СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1. Проблема взаимосвязи развития мелкой моторики и речи в трудах по физиологии, психологии и педагогике 5
1.2. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в норме 12
1.3. Особенности развития двигательной сферы и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи 15
1.4. Приемы развития мелкой моторики рук 17
Выводы 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 24
2.1. Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня развития мелкой моторики рук 24
2.2. Формирующий эксперимент по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР 28
2.3. Анализ результатов исследования 34
Выводы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 40
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками — этим органом всех органов», — писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она — основной орган туда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми.
Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Психологическая реабилитация детей-сирот старшего дошкольного ...
... в развитии психомоторики. Целью программы явилась психологическая реабилитация оставшихся без попечения родителей детей старшего дошкольного возраста, ... страдающих резидуально-органическим психосиндромом с психомоторными нарушениями. Реабилитационная программа позволила решить несколько задач: Совершенствование общей моторики и двигательных функций ребенка, ...
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что » натуральное побуждение к действию над вещами » у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение » созидательной работе рук » для развития мышления и речи детей.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье.
Цель исследования – изучение приемов развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – мелкая моторика детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – приемы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) Изучить логопедическую и психологическую литературу по теме исследования;
2) Выявить особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР;
3) Подобрать систему игр и упражнений по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи;
4) Дать оценку эффективности используемых приемов развития мелкой моторики детей с ОНР.
Гипотеза: Мы предполагаем, что развитие мелкой моторики старших дошкольников с общим недоразвитием речи возможно средствами пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр и упражнений.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, тестирование, эксперимент, построение таблиц и гистограмм.
База исследования: В исследовании принимали участие 10 воспитанников старшей логопедической группы ДОУ №24 г. Белебея……
ЛИТЕРАТУРА
1. Бардышева Т. Пальчиковые игры. Пляшут мои ручки. – М.: Карапуз, 2005. – 64 с.
2. Бардышева Т. Развитие речи + Пальчиковые игры (книга-перевертыш).
– М.: Карапуз, 2005. – 126 с.
3. Белая К.Ю. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 2002. – 48 с.
4. Борисенко М. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. – М.: Паритет, 2003. – 144 с.
5. Бронштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., «Физкультура и спорт», 1991.
6. Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет. // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. — М., 1980г. — с.15-26.
Развитие моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью
... мелкой и общей моторики; несформированность жестомимических средств нормально развивающимися сверстниками у детей с нарушением интеллекта Задачи: .Рассмотреть и изучить литературу по проблеме исследования .Сравнить особенности моторного развития умственно отсталых детей ... присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), ...
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
8. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики — — М.: Гном Пресс, 2002. – 64 с.
9. Давыдов С.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6-летнего возраста различных типов конституций.// Теория и практика физической культуры. 1995г., №11, с.39-43.
10. Двигательные качества и моторика их развития у дошкольников. / сост. Н.А.Ноткина. — СПб.: Образование, 1993г.
11. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Феличева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
13. Кольцова М.М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – М.: У-Фактория. 2005. – 224 с.
14. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – М.: Литера, 2005. – 32 с.
15. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды.. – М.: АРКТИ, 2005. – 222 с.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
17. Нижегородцева Н.В.. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
18. Ноткина Н.А. Индивидуальные различия в формировании двигательных качеств дошкольников./ Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском соду.: Межвуз.сб.науч.тр.-Л., 1985.- с.146-151.
19. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.
20. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1988. — 287 с.
21. Павлов И.П. Мозг и психика. Избранные психологические труды. – М.: Модек, 2004. – 360 с.
22. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. Селиверстова В.И — М.: «Академический проект», 2004. — 478 с.
23. Правдина О. В. Логопедия. – М., «Просвещение», 1973. – 272 с с ил.
24. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. — М.: Институт общегумунитарных исследований, В. Секачев, 2002. — 256 с.
25. Проблемы физиологии двигательного аппарата. /Под ред. проф. Л.Н. Зефирова, изд-во Казанского ун-та, 1992г.
26. Сеченов И.М. Психология поведения. Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, 2006. – 368 с.
27. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М., 1992.
28. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.-223 с.: ил.
29. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа).
Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...
... связного высказывания необходимо проанализировать этапы развития речи, раскрытые в трудах А.Н.Гвоздева. На основании многолетнего наблюдения за развитием речи детей он выделил три основных периода ... речи маленького ребенка объясняется тем, что речь еще не приобрела функции планирования, она тесно связана с практической деятельностью. По свидетельству Д.Б. Эльконина, речь младшего дошкольника ...
Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.— 103 с.