Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра общей психологии
Дипломная работа
Особенности психологических состояний дошкольников, живущих в неполной семье
Москва 2014г
Оглавление
Введение
Глава 1. Психические состояния человека. Особенности психологических состояний дошкольников, живущих в неполной семье
.1 Определение и свойства психических состояний
.2 Классификация психических состояний
.3 Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье
.3.1 Социально- психологические аспекты влияния неполной семьи на детей
.3.2 Социально- экономические аспекты
.3.3 Медицинские аспекты
.3.4 Психолого- педагогические аспекты
Глава 2.Эмпирическое исследование особенностей психологических состояний дошкольников, живущих в неполной семье
.1 Цель, задачи, гипотеза исследования
.2 Методики
.3 Результаты исследования
.4 Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Распад семьи является острой проблемой нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать, этим и объясняется актуальность выбранной темы для ВКР.
Тест Люшера, который будет использован нами как основная методика в нашем исследовании, основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности и эмоциональные состояния,. Выбор данной методики, также объясняется возрастом испытуемых, .
Коррекция детско-родительских отношений в неполной разведенной семье
... детьми и др., живущих вместе и ведущих общее хозяйство» (49, с.94). Неполная семья - нуклеарная семья, в которой ... в семье с одним родителем все больше привлекают внимание исследователей. Различные аспекты жизни неполной семьи, особенности ... в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Ослабление воспитательного потенциала неполной семьи обуславливается, ...
Цель нашей работы выявить разницу в предпочтениях детьми дошкольного возраста, воспитывающихся в полных семьях выбора ярких цветов при прохождении теста М. Люшера, по сравнению с их сверстниками воспитывающимися в неполных семьях.
Гипотеза: Дети дошкольного возраста, воспитывающихся в полных семьях ,при диагностике психических состояний с помощью теста М. Люшера отдают предпочтение ярким цветам, по сравнению с их сверстниками воспитывающимися в неполных семьях.
Поэтому мы выдвинули следующие задачи:
. Изучить особенности и измерить уровень различий в выборе ярких цветов(красный, желтый .фиолетовый, зеленый) у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных семьях по сравнению с их сверстниками воспитывающимися в неполных семьях.
. Подобрать методический инструментарий для проведения эксперимента..
. Провести исследования психических состояний с помощью выбранной методики , в аудиторных условиях.
. Проанализировать результаты исследования.
. Сформулировать основные выводы.
Объектом работы является психологические особенности состояния ребенка воспитывающегося в неполной семье.
Предмет взаимосвязь психических состояний ребенка (из полных и неполных семей) на данный момент времени с выбором им определенного цвета
Выборка: В нашем исследовании принимали участие 30 человек (поделены на 2 группы
Группа 1 дети дошкольного возраста(5-6 лет) воспитывающиеся в полных семьях.(15 человек)
Группа 2 дети дошкольного возраста(5- лет) воспитывающиеся в неполных семьях. (15 человек)
Экспериментальная база: ДОУ №
Методы исследования: В качестве методики исследования, нами была выбрана проектная методика, Мы считаем необходимым применение данной методики в нашем исследовании, по ряду причин:
oОна валидна и надежна, что эмпирически доказано
oНаша выборка, довольна своеобразна (дети 5-6 лет), во избежание путаниц с инструкцией и выполнением методики, которая в данном случае требует от ребенка лишь ранжирование цветов по признаку «нравится- не нравится», данная методика наиболее актуальна
Статистическая обработка результатов включала в себя корреляционный анализ.
Методика использованные для доказательства или опровержения нашей гипотезы: Восмицветовой тест М. Люшера., в ходе работы нами был произведен анализ литературы по изучаемой проблеме.
Консультативная помощь семьям, находящимся в состоянии развода
... оказывает негативное и серьезное влияние, как на физическое, так и на психическое состояние личности. Отмечается, что статистика одного дня фиксирует большое количество разводов, которое ... коррекции с последующей реализацией; - изучить пути совершенствования социальной работы с людьми, пережившими развод. Положение семьи в современной России пристально рассматривается в средствах массовой информации, ...
Разработанность проблемы: Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Н. Аккерман. А.И. Захаров, B.C. Мухина; а также изучением личностных особенностей детей из неполных семей, Л.И. Захарова, И.С. Кона, А.С. Спиваковской, И.О. Смирновой, B.C. Собкина, И. Лангмейера, З. Матейчек и многие другие.
Значительное внимание в исследованиях ученых уделяется семьям, в которых ребенок (дети) воспитывается только одним родителем. Для характеристики жизнедеятельности таких семей рядом социологов (К. Верлак, Г.Е. Зборовский, Э. Ивер-Жалю, Н. Лефошер, А. Мишель, М. Эстев, Е.Р. Ярская-Смирнова) было введено понятие «монородительская семья», хотя вопрос о терминологии остается дискуссионным.
Процессам функционирования полных и неполных семей в России посвящены труды И.Е. Забелина, И.Г. Киселевой, Н.И. Костомарова, В.Ю. Крупнянской, Ю.М. Лотмана, Н.С. Полищук, Б.М. Фирсова. Советский период рассматривается в работах А.Г. Волкова, Л.Н. Когана, А.Г. Харчева и других ученых. Проблемы стабильности семьи и брака, устойчивость брачно-семейных отношений (Д.В. Баранова, М.С. Верб, С.И. Голод, Г. Спанье, Л.А. Спесивцева).
Практическая значимость работы: заключается в помощи педагогам и психологам учреждения, где обучается ребенок. Данные полученные в результате исследования, помогут выявить эмоциональные проблемы в отношениях со сверстниками, со взрослыми (педагогами, родителями), выявить наиболее типичные и нетипичные психо- эмоциональные состояния на данный момент времени.
Результаты исследований могут быть рекомендованы для использования при составлении карты психологического сопровождения ребенка, психологом, для подбора методов индивидуальной работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Психические состояния человека. Особенности психологических состояний дошкольников, живущих в неполной семье.
1.1Определение и свойства психических состояний.
Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных психических состояний.
В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.
Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.
Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.
Отчёт по результатам диагностики состояния агрессии и враждебных ...
... исследуемых учащихся показатели агрессивности находятся в пределах нормы у 6-ти человек - норма, 2-х человек -повышенный показатель агрессивности По шкалам опросника различных модальностей выявлены следующие ...
Психические состояния являются, как правило, реактивными состояниями — системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью — являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.
Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном итоге — с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.
Реакции на воздействия внешней среды включают в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные реакции — это специфичный ответ на конкретный стимул. Вторичные реакции — изменение общего уровня психофизиологической активности. Исследованиями выявлены три типа психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем типам общефункциональных состояний психической активности: 1) вторичные реакции адекватны первичным, 2) вторичные . реакции превышают уровень первичных, 3) вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций. Второй и третий тип психических состояний вызывают избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности.
Психические состояния — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира
Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве ее специфического свойства. Так как в каждом психологическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создает дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными ее отношениями, потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.
В структуру психических состояний входят множество компонентов на самом разном системном уровне: от физиологического до когнитивного (Табл.1):
Рядом авторов выделены свойства состояний. Например, Ю. Б. Некрасова (1994) отмечает следующие свойства психических состояний: ситуативная воспроизводимость, динамичность их существования и возможность переходить в устойчивые характеристики личности в условиях особой значимости и повторяемости.
