Введение.
Глава 1. Проблема профессиональной ориентации подростков с нормальным развитием и нарушением слуха.
1.1. Современные представления определений, относящихся к профессиональной ориентации.
1.2. Из истории возникновения и развития профильной подготовки учащихся.
1.3. Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки школьников.
1.4. Аспекты профессиональной подготовки школьников с нормальным развитием.
1.5. Специфика профильной подготовки детей с нарушениями слуха.
Глава 2. Система предпрофильной и профильной подготовки школьников с нарушением слуха.
2.1. Содержание профессионального обучения в современной школе для детей с нарушением слуха.
2.2. Мотивация предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
2. 3. Диагностика профессиональной направленности учащихся с нарушением слуха.
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации детей с отклонениями в развитии.
2.5. Организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки детей с нарушением слуха.
Глава 3. Модель предпрофильной подготовки в школах для детей с нарушениями слуха.
3.1. Организация предпрофильной подготовки (ППП)
в школе для детей с нарушением слуха.
Введение.
Важнейшей задачей современного этапа развития системы образования является формирование новой системы профессиональной подготовки и занятости детей с нарушениями слуха, её обогащение на основе использования ряда факторов: социальных, экономических, политических и демографических.
Актуальность данного исследования заключается в том, что, социально-экономические изменения, происходящие в России, существенно повлияли на процессы профессионального образования и трудоустройства детей с нарушениями слуха. Они привели к ухудшению условий обучения учащихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, к осложнению ситуации с трудоустройством и вследствие этого к ухудшению их жизненных условий в целом. Последствия проводимых экономических реформ отразились на количественных и качественных изменениях в составе учащихся с отклонениями в развитии, поступающих в учебные заведения.
Анализ положения в сфере профессионального образования детей с нарушенным слухом убеждает в необходимости разработки гибкой, комплексной интегрированной модели среднего профессионального образования, реализация которой на различных уровнях — федеральном, региональном, местном — должна привести к оптимальным результатам: способствовать становлению и развитию системы профессионального образования в целом.
Особенности речевого общения детей с нарушением слуха Введение
... процессе, осуществляемом в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха, особое внимание, помимо общего развития ребенка, коррекции недостатков, вызванных дефектом слуха, подготовки детей к школе, уделяется формированию у дошкольников устной ...
Выбор профессии, уровень профессиональной подготовки, трудоустройство в настоящее время носят стихийный характер, не имеют четкой организационной структуры. Недостаточно разработаны федеральные программы профессионального образования детей с нарушенным слухом, меры правовой политики и социальной защиты.
Проблема: противоречие между необходимостью формирования профориентации ребёнка (школа способна успешно ориентировать выпускников в выборе профессии) и отсутствием технологий профильной подготовки.
Объектом исследования является профильная подготовка учащихся старших классов.
Предметом исследования — специфика профильной подготовки учащихся с нарушением слуха.
Цель работы — разработать и апробировать модель профильной подготовки учащихся с нарушенным слухом.
Гипотеза:
1. На этапе предпрофильной подготовки при создании необходимых условий у школьников с нарушениями слуха возможно формирование профильных ориентаций, соответствующих актуальным современным социальным ориентирам и личностным возможностям учащихся.
2. Особенности профильных ориентаций детей с нарушенным слухом проявляются в нехватке знаний о себе и ограничении возможности апробировать себя в разнообразных видах творческой деятельности.
3. Формирование профильной ориентации слабослышащих школьников на этапе предпрофильной подготовки предполагает создание следующих социально-педагогических условий:
§ оптимизации целей профильной ориентации школьников с нарушением слуха с учётом основных направлений модернизации российского образования, потребностей социума, специфики школы, интересов и намерений учащихся педагогов и родителей;
§ обеспечения вариативного набора элективных курсов, оптимально отражающих потребности социума, запросы, интересы детей и их родителей;
§ создания ресурса дополнительного образования и его использование для организации профессиональных проб и реализации индивидуальных образовательных программ учащимися.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме (профильная и предпрофильная подготовка у детей с нормальным развитием и с отклонениями в развитии)
2. Проанализировать программы предпрофильной и профильной подготовки в СКОУ и сложившуюся систему (результаты психолого-педагогических исследований).
3. Выявить уровень профессиональной ориентировки учащихся старших классов с нарушением слуха.
4. Провести мониторинг психологического обследования определения предпочтений в выборе профессии у учащихся с нарушенным слухом.
Разработать модели предпрофильной подготовки учащихся старших классов с нарушением слуха.
Глава 1.
Понятие профессиональной ориентации,
её направления, цели и методы.
Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам школ: им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, мыслить творчески, обладать коммуникативными навыками, уметь принимать решения и нести за них ответственность. Следовательно, традиционной школе, ориентированной в основном на трансляцию знаний, необходимы качественные изменения.
Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением
... профессиональное самоопределение старшеклассников.Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в классах с профильным обучением.Гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, ...
Достижению этой цели подчинены те изменения в образовании, которые осуществляются в настоящее время, в частности, переход к профильному обучению, созданию системы специализированной подготовки (профессиональной ориентации) в старших классах общеобразовательной школы, направленной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.
Исследование проблемы профессиональной ориентации, как и исследование тех или иных проблем образовательного цикла, вряд ли может быть ограничено рамками её содержательного наполнения. Не менее существенными здесь выступают и другие стороны, так или иначе определяющие функциональное обозначение исследуемой проблемы.
Подходя с такой позиции к рассмотрению проблемы исследования, целесообразно обратиться к находящимся в обращении понятийно-терминологическим определениям.
Профессиональная ориентация — система мероприятий по ознакомлению молодёжи с миром профессии. Профессиональная ориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными особенностями человека и потребностями общества. Подготовка молодёжи к выбору определенной области труда осуществляется в процессе учебно-воспитательной работы, проводимой в школе и семье. (А.К. Марков «Психология профессионализма», 1996).
Профессиональная ориентация буквально — это рекомендации человеку относительно выбора профессии. Этот термин широко используется и затрагивает определённое тестирование навыков и способностей человека, психологическую оценку личности, мотивации, целей жизни и т. д.
Профориентация — очень объёмное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребёнка на «жизненный успех», на «успешную карьеру». Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии.
Профессиональная подготовка — совокупность специальных знаний, умений, навыков, позволяющих выполнять работу в определённой области деятельности. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, средне-специального, профессионально-технического и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на профессиональных курсах, путём бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.).
Профессиональная подготовка совершается в процессе трудовой деятельности, в системе повышения квалификации, а также путём самообразования (А.К. Марков «Психология профессионализма», 1996, с.7).
Профессиональное самоопределение — поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения (А.К. Марков «Психология профессионализма», 1996, с.7).
Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с её самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На это обращает внимание М. X. Титма, который видит в переходе от понятий «подготовка», «воспитание» к понятиям «включение» и «самоопределение» существенный сдвиг в ориентациях исследователей, сосредоточивающих анализ на активности самого субъекта в противовес рассмотрению его как пассивного объекта социального воздействия [М.Х. Титма,1982, т. 1, 149].
Действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, часто противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности. При такой постановке проблемы исследование жизненной перспективы оказывается важнейшим направлением в изучении многочисленных проблем профессионального самоопределения.
Профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия: профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение — от самого человека, более того, что именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему.
Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются (Е.А.Климов «Психология профессионального самоопределения», 1996, с.14):
профессиональная информация — ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональная консультация — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
профессиональный подбор — предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
профессиональный отбор — определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;
профессиональная, производственная и социальная адаптация — система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма;
предпрофильная подготовка — это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, помогающая самоопределению учащихся старших классов основной школы.
Мотивация профессиональной деятельности
Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...
Профессиональная ориентация осуществляется в целях:
? обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
? достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
? прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
? содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия её удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Основные методы профессиональной ориентации (Е.А.Климов, 1996, с.19):
? информирование (индивидуальное, групповое, массовое), непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
? психологическое и медицинское консультирование;
? психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
? различные педагогические методы.
1. 2. Из истории возникновения и развития
профильной подготовки учащихся.
Определённый опыт профильной подготовки накоплен как за рубежом, так и в России. Ещё в 1864 году был принят указ, согласно которому организовывались семиклассные гимназии двух типов: классическая — целью которой была подготовка в университет, и реальная — целью которой была подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения. В дальнейшем к проблеме ранней профилизации и специализации обращались неоднократно.
Новый импульс идея профильного обучения получила в 1915-1916 годах в ходе реформы образования. По предложенной структуре, 4 — 7 классы гимназий разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.
В 1918 году состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения, и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.
В 1934 году ЦК ВКПБ и совет Народных Комиссаров СССР принимают постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР», предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьёзную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило учёных — педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.
Академия педагогических наук в 1957 году выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трём направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному.
О готовности учащихся сельских школ к обучению в среднем звене
... выдвигает специфические проблемы. Самого серьезного внимания заслуживает переход учащихся из начальной в среднюю школу. Это связано прежде всего с тем, что коренным образом изменяются условия учения, ... уровню развития произвольности, способности к саморегуляции. Для определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене кафедрой психологии и медицинских проблем в образовании Ярославского ...
С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 году были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углублённым изучением предметов, которые постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.
В конце 80-х — начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углублённое обучение школьников по избираемым ими образовательным областям, с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, музыкальные, спортивн……..