1. Характеристика семей имеющих в своей структуре инвалидов
Семья – основанная на браке или (и) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семья, имеющая в своей структуре инвалида — это семья с особым статусом, специфика и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем такого члена семьи, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, порой отсутствием работы, специфическим положением в семье инвалида, обусловленное его состоянием здоровья.
Последние десятилетия характеризуются масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни России. Социально-экономическая нестабильность сформировала общественную потребность в социально-психологической помощи семье как важнейшей социальной форме организации бытия индивида. В особо трудных обстоятельствах оказались семьи, имеющие в своей структуре инвалидов, в которых уровень семейного неблагополучия, обусловленныйобъективными причинами макросоциального характера, значительно выше, чем в других типах семей.По последним официальным статистическим данным число инвалидов в России приближается к 13 миллионам и, примерно, 700 тысяч человек ежегодно становятся инвалидами. Так, по данным министерства здравоохранения и социального развития на август 2009 года, численность только детей-инвалидов в России составляет около 550 тысяч человек, более 20% из них страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, более 20 % — умственными нарушениями и 23 % — имеют двигательные нарушения.Следует отметить, что общие статистические данные не дают полной картины положения инвалидов и их семей, такой государственной статистики на сегодняшний день нет, она носит разрозненный региональный характер.Все инвалиды, проживающие в семье по разным основаниям могут быть подразделены на несколько групп:1) по возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые;2) по происхождению инвалидности — инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;3) по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).4) по характеру заболевания – инвалиды мобильные, маломобильные или неподвижные.
Диссертационной работы трансформация городской семьи в кнр (на ...
... структуры семьи и системы семейных ценностей). Российские и зарубежные исследователи создали много работ, посвящен- ных разным аспектам семейной жизни. Традиционная китайская семья хорошо изучена как в России, ... исследования определяется следующими моментами: во-первых, анализ перемен, происходящих в структуре семьи, имеет чрезвычайно важное значение для осмысления экономических, социальных и ...
В этой связи, семьи, имеющие в своей структуре инвалида можно условно разделить на следующие виды:
— семья, воспитывающая ребенка-инвалида;
— семья, в которой один или оба взрослых (супруга, родителя) являются инвалидами;
— семья, в структуре которой ближайшие родственники – инвалиды (бабушка, дедушка, дядя, тетя, племянники);
— семья инвалидов войны и военной службы.
Социальная специфика таких семей заключается в правовых, экономических, коммуникативных, психологических и прочих барьерах, которые не позволяют как самим людям с различными отклонениями здоровья, так и членам их семей активно включаться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней.
В литературе можно встретить следующую типологию барьеров, которые воздвигает перед человеком и членами его семьи инвалидность: физическое ограничение, трудовая сегрегация, малообеспеченность, пространственно-средовой, эмоциональный, информационный и коммуникативный.
Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются компенсации. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, — это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве. С другой стороны, факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние данных индивидных недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде для инвалида и членов его семьи, но также о дружественной или недружественной среде (современная городская или промышленная среда может быть недружественной не только к инвалиду, но также к ребенку, пожилому человеку, вообще любому индивиду).
Это ограничение влечет за собой многие последствия, осложняющие положение инвалида и членов его семьи и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию и обеспечивающих возможность трудовой адаптации.
Второй барьер — это трудовая сегрегация или изоляция инвалида: из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет малый доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам представляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами и членов их семей. В условиях рыночной экономики адаптация рабочих мест для индивидов и их семей рассматривается работодателями как невыгодная и нежелательная.
Семья как фактор развития ребенка
... двух глав, заключения, литературы. Глава 1. Типология современной семьи. Характеристика современной семьи. Семья-это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта ... покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других ...
Поэтому естественно, что третьим барьером в жизни семьи, имеющей в совей структуре инвалида (ов) выступает малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида).
Особого вниманию заслуживают семьи, где воспитывается ребенок-инвалид, так как значительная часть детей-инвалидов воспитывается в неполных семьях, чаще всего без отца, и, как правило, такие семьи относятся к наиболее малообеспеченным, среди семей, имеющих в своей структуре инвалида. Бедность не позволяет им использовать новейшие технические возможности для дистанционного образования и создает другие сложности.
Важным и труднопреодолимым барьером для семьи, имеющих в своей структуре инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средство передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жилой среды, транспорта не является пока дружественной к инвалиду и членам его семьи, так как недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Так, например, семьи в которых один из ее членов страдает сенсорными нарушениями, испытывают дефицит специальных средств, извещающих о параметрах окружающей среды.
Для всех типов семей, имеющих в своей структуре инвалидов важное препятствие представляет информационный барьер, который имеет двусторонний характер. Инвалиды и члены их семей затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки).
Это вызвано и экономическими причинами и дефицитом специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т. д.), и неразвитостью современных глобальных информационных систем .
С другой стороны, существует информационный барьер, который отгораживает общество от самого инвалида и членов его семьи: им гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов и их семей, особенностях их личности. На основе таких искаженных представлений возникают предрассудки и фобии, что затрудняет коммуникации между семьей инвалида и социумом.
Эмоциональный барьер также является двусторонним, то есть он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида — любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т. д. — и фрустрирующих эмоций инвалида и членов его семьи: жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т. д. Подобный комплекс является ретардирующим, т. е. затрудняющим социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды. И сам индивид с ограниченными возможностями, и его ближайшее окружение остро нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон их взаимоотношений был нормализован.
Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений
... вырабатывать собственные принципы, ценности и ориентиры [Пути решения проблемы ... , 2002]. Профессиональные семьи, не так давно появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании ... Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, показало, что комплекс имеющихся у них нарушений близок к тем, что ...
Наконец, для семьи, имеющей в своей структуре инвалида, комплексный характер имеет коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов и членов его семьи, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации как самого инвалида, так и членов его семьи.
Потребности семей инвалидов условно подразделяются на две группы: общие, то есть аналогичные нуждам семей остальных граждан и особые, то есть, вызванные той или иной болезнью инвалида как члена семьи.
Наиболее типичными из «особых» потребностей инвалидов, проживающих в семье являются следующие: в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности; в передвижении; в общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и других сферы; в возможности получать знания; в трудоустройстве; в комфортных бытовых условиях; в социально-психологической адаптации; в материальной поддержке.
В этой связи семьи инвалидов испытывают ряд трудностей и проблем.
В справочной литературе трудность имеет следующее значение: 1) препятствие, то, что требует большого труда, усилий; 2) переживание и иногда понимание возникшего несоответствия между требованиями деятельности и возможностями личности.
В этой связи можно встретить следующую классификацию трудностей, которые испытывают семьи, имеющие в своей структуре инвалида: социально-медицинские, экономические, психологические.
К социально-медицинским трудностям семей, имеющим в своей структуре инвалида относятся: невозможность получения своевременной и полной информации о заболевании такого члена семьи, особенностях течения болезни, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; доступа к любым видам постоянного лечения и получения лекарственных препаратов, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, поиск возможностей дополнительного консультирования, его госпитализация, получение путевки в санаторий. Диспансерное медицинское обслуживание не предусматривает четко налаженной этапности (по показаниям) — стационарная, амбулаторная, санаторная. Этот принцип прослеживается преимущественно для детей раннего возраста. Особенно низка амбулаторная медицинская помощь инвалидам. Она оказывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью.
Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные ограничением или отсутствием трудоспособности и адаптационной способности. Основными источниками доходов составляющий бюджет семьи инвалидов служить пенсия по инвалидности или военная, детские пособия и примерно у трети семей инвалидов — дополняется зарплатой здорового члена семьи.
Общие понятия семьи как социально-культурного института
... влиянию социально-экономических и социально-культурных условий. Функции семьи Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Основная, первая функция семьи, ... уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми, социально неблагополучные семьи. Для ...
В семьях, имеющих ребенка с ограниченными возможностями, уровень материальной обеспеченности ниже, чем в семьях, воспитывающих здоровых детей. Это связано с рядом причин: вынужденным неучастием части матерей в общественном производстве, вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы, оформление отпуска без содержания для лечения и содержания ребенка, затратами на приобретение дефицитных медикаментов, технических средств, оплату консультантов, медицинских сестер по массажу и т.п..
Существенной характеристикой, влияющей как на средний доход на одного члена такой семьи, так и на удовлетворенность жилищными условиями инвалидов является фактическое проживание в их семьях детей, родителей и других родственников. Поэтому, материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы в данной категории семьи возрастают. Жилье обычно не приспособлено для таких семей. В этих семьях возникают проблемы, связанные с приобретением лекарств, продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники.
Особого внимания заслуживают психологические трудности семей, имеющим в своей структуре инвалида, которые довольно существенно отличаются в семьях с ребенком-инвалидом, со взрослым инвалидом или с престарелым инвалидом. Так, когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями, она переживает кризис. Установлено, что у подавляющего большинства родителей (в первую очередь у матерей) возникают пограничные нервно-психические расстройства, чувство вины, ощущение собственной неполноценности. Они начинают ощущать неловкость и стыд перед окружающими, сужают круг социальных контактов. Жизнь семьи начинает протекать в условиях хронической психотравмирующей ситуации. Нередко эти семьи распадаются, а ребенок, как правило, остается с матерью. Семья, являющаяся одним из основных гарантов социальной адаптации ребенка, далеко не всегда сохраняет способность выполнять эту функцию. Родители нередко теряют уверенность в себе, неспособны правильно организовывать общение и воспитание ребенка, не замечают его действительных потребностей, не могут правильно оценивать его возможности.
Возникновение проблем во внутрисемейных отношениях в семьях, где инвалидом стал взрослый человек, связано в первую очередь с изменением социальных ролей и обязанностей в семье. Логика социальной роли члена семьи, ставшего инвалидом, может приводить к болезненным как для семьи, так и для самого инвалида последствиям. В результате у инвалида может появиться чувство вины, ненужности, обузы; у членов семьи – скрытые или явные агрессия или недовольство. Супружеские конфликты на этой почве могут привести к распаду семьи. В семьях со взрослыми инвалидами трудоспособного возраста семейные взаимоотношения наиболее неблагоприятны.
Взаимоотношения инвалидов и здоровых членов семьи подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. У многих из них не хватает социальных навыков, умения «подать себя» в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, потенциальными работодателями. Это в первую очередь касается инвалидов с детства, испытывающих недостаток социального опыта. Они далеко не всегда улавливают нюансы человеческих взаимоотношений в семье, воспринимают других людей очень обобщенно, оценивают их на основании лишь некоторых, в основном моральных качеств – доброты, отзывчивости. Кроме того, у инвалидов есть определенная предвзятость во взаимоотношениях со здоровыми людьми. Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения и между инвалидами, как внутри семьи, так и за ее пределами. Это объясняется тем, что принадлежность человека к категории «инвалид» вовсе не означает, что другие инвалиды будут настроены к нему благожелательно. Опыт работы общественных организаций инвалидов, психологические исследования в этой области показывают, что инвалиды и члены их семей предпочитают объединяться и идентифицировать себя с людьми/семьями, имеющими то же заболевание, что и у самого инвалида или члена их семьи и нередко негативно относятся к другим. Так, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые являются, пожалуй, наиболее социально активными (в том числе и в плане создания общественных организаций инвалидов), отличаются установкой на своеобразное соперничество с инвалидами вследствие других заболеваний, считая или оценивая себя элитной группой. Одним из важнейших показателей социально-психологического комфорта людей является их удовлетворенность жизнью. Не случайно этот вопрос в той мере или иной форме входит в различные социологические опросы населения. Практически половина инвалидов и членов их семей оценивает качество своей жизни как неудовлетворительное, и лишь около трети считают её удовлетворительной.
Жестокое обращение с ребенком в семье как социально-педагогическая проблема
... членами семьи на одного или нескольких других ее членов. Домашнему насилию подвергаются те, кто в каком-то отношении слабее: это прежде всего йети, старики, инвалиды ... того, это - подрыв психического и физического здоровья членов семьи вплоть до умственного недоразвития, инвалидизации и потери ... насилия в настоящем и программирование общества и его членов на разыгрывание ролей насильника или жертвы в ...
Существенные проблемы, ждущие своего решения, встают перед семьями инвалидов и в области взаимоотношений с окружающими, поскольку без гармонизации этих взаимоотношений на уровне макро — и микро групп социальная интеграция не осуществима. Эмоциональное состояние членов семей инвалидов характеризуется тревожностью, неуверенностью в завтрашнем дне, пессимизмом. Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, в которой сочетаются различные неблагоприятные показатели психологического самочувствия – неудовлетворенность жизнью, низкая самооценка, настороженное отношение к окружающим и к мерам по социальной защите, высокая тревога за будущее на бытовом уровне и т.п. В эту группу входят преимущественно семьи с плохим материальным положением и жилищными условиями, мужчины среднего возраста, инвалиды 3 группы, особенно неработающие. Эти семьи нуждаются в особо тщательно разработанных мерах социальной и психологической помощи, с учетом специфики их экономического положения и психологического самочувствия.
У человека с инвалидностью может наступить кризис от того, что ему приходиться отказываться от жизненных целей, перспектив своего развития. Инвалидность приостанавливает течение жизни инвалида, ему приходится пересматривать свои возможности, способности, переоценивать будущие. Это может привести к глубокой подавленности, желанием отступится от всего, что было дорого, о чем мечталось. Неуверенность в будущем еще больше усиливает безысходность и удрученность.
Психологически сложно приходится родным и близким после подтверждения врачами инвалидности одного из взрослых членов семьи. Родственники испытывают шок, растерянность, беспомощность, страх, возникает чувство собственной неполноценности и вины, отрицание поставленного диагноза, что становится своеобразной защитной реакцией.
Современные технологии работы с семьей инвалида: коллективная ...
... подведении итогов проделанной работы. В наше время технология КТД наполняется не только социально ориентированным, но и личностным смыслом, а в педагогике появился термин «личностно ... творчества. Первая стадия - предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, ...
Постепенно происходит осознание дефекта родственника, сопровождаемое печалью. Наконец начинается социально-психологическая адаптация всех членов семьи, приводящая к принятию дефекта, и разумное следование рекомендациям специалистов.
Адаптация к инвалидности взрослого человека и членов его семьи проходит быстрее или медленнее в зависимости от нескольких причин:
— положение в обществе, которое он занимал до наступления инвалидности;
— жизненного опыта;
— самовосприятия и индивидуальности;
К ухудшению психического состояния семьи инвалида могут привести трудности, связанные с длительной физической реабилитацией такого члена семьи, возрастными изменениями. Например, человек в возрасте 40 лет или немного старше встречается одновременно с кризисом середины жизни и инвалидности, после 50 лет – инвалидности и кризисами пожилого возраста, когда человек подводит итоги своей жизни. Одновременное их преодоление может быть очень трудным. Сам инвалид должен все знать о своем заболевании или травме, возможных последствиях, возрастных кризисах, это поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям жизни.
Анализ социально-психологических особенностей адаптации инвалидов и членов их семей к существующей ситуации выявляет четыре основных типа этой адаптации: активно-позитивная позиция, для которой характерно стремление поиска самостоятельного выхода из сложившейся ситуации, сопровождающееся благоприятными социально-психологическими особенностями личности каждого члена такой семьи (достаточно высокой самооценкой, удовлетворенностью жизнью и т.п.).
