Введение.
Актуальность исследования. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для психологов и олигофренопедагогов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.
Внимание всегда есть сосредоточенность, на чем либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.
В.В. Богословский считает, что оно включено в практическую деятельность и познавательные процессы. С его помощью выражаются интересы и направленность личности. Внимание способствует повышению эффективности восприятия, памяти и мышления.
Наиболее исследованными вопросами можно считать функциональное значение внимания, связь внимания с другими психическими процессами. В меньшей степени изучено развитие особенностей внимания в онтогенезе и механизмы регуляции процессов внимания. Значимыми в этом плане являются труды зарубежный ученых Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, А.М. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Б.В. Эльконин, А. Валлон, К. Коффка, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Е.Б. Титченер и другие.
Проблема внимания детей с нарушением интеллекта рассматривалась в специальной литературе, но изучена сравнительно мало. Поэтому теоретическое и практическое изучение внимания дошкольников с НИ, и в дальнейшем коррекция внимания у данной категории детей определили актуальность и стали темой настоящего исследования.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью анализа психических познавательных процессов детей и в частности — внимания. Сегодня с проблемой внимания в ее практическом плане приходится постоянно сталкиваться любому педагогу. Многие трудности в обучении связаны с неумением либо с неспособностью ребенка с нарушением интеллекта сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании. Учителя отмечают, что никогда не было такого, количества детей которые или вообще не усваивают программу, или усваивают ее с большим трудом. Очень часто это является средством недостаточности внимания, прежде всего произвольного ведущего в учебной деятельности школьника.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально ...
Проблема изучения внимания детей с нарушением интеллекта в настоящее время рассматривается в направлении поиска более эффективных методов коррекции, прежде всего, в связи с тем, что именно внимание играет значительную роль в выполнении всех видов деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать и апробировать содержание коррекционной работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках математики.
Объект исследования: произвольное внимание и пути его развития у младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках математики.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
2. Методом научной компиляции разработать оптимальную методику изучения произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта, выявить его особенности и экспериментальным путем изучить уровень сформированности произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
3. Разработать и апробировать содержание коррекционной работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках математики.
4. Осуществить качественный и количественный анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: формирование математических знаний у младших школьников с нарушением интеллекта будет происходить более эффективно, если развивая внимание:
— опираясь на положения системного подхода к изучению психики, обучению и воспитанию детей с различными нарушениями применять средства математики с учетом возрастных особенностей и закономерностей детского мышления;
— с учетом деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна на уроках математики реализовывать специальные игровые приемы и ситуации, имеющие следующие особенности: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом;
— с учетом комплексного подхода обеспечить продуктивное взаимодействие следующих компонентов: деятельностного (наличие положительной мотивации, умение планировать и контролировать свою деятельность, развитость произвольного внимания); когнитивного (развитость сукцессивных и симультанных процессов, зрительного гнозиса и зрительной памяти, фонематического восприятия, слухоречсвой памяти; мыслительных операций анализа и синтеза, классификации и обобщения, абстрагирования).
Копия 2 распр.нарушения у детей
... т. д.). Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей любых возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. В ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, ... Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑ ...
Методологической основой нашего исследования являются :
— теория системного подхода (О.Л. Алексеев, А.Г. Асмолов, В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский, Г.Н. Сериков и др.);
— системный подход к изучению психики, обучению и воспитанию детей с различными нарушениями (О.Л. Алексеев, П.К. Анохин, В.П. Зинченко, В.В. Коркунов, Б.Ф. Ломов, В.И. Лубовский и др.);
— теория деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
— теории деятельности и взаимосвязи психики и деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.П.Буева, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
— основополагающие труды Л.С. Выготского о развитии личности, имеющей биологические нарушения: теория высших психических функций, теория социальной ситуации развития, основанная на понятиях первичных и вторичных нарушений, теория сверхкомпенсации, а также зоны ближайшего развития;
разработки отечественных психологов по проблеме нарушения интеллекта — Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Лурии Р.А.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— теоретический анализ лингвистической, психологической, методической литературы;
— количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы дефектологами, классными руководителями, родителями и студентами.
Экспериментальная база исследования: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 8 VIII вида г. Кургана. В эксперименте принимали обучающиеся 4 «А» класса в количестве пяти человек и 4 «Б» класса в количестве пяти человек .
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Внимание как психолого — педагогическая проблема младшего школьного возраста
Начало изучению внимания было положено в работах Уильям Джемс, который писал: «Каждому известно, что такое внимание. Это ясная и яркая форма содержаний сознания, выделяемых из нескольких симультанно возможных объектов или потоков мысли. Фокусировка, концентрация сознания составляет суть внимания. Оно подразумевает отвлечение от одних вещей, чтобы эффективно рассматривать другие», уделивший немало своего собственного внимания изучению внимания, кажущегося не только ему таким простым и известным в обыденной жизни. Внимание стало предметом многоаспектных разработок Г.С. Абрамова, Л.С. Выготский, М.С. Горбач, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Реан, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин.
П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля [4].
Н.Ф. Добрынин отмечал внимание — необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека [9].
С.Л Рубинштейн отмечал внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида [10].
Л.С. Выготский определил, что внимание — это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте. Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение деятельности всех познавательных процессов. С этим связан и тот факт, что внимание не имеет, в отличие от других познавательных процессов своего собственного продукта[7].
Внимание как психическое состояние сознания человека
... в деятельности практических работников правоохранительных и правоприменительных органов играет внимание. Внимание представляет собой ориентацию и сосредоточенность сознания человека на ... Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. 1.2. Черты внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания ...
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии.
Внимание обычно не считают психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Рассматривая феномен внимания Б.Д. Эльконин, считает его стороной всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена [7].
В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. Так, внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые — произвольным. Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным).
Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.
Бывают случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности. Факторы, определяющие непроизвольное внимание:
— интенсивность раздражителя;
— качество раздражителя;
— повторение;
— внезапность появления объекта;
— движение объекта;
— новизна объекта;
— согласие с наличным содержанием сознания [4].
Произвольность внимания развивается вместе с формированием его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания — она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного».
Понятие послепроизвольного внимания было введено в употребление Н.Ф. Добрынининым. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности [8].
Рассматривая основные характеристики внимания, стоит также проанализировать ряд свойств внимания, которые характеризуют данное явление как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относят устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость, отвлекаемость и объем внимания.
Устойчивость — это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Однако исследователи считают, традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частными периодическими колебаниями, в других — значительно большей устойчивостью. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется[14].
Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого ...
... психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников. Формирование и развитие воображения в изобразительной деятельности — наименее разработанный вопрос психологической науки, нуждающийся ... Р.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Рубинштейн С.Л., Вернер. В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов ...
По мнению С.Л. Рубинштейна, если бы внимание при всех условиях было не устойчивым, более или менее эффективная умственная работа была бы невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, означает закономерность этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся особенности материала, степень его трудности, знакомство с ним, отношение к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных способностей личности [6].
Концентрация внимания — это степень или интенсивность сосредоточенности, то есть основной показатель его выраженности, другими словами — тот фокус, в который собрана психологическая или сознательная деятельность. А.А. Ухтоминский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга [12].
Под распределением внимания понимают субъективно переживающую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психологической деятельности, а субъективные ощущения одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую [18]. Еще В. Вундтом было доказано, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявленных раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнить одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требует внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно [14].
Многие авторы считают, что распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключаемость или переключение внимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств [5].
Развитие личности донаучн. период
... имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро ... изменения. Средневековье: большое значение для детской психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя Ибн ... академию. Новое время: Наиболее известной является позиция Жан Жака Руссо, который изложил свои взгляды на психическую природу ребенка ...
Объем внимания — особый вопрос. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы [3].
Таким образом, человек обладает ограниченными способностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов — это и есть объем внимания. Важной и определяющей его способностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.
Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. В зависимости от причины возникновения, свойств раздражителя внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Внима……..
Список литературы.
1. Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания у школьников / Б.Г.Ананьев.- М .: Бук — мастер, 2003.- 135с.
2. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. — М.: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, 2009.
3. Веприцкая Ю.В. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет. — Волгоград: Учитель, 2010.
4. Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2005 — 324 с.
5. Гальперин П.Я. Формирование внимания // Хрестоматия по общей психологии; Психология мышления. — М.: Просвещение, 2001 — 488 с.
6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: Просвещение, 2004 — 300 с.
7. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф .Н.Гоноболин. — М.: Педагогика,1973.
8. Григорьева С. Как сконцентрировать внимание учащихся.1994, №5, с.18.
9. Данилов, А.П. Психологические «штучки» на уроке математики // Математика,2006. — №18. — с.31 — 32.
10. Захарова, С.И. Математику учим в игре // Начальная школа. — 2000. — №8. — с.40 — 42.
11. Иремошкина, Л.В. Развитие внимания детей / Л.В.Иремошкина. — Ярославль: Академия развития, 2005. — 153с.
12. Истомина Н.Б.Методика обучения математике в начальных классах.- М.: 1998.
13. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психология лиц с нарушениями речи. Санкт-Петербург: КАРО, 2007
14. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики / В.Г.Коваленко. — М.: Просвещение, 1990. — 96с.
15. Козырева Л.А. Развитие речи. Дети 5-7 лет. — Ярославль: Академия развития, 2002. — 160 с.
16. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой.- М.:Просвещение,1981.
17. Кузьмина-Сыромятникова Н.В. Методика арифметики во вспомогательной школе. Изд. 2-е, — М., 1989.
18. Лиепиня С.В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ//Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. — М., 1996.
Периоды развития теории управления
... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
19. Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 2001.
20. Методика развития речи детей школьного возраста. / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. — М.: Просвещение, 1984. — 266 с.
21. Методы начального обучения математике. Сборник для детей / под ред. Л.Н.Скаткина. — М.: Просвещение, 2005.
22. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. — М.: ВЛАДОС, 2003 — 276 с.
23. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1996.
24. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе YIII вида. М., 1999.
25. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. — М., Просвещение, 1989.
26. Рочев, В.П. Основы внимания и памяти / В.П.Рочев, Л.И.Рочева. — Пермь: Академия развития, 2006.
27. Чилингирова, Л. В. Играя, учимся математике / Л.Чилингирова, Б.Спиридонова. — М.: Просвещение, 1993. — 191с.
28. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике / М.Ю.Шуба. — М.: Просвещение, 2003. — 222с.
29. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. — М., Просвещение, 1990.
30. Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания у школьников / Б.Г.Ананьев.-
М.: Бук — мастер, 2003.- 135с.
31. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /
А.К.Бондаренко. — М.: Просвещение, 1985. — 160с.
32. Выпускная квалификационная работа: Учебно — методическое пособие / сост. Л.А.Дубровская.-Пермь,2003.-32с.
33. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф.Н.Гоноболин. — М.: Педагогика,1973.
34. Данилов, А.П. Психологические «штучки» на уроке математики // Математика,2006. — №18. — с.31 — 32.
35. Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Е.Е. Данилова.-М.: Академия,1998 -160с.
36. Дидактические игры в детском саду // сост. А.И.Сорокина. — М.: Просвещение, 1982. — 96с.
37. Зак, З.А. 600 игровых задач для развития внимания детей / З.А.Зак. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 192с., ил.
38. Захарова, С.И. Математику учим в игре // Начальная школа. — 2000. — №8. — с.40 — 42.
39. Иремошкина, Л.В. Развитие внимания детей / Л.В.Иремошкина. — Ярославль: Академия развития, 2005. — 153с.
40. Картер, Ф. Развивайте интеллект: упражнение для развития творческого мышления, памяти, внимания, сообразительности и интеллекта / Ф.Картер. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 136с.
41. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников/А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. — М.: Бук — мастер, 19 93. — 190с.
42. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики / В.Г.Коваленко. — М.: Просвещение, 1990. — 96с.
43. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ / В.А.Крутецкий.-М.:Просвещение,1980.-350с.
44. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А.Люблинская. -М.: Просвещение, 2000.- 415с.
Психология профессионального развития проблема профориентации ...
... в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в ... интеллектуальными и физическими качествами. Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе военной, ...
45. Методы начального обучения математике. Сборник для детей / под ред. Л.Н.Скаткина. — М.: Просвещение, 2005.
46. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Академия, 2001.
47. Рочев, В.П. Основы внимания и памяти / В.П.Рочев, Л.И.Рочева. — Пермь: Академия развития, 2006.
48. Селевко, Г.К . Познай себя / Г.К.Селевко. — М.: Народное образование, 2006. — 98с.
49. Ситников, Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 — 6 кл. // Математика в школе. — 2003. — № 2. — 24с.
50. Спиваковская, Т.В. Игра — это серьезно/ Т.В.Спиваковская. — М.: Педагогика, 2001. — 123с.
51. Степанов, С. Внимание// Школьный психолог. — Издательский дом «Первое сентября». — 2002. — № 18. — 25с.
52. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко. — Р/Д.: Феникс,1997. — 736с.
53. Чилингирова, Л. Играя, учимся математике / Л.Чилингирова, Б.Спиридонова . — М.: Просвещение, 1993. — 191с.
54. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике / М.Ю.Шуба. — М.: Просвещение, 2003. — 222с.
55. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — М.: ЧеРо, 2001. — 858 с.
56. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. — М.: Психология и педагогика, 1999. — с. 125-132.
57. Добрынин Н.Ф. Вопросы психологии. — 1975. — № 2. — С. 68-80.
58. Джемс У. Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1976.
59. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — М., 2005.
60. Ланге Н.И. Психический мир. — Воронеж: НПО МОДЕК, 2006.
61. Немов Р.С. Психология. — М.: Просвещение, Владос, 1999. — 492 с.
62. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Психология и педагогика, 2007. — 351 с.
63. Роберт Л. Когнитивная психология. — М.: Медицина, 2001. — 228с.
64. Романов B.C., Петухов Б.М. Психология внимания. — М., 2006.
65. Семёнов А.В. ГИА 2012. Математика. — М.: Интеллект Центр, 2012.