Цель: ознакомление с базовыми понятиями и проблемами курса

5

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Специальная психология как отрасль психологической науки.

Цель: ознакомление с базовыми понятиями и проблемами курса.

Основные понятия: специальная психология, тифлопсихология, сурдопсихология, олигофренопсихология, логопсихология, патопсихология, психопатология, детерминизм.

Формы работы: собеседование по вопросам, составление опорных схем, оппонирование докладов.

Вопросы для обсуждения

1. Предмет и задачи специальной психологии.

2. Принципы специальной психологии.

3. Отрасли и междисциплинарные связи.

4. Методы специальной психологии.

5. Становление специальной психологии в России и за рубежом.

6. Актуальные проблемы специальной психологии.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте конспект 1-й главы книги В. И. Лубовского «Психологические проблемы диагностики аномального развития детей»

2. Подготовить мини-сообщения на тему «Развитие и становление специальной психологии» по персоналиям Л.С. Выготского, В. Штерна, Г.И. Трошина, Р.Е.Левиной, В. П. Кащенко, В. И. Лубовского.

3. Дифференцируйте смежные психологические дисциплины, заполнив таблицу:

Отрасль психологии

Предмет

Объект

Задачи

Общая психология

Спец. психология

Патопсихология

Психопатология

Психофизиология

Нейропсихология

Логопсихология

Сурдопсихология

Тифлопсихология

Олигофренопсихология

4. Перечислите наиболее актуальные направления исследований в специальной психологии. Кто из исследователей разрабатывает данные проблемы?

5. Подготовьте реферат «Современные тенденции развития специальной психологии».

6. Составьте хронологическую схему по теме «Становление специальной психологии в России и за рубежом».

7. Уточните по словарю определение следующих понятий: профессия, специальная психология, дефектология, сопровождение, диагностика, консультирование.

8. Назовите сферу деятельности специального психолога.

9. Раскройте значимость принципов в деятельности специального психолога.

10. Составьте схему «Специальная психология и ее междисциплинарные связи».

Внутрисистемные связи Межсистемные связи

11. Раскройте взаимосвязь специальной психологии и смежных дисциплин на конкретных примерах.

1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1996.

2. Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии.//Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995.

5. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1980.

6. Лурия А. Р. Дефектология и психология. // Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. В. М. Астапов. М., 1995.

Тема 2. Категория развития в специальной психологии

Цель: систематизировать представления студентов о категории развития с точки зрения психологии, педагогики, медицины.

Основные понятия: акселерация, асинхронии развития, ведущий вид деятельности, возраст, кризис развития, созревание, становление, развитие, ретардация, формирование.

Формы работы: беседа по вопросам плана, оппонирование докладов, заполнение таблиц, конспектирование литературы.

Вопросы для обсуждения

  1. Дифференциация понятий “развитие”, “становление”, “созревание”, “формирова­ние” с точки зрения различных наук.

2. Соотношение социальных и биологических факторов в развитии психики.

3. Периодизация развития в психологии, педагогике, медицине.

4. Факторы и движущие силы развития.

5. Возрастные кризисы развития, их характеристика.

6. Дети с проблемами развития как предмет рассмотрения ряда научных дисциплин.

7. Характеристика нарушений развития: ускоренное развитие, замедленное развитие, неравномерное развитие.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение терминам “развитие”, “созревание”, “становление”, “форми­рование”. Сравните понятия, определите отличия.

2. Законспектируйте работу: Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности: в кн. Хрестоматия психологии личности. Под ред. Райгородского Д.Я. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ». 1999.

3. Соотнесите подходы к возрастной периодизации отечественных психологов Л.С.Выготского, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина. Заполните сводную таблицу.

Границы возраста

Название возраста

Характер возраста

Ведущий вид деятельности

4. Раскройте понятие “кризис развития”. Проанализируйте возрастные кризисы раз­вития. Результаты отразите в таблице.

Возраст

Кризис развития

Новообразования

Роль в развитии психики ребенка

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности: в кн. Хрестоматия психологии личности. Под ред. Райгородского Д.Я. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ». 1999.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.З. — М., 1983.
  3. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ре­бенка. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1980. С. 35-53.
  4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в разви­тии. — СПб.: Речь, 2001
  5. Немов Р.С. Психология. – т. 2. – М., 2001
  6. Основы специальной психологии// П/р Л.В. Кузнецовой. – М., 2002
  7. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — Москва — Воро­неж, 1996
  8. Сорокин В.М. Специальная психология — СПб, 2003

Тема 3. Типология отклоняющегося развития

Цель: закрепить знания студентов о параметрах и классификации дизонтогенеза.

Основные понятия: акселерация, дефицитарное развитие, дисгармоничное развитие, ис­каженное развитие, задержанное развитие, недоразвитие, поврежденное развитие, ретардация, депривация, деменция, детериорация, регрессия, системогенез.

Формы работы: обсуждение вопросов плана, составление схем, заполнение таблиц, тер­минологический диктант, конспектирование литературы.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологические параметры дизонтогенеза в работах различных авторов (Л.С. Вы­готский, В.В. Ковалев, В.В. Лебединский, М.М. Семаго).

2. Классификация психического дизонтогенеза.

3. Характеристика видов и форм дизонтогенеза.

4. Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни.

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите из словаря следующие статьи: “дефицитарное развитие”, “задержанное развитие”, “дисгармоничное развитие”, “искаженное развитие”, “недоразвитие”, “поврежден­ное развитие”.

  1. Заполните таблицу “Виды психического дизонтогенеза”.

Вид дизонтогенеза

Время возникновения

Механизм развития

Формы проявления

3. Законспектируйте из книги Усановой О.Н, Дети с проблемами психического разви­тия. — М., 1995. статью “Психологические параметры дизонтогенеза”.

  1. Проанализируйте подходы различных авторов к выделению параметров психического дизонтогенеза (Выготский Л.С., Лебединский В.В., Ковалев В.В., Ушаков Г.К.и др.).

    Ре­зультаты отразите в таблице.

Параметры дизонтогенеза

Авторы

Краткая характеристика

  1. Соотнесите в схеме формы и виды дизонтогенеза.
  2. Заполните таблицу

«Факторы психического развития»,

Факторы нормального психического развития Патогенные факторы

  1. Подготовить презентацию по типу отклоняющегося развития

Литература:

  1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1994.

  2. Лебединский В.В. Общие закономерности психологического дизонтогенеза. / Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. — М., 1995.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2001.
  4. Сорокин В.М. Специальная психология — СПб, 2003
  5. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. — М., 1995.
  6. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей “группы риска”. // Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. М., 1996.

Тема 4. Дефект и компенсация.

Цель: закрепить знания о структуре дефекта, понимании сущности, механизмах и принципах компенсации, а также об основных научных позициях по этому вопросу.

Основные понятия: теория «викариата ощущений», первичный дефект, вторичный дефект, компенсация, декомпенсация, псевдокомпенсация, сверхкомпенсация, санкционирующая афферентация, сигнализация дефекта.

Формы работы: терминологический диктант, собеседование по вопросам плана, заполнение таблицы, оппонирование докладов.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о дефекте и его структуре.

2. Понятие о компенсации и коррекции в специальной психологии.

3. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова как естественнонаучная основа компенсации.

4. Особенности высшей нервной деятельности в условиях аномального развития.

5. Принцип возникновения и протекания компенсаторных функций.

6. Факторы компенсаторного приспособления.

7. Теории компенсации.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте основные фазы компенсаторного процесса.

2. Ответьте на вопрос «В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?».

3. Законспектировать главу из книги Карякиной О.И., Карякиной Т.Н. Основы реабилитации инвалидов: Учебное пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского государствен­ного университета, 1999. — 88 с.

4. Подобрать и представить внимание слушателей статью по социализации детей с нарушениями в развитии из журнала Дефектология.

Литература

1. Выготский Л. С. Дефект и сверхкомпенсация.// Л. С. Выготский. Проблемы дефектологии. М.,1995.

2. Литвак А. Г.. Тифлопсихология. М., 1985.

3. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М.,1980.

Тема 5. Социализация, реабилитация и интеграция инвалидов в общество

Цель:систематизировать знания студентов об особенностях реабилитации и интеграции детей с проблемами развития.

Понятийный аппарат: абилитация, реабилитация, интеграция, сегрегация, интеграция.

Формы работы: оппонирование докладов, собеседование.

Вопросы для обсуждения

  1. Проблема социализации детей с особыми нуждами.
  2. Понятия «реабилитация» и «интеграция».
  3. Основные виды реабилитации детей с проблемами в развитии в общество, этапы реабилитации.
  4. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии.
  5. Основные факторы реабилитации и интеграции.
  6. Интегрированное обучение. Интеграция человека с нарушениями психического развития в общество.
  7. Условия и возможности интеграции в общество при различных дефектах

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте психологические возможности интеграционного и сегрегационного подходов при обучении детей с проблемами развития.

2. Уточните по словарю значение следующих терминов: социализация, социум, адаптация, интеграция, реабилитация, аттитюд, абилитация, реабилитация, сегрегация.

3. Законспектируйте статью: Выготский Л. С. «Коллектив как фактор развития аномального ребенка»// Проблемы дефектологии, М., 1994

4.Подготовить доклады: «Социально-психологическая адаптация и реабилитация инвалидов», «Динамика социальных аттитюдов к лицам с проблемами развития на разных этапах культурно-исторического развития общества».

5. Составьте схему «Виды реабилитации инвалидов в общество».

Литература

  1. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа. // Дефектология, 1995 № 4

  2. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика.- М., 1996
  3. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация – М., 2002
  4. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — Москва — Воро­неж, 1996
  5. Сорокин В.М. Специальная психология — СПб, 2003
  6. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. – М, 2002

Тема 6. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.

Цель: познакомить студентов с базовыми понятиями и проблемами курса.

Понятийный аппарат: психологическая диагностика, психологический диагноз, прогноз развития, метод диагностики.

Формы работы: собеседование по вопросам, составление схем, терминологический диктант.

Вопросы для обсуждения.

  1. Задачи психолого-педагогической диагностики аномального развития.

  2. Принципы психолого-педагогической диагностики аномального развития.
  3. Основные направления изучения детей с проблемами в развитии: психологическое, педагогическое, клиническое, логопедическое и их характеристика.
  4. Место психодиагностической службы в системе специального образования.
  5. Актуальные проблемы диагностики аномального развития.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Уточните по словарю определение следующих понятий: психологическая диагностика, педагогическая диагностика, логопедическая диагностика, клиническое исследование.

  2. Заполните таблицу: «Сравнительный анализ содержания основных направлений в изучении личности ребенка с проблемами в развитии».

Вид диагностики

Цель

Задачи

Принципы

  1. Составьте схему: «Уровни педагогической диагностики» и дайте им характеристику.
  2. Законспектируйте статью: Белопольская И.Л. «Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии» // Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. В.М.Астапов – М., 1995 – с. 250-261.
  3. Выполните реферат на тему: «Современное состояние психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии.
  4. Перечислите наиболее актуальные проблемы диагностирования в области коррекционной педагогики. Кто из исследователей разрабатывал данные проблемы?

Литература

  1. Белопольская И.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии.// Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. В.М. Астапов. — М., 1995.

  2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. — М., 1989
  3. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов/ Под ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999.
  4. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. — М., 1995. — 203 с.