Анализ единичного случая. Индивидуальный психологический портрет сотрудника фирмы Михаила Л

Анализ единичного случая.

Индивидуальный психологический портрет сотрудника фирмы

 Михаила Л.

Цель:  создание индивидуального психологического портрета испытуемого (Михаила Л.) посредством анализа и интерпретации данных, полученных в ходе его психодиагностического исследования, и разработка рекомендаций по коррекции качеств личности, затрудняющих адаптивное поведение.

Процедура проведения психодиагностического исследования:

  1. место проведения исследования: Компания Абеон-Медиа, офис 202;
  2. дата проведения исследования: 30.10.2008 год;
  3. время проведения исследования: 16:30 – 17:45;
  4. способ проведения исследования: индивидуальный способ тестирования с использованием стандартной индивидуальной тестовой тетради;
  5. физические условия проведения исследования: в светлом, довольно прохладном помещении со средней степенью зашумленности;
  6. мотивационные условия: исследование воспринималось испытуемым как должное, проявилось сознательное отношение.

Психодиагностическое исследование включало в себя тестирование испытуемого Михаила Л. по пяти методикам, направленным на изучение его интеллектуальных (методика КОТ), личностных (тест личностной тревожности Ч. Спилбергера, Холланд-тест, методика УСК) и мотивационных (опросник Ю. М. Орлова «Мотивация достижения») качеств.

  1. Тест личностной тревожности Спилбергера.

Тест личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера позволяет измерять тревожность как личностное свойство. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность.

2 стр., 701 слов

Личностный тест функциональной асимметрии больших полушарий

... /правильное/ поведение. ПППЛ – Неуверенный, консервативный, слабый темперамент. При наличии одного теста на фоне противоположенных остальных, соответствующая черта характера проявляется наиболее ярко: в данном ... ними важны дополнительные "тормозные механизмы". ЛЛЛЛ – Обладатели полного набора " левых " тестов – это люди, для которых характерны способность по-новому взглянуть на вещи / ...

  1. Процедура проведения:

  1. место проведения исследования: Компания Абеон-Медиа, офис 202;
  2. дата проведения исследования: 30.10.2008 год;
  3. время проведения исследования: 16:51 – 17:00;
  4. способ проведения исследования: индивидуальный способ тестирования с использованием стандартного бланка.

  1. Обработка  и анализ результатов:

Обработка  данных происходила полуавтоматизированно, с использованием ПК. Полученные  «сырые баллы» переводились в стандартные баллы.

По результатам тестирования испытуемый Михаил Л. набрал 51 балл, что соответствует 9 стену.

3. Интерпретация полученных данных:

Личностная тревожность Михаила Л., диагностированный с помощью опросника Спилбергера, соответствует 9 стену, что свидетельствует о завышенном уровне личностной тревожности испытуемого.

Вероятно, высокая выраженность личностной тревожности Михаила Л. связана с заниженной самооценкой испытуемого, неуверенностью в себе, недостаточным уровнем самосознания, самоопределения, самопринятия, что, скорее всего, такой результат обусловлен влиянием опыта прошлых неудач в различных жизненных ситуациях.

17 стр., 8339 слов

Особенности структуры темпрамента, ситуативной и личностной тревожности ...

... зависимость между свойствами темперамента и уровнем тревожности: с уменьшением уровня психомоторной и коммуникативной эргичности и пластичности уровень тревожности увеличивается. Задачи исследования: 1. Определить уровень ситуативной и личностной тревожности. 2. Выявить формально-психологические (психодинамические) ...

Завышенный уровень личностной тревожности предполагает наличие у испытуемого сниженного уровня адаптивности в результате гипертрофированного самоконтроля (мнительность, «самоедство»), сверхвысокой внешней требовательности, сверхвысокой значимости поставленных перед собой задач. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций, особенно когда они касаются оценки их компетенции и престижа, реагируя при этом весьма выраженным состоянием тревожности. Высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

 

4. Выводы.  

  Результаты диагностики уровня личностной тревожности с помощью опросника Спилбергера, у испытуемого Михаила Л. показывают, что для него характерна высокая степень личностной тревожности.

Высокий уровень выраженности личностной тревожности предполагает наличие у испытуемого следующих характеристик: сниженный уровень адаптивности, гипертрофированный самоконтроль, мнительность, «самоедство», сверхвысокая внешняя требовательность и значимость поставленных перед собой задач, заниженная самооценка, недостаточная уверенность в себе, неадекватная реакция на социальные изменения. Результатом могут стать невротические расстройства. Такие качества личности препятствуют успешному  карьерному росту, поэтому для коррекции уровня тревожности ему следует овладеть методами саморегуляции.

    Для коррекции уровня личностной тревожности испытуемому рекомендуется формировать чувство уверенности и успеха, повышать самооценку. Ему следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Цель психокоррекции – нормализация уровня личностной тревожности, это позволит испытуемому адекватно оценивать свое состояние, обеспечит хорошую адаптацию, активную деятельность испытуемого.

  1. Краткий отборочный тест (КОТ).

КОТ относится к категории тестов умственных способностей (IQ).

Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида.

Интегральный показатель теста связан с обучаемостью. Обучаемость отражает общие способности человека, которые «выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности». Обучаемость — это важная черта, необходимая для овладения любой специальностью. У лиц с высокой обучаемостью быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.

5 стр., 2306 слов

Понятие об интеллекте. Уровни его развития. Взаимосвязь интеллекта и творчества

... слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); * практический интеллект (умение добиваться поставленных целей). * способность решать проблемы. 2. Уровни развития интеллекта. Для измерения уровня интеллекта надо рассмотреть, как происходит его развитие. Индивидуальность человека ...

Таким образом, КОТ предназначен для определения интегрального показателя «общие способности».

  1. Процедура проведения:

  1. место проведения исследования: Компания Абеон-Медиа, офис 202;
  2. дата проведения исследования: 30.10.2008 год;
  3. время проведения исследования: 16:30 – 16:45;
  4. способ проведения исследования: индивидуальный способ тестирования с использованием стандартного бланка.

  1. Обработка  и анализ результатов:

Обработка  данных происходила полуавтоматизированно, с использованием ПК. Полученные  «сырые баллы» переводились в стандартные баллы.

Перевод баллов в стены по интегральному показателю:

Общие способности (ПТ) – 28 баллов, 56%, ПТ – 10 стен.

Таким образом, результат испытуемого попадает в 10-ый стен.

Перевод баллов в проценты по «критическим точкам» интеллекта:

  1. Способность обобщения и анализа материала – 3 баллов, 33%;
  2. Гибкость мышления – 6 баллов, 67%;
  3. Употребление языка, грамотность – 7 баллов, 78%;
  4. Пространственное воображение – 1 балл, 25%;

     5)  Математические способности – 10 баллов, 56%.

Рис.1 

Гистограмма выраженности «критических точек» интеллекта у испытуемого Михаила Л.

3. Интерпретация полученных данных.

Обрабатывая данные тестирования испытуемого Михаила Л. по КОТ, исследующего общие умственные способности, были получены следующие результаты:

Во-первых, интегральный показатель теста соответствует 10 стену, что характеризует интеллектуальное развитие испытуемого как сверх высокое.

Во-вторых, интерпретируя данные по «критическим точкам» интеллекта по приведенной шкале:

  1. 0-25% — сниженный уровень выраженности признака;
  2. 26-75% — нормальный уровень выраженности;
  3. 76-100% — завышенный уровень.

     Можно отметить, что «критические точки» 1 (33%), 2 (67%), 5 (56%) соответствуют нормальному уровню развития; хотя такой параметр интеллекта, как способность обобщения и анализа материала (1), у испытуемого имеет тенденцию к занижению выраженности признака. Параметр «Пространственное воображение» (25%) обладает сниженным уровнем сформированности признака. А вот «употребление языка, грамотность» (78%) Михаила Л. характеризуется высокой степенью развития.

 

4. Вывод.  

