драматургическим текстом и не подготовленную на репетициях, В.Н. Харькин рассматривает ее как перспективное направление, как один из ключевых компонентов в любом творчестве. В.Н. Харькин выявляет условия возникновения импровизации: она всегда публична; как правило неожиданная; ее присутствие является показателем творчества в любой деятельности. К.С. Станиславский рассматривал в драматическом искусстве импровизацию как метод подготовки спектакля в ходе репетиции. В.Н. Харькин считает импровизацию важнейшим составляющим творческого процесса педагога и показывает особенности педагогической импровизации.
А.П. Ершова и В.М. Букатов опираются на «теорию действий», разработанную теоретиком театрального искусства П.М. Ершовым, и утверждают, что театральная технология действий является реальным средством развития самоконтроля и сознательного самосовершенствования, открывает новые пути для профессионального педагогического творчества. Авторы рассматривают и педагогику, и театр как коллективное действо, отмечая, что вся дидактика ориентирована на индивидуализм. Благодаря же использованию методов театральной педагогики и театрализации образования, появляется возможность групповой работы на уроке. Они акцентируют, что «разбор учебного материала на уроке в малой группе дает возможность проявиться детской дружественности и терпимости». Об использовании в системе совершенствования педагогического мастерства некоторых идей «техники действий» П.М. Ершова можно прочесть и в работах В.А. Кан-Калика.: [24, c. 56]
Еще одно из перспективных направлений работы в высшей школе — опыт активного обучения, «с помощью которого можно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении» (проблемные лекции, деловые игры и др.), разработан А.А. Вербицким. Его цель — учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, к социальным ценностям, учить овладению методикой моделирования. Проблемой использования ролевых игр, основанных на принципах театральной педагогики в процессе обучения иностранным языкам в высшей школе, занималась Н.Г. Ксенофонтова. Она опиралась на ситуационно-ролевые игры (так называемые этюды), разработанные основоположником театральной педагогики К.С. Станиславским. Константин Сергеевич неоднократно подчеркивал значение магического «если бы», которым он вводил своих студентов в игру, — эффективный возбудитель внутренней творческой активности.
Общение как средство взаимодействия с людьми
Только в процессе общения формируются: духовные потребности, морально-политические, эстетические чувства, складывается характер. Иногда человека трудно понять, но он не будет для вас загадкой, если будете разговаривать с ним и внимательно слушать то, что он говорит. Общаясь с вашими пациентами, их родственниками, коллегами вы можете многое узнать о них, и это поможет вам лучше понимать их, но для ...
Профессия учителя — одна из тех редких профессий, где личность педагога, его опыт, характер, мировоззрение являются инструментом профессиональной деятельности. «Я — инструмент свой», — говорил о сущности актерской профессии великий русский актер Михаил Чехов. Эти слова в полной мере можно отнести к профессии учителя.
1.3 Методы театральной педагогики
На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, педагог обретает знание механизмов восприятия, взаимодействия, природы творческого процесса.: [12, c. 51]
Применению игровых и театральных технологий в процессе образования посвящены несколько важных методологических работ. Более 10 лет назад сотрудниками научно-исследовательского института, тогда еще носившего название «НИИ художественного воспитания АПН СССР», А.П. Ершовой и В. Букатовым была разработана программа «Социоигровая педагогика». Авторами была предложена оригинальная методика организации познавательной деятельности детей на основе принципов коллективной игры, что способствовало стимулированию учебной мотивации. В центре внимания авторов также тема применения опыта театральной педагогики в деятельности учителя. Кроме этого, А.П. Ершова является автором многочисленных игровых развивающих упражнений для детей, разработанных ею на основе комплекса упражнений, лежащих в основе учебного актерского тренинга.
В рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» в 1993 г. вышло учебное пособие В.А. Ильева «Технология театральной педагогики в формировании реализации замысла школьного урока» для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. Эта работа, безусловно, является этапной в области осмысления и методологической разработки применения опыта театральной педагогики в процессе образования. Рассматривая некоторые аспекты игровой природы актерского искусства в связи с вопросами технологии режиссерского построения школьного урока, автор предлагает вниманию учителя методику организации открытого режиссерского действия и методику организации взаимодействия с учащимися с опорой на основы театральной педагогики.
