методика проведения интегрированных занятий в ДОУ с детьми 4−5 лет с ОНР II уровня.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проведения интегрированных физкультурно-речевых занятий в ДОУ с детьми 4−5 лет с ОНР II уровня 6

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме интеграции в дошкольном образовании 6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей 4−5 лет с общим недоразвитием речи II уровня 15

1.3 Методика проведения интегрированных физкультурно-речевых занятий в ДОУ с детьми 4−5 лет с ОНР II уровня 26

Выводы по первой главе 38

Глава 2. Экспериментальная работа по разработке и проведению интегрированных физкультурно-речевых занятий в ДОУ с детьми 4−5 лет с ОНР II уровня 40

2.1 Изучение уровня речевого развития детей 4−5 лет с ОНР II уровня 40

2.2 Перспективный план интегрированных физкультурно-речевых занятий в ДОУ с детьми 4−5 лет с ОНР II уровня 51

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 56

Выводы по второй главе 61

Заключение 63

Список литературы 66

Приложение 72

Введение

Согласно «Концепции дошкольного воспитания», воспитывать — значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей; обучать — давать детям возможность приобретать знания, умения и навыки и использовать их в жизни. Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

3 стр., 1072 слов

Дипломная работа: ПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ФИЗКУЛЬТ

... следующих вопросов: 1. Провести исследование похода в рамках организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей школьного возраста в психолого-педагогической литературе. 2. Проанализировать возможности ... проведению походов выходного дня: -Равномерное распределение нагрузок и их оптимальный уровень – залог успешности похода и достижения цели подобного мероприятия, то есть ...

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Поэтому важно организовать совместную работу воспитателей, учителя-логопеда, руководителя физической культуры и музыкального руководителя.

Формой организации такой работы может быть интегрированное физкультурно-речевое занятие. На них закрепляются, обобщаются, систематизируются знания детей, полученные за неделю по определенной лексической теме.

Данные занятия особенно необходимы для детей с общим недоразвитием речи. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Затруднения вызывают такие задания, как, например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

На интегрированном занятии возможно решать и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей. В занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала.

8 стр., 3706 слов

Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей.

... диагностической работы с детьми с ОНР (III уровень). При определении содержания психолого-педагогического обследования учитывают как общепринятые принципы всестороннего исследования речи детей, так и специфические ...

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что исследователи отмечают роль движения в развитии речи, но при в настоящее время методика проведения интегрированных физкультурно-речевых занятия для детей с общим недоразвитием речи не разработана.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы работы: «Интегрированные физкультурно-речевые занятия в дошкольном образовательном учреждении с детьми 4−5 лет с общим недоразвитием речи II уровня».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей 4−5 лет с общим недоразвитием речи II уровня.

Объект исследования — процесс интеграции в дошкольном образовании.

Предмет исследования — методика проведения интегрированных занятий в ДОУ с детьми 4−5 лет с ОНР II уровня.

Гипотеза исследования: процесс физического и речевого развития детей 4−5 лет с ОНР II уровня будет эффективным, если будут проводится интегрированные физкультурно-речевые занятия в ДОУ.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме интеграции в дошкольном образовании.

2. Рассмотреть методику проведения интегрированных физкультурно-речевых занятий в ДОУ с детьми 4−5 лет с ОНР II уровня.

3. Разработать комплекс интегрированных физкультурно-речевых занятий в ДОУ с детьми 4−5 лет с ОНР II уровня и проверить его эффективность.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение документации, беседа, тестирование, эксперимент.

Экспериментальная база исследования: ДОУ детский сад № 147 п. Полетаево, ул. Пионерская, 3.

Глава 1. Теоретические аспекты проведения интегрированных физкультурно-речевых занятий в ДОУ с детьми 4−5 лет с ОНР II уровня

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме интеграции в дошкольном образовании

9 стр., 4132 слов

Эмпирическое исследование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе

... ребенка. . Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и формирование потребности в систематических занятиях физкультурой [9, с. 105]. Глава 2. Эмпирическое исследование физкультурно ... в также сопутствующие заболевания), определялись уровень физического развития, группа здоровья, давалась ... М. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов [Текст]:/М. Ванек, В. Гошек//Психология ...

Интеграция — одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений современного образования. Проблемой интеграции в образовании занимались такие ученые, как О.П. Петрова, А.В. Петров, В.С. Безрукова, Н.С. Антонов, М.С. Асимов, А. Турсунов, Ю.С. Тюнников, Н.К. Чапаев, М.Н. Берулава, А.А. Харунжев, В.Г. Иванов и др.

Интеграция (лат. integratio — восстановление, восполнение; от integer — целый) — понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (Иллюстрированный энциклопедический словарь / гл. ред. А.П.Горкин. С.255).

Применительно к образованию, — утверждал Б.Н. Кедров, — под интеграцией следует понимать такую форму взаимодействия, которая предполагает наличие у разных областей знаний общих исследовательских задач, целей и проблем, а также специфической единой системы познавательных средств, необходимых для решения и реализации данных проблем и целей. В этом — позиция фундаментальной науки по отношению к применению категории «интеграция» в сфере педагогики.

Ряд зарубежных теоретиков и практиков науки, философии, социологии, психологии и педагогики также обращаются к интеграции как таковой. Из числа таких сподвижников нового видения образования за рубежом (Р. Дьюи, С. Лейми, М.Ю.Г…

Список литературы

1. Волкова, Г. А Логопедическая ритмика [Текст]: учебное пособие / Г. А. Волкова. — М.: Просвещение, 1985.

2. Герасименко, Ю.В. Исследование состояния общей моторики у детей третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии [Текст] / Ю.В. Герасименко // Логопед в детском саду. — 2005. — № 4. — С.17−22.

3. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР [Текст] / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. — 2005. — № 1. — С.9−15.

13 стр., 6483 слов

Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

... речи у дошкольников. — СПб.: Союз, 1999. 20. Логопедическое обследование ребенка / С. Е. Большакова. — М.: АПО, 1995. 21. Лопухина И. С. Логопедия: речь, ритм, движение: Пособие ... в разнообразной деятельности; · обучение аудированию текста с нацеливанием на решение конкретных задач; ... Пресс, 1998. — (Готовимся к школе). 8. Грибова О. Е. Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей ...

4. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / О.Е. Грибова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 96 с.

5. Демидова, Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей [Текст] / Е. Демидова // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С.28−33.

6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы [Текст]: сб. методических рекомендаций. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

7. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005. — 320 с.

8. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80с.

9. Игнатова, В.А. Интегративные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся [Текст]: автореф. на соискание ученой степени доктора пед. наук / В.А. Игнатова. — Тюмень, 1999. — 12 с.

10. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А.П. Горкин. — М., 1995. — С.255.

11. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей [Текст] / Под ред. М.А. Поваляевой. — Ростов н/Д.: РГПУ, 2001. — 138 с.

12. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина. — М.: Сфера, 2005. — 192 с.

13. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / А.В. Кенеман, А.В. Хухлаева. — М., 1978. — С. 165−203.

14. Кириллова, Ю.А. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4−7 лет [Текст] / Ю.А. Кириллова, М.Е. Лебедева, Н.Ю. Жидкова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 — 224 с.

15. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей [Текст]: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей / О.В. Клезович. — Мн: Аверсэв, 2005. — 152 с.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц

... речи дошкольников.» – М.: ВЛАДОС, 2005(1гл-8) 43. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие ... – М.: Педагогика, 1989.(1гл-6) 26. Речевые игры и упражнения для дошкольников. [Текст] / Под ред.О.С. Ушаковой. - М.: ... к тесту, использовать его при рассказывании. Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. ...

16. Кныш, В.А. Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников [Текст] / В.А. Кныш, И.И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю.В. Дудик. — Мн.: Аверсэв, 2008. — 188 с.

17. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.

18. Колидзей, Э.А. Личностно-ориентированное физическое развитие ребенка [Текст] / Э.А. Колидзей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — 480 с.

19. Конторович, М.М. Подвижные игры в детском саду [Текст] / М.М. Конторович, Л.И. Михайлова. — М.: Гос. учебно-педаг. изд-во Мин. проев. РСФСР, 1957. — 151 с.

20. Кудрова, Т.И. Как сделать увлекательными занятия дома [Текст] / Т.И. Кудрова // Логопедия. — 2006. — № 3. — С.59−61.

21. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник / Т.А. Куликова. — М., 1999. — 232 с.

22. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р.И. Лалаева. — М.: Владос, 1999. — 224 с.

23. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Ред.-сост. Г. В. Чиркина, П.Б. Шошин. — М.: АРКТИ, 2005. — 224 с.

24. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. — М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.

25. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Владос, 1999. — 678 с.

26. Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Максакова. — М.: Просвещение, 1982. — 159с.

5 стр., 2371 слов

Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех

Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех. Старший воспитатель ГОУ ... детского сада комбинированного вида № 1957 г.Москвы ВАО Шалепина Светлана Владимировна. Именно на игре ... . Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не ...

27. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г. В.Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2005. — 240с.

28. Микляева, Н.В. Изменение родительских установок на процесс коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Микляева // Логопед. — 2008. — № 5. — С.119−123.

29. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова. — М.: АПО, 1993. — 57с.

30. Нищева, Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР [Текст] / Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2007. — 240 с.

31. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н.В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. — 352 с.

32. Овчинникова, Т.С. Психомоторика дошкольников шести-семи лет с нарушениями речи [Текст] / Т.С. Овчинникова // Логопед в детском саду. — 2005. — № 4. — С. 52−58.

33. Осокина, Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] / Т.И. Осокина. — М.: Просвещение, 1983. — 224 с.

34. Осокина, Т.Н. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: аннотированный перечень [Текст] / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, М.А. Рунова. — М.: «Мозаика-Синтез». 1999. — 80 с.

35. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3−7 лет) [Текст] / Л.И. Пензулаева. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 128 с.

36. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии [Текст] / Под ред. Л.В. Шапковой. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 160 с.

37. Посягина, Н.И. Интегрированные физкультурно-речевые занятия [Текст] / Н.И. Посягина, О.Б. Меркурьева // Логопед. — 2011. — № 1. — С.6−16.

38. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Под ред. Т.В. Волковой. — М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. — 256 с.

39. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]: учебно-метод. пособие / Ред. Т.В. Волосовец. — М.: Ин-т общегуманитарных исследований; М.: В. Секачев, 2002. — 256 с.

40. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. — М.: Просвещение, 2008. — С.72−117.

41. Свободина, Н.Г. Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения [Текст] / Н.Г. Свободина // Логопед. — 2007. — № 2. — С.4−9.

42. Скоролупова, О.А. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании [Текст] / О.А. Скоролупова, Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 5.

43. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: практическое пособие / О.В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2006. — 80 с.

44. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 183 с.

45. Степанова, Е.А. Организация логопедической работы в ДОУ [Текст] / Е.А. Степанова. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.

46. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми [Текст] / Е.А. Тимофеева. — М.: Просвещение, 1986. — 200 с.

47. Ткаченко, Т.А. Дневник воспитателя логопедической группы [Текст] / Т.А. Ткаченко. — М.: Изд-во «Гном и Д», 2002. — 56 с.

48. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.

49. Филичева, Т.Б. Основные направления коррекционной работы [Текст] / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. — М.: Владос, 2003. — Кн.5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. — С.158−167.

50. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 224 с.

51. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке [Текст]: пособие для воспитателя / В.Г. Фролов. — М.: Просвещение, 1986. — 159 с.

52. Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками [Текст]: книга для родителей / М.Е. Хватцев. — М.: АСТ, 2002. — 266 с.

53. Чернышенко, Ю.К. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.К. Чернышенко, Л.С. Дворкин. — Краснодар, 1997. — 162 с.

54. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г. Р. Шашкина. — М.: Академия, 2003. — 240 с.

55. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / Г. Р. Шашкина. — М.: Академия, 2005. — 192 с.

56. Эльконин, Д. Психология игры [Текст] / Д. Эльконин. — М.: Владос, 2007. — 360 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector