ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 4

1.1 Понятие ЗПР и психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 4

1.2 Понятие эмпатии и ее проявления у детей с ЗПР 4

1.3 Особенности коммуникативного поведения у детей с ЗПР 4

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 4

2.1 Организация и методы исследования 4

2.2 Характеристика группы и анализ результатов исследования 4

2.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогам по формированию эмпатии и совершенствованию коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4

ПРИЛОЖЕНИЯ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.

ВВЕДЕНИЕ

Резкие социально-экономические преобразования, характерные для развития нашего общества на протяжении последних десятилетий, серьезно повлияли на положение всех слоев населения России и в первую очередь сказались детях. Данные статистики последних лет свидетельствуют о росте числа несовершеннолетних с различными отклонениями в развитии. Ежегодно в этой связи приходится увеличивать число специализированных групп в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах и расширять численность вспомогательных школ.

Одной из наиболее распространенных форм нарушений психического развития ребенка является задержка психического развития (ЗПР).

Изучение конкретного опыта деятельности образовательных учреждений свидетельствует, что дети с ЗПР могут обучаться как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в коррекционных кассах общеобразовательных школ. Следовательно, проблема социальной адаптации детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы представляет актуальность как для науки, так и для практики.

Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности рассматривается во взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. Особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР изучали многие авторы (Т.А. Власова, Н.А. Менчинская, В.И. Зыкова, Е.С. Иванов, М.С. Певзнер и др.).

Ими отмечено, что у этих детей снижен уровень потребности в общении и коммуникативной инициативы, в общении преобладает прагматическая направленность, выражен дефицит речевых и неречевых средств общения, что затрудняет развитие ведущих в этом возрасте видов деятельности – игровой и познавательной (Т.Н. Князева, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.) и, в конечном итоге, препятствует успешной социальной адаптации ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.).

12 стр., 5993 слов

Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением

... эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сфер (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая ... поведение получило на Западе название - саморазрушающего поведения. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития ... поведения детей и подростков 1.1 Понятие девиантного поведения Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, ...

Высокая значимость коммуникативной деятельности для своевременной успешной социализации личности и задержка в формировании навыков коммуникативного поведения у детей с ЗПР указывают на необходимость разработки эффективных путей совершенствования коммуникативного поведения у детей с ЗПР.

Важным фактором, затрудняющим процесс межличностного взаимодействия и, в конечном счете, социальную адаптацию детей с ЗПР, является их неспособность сопереживать другому, понять его точку зрения, представить ситуацию его глазами (О.К. Агавелян, Е.С. Слепович и др.).

Способность эмоционально отзываться на переживания других людей, сопереживать им, понимать их мысли, чувства, переживания, обозначается в психологии термином «эмпатия» (Л.И. Божович).

Проблему эмпатии и закономерностей ее развития изучали многие авторы (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Н. Козлова, Т.Д. Корягина, А.Маслоу, И.Г. Осухова, К. Роджерс, Л.П. Стрелкова, В. Франкл и др.).

Эмпатия – сложное психологическое образование, включающее когнитивный (понимание переживаний другого), эмоциональный (эмоциональный отклик на переживания другого) и поведенческий аспекты (стремление помочь, проявления эмпатии в поведении) при доминировании эмоционального.

Проявления эмпатии отмечаются уже на первых этапах онтогенеза, а с накоплением жизненного опыта способность к ней возрастает. Работы Л.И.Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника закладываются в дошкольном возрасте, когда формируется эмоциональный компонент эмпатии – эмоциональная отзывчивость на неблагополучие другого. Важным этапом для становления эмпатии является старший дошкольный возраст, к концу которого эмпатийные отклики становятся более осознанными (Е.И. Кульчицкая, Н.А. Менчинская).

В этом возрасте формируется способность к децентрации, т.е. умение встать на точку зрения другого человека и представить ситуацию его глазами (Л.И. Божович).

Способность к децентрации необходима для продуктивной совместной деятельности с взрослым и сверстником, в условиях которой происходит развитие эмоционально-личностной и коммуникативной сферы ребенка (Л.И.Божович, М.И. Лисина, Т.А. Маркова, Т.А. Репина, Э.К. Суслова).

Поскольку степень развития эмпатии у индивида является важным условием его социальной адаптации, то для решения проблемы социальной адаптации детей с ЗПР представляется значимым изучение взаимосвязи между эмпатией и параметрами коммуникативного поведения у детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте, который является сензитивным для становления взаимоотношений с другими людьми.

