Содержание
Введение 4
Глава 1. Природа леворукости 7
1.1 Причины происхождения леворукости 7
1.2 Особенности развития психических процессов леворуких детей 13
1.3 Психологические проблемы леворуких детей в школе, пути их решения 16
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния леворукости на адаптацию детей к их обучению в школе. 27
2.1 Методы диагностики леворукости. 27
2.2 Организация, этапы и результаты исследования. 35
2.3 Практические рекомендации для педагогов и родителей по предупреждению дезадаптации леворуких детей. 49
Заключение 54
Библиография 57
Введение
До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности, предотвратить негативные проявления личности ( тревожность, агрессивность, неврозы и т.д)
Основной вопрос, на который пытаются ответить современные психологи (Николаева Е.И., Безруких М.М., Айрапетянц В.А.), невропатологи, педиатры звучит так: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой? На сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять свое право на леворукость.
Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости ребенка является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего «необычного» ребенка к жизни в праворуком мире.
В деятельности леворукого особенности их развития и воспитания">ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
1. Сниженная способность зрительно-двигательных координации
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... между: - объективно существующими возрастными предпосылками музыкально-творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей ...
2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений
3. Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания.
4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
5. Речевые нарушения: ошибки звуко-буквенного анализа.
Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.
Одной из важнейших особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Это – следствие не только специфики межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания.
Перечисленные выше психологические особенности леворуких детей требуют повышенного внимания как со стороны педагогов и родителей, так и со стороны психологов. Своевременная диагностика леворукости позволит во многом предотвратить или компенсировать возможные нарушения в социализации и развитии личности леворуких детей. Исходя из вышеизложенного тема дипломной работы является чрезвычайно важной и актуальной.
Целью дипломной работы является изучение особенностей диагностической деятельности по определению леворукости и ее использование в школьной практике. Для достижения данной цели нами выдвигались следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к обоснованию вопроса происхождения леворукости.
2. Проанализировать особенности развития психических процессов леворуких детей и психологические проблемы, возникающие у них в школе.
3. Рассмотреть средства диагностики для выявления леворукости.
4. Выявить преобладание леворукости среди учащихся 1-х классов с помощью средств диагностики;
5. Исследовать особенности адаптации и тревожности леворуких детей при обучении в школе;
6. Выявить закономерности между преобладанием леворукости и проявлением таких личностных характеристик младших школьников, как дезадаптация вследствие повышенного уровня тревожности.
Исходя из вышеизложенного, нами выдвигалась следующая гипотеза: диагностика ведущей руки учащихся, поступающих в школу позволяет спрогнозировать трудности адаптации леворуких детей к обучению в школе вследствии повышенного уровня их тревожности.
Объектом исследования является леворукость.
Предмет исследования: диагностика леворукости и ее взаимосвязь с причинами дезадаптации детей при обучении в школе…….
Библиография
1. Агафонова И.Н. // Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
2. Айрапетянц В.А. Леворукий ребенок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003, №3
3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. М., 1991.
4. Безруких М.М. // Прописи для леворуких детей. – М., 1997.
5. Безруких М.М., Князева М.Г. // Если ваш ребенок левша. М., 1994.
6. Безруких М.М.. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. — М.:Вентана-Граф, 2001. — 64 с.: ил. — (Готовимся к школе).
1.Диагностика мотивационной структуры личности
... и общежитейской направленности личности. Позволяя выявить личностные свойства, диагностика мотивационной структуры личностипредставляется самостоятельным профессиональным средством тестирования. Условное деление ... потребностной сфере о.Ф.Потемкиной ОПИСАНИЕ Методика Потемкиной Ольги Федоровны "Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере" состоит ...
7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998
8. Брагинский В. Почему левша талантлив? // Будь здоров! №2, 2000 г.
9. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей М. 1994 – 189 с.
10. Венгер А. Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – М.,1989 г.
11. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М, изд-во МГОПУ АНОО НОУ. 1999
12. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992г.
13. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.
14. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // Под редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.
15. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. // М.: Книга, 1994
16. Ефремов К. Левый-правый мозг. // Знание-сила №8, 2002 г
17. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
18. Крылов Д.Н., Кулакова Т.П. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988.
19. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 — 335 с.
20. Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 1977 — 278 с.
21. Майская А. Ребенок-левша. Как достичь гармонии с «правым» миром М.: 2006 г
22. Макарьев И. Если ваш ребенок левша Издательство: Лань, 1995 г.
23. Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диаг-ностика и коррекция младших школьников. – М., 1994.
24. Мой ребенок — левша. Наш малыш №10, 2001 г
25. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. – СПб.: “Детство-пресс», 2005
26. Обухова. Л.Ф. Детство как предмет психологического исследования М., Тривола, 1995
27. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
28. Перельштейн Людмила Осторожно: дети! или пособие для родителей, способных удивляться Санкт-Петербург 1998
29. Практикум по возрастной и педагогической психологии, под редакцией И. В. Дубровиной, М. 1998 – 225 с.
30. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000
31. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998
32. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 1989.
33. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог», 1999, № 23 – с 51 – 63.
34. Светлов С. Левши и правши. Какой рукой открыть дверь истины? Издательство: ИГ «Весь», 2004 г.
35. Светлова Е. Чем левши хуже?. Совершенно секретно №10, 2000 г
Диагностика к экзамену
... Они могут быть адаптированы и с успехом применяться в музыкальной диагностике детей дошкольного возраста. 1.Правомерность использования метода цветового моделирования с целью выявления ... традиционных и инновационных технологий музыкального образования (АнисимовВ.П. Диагностика муз способностей детей – М., 2004). Задачи современной диагностики направлена на то, чтобы по возможности дифференцированно ...
36. Семенович А. В. Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей // Психологическая работа с детьми Издательство: Генезис, 2005 г.
37. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.
38. Федосова Н.А. Обучение письму леворуких детей //Начальная школа. 1987. №12.
39. Ходорыч А. Право левой руки. Деньги №24, 2000 г.
40. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992 – 94 с.
41. Чижова С. Если ребенок левша. Как наиболее эффективно развивать таланты вашего ребенка // Издательства: Эксмо, ОЛИСС, 2007 г.
42. Чуприков В.А. Как быть левшой? //Семья и школа. 1986. №11.
43. Шохор-Троцкая М. Не переучивайте левшу!. Наука и жизнь №8, 2002 г.
44. Юдин Н. Муталимова А. О феномене леворукости. Воспитание школьников №10, 2002
45. Юдин Н. Психокоррекционная работа с леворукими детьми. Воспитание школьников №2, 2003 г.