В науке нет единой законченной теории памяти.
Психологические теории памяти
Ассоциативные теории
Если определенные психические образования возникли в сознании одновременно и друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь. Повторное появление какого-либо элемента этой связи вызывает в сознании другие ее элементы.
Например. Строка песни.
Ассоциации бывают 3-х видов:
- Ассоциации по сходству – объекты (их элементы) наиболее похожие друг на друга.
- Ассоциации по контрасту – …. Отличающиеся друг от друга.
- Ассоциации по пространственно-временной смежности – рядом расположенные или предъявляемые в одно время.
Т.о. образование связей определяется тем, каков сам по себе запоминаемый материал.
Деятельностные теории
Деятельность рассматривается как фактор, определяющий активную роль сознания в процессах памяти.
Протекание процессов памяти определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта (человека).
Наиболее продуктивно образуются связи между различными представлениями:
- когда материал вступает в качестве цели действия;
- при активном участии материала в деятельности субъекта;
- значимость материала для достижения цели.
Т.о. образование связей определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а, прежде всего, тем, что с ними делает субъект.
Физиологические теории памяти
Физическая теория памяти (теория нейронных моделей)
Под действием раздражителя (слово, схема, предмет и др.) нервный импульс проходит через определенную группу нейронов. Оставляет после себя в нейронах физические следы, взаимосвязанные между собой. Взаимосвязанные между собой физические следы как бы образуют модель объекта (моделируется воспринимаемый объект) в виде устойчивой пространственно-временной нейронной структуры.
Память.Теории памяти
... существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без ... виды обработки информации. По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную. В первом случае перед человеком ставится специальная ...
В нужный момент эта структура (модель объекта) активизируется и человек воспроизводит запоминаемый материал.
н. импульс —
возбуждение
Следы в нейронах
Активизация структуры
(оживление)
взаимосвязанные
Пространственно-временная нейронная структура
Следы появляются и формируется структура (запоминание) – остаются (сохранение) – и активизируются (воспроизведение).
Это физиологический механизм памяти (процессов запоминания, сохранения и воспроизведения).
Биохимические теории
Эта теория исходит из характеристики процесса запоминания как процесса двухступенчатого. Под действием внешнего раздражителя в нервных клетках происходят специфические химические изменения.
1 ступень. После воздействия раздражителя в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция. Она вызывает обратимые физиологические изменения в клетках.
Длится несколько секунд, минут. Является физиологическим механизмом кратковременной памяти (запоминания).
2 ступень возникает на основе 1-й ступени. Если действие раздражителя продолжается, происходит дальнейшая электрохимическая реакция. Далее возникает биохимическая реакция. Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов. Образуются новые белковые вещества (протеины).
Эти физиологические изменения в клетках являются необратимые.
Является физиологическим механизмом долговременной памяти (запоминания).
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота – считается носителем генетической (наследственной) памяти.
РНК – рибонуклеиновая кислота – носитель онтогенетической (индивидуальной) памяти.