На пути к педагогическому мастерству

Доклад

на тему:

На пути к педагогическому мастерству

Вступление

«Педагог», учитель — одна из самых сложных профессий, на мой взгляд. Труд учителя требует от него большой выдержки, терпения, напористости в свой работе.

Учитель должен всегда работать над собой, заниматься саморазвитием. «Обучая, учиться самому», развиваясь, развивать своих питомцев — вот одни из его основных принципов.

Настоящий учитель тот, который пришел в школу по призванию. Он действительно, буде стремиться к качеству своей работы, к профессиональному мастерству.

Красноречиво, ясно охарактеризовал педагога — мастера Л.Толстой. Приведу ниже его изречение:

«Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ник ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученика, он — совершенный учитель».

Комментарии здесь, думаю, излишни.

Педагогическое мастерство учителя

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться

Л.Н. Толстой

О творческой деятельности учителя, о его профессионализме написано и сказано очень много интересного.

Всем учителям должны быть хорошо знакомы имена таких выдающихся педагогов — психологов, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Я.О. Коменский, Д.Локк, Песталоцци и многих других, внесших неисчерпаемый вклад в педагогическую науку.

Немаловажное значение имеют в методике преподавания труды Рыбниковой, Острогорского, Беленького, всех и не перечислишь. Одним словом, творчество всех педагогов, методистов нацелено на то, чтобы совершенствовать качество педагогической деятельности.

Качество работы учителя, конечно, прежде всего, зависит от психолого-педагогической подготовленности, идейно-теоретической направленности и т.д.

Видный русский педагог и психолог ХХ века П.Ф. Каптерев утверждал необходимость постоянной работы учителя над своим собственным развитием и усовершенствованием. «Уча, учитель должен учиться сам, — писал он, — … Нет ничего хуже учителя, пришедшего к несчастной мысли, что он достаточно уже учен и развит, что ему не для чего учиться…

20 стр., 9857 слов

Курсовая работа: психология любви юношей и девушек

... проведённого анализа специальной литературы раскрыть понятие любви у девушек и юношей. Глава 1. Теоретический ... гормональных составляющих переживания любви. Тема любви актуальна во все времена, у всех народов, в мирное время и во время войны. Целью данной курсовой работы является на основе ...

Каким образом он, сам не развивающийся, может пробудить в другом то, что угасло в нем самом, — образования и развития? Обыкновенно покончившие со своим развитием учителя и не развивают других, они только учат, т.е. сообщают механическим способом то, что заучили сами…»

Чтобы совершенствоваться, учитель обязан много читать, успевать за потоком информации. Особо он должен интересоваться методичками, книгами, содержащими ответы на возникающие в работе вопросы. Но мой взгляд, очень содержательна книга Н.В. Кухарева «На пути к профессиональному совершенству». В ней очень много полезного, как для начинающих учителей, так и для тех, кто провел немало лет в школе.

Постараюсь в своей работе изложить важные положения.

Что такое педагогическое мастерство

Настоящее педагогическое мастерство рождается, когда и взрослые, и дети испытывают радость от совместной работы.

Н.К. Крупская

Стремясь постичь секреты профессионального мастерства педагог главным образом совершенствует методы обучения и воспитания учащихся, это закономерно.

Но одни и те же методы часто приносят не равнозначный качественный результат. Бывает, даже апробированные методы часто приводят, к минимальному успеху, и учитель сетует: « Все делал по методической разработке, а дети шумят, не слушают».

Успешность работы учителя зависит от личного характера учителя, взаимоотношений с детьми, словом от педагогического мастерства. В связи с этим педагогическое мастерство правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности учителя, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогический подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития школьников).

Какие же качества личности присуши учителю — мастеру?

Основные качества — знание предмета деятельности, стремление к самообразованию, труд, любовь к детям, требовательность, чувство меры, педагогический такт, личный пример, выдержка, терпение, искренность, наблюдательность, умение пользоваться голосом и многое другое.

Мастерство учителя проявляется в голосе, мимике, тоне жесте. Неумение пользоваться голосом граничит с непригодностью к педагогической профессии. Чрезмерно громкий голос учителя влияет на нервное состояние ученика. Неожиданно раздражительный тон раздражает и учащихся.

Речь педагога должна быть доступной, выразительной, логически стройной.

Профессиональная зоркость (прозорливость) заключается в умении проникать во внутренний мир своего ученика, находить с ним общий язык. Нарываться на конфликты помогает это качество. К выше названным качествам каждый учитель может добавить и своё, перечисленные являются необходимыми для каждого из нас.

Секреты педагогического мастерства

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным

12 стр., 5801 слов

Педагогическая терминология

... целью ее интенсификации и повышения эффективности. Осуществляется по трем направлениям: а) педагогическое - использование форм и методов обучения, стимулирующих познавательные интересы; б) социально- ... т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - это такая коллективная, ...

Л.Н. Толстой

Опыт учителей — новаторов, учителей — экспериментаторов помогает в овладении секретами педагогического мастерства. Ключи ко всем секретам не найдены, деятельность учителей продолжается, совершенствуясь. Обратимся к опыту выше названных учителей. Приведу ниже их издержки, напутствия.

Е.Н. Ильин, учитель — методист школы № 516 г. Ленинграда, говорит:

«Урок — всему начало, всего итог. Учебные перегрузки не от программ, а от низкого качества уроков… Урок ориентирую на кого-то «одного», а не на массу ребят.

Работа с одним — путь ко всем…

Сказать не побольше, а получение — принцип, определяющий «язык» «урока» .

С.Н. Лысенкова, учитель в начальных классах № 587 Москва, твердит то же самое: «Проблема в методике урока. Урок, где все ученики мыслят, говорят, учатся — с этого начиналось мое творчество». Творчество учителя — творчество ученика. Дети барометр урока… Так рассуждают все педагоги — мастера.

Одним из новаторов — педагогов является В.Ф. Шаталов, чье имя все чаще звучит на семинарских занятиях для повышения квалификации учителей. Приведу его изречение:

«Не представляло себе развития нынешней школы без умения педагога дойти до каждого ученика. Современный педагог не только должен знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания, заинтересовать, а уже потом научить — вот в чем суть педагогического мастерства».

Я часто повторяю своим ученикам: «Сможешь! Сегодня не вышло, не печалься. Завтра непременно сможешь!»

Итак, главное на уроке — чувствовать дыхание учащихся, их настроение уметь своевременно выбрать тот стиль поведения, который требуется в конкретной ситуации.

Труд учителя исключительно труден и связан с жизнью тысячами нитей. Учитель если не видит этих нитей, то чувствует эти нити и добивается успехов в своем труде.

Проблема педагогического мастерства полнее и ярче раскрыта в трудах В.А. Сухомлинского, особенно в «Ста советах учителю».

В этой книге Сухомлинский приводит много эпизодов, связанных с творчеством того или иного учителя. Она пригодится учителям на пути к совершенствованию педагогического мастерства.

Одним из секретов педагогического мастерства можно считать заповедь: критерием прогрессивности школы является внимание к ученику, забота об ученике, любовь к ученику. Учитель был, есть остается центральной фигурой эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса.

При работе с учащимся важно учитывать и типы темперамента. Педагог — мастер должен быть наполовину психологом. Есть холерически тип темперамента, который легче брать лаской, угрозы хорошо действуют на сангвиников. Особо подходишь к меланхолическому складу характера и к неторопливому флегматику.

Словом, педагог должен быть отличным психологом, это мое мнение…

Подготовка к уроку

педагогическое мастерство

Педагог мастер должен в своей работе ориентироваться на хорошие календарно-тематические, поурочные планы.

О том, как готовиться к уроку знает каждый. Учитель опирается на поурочный план, заранее определяется тип урока, структура.

Цель каждого урока обусловливается решением образовательных, воспитательных и познавательных (развивающих) задач.

7 стр., 3450 слов

3.Психолого-педагогический анализ одного посещенного урока по любому предмету

... педагогической практики студентов 3 курса в специальном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта (учитель начальных классов)- подготовка студентов к целостному выполнению функций учителя начальных классов ... Стажёрский.В его содержание входят посещение и анализ уроков учителей начальных классов, внеклассных воспитательских мероприятий, разработка конспекта внеклассного мероприятия ...

