«Северный (Арктический) федеральный университет имени м.В. Ломоносова» 4

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Психология и педагогика детства

(наименование кафедры)

Новгородова Юлия Алексанровна

(фамилия, имя, отчество студента)

Институт

ПиП

курс

1

группа

333404

44.03.02 Психолого-педагогическое образование,

профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»

(код и наименование направления подготовки/специальности)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

Общая и экспериментальная психология с

практикумом

На тему

Понятие валидности и надежности

(наименование темы)

психологического эксперимента. Феномен знакомых незнакомцев в

экспериментах С.Милграма.

Отметка о зачёте

(дата)

Руководитель

Старший

преподаватель 

Корехова М.В.

(должность)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

(дата)

Архангельск 2015

ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ

Содержание

I часть. Понятие валидности и надежности психологического эксперимента 4

1.1 Валидность психологического эксперимента 4

1.2 Надежность психологического эксперимента 7

II часть. Феномен знакомых незнакомцев в экспериментах С.Милграма 10

III часть. 13

Задание 1 13

Задание 2 14

Задание 3 16

Задание 4. Установите соответствие между познавательным психическим процессом и его описанием 20

Задание 5. Установите соответствие между основными методами психологии и их описанием 21

Задание 6. Заполните пробелы в предложениях, касающиеся видов ощущений 22

Задание 7. Заполните пробелы в предложениях, касающиеся процессов памяти 22

Задание 8. Заполните пробелы в предложениях, касающиеся видов экспериментов 22

Задание 9. Для каких профессий необходимы следующие виды способностей 23

Задание 10. Какова взаимосвязь темперамента и характера? 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Iчасть. Понятие валидности и надежности психологического эксперимента

1.1 Валидность психологического эксперимента

Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее — с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором. Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными. Финал эксперимента — это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности. Валидность эксперимента — уверенность в том, что эксперимент измерил именно то, что исследователи хотели измерить [5].

Виды валидности – это направления сравнений реально проводимых экспериментов с мысленными образцами. Оценка валидности связана как с оценкой реализации выбранных форм экспериментального контроля, так и с оценкой системы умозаключений при организации исследования с точки зрения следования нормативам экспериментального вывода. Нормативы, связанные с возможными обобщениями из психологических экспериментов, предполагают разведение разных видов валидности.

Внутренняя и внешняя валидность – обязательно обсуждаемые аспекты правильного эксперимента, будь то эксперимент в научных или практических целях. Отличия в выводах из этих экспериментов будут касаться того, как строится обобщение: переносится ли оно на других людей, другие ситуации, виды деятельности или на теоретическую модель.

Внутренняя валидность эксперимента обеспечивает вывод только об исследуемой зависимости, т.е. об отношении между независимой и зависимой переменными, но ничего не сообщает о возможности ее распространения за пределы данной экспериментальной ситуации. Если полученные данные характеризуются ненадежностью или наличием смешений (систематических, несистематических, сопутствующих), то нельзя считать обоснованным утверждение, формулируемое в экспериментальной гипотезе, даже если получен соответствующий ей экспериментальный эффект.

Если внутренняя валидность проведенного эксперимента оценивается высоко, то из этого также еще не следует, что установленная экспериментально зависимость соответствует чему-либо в реальности. Так, в лабораторных экспериментах экспериментальная модель может представлять модель научную, репрезентирующую определенные связи между операционализированными переменными. Возможны случаи, когда для этих моделей потом не находятся те виды субъективной реальности, которые они были призваны репрезентировать в экспериментальной ситуации. Тем самым не находится той эмпирии, на которую можно было бы перенести обобщение установленной в эксперименте зависимости [3, с.169-170]. Термин «внутренний» подчеркивает существо данного вида валидности. Можно сказать, что эксперимент, лишенный внутренней валидности, неудачен, так сказать, изнутри, по самой своей сути. Действительно, если он не позволяет убедиться в достоверности найденного отношения независимой и зависимой переменных, он просто бесполезен [1, с.37].

Внешняя валидность, предполагающая решение проблем соответствия, обеспечивает возможность обобщения на те виды ситуаций или виды деятельности, которым соответствуют экспериментально контролируемые переменные. Если речь идет о теоретических обобщениях, то оценка внешней валидности уступает место оценке конструктной валидности. Решение вопросов о конструктной и внешней валидности приводит исследователя к выбору типа эксперимента: естественного («дублирующего реальный мир»), искусственного (улучшающего реальный мир) или лабораторного [3, с.170]. При определении валидости реальных экспериментов мы должны сравнивать сами процедуры их проведения с процедурами «проведения» безупречного эксперимента. Валидный эксперимент представляет безупречный эксперимент лучше, чем невалидный. Следовательно, в валидном эксперименте мы с большей вероятностью можем получить такие результаты, которых могли бы достичь в безупречном эксперименте. При этом важно помнить, что обобщение ограниченных – и всегда несовершенных — экспериментальных данных связано с риском. Даже самый высоковалидный эксперимент может дать неточную информацию о правильности экспериментальной гипотезы, а информация, полученная в невалидном эксперименте, может оказаться точной.

Теперь можно применить понятие безупречного эксперимента (идеального и бесконечного) для описания того, что мешает достижению внутренней валидности в реальных экспериментах [1, с.39].

Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление Д.Кэмпбелл. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.

Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность – достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным.

Эксперимент должен воспроизводить внешнюю реальность. Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом полного соответствия. Разумеется, в реальности полное соответствие недостижимо. Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности характеризует внешнюю валидность эксперимента. Дополнительные переменные, которые требуют учета в эксперименте, влияют на внешнюю валидность. Если от внутренней валидности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней – переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы реальности.

Наконец, связь теории и реальности отражается в адекватности теории реальности и прогностичности ее предсказаний. Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, характеризующее валидность эксперимента, а именно – конструктивную валидность. Конструктивная валидность выражает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории, характеризует привильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактых терминов из обыденного языка или формальной теории. [2, с.85-87].

1.2 Надежность психологического эксперимента

В традиционной тестологии термин «надежность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Как пишет А.Анастази, вряд ли можно с доверием относиться к тесту интеллекта, если по нему в начале недели ребенок имел показатель, равный ноль, а к концу 80. Повторное применение надежных методик дает сходные оценки. При этом в определенной мере могут совпадать как сами результаты, так и порядковое место (ранг), занимаемое испытуемым в группе. И в том, и в другом случае при повторении опыта возможны некоторые расхождения, но важно, чтобы они были незначительными, в пределах одной группы. Таким образом, можно сказать, что надежность методики — это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Степень надежности методик зависит от многих причин. Поэтому важной проблемой практической диагностики является выяснение негативных факторов, влияющих на точность измерений. Многие авторы пытались составить классификацию таких факторов. Среди них наиболее часто называются следующие:

1) нестабильность диагностируемого свойства;

2) несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания по предъявлению методики испытуемым и т.д.);

3) меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.);

4) различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);

5) колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом — утомление и т.д.);

6) элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведется протоколирование ответов испытуемых, оцениваются ответы по степени полноты, оригинальности и т.п.).

Если все эти факторы иметь в виду и постараться в каждом из них устранить условия, снижающие точность измерений, то можно добиться приемлемого уровня надежности теста. Одним из важнейших средств повышения надежности психодиагностической методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковые для обследуемой выборки испытуемых обстановка и условия работы, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми, порядок предъявления заданий и т.д. При такой стандартизации процедуры исследования можно существенно уменьшить влияние посторонних случайных факторов на результаты теста и таким образом повысить их надежность.

На характеристику надежности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. В этом случае при повторном обследовании новые результаты также расположатся тесной группой. Возможные изменения ранговых мест испытуемых будут незначительными, и, следовательно, надежность методики будет высокой. Такое же неоправданное завышение надежности может возникнуть при анализе результатов выборки, состоящей из группы, имеющей очень высокие результаты, и из группы с очень низкими оценками по тесту. Тогда эти далеко отстоящие друг от друга результаты не будут перекрываться, даже если и вмешаются в условия эксперимента случайные факторы. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на которой определялась надежность методики.

В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п. Для каждой такой выборки приводятся свои коэффициенты надежности. Приводимый показатель надежности применим только к группам, подобным тем, на которых он определялся. Если методика применяется к выборке, отличающейся от той, на которой проверялась ее надежность, то эта процедура должна быть проведена заново [6].

