Дисгармоничные типы семей

«Дисгармоничные типы семей» (по О.А. Карабановой)

Тип дисгармоничной семьи

Описание

“Внешне спокойная семья”

Отличается тем, что в ней не принято предъявлять друг другу искренние чувства. Чувство ответственности превалирует над спонтанностью отношений, негативные чувства существуют в подавленном, глубоко запрятанном виде. Обязанности выполняются педантично. Этот тип семейных отношений неблагоприятен для развития ребенка: искренность и доверительность общения заменяется видимой благожелательностью, призванной скрывать непримиримые противоречия и взаимно негативные переживания. Жизнь ребенка наполняется безотчетным ощущением постоянной тревоги, он чувствует опасность, свою беспомощность, но не понимает их источника, живет в постоянном напряжении, испытывает страх.

“Вулканическая семья”

Коммуникации осуществляются с эмоциональной непосредственностью и спонтанностью. Дети испытывают постоянные эмоциональные перегрузки, так как бурные ссоры между родителями воспринимаются ими как трагедия, угрожающая стабильности детского мира. Эмоциональная атмосфера такой семьи как бы пульсирует между двумя полюсами. У ребенка нет чувства стабильности, постоянства, он испытывает страх перед будущим, недоверие ко всему.

“Семья-санаторий”

Представляет собой наиболее характерный пример семейной дисгармонии. Один из членов семьи, постоянно испытывающий повышенную тревожность перед окружающим миром, ограничивает жизнь других членов семьи, требуя гипертрофированной любви и заботы. Характерные признаки такой семьи – мелочная опека, жесткий контроль, чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей. Дети обычно лишены необходимой заботы, испытывают недостаток в родительской любви. Как правило, они рано привлекаются к выполнению домашней работы, годами испытывают физические и нервные перегрузки, становятся излишне тревожными и эмоционально зависимыми, сохраняя при этом теплое, любовное и заботливое отношение к родителям.

“Семья-крепость”

В основе этого типа семейной дисгармонии лежат представления об угрозе, агрессивности и жесткости окружающего мира. Такая семья психологически вооружается против всех, кто не включен в семейный круг, в ней возникает выраженное усиление чувства “мы”. Создаваемая видимость внутрисемейной солидарности на самом деле лишена естественной теплоты и душевности. Отношение к детям в такой семье также жестко регламентируется предписанием выполнения строгих правил. Подобная семейная атмосфера приводит к неуверенности в себе, безынициативности, может усиливать реакцию протеста и провоцировать негативное поведение ребенка.

“Семья-театр”

Такие семьи удерживают стабильность семейных отношений за счет демонстративного, театрализованного образа жизни. Внешне родители демонстрируют посторонним людям искреннее участие и любовь к ребенку, хотя он может остро чувствовать, что родителям не до него. Отсутствие подлинной близости, демонстрация мнимых достоинств формирует в детях эгоцентризм. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает острую потребность в признании, постоянном внимании, поощрении, любовании, остро переживает дефицит любви.

В общении с детьми нет единой линии поведения: запреты и поощрения декларируются и быстро забываются. В такой семье часто возникает особое отношение к ребенку: внимание к проблемным сторонам его жизни заменяется обеспечением улучшенных материальных условий.

“Семья «третий лишний «

В таких семьях родительство воспринимается как помеха супружеским отношениям. Как правило, это бывает при психологической незрелости одного или обоих родителей, при неподготовленности их личностного развития к выполнению родительских функций. Вследствие этого возникает стиль детско-родительских отношений по типу скрытого неприятия, отвержения.

В таких семьях родители часто внушают детям чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях.

“Семья с кумиром”

Превращает ребенка в центр вселенной, забота о нем объединяет супругов, они переносят на него нереализованные в супружеском контакте чувства. Для такой семьи характерны: гиперопека, повышенное внимание к ребенку, немедленное выполнение всех его требований. У родителей возникает бессознательное желание препятствовать взрослению ребенка, сохранять и поддерживать его инфантильные проявления.

В отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии">семье такого типа дети становятся пассивными, несамостоятельными.

“Семья-маскарад”

Порождена рассогласованностью жизненных целей и планов супругов. Каждый из родителей предъявляет ребенку различные требования, противоречащие друг другу. Мир семьи представляется ребенку как чередование и мелькание разных масок. Несогласованность действий родителей, например повышенная требовательность отца при чрезмерной опеке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка, чувство тревожности и расщепление самооценки.

К особому типу неблагополучной семьи следует отнести семью, где мать и(или) отец злоупотребляют алкоголем. Развитие детей, живущих в такой семье, протекает с тяжелыми психическими отклонениями. Дети характеризуются синдромом “педагогической запущенности”, заниженной самооценкой, часто пребывают в состоянии депрессии, страха и горя.