18
Мета: розкрити методи соціально-психологічної допомоги жертвам жорстокості та насилля.
План
- Насилие как социальное явление
- Психологическая помощь жертвам домашнего насилия
- Использование НЛП при лечении посттравматических стрессовых расстройств
- Основные подходы к психотерапии последствий сексуального насилия
1.Насилие как социальное явление
Насилие— применение физической силы или других средств, дающих физическое превосходство (например, оружия), с целью причинения боли, нанесения травм, повреждений или смерти.
Во всем мире насилие используется как инструмент манипуляцийи является заботой правоохранительных органов, которые пытаются остановить его. Словонасилиеохватывает широкий спектр. Его значение может варьироваться от споров между двумя людьми довойныигеноцида, в результате которых могут умирать миллионы людей. В моральных теориях (вПринципе неагрессии(англ.),Дискурсионной этике(англ.)) причиной насилия считаетсяагрессия.
Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2].
Насилие стало глобальным явлением современного общества, основой его всесторонней криминализации. Все жертвы насилия — это непосредственные объекты социальной работы. Самые страдающие из них — дети.
При этом формы насилия значительно расширились по сравнению с нашими представлениями десятилетней давности. Сегодня приходится выделять:
1)насилие физическое, связанное с покушением на жизнь и здоровье детей, женщин и пожилых людей;
2)сексуальное, проявляющееся в отношении женщин и детей, в том числе — малолетних;
3)психологическое, цель которого — унижение личности и подавление ее достоинства;
4)принуждение (в отношении детей и подростков стали особенно распространенными принуждение к потреблению алкоголя и наркотиков).
Еще один вид насилия, развивающегося в семье;
5)экономическое.
Следует обратить внимание на новый объект домашнего насилия — пожилых людей, являющихся так называемыми «зависимыми членами семьи». Насилие и пренебрежение по отношению к пожилым людям в семье становится важным полем деятельности социальных работников. И этому тоже надо учить, а явление — исследовать.
О НАСИЛИИ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
... составляют неспособные защититься дети, инвалиды, женщины [2]. Сексуальное насилие над детьми (child sexual abuse ... явления. Положение осложняется еще и тем, что российским законодательством дети, подвергнувшиеся насилию незнакомцем, и дети, ... человеком, который старше его, по крайней мере, на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется «вовлечением зависимых, психически и физиологически незрелых детей ...
2. Психологической помощь жертвам домашнего насилия
После обращения женщины за помощью она уже является клиентом учреждения социальной защиты, состоящим на учете, а полученные от нее сведения заносятся в банк данных.
Следующим этапом работы по данной проблеме, является оказание комплексной помощи женщинам — жертвам домашнего насилия. Эта помощь отличается своей многофункциональностью, предполагающей взаимодействие специалистов кризисного отделения различного профиля: психолога, специалистов по социальной работе, психотерапевта, юриста.
Специалист по социальной работе оказывает экстренную и комплексную социальную помощь (срочная экономическая помощь, содействие в получении юридических, медицинских услуг) женщинам, перенесшим насилие. Осуществляет социальный патронаж, как самой клиентки, так и ее семьи.
В центрах с женщинами работают над укреплением психофизического здоровья, путем профессионального использования специальных методов и приемов оказания психотерапевтической помощи; проводятся диагностические исследования, намечается план работы с клиентом, организуется сопровождение, осуществляется консультативная работа, организуются «группы взаимопомощи», состоящие из 5-7 женщин, подвергшихся домашнему насилию, проводятся тренинги.
Юрист, в ходе консультаций, помогает найти выход из сложившейся ситуации, например, правильно оформить заявление в суд, прокуратуру, обжаловать неправомерные действия обидчика.
Психолог осуществляет психологическую помощь (консультирование, диагностика).
Организует и проводит психокоррекционные и реабилитационные занятия с женщинами, оказавшимися в ситуации домашнего насилия.
Главной целью вмешательства специалистов в сложившуюся ситуацию заключается в том, чтобы предоставить всю необходимую информацию и поддержку для того, чтобы жертва насилия приняла свое собственное решение наметить возможные пути выходов из ситуации, научить противостоять агрессору, помочь раскрыть свой собственный потенциал.
Специалисты различных центров в своей работе с женщинами — жертвами насилия используют самые различные формы и методы работы. Среди них: беседа, консультация, «телефон доверия», социальный патронаж, тренинги, «группы взаимопомощи и самопомощи », психодрама, клубные объединения.
В процессе консультации изучается суть существующей проблемы, и предлагаются различные варианты, которые могут быть использованы для ее
решения Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. / Ю.Е. Алешина. — М.: Мир, 2007. — С.66-68. Результат работы во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым.
Во время консультации позиция консультанта не должна противоречить взглядам клиента, а также должна присутствовать наглядная демонстрация клиенту, что ожидаемые от него действия, должны способствовать, и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов, так как, при равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции. Вызвать же к себе эмоционально-положительное отношение клиента является важной задачей специалиста по социальной работе.
Медико-социальная помощь семьям "группы риска"
... деятельности специалиста по социальной работе по оказанию медико-социальной помощи семьям «группы риска». Задачи: 1. определить сущность и особенности семей «группы риска» 2. выявить основные направления медико-социальной помощи семьям «группы риска». 1. ...
В ходе консультации специалисты используют следующие методы работы: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, мини-тренинг, и др. Полученные данные фиксируются в документации.
Специфическим видом консультативной деятельности является экстренная психосоциальная помощь — «Телефон доверия» Билиннис, А. А. Анализ проблем женщин, обращающихся в службу «телефон доверия». /А.А. Билиннис. — М.:Мир, 2009. — С.33-35. Консультирование такого рода, позволяет многим женщинам, испытавшим насилие и не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать психологическую поддержку, а также рекомендации по волнующим их проблемам. Особенностью телефонного консультирования является принцип анонимности, который формирует у женщины фантазийный образ консультанта. Известно, что отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал восприятия и значение приобретает не только сам текст сообщения, но и тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. Все это учитывается специалистами в ходе работы. Основные же приемы и методики специалистов «телефона доверия» (выслушивание, перефразирование, резюмирование и др.) совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.
Особое значение при реабилитации женщин — жертв домашнего насилия, отводится «группам взаимопомощи». Комплектование этих групп осуществляется на основании данных социального патронажа и собственного желания женщины. Работа в «группе взаимопомощи» дает каждой женщине, прочувствовав через сопереживание и взаимную поддержку, избавиться от ощущения изоляции, одиночества и непонимания окружающих, а также позволяет получить информацию о способах преодоления их проблемы, способствует осознанию необходимости защиты своих прав и интересов и дает возможность более объективно оценить свою ситуацию. Члены таких групп наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста, в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов. Реабилитация происходит на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятие женщиной. Более высокий уровень работы — переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т.е. объединений людей, переживших насилие, выделяя при этом людей способных оказывать влияние на других членов группы. Содействие специалиста социальной работы в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия его подопечные переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем.
Эффективным групповым методом реабилитации женщин, пострадавших от домашнего насилия является психодрама. В психодраме человек проигрывает события, которые действительно происходили с ним в прошлом, вводя в сюжет реальных лиц или вымышленных персонажей. В ходе проигрывания ситуаций возникает подлинная эмоциональная связь между участниками, освобождение от накопленных негативных переживаний, что способствует формированию нового видения своей жизненной ситуации Минухин С. Техники семейной терапии. / С. Минухин, Ч. Фишман. — М.: Класо, 2008. — С.43-45. Данная техника позволяет женщине, пострадавшей от насилия, справиться с комплексом жертвы.
Также в центрах широко используется применение различных видов терапевтического воздействия, таких как сказкотерапия, ароматерапия, арттерапия, телесно-ориентированная терапия, терапия реальностью, кинотерапия и другие.
Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных ...
... темы. Выше сказанное обозначило выбор темы курсовой работы: Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных служб для семьи детей и молодежи. Анализ психолого-педагогической ... беспризорниками. С целью локализации явления социального сиротства в Украине развиваются инновационные формы опеки, проводится работа с семьей, направленная на формирование ответственного родительства. ...
Сказкотерапия подходит тем, кто запутался в себе и не понимает, как ему жить дальше. Специалист на групповых занятиях предлагает каждому написать сказку. Вместе прочитать и попытаться понять свои проблемы, а после найти пути их решения.
Ароматерапия — сложная наука, которая должна учитывать различные обстоятельства — от времени суток, рода деятельности, рода недуга и индивидуальных качеств человека. Во время процедуры человек забывает про проблемы, а после они не кажутся ему такими уж сложными. Ароматерапия — аналог методу «утро вечера мудренее».
Арттерапия — лечение музыкой, рисованием, танцами, лепкой, игрой. Здесь приветствуются все формы творчества. Смысл в том, что человек переносит свою проблему, например, на бумагу, и тем самым учится с ней жить.
Кинотерапия — проблема решается проще, когда есть пример того, как кто-то с ней долго жил, а потом справился. Просмотр конкретных фильмов помогает разрешать ситуации.
На сегодняшний день очень широкую популярность завоевала телесно-ориентированная терапия (ТОТ), так как знание языка тела может дать более достоверную информацию о человеке, чем слова. Тело клиента может «рассказать» о его проблемах и характере гораздо быстрее и больше, чем это сделает он сам. Преимущество телесно-ориентированной терапии в том, что она позволяет, изящно обходя сопротивление клиента, очень бережно подойти к его внутренним переживаниям. А главное, тело — это кратчайшая дорога к бессознательному, и значит к истокам проблем. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем и лечение психических нарушений, но и на общее оздоровление организма. Телесно-ориентированная терапия не подвергается цензуре сознания пациента, а значит, действует быстрее и эффективнее «вербальных» техник.
Еще один вид работы — это терапия реальностью: стремление побудить жертву брать на себя ответственность за различные реальные жизненные ситуации и добиваться поставленных целей. Данный метод эффективен на завершающих этапах терапии, но противопоказан на начальных, т.к. усугубляет состояние женщин, испытывающих насилие.
Также с женщинами проводятся психокоррекционные тренинги посредством различных упражнений.
Еще одной формой работы с женщинами, испытывающими насилие является шелтер — социальная гостиница Алексеева, Л.С. Социальная гостиница — структурное подразделение Центра социальной помощи семье и детям: Методические рекомендации по организации деятельности. / Л.С. Алексеева. — М.: 2005. — С.65-66, где женщина с детьми может получить временное убежище и помощь специалистов в тех случаях, когда нормой общения в семье становятся оскорбления, угрозы, конфликты и побои, притеснение моральное и экономическое.
В центрах помощи семье и детям женщинам, испытывающим насилие проводится профилактическая работа, которая заключается в реализации различных программ профилактических мер, позволяющая предотвратить явление насилия в семье. Работа таких программ ведется в следующих направлениях: разработка и продвижение образовательной кампании по просвещению общественности о природе и специфике проблемы и влияния насилия в семье на общественные процессы, где немалое значение имеет активная пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни, формирование положительного имиджа здоровых семейных отношений; проведение образовательных программ (тренингов, семинаров) по проблеме насилия над женщинами во всех организациях, профессиональных сообществах, оказывающих помощь женщинам в кризисных ситуациях (врачи, педагоги, социальные работники, милиция), введение спецкурсов в соответствующих ВУЗах, других образовательных учреждениях Превентивные программы по проблеме насилия в семье. / Под ред. И.В. Матвиенко. — М.: Мир, 2005. — С. .
Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...
... большое социальное значение. Особую важность при работе с данной категорией семей приобретает психосоциальная практика, целью которой является первичная психологическая помощь и социальная поддержка семей в ... адаптации к сложившимся условиям, связанным с особым статусом ребенка. В этом аспекте психосоциальная работа выполняет ...
Меры реагирования на насилие главным образом сосредоточены на предоставлении услуг и поддержки для жертв, а превентивные вмешательства сосредоточены на правовых реформах и повышении информированности.
В социальной работе с женщинами, испытывающими домашнее насилие, выделяются три группы задач: по их спасению, по поддержанию социального функционирования, по социальному развитию. Следует отметить, что в конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа задач.
В случае реальной опасности для жизни и здоровья женщины могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной или экстренной помощью. Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.
Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав различных групп женского населения, содействием самозанятости и самообеспеченности женщин.
Все эти задачи, как правило, выполняются специалистами социальной работы, совместно с сотрудниками различных сфер: социального комплекса, правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т.п.
Защита от насилия может проходить как в условиях стационарного наблюдения, так и с помощью нестационарных учреждений Злобина, О.Ю.Организация помощи семье в ситуации домашнего насилия. / О. Ю. Злобина, И.Я.Шевцова, Ю.В. Солодун. — М.: Мир, 2005. — С. 56-58. Работа нестационарных учреждений сочетает, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.
В последние годы в нашей стране активно развивается система центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания. В данных учреждениях в штатном расписании прописана должность специалиста социальной работы. Непосредственно помощь женщинам, подвергшимся насилию оказывают центры социальной помощи семье и детям. Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на вневедомственной основе (например, кризисный центр для женщин с телефоном доверия, в том числе зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями) Васильева, О.К. Кризисный центр для женщин: опыт создания и работы. / О.К. Васильева. — М.: Преображение, 2005. — С.120-121.
Первая помощь пациентам, пережившим психотравмирующие ситуации
... что проблема первой помощи при психотравмирующей ситуации является весьма актуальной, чему и посвящена данная курсовая работа. Целью данной курсовой работы является изучение первой помощи пациентам, пережившим психотравмирующие ситуации. Для реализации поставленной ...
Важно, чтобы деятельность данных организаций не нарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачна для контроля в плане содержания и методов работы, а также была информационно доступна всем нуждающимся в ней. Надо отметить, что деятельность социальных организаций и кризисных центров должна быть направлена на решение проблем женщин — жертв насилия.
Создание и функционирование этих организаций является необходимым условием существования любого цивилизованного общества. Задачами центров для женщин, испытывающих насилие, являются: оказание социальной, психологической, юридической и иной помощи; социальная реабилитация членов семьи; оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье, осуществление социального контроля над поведением членов семьи, совершивших насилие в семье; предоставление убежища пострадавшим от насилия членам семьи.
Специалист социальной работы является ключевой фигурой и связующим звеном между различными структурами в помощи жертвам домашнего насилия, то и требование к этим специалистам высокие Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. / А.В. Мартыненко. — М.: Наука, 2008. — С.98-100. Мировая практика свидетельствует о том, что специалист социальной работы, оказывая профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Деятельность специалиста социальной работы характеризуется, по меньшей мере, тремя различными подходами к вмешательству в проблему, которыми определяются вариации их профессиональных функций. Эти подходы обозначаются как воспитание, фасилитация, адвокатирование Социальная работа с женщинами, подвергшимися насилию. / Под.ред. В.И. Жукова.: В 2 т. Т.2. — М.: Союз, 2008. — С. 67-70. Воспитательный подход позволяет специалисту по социальной работе выступать в роли учителя, консультанта, эксперта, давать совет, обучать. При фасилитативном подходе — исполняет роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении проблемы, объясняет ситуации, по возможности мобилизирует внутренние ресурсы клиента. Адвокатский подход применяется в тех случаях, когда специалист социальной работы выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента. Оказывает помощь в подборе аргументации, объяснение ситуации, подборе документально обоснованных обвинениях Матвиенко И.В. Правовая помощь пострадавшим от домашнего насилия. // Насилие и социальные изменения. — №5, 2005. — С. 22-25..
Домашнее насилие часто может носить скрытый характер. Не только насильник, но и жертва нередко прилагает все усилия для сокрытия факта насилия из-за чувства стыда, страха, ощущения беспомощности, невозможности что-либо изменить к лучшему, а иногда — по незнанию. Поэтому проблема выявления случаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки на изменение сценария — это сложная и важная профессиональная задача специалистов социальной работы, требующая высокого уровня квалификации, умения наладить контакт и создать атмосферу безопасности и доверительности. Принципиальной задачей, которую нередко приходится решать, оказывается диагностика ситуации.
Так же, в ситуации домашнего насилия специалистам социальной работы приходится решать, как минимум, следующие задачи с помощью соответствующих им методов: просветительские, обучающие; диагностические; терапевтические; консультативные; организационные; административные Социальная работа с семьей. / Под ред. Т.В. Шеляг. — М.: Институт социальной работы, 2008. — С.48-50. Как дополнительную, но принципиально важную, можно выделить еще одну задачу специалиста по социальной работе — обеспечение психологической самозащиты, позволяющей ему не стать объектом манипуляций клиентов и избежать профессионального выгорания, поскольку ситуации домашнего насилия очень заряжены эмоционально и непросты.
Таким образом социально-реабилитационные центры помощи семье и детям предоставляют помощь женщинам в различных ситуациях и разными способами: индивидуальное консультирование, позволяющее более полно концентрироваться на личной жизни; группы поддержки; тренинги уверенности в себе, безопасного поведения, самообороны ; телефон доверия и другие. Специалистами центров проводится не только реабилитационная работа, но также профилактика и социальный патронаж, что позволяет решать проблему насилия над женщинами комплексно.
3.Лечение посттравматического стрессового расстройства с помощью нлп
В случаях краткосрочной психотерапии с успехом применяется нейролингвистическое программирование (НЛП) для лечения пост — травматических стрессовых расстройств (ПТСР).
Применение этого метода позволяет быстро и на долго улучшить психо-эмоциональное, поведенческое, психосоматическое состояния пациента [16].
Методы НЛП представляют собой приемы и способы изменения последовательностей восприятия и способов упорядочивания неизменных ситуаций и опыта.
Стратегические принципы НЛП:
Ориентация на ресурсы пациента и его семьи для решения проблемы.
Опора на опыт и интуицию пациента и терапевта.
Партнерское разделение ответственности с пациентом.
Техническая пластичность.
Краткосрочность и юмор.
Имидж «веселого чудака».
Обслуживание одного пациента или одной семьи несколькими психотерапевтами.
«Экоцентризм» — вместо «эгоцентризма», методологической или даже организационной изоляции пациента из микро — и макросоциальной среды в процессе психотерапии.
Отсутствие неврологических и психологических противопоказаний, стирание границ между психотерапией и психологическим консультированием.
Бережное отношение к симптому как адаптивному стереотипу, сочетающееся с целенаправленным внешним «невниманием» («нефиксацией») к симптому [17]. Для лечения ПТСР и фобий используются следующие методы:
Установление контакта с ребенком с помощью отражения, подстройки к его состоянию с помощью невербального языка тела и речи.
Обучение ребенка релаксирующим методам, в частности с помощью дыхания.
Глазодвигательные приемы, снижающие и стирающие зрительную и звуковую картины травмирующего событие (форсфен, ауден) [16].
Изменение субмодальностей травмирующей ситуации на субмодальности ресурсного состояния, с использованием метафор [26]. (Субмодальности — части сенсорного опыта: четкость, близость, трехмерность, цвет изображения (зрительные субмодальности), скорость, движение, ритм в картинке (тактильные субмодальности), громкость звука, интонация, тембр голоса (звуковые субмодальности) и многие другие) .
Визуально — кинестетическая диссоциация, которая считается эффективной для быстрого и долговременного уменьшения восприимчивости пациентов к травмирующим происшествиям и фобиям [17]. Эффект этого метода достигается благодаря диссоциации пациента в отношении травмы и быстрой ее переработки.
Изменение личной истории — эта техника позволяет клиентам быстро научиться оценивать и переоценивать адаптивные поведенческие ресурсы и интегрировать их в определенные ситуации, где и когда они необходимы [17]. Благодаря этой технике клиент получает возможность изменить в своем сознании прошлый опыт таким образом, что у него появляются новые ресурсы и новое отношение к случившемуся.
Рефрейминг [28] — процесс, с помощью которого пациенты получают новые перспективы, с помощью которых возможно воспринимать определенные проблемные ситуации иначе, чем прежде и превращать их в позитивные и адаптивные ресурсы для обучения [17]. Такой эффект достигается благодаря контакту пациента со своей внутренней частью личности, которая порождает или блокирует определенное поведение, извлекая при этом вторичную выгоду из данного поведения. Суть переформирования — развести позитивное намерение и поведение, и найти более приемлемые способы реализации позитивного намерения.
Эти лечебные приемы во многом опираются на использование якорей. Якорь [26] — любой стимул, который, когда он предъявляется человеку, вызывает стойкую условную реакцию. Техника «Интегрирующий якорь» использует якоря — стимулы, чтобы «растворить» нежелательную реакцию. Это может быть страх, паника, агрессия и любое другое неадаптивное поведение.
Техника взмаха [26] с успехом используется для лечения фобий и других видов нежелательного поведения, которое запускается внешними стимулами. Восприятие ситуации изменяется с помощью создания ресурсного образа себя с более адаптивным поведением и последующему субмодальному сдвигу.
Для лечения ранних детских травм хорошо использовать метод ре-импринта [27]. Через якорение ключевого негативного чувства вы позволяете клиенту вспомнить ряд психотравмирующих ситуаций, продвигаясь от одного воспоминания к другому все глубже в прошлое. При этом он не испытывает отрицательных эмоций, находясь в диссоциированном состоянии. Найдя первичное травмирующее переживание, вы трансформируете его с помощью ресурсов пациента, также поставленных на якорь. После чего возвращаетесь в настоящее, трансформируя остальные негативные воспоминания по мере «взросления» клиента. Вы также проверяете, каким образом изменились теперь его убеждения. Считается, что эти «импринты» оказывают влияние на наши убеждения, верования, систему ценностей.
Когнитивная работа с мыслями. Многократный подробный рассказ сразу после травмирующего события снимает эту травму (исключениями являются беседы в милиции и у гинеколога).
Воспоминания необходимо проговорить, останавливаясь на мельчайших подробностях этого события и ассоциациях с последствиями.
При работе с травмирующими воспоминаниями можно в начале использовать технику «Быстрого лечения фобий» (5), после чего рассортировать на линии времени травмирующие воспоминания и приятные, ресурсные состояния. Негативные воспоминания можно сделать маленькими и тусклыми и отдалить от себя, а хорошие воспоминания приблизить, сделать яркими и большими. Перенести стратегию в настоящее и будущее [33].
Кроме того, данный метод позволяет справиться с психологической травмой и с ситуацией, предшествующей горю, когда супруги разводятся или какой-то близкий человек должен вскоре умереть [33].
Техники работы с субмодальностями позволяют справиться с агрессией и неконтролируемыми реакциями. Очень часто правонарушители представляют своих жертв в виде плоских безликих образов. Пропагандистские компании используют этот способ, чтобы представить врага бесчеловечным — в виде плоской картонной фигурки или животного, но никак не нормального человека. Это хороший способ отправить любящего, разумного человека на войну. Таким образом, ключом к этой проблеме является трехмерность. Нужно, чтобы обидчик видел жертву в виде яркого, трехмерного, живого образа, чувствовал дистанцию между ним и собой, тогда ему будет уже трудно совершить насилие. Кроме этого, люди часто впадают в ярость, если у них нет выбора, когда они чувствуют себя бессильными и беспомощными. Решение проблемы насилия в данном случае — это обучение новым альтернативным, позитивным способам мышления и поведения. Необходимо найти ресурсы, благодаря которым пациент начнет ощущать себя в безопасности [33]. НЛП в сочетании с Эриксоновским гипнозом [17] позволяет справляться с посттравматическим стрессом, фобическими реакциями, психосоматическими расстройствами и депрессией у детей и взрослых. Милтон Эриксон [17] создал и описал специальные техники релаксации, отвлечения внимания, переориентации во времени, амнезии, постгипнотических внушений и другие способы работы с измененными состояниями сознания, с использованием метафор. Повышение активности работы правого полушария во время гипнотического транса позволяет извлечь дополнительные ресурсы для решения проблем. В то же время субъект не утрачивает способности к спонтанному, выразительному и разумному поведению, и, вопреки представлениям о гипнозе, не становится инструментом в руках психотерапевта.
Перечисленные выше методики использовались в работе с ПТСР у частников войны во Вьетнаме [17]. Через 8 месяцев, после окончания курса психотерапии, эти пациенты были вновь обследованы, и у них не было обнаружено признаков посттравматического синдрома. Данные наших исследований за последние 3 года, к сожалению, говорят о том, что степень выраженности ПТСР у афганцев мало чем отличается от степени выраженности ПТСР у детей, подвергшихся насилию.
Используемый набор методик дает возможность фиксировать изменения психо-эмоционального состояния до и после психотерапии [16].
Таким образом, применяемая психотерапевтическая помощь в технологии НЛП позволяет за 20 — 30 минутный сеанс устойчиво изменить сенсорно-вербальное содержание травмы [16].
4. Основные подходы к психотерапии последствий сексуального насилия
В контексте психотерапии последствий сексуального насилия (в т.ч. ТСИ и ПТСР), следует отметить, что травматический синдром изнасилования не всегда может развиваться немедленно сразу же после нападения. Если жертва обращается за профессиональной помощью немедленно после изнасилования, то вероятность того, что она будет испытывать симптоматику посттравматического стрессового расстройства или травматического синдрома изнасилования значительно снижается [Rosenhan et al., 1989].
Женщина может обратиться в специализированный центр помощи жертвам сексуального нападения или в другое учреждение, сферой деятельности которых являются кризисные вмешательства. Эти центры предоставляют жертвам немедленную поддержку, информацию, пытаются сформировать у жертв навыки преодоления, необходимые для работы с кризисом. Раннее вмешательство в кризис может снизить вероятность развития посттравматического стрессового расстройства и травматического синдрома изнасилования. Но если симптомы начинают проявляться и длятся более чем 1 месяц, то у пациента диагностируется ПТСР. В этом случае, жертве следует принять участие в некоторых из обсуждаемых ниже типов терапии.
Психотерапевтические методы, применяемые к жертвам сексуального насилия (см. таблицу 1.), можно разделить на три основные группы, развивающиеся по характеру психотерапевтического воздействия:
методы, развивающие личность;
методы манипулятивной стратегии;
синтетические методы.
Развивающие личность методы адресованы главным образом к нормативно- компенсаторным процессам. Жертва насилия рассматривается как субъект воздействия, цель подобного рода терапии– психологический рост личности. Терапия достаточно продолжительная и трудоемкая: результаты достигаются относительно медленно, но более устойчивы; взаимоотношения пациента и терапевта характеризуются партнерством.
Методы манипулятивного характера адресованы главным образом к патологическим процессам. Пациент рассматривается как объект воздействия, цель терапии — изменение поведения. Данная терапия чаще непродолжительна, результат достигается относительно быстро, но не всегда устойчив; взаимоотношения пациента и терапевта характеризуются патернализмом со стороны терапевта, принятием на себя ответственности за результат лечения. К ним можно отнести большинство суггестивных методов, поведенческую психотерапию и т.п.
Синтетические методы используются в работе с глубинными переживаниями, хроническими дистрессовыми записями и симптомами. Использование данных методов наиболее эффективно для саморегуляции пациента (клиента), особенно в кризисные моменты, сопряженные с процессами инициации, а также как профилактика «срывов» и рецидивов.
Таблица 1 .
Основные методы, применяемые к психотерапии жертв сексуального насилия
I. МЕТОДЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТЬ Направлены на улучшение процессов социальной адаптации, купирование болезненных проявлений путем осознания механизмов неадекватных поведенческих реакций. |
||
Психоанализ (S. Freud, 1895) |
Интеграция ранее подавленных диссоциированных болезненных проявлений в общую структуру личности, анализ психологических причин их обуславливающих, с последующей коррекцией. Недостаточно хорош для терапии жертв насилия в силу длительности и отсутствия поддержки. |
|
Аналитическая (C.Jung, 1904) |
Оптимизация соотношения сознательного и бессознательного в поведенческих реакциях пациента, установление динамического равновесия между ними. Достаточно эффективна для терапии жертв насилия, вследствие проработки травматического опыта на символическом, бессознательном уровне. Хорошо воспринимается клиентами, создает ощущение безопасности. Занимает достаточно длительное время. Наиболее эффективна для пациентов с достаточно высоким интеллектуальным развитием. |
|
Индивидуальная (A. Adler, 1911) |
Интеграция диссоциированной личности жертвы насилия, осознание ей механизмов собственных поведенческих реакций, формирование повышенного социального интереса. |
|
Рациональная (В.М. Бехтерев, 1911) |
Разъяснение пациенту психопатологических механизмов его болезненных симптомов и неадекватных поведенческих реакций. Недостаточно эффективна в работе с жертвами насилия, т.к. не предполагает рестимуляции дистрессовых записей. |
|
Патогенетическая (В.Н.Мясищев,1960) |
Основывается на изучении этиопатогенетических механизмов психопатологических процессов, установлении причинно-следственных связей болезненных проявлений и особенностей личности жертвы, с последующей коррекцией ее поведенческих реакций. Результаты терапии неустойчивы, т.к. затрагивают только сознательный уровень проблемы. |
|
Экспрессивная (F. Alexander,1956) |
Разрешение конкретных конфликтных ситуаций, связанных с особенностями психосексуального развития личности, купирование негативного влияния психологической защиты. Предполагает изначальную виктимность жертвы, усугубляет чувство вины по отношению к случившемуся – поэтому малоэффективна. |
|
Поддерживающая (M.Klein,1946) |
Оказание поддерживающей помощи в сложных или субъективно трудно преодолимых ситуациях. Купирует кризис. Результаты позитивны, но недолговременны, т.к. не происходит принятия и осознавания происшедшего. |
|
Кратковременная динамическая (F. Alexander, T. French,1946, M.Balint, 1952) |
Оказание психотерапевтической помощи в ходе ограниченного во времени психокоррекционного процесса, как правило, сфокусированного на разрешении конкретной проблемы (в случае изнасилования – отреагирование ситуации, оказание поддержки). |
|
Центрированная на клиенте (C. Rogers,1951) |
Приведение «реального Я» пациента в соответствие с его глубинными переживаниями и накопленным субъективным опытом. Данный подход может быть применен при всех возможных видах терапии. Так как пациент нуждается в понимании, принятии и поддержке со стороны терапевта. Ориентированная на клиента (client-centred) терапия помогла бы жертве выразить себя, рассматривать различные способы реагирования и выбирать из них наиболее подходящий способ. Не всегда эффективна, т.к. может «замкнуть» жертву на травматических переживаниях. |
|
Эмотивно-рациональная (A. Ellis, 1962)
|
Анализ проблемных ситуаций, доведение до сознания пациента иррациональных когнитивных установок, влияющих на психо-эмоциональное состояние и принимаемые решения. Может быть использована жертвой для преодоления чувств о том, что она никогда не переживет свою травму и ощущение того, что любой из окружающих может напасть на нее. Принципы ЭРТ могут быть также применены в тренинге ассертивности |
|
Экзистенциальная терапия (I. Jalom) |
Принципы экзистенциальной психологии могут использоваться для того, что бы помочь жертве в преодолении ее беспомощности, чувств потери контроля, и для нахождения смыла жизни даже с таким травматическим опытом. Нечувствительность пациента может быть уменьшена через принятие ответственности.
|
|
Гештальт-терапия (F. Perls, 1947) |
Формирование гармоничной личности пациента за счет развития его самосознания и разрешения внутренних конфликтов. |
|
Психодинамическая терапия
|
Психодинамическая терапия не является подходящим, соответствующим способом лечения для жертв изнасилования, так как вопросы относительно детского опыта могут наложить на жертву чувство вины. Единственным исключением может являться только случаи пациентов, которые пережили не только изнасилование, но сексуальные нападения также и в детстве. В таком случае, психодинамическая терапия может помочь жертве; однако, даже и в случае с таким пациентом, данный вид лечения не может быть применен в начале курса лечения. Лучше, после того как жертва справилась в определенной степени с изнасилованием, терапевт может возвратиться в ее детство для того, что бы работать с предыдущим опытом. Сублимация используется как защитный механизм против травмы. Многие жертвы изнасилования дают уроки самозащиты для жертв изнасилования и остальных женщин, или волонтерам в кризисных центрах изнасилования. Это служит примером сублимации, потому что помощь окружающих помогает жертвам изнасилования в преодолении собственной тревожности и страха. |
|
Наркоанализ (S. Horsley, 1932) |
Проведение психоаналитической терапии на фоне психотропных средств, вызывающих состояния измененного сознания. Есть риск усугубления измененного состояния сознания, уход в химическую зависимость. |
|
II. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ МЕТОДЫ направлены на замену неадекватных, приводящих к дезадаптации, форм поведенческих реакций наиболее оптимальными |
||
Гипносуггестивная терапия (J.Braid, 1841) |
Купирование симптомов патологических процессов в состоянии гипноза. Находясь под воздействием гипноза, жертвы могут найти облегчение опасений, чувства беспомощности, тревожности и социальной изоляции (Ebert, 1988). Hutchinson (1986) предлагает, чтобы феминистическая группа самогипноза помогала жертвам снимать их неадекватное чувство вины и давала им возможность понять социальный контекст происшедшего нападения. |
|
Терапия реальностью (W. Glasser, 1965) |
Стремление побудить жертву брать на себя ответственность за различные реальные жизненные ситуации и добиваться поставленных целей. Данный метод эффективен на завершающих этапах терапии, но противопоказан на начальных, т.к. усугубляет симптоматику ПТСР. |
|
Поведенческая терапия (J. Wolpe,1962) купирование соответствующих поведенческих расстройств: |
||
Погружение (погружение в ситуацию травмы)/«Наводнение» (Zimbardo, 1985 , Matlin, 1989). |
В рамках данной методики пациент обучается прогрессивной релаксации и, затем, представляется быстродействующий дефект к объекту страха (Zimbardo, 1985). Погружение не является наилучшим методом работы с пациентом, страдающим от травматического синдрома изнасилования, так как это очень специфический метод и в своей исходной форме является слишком тяжелой для клиента. Также данный метод не предполагает того, что требуется больше всего для жертвы-поддержку. Однако быстрое погружение в образы может использоваться для уменьшения беспокойства вызванного кошмарами и flashbacks (см. выше) (Matlin, 1989). Хотя с помощью этой методики можно работать с некоторыми пациентами, ею следует пользоваться с предосторожностью, так как могут просто встречаться пациенты, не принимающие это. |
|
Систематическая десенситизация ( Frank, 1988) |
Систематическая десенситизация часто применяется для лечения пациентов с тревожностью и страхами. Frank в 1988 году провел исследование, сравнивая СД с когнитивно-поведенческой терапией в лечении жертв изнасилования. Обе методики оказались очень успешными. Во-первых, жертву обучают прогрессивной мышечной релаксации, используя метод Джейкобсона. В случае жертв изнасилования, инструкция не должна позволять вашим мыслям «околачиваться», так как они, вероятно, могут околачиваться вокруг сцен сексуального нападения. Лучше, когда жертвы были проинструктированы сфокусировать мысли на специфически приятной, счастливой сцене. Затем, основная жалоба пациентов разбивается на несколько сцен, которые упорядочиваются иерархически. Пациент вовлекается в релаксацию, и ярко воображает (насколько возможно) травмирующие сцены, переходя от наименее опасной к наиболее угрожающей из них. |
|
Десенситизация движений глаз (Shapiro ,1989 )
|
Десенситизация движений глаз — процедура, в которой пациент выявляет последовательности больших, равномерных движений глаз во время удержания в памяти наиболее яркий, заметный аспект травматических воспоминаний. Результатом этого является продолжительное уменьшение (уменьшение) тревожности, при этом меняется когнитивная оценка воспоминаний и снижается частота появлений flashbacks, навязчивых мыслей и расстройств сна также. По утверждению Shapiro (1989), данная процедура видится очень эффективной уже после первого сеанса применения. В отличие от систематической десенситизации, данная процедура не требует иерархического подхода, и не продуцирует у пациента высокого уровня тревоги.
|
|
Когнитивно-поведенческая терапия |
Достижение поведенческих целей методом положительного подкрепления. Это сочетание может быть полезным для жертвы изнасилования, так как для того, чтобы работать с ее ситуацией и тревожностью, жертве часто необходимо приобрести новые навыки и умения. В исследовании Resick (1988), прививка стресса, например, производит продолжительное воздействие. При прививке стресса, как и в других когнитивно-поведенческих методиках, пациент проходит через три стадии. Задача 1-й стадии состоит в раскрытии терапевтом (также и самим пациентом) у пациента существующих навыков и умений преодоления. На 2-й стадии приобретаются новые навыки преодоления. Пациент изучает прогрессивную релаксацию, новые когнитивные методики, такие как: остановка мыслей, управляемые самодиалоги и скрытая репетиция. На 3-й стадии тренируется применение этих методик на практике. Пациент тренирует новые умения, навыки в не опасных, но вызывающих страх ситуациях. Таким образом, жертва обучается контролировать страх и пытается купировать избегающее поведение (Zimbardo, 1985; Resick, 1988). Программы прививки стресса могут быть использованы в индивидуальной терапии или при групповой терапии для жертв изнасилования. Эта программа имеет ряд преимуществ. |
|
Нейро-лингвистическое программирование (D.Grinder, R. Bandler,1979) |
Улучшение социального функционирования, за счет изменения внутренних программ поведения. Быстрые положительные результаты, но не продолжительные, т.к. не происходит закрепления. Эффективность результатов снижена, т.к. большинство пострадавших оценивает метод как насильственный. |
|
Семейная/ супружеская терапия (Emm, McKenry, 1988) |
Семейная или супружеская терапия сама по себе — также подходящий способ для работы с жертвами изнасилования. Так как реакция значимых окружающих чаще обвинительная по отношению к жертве, иногда даже отказ от жертвы — члены семьи жертвы должны участвовать в терапии. Частые ответные реакции родителей, партнеров — чувство беспомощности, гнев, фрустрация и смертоносные фантазии в отношении насильника (Emm, McKenry, 1988). На основе этих причин, участие в терапии может быть полезным в целях реорганизации и выпрямления целостности семьи. В рамках семейной / супружеской терапии, члены семьи смогут обсудить когнитивные и эмоциональные компоненты своих ответных реакций на травму. Feinauer и Hippolite (1987) использовали краткие метафорические истории и символические ритуалы, в рамках которых каждый член индивидуально и семья, как целостность, могли повторно испытать и решить, как они отреагировали бы на травму. |
|
III. СИНТЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ |
||
Социотерапия (реабилитационная терапия) (Д.Е.Мелехов, М. М. Кабанов,1977) |
Восстановление социального статуса больного, активирование саногенетических механизмов психопатологических процессов (Эффективен на завершающих этапах терапии, при ресоциализации клиента) |
|
Психическая саморегуляции (E.Jacobson,1922, J.Shultz,1932) |
Уменьшение психофизиологической напряженности, выраженных стрессовых реакций, предупреждение их нежелательных последствий. В дополнение к любой терапии, пациент должен изучить глубокую релаксацию мышц или прогрессивную релаксацию. Эти методики могут помочь жертве преодолеть приступы тревоги, помочь ей справится с нарушениями сна, снизить вероятность проявления вспышек плаксивости и головных болей (Rosenhan et al., 1989). |
|
Групповая психотерапия (Resick et al., 1988; Rosenhan et al., 1989). Cryer и Beutler, 1980). |
Воздействие групповой терапии очень полезно для жертв изнасилования. Основой подхода является распространение информации, активное слушание и эмоциональная поддержка Группа, разделяя опыт, может воздействовать на нечувствительность пациентов, изолированность и страх изнасилования (Rosenhan et al., 1989). Cryer и Beutler (1980) обнаружили, что большинство членов группы становятся заметно компетентнее в критериях (измерении) тревожности и страха. Поддерживающая психотерапия может включать в себя обмен чувствами, опытом восприятия и поддержкой, обучающую фазу. Члены групп поддержки сами выбирают темы для обсуждения (Resick et al., 1988). Часто они включают темы страха, тревожности, реакции семьи и друзей, их собственную реакцию по отношению к изнасилованию и к стимулам, напоминающим для них травму. Также групповая терапия может быть комбинирована с арт-терапией (рисования лиц, рассказывание историй, изготовление кукол и автобиографическая деятельность), тем самым, облегчая некоторые из болезненных воздействий их опыта. |
Следует отметить, что диапазон методов используемых для терапии жертв насилия достаточно широк, и каждый из этих методов допустим в работе на различных этапах реабилитации. Тем не менее, большинство представленных методов предполагают директивную позицию терапевта по отношению к пострадавшему от насилия. Это в свою очередь может быть стереотипно воспринято клиентом как повторная травматизация (по аналогии с пережитым насилием).
Предлагаемый нами метод процессуально-ориентированной психотерапии основан на следовании за внутренними переживаниями и процессами жертвы насилия, что способствует более эффективному выходу из травматической ситуации.
Література:
- Лифинцев Д. Этические аспекты консультирования в социальной работе //Развитие личности.-2004.-№4.-С.160-168.
- Мезеря І. Соціальна служба і профілактика сексуального насильства над дітьми та підлітками // Соціальна педагогіка:теорія та практика. -2005.-№2-С. 39-42.
- Технології соціально-педагогічної роботи: Навч.посібник/ за аг.ред. проф.. Капської А.Й. – К. – 372с.
- Шакурова М.В. Методика і технологія роботи соціального педагога. –М., 2002-272с.