Иркутский государственный технический университет, Российская Федерация
ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
О.В. Тарасенко
В настоящей статье ставится задача проследить духовную трансформацию главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» через его цветосимволический код и приемы психологического воздействия на читателя. В основу статьи положена концепция цветовой символики, изложенная ранее в статье «Цветосимволическая модель мира в религиозно-философских учениях».
Понятие «картина мира» как известно воссоздает в философии понятийную модель Вселенной, в то же время у всех народов и во все эпохи можно найти ее цветосимволический код. С древнейших времен человечество разрабатывало символику цветов, придавая каждому цвету свой смысл. И, вопреки индивидуальным различиям восприятия цветов, древние культуры вырабатывали определенные цветосимволики, прежде всего в стремлении обнаружить и использовать закономерности, лежащие в основе многообразия мира. Символика цвета отражается многоаспектно. Это холистическое мировоззрение многих народов, опирающееся на мифологические представления о единстве природы, человека и Вселенной. В ней находит воплощение закон единства и борьбы противоположностей. Наконец, цветосимволика показывает эволюцию человека (от развития психофизических свойств и кончая высшими проявлениями человеческого духа).
В целом цветосимволическая система, включая цвета спектра и ахроматические цвета (черный, белый), сложилась несколько тысячелетий тому назад, и сегодня большую роль играет ее теоретическое и практическое значение во многих отраслях знаний: гносеологии, теологии, культурологии, медицине, психологии, искусстве, этнографии.
Все народы мира наблюдают одни и те же процессы в космосе, природе, обществе и каждый народ волнуют одни и те же вопросы, проблемы. Естественно, что применение системы диады, триады цветов спектра имеет определенное сходство значений, хотя у народов в трактовке отдельных цветов могут быть различия, порожденные географическими условиями, обычаями, цветом кожи.
Что касается цветосимволической «модели» мира, то ее можно условно изобразить в виде конуса, вершина которого олицетворяет «абсолют», следующая часть — взаимодействие двух полярных начал, затем показано выражение троичности, в последующих пяти цветах находят отражение пять стихий или первоэлементов, и, наконец, основание конуса может быть представлено цветами спектра. С цветами спектра, так же как и с пятицветием, отождествляется гармоничное взаимоотношение индивидуума со своим внутренним и окружающим миром. Они соответствуют семи чакрам в учении индийской йоги; семь цветов как в буддизме, так и в христианстве, отражают преобразование семи негативных проявлений человека (семь смертных грехов) в позитивные качества. В конечном итоге, радуга олицетворяет для человека ту форму, без которой невозможно осознанное стремление к «вечному свету».
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая ... погружением в сон… В огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир Тонкий. Можно представить себе, какие сферы они посещают, в то время ...
Таким образом, цвет, начиная с жизни доклассовых обществ и кончая современными цивилизациями, по выражению М.П. Холла, играет роль «естественного языка для выражения религиозных и философских доктрин». Цвет становится формой взаимоотношений между людьми, обществами, классами, народами, имеет огромное физиологическое и психологическое значение при воздействии на человека, для гармонизации всех его составляющих.
Учитывая, что М. Булгаков синтезировал в своем творчестве религиозные и философские идеи, культурные традиции, на что неоднократно обращали внимание исследователи его творчества, мы можем предположить, что, во-первых, цветовые ассоциации в романе «Мастер и Маргарита» возникли под влиянием этих факторов. Во-вторых, что они являются, в том числе, проявлением бессознательных как индивидуальных (автора), так и коллективных структурных элементов, то есть — архетипическими. Кроме того, в основу романа положена идея трансформации, являющаяся одним из основных архетипов коллективного бессознательного, которая раскрывается через ряд символов, в том числе через цвет, и показывает духовную эволюцию главных героев.
Поскольку произведение наполнено мистическим смыслом, то для его передачи, возможно, в какой-то степени неосознанно, писатель использует паттерны гипнотических техник, направленных на сенсорное восприятие читателей. Воздействие через все каналы восприятия мира — визуальный, аудиальный и кинестетический можно обнаружить особенно в ключевых сценах романа. Также применяется ряд методов гипнотического воздействия, например, фиксация на кристалле (хрустальный глобус, алмаз) и другие. Что касается гипнотического воздействия, то в эпилоге романа посредством именно этого фактора «материалисты» стараются осмыслить происходившие в Москве события («культурные люди стали на точку зрения следствия: работала шайка гипнотизеров и чревовещателей, великолепно владеющая своим искусством»).
