Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения 2

4.2. Причины развития детской агрессивности.

Очень часто родители обеспокоены тем, что у ребенка в поведении проявляется агрессия. Но многие не знают, что агрессия может быть нормой в поведении ребенка, так как это своего рода выражение эмоции гнева, реакция на раздражители. Вот когда агрессия становиться привычным поведением, тогда уже нужно бить тревогу – постоянная агрессия пагубно влияет на формирование личности ребёнка.

Как известно, любой ребенок хорошо впитывает модель поведения из своей семьи. В каждой семье бывают моменты собственной агрессии родителей при которой они (родители), просто не замечают этого, считая такое поведение нормой. Часто взрослые даже не задумываются о том, что всплески их собственных эмоций, могут стать раздражителем для психики ребенка.

Эмоции гнева есть у всех нормальных людей. Однако проявляются они по разному. Ребенок, в отличие от взрослого человека, не знает как надо правильно поступать со своими нарастающими эмоциями. Поэтому, родители должны постоянно и терпеливо объяснять ребенку, что так делать нельзя. Следует доходчиво объяснить, как нужно поступать в подобных случаях. Объяснения должны проходить не на повышенных тонах, не в постоянной критике, не в дополнение к наказанию, а спокойным тоном, в спокойной обстановке. Ребенок должен постепенно учиться сдерживать порывы агрессии и мы, родители, должны помочь ему в этом.

Эмоции гнева очень сильные и на их проявление практически всегда есть обратная реакция. Чтобы ребенку добиться желаемого результата, он применяет любые техники, в том числе и гнев. Можно понаблюдать и проанализировать поведение и последующие реакции ребенка:

Всегда ли все начинается с гнева?

Что идет в начале?

Возможно и такое, что ребенок какими либо движениями (лепетом) пытается привлечь к себе внимание взрослых (детей), но реакции нет и тогда вход идет “тяжелая артиллерия”.

Постоянное ” одергивание ” ребенка словом “нельзя” – нежелательно, так как у ребенка в раннем возрасте не могут сформироваться четкие поведенческие правила к этому слову, да и сами родители не всегда поддерживают определенную ситуацию этим словом. Иногда родители говорят “нельзя” в определенной ситуации, иногда нет… В таком случае родителям следует закреплять за детьми основные “нельзя”, которых должно быть не более четырех – пяти.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. По мнению Л. Берковица, поведение ... вспышкой гнева. Д. Лешли (1991) советует остановить занесенную для удара руку, удержать за плечи и твердо сказать «нельзя»; 2. отвлечение внимания ребенка ...

Также старайтесь заменять слово нельзя любыми способами, даже заменять их на “можно”. Например, ребенок кричит в комнате громко, просто орет. Возьмите его за руку и отведите в ванную, сказав при этом, что в ванной кричать лучше, там можно кричать. А затем переведите это в игровое действие с прекращением криков: включите воду, отвлеките внимание и тд.

Ребенок взрослеет и раздраженно реагирует на слово “нельзя”, поэтому чаще подменяйте это слово синонимами.

Проявление агрессии так же напрямую связано с возрастными этапами развития ребенка. Если до года агрессия могла проявляться в кусании и в замахивании рукой, то в три года у ребенка идет стремление к независимости и агрессия может сопровождаться словами “я сам”, затем ” это мое” и т. д

Дети в отличии от взрослого, не понимают и не чувствуют чужой боли. Они не могут поставить себя на место другого. В этом и заключается причина детской агрессии и даже жестокости. Эмоции гнева и действие на это есть (как ответная реакция на боль), а понятия нет. Вот от родителей и зависит как они это понятие донесут до детей. Пугаться агрессии ребенка не надо, надо просто изо дня в день настойчиво доносить до него правильную информацию. От реакции родителей на ту или иную ситуацию, напрямую зависит агрессивность ребенка. Если родители относятся нетерпимо(гнев, крик) к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате может формироваться: нытье, фырканье, упрямство и другое сопротивление к данной ситуации.

Поэтому родителям необходимо изо дня в день стремиться к налаживанию равноправного диалога с ребёнком, чтобы в ненавязчивой форме с раннего детства прививать ребёнку правильную модель поведения.

Девиантное поведение

Девиантное поведение (от лат. deviatio — отключение) — отдельные поступки или система поступков, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам: преступность и уголовно ненаказуемое поведение.

В исследованиях девиантного (отклоняющегося) поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления.

Преступность как вид девиантного поведения изучается преимущественно криминологией с использованием психологических исследований.

Непротивоправное девиантное поведение также в значительной степени объясняется недостатками воспитания, приводящими к формированию устойчивых психологических свойств, обусловливающих совершение безнравственных поступков.

17 стр., 8204 слов

Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста

... -педагогическая профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста». Объект исследования - девиантное поведение детей младшего школьного возраста. Предмет - выявление ранних признаков девиантного поведения в младшем ... использования сказки для профилактики девиантного поведения Хорошие учителя и родители знают ценность сказки при воспитании детей: за простотой формы любой ...

В детском и подростковом возрасте девиантное поведение объясняется незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и зависимостью от воздействия требований ближайшего окружения из таких же подростков и принятых в нем ориентации.

В более зрелом возрасте девиантное поведение может быть результатом неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.

Для предупреждения девиантных поступков следует с ранних лет прививать уважение к моральным нормам и вырабатывать нравственные привычки.

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

На социально-психологическое состояние современного общества влияет ряд отрицательных показателей. Это экономический и экологический кризисы, переоценка общественных и индивидуальных ценностей, что в свою очередь отражается на состоянии семьи, целях и задачах воспитания и развития детей, на стиле семейного воспитания.