Несмотря на богатый методический материал, разработанный в практике театральной педагогики, а также интересные и важные разработки в области использования опыта театральной педагогики в образовании, до настоящего времени практика подготовки и переподготовки учителей в этом направлении не получила системного характера.
Семинарское занятие № 2. Психология личности учителя физической ...
... сформировать умение учителя физической культуры успешно решать педагогические задачи и на уроке, рекомендуется использовать специально разработанную систему самостоятельного психологического анализа урока. Эта система соответствует общим для педагогики и психологии ...
Поэтому мы представляем один из аспектов новой образовательной парадигмы в виде идеала профессиональной культуры учителя, который осмыслен как единораздельная целостность, гармонично сочетающая четыре образа: культуры познания, культуры труда, культуры общения, культуры самосовершенствования. А профессиональное развитие учителя происходит в контексте актуализации использования театральных технологий в образовательном процессе, через развитие его творческого потенциала на основе овладения элементами творческого самочувствия и технологии эффективного взаимодействия и формирования навыков создания содержательной творческой образовательной среды урока на основе принципов театральной педагогики (режиссура урока, способы создания творческой атмосферы).: [16, c. 26]
Любому учителю необходимо уметь:
продуктивно строить взаимоотношения с партнером, чувствовать интерес партнера, входить в поле интереса партнера, уметь «встроить» свои идеи в диалоговое пространство;
ассоциативно мыслить для того, чтобы находить общие смысловые поля в интегративном пространстве различных предметных областей;
обладать внутренним видением и предвидением; уметь моделировать в воображение предполагаемый результат.
Следовательно возникает вопрос: «Должен ли учитель быть артистом?». Несомненно, ведь лучшие учителя всегда обладали артистическими способностями. «Он прекрасный учитель, настоящий артист!», — нередко можно услышать про талантливого учителя, да и саму педагогику нередко называют театром одного актера.
Каков же арсенал средств общения, которые может использовать с этой целью учитель?
. Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, паузация, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.
. Экстралингвистические средства: смех, вздохи, касания, имидж учителя, выразительность и обаяние его поведенческих проявлений.
. Кинетическое средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, физическая позиция, физические действия, визуальный контакт.
. Проксемические средства: пространственные передвижения и расположение в пространстве, расстояние между коммуникантами.
Все эти средства играют в общении очень существенную роль. Они могут:
выразить то же, что и речь;
предвосхитить то, что будет сказано;
выразить значение, противоположное тому, что содержится в высказывании;
акцентировать сказанное;
заполнить молчание и объяснить его, либо сделать его значимым;
заменить слово или фразу;
привлечь и удержать внимание аудитории.
Что дадут учителю эти средства? Во-первых, благодаря эмоциональной регуляции деятельности можно более экономно использовать время. Во-вторых, можно активизировать речемыслительную деятельность. В-третьих, можно стимулировать активность учащихся благодаря созданию доверительного климата общения. В-четвертых, можно способствовать активизации мнемических процессов. В-пятых, можно способствовать сохранению личностного контакта, если этими средствами овладеть!
Методика оценки работы учителя (МОРУ)
... сопоставляются и выводится «результирующая картина» уровня владения данным учителем педагогическими компетентностями. Данная методика позволяет не только фиксировать и ... МОРУ ФИО_________________________ дата____________ Предмет______________________ школа__________________ класс___________ Способности, необходимые учителю на уроке Педагогические компетентности Проявления в моем поведении на уроке ...
