Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт физической культуры
Кафедра теоретических основ физического воспитания
Физическое воспитание детей в доу
Курсовая работа
Исполнитель:
Андреев Константин Евгеньевич
студента 3-го курса
заочного отделения, гр.
Научный руководитель:
Вежев М.Б. – кандидат
педагогических наук, доцент
Екатеринбург, 2012г.
Содержание
стр.
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного
возраста…………………………………………………………………… 5
1.1. Основные понятия……………………………………………………. 5
1.2. Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста…… 6
1.3. Возрастные особенности развития ребенка дошкольного
возраста………………………………………………………………… 8
Глава II. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста….. 12
- Средства физического воспитания детей дошкольного
возраста……………………………………………………………… 12
- Методы и приемы физического воспитания детей
дошкольного возраста……………………………………………….. 13
- Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных
учреждениях………………………………………………………… 15
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в процессе обучения ... музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению». Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях выявляет ...
Заключение…………………………………………………………………………30
Библиографический список……………………………………………………….31
Введение
Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития (В.А.Доскин, Л.Г.Голубева, 2002).
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня. В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также должны предусматривать физиологическо -педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка (В.А.Доскин, Л.Г.Голубева, 2002).
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание -рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Вот почему справедливо отмечал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте.
Цель работы – проанализировать особенности физического воспитания детей в ДОУ
Педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни ...
... и др.), которые оказывают воздействие на состояние здоровья и развитие детей, по насыщенности воздействия физическое воспитание в дошкольном возрасте занимает важное место. Сегодня не вызываетясности, что в условиях ...
Исходя из поставленной цели, были намечены следующие задачи:
- Проанализировать специальную методическую литературу по данной теме;
- Изучить средства, методы и формы организации физического воспитания для дошкольного возраста;
- Выявить специфику организации физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.
Глава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
-
Основные понятия
Физическая культура – ограниченная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности (Н.Н Кожухова, 2003).
В основе физической культуры лежит целесообразная двигательная деятельность в виде физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, улучшать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. Первые включают в себя спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивную экипировку, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений и др.
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения (Э.Я. Степаненкова, 2005).
Физическое упражнение как сущность физического воспитания – это главное средство направленного воздействия на физическое развитие (Т.И.Осокина, 1986).
Физическое развитие как результат физического воспитания в свою очередь может выступать в двух аспектах – для обозначения антропометрических показателей и как процесс развития организма (Н.Н.Кожухова, 2002).
Физическая подготовленность – это показатель уровня развития двигательных умений, навыков, физических качеств (Н.Н.Кожухова, 2003).
Такова совокупность понятий, которые определяют физическую культуру дошкольника (Н.Н.Кожухова, 2003).
-
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи физического воспитания в дошкольных учреждениях определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде (Д.В.Хухлаева, 1984).
Цель физического воспитания – формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка (Н.Н.Кожухова, 2003).
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи:
- Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным заболеваниям (ангина, корь, краснуха, грипп др.).
- Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки. Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка.
- Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции.
- Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).
Где процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармоничного развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей;
Образовательные задачи:
- Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений поднимать и удерживать голову; к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот и т.д.; к одиннадцатому месяцу необходимо научить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы; к третьему году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание; и т.д.
- Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятия физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.
Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями. Сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательнее возможности и умственный кругозор.
Воспитательные задачи:
- Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости др.).
- Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2004).
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретет необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2004).
Возрастные особенности развития ребенка дошкольного возраста
Знания возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей.
Организм дошкольника интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная эти показатели можно сравнить данные физического развития детей конкретного ребенка в группе со средними показателями развития детей соответствующего возраста (см. табл.1)
Таблица 1.
Средние показатели физического развития детей 3-6 лет (по Шебеко в.Н. И др., 1996)
Показатели физического развития |
Возраст , лет |
|||
3 |
4 |
5 |
6 |
|
девочки |
||||
Масса тела, кг |
13,8 — 17,1 |
16,8 – 19,8 |
17,5 – 22,0 |
19,9 – 25,0 |
Длина тела, см |
96,0 – 104,0 |
103 – 110,0 |
109,0 – 116,0 |
115,0 – 123,0 |
Окружность грудной клетки, см |
52,0 – 54,0 |
54,0 – 56,0 |
56,0 – 58,0 |
58,0 – 61,0 |
мальчики |
||||
Масса тела, кг |
14,7 – 17,5 |
16,0 – 20,1 |
18,0 – 22,9 |
20,0 – 25,0 |
Длина тела, см |
99,0 — 106,0 |
105,0 – 111,0 |
109,0 — 118,0 |
115,0 – 125,0 |
Окружность грудной клетки, см |
53,0 – 54,0 |
54,0 – 57,0 |
57,0 – 58,0 |
58,0 – 60,0 |
Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физкультурных занятиях необходимо учитывать и анатомические особенности организма ребенка. Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физической культуре.
