4.2. Причины развития детской агрессивности.
Очень часто родители обеспокоены тем, что у ребенка в поведении проявляется агрессия. Но многие не знают, что агрессия может быть нормой в поведении ребенка, так как это своего рода выражение эмоции гнева, реакция на раздражители. Вот когда агрессия становиться привычным поведением, тогда уже нужно бить тревогу – постоянная агрессия пагубно влияет на формирование личности ребёнка.
Как известно, любой ребенок хорошо впитывает модель поведения из своей семьи. В каждой семье бывают моменты собственной агрессии родителей при которой они (родители), просто не замечают этого, считая такое поведение нормой. Часто взрослые даже не задумываются о том, что всплески их собственных эмоций, могут стать раздражителем для психики ребенка.
Эмоции гнева есть у всех нормальных людей. Однако проявляются они по разному. Ребенок, в отличие от взрослого человека, не знает как надо правильно поступать со своими нарастающими эмоциями. Поэтому, родители должны постоянно и терпеливо объяснять ребенку, что так делать нельзя. Следует доходчиво объяснить, как нужно поступать в подобных случаях. Объяснения должны проходить не на повышенных тонах, не в постоянной критике, не в дополнение к наказанию, а спокойным тоном, в спокойной обстановке. Ребенок должен постепенно учиться сдерживать порывы агрессии и мы, родители, должны помочь ему в этом.
Эмоции гнева очень сильные и на их проявление практически всегда есть обратная реакция. Чтобы ребенку добиться желаемого результата, он применяет любые техники, в том числе и гнев. Можно понаблюдать и проанализировать поведение и последующие реакции ребенка:
Всегда ли все начинается с гнева?
Что идет в начале?
Возможно и такое, что ребенок какими либо движениями (лепетом) пытается привлечь к себе внимание взрослых (детей), но реакции нет и тогда вход идет “тяжелая артиллерия”.
Постоянное ” одергивание ” ребенка словом “нельзя” – нежелательно, так как у ребенка в раннем возрасте не могут сформироваться четкие поведенческие правила к этому слову, да и сами родители не всегда поддерживают определенную ситуацию этим словом. Иногда родители говорят “нельзя” в определенной ситуации, иногда нет… В таком случае родителям следует закреплять за детьми основные “нельзя”, которых должно быть не более четырех – пяти.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. По мнению Л. Берковица, поведение все‑таки ... предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики, музыкальные инструменты и т. д.); 2. вербальное выражение гнева в вежливой форме (обучиться называть свои отрицательные эмоции: «Я злюсь», «Я ...
Также старайтесь заменять слово нельзя любыми способами, даже заменять их на “можно”. Например, ребенок кричит в комнате громко, просто орет. Возьмите его за руку и отведите в ванную, сказав при этом, что в ванной кричать лучше, там можно кричать. А затем переведите это в игровое действие с прекращением криков: включите воду, отвлеките внимание и тд.
Ребенок взрослеет и раздраженно реагирует на слово “нельзя”, поэтому чаще подменяйте это слово синонимами.
Проявление агрессии так же напрямую связано с возрастными этапами развития ребенка. Если до года агрессия могла проявляться в кусании и в замахивании рукой, то в три года у ребенка идет стремление к независимости и агрессия может сопровождаться словами “я сам”, затем ” это мое” и т. д
Дети в отличии от взрослого, не понимают и не чувствуют чужой боли. Они не могут поставить себя на место другого. В этом и заключается причина детской агрессии и даже жестокости. Эмоции гнева и действие на это есть (как ответная реакция на боль), а понятия нет. Вот от родителей и зависит как они это понятие донесут до детей. Пугаться агрессии ребенка не надо, надо просто изо дня в день настойчиво доносить до него правильную информацию. От реакции родителей на ту или иную ситуацию, напрямую зависит агрессивность ребенка. Если родители относятся нетерпимо(гнев, крик) к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате может формироваться: нытье, фырканье, упрямство и другое сопротивление к данной ситуации.
Поэтому родителям необходимо изо дня в день стремиться к налаживанию равноправного диалога с ребёнком, чтобы в ненавязчивой форме с раннего детства прививать ребёнку правильную модель поведения.
Девиантное поведение
Девиантное поведение (от лат. deviatio — отключение) — отдельные поступки или система поступков, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам: преступность и уголовно ненаказуемое поведение.
В исследованиях девиантного (отклоняющегося) поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления.
Преступность как вид девиантного поведения изучается преимущественно криминологией с использованием психологических исследований.
Непротивоправное девиантное поведение также в значительной степени объясняется недостатками воспитания, приводящими к формированию устойчивых психологических свойств, обусловливающих совершение безнравственных поступков.
В детском и подростковом возрасте девиантное поведение объясняется незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и зависимостью от воздействия требований ближайшего окружения из таких же подростков и принятых в нем ориентации.
В более зрелом возрасте девиантное поведение может быть результатом неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.
Для предупреждения девиантных поступков следует с ранних лет прививать уважение к моральным нормам и вырабатывать нравственные привычки.
Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения
На социально-психологическое состояние современного общества влияет ряд отрицательных показателей. Это экономический и экологический кризисы, переоценка общественных и индивидуальных ценностей, что в свою очередь отражается на состоянии семьи, целях и задачах воспитания и развития детей, на стиле семейного воспитания.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - это то, что всегда ... личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией; Обозначенные противоречия ...
Социально-психологические детерминанты девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и, прежде всего, в семье.
Если же семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то у детей часто появляются пробелы в воспитании и в усвоении культурных норм. Однако также имеются случаи проявления девиаций и у детей из совершенно благополучных семей. Дело в том, что семья — далеко не единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия с различными проявлениями культуры, например, с феноменом «телевизионного насилия» (А.Бандура) и социальным окружением.
Положение усугубляется тогда, когда агенты социализации сами являются девиантами. Подобные случаи рассматриваются в теории диффенцированной ассоциации (связи) Э.Сазерленда. С его точки зрения, образцы девиантного (криминального) поведения усваиваются точно так же, как и образцы конформного (законопослушного).
На интенсивность формирования девиантных ценностей в большей степени влияют частота и продолжительность контактов с соответствующими образцами, а также возраст социализирующегося индивида.
В работах зарубежных и отечественных исследователей О.И. Захаровой, О.Б. Насоновой, Т.С. Яценко и др. показана зависимость формирования личности ребенка от стиля семейного воспитания, от отношений между родителями и детьми.
Характер семейных отношений влияет не только на актуальное развитие ребенка, на ощущение безопасности, собственной ценности и компетентности, но и на социальное поведение. По данным С. Броди различные стили воспитания и отношений родителей и детей формируют те или иные особенности психики и поведения.
Отношение к ребенку имеет особое значение во время возрастных кризисов развития (Т.М. Титаренко, Л.Н. Таран).
В этот период ребенок испытывает определенные психологические трудности, связанные с формированием основных новообразований возраста, со сменой его социальной позиции. Эти трудности касаются не только ребенка, но и всех членов семьи. И характер семейного воспитания, воспитательная позиция родителей могут существенно облегчить или затруднить процесс адаптации ребенка к новому социальному окружению.
Неумение родителей наладить собственные семейные отношения, конфликты в семье не могут не отразиться на детской психике. Так, Иванов Д. И. выделяет две группы семейных конфликтов:
а) конфликты, связанные с переживанием нереализованных аспектов личной жизни;
б) конфликты, связанные с дезорганизацией в сфере семейного взаимодействия.
При этом обе категории конфликтов, создавая специфические фоновые условия, влияют на процесс индивидуализации детской психики.
Блохина Роль семьи в развитии личности.doc
... правила поведения, совершает асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Третий – это отсутствие в современной семье ясного ... чувство долга, взаимопомощи. Каковы же условия успешного воспитания ребенка в семье? Важным условием успеха воспитания детей в семье, можно считать родительскую любовь. Ведь родительская любовь – ...
Существует определенная связь между чертами личности ребенка, взаимоотношениями в семье и поведением ребенка в обществе. Особую тревогу вызывает девиантное поведение детей. Девиантное (отклоняющееся) поведение понимается как поступки или система поступков, не соответствующие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. В рамках типологии отклоняющегося поведения все его проявления подразделяются на два основных типа: девиантные и делинквентные, а их носители соответственно – на нарушителей общественного порядка и правонарушителей.
Девиантное поведение чаще всего объясняется сложным взаимодействием объективных и субъективных факторов. Существует определенная связь между девиантным поведением и чертами личности. Среди последних наиболее значимыми являются эмоционально-волевые нарушения, дефектность ценностно-нормативной сферы, что в свою очередь усложняет общение с окружающими.
В исследовании Ваврика Т. Ю. выделяются следующие механизмы склонности к девиантному поведению:
— определенные особенности личности;
— влияние окружающей среды;
— трансформация иерархии мотивов;
— девиантное развитие личности.
К объективным факторам, провоцирующим девиантное поведение детей, относятся окружающая ребенка среда и отношение к ребенку в семье. Причем (по исследованию Акименко Ю. Ф.) структурными составляющими родительского отношения являются:
— эмоциональное отношение к ребенку;
— межличностная дистанция в общении с ребенком;
— восприятие ребенка на когнитивном уровне;
— форма и направленность контроля за поведением ребенка.
Согласно исследованиям у 63,1 % родителей существуют проблемы принятия ребенка таким, какой он есть, что является нарушением эмоционального компонента отношений. Высокие показатели и по 3-му (49,3%) и по 4-му (27,9%) компонентам родительского отношения.
Кроме непонимания роли семьи в воспитании ребенка следует отметить неуважение и жестокое отношение к детям в семье.
При обобщении вышесказанного можно отметить, что явление жестокого отношения к детям в семье играет деструктивную роль: подрывает физическое и психическое здоровье детей, порождает дегуманизацию межличностных отношений, формирует криминальное поведение.
Агрессия проявляется как компенсаторная реакция молодых людей на перенесенные в детстве унижения, отсутствие любви и отстраненность родителей. Проведенный анализ девиантного поведения несовершеннолетних, основанный на данных государственной статистики, независимых социологических исследованиях, свидетельствует о преобладающем влиянии семьи на формирование детской девиации.