Мотивационно-личностные особенности руководителей мужчин и женщин
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивационно-личностных
особенностей руководителей мужчин и женщин
1.1. Карьера и профессиональная успешность 5
1.2. Особенности личности руководителя и стили руководства коллективом 16
1.3. Психологические факторы развития личности руководителя 27
1.4. Особенности управления компанией руководителей мужчин и женщин 36
1.5. Мотивационные особенности руководителей мужчин и женщин 45
1.6. Особенности руководства мужчин и женщин 51
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивационно-личностных
особенностей руководителей мужчин и женщин
2.1. Организация и методы исследования 60
2.2. Результаты тестирования по методикам выявления мотивации и
склонности к риску руководителей 65
2.3. Результаты тестирования по методике «Многофакторное
исследование личности» Р. Кеттелла 75
2.4. Математическая и статистическая обработка результатов эксперимента 97
Заключение 101
Список литературы 104
Приложения 109
Введение
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им,
главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.
Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен,
однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со
времен Ф. Тейлора. В настоящее время особенный интерес в современной психологии менеджмента приобрели вопросы различий руководства и менеджмента в зависимости от пола. Сегодня, когда роль женщины в деловом обществе существенно возросла, рассмотрению вопросов эффективности управления, способов построения профессиональной карьеры, стилей руководства компанией в зависимости от половых особенностей личности руководителя уделяется достаточно много внимания. Это и объясняет социальную значимость изучаемого нами вопроса.
Проблема особенностей менеджмента в зависимости от пола долгое время не являлась предметом изучения психологии менеджмента. Однако с широком распространением феминистского движения в 70-х гг. прошлого столетия стали появляться и работы в этой области, как в зарубежной (Д. Геррод, Э.Игли, Т. Лоусон, Д. Майерс, М.Х. Мескон, Дж. Роузнер и др.), так и в отечественной (Т.В. Бендас, Е.П. Ильин, И.П. Литвинов, Л.Л. Рыбцова, А.Е. Чирикова и др.) психологии. Научные разработки данного направления носит в основном узко специализированный и частный характер. В основном в работах этих и некоторых других авторов направлены на изучение вопросов стиля руководства, его эффективности, видов карьеры менеджеров и т.д. с учетом межполовых различий. Как показывает анализ многочисленной литературы перечень научных трудов в области изучения личностных особенностей мужчин и женщин руководителей ограничен. Данный факт и предопределяет научную значимость данного исследования.
Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических ...
... также собственный опыт работы в ПМПК Северо-Западного округа Москвы. В Руководстве учтены особенности деятельности ПМПК Орловского региона. Регион является экспериментальной площадкой по ... (ПМПК) в системе образования Российской Федерации» и проекта положения о ПМПК, предоставленного руководителям ПМПК на Всероссийском семинаре-совещании в Санкт-Петербурге, проходившем 18 —19 мая 1999 ...
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социально-психологической научной мысли констатируется, что существуют значительные отличия в руководстве компанией между мужчинами и женщинами-руководителями. Этот факт предопределяется влиянием социальных (например, особенности развития взглядов в обществе по поводу возможности руководства организацией женщиной) и психологических (специфика развития личности мужчины и женщины-руководителя) факторов. В тоже время на сегодняшний день констатируется, что данная проблема в психологии менеджмента еще мало изучена.
Цель исследования – изучение мотивационно-личностных особенностей руководителей мужчин и женщин.
Объект исследования – развитие личности руководителя организации.
Предмет исследования – личностные особенности мужчин и женщин руководителей.
Гипотезы исследования:
Существуют определенные отличия между личностными паттернами (мотивацией к успеху и избеганию неудач, склонности к риску, слабости «Я» — силы «Я», уровнями проявления конформности, тревожности, прямолинейности, зависимости от группы, самомнения, гипертимии, чувствительности) руководителей-мужчин и руководителей-женщин. Данные отличия проявляются в следующих пунктах:
— отличия между проявлением личностных паттернов руководителей-мужчин и руководителей-женщин проявляются как на региональном, так и на центральном уровне;
— в зависимости от того, каким именно отделением компании (региональным или московским) руководят менеджеры, существуют и определенные отличия в личностном развитии и внутри одной группы (между мужчинами и мужчинами и между женщинами — женщинами).
Задачами исследования являются:
1. Проанализировать научно-психологическую литературу по проблеме особенностей развития личности руководителей организации.
2. Рассмотреть межполовые аспекты руководства компанией.
3. Изучить личностные особенности руководителей мужчин и женщин.
4. Выявить особенности развития личности руководителей мужчин и женщин московских и региональных организаций.
Методы исследования — эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, методы корреляционного, дисперсионного и факторного анализа данных, теоретический анализ литературы.
Методы исследования поведения личности в организации
... Изучение основ поведения личности; 2 изучение основных видов поведения человека в организации; 3 исследование основополагающих начал поведения человека; 4 рассмотрение популярной модель личности Майерс - ... информированности, перспектив продвижения и т. п.). В-третьих, специфики отношений с руководителями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами (в целом обстановку изменить всегда легче, чем ...
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть применены руководителями и специалистами (менеджерами по кадрам, психологами) компаний в качестве основы для анализа и выбора сотрудников на руководящие должности в организации с учетом пола и географических особенностей менеджмента.
Положения, выносимые на защиту:
1. Личность руководителя мужчины и женщины имеет определенные особенности в своем развитии, которые могут быть выражены в целом ряде паттернов:
— слабость «Я» — сила» Я».
— конформность — доминантность.
— харрия – премсия.
— приямолинейность – дипломатичность.
— гипертимия – гипотемия.
— зависимость от группы – самодостаточность.
— низкое самомнение – высокое самомнение.
— низкая тревожность – высокая тревожность.
— мотивация к успеху, а также мотивация к избеганию неудач
— степень готовности к риску.
Изучение данных паттернов определяет степень сформированности качеств эффективного руководителя и лидера организации.
2. Данные личностные паттерны имеют свою специфику выраженности в зависимости от мужского или женского пола менеджера и географической расположенности компании и ее филиалов.
Структура работы:
Работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Экспериментальной базой исследования явился один из крупнейших банков России ОАО «Альфа-Банк». Штат компании составляет 5000 человек. В данном исследовании нами были отобраны руководители московских и региональных офисов в количестве 120 человек. По 60 сотрудников банка представляют московские и региональные офисы (30 мужчин и 30 женщин) организации. Возраст испытуемых — от 35-до 48 лет.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивационно-личностных особенностей руководителей мужчин и женщин
1.1. Карьера и профессиональная успешность
Исторически трактовка понятия карьеры выдержала множество изменений, которые парадоксально расходятся друг с другом, или, наоборот, в какой-то мере дополняют друг друга. Обозначим основные предложения по рассмотрению данного понятия.
Термин «карьера» имеет много значений. Он происходит от латинского слова carrus – телега, повозка; от итальянского carriera – бег, жизненный путь, поприще; от французского cariere – продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды [29, с. 267]. В XIX веке понятие карьера определялось как «путь, ход, поприще жизни, служба, успех и достижение его, успех в обществе, быстрое достижение чинов и орденов» [12, с. 69].
В России в период советской власти определение карьеры рассматривалось с несколько негативным оттенком. Карьера понималась, как путь, продвижения кого-либо к внешним успехам, выгодам, славе, почету, а также достижения личного благополучия, неразрывно связанным с той или иной общественной деятельностью. Считалось, что карьеру мог делать лишь человек из буржуазно-дворянской среды [12]. ……..
Заключение
Данная работа была посвящена актуальной и в современной отечественно психологии менеджмента еще мало разработанной проблеме – изучению мотивационно-личностных особенностей руководителей мужчин и женщин.
Анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы
... курсовой работе предпринята попытка исследования мотивации в трудовой деятельности женщины-руководителя в социально-культурной сфере. Следовательно, объектом исследования является женщина-руководитель социально-культурной сферы. Предметом исследования является деятельность женщины-руководителя в организации. Цель данной работы ...
В ходе проведенного нами теоретического и экспериментального исследования мы смогли выполнить все четыре задачи, поставленные нами в начале работы.
Так, при анализе научно-психологической литературе по проблеме особенностей развития личности руководителей организации мы смогли выделить ряд важных определений исследования.
1. Карьера — это результат профессионального или должностного продвижения в жизни индивидуума; индивидуально-осознанная позиция и поведение человека, связанные с его трудом, опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни.
2. Лидер — член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи.
3. Руководитель — наемный работник, утвержденный в постоянной должности и наделенный официально установленными полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности в организации.
Среди основных качеств успешного лидера и руководителя организации большинство специалистов называют следующие: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, креативность, предприимчивость, стремление к достижениям, ответственность и надежность, независимость и общительность (коммуникабельность) и др.
Также отмечается, что на практике не существует какого-либо единственного, правильного и эффективного стиля управления компанией. Обычно успешный стиль руководства определяется как индивидуальный, сочетающий в себе черты демократического и авторитарного стилей.
На этапе реализации второй задачи нашего исследования нами были изучены межполовые аспекты руководства компанией. Однозначного ответа на вопрос, отличаются ли личностные характеристики руководителей мужчин и женщин в отечественной и зарубежной литературе не существует. Тем не менее, многие исследователи говорят о так называемой мужской и женской психологии.
К мужским психологическим качествам относят: постоянная готовность к изменениям, к нововведениям; умение при необходимости навязать свою позицию, чувствовать себя свободным и извлекать выгоду в рамках принятых ограничений и правил, эффективно использовать способности и умения других людей, действовать в ситуации конфликта и угрозы риска, противостоять давлению и нажиму, отстаивая свою позицию; уверенность в себе и своей миссии, умение и т.д.
Женские психологические качества определяются в рамках тех стереотипов, которые существую в обществе. Так к таким качествам часто относят: умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывая позиции других сторон; противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию, жить сегодняшним днем, «здесь-и-сейчас»; уверенность в себе и своей миссии; постоянная готовность к изменениями, к нововведениям; способность быстро делать выбор, коммуникабельность и др.
В ходе выполнения третьей задачи нами были изучены личностные особенности руководителей мужчин и женщин.
Экспериментальной базой исследования явился один из крупнейших банков России ОАО «Альфа-Банк». Штат компании составляет 5000 человек. В данном исследовании нами были отобраны руководители московских и региональных офисов в количестве 120 человек. По 60 сотрудников банка представляют московские и региональные офисы (30 мужчин и 30 женщин) организации. Возраст испытуемых — от 35-до 48 лет.
Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя
... воздействия. 5.1. Сущность управленческого воздействия руководителя Теоретические основы психологии воздействия. Психология воздействия - одно из базовых направлений современной психологии управления, что объясняется прямым ... -психологические явления и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность, с целью качественного и полного решения задач организации); способы воздействия ...
В эксперименте нами были использованы следующие методики:
1. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла.
2. Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерса).
3. Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерса).
4. Методика «Степень готовности к риску» Шуберта.
Исследование показало, что между мужчинами и женщинами существуют значительные отличия в проявлении мотивационно-личностных характеристик. Так, для женщин характерны: равная степень выраженности уровня мотивации к успеху и к избеганию неудач, гипотимия (чувство вины, тревоги, неуверенности в себе), зависимости от группы.
У мужчин были выявлены следующие личностные паттерны: высокая мотивация к успеху и склонность к риску, доминантность, прямолинейность, гипертимия (самонадеянность, энергичность), самоуверенность, самодостаточность.
При этом проведенный нами статистический анализ исследования показал наличие определенной взаимосвязи между фактором пола и такими параметрами как: мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач, склонность к риску, сила – слабость «Я» и тревожность.
И, наконец, в процессе выявления особенности развития личности руководителей мужчин и женщин московских и региональных организаций, мы увидели, что региональных представителей и одного, и другого пола отличает сниженный уровень мотивации к успеху, высокий уровень доминирования и тревожности, низкий уровень самодостаточности и уверенности в себе.
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что существуют определенные отличия между личностными паттернами (мотивацией к успеху и избеганию неудач, склонности к риску, слабости «Я» — силы «Я», уровнями проявления конформности, тревожности, прямолинейности, зависимости от группы, самомнения, гипертимии, чувствительности) руководителей-мужчин и руководителей-женщин, которые дополнительно имеют отличия в зависимости от расположения компании (московские фирмы или региональные).
В заключение следует отметить, что проблема изучения мотивационно-личностных особенностей личности руководителей мужчин и женщин может быть изучена и в дальнейшем в рамках проведения таких исследований как:
— проведение сравнительного анализа между психологическими особенностями мужчин и женщин Зарубежом и в нашей стране;
— изучение динамики развития мотивационно-личностных сторон личности мужчин и женщин руководителей в разных возрастных группах;
— выявление дополнительных характеристик личности для анализа половых сходств и отличий руководителей (например, уровень развития познавательной и интеллектуальной сферы, коммуникативного и эмоционального развития и т.д.);
— исследование отличий сторон личности московских и региональных руководителей, представителей бизнеса и государственных учреждений и др.
Список литературы
1. Административная этика: Учебное пособие. / Под ред. В.А. Романова. М.: Изд-во РАГС, 1999. – 303 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1999. – 375 с.
3. Андриенко В.Ф.. Чечель Ч.И.. Михайли З.В. Современные формы и методы стимулирования труда в промышленности развитых капиталистических странах: Обзор, информ.1 Гос. план. ком. УССР. Уир. НИИ НТИ и техн-энон. Исспед- Киев.-1991.
Психология. Психологический словарь
... типа, положительно окрашенное, т. е. связанное со своеобразным наслаждением и повышающее психическую деятельность. Это переживание <особенной прелести опасности> и <высочайшего напряжения всех духовных ... nbsp; Страх — состояние, которое возникает прежде всего в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована. Возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную ...
4. Афанасьев В.Г. Руководитель в управлении обществом. — М.-1977.
5. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Женщины в бизнесе// Социологические исследования. – 1996. — №3.
6. Бегматов А.С. Стимулы: сущность и место в структуре деятельности. — М-1990.
7. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. – Оренбург: Издательство ОГУ, 2000.
8. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., М., 2001.
9. Богомолова Н.Н. Доктрина «человеческих отношений». М.-1970.
10. Большаков В.М. Воздействие распределительных отношений на повышение эффективности использования способностей работника в процессе труда. — М-1993.
11. Большой энциклопедический словарь. СПб., 1999. – 806 с.
12. Большой толковый социологический словарь, т. 1. М.: Русский язык, 1999. – 945 с.
13. Быстров Ю.В. Мотивация труда и разнообразие форм хозяйствования- Иваново-1994.
14. Гаврилшица О.А Чувство вины у работающей женщины// Вопросы психологии. – 1998. — №4.
15. Горчакова В.Г. Психология женщины-профессионала. – СПб., 2000.
16. Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда. – К.: Вища шк., 1990. – С.143-147, 191-222.
17. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала: учебное пособие. М.: Наука, 2000. – 569 с.
18. Драгомарецкий С.Д. Проблемы совершенствования стимулирования труда в условиях радикальной экономической реформы- Одесса-1991.
19. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Г. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов. М.: Изд-во МГУ, 1998. – 786 с.
20. Журавлев А. Л. Стиль и эффективность руководства производственным коллективом. Автореф. дисс. кан-т. психол. наук. М., 1976. – 20 с.
21. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. М.: Прогресс, 1992. – 118 с.
22. Иванов Ю. Типология руководителей по соционическим типам. // Упр. перс. – 2000. — № 6 (48).
– С. 46-51.
23. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.
24. История и современные проблемы управления персоналом: Учебное пособие. СПб.: Весь, 1999. – 621 с.
25. Кабаченко Т. С. Психология управления. Ч. 1. Управленческая деятельность. / Учебное пособие. М.: Рос. пед. агентство, 1996 .– 146 с.
26. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. М.: Дело, 1995. – 176 с.
27. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. – 278 с.
28. Кобзева В.В., Колесников Ю.А. Карьера: суть, планирование, мотивация//Управление персоналом.-2000.-№1., С. 46-52
29. Комаров Е. Управление карьерой//Управление персоналом. М.ИНИОН, 1999 – 502 с.
30. Кочетков В.В. Анализ влияния морали на развитие общества в работах Макса Вебера. — М-1994.
31. Курицын А.Н. Управление в Японии. Организация и методы.- М.- 1981.
32. Курс практической психологии / Автор-сост. Р.Р.Кашапов. – Ижевск.: Изд-во Удм.ун-та, 1997. – 448с.
33. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть 1. Менеджер и менеджмент. Пособие для руководителей, менеджеров и предпринимателей.- М-: ИПФ Ника, 1992.
Психология труда Занятие 2
... следует отличать от понятия «эффективность деятельности» — работоспособность лишь одно из условий последней (условия деятельности, организация труда, его психогигиена, индивидуальный стиль, мотивация, подготовленность ... системы и организма в целом». Особый интерес представляет проблема управления функциональным состоянием работника. Проблема регуляции психического состояния работника ...
34. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Изд-во МГУ, 1999. – 575 с.
35. Литвинов И. П. Стиль управленческой деятельности: теоретические аспекты, методы диагностики и оптимизации. Элиста: Изд-во БГПУ, 1997. – 209 с.
36. Лоусон Т., Геррод Д. Социология. Словарь – справочник. М.Гранд. Фаир-Пресс, 2000. – 602 с.
37. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2000.
38. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Межд. гум. фонд «Знание», 1996. – 308 с.
39. Машика Т.А. Занятость женщины и материнство. – М.: Мысль, 1989.
40. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. – 799 с.
41. Михайлова Г.Б. Понятие карьеры в психологической науке / Психологические проблемы профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.НИТИ, 1997. – 400 с.
42. Никуленко Т.Г. Психология менеджмента. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.
43. Общая психодиагностика./Под ред. А.Г. Шмелева. М.: Изд-во МГУ, 1979. – 303 с.
44. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык,1990. – 952 с.
45. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.
46. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снетковой. СПб.: Речь, 2007. – 448 с.
47. Профессиональная карьера: планирование и реализация.// Справочник кадровика.-2000.-№6.С.95-100.
48. Психологические закономерности стимулирования высокопроизводительного труда-М-1984.
49. Психологические проблемы профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: Изд-во РАГС, 1997. – 114 с.
50. Психологический словарь. / Под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика-пресс, 1996. – 438 с.
51. Психология. Словарь./ Под ред. В.А. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Высш. школа, 1990. – 521 с.
52. Ревенко Н.В. Психология управления. Л.: ЛИЭИ, 1983. – 72 с.
53. Ржаницына Л.С., Сергеева Г.П. Женщины на российском рынке труда// Социологические исследования. – 1995. – 37.
54. Роузнер Дж. Женщина в директорском кресле// Вы и мы. — — 1995. — №5.
55. Рыбцова Л.Л. Жизненные ценности женщин// Социс. – С.26.-30.
56. Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях- М.: Экономика, 1995.
57. Самыгин С.А., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 208 с.
58. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 512 с.
59. Служебная карьера. М.: Экономика, 1998. – 303 с.
60. Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. – 309 с.
61. Современные формы организации и стимулирования труда в условиях экономической реформы-М-1991.
62. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1999. – 740 с.
63. Современный философский словарь. Екатеринбург: Б. И., 1996.. – 602 с.
64. Социально-психологические проблемы производственного коллектива /Отв.ред. Е.В.Шорохова и др. – М.: Наука, 1983. – С.124-171.
65. Станкин М.И. Психология управления. – М.: «Бизнес-школа «Ин-тел-Синтез», 1999. – С.234-297.
66. Сухарев В. Этика и психология делового человека. – М.: Гранд, 1997. –С.246-257.
1.Теория деятельности в трудах а.Н. Леонтьева
... из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности: Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом ... определяет избирательность в человеческом поведении? Что служит источником активности личности? В психологии ответ на эти вопросы достаточно однозначен. Источник активности личности — ...
67. Творогова Н.Д. Психология управления. М.: ГЭОТАР-мед, 2001. – 383 с.
68. Толочек В. А. Структура и форма индивидуального стиля деятельности в спорте // Вопросы психологии, 1984, №5, С. 145-149.
69. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. – 199 с.
70. Толочек В. А. Проблемы современной психологии труда. М.: РАГС, 2001. – 84 с.
71. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред.А.Я. Кибанова. М. ИНФРА-М, 1997. – 295 с.
72. Филиппов П.В. Управление кадрами на предприятии. – М.: Знание, 1985.- С.33.
73. Харчев А.Г. Женский труд и семья// Производственная деятельность женщин и семья. –Мн., 1992. – С.14-28.
74. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т 1, 2. М.: Педагогика, 1986. – 391 с.
75. Чирикова А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей// Психологический журнал. – 1999. — №3. – С.81-92.
76. Шавель С.А. Социальная сфера и мотивация творческой активности. — Минск-1990.
77. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. – М.: Прогресс, 1993. – С.156-158.
78. Шекшня С.В., Управление персоналом современной организации. М.: Бизнес-шк. «Интел-синтез»: журн. «Упр. персоналом», 1996. – 300 с.
79. Штомпки П. Социология социальных изменений. М.: Наука,1998. – 306 с.
80. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. – К.: Украина, 1994. – С.19-20, 86-87.
81. Энциклопедический социологический словарь./Под ред. Осипова Г.В. М.: ИСПИ, 1995. – 939 с.
82. Юрченко Л.А. Создание современного механизма стимулирования труда- Луцк-1991г.