9. Сдвиг к риску в группе – эксперименты Джеймса Стонера

Что сделал Холмс, изучая стресс

Один из способов толкования понятия «стресс» — это любая эмоция, положительная или отрицательна в крайней форме.

Холм и Рейх пытались доказать существование связи между стрессом и здоровьем человека. Когда в жизни люди происходят внешние изменения, требующие значительной внутренней психологической адаптации, (эти изменения получили название жизненных стрессов), — возникает тенденция к повышенной подверженности заболеваниям.

Холмс и рейх составили перечень из 43 таких жизненных событий и предъявили его испытуемым с просьбой оценить трудность приспособления, необходимого для каждого события. Событию «вступление в брак» был присвоен произвольный показатель 500. Оценивая остальные события, испытуемые должны были сравнивать их по трудности приспособления и приписывать им большие или меньшие численные значения. Так была создана оценочная шкала трудности приспособления к социальным изменениям, которую в дальнейшем использовали как инструмент для определения связи между стрессом и болезнями.

Примеры из шкалы

Смерть супруга – 100 баллов

Развод — 73 балла

Травма — 53

Вступление в брак 50

Беременность 40

Смена учебного заведения 20

Отпуск 13

Рождество 12

Изучались члены экипажей морских судов (2500 чел).

Они тестировались по шкале перед плаванием. В дальнейшем оказалось, что те, у кого более высокие показатели по шкале – чаще заболевали в течение полугодового плавания.

Опишите исследование Турнбула о том как человек учится воспринимать.

Ощущения являются сырым материалом для восприятия. Восприятие (перцептивные процессы) участвыют в трех основных видах деятельности

  1. В выборе ощущений, на которые следует обратить внимание
  2. В организации данных ощущений в узнаваемые формы
  3. В интерпретации полученной структуры с целью вынесения суждения об окружающем мире.

Для этого в распоряжении человека имеется несколько стратегий, получивших название «свойств восприятия» : выделение фигуры из фора, константность, целостность и другие.

Турнбул был антропологом, изучавшим поведение и реакции африканских пигмеев, которые всегда жили в джунглях и не имели опыта восприятия открытых пространств.

Пигмей принял быков, которые паслись на равнине за насекомых. А когда к ним приблизились, и он увидел, что животные действительно увеличились в размерах, посчитал происшедшее колдовством. Так как он жил с джунглях, у него не сформировалось свойство константности восприятия.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... переоценки описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах. По полученным данным проводится подсчет ... требует обращения к грустным страницам нашей жизни. Перед Вами описание различных трудных жизненных ситуаций. Внимательно прочитайте описание каждой из них и попытайтесь представить, что ...

  1. Как человек ведет себя в гипнозе? Опишите исследования Спаноса.

До Николоса Спаноса существовало мнение Хилгарда ( и оно было общепринятым), что состояние человека под гипнозом – особое состояние сознания, оно уникально. И обладает следующими характеристиками

  • Усиление чувствительностри к внушению
  • Неосознанность действий (люди интерпретируют свое поведение, как вызванное кем-то другим.
  • Улучшение возможностей вспоминать
  • Повышенная интенсивность визуального изображения
  • Диссоциация (способность концентрироваться на определенных событиях, не видя ничего другого)
  • Анальгезия ( пониженная чувствительность к боли)

Спанос доказывал, что под гипнозом возникает лишь повышенная мотивация к определенным действиям. Загипнотизированные люди совершают произвольные действия для достижения желаемых результатов.

Спанос показал, что чувствительность к гипнозу существует не у всех людей и коррелирует с общей тенденцией человека погружаться в другие виды деятельности ( чтение, музыка, мечтания).

Те, кто входит в состояние гипноза намерены выполнять то, что гипнотизер скажет.(1)

Они переживают гипноз в соответствии со своими убеждениями о должном поведении в гипнозе. (2)

Сочетание намерений исполнять указания гипнотизера и убеждений о поведении в гипнозе порождают повышенную готовность действовать по принуждению. – То есть мотивацию подчиняться.

  1. Опишите эксперименты Бандуры и Росса об агрессии.

Бандура – создатель теории социального научения. Он считал, что помимо непосредственного вознаграждения и наказаний на человека влияет опыт наблюдения и имитации (моделирования) поведения других людей.

Эксперименты Бандуры были проведены на детях 3 – 6 лет, которые наблюдали поведение взрослых. Предварительно группы (основные и контрольные) были выравнены по агрессивности.

Агрессивное «модельное» поведение взрослого (мужчины) проявлялось в течение 10 минут во время совместной с детьми игры по отношению к кукле. Взрослые роняли куклу Бобо, садились на нее, пинками гоняли ее по комнате, вербально выражали агрессию «Дай ему в нос» и прочее.

Потом за поведением каждого ребенка отдельно игравшего с теми же игрушками наблюдали в течение 20 минут.

Оказалось, что

Дети, наблюдавшие совершение взрослыми агрессивных действий, имитируют поведение взрослого и совершают агрессивные действия , даже когда модель отсутствует.