При анализе и обработке данных тестирования Михаила Л. можно сделать вывод о том, что уровень общих умственных способностей испытуемого выше нормы. Рассмотренные «критические точки» интеллекта обладают различным уровнем развития; так, среди них три параметра интеллекта соответствуют средней степени выраженности (способность обобщения и анализа материала; гибкость мышления; математические способности), один показатель (употребление языка, грамотность) – высокой степени выраженности и один показатель (пространственное воображение) – низкой степени.

  Средний уровень развития общих умственных способностей испытуемого Михаила Л. подразумевает, что у него не возникает трудностей в сравнение и синтезе,  в решение математических  задач и хорошо развито логическое мышление. Слабой стороной интеллекта испытуемого является слаборазвитое пространственное воображение; способность обобщения и анализа материала также можно считать неудовлетворительными. К сильным сторонам интеллекта можно отнести гибкость мышления, математические способности; владение языком, грамотность.

 Для развития способности обобщения и анализа материала, а также воображения испытуемого можно рекомендовать создавать образы и ассоциации, а читая книгу или газету мысленно представить происходящее.

  1. Холланд-тест.

Тест направлен на самопознание и самораскрытие человека. Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Главная идея теста основывается на соотнесении типов профессий с индивидуальными особенностями человека, методика призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь, личностных особенностей.

  1. Процедура проведения:

  1. место проведения исследования: Компания Абеон-Медиа, офис 202;
  2. дата проведения исследования: 30.10.2008 год;
  3. время проведения исследования: 17:04– 17:17;
  4. способ проведения исследования: индивидуальный способ тестирования с использованием стандартного бланка.

  1. Обработка  и анализ результатов:

Количество обведенных испытуемым Михаилом Л. кружком цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 заносится в бланк суммарных результатов. По количеству баллов определяется ведущий и наименее приемлемый типы личности.

Таким образом, для Михаила Л. характерно следующее сочетание выраженности типов личности:

1) реалистический тип (РТ) – 5 балла;

2) исследовательский тип (ИТ) – 5 баллов;

3) социальный тип (СТ) – 6 баллов;

4) конвенциональный тип (КТ) – 5 баллов;

5) предпринимательский тип (ПТ) – 13 баллов;

6) артистический тип (АТ) – 7 баллов.

Рис.2 

Гистограмма выраженности типов личности у испытуемого Михаила Л.

3. Интерпретация полученных данных.

Как видно из представленных данных, для испытуемого ведущим типом личности является предпринимательский тип (13 баллов), а наименее приемлемыми – реалистический, исследовательский и конвенциональный типы (по 5 баллов).

Люди предпринимательского типа  находчивы, подвижны, практичны, энергичны, инициативны, азартны. Любят риск. Стремятся к лидерству, любят быть на виду. Не любят занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми — многочисленны. Выбирают профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера.

При этом наименее характерными типами для испытуемого Михаила Л.  являются реалистический исследовательский и конвенциональный типы, что указывает на то, что испытуемый, с большей вероятностью, не склонен к управлению механизмами и использованию инструментов, не отдает предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости; не ориентирован на практический труд; ему, скорее всего, не свойственно  независимость; выполнение сложных или абстрактных заданий; научной или лабораторной работы; а так же работы, требующей внимания к деталям и аккуратности.  

 

  1. Выводы.  

     Результаты проведенного исследования на выявление профессиональных предпочтений (Холланд-тест) у  испытуемого Михаила Л. позволяют сделать вывод о том, что ему присущ предпринимательский тип личности, обладает хорошими вербальными способностями.  Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания.

Наименее приемлемыми для испытуемой оказались ориентация на манипулирование инструментами и механизмами, независимость и  самоконтроль, то есть реалистический, исследовательский и конвенциональный типы личности.

 

  1. Уровень субъективного контроля.

УСК является характеристикой, которая определяет степень независимости человека, его самостоятельности, ответственности и активности в достижении целей.