Социально-психологические детерминанты девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и, прежде всего, в семье.

Если же семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то у детей часто появляются пробелы в воспитании и в усвоении культурных норм. Однако также имеются случаи проявления девиаций и у детей из совершенно благополучных семей. Дело в том, что семья — далеко не единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия с различными проявлениями культуры, например, с феноменом «телевизионного насилия» (А.Бандура) и социальным окружением.

Положение усугубляется тогда, когда агенты социализации сами являются девиантами. Подобные случаи рассматриваются в теории диффенцированной ассоциации (связи) Э.Сазерленда. С его точки зрения, образцы девиантного (криминального) поведения усваиваются точно так же, как и образцы конформного (законопослушного).

5 стр., 2232 слов

Девиантное поведение.Проблема девиантного поведения в современном обществе и пути ее решения

... Иванников В.А. Задачи социальной службы помощи детям // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекиция. М., ... кражи, спекуляции); агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство); ... выходцы из неблагополучных семей. В такой среде имеется свое представление о нормах поведения, свои авторитеты ...

На интенсивность формирования девиантных ценностей в большей степени влияют частота и продолжительность контактов с соответствующими образцами, а также возраст социализирующегося индивида.

В работах зарубежных и отечественных исследователей О.И. Захаровой, О.Б. Насоновой, Т.С. Яценко и др. показана зависимость формирования личности ребенка от стиля семейного воспитания, от отношений между родителями и детьми.

Характер семейных отношений влияет не только на актуальное развитие ребенка, на ощущение безопасности, собственной ценности и компетентности, но и на социальное поведение. По данным С. Броди различные стили воспитания и отношений родителей и детей формируют те или иные особенности психики и поведения.

Отношение к ребенку имеет особое значение во время возрастных кризисов развития (Т.М. Титаренко, Л.Н. Таран).

В этот период ребенок испытывает определенные психологические трудности, связанные с формированием основных новообразований возраста, со сменой его социальной позиции. Эти трудности касаются не только ребенка, но и всех членов семьи. И характер семейного воспитания, воспитательная позиция родителей могут существенно облегчить или затруднить процесс адаптации ребенка к новому социальному окружению.

Неумение родителей наладить собственные семейные отношения, конфликты в семье не могут не отразиться на детской психике. Так, Иванов Д. И. выделяет две группы семейных конфликтов:

а) конфликты, связанные с переживанием нереализованных аспектов личной жизни;

б) конфликты, связанные с дезорганизацией в сфере семейного взаимодействия.

При этом обе категории конфликтов, создавая специфические фоновые условия, влияют на процесс индивидуализации детской психики.

Существует определенная связь между чертами личности ребенка, взаимоотношениями в семье и поведением ребенка в обществе. Особую тревогу вызывает девиантное поведение детей. Девиантное (отклоняющееся) поведение понимается как поступки или система поступков, не соответствующие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. В рамках типологии отклоняющегося поведения все его проявления подразделяются на два основных типа: девиантные и делинквентные, а их носители соответственно – на нарушителей общественного порядка и правонарушителей.

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

Курсовая работа Дети из неблагополучных семей План: Введение Виды неблагополучных семей Алкогольная семья Криминально - аморальная семья Аморально - асоциативная семья     Конфликтная семья Педагогически несостоятельная семья Ошибки воспитания детей Психолого-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей            Мы привыкли рассматривать семью как ...

Девиантное поведение чаще всего объясняется сложным взаимодействием объективных и субъективных факторов. Существует определенная связь между девиантным поведением и чертами личности. Среди последних наиболее значимыми являются эмоционально-волевые нарушения, дефектность ценностно-нормативной сферы, что в свою очередь усложняет общение с окружающими.

В исследовании Ваврика Т. Ю. выделяются следующие механизмы склонности к девиантному поведению:

— определенные особенности личности;

— влияние окружающей среды;

— трансформация иерархии мотивов;

— девиантное развитие личности.

К объективным факторам, провоцирующим девиантное поведение детей, относятся окружающая ребенка среда и отношение к ребенку в семье. Причем (по исследованию Акименко Ю. Ф.) структурными составляющими родительского отношения являются:

— эмоциональное отношение к ребенку;

— межличностная дистанция в общении с ребенком;

— восприятие ребенка на когнитивном уровне;

— форма и направленность контроля за поведением ребенка.

Согласно исследованиям у 63,1 % родителей существуют проблемы принятия ребенка таким, какой он есть, что является нарушением эмоционального компонента отношений. Высокие показатели и по 3-му (49,3%) и по 4-му (27,9%) компонентам родительского отношения.

Кроме непонимания роли семьи в воспитании ребенка следует отметить неуважение и жестокое отношение к детям в семье.

При обобщении вышесказанного можно отметить, что явление жестокого отношения к детям в семье играет деструктивную роль: подрывает физическое и психическое здоровье детей, порождает дегуманизацию межличностных отношений, формирует криминальное поведение.

2 стр., 501 слов

Становление ребенка как личности

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования федерации профсоюзов в Беларуси Международный университет "МИТСО" Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин СУРС №2 ребенок личность авторитет родитель по дисциплине "Основы психологии и педагогики" Эссе по статье из журнала "Мир психологии", 2008 г. № 1, "Подросток в социуме XXI века" Становление ребенка как личности ...

Агрессия проявляется как компенсаторная реакция молодых людей на перенесенные в детстве унижения, отсутствие любви и отстраненность родителей. Проведенный анализ девиантного поведения несовершеннолетних, основанный на данных государственной статистики, независимых социологических исследованиях, свидетельствует о преобладающем влиянии семьи на формирование детской девиации.