Таким образом, актуальность исследования проблемы взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии старших дошкольников с ЗПР определяется усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР. Это противоречие определило проблему нашего исследования и выбор темы.

15 стр., 7461 слов

Коррекция агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте

... на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается ... 3 Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте 1.4 Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности 1.5 Описание ...

Проблемой исследования является осмысление взаимосвязи между коммуникативным поведением и эмпатией у старших дошкольников с ЗПР.

Тема исследования: «Взаимосвязь коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР».

Цель исследования: изучить взаимосвязь коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.

Объект: особенности коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР.

Предмет исследования: взаимосвязь коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.

Гипотеза: у старших дошкольников с ЗПР имеется тесная взаимосвязь между параметрами коммуникативного поведения и показателями эмпатии.

Цель исследования определила круг исследовательских задач:

1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.

2. Исследовать с помощью методов психодиагностики показатели эмпатии и параметры коммуникативного поведения в группе старших дошкольников с ЗПР.

3. Изучить с помощью методов математико-статистического анализа взаимосвязь между показателями эмпатии и параметрами коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР и на основании полученных данных сформулировать выводы и 4)практические рекомендации для педагогов. (правильно сформулировать задачу)

Методологическими основами исследования являются принцип детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), субъектно-деятельностный подход, согласно которому реализующая общественные отношения деятельность субъекта выступает в качестве движущей силы развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов и др.); теория коммуникации и представления об общении как о механизме социального взаимодействия (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); представления о взаимообусловленности общения и психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина); положения специальной психологии о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, о качественном своеобразии развития ребенка с ЗПР, о наличии у каждого ребенка с ограниченными возможностями сохранных функций, опираясь на которые можно развивать его потенциальные возможности (Д.И. Альраххаль, Ю.С. Галлямова, Е.Е. Дмитриева, Р.Д. Тригер и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1) методы теоретического исследования – изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, психолого-педагогический эксперимент:

• Методика изучения эмоционально-обусловленного поведения

10 стр., 4875 слов

Особенности психологической работы по коррекции эмоционального ...

... Дошкольный возраст - благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к ... навыки, необходимые для профессиональной деятельности психолога; овладеть приемами проведения опытно-экспериментального исследования в рамках работы над ВКР; овладеть навыками анализа, систематизации и ...

дошкольников (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

• Методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой.

• Методика изучения параметрического наблюдения за

коммуникативным поведением ребенка (Н.А. Лемяскина, И.А. Стернин).

• Методика «Нарисуй клоуна» (Е.Е. Кравцова, Т.К. Пуртова).

3) методы математико-статистического анализа:

• методы описательной статистики (вычисление средних значений,

стандартного отклонения, процентилей);

• метод ранговой корреляции Спирмена.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявленные в ходе исследования закономерности дополняют существующие в современной специальной психологии и психологии развития представления о взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников с ЗПР.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования данные открывают новые возможности для разработки научно обоснованных путей формирования эмпатии и совершенствования коммуникативного поведения у старших дошкольников с ЗПР.

База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе МДОУ «ЦРР – Детский сад № 370» г. Челябинска.

В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 5-6 лет.

Этапы исследования:

1. Поисково-подготовительный этап, на котором была изучена проработанность проблемы в психолого-педагогической теории и практике, определены цель, объект, предмет и задачи исследования, в соответствии с которыми подобраны методики исследования и группа испытуемых.

2. Исследовательский этап, на котором проводился сбор эмпирических данных: с помощью методов психодиагностики исследовались показатели эмпатии и параметры коммуникативного поведения в группе старших дошкольников с ЗПР.

3. Обобщающий этап, на котором проводилась обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, формулировались общие выводы, разрабатывались практические рекомендации для педагогов.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основное содержание работы представлено на 60 страницах. Работа иллюстрирована 4 таблицами. Библиографический список содержит 83 источника литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

1.1 Понятие ЗПР и психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности [55].

В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы.

18 стр., 8530 слов

Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

... библиографического списка, приложения. Основной текст изложен на 39 страницах, включает 3таблицы . Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии 1.1.Развитие речи детей в онтогенезе. Возникновение языка ... людей по средством языка. Речь- необходимая основа человеческого мышления, средство организации психической и практической деятельности и контроля за ней, а также выражения эмоций. ...

Специфические особенности детей с ЗПР отличают их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны – от умственно отсталых детей. Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка [4].

Различные авторы отмечают у де……

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амосова, Р.Г. Формирование нравственного опыта дошкольников

[Текст] / Р.Г. Амосова // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 50–58. – с.

