Оглавление
Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме «Особенности патриотического воспитания младших школьников в процессе обучения»
1.1 Сущность и идея патриотического воспитания 8
1.2 Характеристика младшего школьного возраста 18
1.3 Особенности патриотического воспитания младших школьников в процессе обучения 24
Вывод по I главе 30
Глава II. Опытно — исследовательская работа по теме «Особенности патриотического воспитания младших школьников в процессе обучения» 32
2.1. Организационно — диагностический этап 33
2.2 Интерпретация полученных результатов 36
2.3 Формирующий этап исследования 39
2.4 Оценочный этап результатов опытно — исследовательской работы 40
Вывод по II главе 43
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение 51
Введение
Проблема патриотизма, отношения к Родине, являлась предметом постоянного внимания на протяжении всей многовековой истории развития человеческого общества. Огромный духовный потенциал патриотической идеи отражен в различных устных и письменных источниках народов различных стран. Существенное влияние на развитие патриотической темы в российской педагогике оказала научно — практическая деятельность К. Д. Ушинского. Воспитанием, по мысли К. Д. Ушинского, важно развивать не только физические и умственные возможности ребенка, но, прежде всего, нравственные.[19,с.15] Идея формирования гражданственности и патриотизма пронизывает все педагогическое творчество замечательного педагога В.А. Сухомлинского, который рассматривает идеи патриотизма в неразрывном единстве с духовным становлением личности. [24, с.50] Разработанная им система патриотического воспитания представляет большую значимость и сегодня.
Идея патриотического воспитания в современной школе не утратила своего гуманистического, общечеловеческого смысла. Ребёнок может и должен искать и находить в своём сознании, в своём сердце, в своей душе те струны, которые связывают его крепкими узами с родным домом, родителями, друзьями, школой. Учитель, в этом «труде души», мудрый посредник, раскрывающий детям глубокий смысл понятия «Родина» через эмоционально- открытое, позитивно- уважительное отношение к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, добро, счастье, дружба, долг. Педагоги могут и должны воспитать поколение людей, которые изменят судьбу России, вырастут настоящими патриотами, защитниками Родины.
Патриотическое воспитание
... В российской науке проблеме патриотического воспитания также посвящено немало исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к ... интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как ... нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи народа; потому заключены сугубо в круге той ...
Специфика сегодняшнего дня заключается в том, что разрушение традиционных систем ценностей опережает процесс становления и усвоения новых. Все это приводит к утрате патриотических, гражданских понятий, которые имели прочное место в сознании людей в недавнем прошлом и которые сопровождали развитие и становление российского менталитета. Многочисленные социологические, педагогические и психологические исследования свидетельствуют о растерянности молодого поколения, утрате идеалов, пессимистического восприятия жизни. Молодежь в своей массе негативно относится к понятиям гражданского долга, ответственности, общественной деятельности. В таких условиях создаются опасные предпосылки для формирования поколения нигилистов, разуверившихся во всем и во всех.
Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным работником, семьянином, гражданином Отечества. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и в первую очередь своей неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности младшего школьника. В настоящее время со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ усилено внимание к решению задач патриотического воспитания. Проблема патриотического воспитания нашла свое отражение в следующих нормативно-правовых документах:
1)Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
2) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы».
Сегодня понятие «патриотизм» требует иного уровня осмысления.
В систему патриотического воспитания включается формирование любви к Родине, любви к родным местам, уважение национальных традиций, сознательный труд для построения общества, непримиримость к различным националистическим концепциям, уважение к другим народам. Это объясняется активным возрождением национальных традиций на новом уровне, изменением концептуальных подходов в обучении и воспитании подрастающего поколения. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщении учащимся определённой суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Патриотизм в наши дни признаётся движущей силой преодоления кризиса российского общества. Однако, решая задачи патриотическом воспитании младших школьников педагоги не учитывают особенностей младших школьников. Актуальность проблемы обусловила выбор нашей темы: особенности патриотического воспитания младших школьников в процессе обучения.
Проблема: каковы особенности патриотического воспитания младших школьников в процессе обучения.
3759 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и ...
... и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия воспитания патриотических чувств у детей ... и государству, где живёт человек. Формирование любви к Родине в младшем дошкольном возрасте идёт через любовь к природе и через ...
Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников в процессе обучения.
Предмет исследования: особенности патриотического воспитания младших школьников в процессе обучения.
Цель: выявить особенности патриотического воспитания младших школьников в процессе обучения.
Гипотеза: Уровень патриотических представлений у младших школьников повысится, если учитель при организации процесса обучения будет учитывать следующие особенности:
неразвитость нравственного сознания младших школьников;
восприимчивость младших школьников к внешним влияниям, предрасположенность к усвоению нового, свежего и яркого восприятия (подражательность, восприимчивость);
— возможности содержания учебников начальных классов.
Задачи:1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме «Особенности патриотического воспитания младших школьников в процессе обучения»;
2)выявить особенности патриотического воспитания младших школьников в процессе обучения;
3)провести эмпирические исследования по данной теме.
Методы исследования:
1) методы изучения педагогического опыта:
наблюдение;
методы опроса: беседа, интервью, анкетирование;
изучение школьной документации;
изучение продуктов деятельности учащихся;
эксперимент;
2) методы теоретического исследования:
теоретический анализ;
индуктивные и дедуктивные методы;
3) математические методы:
регистрация;
ранжирование;
шкалирование;
4) статистические методы.
Первым этапом нашей работы явилось осмысление методологии исследования, в результате чего было составлено введение. Во введении выявлены: педагогическая проблема, обоснована актуальность темы, определены объект, предмет и цель исследования, сформированы задачи и гипотеза работы.
На втором этапе основным методом исследования явился теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы. Мы дали определение понятию “патриотизм”, “патриот”, “патриотическое воспитание”, раскрыли задачи патриотического воспитания младших школьников.
На следующем этапе было проведено эмпирическое исследование с целью проверки выдвинутой нами гипотезы, с помощью методов анкетирования, количественного и качественного анализа экспериментальных методик. Эта часть работы отображена во 2 главе. Заключение содержит основные выводы и результаты экспериментального исследования.
Представленная работа состоит из двух глав, выводов, заключения, литературного списка, включающего 30 источников и приложения.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работе проанализирован теоретический и практический материал по данной проблеме и выявлены особенности патриотического воспитания младших школьников.
Практическая значимость — систематизирован материал по выявлению уровней патриотических представлений младших школьников в процессе обучения.
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме «Особенности патриотического воспитания младших школьников в процессе обучения»
Роль семьи в воспитании школьников младших классов 3
... исследования - анализ роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста. Для решения поставленной цели, были выявлены следующие задачи: выяснение теоретического обоснования роли семьи в вoспитании младших школьников; ... остро встаёт вопрос роли функций семьи в воспитании младших школьников. Проблемы особенности воспитания детей данного возраста, приобретают значимую важность и обращают ...
1.1 Сущность и идея патриотического воспитания
Что такое патриотизм? Объяснить происхождение и значение этого слова достаточно просто — его толкование есть в любом словаре. В русском языке слово «патриотизм» является заимствованным. Его корни мы найдем в латинском (padre — отец) и греческом (patris — родина) языках. В словаре русского языка С. И. Ожегова.[20,с.496] патриотизм трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, своему народу». Впрочем, смысл этого понятия ясен и без словаря.
Со временем значение этого понятия расширялось, и патриотизм стал обозначать не только нравственные и моральные качества личности, но и выступать принципом, характеризующим отношение человека к Родине, ее прошлому и настоящему.
Безусловно, что идея патриотизма проросла и на российской почве. Поколения российских общественных увидели в ней нравственно — организующее начало жизни русского народа, понимая ее как идею отечественного единения, согласия, идею защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбы Отечества. Это позволило академику Д. С. Лихачеву сделать вывод, что патриотическая идея прочно закрепляла моральные заповеди человеколюбия и доброделания, как основы стремления человека к общему благу Отечества. [15, с.105]
Патриотизм — как сложное социально значимое личностное образование, включающее в себя наряду с любовью к Родине ее историю, знание культуры народа и ее места в мировом историко-культурном процессе, уважение человека человеком и стремление помочь друг другу, стране в целом. Это одна из стержневых характеристик личности, определяющая во многом ее поведение и поступки.
Как показывает анализ в педагогической литературе можно отметить попытки анализа данного понятия на основе общих философских, психолого-педагогических положений с учетом общечеловеческих ценностей. Примером трактовки понятия «патриот» может служить позиция И. Ф. Харламова, который определяет патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов. [29,с.50] Автор отмечает, что в структуре патриотизма, как и в других личностных качествах, можно выделить следующие структурные компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально — чувственный (взгляды, убеждения, знания), поведенческий и волевой. Поскольку патриотизм носит деятельностный характер, И. Ф. Харламов подчеркивает, что его воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников.
Учитывая все выше изложенное, правомерно включить в содержание понятия «патриотизм» следующие составляющие: любовь к Родине, родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории своей Родины; понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, уважение армии и готовность защищать Родину; готовность служить интересам Родины.
Взаимодействие школы и семьи как основа организации патриотического ...
... патриотизм // Народное образование, 2002. - № 4.- С.183-189. 6. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. 7. Кузнецова Л. В. Истоки гражданственности- М.: Педагогика, ... 12. Сухомлинский В. А., Родина в сердце- М.: Молодая гвардия, 1980. С. 64 13. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования. -М.: «Педагогика». - ...
Н. С. Белобородова изучая формирование родиноведческих понятий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, рассматривает патриотизм как нравственное качество, включающее такие компоненты, как:
1)содержательный — овладение детьми доступным возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире: устройстве общества, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края; 2)эмоционально — побудительный — переживания личностью положительного отношения к усвоенным знаниям, окружающему миру (любви к родному городу, гордость за успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищение народным творчеством и так далее);
3)деят……..
Список используемой литературы.
Бердяев, Н. А. Русская идея. Судьба России: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н. А. Бердяев — М.: ЗАО «Сварог и К», 1997 — 540 с.
Болдырев, Н. И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие / Н. И. Болдырев — М.: Просвещение, 1974 — 223 с.
Болдырев, Н. И. Методика работы классного руководителя. Учебное пособие / Н. И. Болдырев — М.: Просвещение, 1984 — 172 с.
Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов — М.: Издательский центр «Академия», 1997 — 240 с.
Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания / А. К. Быков// Педагогика — 2007 — №2 — с. 20 — 35.
Ильин, И. А. О грядущей России. Избранные статьи / И. А. Ильин — М.: Воениздат, 1993 — 368 с.
Ильин, И. А. Для русских. Избранное / И. А. Ильин — Смоленск: Посох, 1995 — 416 с.
Каптерев, П. Ф. О природе детей. Избранное / П. Ф. Каптерев — М.: Издательский дом «Карапуз», 2005 288 с.
Каптерев, П. Ф. О семейном воспитании. Учебное пособие для высших и средних педагогических учебных заведений / П. Ф. Каптерев — М.: Издательский центр «Академия», 2000 — 168 с.
Коновалов, А. Г. Дискуссия о патриотизме / А. Г. Коновалов // Директор школы — 2007 — №5 — с. 15- 30.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Крученицкий, Д. В. Современное состояние патриотического воспитания в школе / Д. В. Крученицкий // Директор школы — 2008 — №2 — с. 25 — 50.
Лебедева, О. В. Этапы патриотического воспитания / О. В. Лебедева // Школа — 2007 — №9 — с. 2- 10.
Леванова, Е. А. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика / Е. А. Леванова // Воспитание детей и молодежи — 2007 — №1 — с. 2 — 19.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с участием гувернера
... педагогические условия организации деятельности гувернера в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста с участием гувернера будет эффективным, ... исследования Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его ...
Лихачев, Д. С. Воспоминание. Избранное / Д. С. Лихачев — С.- П.б.: Logos, 2000 — 608 с.
Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко — М.: Просвещение, 1988 — 304 с.
Молчанова, Л. Д. Программа патриотического воспитания на 2006 — 2010 год / Л. Д. Молчанова // Воспитание детей и молодежи — 2008 — №2 — с.7.
Программа Федерального агентства по образованию, реализуемая в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы».
Пятикоп, А. И. Воспитание патриота / А. И. Пятикоп // Педагогика — 2008 — №1 — с. 5 — 20.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003 — 944 с.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн — С.- П.б.: Питер, 2005 — 713 с.
Свадковский, И. Ф. Патриотическое воспитание / И. Ф. Свадковский — М.: «Академия», 2007 — 145 с.
Соловьев, В. С. Сочинения / В. С. Соловьев — М.: Раритет, 1999 — 44 с.
Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Сухомлинский // Собр.соч.:в 3 т. — М.: «Педагогика», 1981 -т.1. — 634 с.
Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский — М.: Политиздат, 1975 — 272 с.
Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский — М.: «Педагогика», 1989 — 288 с.
Сухомлинский, В. А. Не только разумом, но и сердцем / В. А. Сухомлинский — М.: Молодая гвардия, 1986 — 207 с.
Сухомлинский, В. А. Родина в сердце / В. А. Сухомлинский — М.: Молодая гвардия, 1978 — 175 с.
Тихонова, Э. А. Психологические основы формирования патриотического чувства у ребенка / Э. А. Тихонова // Воспитание детей и молодежи — 2007 — №1 — с.20 — 22.
Харламов, И. Ф. Педагогика. Учебное пособие / И. Ф. Харламов — М.: «Педагогика», 2006 — 600 с.