Развитие творческих способностей студентов при изучении дисциплины «Технология продукции питания» в учреждениях среднего профессионального образования

Содержание

стр.

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей студентов

1.1 Психолого- педагогические аспекты творческих способностей студентов 9

1.2 Педагогическая наука о сущности творческих способностей и особенностях их развития 24

1.3 Технология развития творческих способностей студентов в учреждениях среднего профессионального образования 32

Вывод по первой главе 42

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей студентов по дисциплине «Технология продукции питания» в учреждениях среднего профессионального образования

2.1 Методика преподавания дисциплины «Технология продукции питания» с применением активных методов обучения 44

2.2 Диагностика творческих способностей студентов в учреждениях среднего профессионального образования 61

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей студентов по дисциплине «Технология продукции питания» в учреждениях среднего профессионального образования 73

Вывод по второй главе 90

Заключение 93

Библиографический список 97

Приложение 104

Введение

Тенденции совершенствования образовательных технологий в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения характеризует переход от обучения как усвоения набора знаний к учению, как процессу умственного развития, направленного на использование усвоенного.

Среди проблем теории и практики среднего профессионального образования важнейшей является проблема развития творческих способностей студентов в процессе обучения специальности. От того, на каком уровне творческой активности проходит учебно-познавательная деятельность, зависит её результат, степень теоретической и практической готовности будущего специалиста, воспитанность и стремление к самосовершенствованию. Дисциплина «Технология продукции питания» является основой для получения студентом профессионального образования, полноценного изучения общепрофессиональных и специальных навыков, формирования общих и профессиональных компетенций. Однако в методической литературе уделено мало внимания развитию творческих способностей студентов в учреждениях среднего профессионального образования в процессе изучения дисциплины «Технология продукции питания».

5 стр., 2264 слов

Направленность профессионального образования студента

... новой информации и ее творческой переработке. Происходит переориентация профессионального обучения на развитие индивидуальных способностей и дарований, и возникает необходимость пересмотреть и переосмыслить содержание профессионального образования, его понятийный аппарат: технические, ...

Поэтому создание специальной технологии, обеспечивающей возможность развития творческих способностей студентов в учреждениях среднего профессионального образования в процессе изучения дисциплины «Технология продукции питания», стимулирующей активность студентов в овладении методами и средствами творческой деятельности, необходимыми для раскрытия индивидуальности, духовности, творческого начала, и способствующими профессиональному становлению и самоосуществлению, на настоящий момент приобретает особую актуальность.

Анализ методической литературы показал, что большой вклад в решение проблем творческого развития и саморазвития личности внесли В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, А.А. Кирсанов, А.И. Кочетов, Л.Н. Куликова; творческого мышления – Д.В. Вилькеев, З.И. Калмыкова, О.И. Кедровский; творческих способностей – С.Ю. Залуцкая, В.А. Крутецкий, В.А. Моляко, Ф.Л. Ратнер. В работах В.И. Андрееа, Д.Б. Богоявленской, И.П. Калошина, И.Я. Лернер, Л.С. Подымовой, Я.А. Пономарева, П.В. Симонова, М.И. Ситниковой, Е.В. Тонкова, Н.Ш. Чинкиной понятие творчества актуализируется в качестве способа эффективного саморазвития и профессионально-личностной самореализации.

Вопросам формирования творческой личности уделяется внимание и за рубежом. Данная проблема рассматривается в работах Breitbarth. F., Busse T.V., Geldner R., Kemnitz U., Klix F Kossakowski A., Mansfield R.S., Osburg J. О методах развития творческих способностей написали Barron F., Guilford D., Klapared E., McKinnon К , Masslow A., Monks F., Taulor K., Renzulli E., Roggers K.P., Terman L. Однако анализ научных разработок говорит, что целостной теоретической концепции формирования активной творческой личности в зарубежной педагогике не существует. При многообразии подходов вопрос характеризуется недостаточной степенью разработанности.

Изучение процесса развития творческих способностей личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества.

Решение задачи развития творческих способностей личности во многом зависит от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию развития творческих способностей студентов. Творческие способности «запускают» механизм саморазвития творческой личности. Но самореализация в образовательном процессе всегда несет в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого студента; между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству.

Разрешение этих противоречий как переход из сферы возможного в сферу действительного осуществляется в процессе межсубъектных отношений, в которых происходит развитие творческих способностей студента.

Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... решение проблемы развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях, дается понятие музыкально-творческих способностей, а так же рассматриваются методы и средства развития музыкально-творческих способностей. Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития музыкально - творческих способностей, рассматриваются ...

Анализ педагогической литературы и изучение реальной педагогической практики показывают, что при ясном понимании необходимости научной разработки понятия «творческих способностей» осмысление сущности этого понятия в рамках педагогической науки осуществляется односторонне, без опоры на широкую трактовку творчества как процесса межсубъектных отношений. Вопросы же, связанные с развитием творческих способностей студентов в учебном процессе как меры творчества, трактуемого в широком смысле слова, не были предметом специального исследования. В научной литературе недостаточно исследована заявленная тема, а также способы ее разрешения. Появление новых технологий усиливает актуальность исследования: определение дидактических условий, соблюдение которых позволяет развивать творческие способности студентов в учебном процессе.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современных условиях послужили необходимым основанием для выбора темы исследования: «Развитие творческих способностей студентов при изучении дисциплины «Технология продукции питания» в учреждениях среднего профессионального образования»

Цель исследования – раскрытие особенностей развития творческих способностей студентов в учебно-воспитательном процессе при изучении дисциплины «Технология продукции питания» в учреждениях среднего профессионального образования.

Объектом исследования данной дипломной работы выступают творческие способности студентов.

Предметом исследования являются формы и методы развития творческих способностей студентов.

Гипотеза исследования — процесс развития творческих способностей студентов на занятиях по Технологии будет эффективным, если:

• будут раскрыты психолого-педагогические основы развития творческих способностей студентов;

• будет разработана и внедрена методика обучения студентов на занятиях по дисциплине «Технология продукции питания», направленная на развитие творческих способностей.

Для достижения поставленной цели в соответствии с указанным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выявить сущность понятия «творческие способности».

2. Проанализировать условия развития творческих способностей студентов при изучении дисциплины «Технология продукции питания» в учреждениях среднего профессионального образования.

3. Изучить особенности, методы, способы и формы развития творческих способностей студентов при изучении дисциплины «Технология продукции питания» в учреждениях среднего профессионального образования.

4. Провести экспериментальное исследование уровня развития творческих способностей студентов на занятиях по дисциплине «Технология продукции питания» в учреждениях среднего профессионального образования.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• теоретические — изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также анализ пособий и других материалов по дисциплине «Технология продукции питания» в соответствии с проблемой исследования;

13 стр., 6323 слов

Творческие способности детей с задержкой психического развития

... вошли дети без нарушений развития 10-12 лет. Предмет исследования: творческие способности у детей с ЗПР - учащихся пятых классов. Задачи исследования: Оценить уровни развития вербального, образного творческого мышления, получить представление о ...

• эмпирические — изучение и анализ педагогической практики, педагогической наблюдение, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты; анализ продуктов деятельности;

• статистические — метод экспертных оценок, количественная и качественная обработка результатов, их анализ и теоретическое обобщение.

Теоретико-методологической основой исследования послужили методические и научные исследования развития творческих способностей обучающихся на уроках кулинарии в трудах М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой и других, пути и способы практического применения наглядности при изучении в работах М.И.Морро, А.М.Пикало и других; диалектическая теория познания, рассматривающая познание как активный творческий процесс; важнейшие философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и ценности явлений реального мира; теории личностно-деятельностного и системного подходов к обучению и воспитанию молодежи; современные концепции общего и профессионального образования.

В основе разработки развития творческих способностей личности лежат фундаментальные положения теории личности, деятельности и общения (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, В.Д.Данилов, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и др.), идеи об индивидуальности и ее развитии в деятельности (Е.А.Климов, В.С.Мерлин, Б.М.Теплов и др.).

Вопросы профессиональной направленности и содержание ее компонентов, рассматриваемые в исследованиях А.Н.Кузьмина, И.Н.Бергер, Г.Дж.Болт, Л.Ф.Лисенковой, А.В.Батаршева, А.Хоскингса и др., произведения классической философской и педагогической литературы (М.Ф.Квинтилиан, Я.А.Коменский и др.); труды русских педагогов (П.П.Блонский, К.Д.Ушинский и др.); теории личности и деятельности (Л.С.Выгодский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев и др.); теории системного и деятельностного подходов (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выгодский, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, Ю.А.Кустов, А.В.Петровский и др.); контекстный подход к профессиональному образованию (А.А.Вербицкий).

