Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактической работы с подростками девиантного поведения 8
1.1 Содержание понятия «девиантное поведение» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Возрастные особенности проявления девиации в подростковом возрасте 14
1.3 Условия организации профилактической работы с подростками с девиантным поведением 19
1.4 Особенности организации профилактической работы с подростками с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра 23
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Анализ эффективности организации профилактической работы с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитционного центра для несовершеннолетних 43
2.1 Анализ проблемы девиантности в условиях социально-реабилитационного центра 43
2.2 Диагностика детей подросткового возраста с девиантным поведением 44
2.3 Программа профилактической работы с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра 54
2.4 Оценка эффективности системы мероприятий по профилактике девиантного поведения подростков 64
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Введение
Девиантное поведение как феномен является предметом исследования различных наук. Задачи профилактики девиантного поведения стоят перед различными социальными институтами, в том числе и перед общеобразовательной школой. Разработка эффективных стратегий предупреждения девиантного поведения — одна из ключевых задач по удовлетворению социального заказа, стоящего перед системой образования.
В психологическом словаре «девиантное поведение — это система поступков или отдельные поступки человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся представлениям о поведении». Подобные определения имеют в своем основании общественные отношения индивида с группой людей, поэтому являются социологическими.
Технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления ...
... имеющей подростка с девиантным поведением; 5) провести анализ исследования. Гипотеза исследования - социальная работа с семьей, как фактор преодоления девиантного поведения детей и подростков будет наиболее эффективна, при соблюдении следующих условий: 1) скоординированной работе ...
Для организации педагогического процесса профилактики девиантного поведения необходимо сместить акценты в область главного регулятора человеческого поведения — психики. Если мы задаемся вопросом, почему у данного индивида возникли отклонения в поведении, то это будет в первую очередь вопрос социологии, медицины, экономики, социального окружения, особенностей семейного и иного воспитания и прочего. Если же мы ищем ответ на вопрос: «Почему индивид как личность выбирает отклоняющийся тип поведения?», мы перемещаемся в область психологии.
Стратегия всеобъемлющей (тотальной) профилактики девиантного поведения предполагает полное недопущение всех видов девиантного поведения за счет устранения причин, их вызывающих. Об актуальности данных причин говорит статистика: 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; 68 % мужчин и 31 % женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на учете как хронические алкоголики состояли 12 % совершивших самоубийство мужчин и 20,2 % всех, покушавшихся на свою жизнь. Среди форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно (на 46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.
Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14—17 лет, половина — девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества. Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко- или токсикоманом.
Для организации всеобъемлющей профилактики необходимо, во-первых, предугадать все возможные отклонения; во-вторых, выявить и теоретически обосновать условия жизни и психического развития, исключающие зарождение любых видов девиаций; в-третьих, реализовать условия жизни и психического развития, исключающие появление любого вида девиантного поведения.
Если принять за основу, что девиантное поведение возникает из-за неблагоприятных социальных условий (Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др.), то изменение этих условий потребует обязательного решения вопроса социально неблагополучных семей и семей, живущих за чертой бедности. Государство пока не может решить данную проблему.
Такой взгляд на мир и человека как равноправных субъектов раскрывается во многих современных философских и научных концепциях: антропокосмизм (В. Н. Сагатовский), синергетика (И. Пригожий, Г. Хакен), философия диалога (М. М. Бахтин, В. С. Библер).
Особенности социальной адаптации несовершеннолетних в социально-реабилитационном ...
... несовершеннолетних в реабилитационном центре. Предметом исследования являются технологии социальной работы с несовершеннолетними в социально ... разработка технологий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Успех реализации технологий ... развития и поведения несовершеннолетних; оказание первичной психологической помощи несовершеннолетним. Помещение несовершеннолетнего в центр ...
С. Г. Вершловским, В. Г. Воронцовой, В. В. Горшковой, И. П. Ивановым, И. А. Колесниковой, Н. И. Элиасберг применительно к обычным (нормальным) детям выдвигается принцип субъект-субъектных отношений в педагогической теории и практике.
На основе постановлений Правительства РФ в стране стала создаваться сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и, прежде всего социальных приютов, социальных центров реабилитации, направленных на их социальное спасение. Данные учреждения призваны взять на себя заботу о социальной реабилитации подростков, утративших семейные связи, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию.
Главная роль при решении этого важного вопроса отводится специалистам, которые снижают уровень деструктивности среди несовершеннолетних, организуя профилактическую и коррекционную работу. К числу таких специалистов можно отнести психологов, педагогов, инспекторов, социальных педагогов, юридических психологов. Интеграция усилий общества может осуществиться в рамках научно-обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической и психологической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических, психологических и воспитательных воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми правильными жизненными установками.
Так, профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребёнка.
Данные актуальные вопросы, стоящие перед специалистами и современным обществом определили тему нашего исследования: «Профилактическая работа с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
Цель исследования: теоретически обосновать и оценить эффективность разработанной программы профилактики с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: условия организации психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.
Гипотезой исследования является предположение о то, что профилактика с подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних будет боле эффективной при соблюдении следующих условий: разработка и реализация программы по профилактике девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних; организация комплексной работы всех специалистов.
Цель, гипотеза, предмет и объект исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме работы.
2. Выявить сущность девиантного поведения, особенности формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть основные средства профилактики девиантного поведения.
4. Разработать программу профилактики девиантного поведения.
5. Оценить эффективность проводимых мероприятий.
Девиантное поведение подростков
... девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии. 1.1. Формы проявления нарушений поведения. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение ... и частных методиках просто отпала бы. Актуальность исследования. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится ...
6. Обобщить и сформулировать выводы.
Методы исследования носили комплексный характер: историко-теоретический анализ социологической, психологической, педагогической, философской, литературы по проблеме исследования, обобщение материалов, систематизация данных, анкетирование, моделирование..
Реализация исследования проходит в несколько этапов:
Сбор, анализ литературы по теме исследование; выявление основных вопросов; анализ существующих подходов к проведению предупреждающей работы.
Выявление на основе анализа литературы педагогических условий, способствующих эффективному проведению работы по предупреждению девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра.
Создание, моделирование педагогических условий на практике и анализ их эффективного использования при профилактической работе.
Глава 1. Теоретические аспекты профилактической работы с подростками девиантного поведения
1.1 Содержание понятия «девиантное поведение» в психолого-педагогической литературе
Организация системы ранней профилактики девиантного поведения подростков предполагает комплексное осмысление понятия «девиантное поведение».
Исследование теоретических источников и накопленного опыта профилактики девиантного поведения подростков позволяет определить содержание девиантного поведения и выработать научно-педагогическую концепцию, являющуюся теоретической основой комплексного и системного подходов в организации профилактики девиантного поведения, включая психолого-педагогическую методику его выявления, технологию и системообразующие направления совершенствования профилактики. Девиантное поведение в кратком словаре современных понятий и терминов определяется как отклонение от нормы поведения, развития. Девиантное поведение — это поступки, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения [25].
Под делинквентным поведением А.Е. Личко (1985) подразумевает мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег и т.д. [28].
Однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что понятие «делинквентное поведение» должно применяться только в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков, таких, например, как кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, убийство. По мнению ученого, расширение границ термина «делинквентное поведение» приводит к стиранию границ между криминальными и некриминальными поступками.
В классификациях, используемых за рубежом, понятие «делинквентность» применяется для обозначения поведения несовершеннолетних правонарушителей. [15]
Проведенный анализ научных трудов отечественных исследователей показывает, что в современных условиях термин «девиантное поведение», используемый педагогикой, психиатрией и медициной, стал приобретать множество новых оттенков. Так, например, появилось понятие «патологические варианты девиантного поведения». Причем для одних — это такие формы девиантности, как суицид, преступность, различные формы наркотизма, сексуальные девиации, к которым относят и проституцию, для других — девиантное поведение при психических расстройствах; для третьих — поведенческие девиации, достигающие по силе и тяжести патологического уровня. Не более определенно и мнение ученых о соотнесении девиантного и делинквентного поведения, асоциального и антисоциального, поведенческой, социальной и психологической дезадаптации.
Отклоняющееся поведения детей и подростков как социально-педагогическая проблема
... многих авторов, найдя отражение в ряде работ. Объект исследования - девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема. Предмет исследования - социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением. Цель исследования - изучить социально-педагогическую профилактику ...
С.А. Беличева считает, что отклоняющееся поведение, являясь результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации в достаточно раннем возрасте [5].
Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.)……..
Список использованной литературы
1. Алгоритм организации индивидуального сопровождения учащихся группы «риска» // Завуч. — 1999. — №2. — С.76-83.
2. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. — 2003. — №7. — С.193-200.
3. Бытко Ю.И., Ладно А.С. Девиантное поведение подростков // СоцИс. — 1988. — №4.
4. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. — М.: Академия, 2001. — С. 91-121.
5. Вингендер И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии // Психологическая наука и образование. — 2000. — №3. — С.5-15.
6. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.- СПб., 1993.
7. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. — Томск, 2004. — 310 с.
8. Дети «группы риска»: Мат-лы Междун. конф. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2001.
9. Дети улицы: Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. — М.: Интеллект-Центр, 2001.
10. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование. — 2000. — №3. — С.16-25.
11. Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков // Профессионал. — 1997. — №11-12. — С. 50-52.
12. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М: Сфера, 2001. — 160 с.
13. Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный руководитель. — 2003. — №4. — С. 86-103.
14. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. — Минск: Беларусь, 1988.
15. Крылова Н. Проблемный подросток: его права и возможности. //Воспитание школьников- 2011. — №9. — С.17-25.
16. Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. — 2000. — №№ 29, 30, 31.
Исследование особенностей самоотношения подростков с девиантным поведением
... подростков с девиантным поведением; изучить осознанный образ «Я» подростков с отклонениями в поведении; сопоставить на основе исследования особенности самоотношения девиантных подростков. Объектом исследования является самоотношение подростков с отклоняющимся поведением. Предметом - особенности самоотношения девиантных подростков. ... как некоторого устойчивого образования в структуре личности. ...
17. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. — 2003. — №2. — С.52-53.
18. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения // Клиническая и медицинская психология. — М.: Медпресс, 1999. — С.351-416.
19. Морозов В.В. Дети улицы, или Размышления о реабилитационной педагогике // Внешкольник. — 1999. — №10-11. — С.11-13.
20. Олиференко Л.Я., Шульга И.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие. — М.: Академия, 2002.
21. Подростки «группы риска» // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 2003. — С.376-401.
22. Психолого-педагогическая работа со школьниками-девиантами в Москве / М.Ю. Кондратьев, О.Б. Крушелицкая, С.Л. Нечаева. — // Психологическая наука и образование. — 1999. — №3. — С.4.
23. Родичев Н., Чистякова С. Профессиональное становление подростков с проблемами в обучении и поведении // Школьные технологии. — 1999. — № 4. — С.132-138.
24. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. — М.: Гном и Д, 2000.
25. Стурова М.П., Силенков В.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика. — 1999. — №7. — С.38-41.
26. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. — 2002. — №7. — С.44-46.
27. Цилуйко М.В. Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2000. — №1. — С.75-87.
28. Шапинский В. А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1997.