/
КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1.1 Исторический аспект и значение принципа наглядности в обучении младших школьников
1.2 Классификация средств наглядности
1.3 Мультимедийный урок как средство формирования знаний об окружающем мире
1.4 Обоснование необходимости комплексного использования средств наглядности при усвоении учащимися качественных знаний
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У УЧАЩИХСЯ 2 «В» КЛАССА ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СОЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Выявление уровня знаний по окружающему миру у учащихся 2«В» класса
2.2 Организация и методика проведения уроков окружающего мира с учащимися 2«В» класса
2.3 Результаты педагогического эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования в соответствии ФГОС НОО курс
«Окружающий мир» в начальной школе привязан вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между ними, а так же о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области окружающего мира являются практические методы, проектирование, наблюдения в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы. Но не один урок не возможно провести без использования наглядных средств обучения, как традиционны, так и современных инновационных средств обучения. [47]
Отсутствие на уроках наглядности может приводить к снижению интереса и ограниченности знаний об окружающем мире. Вместе с тем, еще выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци говорил: «Я просто установил высший, основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания».[27]
Вопросами использования средств наглядности с целью формирования прочных знаний, занимались многие педагоги, психологи и методисты, такие как: Я.А. Коменский, А.Я. Герд, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, В.Ф. Зуев, Л.С. Севрук, М.Н. Скаткин, И.П. Конобеевский, Г.Ф. Суворова и другие.
Внеклассная работа как средство формирования знаний об окружающем ...
... методике начального обучения изучению окружающего мира младшими школьниками уделяется большое внимание. Внеклассная работа широко распространена как средство формирования знаний об окружающем мире у младших ... деятельности учащихся. Гипотеза исследования: процесс формирования знаний об окружающем мире у младших школьников будет эффективен при использовании направленного на это комплекса внеклассных ...
Проблема комплексного использования средств наглядности в учебно-воспитательном процессе — это один из главнейших способов формирования качественных знаний, вопрос о формировании знаний — ведущий элемент содержания образования, а знания являются фундаментом развития личности в целом.
Все выше изложенное позволило нам выбрать тему исследования:
«Комплексное использование наглядных средств обучения на уроках окружающего мира в начальной школе».
Проблема исследования : каковы педагогические условия формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.
Цель исследования: изучение повышения качеств знаний об окружающем мире у младших школьников с помощью использования комплекса средств наглядности.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения младших школьников на уроках «Окружающий мир».
Предмет исследования: организация и методика использования наглядных и технических средств обучения в процессе обучения младших школьников на уроках «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для повышения качества знаний об окружающем мире у учащихся младших классов, необходимо применение комплекса различных средств наглядности.
Для достижения цели необходимо решить круг следующих задач
иссл едо вания:
• изучить педагогическую, методическую литературу по данной теме;
• сделать выводы и обобщить полученные знания на практике;
• провести опытно-экспериментальную работу по исследуемой проблеме.
• составить и апробировать конспекты уроков по окружающему миру с использованием комплекса наглядных средств обучения
При написании ВКР были использованы следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
• наблюдение за учащимися на уроках окружающего мира
• анкетирование и тестирование учащихся
• педагогический эксперимент
Структура данной выпускной квалификационной работы состоит из:
-введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Апробация педагогического эксперимента проходила на базе школы МБОУ СОШ №6 г. Лобня во 2 В классе.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1.1 Исторический аспект и значение принципа наглядности в обучении младших школьников
Значение наглядности в обучении младших школьников постоянно подчеркивается педагогами теоретиками и практиками. Оно отразилось в одном из важнейших принципов дидактики, в принципе наглядности.
Использование принципа наглядности в обучении имеет длительную историю. Еще в школах Древней Греции, Рима и Египта наглядность имела довольно широкое распространение. Идея наглядности, как принципа обучения, прежде всего, связана с именем Аристотеля.
В середине века, когда господствовали схоластика и догматизм, идея наглядности была забыта. Возрождали ее педагоги — гуманисты. Ян Амос Коменский был первым, кто возвёл наглядность до уровня основного вопроса дидактики и разработал определенную теорию наглядности как обще дидактического принципа. В 18-ом веке он обосновал принцип наглядности как «фундамент успешности всякого обучения».
Диагностика интереса к обучению у младшего школьника
... младшего школьника. Цель исследования - изучить особенности формирования интереса к обучению у младших школьников. Объект исследования - процесс познавательного развития ребенка. В качестве предмета исследования мы выбрали формироване интереса к обучению у младшего школьника. Методологической основой исследования ... И. Анастасиева наглядность обучения и самостоятельность ... как средству достижения ...
Наглядность Я.А. Коменский считал «золотым правилом обучения», для обоснования наглядности он много раз приводил известную эмпирическую тезу: «Ничего не может быть в создании. что заранее не было дано в ощущении».
Я. А. Коменский следующим образом определил наглядность, её значение и задачи:
1) « Если мы желаем, привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучить всему через личное наблюдение и чувственное доказательство»;
2) «Школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть. слышать и т.д, они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций»;
3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».
4) Одной из основных задач наглядного обучения Я. А. Коменский считает облегчение сознательного, осмысленного усвоения знаний учащимися.
5) Для осуществления наглядности в обучении Я. А. Коменский считал необходимым использовать:
1. реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними;
2. когда это невозможно — модели и копии предмета;
3. картинки с изображением предмета или явления. [21]
В.Ф. Зуев — академик, профессор учительской семинарии, автор первого отечественного учебника по естественной истории, высказывал мысль, о сознательном усвоении материала, а не механическом его запоминании. Для этого он рекомендовал вести обучение на основе наглядности и предметности, но использовать таблицы, картины и другие наглядные средства лишь в тех случаях, когда невозможно предоставить натуральные предметы природы. [16]
Значительным шагом вперед в разработке наглядности обучения были научные и учебные книги К.Д. Ушинского, крупнейшего методиста и педагога в области начального обучения. Он дал более глубокое психологическое обоснование, принципу наглядности, считая, что ребёнок мыслит образами, поэтому опора на чувственное познание является необходимым условием обучения. [46]
Доказывая необходимость наглядного обучения. он разработал теорию наглядности. Наглядность понималась им не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках карт, картин, глобусов, коллекций, макетов и других пособий, помогающих учащимся создать в своем сознании образ предмета или явления.