Говоря о цветовой символике, здесь, в первую очередь, необходимо обратить внимание на триаду цветов, которая раскрывает идею трансформации — черный, красный, белый. Особое значение троичности придаются потому, что:
- сам роман имеет в целом трехмирную структуру, которую прослеживают в своих работах И. Галинская и Б. Соколов — это «мир земной», «мир библейский» и «мир космический»;
- система троичности лежит не только в основе пространственно-временной структуры романа, но в своеобразные триады объединяются и представители различных миров, что подробно изложено в работе Б.В. Соколова;
- в исследованиях указывается на три начала романа — историко-эпический, философский и сатирический;
- анализ базируется на положении В.А. Флоренского о том, что «троичность есть наиболее общая характеристика бытия».
Исходя из вышесказанного, значение того или иного цвета рассматривается в зависимости от его принадлежности к определенной подструктуре.
Значение символики цвета в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
... средств, переливы и сочетания словесных красок. 1. История создания романа и значение символики цвета 1.1 История создания романа Последний роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован и ...
В сочетании черного, красного, белого большинство народов видит трансформацию посредством стихии огня негативной энергии в чистую энергию. Таков смысл понятия «трансмутация» в алхимии. Подобное изменение в природе проходит алмаз, который в тибетском буддизме олицетворяет пустотностъ, божественную истину, духовный метод. Надо отметить, что этот камень, иногда хрусталь, часто упоминаются в романе. С таким же явлением мы сталкиваемся в тримурти брахманизма: Шива — черный цвет — трансформирует гуну невежества, Брахма — красный цвет — гуну страсти, Вишну — белый цвет — ведет к высшему познанию. В Африке через эти три цветовые стадии человек проходит цикл своего существования.
В романе «трансмутация» отчетливо показана не только в главе «Последние похождения Коровьева и Бегемота», в которой огонь уничтожает «знаменитую квартиру» 50, Торгсин на Смоленском рынке и, наконец, дотла сжег МАССОЛИТ («Грибоедов»).
Здесь стоит вспомнить диалог Воланда и Коровьева.
» — Ах, если так, то, конечно, придется строить новое здание,
булгаков мастер маргарита роман
Оно будет построено, мессир, — отозвался Коровьев, — смею уверить вас в этом
Ну, что ж, остается пожелать, чтобы оно было лучше прежнего, — заметил Воланд.
Так и будет, мессир, — сказал Коровьев».
«Трансмутация», хотя и не так отчетливо, как в эпилоге, прослеживается на протяжении всего романа. Цвета черный, красный, белый встречаются практически во всех главах романа по одному, в диаде или триединстве (соответственно изменяется и смысл значения данного сочетания), а красный имеет либо различные оттенки (от розового до бардового, в зависимости от философского или психологического аспектов), либо проявляется, если можно так выразиться, в своем материальном эквиваленте (алый, цвет мученичества, — кровь или вино как символ евхаристии).
Например, невербальный паттерн вины, стыда и страха Понтия Пилата или других героев визуально подтверждается оттенками красного — багровым, бурым (красно-коричневым) или белым цветами.
С5- На какие два «полюса» можно разделить героев романа и по ...
... переживаний героини, её эмоции и страхи(«И Таня в ужасе проснулась»). Сон Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»(М.Булгаков) также играет ключевую роль в раскрытии душевных качеств ... Жизнь для них- это игра. «Шахматы расставлены, игра начнётся завтра»- так говорил Наполеон перед сражением, которое для него было не больше, чем шахматная партия. ...
Кроме того, значение цветовой индексации усиливается использованием символики языка цветов. Так, образ «вечной женственности», три этапа в жизни Маргариты, а также ее трансформация отмечаются мимозой, розой и ландышами. При появлении героини автор говорит о «тревожных желтых цветах» — скорее всего, мимозах, которые на языке цветов олицетворяют стыдливость, чувствительность, а желтый цвет иногда означает и «призыв к любви». Следующий этап, связанный с периодом депрессии Маргариты, отмечается засушенным цветком розы. Хотя автор и не упоминает ее цвет, правомерно будет предположить, что она была красная, так как эмблемой любви является именно красная роза. А также этот цвет вписывается в цветовую структуру «трансмутации», только здесь, вместе с черным, на первом месте стоит желтый (сочетание черного и желтого характеризует стрессовую ситуацию, подчеркивает тревожное состояние героини).
И уже после бала у Сатаны, Мастер и Маргарита видят в своем подвальчике на столе белые ландыши, олицетворяющие не только «вернувшееся счастье», но являются цветами древнегерманской богини Остары — провозвестницы весны, богини зари. Кроме того, ландыши связаны и с христианскими традициями — Троицыным днем и легендой о св. Леонарде, пролившим кровь в борьбе с драконом, из капель которой Бог вырастил эти цветы — цветы непорочности и святости.
