Процесс формирования системной лексики у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….

Глава 1. Теоретическое обоснование изучения и формирования лексической системы языка у дошкольников.………………………

1.1. Лексема как единица языка и речи..……………………………..

1.2. Онтогенез развития лексической системы языка…..………..…

1.3. Особенности формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии..……………………

Глава 2. Экспериментальное изучение лексико-грамматических средств языка у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии….………..……………………………

2.1. Методика исследования моторики артикуляционного аппарата………………………………………………………………..

2.2. Методика исследования лексических средств языка..…..……..

2.3. Методика исследования грамматических средств языка………

2.4. Анализ результатов констатирующих экспериментов…………

Глава 3. Содержание логопедической работы по формированию лексической системы языка………………………………………….

3.1. Модель формирования системной лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии……………………

Заключение……………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………

3

7

7

14

22

36

36

39

45

52

57

57

74

79

83

Введение

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

10 стр., 4681 слов

Грамматический строй речи дошкольника

... усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонения и спряжения. Исследования А.Н. Гвоздева легли в основу современной теории и методики развития речи детей. 2. Темпы освоения ... рода с ударными окончаниями и в более продолжительное время – с безударными. Младшие дошкольники при склонении существительных среднего рода еще не всегда ориентируются на их окончания ...

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Проблема развития морфологической стороны в составе грамматического строя речи интересовала многих ученых, таких как Е.Н.Водовозова, Л.С.Выготский, Я.А.Коменский, А.М.Леушина, М.Монтессори, И.Г.Песталоцци, С.Полоцкий, С.Л.Рубинштейн, А.С.Симонович, Е.И.Тихеева, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, А.Н.Гвоздев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т. е. в развитии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: «… грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т. е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными».

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

В настоящее время изучению особенностей лексики у дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Однако вопрос об особенностях лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии недостаточно изучен. При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, современные представления о процессе развития лексики и о различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова, о ее развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования в онтогенезе (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Н.А.Уфимцева, А.М.Шахнарович, Г.А.Черемухина, Л.В.Сахарный, А.Р.Лурия, С.Н.Карпова, И.Н.Колобова и др.).

Объект исследования: лексика и её формирование у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Предмет исследования: процесс формирования системной лексики у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Цель исследования: систематизировать, разработать, теоретически обосновать педагогическую технологию формирования системной лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Гипотеза исследования: коррекционное обучение по формированию системной лексики может быть более эффектным, если оно будет учитывать:

• положение о системном развитии лексики;

• структуру клинического и речевого дефекта;

24 стр., 11738 слов

Формирование произносительных умений и навыков у детей с легкой ...

... исследования - особенности произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Предмет исследования - определение направления содержания коррекционной работы при формировании произносительных ... спонтанно, с открытым ртом. Их репертуар постепенно обогащается. Интонационная система языка наиболее интенсивно развивается с периода гуления. Звуки, составляющие гуление, ...

• ведущую деятельность данного возраста;

• если будет разработана коррекционно-развивающая программа по формированию системной лексики.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по теме дипломной работы;

2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;

3. Определить особенности формирования лексики у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;

4. Установить методы и методики изучения лексико-грамматических средств языка у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;

5. Систематизировать и разработать модель логопедической работы по формированию лексической системы языка.

Психолого-педагогический эксперимент был проведен нами на базе ДОУ «Ручеек» г.Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа с группой детей дошкольного возраста в количестве 10 человек в период с января по май 2005 года.

Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии осуществляется с учетом современных представлений о многоуровневой структуре процесса восприятия речи, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе.

Основными методами в работе являются: теоретический анализ психолого-педагогической, научной, методической и специальной литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент; диагностические методы и методики, направленные на выявление сформированности лексической системы языка у детей; качественный и количественный анализ полученных данных./

Методологические основы исследования: теоретические положения о системности языка, его иерархическом строении, системности лексики, структурно-онтогенетическом подходе к развитию лексики у детей, ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека, системном подходе к анализу речевых нарушений (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина и др.)

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенное в нём эксперементальное обучение по систематизации лексики позволяет повысить результативность усвоения семантики, парадигматики и синтагматики языковых единиц детям с речевой патологией, способствует формированию у них полноценных лексических средств общения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности развития лексических средств языка у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

2. Модель формирования системной лексики у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Структура работы: введение, 3 главы, заключение, библиография из 50 наименований…….

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 400 с.

2. Арушанова А. Г., Юртайкина Т. М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников //Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Под ред. А. М. Шахнаровича. — М., 1993.

3. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия. В 2 кн. /Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 147 с.

24 стр., 11604 слов

Нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия

... и общее развитие речи. Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, ... звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия 1.1 Понятие «дизартрии» Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью ... из–за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при ...

4. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? — М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2003. – 112 с.

5. Ерастов Н.П. Культура связной речи. — Ярославль, 1982.

6. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.

7. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

8. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 1994.

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

11. Зиндер Л.P. Oбщaя фoнeтикa. — M,, 1979.

12. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост. В.И. Селиверстов. — М., 1987.

13. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – М.: ООО Изд-во АСТ; Мн.: Харвест, 2002. – 896 с.

14. Карпова C. H., Koлoбoвa И. H. Ocoбeннocти opиeнтиpoвки нa cлoвo y дeтeй. — M,, 1978.

15. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

16. Кольцова M. M. Двигaтeльнaя aктивнocть и paзвитиe фyнкций мoзгa peбeнкa (Poль двигaтeльнoгo aнaлизaтopa в фopмиpoвaнии выcшeй нepвнoй дeятeльнoeти).

— M.,1973.

17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2002. –48 с.

18. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995.

19. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М.: Просвещение, 1982.

20. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 1999. – 144 с.

21. Краевская Н. А. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания: Дис. на соискание уч.ст.канд.филол. наук — М., 1984.

22. Крылов С.А. Некоторые уточнения к определениям понятий словоформы и лексемы. – В сб.: Семиотика и информатика, вып. 19. М., 1982.

23. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей //Дефектология. — 1985, №2.

24. Ладыженская ТА Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. — М.,1980.

25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.

26. Левина P. E. Ocoбeннocти aкycтичecкoro вocпpиятия y дeтeй c peчeвыми нapyшeниями // Paзвитиe лeкcики в ycлoвияx ceнcopныx дeфeктoв. — M., 1966.

27. Леонтьев А.А. Исследования детской речи //Основы теории речевой деятельности. — М., 1974.

28. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.

29. Логопедия /Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 680 с.

30. Лопатина Л.B. Meтoдикa иccлeдoвaния экcпpeccивнoй peчи дeтeй дoшкoльнoгo вoзpacтa, cтpaдaющиx cтepтoй фopмoй дизapтpии // Изyчeниe и кoppeкция peчeвыx paccтpoйcтв. — Л., 1987.

19 стр., 9200 слов

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

... работы «Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста». Объект исследования - развитие речи у дошкольников. Предмет - малые фольклорные жанры. Цель исследования: выявить ... малыми фольклорными жанрами. Глава 1. Основы развития речи старших дошкольников .1 Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста Познавательная деятельность - это ...

31. Лопатина Л.B. Xapaктepиcтикa и cтpyктypa peчeвoгo дeфeктa y дoшкoльникoв co cтepтoй дизapтpиeй: Оcoбeннocти мexaнизмoв, cтpyктypы нapyшeний peчи и иx кoppeкции y дeтей. — М., 1986.

32. Лопатина Л.В. Нарушение мимической маскулатуры и артикулляционной моторики у дeтeй co cтёpтoй фopмoй дизapтpии. Cб. «Peчeвыe и нepвнo-пcиxичecкиe нapyшeния y дeтeй и взpocлыx». — Лeнингpaд, 1987. — C. 33-37.

33. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994.

34. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 191 с.

35. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1999. – 256 с.

36. Лурия А.Р. Язык и речь / Под ред. Е.Д. Хомской. — М., 1979.

37. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. — М., 1974.

38. Методика развития речи детей дошкольного возраста /Под ред. Л.П. Федоренко. — М.: Просвещение, 1984.

39. Методы oбcлeдoвaния peчи y дeтeй /Пoд oбщeй peд. Bлaceнкo И.T. и Чиpкинoй Г.B. Cocтaвитeль Бeccoнoвa T.П. — M., 1992.

40. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.

41. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение).

— М., 1986.

42. Новикова E.B. Зoндoвый мaccaж: кoppeкция звyкoпpoизнoшeния. Haгляднo-пpaктичecкoe пocoбиe. — M., 2000.

43. Пoвaляeвa M.A. Cпpaвoчник лoгoпeдa. -Pocтoв-нa-Дoнy, 2001.

44. Поваляева М.А. Комплексная педагогическая диагностика нарушений при дизартрии у детей старшего дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону, 1996.

45. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Ф. А. Сохина. — М., 1976.

46. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.

47. Семенович A.B. Heйpoпcиxoлoгичecкaя диaгнocтикa и кoppeкция в дeтcкoм вoзpacтe. -M, 2002.

48. Фишман М.Н. Мозговые механизмы, обусловливающие отклонения в речевом развитии у детей //Дефектология, 2001. — № 3. – С. 3-9.

49. Шкловский В.М. и др. Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей // Дефектология, 2001. — № 2. – С.20-27.

50. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды — М, 1989.