Экспериментальное изучение интеллектуальных характеристик студентов в период социально-психологической адаптации на первом курсе

Введение

Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в колледж, -- их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, -- ими можно управлять.

К первой категории в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о колледжевских реалиях, представления о профессиональном будущем.

Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся непосредственным источником информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную точку для воздействий на студентов.

Факторы первой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять, «куда я попал» и «кто меня окружает». «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», -- это студенты слышат на каждом шагу, каждый преподаватель устанавливает свои правила и требует их соблюдения, в группах между ребятами идет «война» за право лидерства, поиск «своих» людей. Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.

По мнению многих отечественных авторов, адаптация человека к учебной деятельности также включает в себя как биологические, так и социальные компоненты. В.В. Лагерев определяет адаптацию студентов к обучению в колледже как «интенсивный и динамичный, многосторонний и комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид на основе соответствующих приспособительных реакций вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые предъявляются к нему в ходе обучения и воспитания в высшей школе [11,5]. При этом, по мнению некоторых авторов, вначале (на первом и втором курсах) происходит адаптация к социальной среде колледжа, а на старших курсах к избранной профессии и специальности [19,53].

3 стр., 1089 слов

психологические факторы успешного обучения

... недостаточно. В контексте идей личностно-ориентированного подхода к учебному процессу проблема психологических факторов успешного обучения приобретает новые формы и содержание (Б.Г. Ананьев ... Факторы, оказывающие влияние на успешность обучения 6 3 Психологические факторы успешного обучения 12 Заключение 19 Глоссарий 21 Список использованных источников 23 Приложение А Мотивация учебной ...

Адаптационный процесс можно рассматривать на различных уровнях его протекания, т. е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма, здоровья. По мнению Ф.Б. Березина, у человека в этом ряду решающую роль играет психическая адаптация, в значительной мере оказывая влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях [2,4]. Ю. А. Александровский рассматривает психическую адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, «которая обеспечивается деятельность человека на уровне „оперативного покоя“, позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправно действовать на них».

На основании предложенных В.Г. Асеевым [1] критериев оценки успешности производственной адаптации, можно сформулировать также следующие показатели эффективности адаптации студентов к процессу обучения в колледже:

1) Группа объективных критериев: успешность собственно учебной деятельности (текущая и сессионная успеваемость); стабильность в процессе учебы функционального состояния организма учащихся (отсутствие резких сдвигов в состоянии психофизиологических функций); отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности.

2) Группа субъективных критериев: удовлетворенность коллективом и сложившимися в нем отношениями (психологическим климатом); проявление учащимся активности в учебной и общественной деятельности.

Такой подход позволяет более объективно судить о качестве адаптационного процесса, так как эффективность психической адаптации оценивается с учетом ее психофизиологической и социально-психологической стоимости, которая необходима для обеспечения адаптационной деятельности человека [9,23−25; 8, 24−25].

Основной целью нашего исследования является исследование влияния уровня интеллектуального развития на адаптацию студентов в период первого курса Прокопьевского горнотехнического колледжа.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... сравнения перспектив развития фирмы в различных видах деятельности. В рамках стратегического планирования решаются задачи: распределение ресурсов предприятия (кадры, финансы, производственные фонды) адаптация к ... возможностей. Школа науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически ...

Мы предполагаем, что проблема адаптации студентов первого курса зависит от интеллектуальных способностей самих студентов.

Объектом данной работы является период адаптации первокурсников, а предметом — уровень интеллектуального развития студентов.

В связи с целью данной работы можно выдвинуть следующие задачи:

1. Изучить особенности психического развития в юношеском возрасте.

2. Изучить особенности процесса адаптации первокурсников.

3. Экспериментально изучить интеллектуальные характеристики студентов в период адаптации на первом курсе Прокопьевского горнотехнического колледжа.

Данная тема является интересной и необходимой для изучения, поскольку успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности. К тому же развитие студента на первом курсе решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

Глава 1. Психическое развитие юношеского возраста

1.1 Психофизиологическое развитие в юношеском возрасте

В возрастной психологии юность обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Однако уже это определение, в котором первая граница --физиологическая, а вторая -- социальная, показывает сложность и многомерность явления.