А.Я. Герд — методист — естественник. Его основное требование — осуществлять на каждом уроке естествознания наглядное преподавание в его разнообразных формах. Герд подчеркивал, что наглядное обучение должно соответствовать реальному процессу детского познания. При помощи органов чувств ребёнок получает ощущения и «впечатления», т.е. восприятия, переходящие в представления и понятия.[9]
В.П. Вахтеров — педагог — методист начальной школы продолжал и развивал теоретические основы школьного образования К.Д. Ушинского. Вахтеров критиковал словесное обучение и требовал, чтобы учителя при изучении с детьми природы опирались на опыты, наблюдения, демонстрацию предметов природы. А в своём основном труде, под названием «Предметный метод обучения» (1907) он излагал. раскрывал перед учителем свои требования к проведению наглядного обучения.[1]
Научно-теоретические аспекты использования нестандартных форм ...
... формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний; Изучение нового ... использования нестандартных форм обучения на уроках как средство развития творческих способностей в процессе обучения Анализ научно-педагогической ... больше наглядного материала, чем на стандартных уроках [3] Урок - это основная организационная форма обучения в ...
Л.С. Севрук — методист по естествознанию. Он считал необходимым дать в младших классах такой курс начального естествознания, который обеспечивал бы выработку у учащихся понятия о природе как о едином целом. Большое внимание он уделял доступности, систематичности. наглядности обучения. Под наглядностью он понимал не только демонстрацию пособий, но и проведение самими школьниками различных опытов и наблюдений.[1]
А.А. Перроте — методист по естествознанию в начальных классах. Перроте обобщала опыт своей работы, работы других учителей, делала выводы. Ею написаны и изданы такие труды, как «Опыт преподавания неживой природы в начальной школе» (1950), «Изучение природы в начальных классах» (1958).
Большое значение она придавала наглядным пособиям. Ею созданы коллекции «Известняк», «Соль», «Торф» и методические рекомендации к ним.[1]
Педагоги и методисты 20-го века продолжали исследования и разработки в области использования и применения различных средств наглядности по природоведению.
Е.А. Валерьянова — методист по естествознанию в начальных классах. Она много времени уделяла работе с учителями, подчёркивая большую роль и значение принципа наглядности. Ею созданы «Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека » для 1-ых, 2-ых, 3-ых, 4-ых классов, а также ряд наглядных пособий и методических рекомендаций к ним, в том числе диафильмов. диапозитивных серий. Она также была консультантом учебных фильмов.
М.Н. Скаткин — автор «Методики естествознания в начальной школе» (1956).
Утверждал, что наглядные пособия помогают образовать в сознании детей отчётливые представления о предметах и явлениях природы. Он считал, что наглядные пособия особенно необходимы при изучении предметов и явлений, недоступных для непосредственного восприятия их органами чувств.[42]
Проблемой наглядности в обучении занимаются в настоящее время такие специалисты , как И.П. Конобеевский, Н.М. Шахмаев, Г.Ф. Суворова, Л.П.Пресман и много другие. В.Я. Стоютин отмечает, что достоинство преподавания каждого учебного предмета зависит сколько от личности преподавателя, сколько же от тех учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них у него нет возможности удовлетворить многие педагогические требования к знаниям.
Н.М. Шахмаев видит основное значение наглядности в том, что она помогает выработать соответствующие понятия. Поэтому значение принципа наглядности в обучении младших школьников огромно.[19]
Полученные ребенком от учителя знания, т.е. сложившиеся понятия, заученные правила и другие сведения, частично забываются. Забывание — естественный процесс, закономерность жизни. Показателем прочности знаний служит время. Прочность знаний заключается в умении человека отобрать и сохранить самое главное, существенное от воспринятого материала, в гибкости, подвижности знаний, т.е. в умении самостоятельно применять приобретенные ранее знания для решения новых задач.
Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте
... вопросы. В практике обучения применение наглядных средств со словом учителя. Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической ...
И.М. Сеченов считал, что прочные знания долго сохраняются в памяти и могут быть воспроизведены в любое время. Учитель в состоянии приостановить процесс забывания. придумано используя различные методы, приёмы и средства обучения на уроках.
Одним из путей достижения прочности знаний в педагогической практике является широкое использование различных видов наглядности в обучении. Стремясь обогатить умственный опыт школьников, учитель применяет на уроках различные натуральные предметы и их изображения: макеты. муляжи. картинки и т.д. В качестве материалов используется различные схемы, чертежи, карты и т.д.
Все наглядные пособия дают детям более конкретное представление о вещах, предметах и явлениях. о которых учитель рассказывает классу. Материал оказывается наиболее понятным, доходчивым, а значит, и запоминается более прочно, чем только словесный рассказ учителя.
Одной причиной трудностей в усвоении учебного материала, отсутствие интереса к предмету со стороны учащихся является недостаток наглядных пособий, а порой и их полное отсутствие на уроках.
Так, А.Е. Добролюбов пишет, «учащиеся любят уроки природоведения, но только если эти уроки насыщены разнообразными опытами. наблюдениями. а для их постановки нужно оборудование. Материально — техническая база обеспечивает формирование наглядных представлений, позволяет сочетать чувственное восприятие предметов с формированием научных понятий. На каждом уроке дети должны что-нибудь увидеть, иногда взять в руки, проделать какую-нибудь работу с тем или иным материалов».[8]
От средств обучения зависит в значительной степени выбор методов преподавания. Но следует помнить, что построение уроков зависит не от учебных пособий, а от того, какие пути формирования понятий намечены учителем при подготовки к знанию. Методически верное использование наглядности, лабораторного оборудования развивает познавательный интерес учащихся.
Материальная база обучения дает возможность широко применять исследовательские приемы в процессе овладения знаниями.
Подбор учебных пособий, необходимых для преподавания, является очень существенной частью формирования природоведческих знаний. Учитель должен научить планировать комплекс используемых средств наглядности с целью повышения качества естественнонаучных знаний учащихся.
Современная трактовка принципа наглядности имеет следующие основные положения:
1. Под наглядностью понимается организация чувственного познания ученика. Одно из главных условий успешности обучения — «опора на чувственное познание учащихся, на их представления, на их личный опыт».
2. одной из сторон организации чувственного познания в учебном процессе является использование наглядных пособий.
«Образы реальных предметов, явлений, свойств, можно дать в виде изображения на картинке, рисунке, схеме, диаграмме, в форме чучела, муляжа, фотографий, фильма и т.п. Тогда ученики, благодаря этим иллюстрациям, смогут представить реальный мир, что повышает осознанность знаний, интерес к учебе».[42]
Сегодня значимость наглядного обучения общепризнана. Вопрос заключается в том, как принцип наглядности реализуется на практике. И, хотя важная роль в формировании природоведческих знаний отводится непосредственно наблюдениям учащихся в природе, в определенных ситуациях необходимо компенсировать невозможность таких наблюдений разнообразными наглядными средствами обучения.
Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся по физике
... учащихся. Компьютеры позволяют добиться качественно более высокогоуровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможностивключения разнообразных упражнений в процесс обучения, ... такая ее постановка, прикоторой устанавливаются подлинные, объективно существующие знания учащихся попроверяемым вопросам программы. Как показываютнаблюдения, полнота проверки часто ...
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что значение наглядных средств обучения заключается в том, что:
1. Применение различных средств обучения повышает эффективность уроков, организует самостоятельную работу учащихся;
2. Развивает познавательные способности учащихся. делает обучение интересным;
3. Все наглядные средства являются важнейшим источником информации, формирует представления и понятия, а следовательно, и знания на более качественном уровне.
1.2 Классификация средств наглядности
Дидактический принцип наглядных средств является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия.
Понятие наглядных средств требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений.
Особую роль наглядные средства играют в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствуют особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т.д), средства наглядные обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.
Наглядные средства содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными и прочными. Наглядные средства повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
В зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядных средств.
Натуральные наглядные средства (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция — знакомство учащихся с реальными объектами природы.
Экспериментальные наглядные средства (явления испарения, таяния льда); функция — знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
Картинная и картинно-динамические наглядные средства (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.
Объемные наглядные средства (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция — знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
Звуковые наглядные средства (грамзаписи, магнитофонные записи); функция — воспроизведение звуковых образов.
Символические и графические наглядные средства (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.
Смешанные наглядные средства — учебный звуковой кинофильм; функция — воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.[1]
Дифференцированное обучение как средство повышения эффективности урока
... учащимися, средство стандартизированного контроля. Такие комплекты рассчитаны на достижение запланированных результатов при минимальной помощи учителя, носящей организационно-консультативный характер. Их применение приводит к значительной индивидуализации обучения ... методик обучения для учеников с разным уровнем знаний. Цель работы -- раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть ...
Прежде чем отобрать для урока тот «или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.
При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.
Наглядные средства могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся.
Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядных средств. [25]
В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.
При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид — печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные.
Картина как средство обучения известна с XIX века. В учебно- воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием.
На уроках картины используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя или ученика, средством мотивации.
Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: «Грибы», «Береза и ель»,
«Птицы» и т.п.).
К статичной иллюстративной наглядности относятся иллюстрации учебника. Сейчас при цветном исполнении учебников, при наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия. Наконец, по рисункам в учебнике учащиеся составляют ответы на вопросы, предложения и небольшие рассказы. Иллюстрации разъясняют многие вопросы, затронутые в тексте, а так же являются самостоятельным источником знаний.
Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых).
Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни. Использование натуральных наглядных пособий обеспечивает получение верных и полных представлений и понятий об изучаемых растениях и животных. Натуральные объекты применяются в качестве демонстрационного и раздаточного материала.
Однако следует сказать, что не всегда школа по тем или иным причинам может располагать живыми растениями и животными. Поэтому для учебных целей создаются специальные натуральные наглядные пособия в виде гербариев, коллекций, раздаточного материала, муляжей, макетов, препаратов и др.
Препараты. Препаратами принято считать все природные объекты, подвергавшиеся для учебных целей консервированию и препарированию (сухие и влажные зоологические препараты, гербарии и т.д.).
Препараты используются на уроках курса «Окружающий мир» как в качестве демонстрационного при фронтальной работе, так и раздаточного материала для организации самостоятельной деятельности учащихся.
Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных родовым признаком. в начальных классах используются коллекции полезных ископаемых, тканей, семян, почв и т. д. Коллекции используются, как правило, на уроках курса «Окружающий мир» при изучении соответствующих тем как источник знаний и при организации самостоятельной работы исследовательского характера.
Модели, макеты, муляжи— это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В начальной школе используются глобус, компас и некоторые технические модели — часовой циферблат, термометр и т. д. Модели используются как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке знаний учащихся.
В качестве демонстрационных пособий на уроках курса «Окружающий мир» применяются муляжи плодов овощей и фруктов, а также самостоятельно изготовленные на уроках труда макеты ландшафта.
Рассмотренные выше средства обучения принято было относить к демонстрационным, так как они выступали преимущественно в роли иллюстраций к объяснению (рассказу) учителя.
Однако требования жизни — готовить школьников к самостоятельному труду — привело к существенному увеличению доли самостоятельной деятельности учащихся и соответственно изменило, расширило функции всех средств обучения, включая демонстрационные.
В современной школе и картины, и таблицы, и коллекции нередко выступают как материал для самостоятельного индивидуального наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика.
Раздаточные материалы, предназначенные для индивидуального пользования, широко применяются в учебном процессе. К ним относятся: гербарные листы дикорастущих и культурных растений, образцы полезных ископаемых.
При желании и фантазии учитель может сотворить многое. Главное, что следует помнить, что от количества и качества, разумно введенных на уроке средств наглядности зависит качество усвоения знаний учащимися.
Таким образом, различные средства наглядности помогают сформировать естественнонаучные и обществоведческие представления и понятия у младших
ЭЗСО относятся к искусственным, плоскостным, динамическим средствам наглядности.
ЭЗСО (учебные фильмы, видеофильмы, слайды и т.д.) способствуют повышению познавательной активности учащихся. Они позволяют показать те явления и предметы, объекты природы, которые недоступны для непосредственного изучения в школьных условиях. Они необходимы, например, при ознакомлении учащихся:
• с добыванием и обработкой полезных ископаемых;
• с животными в естественных условиях обитания, некоторыми особенностями их жизни;
• с внутренним строением тела человека.
Во многих случаях действенную помощь оказывают замедленные или ускоренные видеосъемки биологических процессов, происходящих в мире растений и животных (например: раскрытие цветка; охота лягушки за насекомыми т.д.).
Проблемой использования ЭЗСО занимается ряд методистов и учителей — практиков (Л.П. Пресман, Н.В. Арнольд и другие).