Также и роза связана не только с образом Маргариты, с темой земной любви, она в большей степени находит отражение в библейской и космической подструктурах романа. Ряды красных и белых роз мы видим на балу у Сатаны, розами заполнен сад Ирода Великого («вниз по широкой мраморной лестнице меж стен роз источавших одуряющий аромат», Понтий Пилат шел объявлять приговор), сломанные розы валяются в лужах после ливня, омывшего место казни и «ненавидимый прокуратором город». В своем амбивалентном значении роза связана со смертью в традициях Древнего Рима, а затем католицизма. Искупление Христом человеческих грехов олицетворяет алая роза; красная, белая, «золотая» (покаяние, молитва, искупление) являются цветами Девы Марии; апостол Петр идущим в рай чистым душам бросает под ноги цветы розы. Наконец роза в католических легендах становится небесной защитницей добрых дел.
Цветы розы наглядно иллюстрируют вину Пилата: ожидая результата казни прокуратор «глядит на две белые розы, утонувшие в красной луже». Несмотря на целебные качества этого цветка, «более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла <. > и все теперь предвещало нехороший день». Если обратиться к теории З. Фрейда, то в этом факте можно увидеть проявление «поглощающей» матери (вспомним легенду о происхождении Пилата, на которую отложила отпечаток версия, пересказанная немецким историком Г. Мюллером).
Реакция на этот запах сопровождается и другими симптомами «непобедимой, ужасной болезни гемикрамии, при которой болит полголовы», которые подметил Иешуа Га-Ноцри. Он говорит: «Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня» (невротизация — болезненное восприятие звука, света).
Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...
... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...
Данный симптомокомплекс, выраженный тремя цветами — желтым (желтизна лица, зубов) и диадой красного и белого («В белом плаще с кровавым подбоем»), В основе своей имеет ряд причинно-следственных связей.
Так в амбивалентной репрезентации этих цветов (красного и белого) дается внутренняя и внешняя характеристика героя, также как и в его атрибутах — плаща и золотого копья. Прежде всего сам плащ, символизирующий уход, тайну, защиту и т.п., указывает на расщепленное ego Пилата,в ходе сюжета проявившегося в непоследовательных мыслях и поступках (желание отпустить Иешуа, затем вынесение приговора, следующий за этим приказ зарезать Иуду).
Как две стороны плаща, на внешний и внутренний аспекты прокуратора указывают цвета — красный, экстравертирующий, и белый, интравертирующий. Красный цвет раскрывает внутренний мир героя, подчеркивая амбициозность и агрессию, направленную на окружающих («Секретарь <…> постарался представить себе, в какую именно причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора»).
Багровый цвет репрезентирует особенно сильное выражение агрессии, указывая на сопровождающее его соматические симптомы — багровая пелена перед глазами — следствие прилива крови к голове («Поплыла <…> какая-то багровая гуща <…> Теперь его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия»).
Относительно этого фрагмента Б. Соколов говорит о «двойственности читательского восприятия», которая указывает на «наличие одновременно и рациональной и иррациональной мотивировки событий», являющейся основной частью поэтики романа. О жестокости и грубости, в том числе трусости и предательстве, напоминает также и желтый цвет: именно такую трактовку мы встречаем в символике грима пекинской классической драмы. На соматическом уровне желтоватое лицо говорит о реакции печени (разлившейся желчи) на средоточие гнева и примитивных эмоций. Белый цвет указывает на внешнюю сторону образа и говорит о величии, но в то же время он является и символом траура, а здесь, скорее, тоски, предчувствия «долженствующем непременно быть и с кем?! — бессмертии
Также амбивалентно и значение Золотого копья — анимустический символ, с одной стороны, указывающий на агрессию вовне, с другой, говорящий о величии, целенаправленности (в русском эквиваленте название легиона Фульмината, которым командовал прокуратор, означает «поражать молнией»), интеллекте и творческих возможностях. Так и Г.А. Мюллер в своем психологическом толковании вины Пилата дает понять, что несмотря на жестокость прокуратор является необычной, возвышенной личностью («Га-Ноцри отмечает:». ты производишь впечатление очень умного человека»), способного воспринять и оценить величие подсудимого и сострадать ему. Причина «судебного убийства» заключается не только в исторической ситуации того времени, которую создавала также «болезненная подозрительность» императора Тиберия, но и в комплексе, порожденном происхождением Пилата, со всеми вытекающими отсюда психологическими проблемами, в том числе, боязни потерять власть (компенсаторная функция).
Образ вожатого
Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...
Трансформацию внутреннего мира Понтия Пилата и героев романа в целом на символическом уровне раскрывают не только цвета, но и свет, пейзаж, окружающие предметы, состояние вещества, растительный и животный мир (последний представлен двумя антагонистическими его представителями — котом и собаками, более разнообразно показаны пернатые), время суток.
Так, во второй главе встреча Пилата с Иешуа происходит утром, которое на символическим уровне указывает на пробуждающееся сознание (в данном случае Пилата).
