Состояние неречевых процессов у дошкольников с ОНР (в рамках дисграфических расстройств)
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования состояния неречевых
процессов у дошкольников с ОНР
1.1. Характеристика развития речи у дошкольников в норме и
патологии 7
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР 27
Глава 2. Экспериментальное изучение состояний неречевых процессов у дошкольников с ОНР
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования 43
Глава 3. Рекомендации к составлению программы коррекции неречевых процессов у дошкольников с ОНР 56
Заключение 69
Литература 73
Приложения 78
Введение
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – общее недоразвитие речи (ОНР).
При диагнозе «общее недоразвитие речи» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и познавательной, интеллектуальной, социальной сфер личности дошкольника, которые в конечном итоге не позволяют ему обучаться в общеобразовательных учреждениях. Этот факт и предопределяет социальную значимость данной работы.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще с начала XX века. В отечественно педагогике, психологии и логопедии проблема развития ребенка с ОНР получила достаточно широкое развитие. Так, изучением общих особенностей дошкольников с ОНР занимались Л.С. Выготский, Т.Г. Визель, Л.Н. Ефимова, методов исследования – О.Б. Иншакова, сравнительных характеристик между отдельными группами детей с различными диагнозами ОНР – Р.Л. Мартынова, характеристик фонематического слуха – Н.В. Дурова, методов коррекции отклонений в общем и речевом развитии дошкольников – А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и, наконец, подготовкой детей к школе – Г.А. Каше и др.
Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания
... Цель исследования: изучить организацию физкультурно-оздоровительной работы детей 1. Определить уровень развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста 11 2. Исследовать физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольников 3. ...
Несмотря на многочисленность и разнообразие работ в этой области, следует отметить, что основной упор в них делается на изучении общих характеристик и условий и способов коррекции речевого и общего развития детей с диагнозом «общее недоразвитие речи». Специальных же исследований в области диагностики и коррекции таких частных вопросов как особенности операции фонемного анализа, темпо-ритмические процессы, оптико-пространственная ориентация дошкольников с ОНР в современной литературе явно недостаточно. Этот факт определяет научную значимость настоящего исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что итогом нашего исследования будет разработка рекомендаций к составлению программы коррекции отдельных речевых особенностей недоразвития ребенка – дошкольника, которые могут быть использованы в практической работе педагогами, психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами, занимающимися данной проблемой.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Этот факт объясняется тем, что проблема формирования и развития личности ребенка с ОНР на данный момент очень актуальна. В тоже время, анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению таких частных вопросов как особенности развития операций фонемного анализа, темпо-ритмических процессов, оптико-пространственной ориентации, на наш взгляд, недостаточно исследованы.
В связи с этим цель данной работы – изучение состояния неречевых процессов у дошкольников с ОНР.
Объект исследования – особенности отклонений в развитии детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – состояние неречевых процессов дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза – у детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» наблюдаются значительные нарушения и в развитии неречевых процессов.
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3. Выявить особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР.
4. Подобрать пакет диагностических методик и изучить уровень проявления неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Разработать, исходя из полученных результатов, рекомендации к программе коррекции неречевых нарушений у дошкольников с ОНР.
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
1. Вопросы развития связной речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………............6 1.2. Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста………...11 1.3. Педагогические условия развития связной речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………...15 Глава 2. Научно ...
В экспериментальную базу исследования были включены дети дошкольного возраста (5-6 лет), занимающиеся в специализированных детских садах № 231. В экспериментальную группу были включены 20 человек (по 10 детей с нормальным развитием и диагнозом ОНР 2-й степени).
Включенные в эксперимент дети представляют две старшие и одну подготовительную группы детского сада.
Основными методами исследования явились:
1. Наблюдение по специальной программе, учитывающей особенности развития детей-дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Беседа, направленная на установление доверительных отношений между ребенком и экспериментатором для увеличения валидности данных.
3. Тестирование, включающее в себя 2 группы диагностических проб для исследования: темпо-ритмических процессов и оптико-пространственной ориентации. Каждая из 2 проб содержит 5 методик.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:
1. В теоретической части нами были рассмотрены: особенности развития ребенка-дошкольника с диагнозом «общее недоразвитие речи», психофизиологическая и личностная характеристика детей дошкольного возраста с ОНР, условия и проблемы формирования устной и письменной речи у этой группы ребят.
2. Во второй практической главе нами было проведено исследование по определению особенностей развития темпо-ритмических процессов и оптико-пространственной ориентации у детей с ОНР.
3. В третьей главе, нами были составлены рекомендации к коррекции неречевых нарушений дошкольников с ОНР.
Глава 1. Теоретические основы исследования состояния неречевых процессов у дошкольников с ОНР
1.1. Характеристика развития речи у дошкольников в норме и патологии
Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов [12].
Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии всего два этапа: подготовительный (до двух лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей [33]:
— первый — подготовительный — до одного года; ……..
Заключение
Данная работа была посвящена актуальной, но все еще не до конца изученной проблеме изучения состояния неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретическая и практическая части данной работы позволяют нам сделать ряд выводов.
В дошкольном возрасте одним из основных факторов развития ребенка служит речь. Речь оказывает существенное влияние на последующее формирование у детей всех основных сфер личности (познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, творческой и т.д.), на развитие письма и чтения. Ученые выявили, что к концу дошкольного периода и к моменту поступления в школу в норме должны быть уже сформированы лексико-грамматический строй, слоговая структура слов, звукопроизношение, словоизменение, диалогическая и монологическая функции речи, фразовая речь, понимание речи, фонематическое восприятие и связность речи. Словарный запас к 5-6 годам достигает примерного уровня 3000 слов.
Логопедические технологии формирования интонационной стороны ...
... интонационной стороны речи. 2. Изучить особенности интонационной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием. 3. Обобщить имеющиеся логопедические технологии по развитию интонационной стороны речи у дошкольников. В процессе решения поставленных ...
Для большинства детей в дошкольном возрасте свойственны некоторые отклонения в развитии речи. Патологические черты этого явления получили название «общее недоразвитие речи».
Общее недоразвитие речи — это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, нарушения чтения и письма.
Нарушения речевых структур у данных детей влияет на все стороны развития дошкольников. Речевые функции формируются у этих ребят с опозданием и оказывают негативное воздействие на развитие: моторики и оптико-пространственного гнозиса, двигательных навыков и общую двигательную работоспособность, познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия) и эмоционально-волевой качеств, мотивационно-потребностной и коммуникативной сферы.
В научной литературе в зависимости от проявления и патогенеза различают такие формы ОНР как алалия, рилалия, дизартрия, незначительные формы отклонения речевого развития и т.д.
В экспериментальной части работы нами была исследована группа дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет без отклонений в речевом развитии и с ОНР 2-й степени.
Исследование проводилось нами по двум параметрам: уровень развития темпо-ритмических процессов и оптико-пространственной ориентации. Для диагностики по каждому из факторов мы использовали по 5 тестовых заданий.
Исследование показало, что большая часть детей с нормальным развитием справилась с заданиями теста и набрала высокое и среднее количество баллов.
В этой группе испытуемых наиболее худшие результаты дети показали по методикам «Повтор предложений», «Копирование букв и слов», «Ориентировка в пространстве». По 5 детей (50%) по этим тестам показали высокий и средний результат.
Во второй группе испытуемых дошкольники с ОНР не смогли ни по одной методике показать высокий результат. Большая часть опрошенных не смогли выполнить задания даже с помощью подсказок экспериментатора.
Особенно четко нарушения в развитии изучаемых нами параметров было выявлено у дошкольников по методикам «Рассказ о себе» (8 детей – 80%), «Составление текста» (8 дошкольников – 80%), «Пересказ» (9 детей – 90%), «Мелкая моторика» (8 ребят – 80%), Копирование букв и слов» (8 дошкольников – 80%) и «Ориентировка в пространстве» (8 детей — 80%).
Итак, общие результаты по двум группам методик показывают значительные отклонения в развитии дошкольников с ОНР.
Таким образом, в целом первоначальная гипотеза о том, что у детей дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи» наблюдаются значительные нарушения и в развитии неречевых процессов.
В результате теоретической и практической работы нами были составлены рекомендации к программе коррекции неречевых отклонений в развитии ребенка-дошкольника с ОНР. Суть данных рекомендаций заключается в том, что при коррекции различных отклонений у дошкольников с ОНР необходимо применение комплексного подхода, который бы позволил оказывать воздействия, как на речевые, так и на неречевые дисфункции.
Формирование связной речи детей дошкольного возраста
... роли художественной литературы в развитии связной речи дошкольников как важному условию его полноценного речевого и общего психического развития. Это положение определило тему работы: «Формирование связной речи детей дошкольного возраста». Объектом исследования ...
Целью такой программы является – коррекция речевых и неречевых нарушений у дошкольников с ОНР.
Программа может состоять из нескольких последовательных этапов и опираться на следующие принципы:
— как можно раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
— закономерности онтогенеза в норме и патологии;
— развитие всех сторон речевых и неречевых нарушений в единстве: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, темпо-ритмической, оптико-пространственной и т.д.;
— связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития;
— соединение усилий персонала специальных дошкольных учреждений и родителей детей с ОНР;
— построение программы включает в себе несколько этапов, где простые задания будут постепенно заменяться более сложными.
В заключении следует добавить, что в дальнейшем тема нашего исследования, нами будет изучена более глубоко и полно, что позволит расширить сферу знаний в этой области, как в теории, так и на практике.
Литература
1. Бесонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: Издательство «Аркти», 1998.
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. — М., 1994.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие — М. 1997.
4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. — М.,Гном-Пресс,1997.
5. Валитова И.Е. Психология развитие ребёнка дошкольного возраста. Минск 1997.
6. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
7. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. — М., 1996.
8. Воронина А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условии д/с для детей с нарушениями. — М. 1987.
9. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. — М.1997.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. – СПб., 2006.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1997.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1999.
13. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М., Издательский дом «Грааль», 2001.
14. Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия. — М., 2002.
15. Гуровец Г.В., Маевская СИ. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 2002.
16. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под ред. Коломенского Я.Л., Панько Е.А. — Минск: Университетская, 1997.
17. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М., 1996.
18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. — М., 1993.
20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития ...
... интерес представляют дидактические игры, направленные на развитие речи детей-дошкольников. В целом в дошкольной педагогике все дидактические игры, направленные на развитие речи детей, можно условно разделить на три ... что нужно добиваться того, чтобы дидактическая игра способствовала общему развитию ребенка и была направлена на формирование его способностей, но не являлась лишь средством усвоения ...
21. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 1994.
22. Зернова Л. П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей с нарушениями речи // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.
23. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 1999.
24. Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.
25. Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. — М., 2006.
26. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб.: Издательство «Гиппократ», 1995. — 222 с.
27. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПб., 1997.
28. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Составители: Сековец Л.С., Разумова Л.И., Дюнина Н.Я., Ситникова Г.П. Нижний Новгород, 1999.
29. Лалаева Р.И. Дисграфия. // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
30. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 1999.
31. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
32. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. — М., 1998.
33. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 2005.
34. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. — СПб., 1992.
35. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
36. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
37. Логопедические занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. — М.,1996.
38. Лурия А.Д. Язык и сознание. — М.,2004.
39. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалиями психического развития. — М., 1998.
40. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалиями психического развития. — М., 1998.
41. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада (под ред. Федоренко Л.П., Фомичева Т.А.) 2-е издание — М.: Просвещение, 2006.
42. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Под ред. Мироновой С.А. — М., 1997.
43. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 2004.
44. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — СПб., 1997.
45. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2002.
46. Пути обучения речи / Под ред. Б. Д. Корсунской. – М., 2000.
47. Pay Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1990.
Развитие речи детей дошкольного возраста
... исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом ... речи детей. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка литературы. речь дошкольный готовность обучение 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1.1 Развитие речи у дошкольников Речь ...
48. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
49. Соколенка И. И. Посмотри и назови: Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. — М.; СПб., 1997.
50. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М., 1954.
51. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 1999.
52. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.
53. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — М., 1999.
54. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. — СПб., 1998.
55. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование лексико-грамматических представлений. — СПб., 1999.
56. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. — М., 1991.
57. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 304 с.
58. Успенская Л. В., Успенский М.Б. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. — М., 2003.
59. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург, 1996.
60. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М., 1987.
61. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
62. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.
63. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей пяти летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991.
64. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 1992.
65. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 1992.
66. Шашкина Г. Р. Состояние моторики дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент, 1995.
67. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
68. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2001.
69. Шкловский В.М. Заикание. – Москва, 1994. – 248 с.
70. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М., 1999.