В.А. Сергеева, обобщая свои наблюдения, эксперименты, теоретические разработки и опыт предшественников и коллег, отметила важную роль ЭЗСО среди всей системы наглядных пособий:
• Широкими педагогическими возможностями обладает ЭЗСО обучения, которые усиливают научную достоверность и доказательность учебного материала, позволяют повысить наглядность обучения;
• Специфические особенности этих средств. Технические и выразительные, позволяют преподнести учебный материал таким образом, чтобы оказать наибольшее воздействие на эмоциональную сторону его восприятия учащимися;
• ЭЗСО помогают уплотнить время урока, наиболее рационально организовать весь учебный процесс. В ЭЗСО может быть обобщен весь изученный по нескольким направлениям (по темам программы) учебный материал;
• ЭЗСО создают возможность формирования навыка наблюдения. Применяя те или иные ЭЗСО, учитель определяет цель наблюдения, выделяет главные моменты, помогает обеспечить изобразительность наблюдения и в конечном результате — подвести итог;
• Использование ЭЗСО помогает открыть новые возможности для поискового, проблемного, исследовательского методов обучения. [18]
Необходимо отметить место ЭЗСО на уроках окружающего мира. Как отмечает В.А. Сергеева, учителю следует помнить, что природу нужно изучать не по статьям учебников и по картинкам, не по фильмам или диафильмам, а при тесном общении с самой природой, ведя повседневные непосредственные наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире, проводя с детьми экскурсии в природу во все времена года.
Итак, не следует увлекаться только формой урока с различными наглядными средствами обучения. школьников, дополняя друг друга, расширить и обогатить их знания.
Исходя из выше сказанного, мы видим, как классифицируются традиционные средства наглядности на уроках окружающего мира. Все они важны при изучении природы, общества, углубляют и закрепляют изучаемый материал. В этом процессе не последнее место занимают экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО) которые влияют на качество усвоения школьниками знаний об окружающем мире.
Подводя итог сказанному выше, необходимо помнить, что задача учителя при изучении окружающего мира состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к наблюдениям, развить это качество, вызвать потребность разобраться в сути наблюдаемых явлений, понять причины вызвавшие то или иное изменение в окружающей среде.
1.3 Мультимедийный урок как средство формирования знаний об окружающем мире
В современной школе на уроках используются как традиционные, так и современные инновационные средства обучения. На сегодняшний день мы часто слышим — как использовать компьютерные технологии в обучении, и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, имеющая научно-познавательный характер.[46]
Познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир книг и открытий. Она требует интеллектуальных усилий, анализа и размышления, в ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний.
Предмет, “Окружающий мир” — это первое с чем сталкивается ребенок при знакомстве с реальным миром. Это самое близкое, где он может получить какой-либо опыт. Предметом познавательной деятельности являются научные знания, а у детей уже есть необходимый запас знаний по этому предмету. Кроме того, нельзя забывать о том, что в познавательной деятельности имеет значение не только содержание, но и способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение учеников к культуре умственного труда.
Мультимедийные технологии открывают следующие возможности преподавателям:
• отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив учителю широкий спектр действий;
• возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала;
• долгих операций, связанных с обработкой умений и навыков.
Благодаря новым мультимедийным технологиям, стало возможным,
во-первых, использовать компьютерные программы как иллюстративный материал,
во-вторых, проводить тестирование и контрольные работы, решать творческие задачи.
в-третьих, мультимедиа выступления позволяют оптимизировать процесс взаимодействия учитель — ученик, предполагая наглядность выдаваемой информации.
в-четвертых, создавать уроки — игры для ученика.
В ходе такого обучения дети учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. Позволяет сосредоточить свои усилия, прежде всего на организации и координации познавательной деятельности учащихся. [23]
Это особенно важно для начальной школы, где средствами мультимедиа обеспечивается эффективное воздействие на развитие у учеников
• речи;
• познавательных процессов;
• эмоциональной сферы;
• творческих способностей;
• устной коммуникации.
Это объяснимо тем, что мультимедиа-презентация оказывает воздействие, как на слуховой, так и на зрительный канал поступления информации, а исследования показали, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% информации, если он видит и слышит одновременно, и обрабатывает информацию на практике.
Предметом познавательной деятельности являются научные знания, в ней закладываются основы мировоззрения ребенка, его отношение к реальному миру.
Участвуя в познавательной деятельности, дети учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, у них формируются навыки активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания. Знания, которые дети получают во время уроков, включают в себя сообщения о фактах окружающей жизни: сведения о событиях в мире, изучение природных явлений и объектов.
в ходе выступления учитель демонстрирует на экране: наименования разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе — фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию); звуковые фрагменты.
Формы предполагаемого использования мультимедийных уроков в учебном процессе:
• на уроках при изучении нового материала, на проведении практических занятий или при организации контроля знаний;
• при внеурочных занятиях (обязательных самостоятельных в учебном заведении или дома, факультативных, при самостоятельном изучени и курса).
Основные функциональные возможности мультимедийного урока:
• игровая форма познания;
• возможность моделировать, физические и биологические процессы, которые фактически невозможно продемонстрировать в классе;
• активное вмешательство в любой процесс или явление, моделируемое в ходе работы;
• наглядное отображение вмешательства ребенка в процесс или явление;
• возможность для каждого ребенка выбрать свой темп и режим работы.
Используя иллюстративный материал (мультимедиа) — это и электронные энциклопедии, собственные уроки, уроки — игры, подбирая то или иное содержание урока, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников.
Поэтому мультимедийный урок составляется доступным по изложению, красочно оформленный, имеющий элементы занимательности, содержащий сведения и факты, выходящие за рамки программы.
Можно чередовать различные виды деятельности, учитывая
«индивидуальные» стили деятельности ребенка (интерактивные методы) — включение в работу аудиалов, визуалов и кинестетиков.
• преодоление трудностей с помощью учителя (творческие задачи, уроки-игры, групповые задания);
• организация поиска самих учащихся (умение отбирать нужную информацию и работать с ней) — читальные залы, библиотеки, справочники, работа со словарями, Интернетом. Задания, которые дети получают во время уроков, включают в себя сообщения о фактах окружающей жизни: сведения о событиях в мире, изучение природных явлений и объектов.
Сознательное отношение к учению основано именно на познавательном интересе как основном мотиве учебной деятельности, а он в свою очередь возникает как реакция на новизну и полезность усваиваемых знаний, приобретаемого умения анализировать и оценивать наблюдаемые вокруг реальные события и факты. Это и есть решение учеником задачи — научиться учиться.
1.4 Обоснование необходимости комплексного использования средств наглядности при усвоении учащимися качественных знаний
Каждый предмет учебного оборудования обладает специфическими особенностями и выполняет определенную функцию, а именно усиливает наглядность, обеспечивает ориентировку в учебном материале, ускоряет темп его изучения и тем самым освобождает время выполнения других видов учебной работы.
