Вопрос № 42 Методики исследования мышления и воображения.
М.- высшая форма познавательной деятельности, кот-я позволяет отражать окруж-ую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. В.-(фантазия) психический процесс, кот-й заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта Необходимое условие поисковой творческой деятельности.
1.Методика Выготского-Сахарова. Назначение — исследование мышления, точнее, способности самостоятельно формировать понятия. Для проведения методики нужен набор разнообразных деревянных фигурок (разной формы и разного цвета) с надписанными на них словами «бик», «цев», «гур», «лаг». Раскладываются на столе беспорядочно все фигурки надписями книзу, так что не одна надпись не видна. Эксп.: Все эти фигурки очень различны, но среди них можно найти фигурки одного типа или одного сорта. Вот я вам открою одну фигурку (экспер. переворачивает и выкладывает вперед синий треугольник с надписью «цев»), видите, здесь надпись «цев». Это слово ничего не обозначает, это просто название, имя одного сорта фигурок. Вы должны узнать, какие еще фигуры относятся к сорту «цев». И поставить их сюда рядом с этой. Это задача трудная, догадаться сразу о том, какие фигурки «цев», вы не сможете. Нужно высказывать предположения, рассуждать и постепенно вы сможете найти правильное решение. Переворачивать фигурки вы не должны, только выкладываете и высказываете свое предположение. В итоге испыт. Должен дать определение например, что «цев» это все фигурки высокие и маленькие. Исп-ые легко делают первый и второй ход-по форме и по цвету, а затем несколько затрудняются, прежде чем найдут настоящий признак различения фигурок – размер. Размер состоит из сочетания двух признаков (размер основания и высоты).
Из лекции: методика двойной стимуляции. Стимул объекта и стимул средства. Первый ряд стимулов – геом.фигуры (форма, цвет, размер, высота).
Второй ряд – слова, не связанные с фигурами, бессмысленные. Предлагается 25-30 фигур.
2 признака: размер и высота (высокий и большой; высокий и маленький; низкий и большой; низкий и маленький)
2. (Из книги Ратановой, Шляхта:Психод. методы изучения личности) Изучение процессов анализа и синтеза (методика «сравнения понятий»). Методика относится к классическим, используется для изучение мышления школьников любого возраста. Исп-му предлагается сравнить понятия, указать сходство, а затем различия. Все ответы записываются. Напр., вечер и утро сходны тем, что части дня, различия одно начало дня, другое его конец. Неумение выделить эти признаки свид-т о слабости операций анализа, синтеза, обобщений; склонности к конкретному мышлению. В списке имеются несравнимые понятия (река-птица, стакан-петух;ветер-соль).
Методика развития творческого мышления у подростков
... не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на развитие креативного мышления в формировании учебной деятельности. ... эмпирическое, дивергентное, конвергентное, саногенное, патогенное и др.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность, ...
Не надо спешить с разъяснениями, если ребенок растерян, то ему говорится, что есть такие слова, которые не сравнимы.
3.Методика «Исключение понятий» (из этой же книги).
Позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения. Инст.:из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре.
При анализе оценивается уровень обобщения: высший -при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);средний – при применении функционального уровня обобщения (отнесение к коассу на основании функциональных признаков); низкий – при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).
Напр. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
4.Методика «Изучение быстроты мышления» (Ратанова. общая психология).
Позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операционных компонентов мышления. Индивидуально и с группой. Предлагается бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу в теч. 3-х минут вписываются недостающие в словах буквы. Каждый прочерк – одна буква. Слова в ед. числе. Подсчитывается кол-во правильно составленных слов в теч. трех минут:менее 20 – низкая быстрота мышления; 21-30 – средняя; 31 и более- высокая быстрота мышления. Напр., д-ло;к-ша;п-л-а;к-у-ка и т.п.
5.Воображение (из Ратановой).
Методика «Нарисуй дом». Нарисуйте то, что сразу же возникает в вашем воображении при упоминании слова «дом».Характер рисунка позволит сделать заключение о нек-ых особенностях познавательной деятельности, в том числе воображения. Затем рисунок интеприт-ся: городской дом – многоэтажное здание позволяет судить о чертах замкнутого человека, склонного сосредотачиваться на своих проблемах, которыми он не делится; небольшой низкий дом, с низкой крышей – усталый, утомленный, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного; замок – рис. Раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезность, легкомыслие, преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями; простой сельский дом – если человек одинок, бездетен, то возможно у него потребность в создании семьи, детей. Если железная ограда-замкнутость характера. Чем ограда(забор) ниже, тем выше склонность к общению. Окно говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Если решетки на окнах- наличие комплексов, жадность, скрытность. Двери – гостеприимство, крыльцо – великодушие, уверенность в себе. Открытая дверь – общительность, закрытая-замкнутость. Труба с дымом — великодушие, оптимизм.
Курсовая работа — Психологическая коррекция низкого уровня ...
... и методика определения уровня самооценки С. А. Беличевой. Первичное тестирование является диагностикой на входе. На основании серии ... и с родителями, способствует возникновению у подростков низкого уровня самооценки. В данной работе будут рассмотрены особенности ... В этот период происходит формирование навыков логического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности ...
6.Методика на изучение развития воображения «Дорисовывания фигур» (Торенс).
Ребенку дается10 фигур и предлагается подумать и дорисовать эти фигуры так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. После дается качественная оценка рисунков (есть высокий, низкий, средний уровень развития по баллам).
Фигуры: круг, крыша дома, что-то похожее на волну и т.д.
7.Методика «Эталоны» см.книгу с матрешками стр16-19 и мет. указания стр.25,её надо видеть!!!Направлена на диагностику уровня овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону. Предлагаются 4 страницы с картинками, под каждым фигура, необходимо подобрать похожие картинки на данную фигурку. И поставить крестик под картинкой.