Общение не только природный дар, но и технология: приемы установления эмоционального контакта, умение видеть, чувствовать, воспринимать, понимать речевого партнера, знание законов социального и эмоционального взаимодействия людей, знание психологии и приемов установления личностного контакта, владение творческой органикой, определяющей успешность речевого и неречевого общения — все это требует серьезного системного обучения.: [11, c. 15]
К сожалению, почти все это остается за пределами официальной подготовки будущих учителей, однако А.Б. Вэскер был создан специальный курс актерско-педагогического мастерства учителя, носящий энциклопедический характер и выполняющий задачу теоретического осмысления психофизиологических механизмов воздействия всех компонентов артистического мастерства учителя и практического выполнения тренинговых упражнений, решающих две основные задачи: 1. Совершенствование пластичности нервной системы, позволяющее осознанно воспроизводить работу механизма восприятия и механизмов переключения; 2. Совершенствование, придание гибкости и яркости психофизическому аппарату учителя, раскрытие всех его природных возможностей, их планомерная обработка, расширение «коэффициента полезного действия» всех нужных из имеющихся возможностей, создание недостающих, заглушение и ликвидация ненужных.
2. Педагогический артистизм как одна из характеристик профессиональной культуры педагога
2.1 Сущность понятия педагогического артистизма
Перед отечественной педагогикой 21 века стоит задача развития творческого потенциала человека, способного реализовать себя в нестабильных условиях российской действительности. Обеспечить развитие продуктивных возможностей подрастающих поколений в образовательном процессе может учитель, чей потенциал определяется высоким уровнем развития профессиональной культуры педагога. Профессионально важным становится развитие ценностного сознания и самосознания, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культуры, способности к сотворчеству и диалогу, богатство личностных проявлений, образности постановки и решения проблем, одухотворенности, ощущения внутренней свободы, педагогического артистизма. Последнему уделяется пока незаслуженно мало внимания. [16, c. 61]
Артистизм это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация), хотя и они очень значимы для создания атмосферы, но и способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе. Применительно к педагогике артистизм рассматривается как [1, с. 44]:
черта личности учителя, некое ее своеобразие (способность перевоплощаться, живость, острота, дар рассказчика и др.);
совокупность учебных приемов, «техник». Искусство отбора наиболее яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в урок-игру и позволяющих уроку запомниться;
концепция педагогического творчества.
Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы педагога, синтезировать и делать целостной всю его деятельность.
Педагогическая терминология
... целью ее интенсификации и повышения эффективности. Осуществляется по трем направлениям: а) педагогическое - использование форм и методов обучения, стимулирующих познавательные интересы; б) социально- ... т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - это такая коллективная, ...
Рассмотрим педагогический артистизм как основу реализации педагогом себя в качестве субъекта творческой педагогической деятельности через анализ модели профессионально-педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий [14, с. 34].
Аксиологический компонент связан с мировоззренческой позицией человека, с его личностными приоритетами. Он отражает признание творчества как ценности, жизненной необходимости, как ориентира в профессии, творческого описания и осмысления мира. Что стимулирует процессы жизненного и профессионального самосовершенствования, самоактуализации, самореализации
Технологический компонент профессионально-педагогической культуры теснейшим образом связан с таким понятием, как педагогическая деятельность. Поэтому в некоторых источниках он рассматривается как деятельностный компонент профессионально-педагогической культуры. Педагогический артистизм проявляется в технологическом компоненте следующим образом: генерирование идей, создание нестандартных композиций из стандартных элементов, соединение традиционного и инновационного, аранжировка и детализация высказанных ранее идей и предшествующего опыта, способность находить позиции сближения в несхожих явлениях и позиции расхождения в явлениях близких по сути, свобода ассоциаций, быстрое реагирование на изменения, видение незнакомого в знакомом, выявление скрытого замысла, осмысление и учёт многомерности педагогических явлений, эмоциональная насыщенность, рефлексия, совершенная речь, творческое владение педагогическим инструментарием.
Личностно-творческий компонент педагогической культуры отражает творческое начало личности педагога. Педагогический артистизм педагога находит отражение в его профессиональной деятельности, требует проявления таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений. Педагог творит себя, творчески осмысливает события жизни и собственный опыт, творчески использует и преобразовывает известное, создает качественно новое.
2.2 Признаки педагогического артистизма
Представим признаки педагогического артистизма, проявляющиеся в основных системных компонентах профессиональной культуры педагога (табл. 1) [1].
Таблица 1
2.3 Уровни сформированности педагогического артистизма
Вслед за И.Ф. Исаевым [14, с. 77] выделим четыре уровня сформированности педагогического артистизма.
Адаптивный уровеньпедагогического артистизма характеризуется наличием физиологических и психологических задатков. Профессионально-педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме без использования творчества. Преподаватели, находящиеся на этом уровне, не проявляют активности в плане профессионально-педагогического творческого самобытного артистизма, фасцинация осуществляется по необходимости, либо вообще отвергается.
Педагогическая психология 10
... Для воспитателя цели и мотивы – это, прежде всего, цели и мотивы педагогической деятельности и педагогического общения. Для воспитанников - это цели тех конкретных видов деятельности, в ... с конкретными видами деятельности и ситуациями) свойственны и воспитателям, но имеют подчиненный педагогическим целям и потребностям характер, если воспитатель ведет себя профессионально. Успешность воспитания ...
Репродуктивный уровеньпредполагает склонность к устойчивому ценностному отношению к педагогической реальности: педагог более высоко оценивает роль педагогического артистизма, внутренняя «настройка» на творчество нестабильна, ограничивается воспроизводящей деятельностью. При данном уровне развития педагогического артистизма успешно решаются задачи педагогического общения. Педагог осознает необходимость повышения уровня педагогического артистизма.
Эвристический уровеньпроявления педагогического артистизма характеризуется хорошо развитыми наблюдательностью и воображением, творческой самобытностью, оригинальностью мысли, выразительностью и заразительностью, умением «собираться» в нужный момент, организовывать свою волю и психику, способностью к перевоплощению, обаянием и убедительностью. На данном уровне педагогический артистизм проявляется в способности воплощать мысль и переживание в образе, поведении, слове.
Креативный уровеньхарактеризуется высокой степенью результативности педагогического артистизма, мобильностью психолого-педагогических знаний, духовностью содержания профессионально-педагогической деятельности, уверенности в себе, дипломатии в отношениях с людьми, стремления к сотрудничеству, отзывчивости, эмпатии, эмоциональной реактивности, адаптивности, открытости (свободное выражение чувств, отсутствие «маски»), гибкости (легкое разрешение возникающих проблем).
Овладение профессией учителя предполагает формирование, воспитание и развитие эмоциональности, интуиции, эмпатии, воображения, наблюдательности, способности к импровизации и других свойств и качеств, лежащих в основе педагогического артистизма, как одной их характеристик профессиональной культуры педагога.
3. Артистизм и стильность учителя. Компоненты артистизма
3.1 Эрудиция, обаяние
А.П. Чехов говорил А.М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Нужно, чтобы все науки, — будь то математика или биология, история или география — преподавались как искусство.
Но что такое артистизм применительно к учителю, школе, обучению и воспитанию? Есть учителя, которые принципиально избегают артистизма, потому что считают, что школа не театр, урок не спектакль, учитель не артист. Но есть и другие наставники молодых педагогов, которые на вопрос: «Нужен ли учителю артистизм?», отвечают: «Артистизм не излишество, нет. Он жизненно необходим. Нужно лишь отличать артистизм от желания, во что бы то ни стало произвести на ребят впечатление, выделиться среди окружающих, поэффектнее смотреться». [15]
Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...
... часто возникает диссонанс между психологическим типом учащегося и психологическим типом учителя. Подавляющее большинство оригинальных педагогических систем несет на себе яркую печать ... преподавателя. Проблема исследованиязаключается в нахождении идеального баланса различных особенностей личности учителя, необходимого для грамотного и продуктивного преподавания музыки. Объект исследования: процесс ...
Артист в широком смысле слова — это виртуоз, мастер своего дела. Артистизм — это деятельность, поднятая до уровня искусства, это высший уровень совершенства в своей работе. Без него ребята на уроке не смогут подняться на желаемую духовную высоту.