Например, учебный фильм, в котором демонстрируются какие-либо процессы и явления, ускоряет темп изучения учебного материала. Однако видеофильм не даёт реальных представлений о размерах и объеме изучаемых объектов. В тоже время скорость подачи учебного материала в фильме такова, что порой учащиеся не в состоянии достаточно глубоко и полно осмыслить изучаемые вопросы.
Это означает, что использование в учебном процессе отдельных предметов наглядно учебного оборудования не дает учителю возможности на необходимом уровне, определенном учебной программой, ознакомить учащихся со всем кругом изучаемых вопросов.
Только сочетание различных видов наглядности учебного оборудования, их комплексное использование создает условия для всестороннего познания изучаемых объектов и явлений, для качественного изучения знаний. Отсюда возникает необходимость в разработке и создании комплекса наглядного учебного оборудования к каждому уроку, теме и разделу программы.
«Эффективность использования различных средств обучения во многом зависит от правильного планирования, применения оборудования на уроках, сочетания его с традиционными средствами обучения и т.д.; только строго продуманная и распланированная система уроков позволит учителю увидеть место каждого из средств, его дидактические возможности».[25]
Дидактические возможности различных наглядных средств обучения будут более полно реализованы на уроках окружающего мира, если эти средства будут применяться комплексно.
Ранее мы уже отмечали, что для усвоения учащимися качественных природоведческих знаний необходимо многорецепторное восприятие материала (зрительное, слуховое, тактильное и т.д.).
Вот в этом нам и поможет использование созданных учителем комплексов наглядных средств обучения для проведения уроков окружающего мира.
О необходимости комплекса ощущений в процессе познания мира писал еще Я.А. Коменский: «Истина и точность знания также зависит не от чего иного, как от свидетельства ощущений». Великий педагог сформулировал правило для учителей: «Все, что только можно,- представлять для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания».[21]
О необходимости создания комплекса наглядного учебного оборудования говорит тот факт, что каждое средство можно рассматривать как сложный раздражитель. Суммарное воздействие раздражителей, поступающее от компонентов средств обучения, играет положительную роль в формировании учебных понятий у младших школьников. Наивысшей эффективностью усвоения учебного материала достигается в том случае, если учебная информация подаётся в трех формах.
• конкретно — образной;
• схемо — модельной;
• знаковой (словесной).
Однако, за редким исключением, ни один из предметов учебного оборудования не может этого полностью осуществить. В то же врем при использовании различных средств обучения, учебный материал может быть подан в трех названных формах.
С помощью комплекса наглядных средств обучения удается:
• разнообразить способы привлечения и удержания внимания,
• активизировать процессы понимания и запоминания информации,
• формировать взгляды учащихся
• добиваться определенного эмоционального настроя,
• укреплять взаимосвязи познавательных и воспитательных функций.
Таким образом, в конечном итоге, комплекс наглядных средств обучения помогает преобразовать усвоенные учащимися знания в прочные убеждения, жизненные принципы поведения.
Особенно важно отметить основные требования к разработке комплексов учебного оборудования и их использованию на уроках окружающего мира.
В работах С.Г. Шаповаленко определены общие требования к разработке учебного оборудования.
В комплекс должны быть включены разнообразные средства обучения т.к. сформировать природоведческие представления и понятия во всех их связях нельзя с помощью одного какого-нибудь учебного пособия.
Комплексы должны содержать средства обучения, отвечающие требованию, современной программе и содержанию окружающего мира, целям и задачам преподавания и методике в учебном процессе.
Все средства обучения комплекса должны обладать высокой степенью наглядности. наглядность обучение мультимедийный знание
Из выше сказанного видно, что школьной практикой доказано, что однообразие пособий быстро утомляет учащихся, рассеивает их внимание. Для того чтобы избежать это необходимо предусмотреть сменяемых предметов, входящих в состав комплекса. Так, плоскостные пособия можно сочетать с объемными, однотонные картины перемешать с многокрасочными и т.п. При разработке комплексов важно предусмотреть возможную взаимозаменяемость средств обучения, а также предупредить дублирование.
Все изложенные требования находят место в различных современных традиционных и развивающих программах начального обучения.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У УЧАЩИХСЯ 2 «В» КЛАССА ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СОЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Выявление уровня знаний по окружающему миру у учащихся 2«В» класса
В предыдущей главе было отмечено, что дидактические возможности различных наглядных средств обучения будут более полно реализованы на уроках окружающего мира, если эти средства будут применяться комплексно.
Педагогический эксперимент проходил на базе МБОУ СОШ № 6 г. Лобня, во 2«В» классе, с целью доказать вышеизложенную гипотезу: мы предполагаем, что для повышения качества знаний об окружающем мире у учащихся младших классов, необходимо применение комплекса различных средств наглядности.
Педагогический эксперимент проходил в 3 этапа:
• констатирующий;
• формирующий;
• контрольный.
Вначале был проведен констатирующий эксперимент, целью которого является установление уровня природоведческих знаний учащихся до экспериментальной работы. Нами был взят 2«В» класс, в котором проводились уроки с использованием запланированного комплекса наглядных средств обучения.
В эксперименте принимали участие 20 человек, в возрасте 8-9 лет (11 девочек и 9 мальчиков) Учащиеся класса эмоционально восприимчивы к учебе, общительны.
Во время констатирующего этапа были проведены следующие методы исследования:
• наблюдение;
• тестирование;
• анкетирование.
В начале эксперимента с учащимися было проведено тестирование №1, с целью выявления уровня знаний учащихся 2«В» класса по материалу, который будет изучаться во время формирующего этапа. Нужно было выявить их основные затруднения, обозначить круг вопросов, нуждающихся в доработке.
В тестировании №1 принимали участие 20 человек. По результатом тестирования №1 была построена таблица №1
Таблица 1
Оценка |
Количество учащихся |
% |
|
«5» |
2 |
10% |
|
«4» |
5 |
25% |
|
«3» |
12 |
60% |
|
«2» |
1 |
5% |
|
За один правильный ответ ставился 1балл.
80 — 100% от максимальной суммы баллов ? оценка «5»; 60 — 80% ? оценка «4»;
40 — 60% — оценка «3»;
0 — 40% — оценка «2»;
По результатам таблицы №1 была построена объемная диаграмма №1
Анализ таблицы №1 и объемной диаграммы №1 показал, что: оценку “5” получили 10% учащихся, оценку “4” получили 25%, оценку “3”
получили 60%, а оценку “2” получили 5%.