К сожалению, представителей этого типа крайне мало; пассивно-негативная позиция, в которой неудовлетворенность своим положением (наряду с отсутствием желания самостоятельно улучшить его) сопровождается заниженной самооценкой, психологическим дискомфортом, настороженным отношением к окружающим, тревожностью, ожиданием катастрофических последствий даже от бытовых неурядиц и другими негативными социально-психологическими особенностями; пассивно-позитивная позиция, которая при объективно неудовлетворительном социально-экономическом положении семьи и низкой самооценке ее членов приводит в целом к относительной удовлетворенности, существующей ситуацией и, как следствие, отсутствие желания активно менять ее в лучшую сторону. Эта позиция характерна для семей в которых инвалидами являются люди старших возрастных групп; активно-негативная позиция, которая при психологическом дискомфорте и неудовлетворенности жизнью, семья не отрицает желания самостоятельно изменить свое положение, однако практических последствий это не имеет в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств. Такая позиция более характерна для семей, где инвалиды среднего возраста. Однозначно ответить на вопрос, как реабилитироваться инвалиду и членам его семьи, нельзя потому что причины инвалидности, как и степени нетрудоспособности разные.
Следовательно, для решения проблем семей, имеющих в своей структуре инвалида необходимо консолидировать помощь разных специалистов и организаций: психолога (занимается диагностикой проблем психологического климата в семье); органов образования (проводят обучение ребенка, анализ качества его образования, трудоустройством, оформлением в специализированное учреждения); органов здравоохранения (занимаются диспансерным наблюдением, санаторно-курортным лечением, реабилитацией); исполнительной власти (организация семейных предприятий, реабилитационных центров).
Дети-инвалиды в системе семейных отношений
... социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более ... данной работе рассмотрена методика социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством ...
Таким образом, семья, имеющая в своей структуре инвалида- это семья с особым статусом, спецификой общих и особенных проблем.
Основные направления комплексной поддержки семьи инвалида
Комплексная социальная поддержка семьи, имеющей в своем составе инвалида – это система мер социального характера, направленная на сохранение суверенитета, целостности и дееспособности семьи как института современного общества. Целью комплексной поддержки таких семей является создание условий для полноценного функционирования, интеграции в общество каждого из ее членов (не только инвалида, но и его близких).
Критерием эффективности такой поддержки является удовлетворенность базовых потребностей всех членов семьи.
Оказание комплексной социальной поддержки семьям, имеющем в своем составе инвалида, в Российской Федерации основывается на значительной нормативно-правовой базе. Основными документами, гарантирующими права инвалида и его семьи, выступают: Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об образовании», Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Данные документы подробно характеризуют проблемы и, соответственно, направления социальной помощи самому инвалиду, оставляя жизнедеятельность членов его семьи без достаточного внимания. Именно поэтому подавляющее большинство таких семей выражают мнение о необходимости принятия специальных законов, направленных на поддержку семей инвалидов, что в свою очередь окажет положительное влияние на укрепление социального статуса, повысит ее социальную значимость в российском обществе и уровень благополучия значительной части данной категории семей.
Осуществление комплексной поддержки семей, имеющих в своем составе инвалида, базируется на принципах:
— дифференцированного подхода, учитывающего особенности социально-экономического развития различных субъектов Российской Федерации и их социокультурные традиции, определяющие специфические потребности таких се мей в данных регионах, а также структуру семей и образа жизни, источники доходов и разновидности потребностей, возможности реализации интересов семей инвалидов.
— единства социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства жизнедеятельности семьи инвалида в Российской Федерации, что предполагает единые социальные гарантии, юридическую защиту прав и свобод таких семей в равной степени на всей территории России.
Семья группы риска как социально-педагогическая проблема
... исследования: 1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье группы риска. 2. Социально педагогическая поддержка ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. 3. ... комплексной программы работы социального педагога с «семьей группы риска», «индивидуального маршрута социально-педагогической поддержки» для конкретной семьи. Методы исследования: теоретический анализ литературы по ...
— субъектности, предполагающий саморазвитие и самообеспечение, активное проявление жизненного потенциала семьи, то есть семья инвалида сама должна выступать субъектом социальной жизни, проявлять активность при решении всех своих проблем, а государство, таким образом, призвано создавать необходимые условия, в которых семья инвалида может проявлять свою самостоятельность и активность.
— адресности социальной помощи, подразумевающий оказание семьям поддержки только в том объеме, который необходим для актуализации ресурсов самой семьи.
Комплексная социальная поддержка семей, имеющих в своем составе инвалидов, затрагивает правовую, экономическую, социокультурную, досуговую, социально-психологическую сферы жизнедеятельности, а также вопросы их здоровья, образования и занятости на рынке труда. Следовательно, основными направлениями такой поддержки являются: социально-бытовое, социально-экономическое, социально-психологическое.
Социально-бытовое направление поддержки семей имеющих в своем составе инвалидов, представляет собой создание комфортной микросреды, обеспечивающей удовлетворение жизненно важных потребностей инвалида. Так особые требования предьявляються к жилищу инвалида. В жилище семьи инвалида, должны быть предусмотрены: коммунальные удобства (горячее и холодное водоснабжение, центральная канализация, отопление, бесперебойное энергоснабжение, наличие лифта, телефона), соблюдение санитарных норм жилой площади (отдельная изолированная комната для инвалида, площадь кухни – не менее 9 кв.м., туалетной комнаты – 3 кв. м.), оснащение специализированной мебелью (функциональная кровать, пристенный стул, нескользящее покрытие пола, регулируемая по высоте раковина, стол с варьируемым наклоном и высотой, дверной замок с дистанционным управлением, другая специальная мебель в зависимости от типа заболевания), возможность беспрепятственного перемещения всех членов семьи инвалида (за счет устранения порогов между комнатами и при выходе на балкон), обеспечение эстетичности жилого пространства (оборудование жилых зон инвалида гармонично вписывается в общий интерьер квартиры).
Важным аспектом социально-бытовой поддержки семей, имеющих в своем составе инвалидов, является обеспечение полноценного питания. Рацион семьи должен быть сбалансирован по содержанию белков, жиров и углеводов, при этом высокие нагрузки членов семьи и слабое здоровье самого инвалида требуют включения в рацион продуктов, богатых витаминами и микроэлементами.
Реализация данного направления на практике сталкивается с рядом трудностей, обусловленных тем фактом, что основное бремя расходов ложиться непосредственно на здоровых членов семьи инвалида. Государственная поддержка имеет ограниченный и нерегулярный характер. Социальные службы ориентированы на такие формы социальной поддержки, которые позволяют регулярно отслеживать состояние жизнеобеспечения инвалида и гибко реагировать на его изменение. Такой формой выступает социальный патронаж семьи.
Социальный патронаж семей, имеющих в своем составе инвалида – форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе данной категории семьи для преодоления возникшей трудной, кризисной ситуации. Целью патронирования данной категории семей является совместный поиск внешних и внутренних ресурсов семьи для нормального ее жизнеобеспечения. Патронаж данной категории клиентов состоит в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их на дому социальными работниками, оказание им необходимой экономической и материально-бытовой помощи, проведение несложных медицинских манипуляций. Специалистам социальных служб следует учитывать, что в данной категории семьи наиболее сильной мотивацией на помощь обладают женщины. Мужчины обычно полагают, что проблемы надо решать, не привлекая посторонних.
В процессе оказания комплексной поддержки семье, имеющей в своем составе инвалида, немаловажная роль отводиться оказанию им социально – экономической помощи. Она представляет собой совокупность регулярных и единовременных денежных выплат, а также социальных льгот.
Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет, составляют основу социально-экономической поддержки семей инвалидов. Их размер определен Указом Президента РФ от 13 мая 2008 года. В документе предусматривается индексация размера выплаты в зависимости от уровня инфляции. Данную помощь могут получать неработающие трудоспособные члены семьи, осуществляющие уход за инвалидом. Компенсационная выплата отменяется, если гражданину, осуществляющему уход, начисляется пенсия или пособие по безработице; если он начал работать или заниматься предпринимательской деятельностью. Для назначения данной выплаты лица, осуществляющие уход, должны обратится в территориальное управление Пенсионного фонда РФ. В конце 2009 года Министерство здравоохранения и социального развития предложило Государственной думе ввести норму, в соответствии с которой граждане будут получать компенсационную выплату в зависимости от числа лиц, за которыми они ухаживают. Увеличение компенсационной выплаты коснется 580 тысяч семей инвалидов. Для этого в бюджете РФ заложены специальные средства. Кроме того, предложено засчитывать в трудовой стаж каждого члена семьи годы, которые ушли на заботу об инвалиде. С 2010 года период ухода за инвалидом или престарелым планируется включать в страховую часть пенсии.
Важным аспектом социально-экономической поддержки семей, имеющих в своем составе инвалидов, является льготное жилищное обеспечение. Семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий,принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Кроме того, им предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
На сегодняшний день произошли изменения в вопросе компенсаций по коммунальным платежам: льготы по оплате коммунальных услуг заменены денежными компенсациями и выплачиваются через систему кассовых центров социальных выплат.
Не менее важным аспектом в оказании социально — экономической помощи данной категории семей является санаторно – курортное лечение, право на которое ежегодно может реализовать каждый инвалид I группы и ребенок-инвалид. Они, в свою очередь, имеют право на получение второй путевки для сопровождающего их лица (как правило, члена семьи).
Вместо путевок в санаторий или дом отдыха инвалиды ВОВ и лица, приравненным к ним по льготам, могут получить денежную компенсацию на санаторно-курортное лечение. Размеры компенсации устанавливаются субъектами РФ, но они не должны быть менее 4-кратного минимального размера пенсии по старости.
В целях мобильности передвижения членов семьи, осуществляющих уход за инвалидом, предусмотрены права бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Кроме того, инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам (чаще всего членам семьи) предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов.
Современные условия жизни диктуют необходимость обеспечения инвалидов и членов их семей личными автотранспортными средствами. Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи. Данная льгота является одной из актуальных и социально одобряемых в большинстве семей инвалидов. Собственный автомобиль значительно увеличивает мобильность и, как следствие, качество жизни инвалида и членов его семьи.
Третьим направлением комплексной социальной поддержки семей, имеющих в своем составе инвалидов, выступает социально – психологическое. Оно представляет собой поддержку психологического здоровья инвалида и членов семьи, помощь в организации конструктивного взаимодействия в семье, создании позитивного микроклимата. Основными задачами для специалистов в реализации данного направления являются:
— просвещение членов семьи в области специальной и социальной психологии, особенностей личности людей с ограниченными возможностями здоровья, организации бесконфликтной среды в семье и т.п. В плане методического обеспечения данного направления деятельности определенную помощь могут оказывать буклеты серии «Ваш мир» (рекомендации психолога семье с инвалидом), методические пособия серии «Особая забота», разработанные Министерством здравоохранения и социального развития. Кроме того, важную роль играют лектории, научно-познавательные фильмы, выставки, организуемые в субъектах Российской Федерации государственными социальными учреждениями (комплексными центрами социального обслуживания населения, социально-реабилитационными центрами, центрами социального здоровья) и общественными организациями инвалидов.
— психологическое сопровождение членов семьи, дающее им возможность: во-первых, регулярно получать индивидуальные консультации специалистов (в первую очередь психологов) по вопросам взаимодействия с инвалидом и другими членами семьи; во-вторых, участвовать в тренингах коммуникативных умений и личностного роста, обучающих навыкам эффективного взаимодействия в семье.
Консультирование – это одна из наиболее значимых и экстренных видов социально – психологическойпомощи семье инвалида. Консультирование позволяет узнать потребности семьи, их отношение к получаемым услугам. Выстраивание отношений с семьей и людьми с ограниченными возможностями в процессе оказания им помощи — для социального работника порой весьма сложное дело. В то же время, некоторые инвалиды нуждаться в посторонней помощи, и чаще всего испытывают глубокие эмоциональные перегрузки из-за потери самостоятельности. В таких сложных ситуациях не только социальному работнику, но и членам семьи необходимо обладать навыками построения и поддержания конструктивным, эмоционально позитивных взаимоотношений в семье. Чаще всего члены семей обращаются за помощью к консультанту по вопросам оказания конкретных социальных услуг, переживания тяжелой утраты и острого горя, потери функциональной способности, трудностей или конфликтов в общении, связи прошлого с настоящим, адаптации к новым обстоятельствам или условиям жизни, а также за эмоциональной поддержкой.
Психологические тренинги в данном случае ориентированы на формирование у инвалидов и членов их семьи новых умений навыков, которые помогают управлять своим эмоциональным состоянием, микросредой семьи, ведут к выбору конструктивных жизненных стратегий, и как следствие, укрепляют отношения между членами семьи. В таких тренингах используется сочетание приемов индивидуальной и групповой работы, ролевые игры в микрогруппах, приемы арттерапии, игротерапии. Интенсивная работа в тренинговой группе позволяет новым умениям и навыкам быстро закрепиться в поведении участников. Поэтому наиболее эффективно прохождение тренингов всем членам семьи в одной группе.
— помощь в организации совместного досуга – это система мероприятий по вовлечению семей инвалидов в активную социальную жизнь, создание благоприятных условий для их физической, психологической и творческой самореализации. Часто семьи имеют скудные представления об организации совместного досуга. В этом случае специалисты социальных служб могут привлекать такие семьи к встречам в клубах общения для инвалидов и их близких. Мероприятия, проходящие в таких клубах, эмоционально обогащают жизнь семьи, являются образцом для подражания.
Организация совместного досуга не должна ограничиваться только совместным проведением праздников, важную роль в данной сфере может играть коллективное хобби или совместное занятие всех членов семьи видами прикладного творчества. Многие семьи, имеющие в своем составе инвалидов, считают, что к организации совместного досуга их подталкивают домашние животные (чаще всего собаки), которые становяться центром внимания всех членов семьи.
Таким образом, основные направления комплексной социальной поддержки семей, имеющих в своем составе инвалидов, не существуют отдельно друг от друга, они тесно переплетаются в процессе социальной работы с конкретной семьей. При этом опыт показывает необходимость совершенствования государственных мер по защите данного типа семей. Так, в частности, необходимо совершенствование системы выплаты пособий для семей — инвалидов, имеющих несовершеннолетних детей — инвалидов, увеличение доли расходов на семейные пособия, включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет; кредитование и частичное субсидирование таких семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья, обеспечения льготности получения жилья для семей с детьми — инвалидами. Важно обеспечить эффективный государственный контроль за соблюдением прав и интересов, работающих членов семьи инвалида в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе и в случае прекращения трудового договора (контракта) и безработицы; расширять сеть учреждений социального обслуживания таких семей в целях оказания им услуг по уходу за инвалидом, консультативной поддержки в кризисных ситуациях и других видов социальной помощи.
Подводя итог, заметим, что семья, имеющая в своей структуре инвалида- это семья с особым статусом, спецификой общих и особенных проблем. В реализации комплексной поддержки семьи инвалида важную роль играют различные социальные службы помощи семье: центры социальной поддержки, центры помощи семье и детям, кризисные центры для женщин и мужчин, центры планирования семьи и репродукции, социально –реабилитационные центры, опыт деятельности свидетельствует о недостаточной информированности таких семей о существовании таких служб в регионах. Учитывая важность данного аспекта необходимо наладить рекламную работу с целью ознакомления населения с работой этих служб. Необходимо повышать уровень информированности граждан, их юридическую грамотность.
Для решения проблем данной категории семей необходимо консолидировать помощь разных специалистов и организаций: психолога; органов образования; органов здравоохранения; исполнительной власти. Важно усиление координирующей роли Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства образования и науки Российской Федерации в создании условий для самореализации интересов инвалида и его семьи. Направлениями координации могут стать: совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы поддержки такой семьи; выделение в системе социального обслуживания населения, отдельного сектора — оказание услуг семье инвалида; объединение усилий по созданию, материальному, организационному обеспечению и развитию центров и клубов семьи инвалида; формирование в обществе и, особенно, среди здорового населения страны уважительного отношения к образу жизни данной категории семей.