У педагога нет никаких театральных аксессуаров, театральных средств воздействия: ни сцены, ни декораций, ни костюмов, ни симфонического оркестра. Школьно-классный реквизит прост: стол, стул, доска, наглядные пособия. С точки зрения театра это — реквизитная нищета. И, тем не менее, мы говорим об искусстве учителя, его артистизме.
Каковы же компоненты артистизма учителя? Что помогает ему повести детей за собой, вместе с ним искать научную истину, переживать радость открытия окружающего мира?
Учитель — открыватель мира для детей. Эту роль он может выполнить лишь в том случае, если является высокообразованным человеком, дающим себе труд постоянно черпать из науки, искусства и действительности. Учитель-артист живет любознательностью, познанием «тайн», удивлением, чувством нового, сомнением.
Эрудиция учителю нужна до чрезвычайности. Учитель артист умеет найти единственно верное, точное педагогическое решение. Иные люди располагают большими знаниями, впитывают в себя лавины информации. Много читая, воспринимая постоянно телепередачи, они осваивают монбланы фактов и мыслей. Но когда слушаешь их, наблюдаешь за ними, то впечатление такое, что внутри у них груды разбросанного материала. Вчера узнанное оказывается погребенным под нынче узнанным. Напротив, когда видишь человека, у которого любое знание идет к делу, испытываешь к нему чувство восхищения.
Учителю необходимо быть эрудированным. Каждое слово должно произноситься к месту в цепочке событий, каждая цифра сообщаться тогда, когда она уместна. Необходимо уметь быстро извлекать из памяти нужные сведения, все время думать, творить, чтобы сообщать факты, произносить слова, делать выводы.
Есть такие учителя, которые умны, образованны, порядочны, но не вызывают чувства человеческого братства, духовного единения. Они больше любят свой предмет, чем учеников, чем людей вообще. Как бы отъединенность от учеников, обходительная недоступность, держание учеников на далеком расстоянии от себя при обширных знаниях, уме, личной нравственности. Такому учителю не хватает обаяния. [18]
В чем же великая тайна обаяния?
Древнегреческий философ Сократ оказывал чарующее воздействие на своих учеников. Он держал в плену своих собеседников, обладал какой-то магической силой. Имя этой силы — обаяние, то есть способность овладевать вниманием, чувствами, умом, воображением, волей другого. Обаятельный — это значит очаровательный, умеющий вести за собой, побуждающий окружающих к преображению. Необходим синтез обаяния и духовности.
В обаянии проявляется внутренняя красота человека, его самобытность, соучастие в жизни окружающих, мудрость реакции на действительность. Именно внутренние достоинства способны облагородить внешние качества человека, придать притягательность даже некрасивой внешности.
Основа значительного обаяния — искренность. Отсюда — доверие ученика. В речи не должно быть ни лжи, ни фальши. Учителю необходимо развивать в себе способность управлять своими чувствами, оставаясь искренним. Жить на уроке мужественно и честно. К примеру, входить в класс нужно так, как идет данному учителю. Искусственная наигранность смешит учеников. Нужна не игра страсти, а сдержанное внутреннее сопереживание сути события. Обаятельный учитель — это человек духа, он весь живет учениками.
Но педагогическое обаяние невозможно без идейной зрелости: учитель знает, чего он хочет от учеников сегодня, завтра и в будущем. Ученик попадает к учителю под хорошую власть: он не подчиняется учителю, а становится самим собой под его влиянием, то есть личностью. [13]
Самобытность
Учитель — артист самобытен. У него яркая определенность в своем «я». У такого учителя всегда есть находки — психологические, педагогические, методические и другие. Он включает их в содержание урока, дает личностную оценку излагаемым событиям.