Стрессовые состояния у людей, потерявших работу
... даже при отсутствии материальных трудностей и в том случае, когда человек удовлетворен пособием по безработице. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем. Отсутствие даже минимальных успехов в ... внутренним потребностям. Трудные экономические условия общества отражаются не только на психике человека, но и на состоянии его здоровья. В 1982 г. я исследовала заболеваемость, а также ...
Состояния характеризуются модальностью, длительностью, обратимостью, глубиной и качеством.
Модальность. Состояния качественно отличаются друг от друга и прежде всего тем, какие переживания (эмоции и эмоциональный тон ощущений) им сопутствуют.
Переход состояний из текущих в перманентные может иметь как положительный результат (например, при развитии состояния адап-тированности, тренированности), так и отрицательный (при развитии переутомления, хронической монотонии).
Следовательно, в одном случае нужно стимулировать переход состояния из текущего в перманентное, а в другом случае — не допускать этого перехода.
Глубина состояний (интенсивность) характеризуется степенью выраженности переживаний и сдвигов физиологических функций. Примером могут послужить следующие семантические цепочки: страх — ужас; раздражение (рассерженность) — возмущение-гнев-ярость (бешенство); восхищение-восторг-экстаз.
Качество состояний определяется спецификой воздействующего на человека фактора, исходным фоном, а также индивидуальными особенностями человека.
По знаку переживаний (эмоций) состояния делят на положительные и отрицательные. Однако подобная качественная характеристика состояний весьма условна. Так, некоторым людям нравится чувствовать себя несчастным. Можно получать удовольствие и от страха (на аттракционах).
В зависимости от значимости того или иного состояния для эффективности деятельности, общения и здоровья человека состояния принято делить на благоприятные и неблагоприятные. Такое деление тоже весьма условно, так как некоторые «неблагоприятные» состояния могут не ухудшать, а стимулировать деятельность по ряду параметров (например, при страхе и злости увеличиваются сила и быстрота движений).
Одна и та же причина (например, монотонная деятельность) может вызвать различные состояния, подчас противоположные (в данном случае — либо монотонию, либо психическое пресыщение).
Это зависит от психофизиологических особенностей человека, в частности от типологических особенностей проявления свойств нервной системы (Высотская с соавт., 1974).
При развитии одного и того же состояния формы его проявления у разных лиц тоже могут быть разными. Например, существуют три формы проявления страха (две активные, одна пассивная) и фрустрации. Н. Д. Скрябин (1972) наблюдал два вида вегетативных реакций при страхе у лиц с низкой степенью смелости — повышение и понижение частоты сердечных сокращений. Лазарус (1970) также наблюдал индивидуальный характер изменения пульса и артериального давления у разных испытуемых при одной и той же ситуации.
Подобные различия реакции у разных людей на один и тот же фактор обусловлены тем, что упомянутые факторы вызывают состояние не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности человека как индивида и личности
Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком ...
... человека человеком в профессиональной деятельности. Задачи: 1. проанализировать современное состояния проблемы восприятия человека человеком в медицине; 2. изучить особенности профессии медика в системе «человек-человек»; 3. определить особенности восприятия человека человеком ... и ощущение, относится к познавательным психическим процессам. Представление о психическом как процессе получило развитие в ...
Помимо личностных особенностей определенную роль в возникновении разных состояний у одного и того же человека при действии одной и той же причины играет ситуация, в которой находится человек, исходный фон (уровень активированности).
Г. Хольмберг (1970), например, наблюдал у одного и того же испытуемого при действии эпинефрина то эйфорию, то гнев.
С другой стороны, проявление в поведении того или иного состояния тоже определяется личностными особенностями человека, о чем писал В. Н. Мясищев.
Жизнь человека создает состояния, связанные с биологическими условиями: голодом, жаждой, динамикой полового влечения. Объект всех этих влечений притягателен для человека. Такие влечения, как пищевое, половое, вместе с тем могут вступать в конфликт с требованиями этики. И исход этого конфликта характеризует личность. Во время блокады в условиях массового голода некоторые люди умирали от голода, но не брали чужого, некоторые, наоборот, жадно и бесцеремонно поедали пищу других. Сексуальная этика заключается в том, чтобы регулировать свое половое поведение в соответствии с общественными нравственными требованиями. Одни являются рабами полового голода и послушными, вплоть до преступления, исполнителями роли полового объекта, другие порывают связь, если она вступает в противоречие с их моральными требованиями.
1.2Классификация психических состояний
Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Опираясь на подходы к многообразию психических состояний, предложенные Н.Д. Левитовым, мы предлагаем классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (Рис..1).
Принцип разделения состояний на те или иные категории объясняется ниже в Табл.2.
неполный семья дети личностный
Рисунок 1 Виды психических состояний
Изучение взаимоотношений между детьми в семье
... и пола во взаимоотношениях между детьми в семье; - провести практическое исследование взаимоотношений между детьми разного возраста в семье; - разработать рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством ...
Таблица 2 Принцип разделения состояний на категории
Установлено, что каждый возраст, в свою очередь, характеризуется спецификой переживаемых состояний: для раннего возраста специфическим является стыд, в дошкольном — 8 состояний (страх, обида, злость, агрессия и т.д.), а в младшем школьном — 19 (азарт, чуткость, благодарность, забота, усидчивость, настойчивость, сомнение и пр.).
В возрасте 1 — 3 лет выделены 4 группы психических состояний: эмоциональные, деятельностные, интеллектуальные и волевые, тогда как у детей с 3 до 10 лет — 6 групп. В этом возрастном диапазоне появляются мотивационные состояния и состояния общения, что связано с развитием потребности в общении не только с близкими взрослыми (как в раннем возрасте), но и с воспитателем/ учителем, со сверстниками, появлением новообразований в мотивационной сфере (интерес к миру взрослых, к содержанию и выполнению новых видов деятельности; к установлению и сохранению положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и т.д.).
В каждой возрастной ступени происходят количественные изменения в соотношении групп типичных психических состояний. Так, эмоциональные состояния занимают ведущие значения в раннем возрасте (45 %), постепенно снижаясь к 9 годам до 15 %. На втором месте по значимости для детей с 1 до 10 лет выделяются деятельностные состояния, получившие в раннем возрасте максимальные показатели — 27 %, что связано с освоением предметно — практической деятельности.
Необходимо отметить еще одну особенность — постепенное осознание собственных психических состояний ребенком. Если в раннем возрасте отмечается слитность объекта, ситуации переживания и отношением к нему, то уже к 5 годам появляется способность адекватно выделить собственное состояние, дать более дифференцированную оценку, описание.
Выявленные особенности, различия в дошкольном возрасте, позволяют утверждать, что имеются своеобразные психические состояния, типичные для определенной возрастной ступени, имеются и общие, сквозные психические состояния. В возрасте от 3 до 7 лет происходят количественные изменения в соотношении групп типичных психических состояний: расширяется диапазон ситуаций, актуализирующих психические состояния того или иного знака, изменяются количественные и качественные значения самих состояний.
По данным ученых, вЗ-4иб-7 лет прослеживается разная степень корреляции психологических свойств с состояниями. Наибольшие показатели имеют тревожность у детей 3-4 лет и самоконтроль — у детей 6-7 лет. В то же время в данных возрастных ступенях ведущим показателем является самооценка, притом имеющая равные значения корреляционной связи. Так, если в младшем дошкольном возрасте происходит закрепление представлений о своем личностном «Я», явившемся центральным новообразованием на 3-ем году жизни, то у дошкольника 6-7 лет, в связи с оформлением познавательной и мотивационной сферы ребенка, появляется осознание своего социального «Я», возникновение внутренней позиции. Выявленные корреляции отражают результаты перестройки самосознания и системы «Я».
Психологическое сопровождение детей в стрессовых состояниях
... класса начальной школы должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка. 41 Многочисленными исследованиями было доказано, что стресс приводит к разнообразным изменениям в ... зимой и осенью. Замечено, что двигательная активность детей в семье и детском учреждении почти одинакова, но качество движений в семье по достижении 3-летнего возраста несколько ...
Частота корреляционных связей у детей 3-4 лет и 6 — 7 лет выше, чем в других возрастных ступенях, что, на наш взгляд, объясняется становлением личностных особенностей, возрастными новообразованиями, возникающими, в том числе, вследствие кризисов развития, интенсивным развитием психических процессов.
На рисунке 4 представлены в обобщенном виде результаты взаимоотношений психических состояний с процессами и психологическими свойствами.
Рисунок 4. Структурные схемы взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и свойствами личности
Установлено, что психические состояния в основном выступают в роли «пускового механизма» и «сопровождают» протекание психического процесса. Такими ведущими состояниями оказались радость, веселость, спокойствие на всём протяжении дошкольного возраста.
Построение семантических пространств психических состояний дошкольников, и их анализ, показал, что формирование семантических пространств психических состояний обусловлено взаимодействиями с окружающими и имеет ряд особенностей в возрастных ступенях.
Дети младшего дошкольного возраста (3 — 4, 5 лет) связывают состояния со значимыми близкими (родными), предметами, игрушками, сверстниками, игровой деятельностью, природными явлениями. Семантические пространства состоят из определений, в которых называются конкретные предметы, ситуации. Ответы строятся как простые предложения.
На рубеже 5-6 лет происходит значительный скачок в расширении представлений о психических состояниях, появляется интерес дошкольников к своим собственным состояниям. Семантические пространства состоят из описаний, включающих переживания, физиологические реакции, поведение, процессы; эмоции и ощущения. В речи наблюдается возрастание числа распространенных предложений с однородными членами, объема простых и сложных предложений, количества обобщающих слов, придаточных предложений; широко используются сложноподчиненные предложения, сравнения и др. С этого возраста специальные педагогические воздействия воспитателей: оптимизация занятий по ознакомлению с окружающей действительностью; введение ориентировочного словаря; специальная актуализация психических состояний и закрепление представлений о них в художественно- творческой, сценической, игровой деятельности, — позволяют расширить область осознания психических состояний.
О специфике психо-эмоциональных состояний, дошкольников, воспитывающихся в неполной семье, мы поговорим в параграфе 1.3
1.3 Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье
Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на маленького ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении: озлобленность, агрессивность ребенка и пр. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.
Гендерные представления младших школьников из неполных семей
... ряд общественных ролей. Только взаимодействие полов придает половой идентификации смысл. В неполной семье ребенок вместе с взрослыми не переживает эти отношения и не видит ... школьника из неполной семьи. 3. Дать анализ проблемы полоролевой идентификации ребенка в условиях неполной семьи. 4. Провести эмпирическое исследование особенностей гендерных представлений детей из неполных семей. 5. Дать ...
Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, чрезвычайно важно выяснить, имеет ли воспитание ребенка без отца устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка. Ответить на вопрос довольно трудно, так как это требует достаточно объемных и сложных исследований. Объемных, потому что проследить общие закономерности можно только на больших выборках испытуемых, где сглаживаются индивидуальные варианты. В данном случае это особенно важно, так как семейное воспитание крайне индивидуально и при небольших выборках индивидуальные различия могут нивелировать общие тенденции. Такое исследование является сложным из-за отсутствия методик, адекватных для выявления личностного развития ребенка. Если применительно к развитию интеллекта и произвольности ребенка в психологии накоплен богатый арсенал тестов, то валидных и стандартизованных методик, выявляющих личностное развитие и эмоциональное состояние ребенка, практически нет, а те, которые имеются, рассчитаны на индивидуальный клинический анализ отдельных случаев и не подходят для обследования больших выборок. Нас в ходе работы интересовали именно личностные особенности детей, а не развитие их познавательных процессов.
Наиболее широко используемой методикой для измерения эмоционального состояния и особенностей личности ребенка-дошкольника являются рисуночные тесты (рисунок семьи, дерева, «незнакомое животное»).
Многократно показано, что рисунки детей 5-7 лет значительно глубже раскрывают их переживания и внутренний мир, чем вербальные методики или даже метод наблюдения. В связи с этим в практической психологии и психокоррекционной работе с маленькими детьми рисуночные тесты являются одним из основных методов диагностики эмоционального состояния и личностных проблем ребенка.
Однако из самых популярных методик в работе с дошкольниками является рисунок семьи. По мнению многих психологов, рисунок семьи — высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее восприятие себя и других членов семьи, его чувства и переживания, его отношение к близким взрослым.
Однако рисуночные методики традиционно используются в индивидуальной работе с отдельным ребенком и не применяются для больших групп детей. Вместе с тем в психологии уже отработаны определенные параметры для оценки и интерпретации детских рисунков (цветовая гамма рисунка, прорисованность, порядок расположения и размер фигур, расстояние между ними и пр.).
Можно полагать, что эти параметры применимы не только для качественной оценки отдельного рисунка, но и для количественного анализа рисунков больших групп детей. Естественно, такой количественный анализ не позволяет учесть много разных нюансов, значимых при индивидуальной интерпретации изображения.
Мы изучили результаты эксперимента, проведенного в 2009 году в МГУ им Ломоносова на кафедре практической психологии:
Исследование проводилось в детских садах Москвы. В нем принимали участие 623 ребенка, из них 544 воспитывались в полных семьях (283 мальчика и 256 девочек) и 80 в неполных (32 мальчика и 48 девочек).
При анализе рисунков важно было выяснить:
. Эмоциональные характеристики рисунка, отражающие настроение ребенка и его отношение к семейной ситуации.
. Взаимоотношения ребенка в семье, которые выявляются через особенности изображения членов семьи (и, прежде всего, матери) относительно Я-фигуры ребенка.
. Характер образа себя и самооценки ребенка, которые можно выяснить через анализ изображений Я-фигуры и общего сюжета рисунка
Для выявления данных аспектов использовались традиционные для рисуночных методик показатели. Остановимся на этих показателях и на способах их оценки подробнее.
В качестве показателей эмоционального тонуса рисунка использовались:
) цветовая гамма рисунка; принято считать, что чем теплее цветовая гамма рисунка, тем более положителен эмоциональный настрой ребенка, черно-белые тона или контур говорят о негативном состоянии либо об отчуждении;
) наличие улыбок на лицах людей, которое отражает жизнерадостное настроение автора рисунка;
) наличие украшений и символов (солнце, цветы, бабочки и пр.); традиционно принято считать, что этот показатель отражает положительный настрой ребенка, символ — встроенность в мир, причастность к земным реалиям, его отсутствие — свидетельство оторванности от мира.
При анализе особенностей изображения главных членов семьи (матери, отца, брата, сестры, бабушки и дедушки) и Я-фигуры учитывались:
) размер фигуры относительно других персонажей; наиболее значимые из них обычно изображаются больше остальных; величина фигуры может отражать ее значимость и превосходство;
) порядок ее расположения по отношению к другим персонажам (первый, последний или между другими); последовательность изображения членов семьи отражает значимость их роли; наиболее значимые из них обычно изображаются первыми, наименее — последними;
) степень ее прорисованности (контур, плохая или хорошая прорисованность); хорошей прорисованностью фигуры считалось наличие черт лица и деталей одежды. Объект, вызывающий положительные эмоции, ребенок рисует с массой деталей. Негативное отношение выражается схематичным рисунком, силуэтом. У наиболее неприятных членов семьи дети не рисуют лиц.