Таким образом, мы узнали, что учащиеся 2 «В» класса имеют невысокий уровень осведомленности по будущим темам, у них нет четких первоначальных знаний по ним.
В связи с этим было сделано предположение о том, что если во время формирующего этапа будет проведена целенаправленная систематическая работа по использованию наглядных средств обучения на уроках окружающего мира, что позволит повысить интерес детей к этим урокам и соответственно улучшит уровень их знаний по данным темам.
При проведении констатирующего этапа эксперимента перед нами была поставлена задача — выявить уровень сформированности интереса к предмету «Окружающий мир», так как интерес к предмету — это далеко не последний фактор успешного усвоения учебного материала.
Если детям интересно на уроке, то повышается и мыслительная активность, и сосредоточенность, и устойчивость внимания, а значит, улучшается усвоение фактического материала, понятий, выработка представлений.
Для выявления уровня сформированности интереса к предмету
«Окружающий мир» был сделан срез-анкета №1, цель которого заключалась в выявлении места предмета «Окружающий мир» среди основных школьных предметов, т.е выявления уровня сформированности интереса учащихся к этому предмету, которая состояла из 2-х вопросов.
Было проанкетировано 20 учащихся 2«В» класса.
1. Вопрос №1. Какие предметы тебе больше всего нравится изучать в школе?
Полученные результаты, были представлены в столбчатой диаграмме №2
Столбчатая диаграмма №1
Анализ столбчатой диаграммы №1 показал, что предмет «Окружающий мир» находится на третьем месте.
2. Вопрос №2. Что тебе больше всего нравится на уроках окружающего мира?
а) смотреть видео
б) работать с учебником
в) рассматривать гербарии
г) ставить опыты
Анализ анкеты №1 показал, что к сожалению, почти у 2/3 класса не сформирован интерес к предмету «Окружающий мир». На уроке они как правило работают с учебником и иногда смотрят видеоматериал, они не работают с традиционными средствами обучения такими как: гербарии, не ставят опыты, а только читают о них и т.д.
Как видно из столбчатых диаграмм №1 и №2 во 2«В» классе уроки окружающего мира проходят не интересно, однообразно.
Следовательно, нашей целью работы во время формирующего этапа с учащимися 2«В» класса будет формирование интереса к урокам окружающего мира, поскольку интерес и качество взаимосвязаны.
Нами был составлен следующий план работы: составить конспекты уроков окружающего мира с комплексным использованием наглядных средств обучения.
2.2 Организация и методика проведения уроков окружающего мира с учащимися 2«В» класса
Общие цели формирующего эксперимента:
• исследовать возможности уроков, на которых максимально применен комплекс наглядности;
• проследить, как применение данного комплекса средств наглядности влияет на активность работы учащихся, на формирование интереса к учебной деятельности, а значит, и прочных, осознанных, полных знаний.
Задачи эксперимента:
• сформировать качественные представления и понятия учащихся, определенные программой по предмету «Окружающий мир» с помощью разработанных нами конспектов уроков с использованием комплекса наглядных средств обучения;
• разнообразить методы проверки домашнего задания;
Нами было взято за основу планирование по предмету «Окружающий мир» для 2-го класса А.А. Плешакова (ОС «Школа России»).
Следует отметить, что при подборе наглядных средств обучения и составлении их комплексов к урокам мы исходили из реальной ситуации с наличием средств обучения в школе.
Поэтому на первое место поставлены учебник, гербарий, лабораторное оборудование, модель, мультимедийный проектор (презентации по темам уроков).
И помня о взаимозаменяемости средств обучения, мы постарались извлечь максимальную пользу из имеющихся средств.
Нами было проведено во 2«В» классе шесть уроков из раздела «Здоровье и безопасность» по следующим темам:
• Строение тела человека
• Если хочешь быть здоров!
• Берегись автомобиля!
• Домашние опасности
• Пожар
• На воде и в лесу
Исходя из требований, предъявляемых к разработке комплексов учебного оборудования и их использованию, учебного материала, представленного по данным темам, и материального оснащения класса был разработан следующий комплекс разнообразных средств наглядности.
Мы считаем, что предложенный комплекс средств наглядного обучения является в данном случае оптимальным, т.к будет способствовать лучшему усвоению естественнонаучных понятий, повысит познавательную активность учащихся и интерес к предмету «Окружающий мир», как предмету.
Дадим краткую аннотацию этим урокам:
3. Урок №1 «Строение тела человека»
Цель: формировать первоначальные представления детей о «внешнем» и «внутреннем» строении тела человека, научить определять на своем теле места расположения внутренних органов.
На уроке дети повторили тему внешнего строения животных играя в игру «Узнай и назови животного по его силуэту». Была использована презентация, дети рассмотрели внешнее строение человека, затем внутреннее, рассмотрели органы человека на примере модели «Внутреннее строение тела человека». Были проведены опыты «Работа легких» (губка),
«Строение желудка» (шарик), «Строение кишечника» (лента).
Затем дети составляли аппликацию «Строение чела человека» (каждая пара имела силуэт человека и картинки внутренних органов. Нужно было составить аппликацию)
4. Урок №2 « Если хочешь быть здоров» Цель: формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить признаки здорового состояния человека; познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.
На уроке дети повторяли тему «Внутреннее строение тела человека» написав тест. Поиграли в игру «Найди ошибку» (На доске плакат с изображением силуэта тела человека с внутренними органами, которые прикреплены не на свои места).
С использованием презентации познакомились с режимом дня школьника, просмотрели мультфильм о правильной чистке зубов. Прочитали текст в учебнике, рассмотрели иллюстрации о правильном питании.
5. Урок №3 « Берегись автомобиля!»
Цель: учить безопасному поведению на улицах и дорогах; уточнить и закрепить знания правил перехода улицы, дорожных знаков, сигналов светофора.
На уроке дети повторяли тему «Если хочешь быть здоров» рассказав о своем режиме дня. С использованием презентации познакомились с цветами светофора, с видами светофоров. Поиграли в игру «Светофор» (класс делится на группы. Каждая группа получает альбомные листы с изображением трех транспортных светофоров и двух пешеходных. С помощью цветных фишек «зажги» на первом светофоре сигнал «Стойте!», на втором — «Внимание!», на третьем — «Идите! Узнали хорошо ли знаем дорожные знаки? (На доске висят дорожные знаки. Ребята отгадывают загадки и находят нужный знак.) Просмотрели мультфильм «Как правильно переходить дорогу». На время рисовали дорожные знаки которые они знают.
6. Урок №4 «Домашние опасности »
Цель: Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома; изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать в быту; формировать мотивы к безопасному поведению в доме.