Мышечная система у детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3 –летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к четырем годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре.
Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно упражнять малышей в приподнимание, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.
Маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается, емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках. Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, следует позаботиться о том, чтобы они как можно больше бывали на свежем воздухе (А.П.Чабовская, 1971).
Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказываться на деятельности сердца и приводить к нарушениям его функции. Поэтому следует с большой осторожностью дозировать физическую нагрузку на организм ребенка. Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.
Ранний и дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2004) (см. табл.2).
Таблица 2
Особенности развития движений у детей дошкольного возраста
Возраст, лет |
Двигательные возможности ребенка |
3-4 года |
Бегает, прыгает на двух и даже на одной, лазает по гимнастической стенке, ловит и бросает мяч, ездит на трехколесном велосипеде, передвигается на лыжах. Способен последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд. |
5 лет |
Овладевает целостными двигательными действиями. Движения становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, передвигается на лыжах по слабой пересеченной местности (может преодолевать на лыжах до 1000м). |
6 лет |
Успешно осваивает прыжки в длину и в высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазание по шесту, канату, гимнастической стенке, метание на дальность и в цель и др. Катается на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах, плавает. В движениях появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. |
Забота о физическом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широко использования физических упражнений в жизни детей.
Глава II. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста
2.1. Средства физического воспитания детей дошкольного возраста
К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения (Д.В.Хухлаева, 1984).
Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое их них по-разному влияет на организм.
Гигиенические факторы включают режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий. Эти факторы повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм (Н.Н.Кожухова, 2002).
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем и работоспособность организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма, тренировки механизмов терморегуляции. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма (Э.Я.Степаненкова, 2005).
Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма (Э.Я.Степаненкова, 2005).
Классификация физических упражнений (по т.И.Осокиной)
Гимнастика
— основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие)
— общеразвивающие упражнения
— построения и перестроения
— танцевальные упражнения
Спортивные упражнения
— летние (катание на велосипеде, самокате, плавание)
— зимние (катание на коньках, санках, ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам)
Игры
— подвижные (сюжетные, бессюжетные)
— элементы спортивных игр (городки, баскетбол, настольный теннис, хоккей)
Простейший туризм
— пеший
— лыжный
2.2. Методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста
Метод – (от лат. «Способ достижения цели») – система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения (Н.Н.Кожухова, 2003).
Прием – составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка (Э.Я.Степаненкова, 2005).
Классификация методов
Словесный метод.
Цель: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.
1. объяснение
2. пояснение
3. указания
4. подача команд, распоряжений, сигналов
5. вопросы к детям
6. образный сюжетный рассказ
7. беседа
8. словесная инструкция
Наглядный метод
Цель: создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.
- Наглядно- зрительные приемы:
— показ физических упражнений
— использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии)
— имитация (подражание)
— зрительное ориентиры (предметы, разметка поля)
- Наглядно-слуховые приемы:
— музыка, песни
- Тактильно-мышечные приемы:
— непосредственная помощь воспитателя
Практический метод
Цель: закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении.
— повторение упражнений без изменения и с изменениями
— повторение упражнений в игровой форме
— проведение упражнений в соревновательной форме (Н.Н. Кожухова, 2002)
2.3. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях
Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Несмотря на то что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем включены в целостный двигательный режим (Л.Д.Глазырина, 2001).
Двигательный режим современных дошкольных учреждений включает в себя наряду с традиционными формами (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры др.) нетрадиционные формы и средства – ритмическую и художественную гимнастику, занятия на тренажерах, день здоровья, каникулы, у-шу, хатха-йогу и др. (Н.Н.Кожухов, 2003).
Физкультурное занятие
Цель и задачи: формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества; удовлетворять естественную биологическую потребность в движении; обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них; создать условия для разностороннего развития детей (А.И.Фомина, 1984).
Характеристика: Физкультурное занятие – это ведущая форма организационного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится в 1-й младшей группе 2 раза в неделю, начиная со 2-й младшей группы до подготовительной группы включительно – 3 раза в неделю (2раза в зале, 1 раз на воздухе).
Летом все занятия на воздухе.
Характерные черты занятия: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности и дозирования физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.
Требования к занятиям: каждое предыдущее занятие связано с последующим и составляет систему; важно обеспечить оптимальную двигательную деятельность детей; должно соответствовать возрасту, уровню подготовленности детей; следует использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.
Типы физкультурных занятий
Учебно — тренировочное занятие: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий.
Сюжетное физкультурное занятие: построено на одном сюжете («Зоопарк», «Космонавты» и т.д.).
решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.
Игровое занятие: построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т.д.
Комплексное занятие: направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, нравственного развития.
Физкультурно-познавательные занятия: занятия носят комплексный характер, решают задачи, например, эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка и т.д.
Тематическое физкультурное занятие: посвящено, как правило, какому-либо одному виду спортивных игр или упражнений: катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол, хоккей и т.д. разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр и закрепляются навыки в уже освоенных движениях.
Контрольные занятия: проводятся в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качеств (О.Н.Моргунова, 2005)
Занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, у-шу, хатка-йоги: повышают интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки (Н.Н.Кожухова,2003).
Физкультурные занятия на воздухе
Значение: способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма, закаливанию, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям, формируют ориентировку в пространстве, закрепляют навыки в естественных условиях.
Структура занятия традиционная: вводно-подготовительная, основная и заключительная часть.
Содержание частей занятия Вводная часть
- Построение (в теплое время года); в холодное время года – ходьба, бег;
- Виды ходьбы;
- 3-5 дыхательных упражнений;
- Медленный бег (1,5-3мин. в зависимости от возрастных особенностей);
- Ходьба обычная с перестроением на выполнение общеразвивающих упражнений.
Основная часть
- Общеразвивающие упражнений или бессюжетная подвижная игра;
- Бег со средней скоростью (от 40сек. до 2 минут);
- Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения основных движений2 или для освоения спортивных упражнений;
- Основное движение )новое или более трудное по координации) или спортивное упражнение (элементы спортивных игр);
- Бег со средней скоростью (1-1,5 мин);
- Медленный бег или пробежка в среднем темпе;
- Сюжетная подвижная игра или игра-эстафета.
Заключительная часть
- Медленный бег;
- Ходьба с дыхательными упражнениями.
Утренняя гимнастика
Значение: вовлекать весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает наибольший оздоровительный эффект.
Условия, место и время проведения: проводится ежедневно до завтрака, в течение 10-12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических условий).
В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.
Варианты проведения утренней гимнастики
Традиционная с использованием общеразвивающих упражнений
Во водной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений.
В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3-7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевально-ритмические, хороводные, и подвижные игры. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).
В заключительной части проводится ходьба или малоподвижная игра.
Игрового характера
Могут быть включены 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности или 5-7 общеразвивающих упражнений имитационного характера тина «Снежинки кружатся», «Бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитационных движений.
С использованием полосы препятствий
Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать полосы препятствий с использованием разнообразных модулей.
С включением оздоровительных пробежек
Проводится обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5-7 человек. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300м (один –два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются дыхательные упражнения.
С использованием простейших тренажеров
Общеразвивающие упражнеия с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Беговая дорожка», «Гребля» и др.).
Физкультминутки
Это кратко временные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предыдущей деятельности, и дают отдых тем, которые работали) (А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, 1985).
Значение: улучшаю кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям (Г.И.Погадаев, 2003).
Длительность физкультминуток: 1,5 – 2 минуты; рекомендуется проводить начиная со средней группы.
Основные формы проведения физкультминуток:
1. В форме общеразвивающих упражнений – подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
- В форме подвижной игры – подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами;
- В форме дидактической игры с движениями – хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;
- В форме танцевальных движений – используются между структурными частями занятия под звукозапись, пения воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные;
- В форме выполнения движений под текст стихотворения – при подборе стихотворения обращается внимание на следующее:
— текст стихотворений должен быть высокохудожественным.
Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
— преимущество отдается стихам с четким ритмом;
— содержание текста стихотворения должно сочетаться с темпом
занятия, его программной задачей;
- В форме любого двигательного действия и задания
— отгадывание загадок не словами, а движениями;
— использование различных имитационных движений: спортсменов
(лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых
действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Требования к проведению физкультминуток:
- проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15-я минуты занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);
- упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
- упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
- упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
- содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;
- комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног (Н.Н.Кожухова, 2002).
Физкультурная пауза
Назначение: физкультурная пауза предотвращает развитие утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей (Н.Н.Кожухова, 2002).
Содержание двигательной активности: состоит из трех-четырех игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Удочка», «Перетягивание каната», «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки).
Требования к упражнениям: упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут), доступны. Они должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее. В конце физкультурной паузы надо предложить детям различные дыхательные упражнения.
Длительность физкультурной паузы: проводится во время перерыва между занятиями. Продолжительность составляет не белее 10 минут.
Место проведения физкультурной паузы: любое хорошо проветренное помещение (групповая комната, спальня, широкий коридор) (Л.А.Рыжкова, 2002).
Физкультурный досуг
Физкультурный досуг – одна из наиболее эффектных форм активного отдыха (А.В.Кенеман,1985).
Значение: повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает быстроту, ловкость, выдержку, внимание, смелость, упорство. Развивает организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы (М.М.Борисова, 2003).
Задачи воспитателя при проведении досуга
Младший дошкольный возраст. Необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.
Средний дошкольный возраст. Необходимо приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.
Старший дошкольный возраст. Необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального обращения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Варианты физкультурных досугов
Первый строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях (проводится во всех возрастных группах):
- игры малой и средней подвижности (2-3 раза);
- аттракционы, двигательные задания в игровой форме;
- игра соревновательного характера или игра большой подвижности;
- игра малой подвижности.
Второй строится на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях (проводится со II полугодия в средней группе); в основу организации должен быть положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода:
- до начала и после выполнения проводятся подвижные игры;
- одна подгруппа детей выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений. Вторая – развитие скорости, быстроты реакции.
Третий «Веселые старты» строится в основном на играх – эстафетах
(Проводится в старшей и подготовительной группах):
- игра – эстафета (не должна быть более трех этапов);
- аттракционы, не несущие большой нагрузки;
- конкурс считалок, загадок, пословиц;
- эстафета.
Четвертый строится на элементах одной их спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков (проводится в старшей и подготовительной группах;
- деление группы на две равные по силам команды;
- перед началом игры команды и капитаны приветствуют друг друга;
- обмен вымпелами, выбор площадки или корзины;
- выполнение движений начинается по свистку судьи. В каждом виде движения подсчитываются очки и вывешиваются на табло;
- подведение итогов.
Пятый музыкально-спортивный (проводится в старшей и подготовительной группах):
- дети под музыку выполняют произвольные упражнения с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками, обручами, мячами);
- воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить целую музыкальную композицию;
- проведение подвижной игры;
- предлагается прослушать мелодичную музыку;
- после прослушивания воспитатель предлагает придумать композицию, состоящую из разных произвольных движений;
- дети двигаются под музыку.
Методика проведения физкультурного досуга
- Проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы.
- Организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня.
- Предназначается для одной – двух групп дошкольного учреждения.
- Проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе.
- Длительность:
младшая и средняя группа – 20 – 30 мин;
старшая группа – 35 – 40 мин;
подготовительная группа – 40 – 50 мин.
- В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание досугов может быть введен сказочный персонаж или можно использовать занимательный сюжет.
- Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам.
- Используется музыкальное сопровождение.
- Физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками (Л.Д.Глазырина, 2001).
Физкультурные праздники
Назначение: способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.
Длительность: 1ч – 1ч20мин, проводится начиная со средней группы, 2-3 раза в год.
Место проведения: на участке дошкольного учреждения, в ближайшем парке, лесу, на поляне, на стадионе.
Подготовка праздника: ее осуществляет педагогический коллектив дошкольного учреждения, родители. Активными участника подготовки к празднику должны быть дети старших групп.
Необходимо для праздника:
- определить задачи праздника, дату, время, место его проведения;
- составить сценарий, подготовить красочное оформление площадки (зала);
- продумать музыкальное сопровождение;
- подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;
- подготовить сюрпризы;
- выделить ответственных за подготовку и проведение праздника;
- определить количество участников каждой возрастной группы дошкольного учреждения;
- обозначить порядок проведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников праздника.
Содержание праздника: включаются подвижные и спортивные игры, Народные игры, игры с пением, эстафеты, танцы, аттракционы, общеразвивающие упражнения, упражнения с элементами акробатики, музыкально-ритмические движения. Используются игровые приемы, игровые упражнения, загадки.
Требования к организации праздника:
- сценарий должен соответствовать девизу праздника (основной идее);
- программа должна соответствовать возрасту детей;
- литературное содержание должно быть методически ценным;
- необходимо музыкальное сопровождение;
- содержание праздника должно быть доступно, оригинально, интересно, способствовать активизации детей;
- оформление праздника должно быть красочным;
- обязательное участие родителей – показатель эффективной работы дошкольного учреждения.