Локус контроля является двухполюсной характеристикой: на одном полюсе находятся интерналы, на другом – экстерналы. У каждого человека есть свое место на шкале интернальности – экстернальности. Интернальная личность оценивает все происходящие с нею значимые события как результат ее собственной деятельности. Экстернальная личность, наоборот, интерпретирует все происходящие в ее жизни события как зависящие не от нее, а от каких-то других сил (Бога, других людей, судьбы и т.д.).

Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуациям, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.

  1. Процедура проведения:

  1. место проведения исследования: Компания Абеон-Медиа, офис 202;
  2. дата проведения исследования: 30.10.2008 год;
  3. время проведения исследования: 17:20– 17:33;
  4. способ проведения исследования: индивидуальный способ тестирования с использованием стандартного бланка.

  1. Обработка  и анализ результатов:

Обработка  данных происходила полуавтоматизированно, с использованием ПК. Полученные  «сырые баллы» переводились в стандартные баллы, в результате были получены следующие показатели по семи шкалам интернальности:

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

«сырые баллы»

1

2

1

2

-1

1

0

стены

3

5

4

5

2

5

4

Рис.3

 Гистограмма выраженности шкал УСК у испытуемого Михаила Л.

  1. Интерпретация полученных данных.

     Приведенные данные позволяют заключить, что в области интернальности – экстернальности у испытуемого Михаила Л. по ряду шкал УСК (Ид, Ис, Им) уровень субъективного контроля соответствует норме, то есть в области достижений, семейных и межличностных отношений  испытуемый может демонстрировать как интернальный, так и экстернальный тип реакции. В области неудач (Ин=4 стена)  и в отношении здоровья и болезни (Из=4 стена) отмечается тенденция к преобладанию экстернального реагирования, а значит Михаил склонен чаще всего приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения, и считает болезнь, здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

 В области производственных отношений (Ип=2 стена) испытуемый характеризуется выраженной экстернальностью: ему характерна предрасположенность снимать с себя всякую ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи, считает, что не он сам, а кто-то другой – начальство, коллеги, везение и др. – определяют все, что с ним происходит в этой области. По показателю общей интернальности (Ио=3 стена) Михаил Л. относится к экстернальным личностям.

Обращаясь к данным гистограммы, можно отметить, что для испытуемого в целом присущ интернально-экстернальный тип реагирования. По показателю общей интернальности (Ио=3 стена) испытуемый относится к экстернальному типу личности. Экстерналы не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. С большей вероятностью можно сказать, что для испытуемого свойственно повышенная тревожность, обеспокоенность, конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность.

  Михаил Л. совершенно не чувствует себя способным как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий; ему привычнее снимать с себя всякую ответственность за все происходящее с ним. Возможно, это связано с заниженной самооценкой испытуемого – с его неуверенностью в себе, осознанием собственной нерешительности, несамостоятельности, — а также с повышенной личностной тревожностью, с меньшей согласованностью образов реального и идеального «Я». Низкий показатель в области производственных отношений (Ип=2), возможно, обусловлен недостаточностью или отсутствием опыта работы вообще.

Для профессиональной идентификации экстернальный тип локус контроля испытуемого не принесет существенных затруднений.

  1. Выводы.

   Результаты проведенного исследования на выявление уровня субъективного контроля испытуемой позволяют сделать вывод о том, что в целом для Михаила Л.. характерны реакции экстернального типа, то есть в случае неопределенной ситуации, предполагающей проявление как интернальной, так и экстернальной реакции, испытуемая с большей степенью вероятности предпочтет экстернальный тип реагирования.  

 Испытуемому необходимо научиться оценивать сложившиеся ситуации и происходящие события более объективно; нормализовать уровень личностной тревожности; повышать самооценку, уверенность в себе. Возможно, некоторый полезный эффект принесет чтение приключенческой литературы.

Выполнение  рекомендаций приведет к смещению локуса контроля испытуемого над значительными для него событиями и различными ситуациями от внешнего локуса к внутреннему.

 

  1. Тест-опросник «Мотивация достижения» Ю. М. Орлова.

Тест «Мотивация достижения» предназначен для диагностики потребности в достижении. Мотивация достижения — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало, — является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

  1. Процедура проведения:

  1.  место проведения исследования: Компания Абеон-Медиа, офис 202;
  2. дата проведения исследования: 30.10.2008 год;
  3. время проведения исследования: 17:33– 17:45;
  4. способ проведения исследования: индивидуальный способ тестирования с использованием стандартного бланка.

  1. Обработка  и анализ результатов:

Обработка  данных происходила полуавтоматизированно, с использованием ПК. Полученные  «сырые баллы» переводились в стандартные баллы.

В данном тестировании испытуемый Михаил Л. получил 136 баллов, что соответствует 7 стену.

  1. Интерпретация полученных данных.

Полученный в ходе исследования мотивации достижения испытуемого результат (7 стен) свидетельствует о нормальном уровне мотивации Михаила Л., с тенденцией к завышению выраженности признака, то есть для него является характерным ориентация на достижение успеха.

Возможно, достаточно высокий уровень мотивации испытуемого обусловлен его личностными качествами (например, настойчивость, решительность, честолюбие и т.п.), ценностями, а также в какой-то степени особенностями его воспитания (пример родителей или других значимых лиц).

 

Как личность, ориентированную на достижение успеха, испытуемого можно охарактеризовать следующим образом: проявляет настойчивость в стремлении к цели, получает удовольствие от решения интересных задач, не теряется в ситуации соревнования, показывает большое упорство при столкновении с препятствиями. Ему присуща инициативность, устойчивая потребность в достижении высокого результата в выполняемой деятельности, стремление сделать работу быстро и хорошо.

 

  1. Выводы.  

   Результаты исследования позволяют утверждать, что испытуемому Михаилу Л. свойственен средний уровень мотивации достижения, с тенденцией к завышению выраженности признака.

  Испытуемый по исследуемому признаку в психокоррекции не нуждается.

Общий вывод.

Целью проводимого исследования было создание психологического портрета испытуемого Михаила Л., которое основывалось на тестировании пяти методикам, направленным на изучение его интеллектуальных (методика КОТ), личностных (тест личностной тревожности Ч. Спилбергера, Холланд-тест, методика УСК) и мотивационных (опросник Ю. М. Орлова «Мотивация достижения») качеств.

Обобщая полученные результаты, полагаю возможным дать испытуемому Михаилу Л. следующий психологический портрет.

Интеллектуальные качества.   Уровень общих умственных способностей испытуемого выше нормы. Слабой стороной интеллекта испытуемого является слаборазвитое пространственное воображение; способность обобщения и анализа материала также можно считать неудовлетворительными.  К сильным сторонам интеллекта можно отнести гибкость мышления, математические способности; владение языком, грамотность.

 Средний уровень развития общих умственных способностей испытуемого Михаила Л. подразумевает, что у него не возникает трудностей в сравнение и синтезе,  в решение математических  задач и хорошо развито логическое мышление.

Личностные качества.   Для Михаила Л. свойственна высокая степень личностной тревожности, что предполагает наличие у него следующих характеристик: сниженный уровень адаптивности, гипертрофированный самоконтроль, мнительность, «самоедство», сверхвысокая внешняя требовательность и значимость поставленных перед собой задач, заниженная самооценка, недостаточная уверенность в себе, неадекватная реакция на социальные изменения.

Уровень субъективного контроля испытуемого преимущественно экстернальный.

Экстернальная позиция подразумевает наличие у него таких черт и особенностей личности, как     приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения, и считает болезнь, здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Испытуемому присущ предпринимательский тип личности, обладает хорошими вербальными способностями.  Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания.

 Обобщая полученные результаты, испытуемого Михаила Л., можно охарактеризовать как экстернальную личность со слаборазвитыми структурами самосознания и трудностями в поддержании и развитии производственных отношений.

Мотивационные качества.   Испытуемому Михаилу Л. свойственен средний уровень мотивации достижения, с тенденцией к завышению выраженности признака. Для него характерно довольно высокая потребность в достижении успеха в различных видах деятельности; является типичным стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало.