Профилактика наркомании в подростковой среде в условиях общеобразовательной школы

Тема: «Профилактика наркомании в подростковой среде в условиях общеобразовательной школы»

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

1. Факторы риска ранней зависимости от наркотиков…………………….

1.1. Проблема наркомании в современной России…………………………….

1.2. Предпосылки развития наркозависимости у подростков (объедините 1.2 и 1.3) ……………………………………………………

1.3. Теоретическая модель процесса профилактики наркомании в общеобразовательной школе.

2. Психолого-педагогическая профилактика наркомании…………….

2.1. Формы и методы профилактики наркомании в российской системе образования

2.2. Анализ деятельности СОШ №… города… по профилактике наркомании в подростковой среде

2.3. Рекомендации руководителям общеобразовательных школ и социальным педагогам по организации профилактики наркомании в подростковой среде.

Заключение……………………..

Список используемой литературы………………..

Приложение А…………..

Приложение В………………

Пртложение С…………

Введение

Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения, формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду. Отсутствие эффективной молодежной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодежи наркотической субкультуры. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотиков (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность профилактических, коррекционных и реабилитационных программ.

В настоящее время в экстренной профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики.

23 стр., 11063 слов

Роль неправительственных организаций в решении проблем наркомании ...

... РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ ПОДРОСТКАМИ.................................................. 30 2.1 Деятельность специалиста по социальной работе с указанной целевой группой………………………………………………..30-39 2.2 Современные методики и программы профилактики наркомании в подростковой среде…………………………….……………40-50 ...

Увеличение числа наркозависимых подростков и недооценка обществом серьезности этой ситуации; отсутствие эффективных моделей антинаркотического воспитания, с одной стороны и потребность в адекватных разработках профилактики наркомании, просветительской работы среди населения, с другой, требует поиска новых форм социально-педагогической деятельности.

Степень разработанности: Психолого-педагогические исследования профилактики ранней наркомании подростков проведены психологами: С.А. Бадмаевым, С.А. Беличевой, А.П. Горбачевой, И.И. Кауненко; педагогами — Т.К.Зуевой, И.В.Иванниковой, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейбергом, A.C., Меликсетяном, И.А. Невским, В.А. Поповым, З.Д. Раевской, О.Л.Романовой. Расширяют и углубляют изучение данной проблемы труды социальных педагогов — В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Т.П.Гуриной, Д.В.Колесова, A.B. Мудрика, Л.П.Федоренко. Свой вклад в решение этого вопроса вносят исследователи-криминологи — Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, В.Р. Кудрявцев, Г.М. Миньковский. Медицинский аспект проблемы отражен в работах Б.С. Братуся, A.A. Вдовиченко, В.В. Ковалева, А.Е. Личко.

Проблеме проявления отклоняющихся форм поведения подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, E.H. Заборовой, В.А. Лелекова, A.B. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова. Влияние школьной среды в процессе социализации подростка, а также ее роль в профилактике ранней алкоголизации и табакокурения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, B.C. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.

Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию вредных привычек личности, проблема ранней подростковой наркомании, а также разработка системы их педагогической профилактики, направленной на нравственное и физическое оздоровление подрастающего поколения и утверждения здорового образа жизни требует дальнейшего изучения.

Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе теоретических положений организовать профилактическую работу педагога-психолога с учащимися общеобразовательной школы по снижению зависимости наркомании.

Объект исследования: наркомания как социально-педагогическое явление.

Предмет исследования: профилактика наркомании в подростковой среде в условиях общеобразовательной школы.

Цель данной работы: раскрыть деятельность педагога-психолога по профилактике наркомании среди подростков.

В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... в массив научного знания. Общая логика и структура социально-педагогического исследования Глоссарий к теме Тема исследования – это лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой ... процессов и связей между ними. Индивидуальная научная деятельность – процесс научной работы отдельного исследователя. Коллективная научная деятельность – деятельность всего сообщества ученых, работающих в данной ...

1. Рассмотреть понятие «наркомания» и ее проблему в современной России;

2. Охарактеризовать предпосылки развития наркозависимости у подростков;

3. Разработать теоретическую модель процесса профилактики наркомании в общеобразовательной школе;

4. Описать формы и методы профилактики наркомании в российской системе образования;

5. Провести анализ деятельности СОШ №1 г. Меленки по профилактике наркомании в подростковой среде;

6. Подобрать рекомендации руководителям и социальным педагогам по организации профилактики наркомании в подростковой среде.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ психологической, педагогической, социально-педагогической литературы.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников, приложения.

Научная новизна исследования заключается в том, что определены этапы развития ранней наркомании подростков; разработана система педагогической профилактики вредных привычек у подростков, основанная на превентивном обучении, представляющим собой новую область педагогической деятельности, в которой сочетаются все виды социологических, психологических, правовых, педагогических, медицинских воздействий на личность подростка и окружающие его условия. Система профилактики включает в себя: учебно-воспитательную работу с подростками; выявление детей «группы риска»; подготовку педагогов к ведению профилактической работы; работу с семьей; организацию деятельности педагога-психолога с учреждениями по трудоустройству подростков; организацию педагогом досуга подростков; реализацию принципов профилактики; определена совокупность педагогических условий, способствующих эффективности системы педагогической профилактики.

Теоретическая значимость исследования состоит в том: 1) дана характеристика этапов развития вредных привычек у подростков, выступающая обоснованием для профилактических мероприятий (формирование иллюзорно-компенсаторной деятельности; формирование первичной и вторичной профилактики по отношению к алкоголизации и табакокурению); 2) проанализированы и определены неблагоприятные сочетания факторов риска ранней наркомании у подростков; 3) раскрыты современные проблемы профилактики вредных привычек; 4) охарактеризована система психолого-педагогической профилактики и педагогические условия, способствующие ее эффективной реализации. Тем самым расширяются теоретические представления о деятельности педагога-психолога по профилактике вредных привычек у подростков и вносится вклад в теорию общей педагогики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что а) результаты позволяют расширить спектр психолого-педагогических средств, способствующий повышению эффективности психолого-педагогической профилактики вредных привычек у подростков; б) апробирована система профилактики и установлена ее эффективность; в) разработанные: комплекс информационно-обучающих занятий, г) программа профилактики наркомании у подростков могут быть использованы в деятельности как педагогов общеобразовательных школ, так и других работников образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Факторы риска ранней зависимости от наркотиков.

11 стр., 5382 слов

Девиантное поведение подростков как педагогическая проблема

... поведение. Предметом является девиантное поведение подростков как педагогическая проблема. Целью нашей курсовой работы является: изучение девиантного поведения подростков. Основные задачи: Дать определение ... принял специально посвященный этой проблеме Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[2;ст. 3177], заложивший основы правового ...

1.1 Проблема наркомании в современной России.

Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых, во многих странах наркомании признаны социальным бедствием.

Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия).

Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием.

Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, изменяющие сознание, но не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума.

До определенного времени в России наиболее актуальной была проблема пьянства, но затем наметились малоутешительные тенденции перетекания проблем алкоголизма в проблемы наркотизации не только среди взрослых, но и среди молодежи и даже школьников. По результатам опроса общественного мнения, на сегодняшний день наркомания – вторая по важности проблема в России (первой, безусловно, является преступность).

И, действительно, в России с катастрофической быстротой увеличивается количество наркоманов…

Заключение

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни. Наиболее важной в деле формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения является роль педагога-психолога.

Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика наркомании и токсикомании.

В данной работе мы рассмотрели понятие « наркомания» в психолого-педагогической литературе. Наркомания – это заболевание, проявляющееся во влечении к постоянному приему средств, называемых наркотическими, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

Охарактеризовали факторы и причины наркомании среди подростков. Выделили биологические, психологические, социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы.

К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии.

9 стр., 4125 слов

Профилактика употребления наркотиков подростками и молодежью

... средствам. 4. Разработать мероприятия по профилактике наркомании среди подростков. Объект исследования: подростковый наркотизм. Предмет ... больных, инвалидов, нетрудоспособных, а нередко и социально опасных членов общества. Вследствие этого разрушаются ... экологии Человека Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, немецкого Института демографических исследований Макса ...

К психологическим факторам относятся: привлекательность на психологическом уровне возникающих отношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности личной акцентуации подростка.

К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы. К социально-педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и адаптация в школьном коллективе. И к социально- культурным факторам относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических и общественных институтов; доступность наркотиков.

Описали социально-педагогическую деятельность по профилактике наркомании среди подростков. Основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально- педагогический подход, информационный, социально- профилактический и применение санкций. По классификации профилактику можно разделить на первичную, вторичную, третичную профилактику.

В целом, изучив основные направления деятельности по профилактике наркомании в подростковой среде, можно сделать вывод о том, что в профилактической работе нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.

Список используемой литературы

1. Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. — Уфа: Ин-формреклама, 2005. — 144 с.

2. Ахмерова С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. — Уфа, БИРО, 2005. – 230 с.

3. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. – М.: Просвещение, 2003. – 123 с.

4. Габиани А.Л. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. — М.: Мысль, 2005. – 385 с.

5. Гарифуллин P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2002. – 317 с.

6. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. — М.: Просвещение, 2004. – 328 с.

7. Глушков В.А. Наркомании у подростков. — Киев, 2005. – 330 с.

8. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособие для студентов средних и высш. педагог. учеб. заведений /Еникеева Д.Д. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2006. — 144 с.

9. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия / Еникеева, Д.Д. — М.: Аст-Пресс, 2006. — 528 с.

10. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Змановская, Е.В. — М.: Академия, 2003. — 564

11. Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков /Клочинова П. // Социальная педагогика. – 2006. — № 1. – С.61-70.

12. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод, пособие. — СПб.: Питер, 2006. – 317 с.

13. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2005. – 417 с.

14. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. — Л.: Медицина. 2004. – 415 с.

15. Макаров В.В. Первичная профилактика наркоманических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. — 2003. — № 4.- С.25-27.

16 стр., 7589 слов

Попова м.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-методич. ...

... месяцев), имеющих совершенно определенные задачи и прагматически ориентированную идеологию. Второе направление — объемные учеб­ные курсы, включающие целый спектр самоподготовки ребен­ка к самостоятельной жизни (эти ...

16. Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников. Под ред. М.М. Безруких; М-во образования Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2003. — 191 с.

17. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2007. – 340 с.

18. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. — М.: Просвещение, 2005. – 315 с.

19. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В. Березина и др. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 438 с.

20. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни. – Ижевск, 2006.- 63 с.

21. Психология подростка: полное руководство / под ред. А.А. Реана. – СПб: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.

22. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. — М.: Академия, 2006. – 217 с.

23. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью/Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. — СПб.: Питер, 2003. – 345 с.

24. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Сирота Н.А., Ялтинский В.М. — М.: Академия, 2003. — 176 с.

25. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

26. Степанов В.Г. Психология трудных подростков: учеб. пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений / В.Г. Степанов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. -336 с.

27. Суханов В.И., Макович В.А. Вредные привычки: причины и профилактика. — Челябинск, 2006. – 375 с.

28. Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье / Ураков, И.Г. — М.: Медицина, 2006. – 80 с.

29. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. — М.: ВАКО, 2007. — 256 с.

30. Хомик В.С. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения / Хомик В.С., Кроник А.А. //Вопросы психологии. — 2004. — №1. — С. 98-106.

31. Цетлин М.Г., Колесников А.А. Наркомании и токсикомании // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа (курс лекций и программа).

— М.: ВНИЦ ПМ МЗ РФ, 2007. – 430 с.

32. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей: Изд. 2-е, перераб. и доп. // Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 330 с.

33. Ягодинский В.И. Уберечь от дурмана: — М., 2005. – 282 с.

34. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. — М.: Просвещение, 2006. – 287 с.