Основываясь на этих параметрах, группа ученых, проводивших эксперемент составили две выборки детей 5-7 лет из полных и неполных семей. Главной задачей работы было сравнение выделенных показателей в рисунках детей, живущих в полных и неполных семьях. При анализе материалов было подсчитано количественные соотношения представленности одних и тех же качественных показателей в двух выборках детей (т.е. количество рисунков, в которых присутствует данный показатель).
При этом рисунки мальчиков и девочек из полных и неполных семей сопоставлялись отдельно. Известно, что характер и стиль изобразительной деятельности существенно зависит от пола ребенка: девочки чаще украшают свои рисунки, лучше прорисовывают лица персонажей . Кроме того в ходе обработки результатов,, высказалось предположение, что отсутствие отца в семье по-разному переживается детьми разного пола.
.3.1. Социально- психологические аспекты влияния неполной семьи на детей
По определению Н.Я.Соловьева «семья — малая социальная группа, важнейшая форма, организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и др., живущих вместе и ведущих общее хозяйство». Неполная семья — нуклеарная семья , в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. Неполные семьи возникают в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. Соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Вообще семья имеет большое значение не только в жизни индивида, но и общества («семья — ячейка общества») и выполняет ряд функций:
·воспитательную (отцовство и материнство, контакты с детьми и их воспитание);
·хозяйственно-бытовую (удовлетворение материальных потребностей семьи и содействие сохранения здоровья);
·эмоциональную (симпатия, уважения, признание, эмоциональная поддержка, психологическая защита);
·духовного (культурного) общения (совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение);
Очевидно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме. Иными словами, существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально — экономические, медицинские и психолого-педагогические.
1.3.2 Социально- экономические аспекты
Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей).
Женщина- мать, воспитывающая ребенка без отца, чаще всего сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Это связано с тем, что размер социальных выплат, осуществляемый государством (пособия и проч.) остается низким. С другой стороны, размер алиментов и регулярность их получения также остается невысокой. Как результат этого — женщина в отсутствие помощи со стороны, вынуждена ориентироваться на обеспечение материального благополучия семьи. Это требует от нее посвящать довольно много времени работе и гораздо меньше детям. Из-за такой чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе. Согласно статистике, в 1995 г. в США в нищете жили 10 процентов детей в семьях с обоими родителями, а в семьях, возглавляемых матерями, — 50 процентов» . Аналогичная картина и в России: в среднем по регионам среди неполных семей доля «бедных составляет 60,9%, а доля «зависимых от пособий» — 18,9% от их числа .
.3.3 Медицинские аспекты
По данным педиатров дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме . Это связано не столько с влиянием послеразводного стресса, а с низкой медицинской активностью матери. Оказавшись одна, мать вынуждена заботиться о материальной стороне благополучия семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики также отмечают значимые различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной. Так в неполных семьях статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. . Результаты долгосрочного исследования, проводившегося в Лейпцигском Университете, показали, что мужчины, выросшие без отца, в большей степени подвержены депрессивным расстройствам, чувством недоверия к окружающему миру и людям, повышенной усталостью. Женщины же страдали от нервного истощения, слабости и от сердечно-сосудистых заболеваний. Данные восьмилетнего исследования Стокгольмского центра по вопросам эпидемиологии, в котором приняли участие 65 000 детей из неполных семей, показали, что такие дети имеют меньше шансов прожить долгую жизнь. Например, число самоубийств, смертей в результате передозировок алкоголя или наркотиков, а также вероятность погибнуть в результате актов насилия в 4-5 раз выше именно среди тех, кто вырос в неполной семье. Дети из неполных семей чаще подвержены стрессу и хуже своих сверстников могут контролировать свои действия. О меньшей защищенности детей из неполных семей говорит и следующий факт. Из 52000 случаев сексуального надругательства над детьми в США 72 % произошли с детьми, живущими без кого-то из родных родителей или вообще без родных родителей более подробное негативное влияние.
.3.4 Психолого- педагогические аспекты
Многочисленные данные, полученные исследователями за последние полвека, свидетельствуют о том, что воспитание ребенка в неполной семье оказывает негативное влияние на становление его личности. Начнем с описания последствий развода. Среди них можно выделить гнев на родителей, опасения и фобии, повышенную тревожность, нарушения идентификации (привычный мир пошатнулся, а знакомые ориентиры исчезли), одиночество, обострение или возникновение психосоматических нарушений, ухудшение успеваемости. Причем у половины из обследованных детей при повторном исследовании через год закрепились модели неблагополучного и противоречивого поведения, в которых важную часть составляли низкая самооценка, депрессия и нарушенные отношения со сверстниками . Исследования также показали, что более чем у трети молодых людей и женщин 19-29-летнего возраста в течение 10 лет после развода родителей «нет или почти нет никаких стремлений. Они плывут по течению, не ставя перед собой никаких жизненных ценностей… и испытывая беспомощность» . Как показали данные, полученные в разное время отечественными и западными специалистами у детей (и, в последствии, у взрослых), выросших в неполных семьях, чаще чем у детей из полных семей возникают нервные и психические расстройства . Например:
2.Значительное число неполных семей обнаружено в детстве у взрослых с невротическим развитием истерического круга на фоне предшествующих депрессивных реакций.
.У мальчиков-дошкольников в неполных семьях достоверно чаще встречаются капризность и истеричность в поведении, беспричинное упрямство и негативизм, онанизм, тики, а у девочек в неполных семьях достоверно более частым будет заикание.
.В школьном возрасте нервность в целом преобладает в неполных семьях.
.У подростков из неполных семей часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения.
.При неврозах у детей развод у родителей происходит достоверно чаще (р меньше 0,001), когда он встречается в прародительской семье и один из супругов жил в детстве в неполной семье.
.Больше всего неполных семей у детей с истерическим неврозом.
.У подростков из неполных семей меньше сила «я», большая эмоциональная нестабильность и личностная незрелость, повышена эмоциональная чувствительность, они более пассивны, робки, пугливы, нерешительны (статистически значимые различия по ряду факторов характерологического опросника Кеттела).
.Неполное воспитание детей приводит к формированию дефектного типа личности: реакции эмансипации (стремление к ранней самостоятельности, что проявляется в мелком хулиганстве, избиении младших), реакция группирования со сверстниками (стремление к референтной группе асоциальных подростков, мелкий криминал ), реакции, связанные с проявлением сексуального чувства (формирование сексуальных перверзий) .
У детей из неполных семей часто возникает целый набор трудностей и психологического характера. По мнению И.С.Кона дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребенок начинает бунтовать против крайней зависимости от матери, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым .
Дети из неполных семей имеют менее благополучную картину эмоционально-личностной сферы в сравнении с их сверстниками из полных семей. В исследовании детей 5-7 лет на основе рисунков «Моя семья» выяснилось, что существуют принципиальные различия между мальчиками и девочками из неполных семей в их отношении к близким взрослым (эмоциональное состояние у мальчиков из неполных семей является более низким и угнетенным, чем у девочек; однофигурные композиции семьи и схематичное изображение себя свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении в семье, чем девочки или их сверстники из полных семей).