В тот момент, когда Иешуа снимает с прокуратора симптомокомплекс, в колоннаду пробирается луч солнца, предвещая «сияние Славы Бога Сына» — учение Христа. Стоит подчеркнуть, что действию сопутствует движение Солнца, сопровождающееся описанием изменения его качественных характеристик, в то же время отражая личностные изменения Пилата, репрезентируемых через ряд сенсорных каналов — кинестетический («сжигаемый отвесными лучами»), визуальный (видел «солнцем заливаемую верхнюю площадку») и, наконец, в кульминации сцены «приговора» используются все модальности («солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнем уши»).
Параллельно движение Солнца, вернее его образ, отмечающий, во первых, время суток и этапы события («еще невысокое солнце» — до встречи с Га-Ноцри; «раскаленный шар над самой его головой, а тень Каиафы совсем съежилась у львиного хвоста» — утверждение приговора; «Он невольно обратил свой взор туда, где <…> догорали и колоннады, и плоские кровли, позлащаемые последними лучами» — завершение казни).
Во-вторых, раскрывает образ Пресвятой Троицы. Как отмечает М.П. Холл, истоки Троицы имеют аналогию с тремя фазами суточного движения Солнца — восходом, полднем и закатом, а также тремя жизненными фазами — ростом, зрелостью и упадком. Исходя из вышесказанного, образ Бога Отца олицетворяет утреннее солнце, «сияние Славы Бога Сына» — полуденное солнце, Бога Духа Святого — солнце на закате.
Говоря о трансформации Пилата, необходимо упомянуть о символе, который встречается в сцене беседы Пилата и Иешуа, репрезентируемый через аудиальный канал — это фонтан, вода которого «пела замысловатую приятную песню», «ворковали голуби». С точки зрения теории З. Фрейда, фонтан указывает на мужскую силу. Но в данном случае это, скорее, «фонтан жизни» — знак литургии. Символ, в искусстве встречающийся довольно редко, в частности, его можно увидеть на центральной части алтаря Яна ван Эйка «Поклонение агнцу». О значении этого символа, ссылаясь на писание, упоминает К. Юнг («реки живой воды, проистекающие от «чрева Христова» (Иоанн, 7: 38).
Сумеречное и спорадическое сознание Пилата находит выражение в затемненной комнате, темном крыле дворца (теневая самость), в свете Факела (Фрагментарное сознание).
Ослепительное солнце. 1997
... склонностью выражать себя в качестве независимой личности. Кроме того, изображение солнечных образов или самого солнца аппелирует к архетипу Самости. Поэтому можно сказать, что через эти работы ... упорядоченности и олицетворяет полноту жизни, союз всех её противоположностей, иногда называется «образом Бога» в душе. Представляется круглыми фигурами и предметами, брачной и солнечной символикой. Можно ...
Буря, гроза и потоки воды, кроме религиозно-мистического смысла, в отношении характеристики Пилата указывают на его психотический срыв. Скалистая площадка, освещенная луной, каменное кресло, на котором просидел прокуратор «двенадцать тысяч лун» указывают на то, что его «теневые аспекты» и материнский комплекс, а также чувство вины за совершенное предательство (Иешуа и своего народа — Пилат является германцем по происхождению) не давали ему встать на путь эволюции (свет луны, лунная дорожка — выход из теневого сознания на духовный уровень).
Осознание этого пути произошло еще при встрече Пилата с Иешуа. (Собака Банга — это, с одной стороны, образ отца, с другой — образ проводника, связующего теневые аспекты прокуратора с духовными).
Фактически две тысячи лет ушли на то, чтобы Пилат смог осознать свои теневые стороны, искупить вину и, наконец, принять себя, что, в конечном итоге, позволило соединиться с Богом, найти покой (находит покой, в том числе, и сам Мастер, «угадавший» страдания Пилата).
А символом воскресения и последнего отрезка пути к покою является луна, «посредствующая между землей и солнцем, вернее, походящая на мост лунная дорожка».
Таким образом, в процессе эволюции Понтия Пилата, на смену агрессии, страху, чувству вины, приходят импатия, духовное прозрение.
Нa завершение трансформации главных героев земного и космического «миров» и их переход в новое состояние, на цветосимволическом уровне указывает радуга («Грозу унесло без следа, и, аркой перекинувши через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга»).
Арка символизирует переход из одного состояние в другое, завершение какого-либо отрезка в жизни и начало нового. А радуга почти у всех народов является знаком благоприятного проявления божественной воли, выражения гармонии в природе, а гармония рассматривалась философами как состояние, непосредственно предшествующее красоте (в данном случае покою).
В свою очередь красота мира и его Творец понимались как Добро, потому что благое деяние только тогда будет красивым, когда будет совершаться в согласии с собственной природой.