3.2 Импровизация, образность речи
Общение с учениками — творчество. Учитель заранее определяет замысел урока и программирует его, но реальная встреча с учениками опрокидывает прогнозы учителя, вносит коррективы в план. Учитель-артист всегда импровизатор, всегда раскован. Школьников всегда влечет к себе чувство творческого поиска и решения, совершаемого учителем на глазах класса и при участии класса. Импровизация требует от учителя предельного контакта и отклика аудитории. Такая свобода возможна только на уровне свободного владения предметом, а свободу владения дает знание предмета. Импровизация есть мастерство. За уровнем профессиональной подготовки стоят годы внутренней душевной подготовки. В занятия с учениками вкладывается все содержание прожитой жизни.
Современный школьник более чуток к эстетике слов. Слушая радио, читая газеты, журналы, книги, следя за телепередачами, ребята многосторонне знакомятся с красотой слова. У них есть уверенность в том, или надежда на то, что каждый учитель — преподает ли он математику, литературу, физику или историю — должен уметь «глаголом жечь сердца людей», чтобы его слово несло оттенок художественности, было выразительным и неистертым.
Школьники переживают и понимают эстетику науки, предмета, урока, выступления, когда учитель, пренебрегая серым, тяжеловесным, бесстрастным языком учебников и учебных пособий, совмещая в своих рассказах обязательную точность и обстоятельность доказательств, выражает мысли профессионально и вместе с тем образно. [1, с. 34]
Образная речь строга, научна, но наука в ней выступает в увлекательной форме, свободной от учебно-канцелярских оборотов, искажений литературного языка. Эта речь эмоциональна, индивидуальна.
На образность речи огромное влияние оказывает способность учителя к ясному произношению. Речь учителя не должна быть торопливой. Школьники всегда обращают внимание на дикцию учителя, ее четкость, ясность, благозвучие, мелодичность.
Главная выразительная сторона голоса — интонация. Она выражает состояние говорящего: удивление, огорчение, торжество и т.п.
Итак, на образность речи учителя особенно влияет приятно звучащий голос, его мелодичность, многообразие в нем характерных красок и богатых оттенков, богатство интонаций.
Во всем этом проявляется и выражается весь духовный мир педагога, его душевность, самобытность, артистизм.
3.3 Пластика
Учитель — артист умеет и «ступить», и «молвить». Он надежен личностной, персональной запоминаемостью, пластикой поведения. Пластика — это язык телодвижений, выразительность тела, владения им.
А.С. Макаренко отмечал пластическую культуру как органический элемент педагогических способностей. По его убеждению учитель должен владеть мимикой, сдерживать свое настроение, контролировать жесты. Это достигается самовоспитанием. Но хорошо бы в будущем преподавать пластическую культуру в вузах, об этом мечтал А.С. Макаренко. [1] Учителю необходимо учиться и не стесняться выражать свое отношение, переживание, настроение к излагаемому событию через жесты, мимику, голос. «Внутренний аппарат чувств» равен «телесному аппарату». Это необходимое условие творческой работы. Составными компонентами артистизма учителя являются его эрудиция, обаяние, самобытность, импровизация, образность речи, пластика. Все эти качества оказывают огромное влияние на формирование личности учителя, а личность учителя определяет его индивидуальный стиль. Индивидуальный стиль представляет собой совокупность своеобразных проявлений учителя как личности, человека и профессионала. Стильный учитель индивидуален, оригинален, неповторим, самобытен. Он — личность с ярко выраженным артистизмом. Индивидуальный стиль учителя, его личностное «я» можно определить несколькими штрихами:
) ясность поведения
Учитель не может быть загадочным сфинксом. Прямодушие, бесхитростность, искренность, четкость поступков и побуждений — вот критерии ясности поведения. Обе реальности жизни учителя — повседневная (за пределами школы) и образцовая (на глазах учеников) — должны составлять неразделимое целое.
) благородная простота
Одинаково проникновенное внимание ко всем людям, независимо от возраста, общественного положения, интеллектуальных и нравственных качеств, исключающие обытовление слов и поступков. Ни тени фальши, лицемерия, жеманства, манерничанья. Во всем естественность и скромность. Это — умная простота.