В контексте статистического оценивания достоверности эмпирических результатов вводится понятие надежности данных. Надежными считаются данные, которые при повторном их получении в тех же процедурных условиях дают незначимые отклонения от первоначальных величин. В этом случае надежность связывается не просто со стабильностью тех или иных эффектов, а также с требованием их вероятностной оценки на основе статистических решений. Ненадежность данных психологического исследования может быть следствием множества причин: колебания самих измеряемых переменных, ошибки измерения, влияния побочных факторов, обеспечивающих несистематические сдвиги в фиксируемых показателях, и т.д. [3, с.49].  Чем выше надежность теста или методики, тем они относительно свободнее от погрешностей измерения.

IIчасть. Феномен знакомых незнакомцев в экспериментах с.Милграма

Едва ли не самой характерной чертой жизни большого города является то, что мы, горожане, зачастую прекрасно знаем в лицо множество людей, но при этом никак с ними не взаимодействуем… Мне, к примеру, в течение нескольких лет практически ежедневно приходилось выстаивать на пригородной платформе в компании постоянных попутчиков; ни с одним из которых я так и не свел знакомства. Люди и их физиономии в такой ситуации как бы слиты с окружающей обстановкой и воспринимаются скорее как элемент декорации, чем как действующие лица, с которыми можно вступить в диалог или хотя бы обменяться молчаливыми приветствиями.

Гарри Фром (один из моих учеников) как-то написал, что такие вот знакомые незнакомцы являются конечным продуктом сложного процесса, который, подобно дружбе, требует времени и так же приводит к возникновению устойчивых, хотя и «замороженных»отношений. Знакомым незнакомцем становится тот, кого вы:

1) имеете возможность наблюдать;

2) неоднократно в течение определенного периода времени;

3) без какого бы то ни было реального взаимодействия.

Существует еще одно железное правило, касающееся всех знакомых незнакомцев: сойдя с подмостков, на которых обычно происходят их рутинные встречи, они весьма охотно идут на контакт. Можно с большой долей уверенности утверждать, что при встрече в каком-нибудь захолустье эти люди опознают друг друга, вступят в разговор и даже ощутят прилив почти родственных чувств. Почему же люди, из года в год безмолвно взиравшие друг на друга, в иной обстановке изъявляют готовность пообщаться между собой?

Барьер отчуждения между знакомыми незнакомцами труднопреодолим, — например, в случае нужды они скорее предпочтут обратиться с вопросом к абсолютно незнакомому человеку, чем к знакомому, но формально «не представленному».

Чрезвычайные обстоятельства, такие, как, например, наводнение, помогают людям преодолеть анонимность отношений. Впрочем, подобное событие само по себе имеет преходящий характер и, таким образом, не влечет долговременных обязательств, и возникшие отношения длятся не дольше, чем восстанавливается заведенный порядок.

Какое-то время назад группа студентов Университета Нью-Йорка предприняла попытку исследовать феномен знакомого незнакомца. Они вставали рано утром и отправлялись на пригородные железнодорожные станции. Они фотографировали толпящихся там людей, стоящих плечом к плечу с устремленными вдаль взглядами

Каждая персона, запечатленная на таком групповом портрете, была пронумерована, снимки — размножены и примерно через неделю вручены попавшим в кадр пассажирам вместе с распечаткой текста, поясняющего суть эксперимента и бланком вопросника. Восемьдесят девять с половиной процентов опрошенных указали на снимках по крайней мере одного человека, попадающего в категорию знакомого незнакомца. В среднем на каждого пассажира пришлось по четыре человека, чьи лица ему были хорошо знакомы, но с которыми он ни разу не говори^, и пример но по полторы особы, с которыми ему доводилось беседовать. Среди знакомых незнакомцев выявились даже ≪социометрические звезды≫, которые были опознаны большим количеством тестируемых, но с которыми никому из них не приходилось общаться.

Многие опрошенные пассажиры говорили, что они нередко размышляют о своих молчаливых попутчиках, пытаясь вообразить, какая у них жизнь, какая работа, что им нравится и так далее, выстраивая таким образом со знакомыми незнакомцами цепочку воображаемых отношений, которым никогда не суждено перейти в действие.