Существует множество теорий юности. Биологические теории рассматривают юность, прежде всего как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальное [3, 45].

10 стр., 4556 слов

Периоды детского возраста 2

... 4. Детские инфекции Особенности и характер патологии дошкольного возраста. Дошкольный возраст - это период развития ребенка от 3 до 6-7 лет. В ... наклон и выпрямление туловища и т.д. Период ясельного возраста. Особенности патологии. Период развития ребенка от I года до 3-х лет ... слов, начинает формироваться образная речь. Период дошкольного возраста(3 – 6-7 лет) Физическое развитие Вес +2 кг/год Рост + ...

Ранняя юность — период завершения физического развития человека. Рост тела в длину по сравнению с подростковым возрастом замедляется. Своего полного роста девушки достигают в среднем между 16 и 17 (отклонения плюс -- минус 13 месяцев), юноши -- между 17 и 18 (отклонения плюс -- минус 10 месяцев) годами. Увеличивается вес причем мальчики наверстывают свое недавнее отставание от девочек. Очень быстро растет мускульная сила: 16-летний мальчик почти вдвое превосходит в этом отношении 12-летнего. Примерно через год после окончания роста человек достигает своей нормальной взрослой мускульной силы. Очень многое зависит, конечно, от правильного режима питания и занятий физкультурой. В некоторых видах спорта ранняя юность -- период максимальных достижений [4, 275].

В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. Заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела -- коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Коре большого мозга принадлежит ведущая роль в организации наиболее сложных форм поведения человека, поэтому для характеристики функционирования здорового организма необходимо знание закономерностей развития ее различных зон в процессе индивидуального развития [4, 279].

1.2 Когнитивное развитие юношеского возраста

Юношеский возраст -- это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность -- время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях -- одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание -- произвольностью и устойчивостью, память -- логическим характером. Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность [4, 279].

3 стр., 1441 слов

Критические периоды в жизни семьи.

... 4. Права членов семьи. 5. Значение семьи в жизни человека. 6. Возможные медико-социальные проблемы семьи. 7. Планирование ... рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства; · вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей, решаются супругами совместно ... время прекращение отношений без процедуры развода. Критические периоды в жизни семьи. Существует несколько главных этапов, которые ...

Юность -- это период расцвета всей умственной деятельности. Юноши стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с общепринятой, это заключение, добытое собственным трудом, напряжением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, далеко еще не зрелые заключения, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов и недоразумений.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего ценят физическую силу, то юноши уважают интеллектуальные качества. Больше других ценятся живость ума, находчивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентироваться в материале, необходимом для ее решения. Авторитетом в классе пользуются ученики, имеющие проницательный ум, способные за видимыми фактами находить скрытые причины, предвидеть ход событий, строить смелые предположения. Отметим в этой связи, что в юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека. Кумирами становятся гармонически развитые люди, у которых ум удачно сочетается с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами. «Примерка» на себя стимулирует процесс самовоспитания, который у многих старшеклассников приобретает силу, устойчивость и целенаправленность [18, 457].

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь [18, 678].

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... можно сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ... , комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ... жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, исторического бытия. Праздничное торжество имеет смысл для человека ...

Общие умственные способности человека к пятнадцати-шестнадцати годам, как правило, уже сформированы, и такого быстрого роста их, как в детстве, уже не наблюдается. Однако они продолжают совершенствоваться. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата делает умственную деятельность юношей и девушек более устойчивой и эффективной, приближая ее в этом отношении к деятельности взрослого. Особенно быстро развиваются специальные способности. В сочетании с растущей дифференциацией направленности интересов это делает структуру умственной деятельности юноши гораздо более сложной и индивидуальной, чем в младших возрастах. Судя по имеющимся данным, процесс дифференциации умственных способностей у мальчиков начинается раньше и выражен ярче, чем у девочек. Специализация способностей и интересов делает более заметными и практически значимыми и многие другие индивидуальные различия. Учитывая это, а также необходимость подготовки старшеклассника к выбору профессии, нужно усилить индивидуализацию обучения в старших классах, повышая степень самостоятельности учащихся и давая им, в рамках общеобразовательной школы, возможность некоторой специализации. При этом следует учитывать, что формирование специальных способностей само в огромной степени обусловлено характером и направленностью обучения [18, 789; 21, 345].

Ранняя юность -- решающий возраст формирования мировоззрения. Разумеется, основы мировоззрения закладываются гораздо раньше, с детства. Это начинается с практического усвоения определенных нравственных привычек, установок, симпатий и антипатий, которые затем осознаются и отливаются в форму известных норм и принципов поведения. Однако только на Относительно высокой стадии развития личности у нее возникает потребность свести эти принципы в определенную целостную систему, позволяющую не толь-кс понять окружающий мир, но и оценить его, определить свое к нему отношение. Эти мировоззренческие поиски нередко сопровождаются известной переоценкой ценностей, будь то какие-то стороны окружающего мира или собственное поведение.

11 стр., 5112 слов

Любовь и ее значение в жизни человека

... тему: « Любовь, и ее значение в жизни человека» Выполнил: Кузнецов А.А. Гр. В-2 ... это не помогло" и так далее... Знание о том, как действуют подобные процессы, ... . В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования ... человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности ...

Выработка мировоззрения не сводится к познавательной активности. Центральное место в этом процессе занимает решение коренных социально-нравственных проблем, чаще всего группирующихся вокруг вопроса о смысле жизни. Вопрос этот обычно формулируется в общем виде, как требование всеобщей, универсальной формулы. Но фактически юноша ищет ответа не только и не столько на вопрос о том, каково общее направление биологической или социальной эволюции, сколько о том, как наполнить общественно значимым содержанием собственную жизнь. Именно поэтому вопрос о смысле жизни приобретает такую интимность и эмоциональную значимость и на него не существует готового ответа [9, 215].

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Мировоззрение--это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Ho мировоззрение -- не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации [9, 155].

Юность -- решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, как мы уже видели, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести; многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т. е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения [3, 55].

Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл,-- такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность [4, 182; 18, 375].

Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский (1972), потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,-- одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые ставится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро [9, 113].

1.3 Личностное развитие юношеского возраста

Развитие -- это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот [3, 86; 21, 445].

Нравственные и социальные качества юношей и девушек формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только сензитивный период нравственной зрелости, но и новая обстановка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения. Чувство взрослости становится глубже и острее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность; у некоторых молодых людей это стремление приобретает гипертрофированные размеры. Любым способом им хочется обратить на себя внимание, утвердить свою самобытность. Отсюда потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными в данный момент вещами, порой и не совсем безобидными. Тут могут помочь терпимость и заинтересованная помощь взрослых [4, 49; 18, 489].

У юношей усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеют статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Коллектив шлифует и корректирует качества личности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В последнее время возросла роль неформальных молодежных организаций, программы которых привлекают многих старшеклассников. У молодежи усилилось критическое отношение к действительности, повысились критерии оценок и требований к учителям и взрослым. Снисходительные оценки в этом возрасте не принимаются. Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном — каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. В последние годы произошла переоценка «престижности» профессий, а переход к новым экономическим условиям хозяйствования в стране еще больше повысил остроту всегда волновавшего молодежь вопроса. Хорошей профессией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать [18, 499].

Если же изучить студента как личность, то возраст 18-- 20 лет -- это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией -- с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений [18, 530; 19, 96].

Юность -- завершающий этап созревания и формирования личности. Большие изменения в собственном организме и внёшности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще и не взрослый), усложнение жизнедеятельности и расширение круга лиц, с которыми личность должна сообразовывать свое поведение,-- все это вместе взятое резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентационную деятельность. Идет речь о познании собственных качеств, усвоении новых знаний, об отношениях со старшими или со сверстниками -- юноша особенно озабочен их оценкой и стремится строить свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. Прежде всего это проявляется в развитии самосознания[4, 48; 9, 114] .

Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются нежизненных планах. У подростков жизненные планы зачастую еще весьма pacплывчаты и не вычленяются из мечты. Подросток просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного. Чем старше юноша, тем насущнее становится необходимость выбора. Из множества воображаемых, фантастических или абстрактных возможностей постепенно вырисовывается несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать [19, 115].

Жизненный план -- широкое понятие. Он охватывает всю сферу личного самоопределения -- моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, род занятий и т. д. Понятно, что многое вырисовывается лишь в самом общем. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша (особенно десятиклассник) внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и немного пугает его, но он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни прежде всего зависит от того, сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным ни выглядел юноша, выбор профессии -- его главная и постоянная забота [9, 198; 21, 487].

Юность -- пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости [15, 421; 16, 245].

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;

4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания [21, 489].

Оперируя в основном клиническими данными, Эриксон не пытался выразить описываемые явления количественно. Канадский психолог Джеймс Марша в 1966 г. восполнил этот пробел, выделив четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.

1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.

2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.

3. Этап «моратория» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.

4. «Достигнутая зрелая идентичность» определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации [21, 457].

Обследовав свыше 5 тыс. старшеклассников (15--18 лет), американский психолог Морис Розенберг (1965) нашел, что для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» -- «представляемое Я». С суждениями типа: «Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление» и «Я склонен надевать „маску“ перед людьми» -- юноши с низким самоуважением соглашались в 6 раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения [13, 123].

Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества [9, 95].

Время учебы в колледже совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт -- процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А, В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. [18, 345]. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах -- целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.) [18, 455].

Глава 2. Адаптация первокурсников

2.1 Понятие адаптации, виды адаптации

Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней — от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов, практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [15,215; 13,546]. В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;

б) адаптации используется для обозначения отношения равновесия (относительно гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;

в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;

г) адаптация связывается с какой-то определенной «целью», к которой «стремится» организм [32,40].

По мнению В.Д. Колесова, процесс адаптации можно обозначить термином адаптирование, состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса — адаптированность, а различия в состоянии организма до начала и после завершения процесса адаптации — адаптивный эффект [7,9].

Понятие «адаптация» может также иметь различное значение в зависимости от того, биологический или социальный ее аспекты рассматриваются в конкретном исследовании.

В развитие современной теории адаптации в физиологии, бмологии и медицине внесли значительный вклад ряд отечественных и зарубежных ученых, в том числе Г. Селье, П.К. Анохин, Р.М. Баевский, Ф.З. Меерсон, В.П. Казначеев, С.В. Казначеев, В.И. Медведев, А.Ж.Юревиц и другие.

Согласно Ф.З. Меерсону, адаптация представляет собой процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, совершающимися в самом организме. По его мнению, помимо генотипической адаптации, которая выработалась в процессе эволюционного развития и передается по наследству, существует фенотипическая адаптация, приобретенная в ходе индивидуальной жизни [12,5].

Понятие «социальная адаптация» в нашей стране начало широко использоваться с середины 60-х годов, однако, при этом сам этот термин понимался различными авторами неодинаково. Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений [14]. Такое определение, по нашему мнению, не учитывает специфических особенностей социального взаимодействия, в котором обе стороны (социальная среда и человек) обоюдно активны. Так, по Ж. Пиаже, процесс социальной адаптации выступает как единство процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды), т. е. как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. В работе И.А. Милославовой также отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря социальной адаптации человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни. По мнению Т.Н. Вершининой, если социальная среда активна по отношению к субъекту, то в адаптации превалирует приспособление; если же во взаимодействии доминирует субъект, то адаптация носит характер активной деятельности. С.Д. Артемов определяет социальную адаптацию как «процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в котором живет и действует человек».

В отечественной социологической литературе адаптация может также пониматься как процесс приспособления малых и больших групп. Так, в монографии Л.Л. Шпак социальная адаптация определяется как «…приспособление и привыкание личности и общностей (классов, социальных групп и слоев, наций, трудовых коллективов, семьи), а также самодеятельных коллективов и движений к изменяющимся условиям, формам и способам общественной жизни и преобразование социальной среды в соответствии с личными и общественными потребностями» [24,37].

Для понимания сущности процесса адаптации важным представляется вопрос о соотношении понятий социальной адаптации и социализации. По И.С. Кону, социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [8,22; 7,221].

Д.А. Андреева рассматривает адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности [10,66].

Приведенные подходы к определению социальной адаптации говорят о том, что разные авторы употребляют этот термин с различными смысловыми оттенками. Поэтому можно согласиться с В.Г. Арсеевым, который считает, что в настоящее время нет такого четкого и однозначного определения социальной адаптации, которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого процесса, в связи с чем проблема определения понятия «социальная адаптация» продолжает оставаться весьма актуальной и требующей своего научного и всестороннего разрешения [1,7−8].

Большинство авторов рассматривают производственную и учебную адаптацию как один из видов социальной адаптации. В работах ряда авторов в произвольной адаптации выделяются профессиональный (включающий в себя психофизиологический компонент) и социально-психологический аспекты [25, 125].

Ф.Б. Березин подчеркивает, что эффективность адаптации нельзя оценивать от затратных показателей, и определяет психическую адаптацию как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды» [2,5].

Адаптация -- это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: а).

оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б).

установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Оптимизация процессов развития в старшем школьном возрасте невозможна без знания условий и закономерностей психического развития, исследования психологических особенностей и возможностей учащихся и подростков.

Соответствующее возрасту психическое развитие является непременным условием нормального процесса социальной адаптации. Особенности психологических функций, основные структурные компоненты личности являются важными факторами сохранения психического здоровья учащихся.

2.2 Интеллектуально-личностные характеристики студентов связанные с процессом адаптации

Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т. е. овладевающий знаниями.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне -- психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т. д.

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [18, 359].

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т. д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития [4, 265].

Если же изучить студента как личность, то возраст 18-- 20 лет -- это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией -- с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений [19, 78].

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Факт поступления в колледж укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов -- от восторженного в первые месяцы учебы в колледже до скептического при оценке колледжевского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т. п.

За время пребывания в колледже у будущих специалистов развиваются такие свойства личности, которые характеризуют положительное отношение к социально принятым нормам, усиливается интровертированность личности, что сопутствует, как правило, интенсификации умственной деятельности и повышению ее эффективности. Однако будущим специалистам свойственна узость познавательных интересов. Так, у них снижено внимание к политической жизни страны, еще меньше их увлекают философские проблемы.

2.3 Особенности адаптации студентов первого курса

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты. юношеский адаптация студент интеллектуальный

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Спрашивая первокурсников колледжа: «С чем непривычным, новым встречались вы на первом курсе?» -- мы получили следующие ответы: «с иной, в отличие от школьной, организацией обучения» -- 49,3%, «с большим объемом самостоятельной работы» -- 39,0%, «с особенностями самостоятельной жизни в отрыве от семьи» -- 20,2%, «с новыми для меня нормами студенческого коллектива» -- 12,4%. Все эти факторы очень сильно влияют на процесс адаптации студента к новым для него условиям колледжевской жизни. И от того, как вчерашний школьник или в особенности «приезжий студент», живущий в отрыве от семьи, пройдет этот период, будет во многом зависеть качество его учебы [18, 103].

Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки [11, 35].

Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.

Известно, что методы обучения в колледже резко отличаются от школьных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог колледжа: лекции, лекции, лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем, не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. В результате нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в колледже в первом семестре, формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Расплата наступает на сессии [20, 18].

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Социальная адаптация студентов в колледже делится на:

а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

б) социально-психологическую адаптацию -- приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [18, 123−124]].

Адаптация -- это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям колледжа:

1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;

2) общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Повторяем, что успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание -- функция регуляции познавательной деятельности [11, 34; 19, 89].

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне -- психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т. д.

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т. д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития [18, 489].

Одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

Существующая система контроля за самостоятельной работой студентов через семинарские, практические и лабораторные занятия отнюдь не исключает пассивности и уклонения от выполнения соответствующих требований со стороны некоторой части студентов.

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И. П. Павловым психофизиологическое явление -- динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других -- ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

Обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями [18, 312; 19, 45].

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

Глава 3. Исследование влияния уровня интеллектуального развития на процесс адаптации студентов

3.1 Обзор используемых методик

В работе использовались следующие методики:

1. Тест возрастающей трудности (методика Равена);

2. Методика СПА К. Роджерса и Р. Даймонда;

3. Социометрический опрос;

4. Анализ успеваемости.

На первом этапе проводилась диагностика уровня интеллектуального развития с помощью теста возрастающей трудности (методика Равена) и анализ успеваемости за первый и второй семестр.

На втором и третьем этапах — была проведена диагностика определения климата в группах и социометрический опрос.

На четвертом этапе проводилась диагностика социально-психологической адаптации с помощью методики СПА К. Роджерса и Р.Даймонда.

I этап исследования.

Тест возрастающей трудности (методика Равена). Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6−8 других фигур. Задача испытуемого установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать пример искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий).

В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А — использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от испытуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением недостающей части таблицы.

Серия В — построена по принципу аналогии между парами фигур. Испытуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С — построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное из развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е — основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающую фигуру можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

II этап исследования.

Анализ успеваемости был проведен путем нахождения средне-арифметического оценок за I и II семестры.

III этап исследования.

Социометрический опрос был разработан для выявления в группах статуса «звезда», «предпочитаемый», «изолированный», «отверженный».

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относятся те, кто получает, и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора).

Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1−2 выбора), то к категории «пренебрегаемый», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения — то к категории «отвергаемых».

Испытуемым была дана анкета с 20 вопросами.

IV этап исследования.

Опросник личностный СПА К. Роджерса и Р.Даймона. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы.

В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов.

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Интерпретация осуществляется в соответствии с нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

3.2 Анализ полученных результатов

На основании предложенных В.Г. Асеевым [1] критериев оценки успешности производственной адаптации, можно сформулировать также следующие показатели эффективности адаптации студентов к процессу обучения в колледже:

3) Группа объективных критериев: успешность собственно учебной деятельности (текущая и сессионная успеваемость); стабильность в процессе учебы функционального состояния организма учащихся (отсутствие резких сдвигов в состоянии психофизиологических функций); отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности.

4) Группа субъективных критериев: удовлетворенность коллективом и сложившимися в нем отношениями (психологическим климатом); проявление учащимся активности в учебной и общественной деятельности.

Такой подход позволяет более объективно судить о качестве адаптационного процесса, так как эффективность психической адаптации оценивается с учетом ее психофизиологической и социально-психологической стоимости, которая необходима для обеспечения адаптационной деятельности человека [6,23−25; 8, 24−25].

Исходя из цели и задач дипломной работы — выявление влияния уровня интеллекта на процесс адаптации, в качестве объектов исследования были избраны студенты первого курса горнотехнического колледжа им. В.П. Романова г. Прокопьевска. Количество испытуемых 47 человек, состоящих из двух групп: первая группа имеет специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» — ТОА; вторая — «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной промышленности» — ГЭМ.

Условия исследования: исследование проводилось в режиме работы государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования в основном в период с 13:00 до 15:00 в кабинете психологии. Состояло из четырех этапов в период с 15 апреля по 15 мая 2004 года.

После проведения I этапа нашего исследования — выявление уровня интеллекта первокурсников по методике Равена — были получены результаты:

Из обследуемых 47 студентов, состоящих из двух групп разных специальностей, имеют (Приложение 1):

высокий уровень интеллекта — 5 человек;

средний уровень — 35 человек;

низкий уровень — 7 человек.

После проведения II этапа исследования — анализ успеваемости за I и II семестр — путем вычисления средне арифметического, мы получили результаты (Приложение 2):

Высокую успеваемость имеют — 12 человек;

Среднюю — 38 человек;

Низкую — 8 человек.

Таким образом, сравнив полученные данные, можно сделать вывод, что испытуемые, обладающие высоким и средним уровнем интеллекта, имеют высокую и среднюю успеваемость за I и II семестры первого года обучения в колледже.

Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в колледже, свыше 50% опрошенных назвали недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 25% студентов приходят на занятия неподготовленными.

После проведения III этапа нашего исследования — выявление социального статуса студентов, при помощи социометрического опроса — были получены результаты (Приложение 3):

7 человек имеют социальный статус «звезда»;

21 человек имеют социальный статус «предпочитаемый»;

10 человек имеют социальный статус «изолированный»;

11 человек имеют социальный статус «отверженный».

После проведения IV этапа нашего исследования — исследование уровня социально-психологической адаптации с помощью методики социально-психологическая адаптация К. Роджерса и Р. Даймона — мы получили результаты (Приложение 4):

Показатели шкалы «Адаптации»: Высокая (67−63) — 10 человек; Средняя (59−51) — 28 человек; Низкая (46−41) — 9 человек.

Показатели шкалы «Самопринятие»: Высокие (69−58) — 11 человек; Среднние (57−49) — 14 человек; Низкие (48−36) — 22 человека.

Показатели шкалы «Принятие других» — Высокие (69−58) — 26 человек; Средние (57−49) — 8 человек; Низкие (48−36) — 13 человек.

Показатели шкалы «Эмоциональный комфорт» — Высокие (69−58) — 10 человек; Средние (57−49) — 30 человек; Низкие (48−36) — 7 человек.

Показатели шкалы «Интернальность» — Высокие (80−60) — 22 человека; Средние (57−49) — 14 человек; Низкие (48−36) — 11 человек.

Показатели шкалы «Стремление к доминированию» — Высокие (80−60) — 12 человек; Средние (59−49) — 15 человек; Низкие (48−36) — 20 человек.

После сравнения интеллектуальных характеристик испытуемых и анализа результатов исследования уровня социально-психологической адаптации с помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда, можно сделать вывод, о том, что уровень социально-психологической адаптации связан с уровнем интеллектуального развития, а так же и с социальным статусом в группе (Приложение 5).

Студенты с высоким уровнем интеллекта (112−130) имеют социальный статус в группе «звезда» и «предпочитаемый», а также высокие баллы по успеваемости и средний уровень по шкалам «адаптация», «самовосприятие», «принятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию».

Студенты со среднем уровнем интеллекта (88−111) также имеют социальный статус в группе ««звезда» и «предпочитаемый», а также высокие баллы по успеваемости и средний уровень по шкалам «адаптация», «самовосприятие», «принятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию».

Студенты с низким уровнем интеллектуального развития (65−67) имеют социальный статус «изолированный» и «отверженный», а также среднюю и низкую успеваемость в учебном процессе, средние и низкие баллы по шкалам «адаптация», «самовосприятие», «принятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию». То есть, студенты, обладающие низким интеллектом более дезадаптированны.

Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать вывод о том, что студенты, обладающие высоким и средним уровнем интеллектуального развития имеют более высокий и средний уровень социально-психологической адаптации, что подтверждает социальное положение студентов в группе, то есть социальный статус, и средне-арифметическое успеваемости за первый год обучения в колледже. Таким образом, наша гипотеза доказана.

Заключение

Время учебы в колледже совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других -- ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

Показателем успешности психической адаптации является прежде всего достижение возможности выполнения основных задач деятельности. В качестве критериев адаптации студентов к учебной деятельности использовались две их группы: объективные (успеваемость, показатели общественной и научной активности, показатели общей и профессиональной направленности, стабилизация свойств внимания, памяти, мышления) и субъективные (отношение к учебным предметам, к выбранной профессии, к получаемым знаниям).

Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го -- начале 3-го учебного семестра. Успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности.

После проведения нашего исследования, мы выявили, что испытуемые, обладающие высоким и средним уровнем интеллектуального развития имеют более адаптированы к новым психологическим условиям колледжа, также они показали свой интерес к изучаемым предметам, что подтверждает высокая и средняя успеваемость за первый год обучения в колледже.

Также важное значение имеют статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. В нашем исследовании студенты, обладающие высоким и средним уровнем интеллектуального развития, имеют высокие и средние социальные статусы в группе, т. е. «звезда» и «предпочитаемый». Коллектив шлифует и корректирует качества личности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств.

Таким образом, успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель социально-психологической адаптации.

Литература

1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России, 1993. № 3.

2. Ананньев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А. Бодалева и др. — М., 1980.

3. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. — Иркутск, 1986. — 17с.

4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988. 270 с.

5. Божович Л И Личность и ее формирование в детском возрасте М 1968. — 385 с.

6. Возрастная и педагогическая психология//Под ред, А В Петровского М 1980

7. Данияров С.Б., Соложенкини В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психологический журнал. — 1989. — № 1. с. 99−105

8. Зинченко В.П., Мунипов В.Н. Введение в эргономику. — М., 1979. — 344 с.

9. Казанская В.Г. Взаимоотношения преподаватели с учащимися ПТУ в процессе обучения. — М.: Высшая школа, 1990.

10. Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. — М., — 1987. 176 с.

11. Комплексная оценка функциональных резервов организма / Айдаралиев А.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. и др. — Фрунзе, 1988. — 195 с.

12. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

13. Кон И.С. Социология личности. — М., 1967. — 383 с.

14. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в технологическом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. — М., 1991. 48 с.

15. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. — ., 1981 — 278 с.

16. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. — М., 1994. — 576 с.

17. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопросы теории и методов социологических исследований (по материалам научно-теоретический конференций).

— Вып 3. — М., 1980. — 57 с.

18. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1977. — 480 с.

19. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского. М., 1981. — 383 с.

20. Педагогика высшей школы / Под редакцией Ю.К. Бабанского — Ростов н/Д., 1972. — 1972. — 121 с.

21. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.

22. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: Учебное пособие для студ.высш.учебн.заведений. — Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 368. с.

23. Постовалова Г. И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван. 1973. С. 18.

24. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.Н., 2000 — 584 с.

25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1997. — 736 с.

26. Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Арсеева. — Иркутск, 1994, — с. 55 — 64.

27. Цапкин В.Н. Личность как группа — группа как личность // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 4.

28. Чернов Е.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1994. № 4, — 79 с.

29. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философско-социологичские проблемы. — Красноярск, 1991. — 232 с.

30. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. / Учебное пособие. — Кемерово: КемГУ, 1999. — 84 с.

Приложение 1

Таблица 1

Результаты исследования уровня интеллекта по методике Равена

Уровень интеллекта

Количество человек

%

Высокий (112−130)

5

6

Средний (88−110)

35

80

Низкий (65−87)

7

14

Приложение 2

Таблица 2

Анализ успеваемости за I и II семестр

Успеваемость

Количество человек

Средний балл

чел.

%

Высокая

12

15

4,2

Средняя

38

73

3,8

Низкая

8

12

3,2

Приложение 3

Таблица 3

Анализ результатов по социометрическому опросу

Социальный статус

Количество человек

%

«звезда»

7

13

«предпочитаемый»

21

45

«изолированный»

10

20

«отверженный»

11

22

Приложение 4

Таблица 4

Результаты исследования уровня адаптации по методике СПА К. Роджерса и Р. Даймона

Адаптация

Самопринятие

Принятие других

Интернальность

Эмоциональная комфортность

Стремление к доминированию

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Высокая

10

21

11

23

26

55

22

47

10

21

12

26

Средняя

28

60

14

30

8

17

14

30

30

64

15

32

Низкая

9

19

22

47

13

28

11

23

7

15

20

42

Приложение 5

Таблица 5

Анализ по результатам исследования

Высокий

Средний

Низкий

Приложение 5 Таблица 5 Выборка показателей уровня интеллекта с уровнем социально-психологической адаптации

Уровень интеллекта

Высокий

(130−112)

Средний

(110−88)

Низкий

(87−65)

Количество совпадений

(от общего количества человек)

Показатели адаптации

1

2

3

4

5

Успеваемость, средний балл

Социальный статус

«Адаптация»: Высокая (Средняя (

Низкая (

«Самопринятие»: Высокая (Средняя (

Низкая (

«Принятие других»: Высокая (Средняя (

Низкая (

«Интернальность»: Высокая (Средняя (

Низкая (

«Эмоциональный комфорт»: Высокая (Средняя (

Низкая (

«Стремление к доминированию»: Высокая (Средняя (

Низкая (

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector