ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. ПОНЯТИЕ О ДЕТСКИХ СТРАХАХ И СПОСОБАХ ИХ КОРРЕКЦИИ……………………………………………………………………..6
1.1 Понятие страха и тревожности. Классификация ………………………….6
1.2 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста…………….18
1.3 Метод сказкотерапии в работе со страхами………………………………22
Глава II. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………….………..30
2.1 Организация и методика исследования…………………………………….30
2.2 Программа коррекционной работы с детскими страхами
посредством сказкотерапии……………………………………………………..40
2.3.Анализ полученных результатов……………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….57
ВВЕДЕНИЕ
«Страх древний спутник человечества. И некоторые страхи старше нас самих. Страхи бывают разные объяснимые и иррациональные, оправданные и надуманные, и даже полезные. Но в большинстве своем наши страхи портят нам жизнь. Порой от них трудно бывает избавиться без помощи психотерапевта, например в случаях, когда страх перерос в фобию невротическое расстройство». Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль .
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов А. И. Захарова, А.М. Прихожан, А. С. Спиваковской, А. В. Божович, В. К. Вилюнаса, В. В. Зеньковской, и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Подавляющее большинство детских страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру .
Копия 2 распр.нарушения у детей
... на новые незнакомые вещи. Иногда у них возникают реакции неадекватного страха на обычные объекты и ситуации (ребенок боится кусочка меха, разлитого клея и др.). Основными клиническими ... среды. Для них характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа ...
Основные страхи у детей младшего школьного возраста связаны с изменением социальной ситуации развития, поступлением ребенка в школу. Не случайно появился термин «школьная фобия», обозначающий большое количество страхов, вызванных различными ситуациями школьного взаимодействия (страх ответа у доски, страх сделать ошибку, страх проверки знаний и т.д.).
Проблемой страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались многие учёные. Безруких М. М. и Ефимова С. П. указывают на большой вклад Боулби в обозначение причин детских страхов, а так же на заслуги Рэчмена, согласно концепции которого, события или ситуации, которые вызывают так же боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А. М. Прихожан.
А. И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов.
Сказкотерапией в наше время плотно занимается Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов и другие.
Цель исследования: теоретическое рассмотрение причин возникновения страхов и тревожности у младших школьников и определение способов их коррекции.
Объект исследования: детские страхи как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: процесс коррекции страхов в младшем школьном возрасте методами сказкотерапии.
Гипотеза исследования: Проведение сказкотерапевтической коррекционно-развивающей программы окажет положительное влияние на снижение страхов у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1.Психологический анализ литературных источников
2.Изучить психологические причины формирования детских страхов 3.Выявить характер детских страхов и влияние на них коррекции.
4.Сравнить уровень страхов «до» и «после» коррекции.
5.Организовать исследование и определить диагностический инструментарий, адекватный цели исследования и возрасту испытуемых;
6.Разработать программу сказкотерапии, направленную на коррекцию страхов детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость данной работы — возможное использование как составных частей работы, так и ее результатов в коррекционной деятельности психолога школьного учреждения.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: психологический анализ литературных источников, наблюдение, беседа, тестирование, математический анализ, для статистического анализа использован метод математической статистики.
Детские страхи у детей младшего школьного возраста
... достаточным для того, чтобы вызвать страх. 1.3. Появление страхов у детей младшего школьного возраста. Социально-культурные и психологические предпосылки. Страх, как тень, преследовал человека ... Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд страхов. Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей ...
Выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акопян, Л.С. Атлас детских страхов / Л.С. Акопян. — Самара: Изд_во СГПУ, 2003. -172 с.
2. Андреева, А. Психологическая поддержка ребенка / А. Андреева // Воспитание школьников. — 2000. — № 3.
3. Андрусенко, В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко.- Свердловск.: Издательский центр «Академия», 1991.-456 с.
4. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М., АСТ-ПРЕСС, 2009.
5. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.
6. Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н. Ю. Борякова.- М., 1999. — 214 с.
7. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. — М.: Педагогика, 1990.
8. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. — М.: Изд-во МГУ, 1996.
9. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова,
10. М.С. Певзнер — М., 1993. — 204 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. — СПб., 1997.
12. Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача / В. И. Гарбузов. — Л.: Медицина, 1990. — 176 с.
13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., «Просвещение», 1993;
14. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. М.: Речь. — 2005. — 320 с.
15. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. (Серия «Мир психологии»).
М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
16. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков / А.И. Захаров. — Л.: Медицина, 1988. — 200 с.
17. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. — СПб., Изд. Питер, 2010. — 464 с.
18. Каптерев, П.Ф. О детском страхе / П.Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. — 1991. — №3. — С. 136-146
19. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 192 с.
20. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника. / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. — М.: Знание, 1988.
21. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — Мн.: Университетское, 1997.
22. Кузьмина, М. Детский невроз страха / М. Кузьмина // Школьный психолог. — 2000. — №24. — С. 3 — 7.
23. Лебединская К.С. Задержка психического развития и ее причины // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. -М., 1985.- с.29-37
24. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.1995. N 1.
25. Мамайчук, И. И.Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. — СПб., Изд. Речь. 2008. — 224 с.
Психология детей с зпр (задержкой психического развития)
... школе и дома. Появляется астения (слабость). Хроническая слабость (астения) тормозит психическое развитие. Часто болеющие дети чбд – тоже входят, если слишком часто пропускают. Они часто жалуются ... НЕДОРАЗВИТИЕ, НЕЗРЕЛОСТЬ МОЗГА. Чатсо его называют гармонический психический и психофизический инфантелизм. Внешне маленький и отст. по развитию. Выглядят добродушно, доброжелательно, выглядят на пару лет ...
26. Марковская И. М. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М. 1993. — 140 с.
27. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. — СПб.: Питер, 1992. — 549 с.
28. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР /
29. В. Б. Никишина — М., 2003. — 258 с.
30. Леви Ш. Ребёнок и стресс. — С-П., 1997.
31. Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. — М., «Школа-Пресс», 1996.
32. Оклендер, В. Окна в мир ребёнка / В. Оклендер. — М.: ЭКСМО — Пресс, 1997. — 300 с.
33. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых / М.В. Осорина. — СПб.: «Академический проспект», 2000. — 109 с.
34. Панфилова М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. — 1999. — №8. — С.10-12.
35. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / / Дефектология. — 1992. — № 3.
36. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
37. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009.- 192 с.
38. Прихожан, А.М Тревожность у детей и подростков / А.М. Прихожан. — Москва — Воронеж.: «Талант», 2000. — 270 с.
39. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 9-10 с., 407-408 с.
40. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. — М.: МГУ, 1984.
41. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2004. — 432 с.
42. Риман, Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии: учеб. пос. для студ. вузов / Ф. Риман; пер. с нем. Э.Л. Гушанского. — 2_е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2007. — 192 с.
43. Рогов, Е.И. Настольная книга школьного психолога / Е.И. Рогов. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 384 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2008. — 495 с.
45. Рыбаков, А.В. Страх / А.В. Рыбаков. — М.: ЭКСМО — Пресс, 1990. — 240 с.
46. Спиваковская, А. Психотерапия: игра, детство, семья / А. Спиваковская. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 400 с.
47. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. — М.: Внешторгиздат, 1989. — 700 с.
48. Фромм А. «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации», Томас Гордон «Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности». — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997;
49. Шишова Т. Л. Как помочь ребенку избавиться от страха. Страхи — это серьёзно. — СПб.: Речь, 2007. — 104 с.
50. Щербатых, Ю. Психология страха / Ю. Щербатых. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2002. — 340 с.
51. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии 1989 г. -N 4.
Психология одаренных детей
... решения проблем). Проблема детской креативности в детской психологии. (дошкольник – младший школьник). Юрькевич «одаренные дети». Высокий уровень познавательного интереса как критерий одаренности. Методики на определение ...
52. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С.Никольская, и др. — М.: Изд-во МГУ, 1990.