Образовательные задачи предусматривает вооружение школьников определенным объемом знаний.

Воспитательные задачи предполагают, с одной стороны, формирование у школьников ценностных ориентаций и отношений, с другой — выявление и утверждение возможностей учащихся.

Познавательные (развивающие) задачи характеризуются формированием творческой активности и самостоятельности, интеллекта, воли, эмоций учащихся.

Все задачи реализуются в неразрывном единстве.

Заключение

Чтобы чутко улавливать пульс жизни, потребности школы, чтобы своевременно использовать накопленное психолого-педагогической наукой и опытом, учителю необходимо систематически пополнять свои знания и приемы совершенствования педагогического мастерства.

На современном этапе педагогической деятельности усиленно внедряются все новые нетрадиционные методы. Учителю предоставляется полное право в выборе форм проведения уроков.

В последнее время издается огромное число методичек, пособий, рекомендаций вплоть до поурочных планов, нацеленных помочь начинающим учителям, также опытным, желающим разнообразить свой труд.

Лично меня удовлетворяют все эти издания, стараюсь прибегать к новым приемам на уроках. Особенно интересны разные игровые формы, конкурсные и т.д.

Всего много и учитель опять обязан выбрать то, что ему по душе.

Я бы порекомендовала молодым работы Косивцовой, Аленькиной.

Интересные уроки в форме разных игр, конкурсов, литературно-музыкальных композиций предоставлены в брошюре Косивцовой «Предметные недели в школе по русскому языку и литературе».

Большого педагогического мастерства требуется в преподавании литературы в школе. В своей работе опираюсь на учебник Реза, в котором собраны статьи выдающихся методистов литературы. Здесь содержательно излагается методика преподавания литературы.

Как же я провожу уроки в старших классах?

К концу года даю перечень произведений, которых мы будем проходить в следующем году. Со списка литературы, которую должны читать, начинаю и учебный год в 10-11 классах, это нацеливает их на предварительное чтение произведений классики.

Одним из действующих приемов считаю беседу. Стараюсь вовлекать в разговор, в обсуждение даже самых слабоуспевающих детей, что дает положительный результат.

Даже в старших классах очень интересно проводить игровые моменты при прохождении творчества Пушкина, Лермонтова. Завлекают детей формы опроса «Кто больше стихотворений знает?» или игровые моменты: «Угадайте строки».

Еще с первых дней своей работы в школе внедрила методы тестирования, что упрощает работу с детьми, делает ее разнообразной, творчески плодотворной.

В пятых классах интересно составлять мегаграммы, учить их рифме, стихосложению.

Все это считаю только началом на предстоящем, длинном пути к педагогическому мастерству.

Буду, конечно, и дальше учиться, развиваться, а пока, пусть анализируют учителя — коллеги, всегда буду рада их рекомендациям.

Завершая свою работу, посвященную теме педагогического мастерства, вновь хочу вернуться к словам Н.В. Кухарева, автором книги, избранной мной для темы своего реферата. Вот как завершает он свою книгу:

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... думает о другом). Что же такое принятие задачи? Акт принятия задачи — это связывание задачи с мотивами личности. В психологической литературе обычно принято выделять две группы мотивов: ... созданными (учебные задачи или игровые задачи). Задача выступает как объект мышления. Субъект мышления — тот, кто решает задачу. Мы можем предложить человеку решить задачу, но не всегда задача становится его ...

«Педагогическая профессия, благороднейшая и труднейшая, «требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу? Миссию носителя передового, действенного, жизненно-утверждающего педагог может выполнять при условии постоянного поиска способов совершенствования своего профессионального мастерства?»

Использованная литература

1. Н.В. Кухарев «На пути к профессиональному совершенству» Москва 1990.

2. В.Г. Герасимов

3. И.Н. Орлов «От знаний к творчеству» М. 1995.

4. Л.И. Филипов

«Разум сердца» М. 1989г.

Размещено на