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что те положения и выводы, которые были получены в процессе исследования, могут найти применение в учреждениях среднего профессионального образования на практике для развития творческих способностей, творческого мышления и познавательной активности студентов, повышения качества их обучения и воспитания.

База исследования: Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли (ЧГКИПиТ).

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

………….

Библиографический список

1. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений [Текст] / Сост.: А.В. Овчинников, JI.H. Беленчук, С.В. Лыков. — М.: Академия, 2000. — 284 с.

2. Анфимова, Н.А. Кулинария: Учеб. для нач. проф. образования [Текст] / Н.А. Анфимова, Л.Л. Татарская. — М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 1998. — 236 с.

3. Атаулова, О.В. О структуре урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова //Школа и производство. — 2004. — №1. — С. 15.

12 стр., 5905 слов

Педагогические условия формирования коммуникативных способностей ...

... пристального внимания у научных деятелей, которые занимаются педагогической психологией. Состояние и степень разработанности проблемы. Проблема способностей подробно отражена в работах (Т.И. Артемьевой, Дружинина В.Н., A.A ... проблемами формирования личных качеств и культуры у студентов. Ведь культура считается творческим принципом жизни личностей и общества в целом; в философии ее ...

4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: обще дидактический аспект. /Ю.К. Бабанский — М. 1977. — 143 с.

5. Березина, Т.Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей./ Т.Н. Березина – СПб.: Речь, 2010.- 126 с.

6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. — 190 с.

7. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метод, пособие [Текст] / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. — М.: 1989. — 144 с.

8. Блинчевский, Ф.Л. Что такое урок производственного обучения? [Текст] /Ф.Л. Блинчевский // Производственное обучение. — 1946. — № 15. — С. 5-12.

9. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская – М.: Академия, 2007. -2 64 с.

10. Болдырева, Н.Н. Формирование у студентов умений организации учебно-познавательной деятельности [Текст] / Н.Н. Болдырева // Специалист. — 2004. — №5. — С.30-32.

11. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие./ А.А. Вербицкий — М.: Высш. Шк., 1991.,- е.: 103-127.

12. Вергелес, Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. / Г.И. Вергелес — 2009. — № 100. — С. 7-18.

13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.Петровского. – М., 1981. -437 с.

14. Волков, И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. – М.: Педагогика, 1982. – 163 с.

15. Ворожцова, И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения / И.Б. Ворожцова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2000. – 163 с.

16. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. — Спб.: Союз, 1997. – 222 с.

17. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

18. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века.: Учеб. пособие для самообразования [Текст] / Б.С. Гершунский. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512с.

19. Гин, А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя [Текст] / А.А. Гин. -М.: Вита-Пресс, 1999. — 88с.

20. Государственный образовательный стандарт. Профессия «Повар, кондитер». Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников [Текст]. — М., 2003.- 64 с.

21. Грязнов, Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся [Текст] / Ю.П. Грязнов, Л.А. Лисицына // Специалист. — 1998. — № 2-3 — С. 30-33; с. 31-35.

22. Дидактика технологического образования: Книга для учителя [Текст] / Под ред. П.Р.Атутова. — М., 1998.- 324 с.

23. Дружинин, В. Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. – М.: Просвещение, 1980. — 352 с.

24. Дружинский, А.Н. История педагогических идей: Учеб. пособие [Текст] / А.Н. Дружинский. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 352 с.

7 стр., 3168 слов

Творческий характер деятельности преподавателя вуза

... во внешних стимулах: награждении, поощрении и т. д. Творческая личность также обладает способностью оригинально мыслить, смотреть на хорошо знакомые вещи ... творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений. Для любого вида творчества существенным является воображение, в основе которого лежат процессы диссоциации, ассоциации, комбинирующей активности мозга (Л. С. Выготский, ...

25. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. / О.М. Дьяченко – М.: Просвещение, 1996. – 345 с.

26. Дягилева, Н.В. Педагогическая диагностика и развитие творческих способностей студентов на занятиях изобразительным искусством: методические рекомендации / Н.В. Дягилева. – Екатеринбург, 1993. – 198 с.- 286 с.

27. Жуков, Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, C.JI. Каплан. — М.: Гардарики, 2005. — 382 с.

28. Загвязинский, В.И. Теория обу