2. Ахромеева, Л.Э. Нравственное воспитание в детском саду / Л. Э.

Ахромеева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 42–43.

3. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект

[Текст] / Е. Г. Белякова. – Тюмень: 2009. – 358с.

4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с

задержкой психического развития: учебное пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /

Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 269 с.

6. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] /

Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С.18–25.

7. Бойко, В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей [Текст]

В.В. Бойко. – Самара: СамГУ, 2001. – 86 с.

8. Боуэн, М. Духовность и личностно-центрированный подход [Текст] / М.

Боуэн // Вопросы психологии — 2002 — № 3 – №4. С. 24-33.

9. Бреслав, Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье [Текст] /

Г.М. Бреслав // Вопросы психологии. 2006. № 1. – С. 42-47.

10. Ванершот, Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов [Текст] / Г.

Ванершот // Карл Роджерс и его последователи. Пер с англ. – М.: Академия, 2005. – 376 с.

11. Василюк, Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии [Текст] / Ф.Е. Василюк //

Вопросы психологии. – №2, 2007. – С. 3-14.

12. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших

дошкольников [Текст] / А.М.Виноградова. – М.: Владос, 2009. – 443с.

13. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова,

М.С. Певзнер // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 12-23.

14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.:

Лань, 2003. – 654 с.

15. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего

и среднего школьного возраста [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2004. – №2 -С. 107-114.

16. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего

школьного возраста [Текст] / Т.П. Гаврилова. – М.: МГУ, 2006. – 178 с.

17. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.

Исторический обзор и современное состояние проблемы [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – №2, 2001 – С. 147-158.

18. Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст] / Ю.Б.

Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н Козлова // Вопросы психологии. – 2003. – №4 – С. 61-68.

19. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М.

Надеина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

20. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с

задержкой психического развития [Текст] / Н.А. Деревянкина. – М., 1997. – 432 с.

21. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей

[Текст] / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.

22. Диагностики эмоционально-нравственного развития [Текст] / Ред. и сост.

И.Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – С. 114-118.

23. Дмитриева, Е.Е. Шестилетние дети: проблемы и исследования [Текст] /

Е.Е. Дмитриева // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 200-210.

24. Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших

дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 11-17.

25. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям

дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с.

26. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания [Текст] / И.Н.

Емельянова. – Тюмень: ТГУ, 2003. – 326с.

27. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении

[Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.

28. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В.

Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.

29. Защиринская, О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников

с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Защиринская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 223-228.

30. Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык [Текст] / Дж.

Иган // Журнал практической психологии и психоанализа. – №1, 2000. – С. 47-54.

31. Киселева, В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или

нарушение? [Текст] / В.А. Киселева // Дефектология. 2007. № 3. С. 3-13.

32. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе

ознакомления с окружающим миром [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Педагогика, 2008. – 376 с.

33. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А.

Коменский. – М.: Педагогика, 2002. – 656 с.

34. Конева, Е.В. Специфика общения школьников с особыми

образовательными потребностями в зависимости от социального окружения [Текст] / Е.В. Конева, В.К. Солондаев // Психология обучения. – 2008. – №12. – С. 50-60.

35. Кохут, X. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование

взаимоотношений между способом наблюдения и теорией [Текст] / X. Кохут / под ред. А.В. Россохина – М.: ИП РАН, 2000. – 732 с.

36. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения [Текст] / Е.Н. Кравцова //

Дошкольное образование. – 2005. – № 3. – С. 2-6.

37. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению

в школе [Текст] / Е.Н. Кравцова. – М.: РПО, 2005. – 160 с.

38. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в целом. Развитие познавательной дея­тельности характеризуется диалектическими переходами от ... сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, «кризисные» 1 явления, а в тех случаях, когда они ... действия. Они выявля­ются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности1. В связи с ...

39. Кузьмина, В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к

сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье [Текст] / Дис. канд. психол. наук. – Н. Новгород, 1999. – 157 с.

40. Кулагина, И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой

психического развития в оценочной ситуации [Текст] / И.Ю. Кулагина // Дефектология. – 1987. №3. – С. 9-15.

41. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки

психического развития [Текст] / К.С. Лебединская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 63-83.

42. Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младших школьников

[текст] : монография / Н. А. Лемяскина, И.А. Стернин. – Воронеж : Модэк, 2000. – 195 с.

43. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев.

М.: Просвещение, 2005. 214 с.

44. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.:

Смысл, 1997. – 365 с.

45. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И.

Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.

46. Локтева, Е.В. О формировании коммуникативных навыков у старших

дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети» [Текст] / Е.В. Локтева // Дефектология. – 2006, № 6, с. 81-83.

47. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В.И.

Лубовский, Л.И. Переслени. – М.: Просвещение, 2003. – 164 с.

48. Люблинская, А.А. Нравственное воспитание дошкольников [Текст] /

А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2002. – 420с.

49. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст]

/ А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 87-90.

50. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и

нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.

51. Медведева, Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления

личности ребенка с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2007. – № 3. – С. 49-54.

52. Мкртчян, М.А. О проблеме понимания в коммуникации [Текст] / М.А.

Мкртчян // Организационная психология. – Красноярск: КГПУ, 2001. – 100 с.

53. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А.В. Мудрик. —

М. : РПО, 2001. – 320 с.

54. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой

психического развития: Пособие для психологов и педагогов [Текст] / В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2003. – 128 с.

55. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Под ред.

В.И. Лубовского. – Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. – 269 с.

56. Орлов А.Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности [Текст] / А.Б. Орлов,

М.А. Хазанова // Вопросы психологии. – № 4, 2003. – С. 68-73.

57. Основы специальной психологии [Текст] / под ред. Л.В. Кузнецовой. —

М., 2005. – 480 с.

58. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст]

/ О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. – М.: Педагогика, 2007. – 304 с.

59. Панфилова, А. П. Теория и практика общения [текст] : учебное пособие /

11 стр., 5037 слов

Развитие психических процессов у детей с ЗПР через ознакомление ...

... Однако в настоящее время специальная психология и педагогика уже располагает рядом исследований, раскрывающих особенности памяти, личности, речи, мышления, игровой деятельности детей с задержкой психического развития. Накоплен определенный опыт по ...

А.П. Панфилова. – М. : Академия, 2009. – 288 с.

60. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой

психического развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2000. № 3. – С. 12-16.

61. Переслени, Л.И. Задержка психического развития: вопросы

дифференциальной диагностики [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 5-8.

62. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г.

Петрова, И.В. Белякова. – М.: МПСИ, 1998. – 104 с.

63. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская.

– М.: МГУ, 2009. – 216 с.

64. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном

учреждении [Текст] / В.А. Петровский. – М.: Речь, 2003. – 542с.

65. Петровский А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г.

Ярошевский. – М.: Академия, 2002. – 467 с.

66. Прохоров Ю. Е. Коммуникативное поведение [Текст] : монография /

Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. – М.: Флинта, Наука, 2006. – 286 с.

67. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г.

Ярошевского. – М.: МПСИ, 2000. – 358 с.

68. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия

[Текст] / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – 432 с.

69. Развитие общения дошкольников со сверстникам [Текст] / под ред. А.Г.

Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.

70. Ражин, Н.А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста

[Текст] / Н.А. Ражин. – М.: Просвещение, 2006. – 489с.

71. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К.

Роджерс. – М.: Прогресс, 2004. – 327 с.

72. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии

[Текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.

73. Сорокин, В.М. Специальная психология [Текст] : учебное пособие / В.М.

Сорокин. – СПб.,2003. – 216 с.

74. Стернин, И. А. Коммуникативное поведение. Модели описания

коммуникативного поведения [Текст] / И. А. Стернин. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. – 120 с.

75. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР

[Текст] / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2007. – № 8. – С. 52-59.

76. Субботский, Е. В. Формирование элементов эмпатийного поведения у

дошкольников [Текст] / Е.В. Субботский // Вестник МГУ. Серия Психология. – 2009. – № 2. – С. 36-47.

77. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте [Текст] :

пер. с чешск. / З. Тржесоглава. – М: 1986. – 256 с.

78. Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с

задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Триггер. – СПб., 2008.

79. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А.

Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Владос, 2005. – 420 с.

80. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития

детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – М.: АСТ, 2000. – 220 с.

81. Шипицына, Л.М. Развитие личности ребенка, навыков общения с

взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: Детство-пресс, 2003. – 384 с.

9 стр., 4261 слов

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое ...

... Тема 2. Периодизации развития человека в отечественной и зарубежной психологии Психическое развитие характеризуется ступенями, которые называются возрастными. Развитие рассматривается как ... психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Тема 3. Особенности психического развития ...

82. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. М.:

Академия, 2006. – 384 с.

83. Юсупов, И.М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные

аспекты [Текст] / И.М. Юсупов. – СПб., 2001. – 252 с.