Тем не менее эти отношения на деле весьма реальны, ибо между обоими субъектами таких отношений существует негласное соглашение игнорировать друг друга, и соглашение это отнюдь не замешано на какой-либо тайной вражде. Такое положение вещей весьма устойчиво и только нечто из ряда вон выходящее способно его переменить. Рассмотрим пример. Одна женщина упала на улице Бруклина неподалеку от своего дома. На свое счастье, она оказалась ≪знакомой незнакомкой≫другой женщины, проживающей на этой же улице. Та отнеслась с полным сочувствием к потерявшей сознание несчастной. Она не только вызвала скорую помощь, но и сопроводила незнакомку в клинику, во-первых, чтобы убедиться, что больной окажут необходимую помощь, а во-вторых, чтобы не вводить в искушение санитаров, показавшихся ей нечистыми на руку. Еще та женщина призналась, что она вдруг почувствовала ответственность за судьбу особы, с которой долгие годы встречалась на улице, никогда, впрочем, не испытывая нужды ей кивнуть или вступить в разговор.

Таким образом, статус знакомого незнакомца подразумевает отнюдь не полное отсутствие взаимоотношений, напротив, они налицо, но это очень специфические отношения, обладающие самостоятельной ценностью и подчиняющиеся особой логике развития.

Каковы же истоки этого феномена? Думается, что его можно понимать как своеобразную реакцию на перегрузку: для того чтобы справиться с мощным потоком поступающей к нам внешней информации, мы фильтруем ее, позволяя себе вступать лишь в ослабленные формы информационного взаимодействия. В случае со знакомым незнакомцем мы спокойно относимся к тому, что выступаем в качестве объекта зрительного восприятия, но отсекаем возможность дальнейшего развития отношений. Отчасти это происходит потому, что обработка чувственно воспринятой информации о человеке требует значительно меньше времени, чем осмысление социальных взаимодействий с ним. Чтобы визуально воспринять человека, достаточно одного взгляда, для вступления в социальный контакт требуется гораздо больше времени. Если бы распределение временных затрат было прямо противоположным, а именно если бы чувственное восприятие занимало больше времени, чем социальная коммуникация, возник бы совершенно другой феномен: чаще всего мы разговаривали бы с теми людьми, на визуальное восприятие которых у нас не было бы времени [4, с.75-77].

III часть. Задание 1

Психология – наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики. (М.В. Гамезо, И.А.Домашенко «Атлас по психологии»)

Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности (В.В. Богословская, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова «Общая психология»)

Психология (от др. греч. ψυχή — «душа»; λόγος — «знание») — наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов (В.Н. Дружинин «Психология»).

Задание 2

Таблица 1 — Основные этапы в истории развития психологии

Этап

Предмет изучения

Ученые

Содержание этапа

IДонаучный (VII-VI вв. до н.э.)

Душа

Демокрит, Лукреций, Эпикур, Платон, Аристотель, Теофраст, Гиппократ

данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

IIФилософский (конец XVIII – начало XIX в.)

Сознание

Р.Декарт, Спиноза, Г.Лейбниц, Христиан Вольфом, Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм, Д.Гартли, Г.Спенсер, К.Гельвеция , В.Вундт, Г.Эббингауз, Т.Рибо, А.Бине, М. Бехтерев

характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов.

III(экспериментальный этап — XX в.)

Поведение

Д. Уотсон,  Эдвард Толмен, Б. Скиннер, Дж. Хоманс, Дж. Мид, Д. Доллард, А. Бандура

характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;

характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

IV современная психология

факты, закономерности и механизмы психики

С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мяснщев, А.Ц. Пуни, Д.Н. Узнадзе, П.И. Знченко

Психология как наука сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения

Задание 3

Таблица 2 – Основные направления психологии

Направления

Описание

Представители

Бихевиоризм

 В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»).

Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Дж.Уотсон, Э.Ч.Толмен, К.Л.Халл, Б.Ф.Скиннер, Э.Торндайк, А.Бандура, Дж.Роттер

Психоанализ

общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бесс По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер

Гештальтпсихология

одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона).

М.Вертгеймер, В.Келер, К.Кофка, К.Левин, Ф.Ф.Соломон Перлз

Гуманистическая психология

направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека.

К.Роджерс, А.Маслоу, Г.В.Олпорт, В.Э.Франкл, Поло Риз Мэй

Когнитивная психология

Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность; раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений, также когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение.

Жан Пиаже, Дж.С.Брунер

Отечественная психология

Прежде всего отметим естественнонаучное направление, имеющее давние, идущие от М. В. Ломоносова, традиции, воплотившиеся в рассматриваемый период в работах В. М, Бехтерева, создателя направления, называемого «рефлексология». Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психических явлений физиологические . принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Учеными было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое — свойство физиологического; физиологическое материально, психическое идеально; психическое отражение — идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Прогресс психологии прямо зависит от потребности общества в психологическом знании и его практической полезности. Сама потребность общества обусловлена уровнем развития сфер науки и культуры, производительных сил, социальной организации.

Б.Г.Ананьев, М.Я.Басов, В.М.Бехтерев, П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.Р.Лурия, И.П.Павлов, С.Л.Рубиштейн, И.М.Сеченов, Б.М.Теплов, Д.М.Узнадзе, Д.Б.Эльконин

Задание 4. Установите соответствие между познавательным психическим процессом и его описанием

Таблица 3

Познавательный процесс

Описание

Ощущение

высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в её существенных связях и отношениях.

Восприятие

форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Воображение

произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Мышление

простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, её предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

Память

целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Внимание

познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений.

Задание 5. Установите соответствие между основными методами психологии и их описанием

Таблица 4

Метод

Описание

Наблюдение

метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений

Эксперимент

преднамеренное систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Тест

метод психологического исследования, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы

Опрос

проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого

Задание 6. Заполните пробелы в предложениях, касающиеся видов ощущений

1. Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.

2. Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.

3. Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма.

Задание 7. Заполните пробелы в предложениях, касающиеся процессов памяти

1. Сохранение – это процесс переработки и удержания информации.

2. Забывание – это процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

3. Воспроизведение – это процесс извлечения из памяти сохраненного материала.

4. Запоминание – это процесс в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Задание 8. Заполните пробелы в предложениях, касающиеся видов экспериментов

1. Лабораторный эксперимент, протекает в специально созданных и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов.

2. Формирующий эксперимент – это метод исследования психического развития детей в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса.

3. Естественный эксперимент – это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

Задание 9. Для каких профессий необходимы следующие виды способностей

Мнемические – педагог, юрист;

Интеллектуальные – ученый, искусствовед;

Коммуникативные – журналист, агент по недвижимости;

Художественные – поэт, режиссер;

Психомоторные – спортсмен, спасатель;

Эмпатийные – врач, чиновник;

Творческие – дизайнер, архитектор;

Вокальные – певец, преподаватель музыки;

Сенсорно-перцептивные (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые) – дегустатор, повар;

Организаторские – менеджер, предприниматель ;

Учебные – воспитатель, продавец;

Речевые – диктор, администратор .

Задание 10. Какова взаимосвязь темперамента и характера?

По моему мнению связь между темпераментом и характером велика. Если человек по натуре своей холерик, то он сразу «вспыхнет» при любой неудаче, например, и его будет нелегко успокоить. О таком скажут «тяжелый характер». Я встречала такой пример в школьные годы в своем классе. Парню нельзя было поставить неудовлетворительную оценку даже за плохой ответ. Он крушил все на своем пути. И воспитать в нем покладистый характер было невозможно.

Темперамент закладывается при рождении, а характер формируется при жизни, я бы так сказала «характер подстраивается под темперамент при жизни». Ведь даже в одной семье дети разные, у них разные характеры (хотя воспитывают их одинаково).

А все потому что малыши имеют разные темпераменты. Конечно, этот вопрос остается открытым, его пытаются разобрать многие ученые. Лично я считаю, что в меланхолике не воспитать лидерские способности. Как тут ни старайся. И также общительность флегматика или сангвиника будет по-разному проявляться у людей с разными характерами. Поэтому у меня напрашивается вывод, что основу составляет темперамент, а характер сформируется под воздействием различных факторов ( воспитание, отношения в семье, общества и др.).

Список использованных источников

1 Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Пер.с англ. Ч.А.Измайлова и В.В.Петухова; науч.ред.рус.текста Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: Издательский центр «Академия»,2005.-368 с.

2 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007 – 320 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

3 Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2003.– 381 с.

4 Милграм С. Эксперимент в социальной психологии – СПб.: Издательство «Питер», 2000 – 336 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

5 ПСИХОЛОГОС. Энциклопедия практической психологии. Организация психологического эксперимента. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/organizaciya_psihologicheskogo_eksperimenta

6 Психология. К.М. Гуревч, Е.М.Борисова. Психологическая диагностика: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО.,2000. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookucheba.com/issledovanie-psihologii-knigi/nadejnost-validnost-24864.html