Дни здоровья, каникулы
Значение. Содействуют оздоровлению детей, предупреждают утомление.
Методика и содержания. В эти дни отменяются все виды учебных занятий. Двигательный режим насыщается играми, музыкальными развлечениями, походами, спортивными играми и упражнениями, соревнованиями, физкультурными занятиями, трудом на природе, художественным творчеством, проводятся досуги, туристические походы;. Приглашаются родители. Дни здоровья проводятся не реже одного раза в квартал; каникулы – 2 -3 раза в год (Н.Н.Кожухова, 2002).
Самостоятельная двигательная деятельность
Значение. Способствует укреплению здоровья, укреплению физического развития, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности детей.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью:
- организация физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
- время для самостоятельной двигательной деятельности детей должно быть закреплено в режиме дня (в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время);
- воспитатель должен владеть специальными (опосредованными)методами активизации движений детей.
Задания на дом
Цель: воспитание здорового образа жизни семьи, совершенствование умений и навыков детей.
Анализируя содержание занятия и время можно судить о правильности подбора упражнений, их сочетании. Все это поможет в дальнейшем более четко организовать занятие.
На любом занятии в любой деятельности дети совершают различного рода движения. Качественное выполнение определенного вида движений – одна из задач занятий по физической культуре. В основу проверки основных видов движений положен анализ элементов движений, характерных для данного вида. Но притом необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей при выполнении движений.
Заключение
Анализируя литературу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, руководствуясь опытом работы педагогов – исследователей: Л.Д.Глазыриной, Н.Н.Кожуховой, Ж.К.Холодова и др. – были определены особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
Основной особенностью физического воспитания дошкольников является игровая форма проведения физкультурных занятий. Она является одной из интересных и распространенных форм детской деятельности. Основное воспитательно-развивающее значение игровых занятий в том, что они служат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний в области физической культуры. С целью оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольных учреждений большое внимание уделяется вопросам организации и руководства подвижными играми на занятиях по физической культуре.
В процессе игр дети совершают множество движений. При этом проявляется их быстрота реакции, ловкость, выносливость, смелость, решительность, находчивость и самостоятельность. Единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, многообразие средств и методов, разнообразие форм организации физкультурных занятий – все это благоприятно сказывается на физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Приобщение ребенка к физкультуре с ранних лет, важно не только с точки зрения укрепления здоровья, но и для развития физических качеств, для выработки привычек занятиям спорта.
Дошкольный возраст – это важнейший период формирование человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Это обязывает дошкольных работников углубленно работать над проблемами физического воспитания детей.
Библиографический список
- Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.Й.Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992 – 159 с.
- Глазырина, Л.Д., Овсянкин, В.А. Методика физического воспитания дошкольного возраста [Текст] / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкие. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 176 с.
- Доскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры [Текст] / В.А.Доскин, Л.Г.Голубев. — М. : Просвещение, 2002. — 110 с.
- Железняк, Ю.Д., Минбулатов, В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст] / Ю.Д.Железняк, В.М.Минбулатов. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
- Кенеман, А.В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В.Хухлаева. — М. : Просвещение, 1985. – 271 с.
- Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. высш. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Н.Кожухова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
- Кожухова, Н.Н., Рыжкова, Л.А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова. – М. : «Владос», 2003. – 192 с.
- Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. – М. : Просвещение, 1986. – 304 с.
- Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) [Текст] / Л.И.Пензулаева. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 128 с.
- Погадаев, Г.И. Физкульт – Ура! Физическая культура дошкольников [Текст] / Г.И. Погадаев. – М. : Школьная пресса, 2003. – 96 с.
- Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка 2-е издание, Издательский центр «Академия» 2006.-368с
- Степаненкова, Э.Я. Методика физического воспитания [Текст] / Э.Я.Степаненкова. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 96 с.
- Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. [Текст] / Э.Я.Степаненкова. – М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 96 с.
- Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ [Текст] / Т.А.Тарасова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 176 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
- Фомина, А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду [Текст] / А.И.Фомина. – М. : Просвещение, 1984, — 159 с.
- Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы авт.- сост. О.Н. Моргунова [Текст] / О.Н.Моргунова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 127 с.
- Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
- Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д.В.Хухлаева. – М. : Просвещение, 1984. – 208 с.
- Чабовская, А.П. Гигиена детей раннего дошкольного возраста [Текст] / А.П.Чабовская. – М. : Просвещение, 1971, — 192 с.
32