) мужественная сдержанность
Это — неспособность нагнетать конфликтные ситуации, бить тревогу по пустякам… Это — выдержка, терпение, самообладание, душевная собранность, умение сначала разобраться во всем, а потом принимать решения. Хотя вспышки горячности возможны в процессе творческой работы.
) лаконизм
Пренебрежение учителя к пустословию, нравоучительной риторике. Речь учителя должна быть четкой, ясной, понятной, уверенной. «Задать умный вопрос — великое дело», «история — учительница жизни», такие высказывания запоминаются быстро и надолго. У учителя на уроке или хотя бы в процессе обучения должна присутствовать мысль (фраза), которую ученики схватывают сразу и надолго. Это все можно отнести и к похвале. Похвала должна запоминаться.
Итак, артистизм, эстетические черты стиля жизни и деятельности, присущие учителю — это черты подлинных людей, независимо от их профессии. Но в учителе они сфокусированы, напряжены, интенсивны. Раскрытые выше типологические качества, определяющие артистизм и стильность учителя, просто необходимы. В идеале каждый учитель должен быть таким. Нужно развивать данные качества, так как учитель формирует способность мироощущения, мировосприятия, мироосмысления. От учителя ребята получают тот заряд идей, взглядов, понятий, решения проблем, который закладывается в отношении личность человек, в формировании мировоззрения.
Заключение
Вопросы «как», «какими путями», «с помощью каких приемов и способов» строить по-новому учебный процесс и характер взаимодействия с ребенком до сих пор остаются для педагога актуальными:
Как строить отношения с детьми: я — один, их — тридцать?
Как держать внимание тридцати?
Как построить процесс урока с учетом психологического восприятия каждого ребенка?
Как сделать, чтобы конкретный учебный предмет был им интересен?
Как найти баланс между «хочу» и «надо»?
Как управлять собой?
Как мобилизовать и развить свой творческий потенциал?
Здесь особое место занимает театральная педагогика.Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности.
Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры.
Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм, так как сила действия урока целиком зависит именно от личности самого учителя, от его персонального обаяния, от оригинальности его характера, от выразительности и интересности его поведения в классе.
Список литературы
1.Бафайл К. Веселое обучение самое запоминающееся // Управление шк. 2002 8
2.Булатова О.С. Педагогический артистизм Москва 2001 г.
.Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.
.Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. — 240 с.
.Ваганова Ж. Пед. артистизм. Можно ли им овладеть? // Народное образование 1999, 1-2,
.Воробьев Г.Г. Школа и театр родственники. // Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня Москва, 1991
.Гайнутдинова Л. Режиссер пришел в школу // Искусство в шк. 1993 4
.Гончарова Т.И., Гончарова И.Ф. Когда учитель властитель дум. М., Просвещение, 1991 г.
.Григорь И. Станиславский нам поможет. // Уч. Газета. 2000 11
.Демакова И.Д. Должность или призвание. М., Просвещение, 1991
.Зязюн И.А. Если хочешь научись! // Народное образование 1990 3
.Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., Просвещение, 1988
.Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. — М.: Академия, 2004. — 208 с.
.Каменский С.Е. актер или педагог? // наука и школа 2000 5
.Колчеев Ю. Игровая театральная педагогика. // Воспит. Школьников 2008 4
.Макарова Н.Я. Театрализация как система личного развития студ. педагог. Школьн. Технологии 2001 — 3
.Наталья Басина, Продолжение урока следует! 2000 г. // Учит. Газета 2000 г. 11
.Никитина А. Станиславский нам поможет // Учительская газета 2000 11
.Прокопенко В. Возможности юмора // народное образование 2000 8
.Репьева И. Умейте властвовать собой! // Учительская газета. 2002. 32-33.
.Розниченко Ю. Секреты режиссуры учителю. // Народное образование 2002 2
.Самойлова Е. Учитель это стильно // Управление школой. 2004, 4.
.Степанов С. Шутки уместны // управление шк. 2004 4
.Шиян Л.К. Режиссура урока // Веч. сред. Шк. 1994 — 4.