Таким образом, для мальчиков из неполных семей характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение.
Многие психологи также обращают особое внимание на повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием в неполной семье мужского эталона идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. Однако эта смена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери.
Другая сложность, с которой сталкиваются мальчики в неполных семьях, состоит в том, что их матери, несчастливые в браке, часто пытаются найти в своем сыне то, чего не удалось отыскать в партнере. Нередко такие матери, надеясь, что сыновья станут для них надеждой и опорой, переносят на них всю свою нереализованную любовь. Стремясь подольше удержать мальчика возле себя, мать убеждает себя и ребенка в том, что он не может быть самостоятельным. Такой внушаемый и зависимый от матери ребенок, скорее всего, вырастет мнительным и тревожным. Здесь нередко возникают обсессивно-компульсивные расстройства, фобии, депрессивная симптоматика, проблемы общения со сверстниками и проч. С другой стороны, такой мальчик сможет научиться пользоваться этим «особым положением». Нередко бывает и так, что такой мальчик будет сопротивляться этой «сильной любви» и начнет доказывать свою «мужественность»: грубостью, агрессивностью, асоциальным поведением, брошенной учебой и проч.
Положение мальчиков в таких семьях усугубляется еще и тем, что в неполных семьях матери чаще, чем в полных, проживают вместе со своими родителями. Для неполных семей характерна инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца играет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или же дедушка. Как пишет А.И.Захаров «в наиболее травмирующей семейной ситуации оказываются опять же мальчики, лишенные как любви матери, так и авторитета отца. К тому же матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном , усугубляя этим его переживания» . По данным психиатров больше всего неполных семей у детей с истерическим неврозом, у мальчиков достоверно чаще, чем при остальных клинических формах неврозов. Истерический невроз у мальчиков в значительной степени вызван отсутствием мужского влияния и недостаточной эмоциональной отзывчивости со стороны матери .
Обобщая негативные последствия для мальчиков, воспитанных в неполных семьях, Э.Сюллеро пишет о том, что такие дети:
·не уверены в себе;
·испытывают трудности с определением моральных ценностей, с взятием на себя ответственности, с развитием чувства долга и с принятием обязательств по отношению к ближним;
·с трудом уважают авторитеты и сталкиваются со сложностями завоевания собственного авторитета;
·чаще, чем сыновья, имеющие отцов, проявляют склонность к гомосексуализму;
·чаще имеют психологические комплексы, которые в худшем случае могут привести их к алкоголизму, токсикомании и правонарушениям [21].
У детей из неполных семей также наблюдается нарушения самооценки. Используя различные проективные методики («Моя семья», «Автопортрет», «Рисунок папы, мамы») и личностные тесты («Лесенка», «Три желания» и др.).
С.А.Королева обследовала детей 5-6 лет. Как показали результаты, у детей из неполных семей образ себя носит аморфный, диффузный характер, искажается отношение к себе, нарушается восприятие своего положения в семье. Кроме того, самооценка детей, переживших развод, носит менее дифференцированный характер по сравнению с детьми из полных семей. Было также обнаружено, что вещественные желания таких детей преобладают над социальными .
Сравнительный анализ мотивационных предпочтений детей, (%):
В литературе часто встречается мнение о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей и их невысокой способности строить конструктивное межличностное взаимодействие. И.Ф.Дементьева опросив старшеклассников из полных и неполных семей выяснила, что дети развода значительно чаще пользуются советами своих друзей и подруг. Такие несовершеннолетние «советчики», дают недостаточно социально зрелые советы, что влияет на характер принимаемых детьми жизненных решений. 30% детей из неполных семей отвергает все возможные варианты советчиков и принимает важные для себя решения самостоятельно .
Выбор подростком советчиков по важным вопросам (в % от числа ответивших):
Другим возможным объяснением отсутствия уверенности и устойчивости в социальном включении может быть мнение Й.Лангмейера и др. По их словам, мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, а отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу — «мать нас приводит к человеку, а отец к людям». В неполной же семье ребенок, научившись от матери принятию, в отсутствие отца не научается отдавать. А ведь и то, и другое необходимо для гармоничного развития личности .
У детей из неполных семей наблюдается также и деформация идентификации с родителями. Так, около 40% детей из неполных семей категорически не желающих быть похожими на кого-либо из родителей, в то время как дети из полных семей — менее 30%. По мнению автора, данные показатели отражают проблемы воспитания, имеющие место в семьях с одним родителем. Среди них — заниженный авторитет как совместно проживающего с ребенком родителя, так и отсутствующего в семье. Все это повышает степень риска при взаимодействии детей из неполных семей с социальным окружением, деформируют развитие личности ребенка . Исследование также обнаружило высокий уровень тревожности, свойственный детям развода. У подростков наблюдается тревога по причине финансовых трудностей семьи (в неполной — 39%, в полной — 22%), беспокойство за здоровье родных (46% и 35%).
Развод в семье значительно повышает частоту конфликтов ребенка с родителями, что влияет на формирование высокой тревожности, связанной с необходимостью строить отношения с каждым родителем отдельно, не вступать в конфликт лояльности (т.е. не демонстрировать своих предпочтений того или иного родителя).
Сравнение полных и неполных семей с детьми-подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей чаще характеризуются низкой успеваемостью, ориентированы на самостоятельную трудовую деятельность и учебу в СУЗах, чем на поступление в ВУЗ [12].
Изучение детей из неполных семей также свидетельствуют, что такие дети испытывают затруднения в следовании полоролевым моделям, соответствующим полу. У мальчиков, потерявших отца до пяти лет, это проявляется в большей психологической зависимости от окружающих, пониженном уровне самоконтроля, импульсивности, невысоком предпочтении мужских видов деятельности. У девочек наблюдаются сложности в сфере гетеросексуальных отношений (в дальнейшем они могут испытывать трудности в установлении взаимоотношений с мужчинами).
С другой стороны, у девочек, которых воспитывает одна мать, могут создать искаженное представление о мужчинах. Как пишет З.Матейчик, если у девочки воспитывалось представление о них на примере крушения идеала матери, ее разочарования, ее неприязненного отношения к бывшему мужу, то у дочери может возникнуть общее деформированное представление об интимных отношениях. Но даже и без такого воспитания существует опасность, что девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач .
Наблюдается также и ряд различий в отношении к детям в неполных семьях. Так, для мальчиков в неполных семьях часто существует большее число ограничений и запретов, чем для девочек. По мнению А.И.Захарова, в семьях мальчиков большую строгость матерей можно интерпретировать как реакцию на неприятие в мальчиках нежелательных черт характера бывшего партнера. Со стороны матерей угрозы, порицания и физические наказания чаще применяются к мальчикам из неполных семей по сравнению с полными. Здесь сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности (по данным психиатров в неполных семьях индекс невротизации выше у матерей мальчиков) . В семьях девочек все наоборот — количество угроз, порицаний и физических наказаний в неполных семьях по сравнению с полными значительно меньше .
Обобщая сказано выше, можно утверждать, что ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причем это влияние многосторонне. В социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери. В медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям, протекающим в тяжелой форме и чаще страдают различными соматическими заболеваниями во взрослом возрасте. При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки).
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психологических состояний дошкольников, живущих в неполной семье.
.1 Цель, задачи, гипотеза исследования
Целью нашей работы было выявить разницу в предпочтениях детьми дошкольного возраста, воспитывающихся в полных семьях выбора ярких цветов при прохождении теста М. Люшера, по сравнению с их сверстниками воспитывающимися в неполных семьях.
Поэтому мы выдвинули следующие задачи:
. Подобрать методический инструментарий для проведения эксперимента.
. Изучить особенности и измерить уровень различий в выборе ярких цветов(красный, желтый .фиолетовый, зеленый) у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях по сравнению с их сверстниками воспитывающимися в неполных семьях.
. Провести исследования психических состояний с помощью выбранной методики , в аудиторных условиях.
. Проанализировать результаты исследования.
. Сформулировать основные выводы.
В нашем исследовании принимали участие 30 человек(поделены на 2 группы Группа 1 дети дошкольного возраста(5- лет) воспитывающиеся в полной семье.(15 человек)
Группа 2 дети дошкольного возраста(5-6 лет) воспитывающиеся в неполных семьях .(15 человек)
Эксперимент проходил в аудитории, участники эксперимента ни на что не отвлекались, работали в соответствии с инструкцией.
2.2 Методики
Для доказательства или опровержения данной гипотезы, нами была использована методика:
Восьмицветовой тест. М. Люшера. [10]
Описание методики
Цветовой тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Разработан М. Люшером <#»justify»>Назначение методики
Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
Преимущества методики
Каждый из восьми цветов теста тщательно подбирался по своему специальному психологическому и физиологическому значению — своей структуре — с этой целью в течение пяти лет производились предварительные опыты с 4500 оттенками цветов. Их значение является универсальным, оно остается неизменным для разных стран, не зависит от возраста, одинаково для мужчин и женщин, образованных и необразованных или «цивилизованных» и «нецивилизованных». Многие испытывают предубеждение против «психологических тестов» прежде всего, если им приходится давать ответы на бесчисленные, отнимающие много времени вопросы, или если их заставляют сортировать множество карточек. Опыт работы с тестом Люшера показывает, что число тех, кто его не приемлет, очень невелико. Тест привлекателен, его можно быстро провести, а испытуемые при этом не считают, что они роняют свое достоинство, выбирая цвета. Возможно, они изменили бы свое мнение, если бы знали, насколько разоблачающим является тест на самом деле.
Адаптации и модификации
Метод цветовых выборов предложенный Л.Н.Собчик представляет собой адаптированный вариант цветового теста Люшера. Метод предназначен для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля переживания, типа реагирования и степени адаптированности обследуемого. Кроме того, он позволяет выявить компенсаторные возможности человека, оценить степень выраженности болезненно заостренных черт характера и клинических проявлений.
Теоретические (методологические) основы
Разработка теста Люшера базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека в целях дифференцированного психотерапевтического подхода и для оценки эффективности коррекционного воздействия. Методика лишена сколько-нибудь серьезного теоретического обоснования, намеки на которое появилось лишь в поздних работах как самого Люшера, так и его последователей. В основе интерпретационного подхода методики, весьма эклектичного, лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.
Структура методики
Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта, тем более, что в приложении к батарее тестовых методик надежность полученных данных повышается. Полный вариант теста Люшера
Полный вариант ЦТЛ — «Клинический цветовой тест» состоит из 7-ми цветовых таблиц:
1.«серого цвета»
2.«8-ми цветов»
.«4-х основных цветов»
.«синего цвета»
.«зеленого цвета»
.«красного цвета»
.«желтого цвета»
В таблицу 1 «серого цвета» входят — средне серый (0; он аналогичен серому из 8-ми цветовой таблицы), темно-серый (1), черный (2; аналогичен 7 из таблицы 8-ми цветов), светло-серый (3) и белый (4).
Таблица 2 полного варианта аналогична 8-ми цветовой таблице краткого варианта теста Люшера.
Таблица 3: темно-синий (I1), сине-зеленый (D2), красно-желтый (O3) и желто-красный (Р4).
Каждый цвет представлен в таблице по 3 раза (как и цвета последующих таблиц) с целью по парного сравнения цветов испытуемыми. Цвета аналогичны 4-м «основным» тонам таблицы 2.
Таблица 4: темно-синий (I1), зелено-синий (D2), сине-красный (O3), голубой (Р4).
В этой таблице темно-синий цвет (I1), аналогичен темно-синему в таблицах 2 и 3. Использование одного и того же цвета («основного» ) в нескольких таблицах ЦТЛ позволяет, с точки зрения Люшера, более глубоко изучить отношение к нему испытуемого.
Таблица 5: коричнево-зеленый (I1), сине-зеленый (D2), зеленый (O3) и желто-зеленый (Р4).
Здесь, в третий раз присутствует сине-зеленый (D2).
Таблица 7: светло-коричневый (I1), зелено-желтый (D2), оранжевый с большей долей красного (O3) и желто-красный (Р4).
В последней таблице ЦТЛ в третий раз повторяется желто-красный цвет (Р4).
Цвета ЦТЛ, начиная с таблицы 4, относятся к определенным «цветовым колонкам». Их четыре — по числу «основных» цветов. В «синию» колонку (I1) входят цвета, обозначенные I1, в «зеленую» (D2) — D2; «красную» (O3) — O3; «желтую» (P4) — Р4. Краткий вариант теста Люшера
Краткий вариант представляет собой таблицу восьми цветов(данный вариант теста и был использован нами для подтверждения или опровержения нашей гипотезы.):
·серого (условный номер — 0)
·темно-синего (1)
·сине-зеленого (2)
·красно-желтого (3)
·желто-красного (4)
·красно-синего или фиолетового (5)
·коричневого (6)
·черного (7)
Процедура проведения
Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент.
Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении).
Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий -1, сине-зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4, фиолетовый — 5, коричневый — 6, черный — 7, серый — 0.
Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две-пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.
Инструкция (для психолога)
Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.
Обработка результатов
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.
На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:
·1-я позиция — цвет, который нравится больше всего, указывает на основной способ действия, т.е. средство для достижения целей, стоящих перед обследуемым.
·2-я позиция — обычно цвет в этой позиции также обозначается знаком «+», и в этом случае он означает цель, к которой стремится испытуемый.
·3-я и 4-я позиции — обычно цвета, стоящие в этих позициях, обозначаются знаком «х» и указывают на истинное положение вещей, ситуацию или образ действия, вытекающий из данной ситуации (например, синий цвет в этом случае будет означать — испытуемый чувствует, что находится в обстановке покоя или же что обстановка требует, чтобы он действовал спокойно).
·5-я и 6-я позиции — цвета, находящиеся в этих позициях и обозначенные знаком «=», указывают на специфические особенности, не вызывающие неприязни, не связываемые с существующим положением дел, незадействованные в данный момент резервы, особенности личности.
·7-я и 8-я позиции — цвет в этих позициях, помеченный знаком «-», означает существование подавленной потребности или потребности, которую следует подавить потому, что ее реализация привела бы к неблагоприятным результатам.
Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:
·№ 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
·№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;
·№ 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;
·№ 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.
Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.
Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.
·Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.
·Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.
·Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.
Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.
Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком -, и все остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.
.3 Результаты исследования
В нашем исследовании принимали участие 30 человек(поделены на 2 группы Группа 1 дети дошкольного возраста(5-6 лет) воспитывающиеся в полной семье.(15 человек)
Группа 2 дети младшего школьного возраста(7-8 лет) воспитывающиеся в детских домах. (15 человек)
Результаты исследования приведены ниже
Результаты Исследования с помощью методики «Восьми цветовой тест»М. Люшера представлен в таблице № 1(для группы № 1 ) и в таблице № 2(для группы № 2 )
Таблица № 1 Результаты Исследования с помощью методики «Восьми цветовой тест»М. Люшера испытуемых 1 группы
№ испытуемого№ выбранных цветовых эталонов (от самого приятного цвета, к самому неприятному) № позиций12345678142351760234527106343052761432145760542356017653420715752347160843256701952431076104521607311521347061245271603134215736014324501671552437061
Таблица № 2 Результаты Исследования с помощью методики «Восьми цветовой тест»М. Люшера испытуемых 2 группы
№ испытуемого№ выбранных цветовых эталонов(от самого приятного цвета, к самому неприятному) № позиций12345678165107234260172435336175420403716452570345612627104356771534260810765324970362451100715432611760153421260173452137634512014013542671576150423
Был проведен корреляционный анализ для оценки различий между выборками по уровню различий в выборе ярких цветов(красный, желтый .фиолетовый, зеленый) у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных семьях по сравнению с их сверстниками воспитывающимися в неполных семьях.
Для этого был использован U- критерий Манна — Уитни.
В ходе применения методики Восмицветовой тест Люшера. к испытуемым группы 1 и группы 2 были, получены значения уровня выбора ярких цветов, которые представлены в таблице. Цель: узнать в какой группе уровень предпочтения ярких цветов выше.
Мы проводили корреляцию для 4 х цветов Зеленый, желтый. Красный и фиолетовый
Желтый
№ П/П.Группа 1(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(желтого цвета)№ П/П.Группа 2(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов (желтого цвета)111822263136444651546365747581889396101105115117121126131134143145153156
Подсчет ранговых сумм выполним по следующей таблице:
№ П/П.Группа 1(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов (желтого цвета)РангГруппа 2(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(желтого цвета)Ранг30829.529829.52872827624.526624.525624.524624.523624.522624.5215192051919519185191751916414.515414.514414,513414,512310.511310.510310.59310.5828714614514414314214114Сумма3112687339Среднее2.15.8
Найдем общую эмпирическую сумму рангов 126+ 339= 465
Вычислим эмпирическое значение U- критерия Манна — Уитни:
Где n1- количество испытуемых в группе 1;- количество испытуемых в группе 2;- большая из двух ранговых сумм;- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
В нашем случае Uэ = 15*15+ 15*(15+1)-339 = 6
По таблице U- критерия Манна — Уитни находим, что для n1 и n2
Критические значения Uкр= {72()
()
Затем сравниваютUэ с Uкр.
Cсоответственно чем меньше сумма рангов у группы, тем большее количество ярких цветов испытуемые находящиеся в группе поставили на первые места по предпочтительности.
В нашем случае
Uкр.> Uэ что подтверждает нашу гипотезу
Фиолетовый
№ П/П.Группа 1(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(фиолетового цвета)№ П/П.Группа 2(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов (фиолетового цвета)141223283435454754556167717384859197102104111115122127134135144144151154Подсчет ранговых сумм выполним по следующей таблице:
№ П/П.Группа 1(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(фиолетового цвета)РангГруппа 2(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(фиолетового цвета)Ранг3083029727.528727.527727.526727.525522.524522.523522.522522.521522.520522.51941518415174151641515415144151341512415114151039.5939.5827727627513413313213113Сумма4112170314Среднее2.74.6Найдем общую эмпирическую сумму рангов 121+ 314= 435
Вычислим эмпирическое значение U- критерия Манна — Уитни:
Где n1- количество испытуемых в группе 1;- количество испытуемых в группе 2;- большая из двух ранговых сумм;- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
В нашем случае Uэ = 15*15+ 15*(15+1)-314 =31
По таблице U- критерия Манна — Уитни находим, что для n1 и n2
Критические значения Uкр= {72()
()
Затем сравниваютUэ с Uкр.
Cсоответственно чем меньше сумма рангов у группы, тем большее количество ярких цветов испытуемые находящиеся в группе поставили на первые места по предпочтительности.
В нашем случае
Uкр.> Uэ что подтверждает нашу гипотезу
Красный
№ П/П.Группа 1(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(красного цвета)№ П/П.Группа 2(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов (красного цвета)131721273231414253536266737482889493108106114116128125136133141143154158
Подсчет ранговых сумм выполним по следующей таблице:
№ П/П.Группа 1(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(красного цвета)РангГруппа 2(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(красного цвета)Ранг30829.529829.528827.527827.526725.525725.524622.523622.522622.521622.52052019417.518417.517417.516417.51531214312133121231211312103129312826.5726.5626.5526.5412.5312.5212.5112.5Сумма52197114268Среднее3.47.6
Найдем общую эмпирическую сумму рангов 197+268 =465
Вычислим эмпирическое значение U- критерия Манна — Уитни:
Где n1- количество испытуемых в группе 1;- количество испытуемых в группе 2;- большая из двух ранговых сумм;- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
В нашем случае Uэ = 15*15+ 15*(15+1)-268 =77
По таблице U- критерия Манна — Уитни находим, что для n1 и n2
Критические значения Uкр= {72()
()
Затем сравниваютUэ с Uкр.
Cсоответственно чем меньше сумма рангов у группы, тем большее количество ярких цветов испытуемые находящиеся в группе поставили на первые места по предпочтительности.
В нашем случае
Uкр.> Uэ что подтверждает нашу гипотезу
Зеленый
№ П/П.Группа 1(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(зеленого цвета)№ П/П.Группа 2(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов (зеленого цвета)121624253637424852586468727683879295103107112118123128132137142146152157
Подсчет ранговых сумм выполним по следующей таблице:
№ П/П.Группа 1(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(зеленого цвета)РангГруппа 2(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(зеленого цвета)Ранг3082829828288282782826828257232472323723227232172320618.519618.518618.517618.516515.515515.514413.513413.5123111131110311925825725625525425325225125Сумма4111.596324.5Среднее2.76.4
Найдем общую эмпирическую сумму рангов 111.5+324.5 =436
Вычислим эмпирическое значение U- критерия Манна — Уитни:
Где n1- количество испытуемых в группе 1;- количество испытуемых в группе 2;- большая из двух ранговых сумм;- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
В нашем случае В нашем случае Uэ = 15*15+ 15*(15+1)-324.5 =20.5
По таблице U- критерия Манна — Уитни находим, что для n1 и n2
Критические значения Uкр= {72()
()
Затем сравниваютUэ с Uкр.
Cсоответственно чем меньше сумма рангов у группы, тем большее количество ярких цветов испытуемые находящиеся в группе поставили на первые места по предпочтительности.
В нашем случае
Uкр.> Uэ что подтверждает нашу гипотезу
2.4 Анализ результатов исследования
Анализируя полученные в ходе исследования результаты, можно сказать следующее:
Учитывая что почти у всех испытуемых первой группы «яркие» цвета, находятся в большинстве случаев на первых четырех местах, можно сказать, что у испытуемых ведущими состояниями на момент проведения тестирования.(по результатам теста М. Люшера.)являются:
позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.
активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.
небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.
небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.
деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодоление всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.
деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.
повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.
настроение в общем положительное, желание поиска верных путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению.
несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активности.
небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.
настороженность, желание произвести впечатление.
некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.
возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.
У испытуемых второй группы ведущими состояниями на момент проведения тестирования.(по результатам теста М. Люшера.) в основном:
напряжение, страх одиночества, желание выйти из неблагоприятной ситуации.
негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.
весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.
возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.
чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.
весьма негативное состояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, волнующего.
весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.
— отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности
Заключение
Семья — это главный институт воспитания ребенка, поскольку в ней он находится в течение значительной части своей жизни. Именно в семье закладываются характер и личность ребенка.
Неполная семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми несовершеннолетнего возраста. На сегодняшний день распад семьи является острой проблемой современного общества. Статистические данные показывают, что в последнее время численность детей дошкольного возраста, воспитываемых в неполных семьях, где воспитателем является мать, резко увеличилась. Практика показывает, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, которые постоянно присутствуют в неполных семьях, одинокие матери не в состоянии одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции. Такие условия жизни ребенка влияют на личностное его развитие.
Неполные семьи образуются по нескольким причинам:
смерть одного из родителей;
расторжение брака;
раздельное проживание родителей.
Отсюда выделяют типы неполных семей: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Кроме того, разделяют отцовскую и материнскую семьи.
Материнские семьи занимают большинство среди неполных семей. Воспитание детей в такой семье имеет ряд особенностей. Из-за отсутствия одного из родителей, другому приходится решать материальные и бытовые проблемы семьи. Кроме того, оставшемуся родителю необходимо восполнять нехватку воспитательного влияния, возникшего в данной ситуации.
Одновременно успевать решать все поставленные задачи — дело не простое. Поэтому в большинстве случаев неполные семьи сталкиваются с различными проблемами материального, бытового, педагогического характера.
Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, который влияют на психологический климат в семье. Большой процент неполных семей образуется по причине ухода отца. В таких случаях матери довольно трудно сдерживать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство часто бессознательно выливается на совместного ребенка. Бывает и наоборот, когда мать акцентирует внимание на ребенка, как на безвинную жертву. Она пытается восполнить недостаток родительской заботы и опеки, окружая ребенка чрезмерной лаской. И в том и в другом случаях воспитательная атмосфера семьи сильно искажается, что в результате отрицательно сказывается на развитии ребенка, какличности.
Большое значение имеет тот факт, что отсутствие одного из родителей лишает возможности ребенка полноценно формировать в себе стереотип поведения своего пола. Например, отсутствие в семье отца способствует формированию у мальчика женских черт, поскольку у него нет возможности примера мужского поведения. Также и для девочки, мать совмещает в сложившейся ситуации материнскую и отцовскую роли, в результате чего формируется противоречивое психосексуальное развитие. Статистические данные показывают, что дети, воспитываемые в неполных семьях, значительно отстают по школьной программе, по сравнению со своими одноклассниками, у которых семья полная, такие дети более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
Конечно, это не значит, что неполная семья в воспитательном плане является неблагополучной. Просто проблемы данного характера с большей вероятностью могут возникнуть в неполных семьях, но это еще не значит, что они возникнут с полной уверенностью. Бывают случаи, и их не так мало, когда психологическая атмосфера в неполной семье достаточно благоприятная и не вызывает затруднений в формировании здоровой личности. Также бывает и наоборот, когда в полной семье с неблагополучным психологическим климатом ребенок сталкивается с серьезными проблемами психологического свойства. Поэтому, некоторые родители, которые утратили эмоциональную и душевную привязанность друг к другу, но живущие вместе только «ради детей», делают это совершенно напрасно.
В итоге, хотя неполная семья и сталкивается с огромным количеством трудностей, все же обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей. Родителю, который стал, в силу сложившихся обстоятельств, главой семьи, необходимо осознавать психологические особенности данной ситуации и делать все, чтобы не допустить негативных последствий.
Существует несколько источников возникновения неполных семей. Самым распространенным является распад семьи. Самыми распространенными причинами разводов по данным статистики были названы несхожесть характеров, измена, алкоголизм, создание другой семьи. Как правило, инициатором развода выступает женщина. А насчет ранних браков, то они оказываются менее стойкими, чем обычные. Ранние браки распадаются по причине социальной и гражданской незрелости супругов, неподготовленности супругов к семейной жизни, безответственного и легкомысленного отношения к семье. Кроме того, возникновению неполных семей способствует также смертность мужчин от неестественных причин в трудоспособном возрасте (производственных травмы, отравление, военные действия и т.д.).
Изменения норм морали во взаимоотношениях полов, добрачные связи и их распространение, неподготовленность молодых людей к браку, завышенные требования к партнеру способствуют увеличению числа детей, которые появились на свет вне брака.
Ряды неполных семей пополняются также семьями, где супруги фактически живут раздельно, где матери-одиночки усыновляют ребенка, а также вследствие осиротения ребенка наступление опеки, попечительства или усыновления, поэтому исследовать влияние воспитания в неполных семьях, для специалистов- психологов, очкень важно.
В своей ВКР, мы попытались исследовать проблему психологических особенностей детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Наша гипотеза подтвердилась, соответственно мы можем сделать вывод о том, что дети дошкольного возраста, воспитывающиеся в полных семьях при прохождении теста М. Люшера, для диагностики психических состояний, предпочитают «яркие» цвета, по сравнению со своими сверстниками которые воспитываются в неполных семьях. Подученные результаты можно использовать для создания программ психолого- педагогического сопровождения. В дальнейшем , можно проводить подобные исследования с другими возрастными группами испытуемых. Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Список использованной литературы
1.Общая психология. Схемы. Айсмонтас Б.Б. М.: Владос-Пресс, 2003
2.Практическая психология. Абрамова Г.С. М.: Академический Проект, 2003
3.Балыгин М.М. Образ жизни семьи и здоровья детей раннего возраста // Здравоохранение РФ. 2007, № 3
4.Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 2009
5.Психодиагностика. Бурлачук Л.Ф. СПб.: Питер, 2006
6.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 2003
7.Валетас М., Прокофьева Л.// Отцы и дети после развода // Демоскоп . 2001, № 9-10
8.Валлерштейн Дж.В., Келли Дж. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности. // Покровский Н.Е
.Гарбузов В.И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978
.Город. Реформы. Жизнь. Москва в цифрах. 2002-2005. М., 2005
11.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.: МГУ, 2001.
12.Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001, №11.
13.Дубровина И.В. и др. Психология. — М.: Академия, 2002
.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия» М., 2000
.Захаров С.В., Иванова Е.И. Рождаемость и брачность в России // Социологические исследования. 2007, №7
.Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. М., 2007
.Каменева Т.Н., Степашов Н.С. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи // Материалы научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент». Курск, 2001
.Кон И.С. Отец // Неделя. 2009, №11
.Королева С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей Психологическая наука и образование 2003, №4
.Лакосина Н.Д. Некоторые особенности психотерапии в пограничной психиатрии. // 6-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. Т.1. М., 1975
.Лангмейер Й, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2004
.Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 2009
.Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Ершова Н.М. (под ред.) Воспитание детей в неполной семье. М., 1980
.О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. М., 2000
.Смирнова Е.О. и др. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. 2009, №6
.Сюллеро Э. Надо вернуть детям отцов! // Литературная газета. 1994, 16 марта
27.Ощущение и восприятие. Шиффман Х.Р. СПб.: Питер, 2003
28.Ушаков Г. К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей. М., 2006
29.Общая психология. Узнадзе Д.Н. СПб.: Питер, 2004
30.Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование. М.,2001115
31.Чем чревато расти без отца // Пробудитесь! 2000, №2
.Эйдемиллер Э. Г. Особенности семейной психотерапии в подростковой психиатрической клинике // Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 2003
.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. М., 2000
.Эйдемиллер Э.Г. Психология и воспитание в семье. М., 2008
Приложение
Стимульный материал Восьмицветового теста. М. Люшера