На уроке дети повторяли тему «Берегись автомобиля!», написав тест и поиграв в игру «Узнай знак». С использованием презентации познакомились с домашними опасностями, познакомились с правилами использования колюще-режущих предметов, электроприборов, бытовой химии и лекарств, газа. Посмотрели фрагмент мультфильма «Уроки осторожности тетушки Совы». Придумали и нарисовали по 2 условных знака для домашних опасностей по рассказу «Давайте пройдем по квартире». Просмотрели отрывок из мультфильма «Спасик и его команда. Опасности в быту».
7. Урок №5 «Пожар»
Цель: Познакомить с причинами возникновения пожара; формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.
На уроке дети повторяли тему «Домашние опасности», вспомнили правила осторожности, которые нужно соблюдать в быту. С использованием презентации познакомились с бытовыми и лесными пожарами. Поиграли в игру «Знаешь ли ты правила пожарной безопасности?». Узнали как правильно вызвать пожарных по телефону, разыграли ситуацию вызова пожарных. Провели опыт. Посмотрели отрывок из мультфильма «Кошкин дом». Рассмотрели предупреждающие плакаты.
8. Урок №6 «На воде и в лесу»
Цель: Объяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоеме; закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; учить правилам поведения в воде, в лесу.
На уроке дети повторили тему «Пожар» написав тест. С использованием презентации познакомились с опасностями в лесу и в воде, познакомились с правилами безопасности, которые нужно соблюдать в лесу и в водоеме. Познакомились с растениями леса рассмотрев гербарий
«Растения леса», а также с насекомыми леса рассмотрев коллекцию насекомых. Обсудили опасные ситуации на воде, узнали меры предосторожности от укуса клеща. Рассмотрели предупреждающие плакаты.
Итак, в время формирующего этапа мы использовали различные средства обучения, как традиционные, так и современные. По результатам этих уроков была построена таблица № 2
Таблица № 2
№ |
Тема урока |
Средства обучения |
|
№ 1 |
«Строение тела человека» |
Презентация«Строение тела человека» , модель «Внутреннее строение человека» ; оборудование для опытов шарик, лента, губка, аппликация «Внутреннее строение тела человека». |
|
№2 |
« Если хочешь быть здоров» |
Презентация« Если хочешь быть здоров», плакат «Строение тела человека», мультфильм «Добрый доктор стоматолог» |
|
№3 |
« Берегись автомобиля!» |
Презентация «Берегись автомобиля», мультфильм «Как правильно переходить дорогу», карточки с изображением дорожных знаков и светофоров. |
|
№4 |
«Домашние опасности » |
Презентация «Домашние опасности», карточки с изображением дорожных знаков, фрагмент мультфильма «Уроки осторожности тетушки Совы», мультфильм «Спасик и его команда. Опасности в быту». |
|
№5 |
«Пожар» |
Презентация «Пожар», мультфильм «Кошкин дом», оборудование для опыта свечи, банка, плакаты «Действия при пожаре» |
|
№6 |
«На воде и в лесу» |
Презентация «На воде и в лесу», коллекция насекомых, гербарий «Растения леса», плакат «Меры безопасности в воде» |
|
Анализ таблицы № 2 показал, что уроки окружающего мира прошли интересно, запоминающе, т.к на уроках были использованы различные наглядные средства обучения как традиционные, так и современные. Мы видим, что только комплексное использование средств наглядности на уроках окружающего мира дало положительный эффект.
2.3 Результаты педагогического эксперимента
Во время контрольного этапа были использованы следующие методы исследования:
• наблюдение;
• анкетирование;
• тестирование.
Вначале было снова проведено анкетирование №2 в котором была использована срез-анкета №1. Цель срез-анкеты №2 — выявление изменения отношения детей к предмету «Окружающий мир», после проведения формирующего этапа.
Было проанкетировано 20 учащихся 2 “В” класса . По результатам анкетирования №2 были построены столбчатые диаграммы №3 и №4
Результаты анкетирования №2:
Вопрос №1. Какие предметы тебе больше всего нравится изучать в школе?
Полученные результаты, были представлены в столбчатой диаграмме №3
Анализ столбчатой диаграммы №1 показал, что предмет
«Окружающий мир» находится на третьем месте.
Вопрос №2.Что тебе больше всего нравится на уроках окружающего мира?
а) смотреть видео
б) работать с учебником
в) рассматривать гербарии г) ставить опыты
Полученные результаты представлены в столбчатой диаграмме № 4
Далее было проведено тестирование №2. Цель — выявить изменение уровня знаний учащихся после проведения формирующего этапа. Было протестировано 20 учащихся 2 “В” класса. По результатам тестировании №2 была составлена таблица №4.
Таблица 4
Оценка |
Количество учащихся |
% |
|
«5» |
7 |
35% |
|
«4» |
10 |
50% |
|
«3» |
3 |
15% |
|
«2» |
0 |
0% |
|
За один правильный ответ ставился 1 балл
80 — 100% от максимальной суммы баллов — оценка «5»; 60 — 80% — оценка «4»;
40 — 60% — оценка «3»;
0 — 40% — оценка «2»;
Как видно из данной диаграммы №3, после проведения формирующего этапа во 2«В» классе показатели успеваемости учащихся по предмету «Окружающий мир» повысились: 35% учащихся получили оценку “5”, 50% учащихся получили оценку “4”, 15 % учащихся получили оценку “3”, неудовлетворительных ответов нет.
По результатам сравнения объемных диаграмм №1 и №3 мы составили таблицу №5
Таблица 5
Оценк а |
Количество учащихся (всего 20 человек) |
% |
|||
Констатирующи й эксперимент |
Контрольны й эксперимент |
Констатирующи й эксперимент |
Контрольны й эксперимент |
||
«5» |
2 |
7 |
10% |
35% |
|
«4» |
5 |
10 |
25% |
50% |
|
«3» |
12 |
3 |
60% |
15% |
|
«2» |
1 |
0 |
5% |
0% |
|
Анализируя таблицу №5 и объемные диаграммы №1 и №2, мы видим что количество учащихся получивших «5» увеличилось с 10% до 35%, количество учащихся получивших «4» уменьшилось с 50% до 25%, количество учащихся получивших «3» уменьшилось с 60% до 15 %, неудовлетворительные ответы отсутствуют.
Данные статистический материал показывает, что ранее выдвинутая гипотеза подтвердилась. Комплексное использование средств наглядности на уроках окружающего мира повысил интерес к этому предмету, учащиеся стали более активными и заинтересованными.
Как мы видим, только сочетание различных видов наглядного учебного оборудования, их комплексное использование создает условия для всестороннего познания изучаемых природных объектов и явлений, для качественного усвоения знаний по предмету «Окружающий мир».
Отсюда возникает необходимость в разработке и создании комплекса наглядного учебного оборудования к каждому уроку, теме и разделу программы «Окружающий мир».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В программу общей начальной школы включен обязательный компонент «Окружающий мир». Анализ педагогической и психологической литературы по данному исследованию показал необходимость широкого применения принципа наглядности как одного из основных принципов дидактики при обучении детей младшего школьного возраста. Это объясняется, в первую очередь спецификой психологии учащихся начальных классов; особенностями памяти, мышления, восприятия, внимания и других психических процессов.
Вопрос об использовании наглядности в обучении в каждый конкретно-исторический период потерпел значительные изменения. Проблемой наглядности занимались Я.А.Коменский, И.Г. Пестолоцци, К.Д. Ушинский, В.Ф. Зуев, А.Я. Герд и многие другие.
Анализируя фонд различных средств наглядности по предмету
«Окружающий мир», определяя их дидактические функции и возможности, проведя экспериментальное исследование, мы пришли к выводу, что использование наглядности, а именно комплекса средств наглядности в начальной школе способствует более прочному усвоению знаний, обеспечивает разностороннее, полное формирование у детей какого-либо образа, делает полученные знания осознанными, содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает к ним интерес, делает процесс их усвоения более лёгким, поддерживает внимание ребенка.
Современному учителю для того, чтобы добиться наилучших результатов усвоения детьми программы по предмету «Окружающий мир», необходимо хорошо знать фонд имеющихся наглядных пособий по этому предмету и их функции; место средств наглядности в учебно-воспитательном процессе и методику их применения.
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
• Нами были определены психолого-педагогические условия качественного усвоения естественнонаучных представлений и понятий учащимися;
• Выявлен и обобщен опыт дидактов, психологов и педагогов прошлого и настоящего, значение принципа наглядности в обучении, с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках окружающего мира;
• Проанализирован фонд имеющихся средств наглядного обучения и на его основе разработана система уроков по разделу «Здоровье и безопасность» с использованием специально составленного комплекса средств наглядности.
В конце работы хочется привести слова А.Я. Герда: “Урок природы — невозможен без предмета природы в руках.” [9]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». — М.: Академия, 2014. — 288 с.
2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе. — М.: Академия, 2008. — 144 с.
3. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. — М.: Просвещение, 2013. — 345 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.
5. Баранов С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2015. — 463 с.
6. Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала младших школьников. Учебное пособие. в 2ч. — М.: Альфа, 2008. —
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 484 с.
8. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. — М.: Владос, 2008. — 254 с.
9. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. — М.: АПН РСФСР, 1953. — 206 с.
10. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое пособие. М.: Перспектива, 2013. — 148 с.
11. Гуненкова Е.В. Для чего на уроке компьютер? // Начальная школа плюс До и После. — 2007. — №7. — С. 37 — 39.
12. Евдокимов, В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. СПб.: Питер, 2012. — 212 с.
13. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. — 507 с.
14. Землянская Е.Н. Учебные проекты школьников в основной образовательной программе начального общего образования // Школа будущего. — 2014, №1. — С. 6 — 14.
15. Землянская Е.Н. Развивающий потенциал учебных проектов школьников // Начальное образование. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». — 2014. — №4. — С. 15 — 23.
16. Зуев В.Ф. Педагогические труды. — М.: Педагогика, 1956 — 148 с.
17. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2010. — 121 с.
18. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 256 с.
19. Козина Е.Ф. Степанян Е. Н. Методика преподавания естествознания. — М.: Академия, 2007. — 496 с.
20. Кокаева И.Ю. Научно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках природоведения // Начальная школа: плюс до и после. — 2003. — №7. — С.3 — 7.
21.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — 328 с.
22. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс / Сост. И.Ф. Яценко. — 5-е изд., перераб. — М.: ВАКО, 2015. — 96с.
23.Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии в обучении и воспитании школьников: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.
24. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. — М.: ВАКО, 2015. — 336 с.
25. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов фак. Педагогики и методики нач. обр. педвузов. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 351 с.
26. Новицкая М.Ю. Родная земля. — М.: Дрофа, 2008. — 496 с.
27. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах, Т.1. — М.: Педагогика, 1981. — 336 с
28. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Избр. пед. соч.: в 2-х томах — М.: Педагогика, 1981. — 212с.
29. Петкевич Н.В. Наглядные пособия — в помощь учителю. // Начальная школа издательского дома «Первое сентября». — 2004. — №8. — С. 9 — 10.
30. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Рабочие программы «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2014. — 192с.
31. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас — определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. — 222с.
32. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Тесты 2016 год / А.А. Плешаков, З.Д. Назарова, Н.Н. Гара Пособие для учащихся — М.: Просвещение, 2016. — 96 с.
33. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2013. — 160с.
34. Плешаков А.А. Зеленые страницы — М.: Просвещение — 2014. — 223с.
35. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 400с.
36. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников — Самара.: Учебная литература, 2004. — 80 с.
37. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.
38. Селеменев В. Развивающая наглядность // Образование в современной школе. — 2003 — №12. — С. 27-36.
39. Селеменев В. Новая наглядность // Народное образование. — 2002. — №2. — С.158-162.
40. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся/ Н.А.Семенова // Начальная школа. — 2006. — №2. — С.45 — 49.
41. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. — М.: Просвещение, 2000. — 160с.
42. Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М.: Учпедгиз, 1952. — 214с.
43 .Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Миценко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений — 3-е изд. перераб. и дополн. — М.: Школа-Пресс, 2008. — 512с.
44 .Средства обучения и методика их использования в начальной школе: книга для учителя. — М.: Просвещение, 2003. — 160с.
45 .Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.: Просвещение, 2011. — 324с.
46.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М.: Просвещение, 1974. — Т.1. — 429с.
47 .Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373. — Введ. 22.12.2009 // Инструктивно-методические рекомендации к 2010/2011 учебному году/ отв. ред. Л.Е.Курнешова. — Ч. 1. — М.: Центр «Школьная книга», 2010. — С.89-115.
48 .Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников : рекомендации, проекты. — Волгоград: Учитель, 2015. — 154с.
49 .Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс — М.: «ВАКО» — 2004. — 320с.
50. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться — М.: Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. — 260с.
51. Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. — М.: Учпедгиз, 1954. — 276с.
Размещено на