Дети, наблюдавшие неагрессивную модель, не только значительно менее агрессивны, чем те, кто наблюдал агрессивную модель, но и чем те дети, которые не наблюдали ни за какой моделью.

Дети идентифицируются со взрослыми своего пола и в большей степени имитируют поведения модели своего пола.

Поскольку агрессия – типично маскулинный способ поведения, мальчики в эксперименте оказались более предрасположены к имитации агресиии.

  1. Опишите эксперименты Аша о создании хорошего впечатления.

Аш признавал, что обычно мы имеем несколько характерирстик, на основе которых формируется впечатление. Но само впечатление оказывается целостным образом, а не набором характеристик. Его заинтересовало, как организуется это целостное впечатление.

5 стр., 2383 слов

Взаимоотношения людей в группе и их динамика

... климата в группах людей, и конечно, рассмотреть динамику взаимоотношений между людьми. Объект исследования - взаимоотношения людей и их динамика. Предмет – взаимоотношения людей в группе государственных служащих. Цель – изучить взаимоотношения людей в группе и ...

Он заметил, что разные характеристики, которые люди наблюдают у других людей имеют неодинаковый вес при формировании впечатления. Самые важные , имеющие наибольшее влияние, он назвал центральными, наименее важные – периферийными.

Двум группам студентов университета (всего около 200 чел) предлагались соответственно два списка прилагательных, характеризующих человека.

Группа А Интеллигентный , образованный, трудолюбивый, теплый,решительный, практичный , предусмотрительный.

Группа Б Интеллигентный , образованный, трудолюбивый, холодный, решительный, практичный , предусмотрительный.

Двум другим группам предлагались несколько иные списки

Группа А Интеллигентный , образованный, трудолюбивый, вежливый,решительный, практичный , предусмотрительный.

Группа А Интеллигентный , образованный, трудолюбивый, резкий, решительный, практичный , предусмотрительный.

Далее всем студентам предложили написать короткие очерки о людях с предложенными характеристиками. При написании очерка они опирались на список антонимических характеристик людей.(Семантический дифференциал).

Оказалось, что испытуемые, слышавшие слово «теплый», в своих описаниях делали человека благородным, мудрым, счастливым, добродушным, обладающим чувством юмора, общительным, признанным, гуманным , альтруистичным и мечтательным.

Испытуемые, слышавшие слово «холодный» — наделяли человека антонимами указанных выше прилагательных.

Но теплогочеловека не считали надежным, важным, красивым, постоянным, серьезным, сдержанным, сильным или честным.

Когда же различие проводилось по прилагательным «вежливый» и «резкий»- экстремальные различия в оценках исчезли. Различие, но менее значимое, проявлялось по прилагательным мудрый, гуманный и альтруистичный.

  1. В чем смысл эксперимента Толмена о когнитивных картах?

Толмен считал, что не только люди, но и животные пользуются мысленными образами, которые он назвал когнитивные карты. В эксперименте использовался анализ поведения крыс в лабиринте.(1948).

Первый эксперимент был назва экспериментом скрытоко или латентного научения. Крыс учили бегать по лабиринту. Ежедневно считали их ошибки – забегание крыс в глухое ответветвление. Крысы были разделены на три группы. Группы С – (контрольная) – крыс пускали в лабиринт, в конце которого их ожидало пищевое награждение.

Группа N(без поощрения) – крысы не получали ни пищевого, никакого другого поощрения при любом поведении в лабиринте. ГруппаD- с отсроченным поощрением – в течение первых десяти дней с ней обращались как с группойN(никакого поощрения), а начиная с 11 дня – крысы находили пищу в конце лабиринта.

Оказалось, что крысы почти ничего не выучили о лабиринте, пока не получали поощрения за его прохождение. Однако, как только они открыли для себя, зачем бегают по лабиринту, они научились проходить его всего за три дня. Крысы как бы постепенно сформировали у себя когнитивные карты, но воспользовались ими , как только у них появилясь мотивация для этого.

Второй эксперимент по пространственной ориентации. Эксперимент был задуман, чтобы показать действие когнитивных карт, так как ранее считалось, что все связи образуются путем проб и ошибок.

Сначала крыс учили бегать по простому лабиринту. Потому лабиринт усложняли таким образом, что если крысы пытались бежать обычным путем они попадали в тупик и должны были возвращаться в круглую площадку, где перед ними вставал выбор из 12 возможностей.

15 стр., 7432 слов

Ответы на вопросы по литре

... чист, ибо не приемлет никакого насилия. Сон же Свидригайлова о всё заполонивших крысах говорит о том, что его душа уже не сможет возродиться, ею завладел ...

Было подсчитано количество крыс, выбравших каждую из 12 этих возможностей. Оказалось, что наибольшее количество крыт выбрало тот коридор, который находился примерно в 10 см от того места, где в предыдущем эксперименте располагалась кормушка. А согласно теории «стимул-реакция» они должны были бы выбрать коридор близкий к повороту в первом лабиринте.

Так Толмен показал, что крысы, а следовательно и люди формируют концептуальные карты.

  1. Опишите эксперименты Ла Пьера. «Говорите одно, делаете другое».

Ла Пьер занимался социальными установками — теми, которые мы имеем по отношению к другим людям или группе. Считалось, что личностная установка на объект влияет на поведение человека по отношению к этому объекту. И, изучив установки при помощи опроса мнений людей, можно предсказать их поведение.

Ла Пьеру же удалось показать ( в 1934 году), что мнение людей не всегда совпадает с поведением.

В течение трех лет он путешествовал по США с супружеской парой из Китая ( в то время люди восточной расы были редки в США, отношение к ним у населения было настороженным, негативным.

Путешествуя , Ла Пьер фиксировал реакцию обслуживающего персонала на присутствие китайцев. Из 251 отеля и ресторанов им только один раз отказали в обслуживании, качество сервиса часто было лучше, чем ожидал исследователь, если бы он путешествовал один.

Вернувшись, Ла Пьер решил исследовать и мнения обсуживающего персонала о приеме посетителей-китайцев. Он опрашивал представителей тех отелей и ресторанов, которые они посетили, и многих других, задавая следующий вопрос: Согласны ли Вы принять в качестве гостей в своем заведении представителей китайской национальности. Почти 90 процентов ответивших заявили, что они не обслуживают китайцев.

Эти исследования положили начало исследованиям в каких именно ситуациях установки способны предсказать поведение.

Оказалось, что установки могут быть более или менее сильными, стабильными, значимыми, отчетливыми. Иногда внешние воздействия, которые проявляются в определенных ситуациях, столь сильны, что высказанная установка не оказывает заметного влияния на поведение.

  1. Опишите эксперименты Аша о конформизме.Что такое конформизм?

Конформность- психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера «подчинения» индивида групповому давлению. Проявляется в изменении мнения человека в направлении большего согласия с группой как результат реального или воображаемого давления группы.

Следует отличать конформность от конформизма, который в обыденном языке имеет значение «приспособленчества».

Эксперименты Аша. Стимульный материал — линии разной длины.

а _____ Эталонный стимул

б ________

в __ _____

Задание: Какая линия а, б, или в одной длины с эталонным

стимулом?

Сталкиваясь с тем, что другие участники эксперимента, находясь в сговоре с экспериментатором, давали «Неправильный» ответ, испытуемый чувствовал замешательство, но также давал неправильный ответ.

Эксперименты Шерифа.

Аутокинетический эффект состоит в том, что одиночный и неподвижный источник света в темном пространстве комнаты воспринимается как двигающийся, отклоняющийся от первоначального положения. Испытуемых спрашивали, как далеко отклонилась точка в сантиметрах. Люди работали по-отдельности и вместе. Если они работали вместе их мнения сближались.

9 стр., 4080 слов

Проблема свободы и ответственности человека

... чья каузальность не подчиняется другому направлению. Эта трактовка созвучна с мнением Аристотеля, который считал человека свободным, когда он can по и! себе является своим вершением, ... достижение которой возможно лишь на путях модернизации всего комплекса объективных условий жизни людей. Субъектом свободы выступают: общесоциальный субъект (человечество); народы, нации, классы, другие социальные ...

Эксперименты Московичи.

В качестве стимульного материала использовались вспышки цвета синего цвета разной насыщенности. Три — более яркие, и три других — менее яркие. «Меньшинство» в группе, находясь в сговоре с экспериментатором, на вопрос: «Какого цвета вспышка?» — отвечали: «Зеленая». Московичи интересовало, какое влияние оказывает мнение меньшинства на большинство. Большинство сталкивалось с ситуацией, когда меньшинство давало неверный, но возможный ответ. Важно, что стимульный материал был таков, что испытуемые не чувствовали замешательства, сталкиваясь с неправильным ответом.

Перед началом эксперимента испытуемые в присутствии других участников проходили тестирование на цветоразличение. Это делалось для того, чтобы убедиться, что чувствительность участников действительно нормальная, а также для того, чтобы они были уверены в «нормальной» чувствительности других. Затем им объявлялось задание: «Оценивать, какого цвета и какой яркости будут слайды».

В одной из серий эксперимента, все кроме испытуемого, по инструкуции экспериментатора постоянно называли слайды «зелеными.» В другой, их ответ чередовался с случайном порядке между «синий» и «зеленый.» При тестировании в одиночку только в 0,25 % случаев испытуемые ошибались и давали ответ «зеленый.» В присутствии группы людей, постоянно дававший ответ «зеленый,» испытуемые давали такой же ответ уже в 8,4 % случаев. Если участники эксперимента, находящиеся в сговоре с экспериментатором давали попеременно оба ответа, то испытуемые выражали свое мнение ответом «зеленый» в 1, 25 % случаев.

После этого испытуемого посылали к другому экспериментатору, который говорил, что его эксперимент не имеет ничего общего с первым и что его интересует другой аспект различения цвета: испытуемому будет предъявляться спектр постепенного перехода от синего к зеленому цвету. Исследователя интересует, в каком месте испытуемый поставит границу между зеленым и синим цветом. Оказалось, что те испытуемые которые ранее работали с людьми, постоянно дававшими ответ «зеленый» переносили границу между цветами ближе в сторону зеленого, по сравнению с контрольной группой, не принимавшей участие в первом эксперименте. Этот эффект наблюдался даже у тех лиц, которые в предыдущем эксперименте ни разу не дали ответ «зеленый.»

Был сделан вывод, что «уверенное» меньшинство оказывает двоякое воздействие на ответы испытуемых: у части испытуемых меняется мнение, но у всех расширяется представление о «зеленом.» Первый вид влияния получил название прямого эффекта, а второй — латентного эффекта. Так Московичи показал, каким образом меньшинство может оказывать влияние на большинство.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... как правило, наступление более тяжких последствий. Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей не является простым (механическим) сложением некоего числа ... индивидов, совместно совершающих преступления. Каждая преступная группа, с точки зрения психологии ...

Далее был проведен еще один эксперимент: «меньшинство» чередовало свои ответы случайно, независимо от яркости предъявляемых слайдов или называло “зелеными” слайды более блеклые, а “синими” — более яркие. Именно последняя группа «меньшинства» , как оказалось, оказывает наиболее сильное воздействие на испытуемых.

Сравнивая влияние «большинства» в экспериментах Аша и «меньшинства» в экспериментах Московичи, можно сделать вывод, что «большинство» своим завлением как бы заставляет отвернуться от реальности факта, а «меньшинство» заставляет к этой реальности более внимательно присмотреться, боле подробно ее изучить.

Есть интересные данные о том, что люди лучше запоминают нетипичные ответы, исходящие от «меньшинства», чем от «большинства» ( Nemeth, Mayseles, Sherman & Brown).

Как можно уменьшить конформность? При каких условиях она уменьшается?

  • Если испытуемый понимает, почему другие дают иные ответы. Например, он знает, что он получает вознаграждение за правильный ответ, а другие — премию за догадку.
  • Если субъекта просят выразить свое предпочтение (субъективное суждение), но не объективное восприятие
  • Если хотя бы один из присутствующих дает правильный ответ
  • Если хотя бы один из присутствующих дает ответ иной чем группа.

Складывается впечатление, что люди проявляют конформность не потому, что они боятся быть «особенными», но потому что они не хотят ошибиться по поводу чего-то простого и доступного объективной оценке.

Эксперимент Джеймса Стонера (James Stoner) — дипломная работа в школе менеджмента в МIT.

Инструкция:

Господин А — инженер электронщик, женат и имеет ребенка. Он работает в большой электронной компании с момента окончания университета уже пять лет. Он может уверен, что сможет работать в этой компании в течение всей жизни, работая по специальности, со средней для его квалификацией заработной платой и соответствующей пенсией. Однако, он также уверен, что его заработная плата мало вырастет в будущем. Ему предлагают другую работу, в небольшой фирме, будущее которой неопределенно. На новой работе у него выше заработная плата с самого начала, кроме того в будущем, если фирма выдержит конкуренцию, его доходы могут вырасти, он может стать совладельцем этой компании.

Представьте, что даете совет господину А. Ниже приведены шансы финансовой стабильности данной компании.

Выберите, пожалуйста, наименьший шанс финансовой стабильности компании, при котором Вы посоветуете господину А перейти в эту компани.

шанс, что компания будет финансово стабильной 1 к 10

шанс, что компания будет финансово стабильной 3 к 10

шанс, что компания будет финансово стабильной 5 к 10

шанс, что компания будет финансово стабильной 7 к 10

шанс, что компания будет финансово стабильной 9 к 10

отметьте здесь, если Вы считаете, что господину А не следует переходить в эту компанию вне зависимости от шансов.

Дж.Стонер предлагал студентам принять решение в 12 подобных ситуациях. Далее, он объединял студентов в группы предлагал каждой группе прийти к консенсусу по каждой из проблем. Затем он подсчитывал среднее групповое решение и среднее индивидуальное решение. Оказалось, что среднее групповое решение — более «рискованное». Этот результат получил название эффекта «сдвига к риску».

Этот эффект нашел подтверждения в разнообразных выборках, странах. Но как его объяснить. Одно из объяснений -теория социального сравнения Леона Фестингера. Если люди не уверены или смущены обстоятельствами, в которых они оказываются, они смотрят на других людей, чтобы мнения других людей помогли им сформировать свое собственное суждение о мире. С другой стороны, люди используют мнения других о себе для формирования образа самих себя. То есть мнения других о нас чрезвычайно нам важны. Два этих обстоятельства делают возможным влияние группы на индивида.

10. Социальное влияние. Диффузия ответственности.

Диффузия ответственности

Америка была потрясена фактом убийства женщины на улице ранним вечером, причем было около 30 свидетелей убийства, которое длилось в течение нескольких минут, однако никто не вмешался. Что это? Апатия?

Latane & Darly дали этому явлению название «плюралистического игнорирования» или «диффузии ответственности». Как и в экспериментах Шерифа: в ситуациях неопределенных и двусмысленных, ответы других людей используются для построения своего отношения, своей реакции.

Эксперимент с симуляцией пожара во время заполнения опросников. Испытуемые дышали дымом, но продолжали заполнять опросник также, как это делали окружающие, находящиеся в сговоре с экспериментатором.

Эксперимент с симуляцией эпилептического припадка: являясь свидетелем, не приходили на помощь.

В чем смысл экспериментов Милгрэма о подчинении человека?

11.Подчинение: эксперимент Стэнли Милгрема.

Эксперименты Стэнли Милгрема, 1974.Суд над Эйманом, организовавшим убийство 8 миллионов людей во время Второй Мировой войны в концентрационных лагерях, потому что ему это было приказано. Не задумывался, достаточное ли основание для таких действий получение приказа. Не испытывал никакой личной ненависти к евреям. Об этом суде написана книга Ханни Арендт «Отчет о банальности зла.»

Эксперимент.

Испытуемые набирались по объявлению в газете, где говорилось что они должны будут участвовать в эксперименте по теории научения.Испытуемому предлагалась роль «учителя», он должен был предлагать испытуемому, сидящему в другой комнате и видимому через стеклянное окно, последовательности слов на слух. “Ученик”, переодетый актер, должен был запоминать эти последовательности и повторять их вслух. При ошибке, «учитель» должен был наказывать «ученика» ударом электротока ( нажатием на клавишу), при этом при каждой следующей неудачной попытке воспроизведения слов “учеником” напряжение должно было повышаться на 15 вольт. Разумеется, испытуемые не знали, что “Ученик” переодетый актер и нажатие на клавишу не приводит к разряду электротока.

«Ученику» надевали электроды, он слабо жаловался на сердце, но экспериментатор, присутствовавший все время в комнате, где проводился опыт говорил, что удары могут быть болезненными, но неопасными для здоровья. Если в ходе эксперимента “учитель” начинал выражать сомнение или недовольство, экспериментатор говорил: «Продолжайте, пожалуйста продолжайте. Эксперимент должен быть продолжен.»

Шкала напряжение выглядела следующим образом:

15 75 135 375 450

вольт вольт вольт вольт вольт

Слабый Средний Сильный Опасность:

шок шок шок Очень

сильный шок

Шестьдесят пять процентов мужчин и женщин, участвовавших в эксперименте продолжали его до конца, хотя видели страдания и могли выйти из него, или потребовать его изменения. «Учитель» воспринимал ситуацию как свою моральную обязанность «продолжать эксперимент». Он видел экспериментатора как представителя законной власти — со своеобразным представлением о морали, но не проявлял неподчинения экспериментатору Удивительно, что никто из опрошенных Милгремом посторонних лиц не ожидал такого результата.

Факторы, уменьшающие подчинение:

  • Два экспериментатора выражают разное мнение по поводу того, продолжать ли эксперимент.
  • Другие испытуемые отказываются участвовать в эксперименте.
  • Экспериментатор находится в другой комнате и общается с испытуемым по телефону.
  • «Учитель» держит «ученика» за руку.

Факторы, не уменьшающие подчинение:

  • Испытуемый жалуется на сердце.
  • Эксперимент проводится как маркетинговое исследование, а не исследование в «научных целях.»
  • «Ученик» вступает в эксперимент, заключая соглашение с экспериментатором, о том, что эксперимент может быть прекращен по его просьбе.

12. Жестокость: эксперимент Зимбардо.

Добровольцами для участия в эксперименте «Жизнь в тюрьме» были студенты Стэнфордского университета, оплата составляла 15 долларов в день. Эксперимент планировался на 2 недели. Но в силу проявленной стедунтами друг к другу жестокости он был прекращен на третий день. Стража становилась все более жестокой к заключенным.Почему?

* Заключенные действительно устроили восстание

* Деградация заключенных ( неопрятность, грубость) облегчает такое отношение к ним

* Среди стражи были «плохие» и «хорошие,» но почему первые пользовались большим влиянием? — По аналогии с экспериментом Шерифа. Стража попала в неопределенную ситуацию: в какой степени правильно проявлять жестокость. Но не нашли они средней, адекватной степени воздействия на заключенных, потому что «плохие» — действенно заявляли свое мнение, а «хорошие «- воздерживались от протеста. Но поэтому усреднения не происходило. Не проявляя жестокость , но и не выражая протеста в связи с тем. Что жестокость проявляли другие -«хорошие» не оказывали влияния.

Вывод, который был сделан: в американском обществе нет ценности открыто заявлять: » То, что Вы делаете — плохо». В результате были предприняты попытки в дальнейшем пропагандировать утверждение этой ценности в реальном поведении людей.

13. В чем смысл экспериментов Элизабет Лофтус с воспоминаниями свидетелей?

Она установила, что событие, воскрешаемое в памяти, восстанавливается неточно. При воспроизведении память использует новую информацию для заполнения пробелов в воспоминаниях. Словесная формулировка задаваемых свидетелям вопросов может изменять их воспоминание о событиях.

Эксперирмент 1

Студенты небольшими группами смотрели фильм об автомобильной аварии в которой с толкнулись пять машин. Далее они получили разные опросные листы. У половины первым стоял вопрос:

Насколько быстро двигалась машина А(та, которая проехала стоп сигнал), когда она проезжала стоп сигнал?

Вторая половина студентов получила первым следующий вопрос

Как быстро ехала машина А, когда она повернула направо?

Остальные вопросы практически не представляли интереса, кроме ключевого:

Вы видели стоп сигнал для машины А?

В первой группе 40 процентов ответили, что видели. Во второй – только 26 процентов ответили, что видели.

Эксперимент2

Студенты смотрели фильм Дневник студенческой революции. В нем было показано помещение, в котором 8 студентов крушили помещение.

После просмотра были выданы анкеты, РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ ТОЛЬКО ОДНИМ ВОПРОСОМ.

Вопросы группе 1

Был ли лидер четырех демонстрантов, которые ворвались в класс мужчиной,

Вопрос группе 2

Был ли лидер двенадцати демонстрантов, которые ворвались в класс мужчиной,

Через неделю, студентов пригласили вновь и предложили заполнить анкету, среди вопросов которой был ключевой: Сколько демонстрантов Вы видели врывающимися в класс?

Среднее число в первой группе – 6, 40. Во второй – 12. Некоторые испытуемые вспомнили и правильное число – 8.

Эксперимент 3

Хотели показать, как присутствие ложной исходной посылки в вопросах преобразует воспоминание очевидцев о событии и может привести к включению объектов, которых на самом деле и не было.

Студенты смотрели фильм об аварии, которая случилась с белым спортивным автомобилем.

Группе А вопрос:

Как быстро двигалась по дороге белая спортивная машина, когда она проезжала мимо сарая?

Группе Б

Как быстро ехала белая спортивная машина по проселечной дороге?

По прошествии недели вопрос

Вы видели сарай? 17 процентов из первой группы и два процента из второй ответили, что видели.

Эксперимент 4

Три группы по 50 испытуемых смотрели трехминутный фильм о проносящихся мимо машинах. В конце – столкновение с коляской, которую вел мужчина.

Группа Д Получала среди 40 вопросов 5 прямых вопросов о несуществующих объектах. Типа «Вы видели сарай в фильме?

Группа F5 вопросов, содержащих дезинформацию типа « Видели ли Вы фургон, припаркованные перед сараем?

Группа С – контрольная.

Ей удалось показать, что именно внесение ложный посылок искажает воспоминания.

14.Как порядок рождения связан с интеллектом человека (Зайонц и Маркус).

  1. Эксперименты Экмана и Фризена об эмоциональных проявлениях (экспрессии).

Исследования по лицевой экспрессии — опознанию эмоциональных состояний по мимике лица человека, ли начал еще Чарльз Дарвин. Он на основе своих наблюдений пришел к выводу, что выражение эмоций является универсальным свойством людей, следовательно, свойство передается генетически, а люди выражают эмоции одинаково. Ekman в 1973 выразил сомнение в том, что это свойстве передается по наследству, так как, возможно, что его универсальность объясняется тем, что дети переживают сходный опыт в первые годы жизни.

Klineberg (1940) Birdwhistell(1970) приводит аргументы в пользу культурной специфичности выражения эмоций: мать самурая (Япония) может улыбаться рассказывая о смерти своего сына.

Ekman (1982) решил проверить те единичные примеры, которые приводились в этой полемике и пришел к выводу, что часть из них носит анекдотичный характер, а другие относятся к специфичным социальным нормам выражения эмоций, а не к непроизвольной мимике, сопутствующей эмоциональным переживаниям.

Систематическое исследование на эту тему было проведено Ekman (1982a) среди Fore Папуа Новой Гвинеи. Он опубликовал серию фотографий, на которых экспрессивная мимика Fore была очень похожа на лицевую экспрессию европейцев, переживающих сходную ситуацию и эмоциональные состояния. Хотя эта публикация звучала очень убедительно, она все же не являлась научным доказательством.

Экман провел также два типа экспериментов. В первом эксперименте он предлагал испытуемым три фотографии и спрашивал, у кого из приведенных на фотографиях людей произошло в жизни некоторое событие, например, умер ребенок. Во втором эксперименте испытуемых просили изобразить, какое у них будет лицо, если они будут рады видеть пришедших друзей, или настолько злы, что готовы драться. Эти экспрессивные проявления фиксировались, затем искались совпадения с теми конфигурациями частей лица , которые свойственны в аналогичных ситуациях европейцам.

Фотографии для первого эксперимента были отобраны на основе теории Ekman & Friesen (1969), которые постулировали связь между состояниями центральной нервной системы и движениями лицевых мускулов. Принято выделять шесть основных выражений лица, отражающих фундаментальные эмоций: счастье, печаль, гнев, страх, удивление и отвращение. Каждое из них включает конфигурацию частей всего лица, но наиболее информативными являются брови и рот. Считается, что остальные эмоции и соответствующая им мимика лица носят смешанный характер1.

Фотографии для теста снимались в США, Бразилии, Чили, Аргентине, Японии. По результатам эксперимента, в котором обнаружились большие совпадения как в опознании эмоциональных состояний, так и в их выражении, авторы пришли к выводу, что выражение фундаментальных человеческих эмоций является универсальным свойством человека. Исследование Экмана критиковали, приводя аргумент, что телевидение и кино, распространившиеся повсеместно, готовят людей к правильному чтению мимики лица. Тогда Ekman & Friesen (1971) провели зеркальный эксперимент, используя фотографии , сделанные в племени Fore (Папуя Новой Гвинеи) и предъявив их американцам. Они получили сходные результаты, и опять это вызвало удивление и даже страх научной общественности. Эксперименты Экмана независимо повторили Dani в Индонезии и Изард. Однако Izard (1971) привел факты о том, что хотя правильное опознание эмоции имеет место, все же лучше опознают эмоции европейцев те жители Папуа Новой Гвинеи, которые имели с европейцами больше контактов.

Тем временем Экман с соавторами уже в 1987 году в 10 странах (Эстония, Германия, Гонконг, Италия, Япония, Шотландия, Суматра, Турция, США) показали, согласованно опознаются не только шесть базовых эмоций, но и смешанные эмоции. Однако оказалось, что азиаты несколько хуже опознают по интенсивности эмоции европейцев и наоборот, чем в рамках своей выборки. Это позволило Экману сделать вывод, что «лицу» иностранца приписывается «менее сильная эмоция».

  1. В чем смысл когнитивного диссонанса (эксперименты Фестингера)

Фестингер рассуждал следующим образом.

Для нашего общества нормой считается поведение, когда то, что человек утверждает публично, совпадает с его собственным мнением и убеждением. Следовательно, если вы думаете Х, а публично утверждаете не-Х, выбудете переживать дискомфорт когнитивного диссонанса.

Однако, если Вы знаете, что причина, по которой Вы утверждаете не-Х, оправдывается внешним давлением, (будь то обещание вознаграждения или угроза наказания), диссонанс редуцируется.

Тем самым, чем более для Вас очевидно, что ваше непоследовательное поведение – результат вашего собственного выбора, — тем больше диссонанс. Один из способов редуцировать диссонанс — изменить свое мнение, с тем, с тем, чтобы оно соответствовало поведению (сделанному публично заявлению).

Цель всего этого – поиск путей, каким образом можно заставить людей изменить мнение.

Метод доказательства.

Эксперимент состоял в том, что студенты нескольких групп, считая, что они принимают участие в эксперименте по измерению эффективности деятельности, в течение часа выполняли две серии весьма скучных, примитивных заданий (перекладывали катушки с подноса на стол).

Далее их интервьюировали по поводу реакций на эти задания. Некоторые испытуемые были вовлечены в дальнейшее манипулирование. Им говорили, что они входили в состав группы А, участникам которой задание предлагалось без всякой предварительной информации. А существует еще группа В – участники которой выполняют ту же работу, но им заранее сообщают описание заданий, которые предстоит выполнять. И делает это помощник экспериментатора. Но сейчас он почему-то отсутствует. Далее экспериментатор просил испытуемого помочь, а именно выполнить работу инструктора. ( Выдавался лист бумаги, озаглавленный «Для группы В», и «Было очень приятно. Весело, получил массу удовольствия. Это было интересно и захватывающе». То есть заведомая ложь для испытуемых.

Затеи испытуемому давался один доллар или двадцать долларов. Его на две минуты оставляли в комнате с «испытуемым из группы B», затем направляли в комнату, где с ним проводилось интервью.

Вопросы

Конт группа

1 доллар

20 долларов

Увлекательность работы от -5 до + 5

— 0.45

+ 1.35

— 0.05

Как много Вы узнали от 0 до 10

3.08

2.80

3.15

Научная значимость от 0 до 10

5.60

6.45

5.18

Желание

-0.62

1.20

-0.25

То есть тем испытуемым, которым за ложь заплатили по 1 доллару эксперимент понравился больше, чем тем, кому заплатили по 20 долларов или не заплатили вообще.

Они же готовы участвовать и в другом таком эксперименте. – то есть на лицо изменение установки.

  1. Являетесь ли вы хозяином своей судьбы (эксперименты Роттера).

Концепция «локуса контроля» развивалась Rotter (1954-1966).

Эта концепция опирается на теорию социального научения, согласно которой подкрепление имеет решающее значение для формирования новых навыков и поведения человека. Rotter считал, что индивиды склонны обобщать свой опыт научения и формируют некоторое обобщенное ожидание относительно природы подкрепления: экстернальной или интернальной. Успех достигается благодаря навыку, которым обладает индивид (интернальная природа подкрепления) или случайно (экстернальная природа подкрепления), аналогично интерпретируются и причины неудач.

Люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями, то есть как они интерпретируют причины позитивных и негативных событий в своей жизни. Возможны два полярных типа такой локализации, или локуса контроля: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу локуса контроля.

Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни. Поэтому для измерения локуса контроля данного испытуемого достаточно получение одной цифры одномерной, линейной характеристики, отражающей его позицию на континууме экстернальности — интернальности.

Приведем пример шкалы, измеряющей уровень субъективного контроля (интернальности).

Ответы «Да» характерны для интерналов, а ответы «Нет» для экстерналов:

  • Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
  • То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
  • Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

В 8 главе мы рассмотрим методические проблемы использования измерительных шкал в кросс культурных исследованиях. Здесь оговорим, что так как были обнаружены кросс культурные различия в факторной структуре опросников измеряющих Локус контроля, валидная интерпретация результатов едва ли возможна.

Противоречие

Вопросник использовался во многих кросс культурных исследованиях. Однако, полученные данные довольно противоречивы. Часть результатов свидетельствуют о том, что люди в Западных странах (США и Мексика) в среднем более интернальны , чем люди на Дальнем Востоке (Таиланд и Япония).

Однако в исследовании О.Парсонса и Д.Шнейдера восточные культуры – Япония и Индия – оказались на двух разных полюсах : Япония – наиболее экстернальная, а Индия – наиболее интернальная, тогда как все остальные культуры, западные и ближневосточные, заняли место между ними.

В исследовании Е. Мак-Гиннеса было обнаружено, что экстернальный локус контроля сильнее всего выражен в Швеции, потом – Японии, Австралии США и Новой Зеландии в порядке убывания. ( Данные по Gudukunstetal.)

Мужчины, по-видимому, более интернальны, чем женщины. Интерналы

более ориентированы на достижения. В пределах США по данным Dyal (1984) черные более экстернальны чем белые. Невысокий социо-экономический статус коррелирует с экстернальным контролем. Что касается других меньшинств, например, испано-говорящих в США, то интернальность зависит от статуса и уровня образования. Dyal считает, что результаты отражают актуальный контроль над факторами жизни, доступный тем или иным группам.

В США найдены связи между интернальностью и академической успеваемостью, между экстернальностью и конформностью. Однако в Новой Зеландии и в Австралии связи между экстернальностью и конформностью не обнаружено, а в Австралии более конформны интерналы.

  1. Гонка во вред своему сердцу (Фридман и Розенман )

Считается, что существуют личностные черты, которые стабильны в разных ситуациях и периодах времени. Они то и определяют личностную уникальность. Одной из таких личностных черт, а вернее даже моделей поведения, приводящих к сердечно-сосудистым заболеваниям, является тот феномен, который был обнаружен и описан Фридманом и Розерманом.

Обивка мебели в приемной ( а они лечили в основном больных сердечно-сосудистыми заболеваниями), навела их на мысль, что многие их пациенты ведут себя иначе, чем большинство других людей.

Тип А

Постоянно интенсивно стремится к достижению поставленных целей

Готовы соревноваться в любых условиях и ситуациях

Постоянно желают быть признанным и успешным

Постоянно участвуют в мероприятиях, в которых существует временной лимит.

Привычны «делать рывок», чтобы закончить какое-то дело

Обладают исключительной готовностью (умственной и физической) – действовать.

В основном это мужчины, на руководящих должностях. Изучали их свертываемость крови, холестерин. Они значительно чаще страдают коронарной недостаточностью ( болезнь кровотока).

Они работают в среднем на 6 часов в неделю больше. Потребляя в целом несколько меньше калорий и меньше жира – больше потребляют алкоголя и сигарет.

Это исследование сыграло важную роль в возникновении психологии здоровья как отрасли психологии.

19.Что ожидаете, то и получите (Розенталь) – феномен самоисполняющегося пророчества

Если мы ожидаем от какого-то действия определенного результата, то наши ожидания имеют тенденцию к осуществлению.

Феномен коня «Умного Ганса». Розенталь продемонстрировал эффект ожидания экспериментатора. Студенты были приглашены на роль экспериментаторов с крысами, которые должны были обучаться искать выход из лабиринтов. Одной группе студентов, говорили, что они работают с недавно выведенной , новой породой высокоинтеллектуальных крыс. Другой- что они работают с «глупыми» крысами. На самом деле все крысы были одинаковыми, случайными. Студенты первой группы обучили кры значительно быстрее, чем студенты второй группы. Влияние. которое они оказывали на животных было неумышленным и невольным.

Аналогичное исследование было проведено на учителях и учениках в школе. У учителей формировали представление о интеллектуальных способностях учеников (сообщали им показатель интеллектуального теста ученика — этот показатель не соответствовал реальным результатам тестирования) В конце учебного года сравнивали интеллектуальные достижения «способных»и «неспособных» учеников. Оказалось:

Дети, от которых учителя ожидали более высокого интеллектуального роста, в среднем показали значительно большее повышение, чем те дети, в отношении которых таких ожиданий не было. Это касалось только детей 1-2 классов, но не сказалось на старших детях.

Младшие дети более зависимы от мнения взрослых. Старших детей учителя знали из личного опыта.

1Некоторые авторы относят к фундаментальным эмоциям тскже интерес

16